Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Регулирование предпринимательской 4 страница




Процесс концентрации производства служит важным фактором разви­тия интеграционных процессов и повышения эффективности экономики. По­этому задачей органов ЕС является создание препятствий для чрезмерной кон­центрации экономической власти. При этом запрещается не сам по себе про­цесс концентрации, а злоупотребления, вытекающие из захвата доминиру­ющих позиций. В декабре 1989 г. была принята Инструкция № 4064/89 о наделении Комиссии правом контроля за слияниями и объединениями фирм стран-членов, дополняющая статьи 85 и 86 Римского договора. Этот доку­мент предоставил Комиссии право осуществлять предварительный контроль за сделками по слиянию и поглощению. Объектом регулирования стали круп­ные слияния. Совокупный оборот участвующих в таких операциях компаний должен составлять более 2 млрд. ЭКЮ, а оборот двух из объединяющихся

453


компаний в пределах ЕС — 250 млн. ЭКЮ. Фирмы должны заранее поста­вить Комиссию в известность о предстоящем слиянии или поглощении. Пред­варительное заключение об отсутствии нарушения правил конкуренции вы­дается Комиссией в течение четырех недель после представления документов о соглашении. При наличии сомнений условия сделки рассматриваются в течение последующих четырех месяцев.

В сентябре 1990 г. вступил в силу закон о контроле за слиянием фирм в основу которого была положена Инструкция 4064/89 (далее Инструкция). Согласно Инструкции, дела о слиянии и поглощении фирм, действующих на территории Общего рынка, передаются в ведение Европейской комис­сии, в то время как у национальных органов контроля отнимается большая часть компетенции в этих вопросах. Комиссия должна быть уведомлена о слиянии или поглощении фирм в масштабах ЕС. Инструкция № 2367/90, которая ввела в действие Инструкцию № 4064/89, определяет содержание уведомлений, временные пределы в отношении уведомлений и процедуры, имеющие отношение к заслушиванию участвующих сторон.

Комиссией были также изданы два извещения, предоставляющие под­робные пояснения новых положений, содержащихся в Инструкции. В пер­вом извещении определяется разница между «концентрирующимися» и «коо­перирующимися» совместными предприятиями. Концентрирующиеся совме­стные предприятия выполняют все функции самостоятельной экономичес­кой единицы, действующей на постоянной основе без согласования конку­рентного поведения сторон, составляющих совместное предприятие. Коопе­рирующиеся предприятия имеют целью или результатом деятельности коор­динацию конкурентного поведения предприятий, сохраняющих свою неза­висимость. Во втором извещении приведены указания, дополнительно ог­раничивающие меры по приобретению одной компанией другой. Комиссия должна быть уведомлена о слиянии или поглощении в течение одной недели с момента принятия решения, объявления публичных торгов или покупки контрольного пакета, в зависимости от того, что наступит раньше.

В случае, если слияние не создает препятствий для нормальной кон­куренции, Комиссия должна объявить свое решение по этому вопросу в те­чение 1 месяца. Этот срок может быть продлен до 6 недель, если одно из государств-членов обратится в Комиссию с информацией о том, что предпо­лагаемое слияние грозит создать или усилить доминирующее положение ка­кой-либо компании на отдельном рынке на его территории.

Тогда, когда предполагаемое слияние может негативно повлиять на конкуренцию, Комиссия в течение 1 месяца или 6 недель принимает реше­ние о начале судебного разбирательства по вопросу предполагаемой сделки. Это разбирательство проходит в течение следующих 4 месяцев. За это время Комиссия должна объявить сделку соответствующей или несоответствующей законам ЕС. В последнем случае Комиссия запретит сделку.

