ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Международные и региональные организации и соглашения в области регулирования промышленной собственности 3 страница335 является доказательством, с одной стороны, ответственности изготовителя, а с другой — и готовности потребителя сделать определенный заказ. Заявление изготовителя, именуемое также заявлением-декларацией, содержит следующие сведения: (1) адрес изготовителя, обозначение изделия; (2) наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается изготовитель; (3) указание о личной ответственности изготовителя за содержание заявления. Представленная информация должна быть основана на результатах испытаний. Заявление поставщика о соответствии может быть обозначено в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации, относящемся к продукции, на ярлыке, этикетке. Доказательство соответствия производится по определенной системе сертификации. В соответствии с Руководством 2 ИСО/МЭК система сертификации — это система, осуществляющая сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления. Системы сертификации действуют на национальном, региональном, международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответствия определенного вида продукции (процесса, услуг), — это система сертификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стандарты, правила, процедуры, относящиеся именно к данной продукции. Сертификат соответствия — это документ, изданный по правилам системы, удостоверяющий, что надлежащим образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стандарта, либо к отдельным разделам или конкретным характеристикам продукта. Знак соответствия — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Знак соответствия ограничен определенной системой сертификации, что указывает на обязанность этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту продукции, маркированной этим знаком. Разрешение (лицензия) на использование знака соответствия выдается органом по сертификации. Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязательная сертификация осуществляется на основании национального законодательства и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услуги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандартов. Основными аспектами обязательной сертификации являются безопасность, экологичность, охрана здоровья людей. Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Заявителем может быть изготовитель, поставщик, продавец, потребитель продукции. Решения о добровольной сертификации обычно принимаются в связи с проблемами конкурентоспособности 336
товара, продвижением товара на рынок, особенно зарубежный, с предпочтениями покупателей в отношении сертифицированных товаров. Сертификация призвана содействовать развитию международной торговли, поскольку для сертифицированного товара значительно сокращаются сроки получения разрешения на ввоз в другую страну; не требуется проведения повторных испытаний в принимающей стране, если она признает сертификат поставщика. Однако сертификация в современных условиях может превратиться в способ протекционизма, способ защиты внутреннего рынка от товаров иностранного производства и применяться как технический барьер в торговле. В таких случаях используются: (1) усложнение в административном плане процедуры испытаний импортируемых товаров; (2) ужесточение контроля качества; (3) введение стандартов (национальных и региональных), касающихся процедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что отражается на порядке признания зарубежных сертификатов. Для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным; (4) принятие национальных обязательных стандартов или технических регламентов под давлением ТНК, принимающих активное участие в стандартизации на национальном уровне. В международной практике сложились жесткие правила по признанию зарубежного сертификата на импортируемую продукцию. Для экспортера продукции поэтому необходимо получить сертификат соответствия авторитетной, признанной во всех странах организации. А для этого требуется длительное время и большие финансовые затраты. Подготовка к сертификации обычно вызывает введение обеспечения системы качества, если это соответствует системе сертификации. Устранению технических барьеров в торговле способствуют соглашения о взаимном признании (согласно терминологии Руководства 2 ИСО/МЭК — соглашение по признанию), основанные на том, что одна сторона принимает результаты системы сертификации, представленные другой стороной. Одностороннее соглашение состоит в принятии одной стороной результатов работы другой стороны. Двустороннее соглашение включает принятие каждой стороной результатов работы другой стороны. Многостороннее соглашение — это соглашение о взаимном признании результатов работы более чем двух сторон. Проблемы, связанные с техническими барьерами и путями их устранения, нашли отражение в Соглашении по техническим барьерам в торговле, заключенном в рамках ГАТТ/ВТО. В области сертификационных барьеров Соглашение затрагивает вопросы процедуры оценки соответствия и признания оценки соответствия; международных и региональных систем оценки соответствия; информации о технических регламентах, стандартах и процедурах оценки соответствия. Общий принцип Соглашения заключается в гом, что для импортируемой продукции должен создаваться не менее благоприятный режим, чем для товаров внутреннего производства. Стандартизация и сертификация тесно связаны с метрологией, определяющей национальные системы измерения. Для реализации на практике единства измерений в международном масштабе необходимы соответствующие нор- 337 мативные документы, устанавливающие рекомендации, позволяющие обеспечить единство измерений, и введенные в национальные системы нормы и правила в области метрологии. Такие нормативные документы разработаны и разрабатываются по мере возникновения новых потребностей международными организациями — Международной организацией мер и весов (МОМВ) и Международной организацией законодательной метрологии (МОЗМ). 