ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Регулирование предпринимательской 4 страницаПроцесс концентрации производства служит важным фактором развития интеграционных процессов и повышения эффективности экономики. Поэтому задачей органов ЕС является создание препятствий для чрезмерной концентрации экономической власти. При этом запрещается не сам по себе процесс концентрации, а злоупотребления, вытекающие из захвата доминирующих позиций. В декабре 1989 г. была принята Инструкция № 4064/89 о наделении Комиссии правом контроля за слияниями и объединениями фирм стран-членов, дополняющая статьи 85 и 86 Римского договора. Этот документ предоставил Комиссии право осуществлять предварительный контроль за сделками по слиянию и поглощению. Объектом регулирования стали крупные слияния. Совокупный оборот участвующих в таких операциях компаний должен составлять более 2 млрд. ЭКЮ, а оборот двух из объединяющихся 453 компаний в пределах ЕС — 250 млн. ЭКЮ. Фирмы должны заранее поставить Комиссию в известность о предстоящем слиянии или поглощении. Предварительное заключение об отсутствии нарушения правил конкуренции выдается Комиссией в течение четырех недель после представления документов о соглашении. При наличии сомнений условия сделки рассматриваются в течение последующих четырех месяцев. В сентябре 1990 г. вступил в силу закон о контроле за слиянием фирм в основу которого была положена Инструкция 4064/89 (далее Инструкция). Согласно Инструкции, дела о слиянии и поглощении фирм, действующих на территории Общего рынка, передаются в ведение Европейской комиссии, в то время как у национальных органов контроля отнимается большая часть компетенции в этих вопросах. Комиссия должна быть уведомлена о слиянии или поглощении фирм в масштабах ЕС. Инструкция № 2367/90, которая ввела в действие Инструкцию № 4064/89, определяет содержание уведомлений, временные пределы в отношении уведомлений и процедуры, имеющие отношение к заслушиванию участвующих сторон. Комиссией были также изданы два извещения, предоставляющие подробные пояснения новых положений, содержащихся в Инструкции. В первом извещении определяется разница между «концентрирующимися» и «кооперирующимися» совместными предприятиями. Концентрирующиеся совместные предприятия выполняют все функции самостоятельной экономической единицы, действующей на постоянной основе без согласования конкурентного поведения сторон, составляющих совместное предприятие. Кооперирующиеся предприятия имеют целью или результатом деятельности координацию конкурентного поведения предприятий, сохраняющих свою независимость. Во втором извещении приведены указания, дополнительно ограничивающие меры по приобретению одной компанией другой. Комиссия должна быть уведомлена о слиянии или поглощении в течение одной недели с момента принятия решения, объявления публичных торгов или покупки контрольного пакета, в зависимости от того, что наступит раньше. В случае, если слияние не создает препятствий для нормальной конкуренции, Комиссия должна объявить свое решение по этому вопросу в течение 1 месяца. Этот срок может быть продлен до 6 недель, если одно из государств-членов обратится в Комиссию с информацией о том, что предполагаемое слияние грозит создать или усилить доминирующее положение какой-либо компании на отдельном рынке на его территории. Тогда, когда предполагаемое слияние может негативно повлиять на конкуренцию, Комиссия в течение 1 месяца или 6 недель принимает решение о начале судебного разбирательства по вопросу предполагаемой сделки. Это разбирательство проходит в течение следующих 4 месяцев. За это время Комиссия должна объявить сделку соответствующей или несоответствующей законам ЕС. В последнем случае Комиссия запретит сделку. Отсчет времени начинается на следующий день после того как Комиссия получит уведомление. Однако, если информация, содержащаяся в уведомле- 454 нии, приводит недостаточное количество фактов, Комиссия может не начинать отсчет времени до тех пор, пока не получит все данные. В этом случае Комиссия запрашивает недостающие сведения о договаривающихся сторонах и устанавливает точную дату, к которой вся информация должна быть получена. Если сторона не предоставила полную информацию в срок, определенный Комиссией, либо отказалась сотрудничать в расследовании, либо стороны не сообщили об изменениях фактов, о которых говорится в уведомлении, Комиссия может приостановить отсчет четырехмесячного срока. Отсчет