Отсчет времени начинается на следующий день после того как Комиссия получит уведомление. Однако, если информация, содержащаяся в уведомле-

454


нии, приводит недостаточное количество фактов, Комиссия может не начи­нать отсчет времени до тех пор, пока не получит все данные. В этом случае Комиссия запрашивает недостающие сведения о договаривающихся сторонах и устанавливает точную дату, к которой вся информация должна быть получена. Если сторона не предоставила полную информацию в срок, опреде­ленный Комиссией, либо отказалась сотрудничать в расследовании, либо стороны не сообщили об изменениях фактов, о которых говорится в уведом­лении, Комиссия может приостановить отсчет четырехмесячного срока. От­счет возобновляется, когда причина отсрочки устранена. Непредоставление в течение отведенного времени необходимой информации может привести к признанию сделки по слиянию компаний недействительной. Комиссия име­ет полномочия наложить штраф на те предприятия, которые не подчиняют­ся ее требованиям или предлагают неверную или вводящую в заблуждение информацию. Слияние должно быть осуществлено как минимум через 3 не­дели с момента подачи уведомления. Комиссия может увеличить этот период на срок, пока не будет принято окончательное решение.

Правила, контролирующие слияния и поглощения фирм в ЕС

I. Рамки контроля. Инструкцией предусмотрено, что слияние насту­пает, если:

два или более ранее независимых предприятия объединяются в одно независимое предприятие;

лицо, контролирующее предприятие, приобретает частичный или пол­ный контроль над другим предприятием.

Под «контролем» понимается возможность каким-либо способом ока­зывать решающее влияние на предприятие, используя:

собственность на активы или права на их использование;

права или соглашения, касающиеся решающего влияния в вопросах состава органов Правления, голосования и принятия решений.

Таким образом, эффективный контроль может осуществляться даже при наличии менее 50% голосующих акций. В каждом случае Комиссия при­нимает индивидуальное решение по вопросу о возможности покупателя осу­ществлять решающее влияние на деятельность предприятия. В одном случае Комиссия решила, что наличие 39% акций в компании, где оставшиеся цен­ные бумаги были сильно распылены (следующий крупный пакет составлял 4%), было достаточно для осуществления решающего влияния. Комиссия также приняла решение, что слиянием может считаться переход контроля от объединенного правления совместного предприятия к единоличному.

При осуществлении слияния необходимо определить, является ли оно сделкой в масштабах ЕС. Если да, то будет применяться Инструкция. Сли­яние оценивается исходя из размеров мирового оборота, оборота в пределах ЕС и его географического распределения.

Слияниями (Communiti dimension) в масштабах ЕС считаются сле­дующие:

455


объединяющиеся предприятия с совокупным мировым оборотом бо­лее 5 млрд. ЭКЮ;

совокупный оборот в пределах ЕС — более 250 млн ЭКЮ.

Исключение составляют чисто национальные слияния. Если каждое из объединяющихся предприятий достигает двух третей своего совокупного оборота в пределах ЕС за счет деятельности в одном и том же государстве-члене, слияние будет признано чисто национальным и не будет подчиняться Инструкции. Совокупный мировой оборот подсчитывается из суммы, полу­ченной объединяющимися предприятиями в предыдущем финансовом году после продажи своих товаров и услуг (после вычета скидок, НДС и других налогов, напрямую связанных с оборотом). Расчет оборота должен включать в себя не только оборот компании, являющейся стороной, участвующей в слиянии, но и группы, к которой она принадлежит, т.е. всех тех предприя­тий: (1) контрольным пакетом которых владеет данная компания; (2) кото­рые владеют ее контрольным пакетом; (3) остальных предприятий, которые подчинены (1) и (2). Если слияние представляет собой приобретение фили­ала или какой-либо другой части компании, рассматривается только оборот, относящийся к этой части компании.

Особые отрасли. В случае с банками, другими кредитно-финансовы­ми учреждениями и со страховыми компаниями оборот не подсчитывается, а расчеты производятся на базе соответственно соотношений совокупных ак­тивов или страховых взносов.

Обязательное уведомление. О слиянии в размерах ЕС необходимо уведо­мить Комиссию в течение одной недели с момента принятия решения, объявле­ния публичных торгов или приобретения контрольного пакета. Условное согла­шение в большинстве случаев будет признано «соглашением», если оно легаль­но связывает стороны и ни одна из сторон не имеет права по своему усмотрению расторгнуть его. Письма о намерении заключить сделку, не связывающие сто­роны обязательствами, не будут рассматриваться как «соглашения».