17.2. Деятельность международных межправительственных организаций в области стандартизации и сертификации продукции 17.2.1. Европейская экономическая комиссия ООН — ЕЭК ООН ЕЭК в области стандартизации в качестве основной задачи ставит разработку основных направлений политики по стандартизации на правительственном уровне и определение здесь приоритетов. Цели ЕЭК в области стандартизации: • содействие внедрению международных стандартов; • устранение технических барьеров в торговле на основе международ • установление тесных контактов между организациями, разрабатыва • унификация оформления международных и региональных стандартов Основные направления деятельности ЕЭК в области стандартизации: • оказание содействия правительствам стран—членов ЕЭК в решении 338 одически обновляется на основе предложений стран—членов ЕЭК с учетом международных проблем, связанных с различиями в национальных законодательствах, т.е. тех проблем, которые не могут быть решены только посредством принятия международного стандарта. В Перечне 15 секторов, для которых необходима стандартизация и основные организации, создающие стандарты; • рекомендация мер координации деятельности в области стандартиза • рекомендация мер по гармонизации стандартов. В своих рекомендаци • рекомендации мер, касающихся порядка использования международных тенденции развития международной и региональной и национальной стандартизации; сообщения региональных и других организаций по стандартизации о работах, проводимых ими по вопросам признания результатов испытаний; аккредитации испытательных лабораторий и сертификации;, программы, направленные на устранение или постепенное сокращение технических барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству. 339 Основными направлениями деятельности Рабочей группы являются: поддержание деловых контактов с международными и региональными организациями по стандартизации и сертификации; координация подготовки методических рекомендаций, соответствующих руководствам ИСО/МЭК; сотрудничество с национальными организациями стран, представляющих практически все регионы мира, а также с межправительственными организациями ВТО, ЕС, ЕАСТ, МОЗМ и неправительственными организациями - ИСО, МЭК, ЕОИС и др.; • выработка приоритетных направлений по стандартизации. Наиболее • разработка рекомендаций в области гармонизации стандартов и техни Рабочей группой по техническим барьерам принята Программа работ по изучению технических барьеров, в том числе требований сертификации и контроля качества на уровне предприятий. Эти документы имеют практическое значение для внешнеторговой деятельности организаций и предприятий. Деятельность ЕЭК ООН в области сертификации осуществляется по следующим направлениям: • разработка рекомендаций по взаимному признанию, призванных содей 340 лению и развитию международной и национальной сертификации. Принятые ЕЭК ООН рекомендации «Признание результатов испытаний», направленные на содействие двусторонним и многосторонним соглашениям о взаимном признании, сыграли положительную роль и в совершенствовании практики аккредитации испытательных лабораторий; • разработка рекомендаций по заключению международных соглашений по • разработка мер, которые могут способствовать достижению взаимно • разработка нормативной базы сертификации, которая должна осно • создание системы сертификации (омологации) вспомогательного обору 341 каждая договаривающаяся сторона была представлена уполномоченным национальным органом. Основным нормативным документов этой системы являются правила ЕЭК ООН, которые постоянно обновляются. Страны присоединившиеся к Соглашению, используют правила при сертификационных испытаниях дорожных транспортных средств. Единые правила омологации (сертификации) предусматривают использование единых технических требований, разработанных экспертами ЕЭК при участии представителей заинтересованных стран, и охватывают троллейбусы, автобусы, мопеды, мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, мотороллеры и другие средства транспорта в отношении их тормозных устройств, прицепов, приспособлений для безопасности водителя и пассажиров и пр. При подготовке технических требований учитываются положения соответствующих международных стандартов ИСО и МЭК. Принцип взаимного признания омологации всеми участвующими в Соглашении сторонами гласит: продукция, изготовленная на территории любой из договаривающихся сторон и получившая официальное одобрение этой стороны, считается отвечающей законодательствам других договаривающихся сторон, применяющих данные правила. Если несоответствие продукции официально утвержденному при омологации типу представляет потенциальную опасность для дорожного движения и людей, то любая договаривающаяся сторона имеет право запретить на своей территории продажу и применение соответствующих видов оборудования и устройств; • сотрудничество с международной конференцией по аккредитации испытательных лабораторий — ИЛАК (International Laboratory Accreditation Conference — I LAC) (создана в 1977 г., является форумом, а не организацией). Основное направление деятельности ИЛАК — содействие признанию результатов испытаний аккредитованных лабораторий путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем аккредитации испытательных лабораторий. ИЛАК оказала значительное воздействие на принятие в ЕС европейских стандартов EN 45000, устанавливающих требования к аккредитуемым испытательным лабораториям, органам по аккредитации и сертификации. Вопросами стандартизации, сертификации, качества в ЕЭК ООН наряду с Рабочей группой по вопросам политики в области стандартизации занимаются специализированные комитеты: (1) Комитет по сельскому хозяйству — разрабатывает рекомендации по стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции; (2) Комитет по лесным товарам — стандартизация и сертификация, контроль качества лесных товаров; (3) Комитет по транспорту — вырабатывающий Правила ЕЭК ООН по омологации транспортных средств, на основе которых была создана система омологации оборудования дорожных транспортных средств; (4) Комитет по населенным пунктам — соглашения о принятии единых норм качества строительной продукции; (5) Комитет по развитию торговли — стандартизация торговых документов; (6) Рабочая группа по углю — международные системы классификации угля. 342 17.2.2. Всемирная торговая организация — ВТО ВТО в области стандартизации ставит своей задачей приведение в соответствие нормативных документов, действующих в странах-членах, с требованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле и, в частности, Кодекса по стандартам, который входит в это Соглашение. Основные требования Кодекса