возобновляется, когда причина отсрочки устранена. Непредоставление в течение отведенного времени необходимой информации может привести к признанию сделки по слиянию компаний недействительной. Комиссия имеет полномочия наложить штраф на те предприятия, которые не подчиняются ее требованиям или предлагают неверную или вводящую в заблуждение информацию. Слияние должно быть осуществлено как минимум через 3 недели с момента подачи уведомления. Комиссия может увеличить этот период на срок, пока не будет принято окончательное решение. Правила, контролирующие слияния и поглощения фирм в ЕС I. Рамки контроля. Инструкцией предусмотрено, что слияние наступает, если: два или более ранее независимых предприятия объединяются в одно независимое предприятие; лицо, контролирующее предприятие, приобретает частичный или полный контроль над другим предприятием. Под «контролем» понимается возможность каким-либо способом оказывать решающее влияние на предприятие, используя: собственность на активы или права на их использование; права или соглашения, касающиеся решающего влияния в вопросах состава органов Правления, голосования и принятия решений. Таким образом, эффективный контроль может осуществляться даже при наличии менее 50% голосующих акций. В каждом случае Комиссия принимает индивидуальное решение по вопросу о возможности покупателя осуществлять решающее влияние на деятельность предприятия. В одном случае Комиссия решила, что наличие 39% акций в компании, где оставшиеся ценные бумаги были сильно распылены (следующий крупный пакет составлял 4%), было достаточно для осуществления решающего влияния. Комиссия также приняла решение, что слиянием может считаться переход контроля от объединенного правления совместного предприятия к единоличному. При осуществлении слияния необходимо определить, является ли оно сделкой в масштабах ЕС. Если да, то будет применяться Инструкция. Слияние оценивается исходя из размеров мирового оборота, оборота в пределах ЕС и его географического распределения. Слияниями (Communiti dimension) в масштабах ЕС считаются следующие: 455 объединяющиеся предприятия с совокупным мировым оборотом более 5 млрд. ЭКЮ; совокупный оборот в пределах ЕС — более 250 млн ЭКЮ. Исключение составляют чисто национальные слияния. Если каждое из объединяющихся предприятий достигает двух третей своего совокупного оборота в пределах ЕС за счет деятельности в одном и том же государстве-члене, слияние будет признано чисто национальным и не будет подчиняться Инструкции. Совокупный мировой оборот подсчитывается из суммы, полученной объединяющимися предприятиями в предыдущем финансовом году после продажи своих товаров и услуг (после вычета скидок, НДС и других налогов, напрямую связанных с оборотом). Расчет оборота должен включать в себя не только оборот компании, являющейся стороной, участвующей в слиянии, но и группы, к которой она принадлежит, т.е. всех тех предприятий: (1) контрольным пакетом которых владеет данная компания; (2) которые владеют ее контрольным пакетом; (3) остальных предприятий, которые подчинены (1) и (2). Если слияние представляет собой приобретение филиала или какой-либо другой части компании, рассматривается только оборот, относящийся к этой части компании. Особые отрасли. В случае с банками, другими кредитно-финансовыми учреждениями и со страховыми компаниями оборот не подсчитывается, а расчеты производятся на базе соответственно соотношений совокупных активов или страховых взносов. Обязательное уведомление. О слиянии в размерах ЕС необходимо уведомить Комиссию в течение одной недели с момента принятия решения, объявления публичных торгов или приобретения контрольного пакета. Условное соглашение в большинстве случаев будет признано «соглашением», если оно легально связывает стороны и ни одна из сторон не имеет права по своему усмотрению расторгнуть его. Письма о намерении заключить сделку, не связывающие стороны обязательствами, не будут рассматриваться как «соглашения». Комиссия посылает копию уведомления каждому государству-члену, а также публикует краткое объявление о слиянии в «Официальном журнале», приглашая заинтересованные стороны выразить свое отношение к событию. Уведомление должно быть составлено в соответствии с Приложением к Инструкции № 2367/90. Это называется формой СО и требует пространной информации о корпорации и рынке. Объем и сложность этой информации подразумевают, что сторонам необходимо учесть все, что нужно включить в уведомление, на