Комиссия посылает копию уведомления каждому государству-члену, а так­же публикует краткое объявление о слиянии в «Официальном журнале», пригла­шая заинтересованные стороны выразить свое отношение к событию. Уведомле­ние должно быть составлено в соответствии с Приложением к Инструкции № 2367/90. Это называется формой СО и требует пространной информации о кор­порации и рынке. Объем и сложность этой информации подразумевают, что сторонам необходимо учесть все, что нужно включить в уведомление, на самой ранней стадии планирования процесса объединения. Комиссия имеет право от­казаться от получения информации, которая недоступна или не необходима для ее исследования. На практике это право часто используется, что является одним из наиболее важных стимулов для сторон, чтобы связаться с Комиссией и обсу­дить информацию, которая должна быть предоставлена в уведомлении.

По каждому рынку, который оказывается затронутым, необходима под­робная информация. Затронутыми рынками называются те, на которых объе­динившаяся компания занимает долю в 10% и более по производству соот-

456


ветствующего продукта (горизонтальные отношения), или, когда каждая сто­рона занимает 10% рынка, который входит или включает в себя рынок, на котором действует ее партнер (вертикальные отношения). Стороны должны предоставить подробную информацию по каждому затронутому рынку за пос­ледние 3 года. Ими также должна быть предоставлена информация об общих факторах, влияющих на условия на рынке, таких как входные барьеры и научно-исследовательские разработки. Необходима также информация о рынках, на которых доля какой-либо стороны составляет более 25%. Если информация по форме СО не может быть предоставлена, должны быть объяс­нены причины. Например, когда несколько компаний оспаривают право на покупку предприятия, оно может не предоставлять покупателям всю инфор­мацию. Однако после рассмотрения информации, содержащейся в запол­ненной форме СО, Комиссия проводит переговоры с продаваемой компани­ей или с третьими лицами, такими как поставщики или покупатели, для получения дополнительной информации или мнений по поводу предполага­емой сделки. Кроме того, необходимо предоставить копии отчетов и анали­за, проведенных в связи с предстоящим слиянием, включая те, которые показывают долю фирмы на рынке. Перед подготовкой подобных докумен­тов необходимо иметь в виду тот факт, что их следует открыть для Комиссии. В большинстве случаев уведомить Комиссию должны все стороны сделки. В случае публичных торгов это возлагается на покупателя.

2. Критерии оценки слияния фирм. Комиссия оценивает слияния исходя
из их воздействия на рыночные структуры и конкуренцию в ЕЭС. Слияния,
которые могут значительно нарушить конкуренцию в ЕС или в его значитель­
ной части, объявляются несовместимыми с правилами ЕС и запрещаются.
Комиссия должна определить соответствующий рынок продукта и географи­
ческие характеристики рынка, на котором действуют стороны. После этого
Комиссия решает, имеет ли какая-либо из сторон доминирующее положе­
ние на рынке, которое будет усилено предстоящим слиянием; предоставит
ли слияние возможности для создания доминирующего положения на каком-
либо рынке и, наконец, в случае создания или укрепления доминирующего
положения, будут ли нарушены условия нормальной конкуренции на всей
территории ЕС или его части.

Понятие «доминирование» не определено в Инструкции, но в ней ска­зано, что доля рынка в 25% и ниже является «указателем» на то, что слияние совместимо с интересами ЕС. На практике Комиссия очень узко определяет соответствующие рынки продуктов. В основном за соответствующий гео­графический рынок принимается вся территория ЕС, но в некоторых случа­ях национальные рынки рассматриваются отдельно. Однако даже очень вы­сокая доля на рынке (до 80%) может быть признана совместимой с требова­нием ЕС, если за рынок идет острое соперничество.