по стандартам касаются вопросов стандартизации, оценки соответствия, информации. В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превратился в технический барьер в торговле. Стороны должны гарантировать, что при разработке, принятии и применении технических регламентов и стандартов обеспечивается устранение препятствий для международной торговли. Этого можно реально достигнуть путем использования международных стандартов. В этом случае при разработке национального технического регламента или стандарта необходимо убедиться в наличии соответствующего международного стандарта (или его проекта) и принять его за основу (полностью или частично) разрабатываемого нормативного документа. Если такого международного стандарта нет или если требования национального нормативного документа отличаются от международного стандарта и могут повлиять на торговые отношения других сторон, необходимо выполнить ряд правил Кодекса по стандартам, а именно: опубликовать как можно раньше уведомления для заинтересованных сторон о предполагаемом принятии технического регламента или стандарта; сообщить другим сторонам через Секретариат ВТО сведения, касающиеся объекта стандартизации, цель и обоснования необходимости принятия технического регламента; предоставить по требованию других сторон подробную информацию о технических регламентах; сообщить заинтересованным лицам подробные сведения о стандартах с указанием отличий этих документов от международных стандартов. В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что предоставить как можно раньше заинтересованным сторонам уведомления о предполагаемом введении подобной системы оценки соответствия; сообщить в Секретариат ВТО о продукции, соответствие которой необходимо подвергнуть оценке по такой системе; предоставить по требованию и без дискриминации другим сторонам подробную информацию о правилах вводимой системы. 343 В отношении процедур оценки соответствия товара требованиям технических регламентов или стандартов устанавливается обязанность стран-участниц гарантировать выполнение центральными правительственными органами положения о доступе к проведению оценки для поставщиков продукции, производимой в других странах. Доступ влечет за собой право поставщика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и получения знака соответствия, если соблюдались правила системы. К оценке соответствия предъявляются требования, подобные приведенным выше по стандартизации: полная гармонизация процедур оценки соответствия; участие в разработке международными организациями правил и процедур оценки; включение правил и процедур оценки в соответствующие нормативные документы. Соглашение по техническим барьерам в торговле признает важность взаимного признания оценки соответствия для развития международной торговли. Страны-участницы должны гарантировать, что их процедуры оценки соответствия обеспечивают достоверное доказательство соответствия товара техническим регламентам (стандартам), что может быть признано в других странах. Соглашение допускает, что при этом могут быть различия в процедурах и организации процесса, в связи с чем возможны консультации. В области информации каждая сторона обязана создать информационно-справочную службу, в задачу которой входит предоставление информации заинтересованным лицам других сторон о разрабатываемых или принятых технических регламентах. Это также относится к нормативным документам как центральных и местных правительственных органов, так и неправительственных органов, имеющих право вводить технические регламенты, а также региональных организаций по стандартизации. Данное требование относится как с стандартам, так и к системам оценки соответствия, которые разрабатываются или действуют на территории сторон и применяются центральными (местными) правительственными органами, имеющими право вводить технические регламенты. Указания по оценке соответствия касаются и региональных организаций, членами которых состоят эти органы. Информационно-справочная служба также информирует о печатных изданиях, в которых публикуются уведомления о введении новых документов, а если они не опубликованы, о месте их нахождения. Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает, что страны-участницы должны гарантировать для импортируемой продукции не менее благоприятный режим, чем для аналогичной продукции отечественного производства. При этом технические регламенты не должны носить более ограничительный характер для торговли, чем это необходимо для выполнения законодательных требований (защита здоровья и безопасности людей, охрана животного и растительного мира, охрана окружающей среды). В целях более полной гармонизации технических регламентов страны—члены ВТО 344 должны активно участвовать в работе соответствующих международных органов по стандартизации, разрабатывающих международный стандарт на тот вид продукции, для которого планируется принятие технического регламента. 17.2.3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН — ФАО ФАО занимается разработкой международных стандартов в следующих областях: (1) унификация методов контроля (например, в рыбном хозяйстве, в использовании изотопов); (2) унификация требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.); (3) стандартизация оборудования и методов для переработки молока. Значительное место в деятельности по стандартизации занимает совместная работа ФАО с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке международных стандартов на пищевые продукты. Эта работа ведется в рамках совместной Комиссии, именуемой «Кодекс Алиментариус», созданной для осуществления программы по разработке международных стандартов на продовольственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекомендациях, принятых комитетами ФАО. Ее целью является координация работ по подготовке проектов стандартов. В реализации объединенной программы ФАО/ ВОЗ участвуют более 130 стран-членов. Цели Комиссии: • координация работ по стандартизации продуктов питания, проводи • ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошен • обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми про • окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия • содействие упрощению процедур международной торговли. • содействие заключению международного соглашения по основным Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|