самой ранней стадии планирования процесса объединения. Комиссия имеет право отказаться от получения информации, которая недоступна или не необходима для ее исследования. На практике это право часто используется, что является одним из наиболее важных стимулов для сторон, чтобы связаться с Комиссией и обсудить информацию, которая должна быть предоставлена в уведомлении. По каждому рынку, который оказывается затронутым, необходима подробная информация. Затронутыми рынками называются те, на которых объединившаяся компания занимает долю в 10% и более по производству соот- 456 ветствующего продукта (горизонтальные отношения), или, когда каждая сторона занимает 10% рынка, который входит или включает в себя рынок, на котором действует ее партнер (вертикальные отношения). Стороны должны предоставить подробную информацию по каждому затронутому рынку за последние 3 года. Ими также должна быть предоставлена информация об общих факторах, влияющих на условия на рынке, таких как входные барьеры и научно-исследовательские разработки. Необходима также информация о рынках, на которых доля какой-либо стороны составляет более 25%. Если информация по форме СО не может быть предоставлена, должны быть объяснены причины. Например, когда несколько компаний оспаривают право на покупку предприятия, оно может не предоставлять покупателям всю информацию. Однако после рассмотрения информации, содержащейся в заполненной форме СО, Комиссия проводит переговоры с продаваемой компанией или с третьими лицами, такими как поставщики или покупатели, для получения дополнительной информации или мнений по поводу предполагаемой сделки. Кроме того, необходимо предоставить копии отчетов и анализа, проведенных в связи с предстоящим слиянием, включая те, которые показывают долю фирмы на рынке. Перед подготовкой подобных документов необходимо иметь в виду тот факт, что их следует открыть для Комиссии. В большинстве случаев уведомить Комиссию должны все стороны сделки. В случае публичных торгов это возлагается на покупателя. 2. Критерии оценки слияния фирм. Комиссия оценивает слияния исходя Понятие «доминирование» не определено в Инструкции, но в ней сказано, что доля рынка в 25% и ниже является «указателем» на то, что слияние совместимо с интересами ЕС. На практике Комиссия очень узко определяет соответствующие рынки продуктов. В основном за соответствующий географический рынок принимается вся территория ЕС, но в некоторых случаях национальные рынки рассматриваются отдельно. Однако даже очень высокая доля на рынке (до 80%) может быть признана совместимой с требованием ЕС, если за рынок идет острое соперничество. 3. Процедуры. Если в процессе расследования Комиссия придет к пред 457 ное заявление о протесте. Комиссия также проводит устные переговоры со сторонами и с заинтересованными третьими лицами. Комиссия поддерживает отношения с государствами-членами на всем протяжении процесса и перед принятием окончательного решения совещается с Консультационным комитетом, в который входят представители всех государств-членов. 4. Меры против нарушения правил. (1) Запреты. Комиссия может запретить слияние. Она может также объявить сделку незаконной или принять соответствующие меры, если слияние все-таки произошло. (2) Штрафы. Комиссия может наложить штраф в размере до 10% от оборота сторон, которые совершили сделку, во время подготовительного периода или после того как Комиссия издала запрещение о слиянии, а также на тех, которые отказались выполнить какие-либо действия, предписанные им Комиссией. (3) Гарантии. Стороны могут попытаться избежать принятия Комиссией решения, запрещающего слияние, путем предоставления соответствующих гарантий. На практике гарантии включают: продажу части ценных бумаг конкурирующим компаниям; разрыв связей с важнейшим покупателем и реорганизацию отношений при сбыте с предоставлением исключительного права. Органы контроля за слияниями и поглощениями в ЕС 1. Комиссия. Комиссия ответственна за получение обязательных пре 2. Европейский суд. Решение Комиссии может быть опротестовано в 3. Государства-члены. Основной принцип заключается в том, что го