3. Процедуры. Если в процессе расследования Комиссия придет к пред­
варительному заключению, что слияние вызовет создание концерна, не­
совместимое с требованиями ЕС, Комиссия посылает сторонам письмен-

457


ное заявление о протесте. Комиссия также проводит устные переговоры со сторонами и с заинтересованными третьими лицами. Комиссия поддер­живает отношения с государствами-членами на всем протяжении процесса и перед принятием окончательного решения совещается с Консультацион­ным комитетом, в который входят представители всех государств-членов.

4. Меры против нарушения правил. (1) Запреты. Комиссия может зап­ретить слияние. Она может также объявить сделку незаконной или принять соответствующие меры, если слияние все-таки произошло. (2) Штрафы. Комиссия может наложить штраф в размере до 10% от оборота сторон, кото­рые совершили сделку, во время подготовительного периода или после того как Комиссия издала запрещение о слиянии, а также на тех, которые от­казались выполнить какие-либо действия, предписанные им Комиссией. (3) Гарантии. Стороны могут попытаться избежать принятия Комиссией решения, запрещающего слияние, путем предоставления соответствующих гарантий. На практике гарантии включают: продажу части ценных бумаг кон­курирующим компаниям; разрыв связей с важнейшим покупателем и реорга­низацию отношений при сбыте с предоставлением исключительного права.

Органы контроля за слияниями и поглощениями в ЕС

1. Комиссия. Комиссия ответственна за получение обязательных пре­
дуведомлений о слиянии компаний в масштабах ЕС и оценку влияния этих
слияний на рыночные структуры и конкуренцию. Комиссия принимает ре­
шения исходя из своих оценок и имеет полномочия запретить слияние.

2. Европейский суд. Решение Комиссии может быть опротестовано в
Европейском суде в Люксембурге. Протест должен быть подан в течение двух
месяцев с момента запрещения Комиссией слияния.

3. Государства-члены. Основной принцип заключается в том, что го­
сударства-члены не могут применять свое законодательство о контроле к сли­
яниям в масштабе ЕС. Однако существуют исключения, когда государство-
член может:

 

• вмешаться, если оно докажет Комиссии, что слияние грозит создать
или усилить доминирование, таким образом создавая препятствия для нор­
мальной конкуренции на отдельном рынке на его территории. Комиссия
может либо разобраться с делом самостоятельно, либо отослать его в конт­
рольные органы данного государства. Однако Комиссией было отмечено, что
дела будут передаваться в руки национальных органов только в случаях, когда
соответствующий рынок не может быть защищен никаким другим способом;

• также действовать параллельно с Комиссией по вопросам, не касаю­
щимся конкуренции. К вопросам, которые считаются Комиссией законны­
ми основаниями для вмешательства, относятся: общественная безопасность
(например, бизнес, связанный со стратегической обороной); надзор за тем,
чтобы банки и другие финансовые институты управлялись высококвалифи­
цированными специалистами; наблюдение за тем, чтобы собственность на
информацию не была сильно сконцентрирована. Любые другие вопросы дол­
жны обсуждаться с Комиссией, и только с ее согласия государство-член
может вмешаться для защиты своих интересов.

458


И, наоборот, государство-член может попросить Комиссию вмешать­ся в слияние, которое не достигает масштабов ЕС. Такие запросы могут быть сделаны в течение одного месяца со дня слияния или со дня, когда государству-члену стало об этом известно. На практике маловероятно, что Великобритания или другие государства-члены, у которых есть своя законо­дательная база по контролю за слияниями, обратятся к Комиссии с подоб­ными запросами, но остальные государства-члены могут использовать та­кую возможность.

Несмотря на то, что механизм регулирования в данной области еще недостаточно эффективен, все же контроль со стороны ЕС за злоупотребле­нием доминирующим положением препятствует свободному заключению со­глашений с целью монополизации той или иной рыночной ниши. Более того, санкции, применяемые Комиссией к компаниям-монополистам, по­стоянно ужесточаются и злоупотребление доминирующим положением ста­новится все более дорогим удовольствием.

В последние годы органы ЕС осуществляют более гибкий подход к со­гласованной деятельности предприятий. Это связано прежде всего с усилени­ем интеграционных процессов в Европе, с ростом внешней конкуренции. Комиссия чаще стала разрешать заключение картельных соглашений, созда­ние совместных проектов и объединений. Регулирование в данной области распространяется и на все виды экономической деятельности компаний треть­их стран на рынке ЕС. Таким образом, принятые унифицированные правила в этой области препятствуют распространению недобросовестной практики в рамках Европейского Союза, в том числе иностранных предпринимателей.

21.3.3. Антилемпинговые меры, применяемые в ЕС

Основным средством защиты внутреннего рынка ЕС от иностранной конкуренции являются антидемпинговые меры. В декабре 1994 г. были ут­верждены новые правила по борьбе с недобросовестной торговлей, которые практикуют третьи страны, а также пересмотрены правила, касающиеся ка­чества продукции ЕС и ограничений на импорт.

Антидемпинговые меры предусматривают в качестве важнейшего сред­ства — применение антидемпинговых пошлин. Антидемпинговые пошлины устанавливаются в тех случаях, когда экспортные товары продаются по зани­женным или так называемым демпинговым ценам. Антидемпинговые прави­ла имеются во всех промышленно развитых странах. В соответствии с регла­ментом Совета ЕС N 2423/88 от 1988 г. «товар может рассматриваться как предмет демпинга, если его экспортная цена при поставках в страны Сообще­ства оказывается ниже «нормальной стоимости» аналогичного товара».

Установление факта демпинга и наносимого им ущерба проводится Комиссией ЕС по представлению жалобы местного производителя. Если эк­спортеру из третьей страны не удается доказать обоснованность цен на по­ставляемый товар, Комиссия ЕС выносит решение о введении в дополнение к обычной таможенной пошлине дополнительной антидемпинговой пошли­ны, которая, как правило устанавливается на уровне, нередко закрываю-

459


щем доступ данного товара на рынки стран ЕС, поскольку вводится одно­временно на ввоз во все 15 стран-членов.

Комиссия ЕС в последние годы часто прибегала к антидемпинговым мерам как средству защиты местных производителей от конкуренции. Это касается прежде всего стран Азии, в частности, Южной Кореи, Японии, в основном по продукции электронной и текстильной промышленности. Дем­пинг внутри ЕС исключается, так как дешевый товар должен вернуться в страну происхождения по такой же низкой цене. Комиссия ЕС при проведе­нии антидемпинговой процедуры руководствуется следующими критериями:

установление «нормальной стоимости» и «нормальной цены товара»;

установление факта нанесения ущерба производству аналогичного то­вара в странах ЕС.

Согласно методу расчета, применяемому ЕС, под «нормальной ценой» товара понимается цена, по которой аналогичный товар реализуется на внут­реннем рынке страны импортера или на внутренних рынках третьих стран, включая страны ЕС. Под «сконструированной» (расчетной) стоимостью ана­логичного товара на рынке третьей страны понимается стоимость товара, по­лученная путем сложения фактических издержек производства и разумного объема прибыли. При этом издержки производства исчисляются на основе всех расходов, сделанных в стране происхождения товара, включая стоимость производства, материалов, расходов на продажу, содержание аппарата управ­ления и др. общих расходов. Если «нормальная цена» и «сконструированная стоимость» не могут быть взяты за основу расчета, учитывается цена, фак­тически уплаченная или подлежащая уплате за аналогичный товар в странах ЕС, включающая разумный размер прибыли. Сравнение цены экспортера и «нор­мальной цены» должно производиться на одной и той же базе (франко-завод) и применительно к коммерческим операциям одного и того же периода. Обе цены должны быть сопоставимы по качественным характеристикам товара, количеству и условиям поставки, включая послепродажное обслуживание с учетом расходов по транспортировке, складированию, перегрузке, страхованию и др.