• вмешаться, если оно докажет Комиссии, что слияние грозит создать • также действовать параллельно с Комиссией по вопросам, не касаю 458 И, наоборот, государство-член может попросить Комиссию вмешаться в слияние, которое не достигает масштабов ЕС. Такие запросы могут быть сделаны в течение одного месяца со дня слияния или со дня, когда государству-члену стало об этом известно. На практике маловероятно, что Великобритания или другие государства-члены, у которых есть своя законодательная база по контролю за слияниями, обратятся к Комиссии с подобными запросами, но остальные государства-члены могут использовать такую возможность. Несмотря на то, что механизм регулирования в данной области еще недостаточно эффективен, все же контроль со стороны ЕС за злоупотреблением доминирующим положением препятствует свободному заключению соглашений с целью монополизации той или иной рыночной ниши. Более того, санкции, применяемые Комиссией к компаниям-монополистам, постоянно ужесточаются и злоупотребление доминирующим положением становится все более дорогим удовольствием. В последние годы органы ЕС осуществляют более гибкий подход к согласованной деятельности предприятий. Это связано прежде всего с усилением интеграционных процессов в Европе, с ростом внешней конкуренции. Комиссия чаще стала разрешать заключение картельных соглашений, создание совместных проектов и объединений. Регулирование в данной области распространяется и на все виды экономической деятельности компаний третьих стран на рынке ЕС. Таким образом, принятые унифицированные правила в этой области препятствуют распространению недобросовестной практики в рамках Европейского Союза, в том числе иностранных предпринимателей. 21.3.3. Антилемпинговые меры, применяемые в ЕС Основным средством защиты внутреннего рынка ЕС от иностранной конкуренции являются антидемпинговые меры. В декабре 1994 г. были утверждены новые правила по борьбе с недобросовестной торговлей, которые практикуют третьи страны, а также пересмотрены правила, касающиеся качества продукции ЕС и ограничений на импорт. Антидемпинговые меры предусматривают в качестве важнейшего средства — применение антидемпинговых пошлин. Антидемпинговые пошлины устанавливаются в тех случаях, когда экспортные товары продаются по заниженным или так называемым демпинговым ценам. Антидемпинговые правила имеются во всех промышленно развитых странах. В соответствии с регламентом Совета ЕС N 2423/88 от 1988 г. «товар может рассматриваться как предмет демпинга, если его экспортная цена при поставках в страны Сообщества оказывается ниже «нормальной стоимости» аналогичного товара». Установление факта демпинга и наносимого им ущерба проводится Комиссией ЕС по представлению жалобы местного производителя. Если экспортеру из третьей страны не удается доказать обоснованность цен на поставляемый товар, Комиссия ЕС выносит решение о введении в дополнение к обычной таможенной пошлине дополнительной антидемпинговой пошлины, которая, как правило устанавливается на уровне, нередко закрываю- 459 щем доступ данного товара на рынки стран ЕС, поскольку вводится одновременно на ввоз во все 15 стран-членов. Комиссия ЕС в последние годы часто прибегала к антидемпинговым мерам как средству защиты местных производителей от конкуренции. Это касается прежде всего стран Азии, в частности, Южной Кореи, Японии, в основном по продукции электронной и текстильной промышленности. Демпинг внутри ЕС исключается, так как дешевый товар должен вернуться в страну происхождения по такой же низкой цене. Комиссия ЕС при проведении антидемпинговой процедуры руководствуется следующими критериями: установление «нормальной стоимости» и «нормальной цены товара»; установление факта нанесения ущерба производству аналогичного товара в странах ЕС. Согласно методу расчета, применяемому ЕС, под «нормальной ценой» товара понимается цена, по которой аналогичный товар реализуется на внутреннем рынке страны импортера или на внутренних рынках третьих стран, включая страны ЕС. Под «сконструированной» (расчетной) стоимостью аналогичного товара на рынке третьей страны понимается стоимость товара, полученная путем сложения фактических издержек производства и разумного объема прибыли. При этом издержки производства исчисляются на основе всех расходов, сделанных в стране происхождения товара, включая стоимость производства, материалов, расходов на продажу, содержание аппарата управления и др. общих расходов. Если «нормальная цена» и «сконструированная стоимость» не могут быть взяты за основу расчета, учитывается цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за аналогичный товар в странах ЕС, включающая разумный размер прибыли. Сравнение цены экспортера и «нормальной цены» должно производиться на одной и той же базе (франко-завод) и применительно к коммерческим операциям одного и того же периода. Обе цены должны быть сопоставимы по качественным характеристикам товара, количеству и условиям поставки, включая послепродажное обслуживание с учетом расходов по транспортировке, складированию, перегрузке, страхованию и др. При установлении факта «ущерба» необходимо доказательство фактических или реально возможных потерь тех местных производителей, на долю которых приходится большая часть производства данного товара в ЕС. При этом для принятия защитных мер должно быть доказано, что нанесенный ущерб является существенным («материальным»). Кроме того, во внимание принимаются объем импорта по демпинговым ценам и его величина по отношению к объемам производства и потребления данного товара в ЕС, а также влияние импорта на уровень цен и производство, в частности, загрузку производственных мощностей у местных производителей, складские запасы, продажи, прибыль, занятость и пр. Согласно правилам ЕС, антидемпинговая процедура должна быть, как правило, завершена в течение одного года с момента начала разбирательства. В случае, если факт демпинга доказан, вопрос может быть урегулирован: принятием экспортером обязательства повысить цену или сократить количество поставляемого товара; установлением антидемпинговой пошлины. В первом случае экспортер берет на себя обязательство поставлять то- 460 вар в страны ЕС по иенам не ниже согласованных минимальных цен или в согласованных количествах, а также предоставлять в Комиссию ЕС информацию об объеме и ценах поставок и разрешать их проверку. Во втором случае антидемпинговые пошлины обычно вводятся сначала как временные, а затем (если необходимо) преобразовываются в окончательные. Временные пошлины устанавливаются на период проведения антидемпинговой процедуры сроком 4 месяца с возможностью продления еще на 2 месяца. В течение этого времени товар свободно проходит таможню страны импортера для внутреннего потребления при условии внесения экспортером залога на сумму подлежащих взысканию временных антидемпинговых пошлин. Залог возвращается экспортеру тогда, когда факт демпинга не установлен. В противном случае вводятся окончательные демпинговые пошлины по размерам, соответствующим временной пошлине. Согласно правилам ЕС, уровень антидемпинговой пошлины не должен превышать установленной величины демпинга, но может быть и ниже ее. Ставки антидемпинговых пошлин фиксируются одним из следующих способов: в процентах от экспортной цены товара на границе ЕС до уплаты таможенной пошлины; в виде определенной, не изменяемой в течение срока действия, суммы в ЭКЮ за единицу продукции; как разница между экспортной ценой на границе ЕС (без таможенной пошлины) и установленной Комиссией ЕС «нормальной ценой» товара. Ставка пошлины в ЭКЮ в этом случае будет скользящей: она уменьшается при повышении экспортной цены и увеличивается при снижении последней. Вследствие этого фактически исключается возможность ввоза товара по ценам ниже установленного Комиссией ЕС минимального уровня. Антидемпинговые пошлины вводятся на срок 5 лет. В течение этого срока они могут быть пересмотрены по инициативе Комиссии ЕС, государства-члена или любой другой заинтересованной стороны, включая экспортера. Последний вправе при наличии обоснованной аргументации поставить вопрос об их снижении или отмене. По истечении пятилетнего срока антидемпинговые пошлины прекращают свое действие, если со стороны местных производителей не поступит новой жалобы. Согласно правилам ЕС, товары, произведенные в странах ЕС, могут облагаться антидемпинговой пошлиной, если стоимость импортных материалов и комплектующих частей в общей стоимости готового изделия превышает 50%. Это касается тех случаев, когда сборка товара производится на предприятиях, принадлежащих экспортеру, или в кооперации с местными производителями. ЕС расширил действие антидемпингового законодательства, действующего с 6 октября 1995 г., и распространил его на импорт в страны ЕС, таких товаров как ферросилициевый марганец, ввозимый из Южной Африки, России, Украины, Бразилии, КНР; на никель из России; на бесшовные стальные трубы из Восточной Европы и России; на аммиачную селитру из России; на хлористый калий из России, Белоруссии и Украины; на азотные удобрения из России; на хлопок из КНР, Египта, Индии, Индонезии, Пакистана, Турции; калийных удобрений из России и Белоруссии. 461 Глава 22_________________________________ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|