При установлении факта «ущерба» необходимо доказательство фактичес­ких или реально возможных потерь тех местных производителей, на долю кото­рых приходится большая часть производства данного товара в ЕС. При этом для принятия защитных мер должно быть доказано, что нанесенный ущерб является существенным («материальным»). Кроме того, во внимание принимаются объем импорта по демпинговым ценам и его величина по отношению к объемам про­изводства и потребления данного товара в ЕС, а также влияние импорта на уровень цен и производство, в частности, загрузку производственных мощнос­тей у местных производителей, складские запасы, продажи, прибыль, заня­тость и пр. Согласно правилам ЕС, антидемпинговая процедура должна быть, как правило, завершена в течение одного года с момента начала разбира­тельства. В случае, если факт демпинга доказан, вопрос может быть урегу­лирован:

принятием экспортером обязательства повысить цену или сократить количество поставляемого товара;

установлением антидемпинговой пошлины.

В первом случае экспортер берет на себя обязательство поставлять то-

460


вар в страны ЕС по иенам не ниже согласованных минимальных цен или в согласованных количествах, а также предоставлять в Комиссию ЕС инфор­мацию об объеме и ценах поставок и разрешать их проверку.

Во втором случае антидемпинговые пошлины обычно вводятся сначала как временные, а затем (если необходимо) преобразовываются в оконча­тельные. Временные пошлины устанавливаются на период проведения анти­демпинговой процедуры сроком 4 месяца с возможностью продления еще на 2 месяца. В течение этого времени товар свободно проходит таможню стра­ны импортера для внутреннего потребления при условии внесения экспорте­ром залога на сумму подлежащих взысканию временных антидемпинговых пошлин. Залог возвращается экспортеру тогда, когда факт демпинга не уста­новлен. В противном случае вводятся окончательные демпинговые пошли­ны по размерам, соответствующим временной пошлине. Согласно правилам ЕС, уровень антидемпинговой пошлины не должен превышать установлен­ной величины демпинга, но может быть и ниже ее.

Ставки антидемпинговых пошлин фиксируются одним из следующих способов:

в процентах от экспортной цены товара на границе ЕС до уплаты тамо­женной пошлины;

в виде определенной, не изменяемой в течение срока действия, суммы в ЭКЮ за единицу продукции;

как разница между экспортной ценой на границе ЕС (без таможенной пошлины) и установленной Комиссией ЕС «нормальной ценой» товара. Ставка пошлины в ЭКЮ в этом случае будет скользящей: она уменьшается при по­вышении экспортной цены и увеличивается при снижении последней. Вслед­ствие этого фактически исключается возможность ввоза товара по ценам ниже установленного Комиссией ЕС минимального уровня.

Антидемпинговые пошлины вводятся на срок 5 лет. В течение этого срока они могут быть пересмотрены по инициативе Комиссии ЕС, государ­ства-члена или любой другой заинтересованной стороны, включая экспорте­ра. Последний вправе при наличии обоснованной аргументации поставить вопрос об их снижении или отмене. По истечении пятилетнего срока анти­демпинговые пошлины прекращают свое действие, если со стороны местных производителей не поступит новой жалобы. Согласно правилам ЕС, това­ры, произведенные в странах ЕС, могут облагаться антидемпинговой по­шлиной, если стоимость импортных материалов и комплектующих частей в общей стоимости готового изделия превышает 50%. Это касается тех случа­ев, когда сборка товара производится на предприятиях, принадлежащих эк­спортеру, или в кооперации с местными производителями.

ЕС расширил действие антидемпингового законодательства, действу­ющего с 6 октября 1995 г., и распространил его на импорт в страны ЕС, таких товаров как ферросилициевый марганец, ввозимый из Южной Афри­ки, России, Украины, Бразилии, КНР; на никель из России; на бесшов­ные стальные трубы из Восточной Европы и России; на аммиачную селитру из России; на хлористый калий из России, Белоруссии и Украины; на азот­ные удобрения из России; на хлопок из КНР, Египта, Индии, Индонезии, Пакистана, Турции; калийных удобрений из России и Белоруссии.

461


Глава 22_________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных