Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Международные и региональные организации и соглашения в области регулирования промышленной собственности 3 страница




335


является доказательством, с одной стороны, ответственности изготовите­ля, а с другой — и готовности потребителя сделать определенный заказ. Заявление изготовителя, именуемое также заявлением-декларацией, содер­жит следующие сведения: (1) адрес изготовителя, обозначение изделия; (2) наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается изготовитель; (3) указание о личной ответственности изготовителя за содер­жание заявления. Представленная информация должна быть основана на результатах испытаний. Заявление поставщика о соответствии может быть обозначено в каталоге, накладной, руководстве об эксплуатации, относя­щемся к продукции, на ярлыке, этикетке.

Доказательство соответствия производится по определенной системе сертификации. В соответствии с Руководством 2 ИСО/МЭК система серти­фикации — это система, осуществляющая сертификацию по своим собствен­ным правилам, касающимся как процедуры, так и управления. Системы сертификации действуют на национальном, региональном, международном уровнях. Если система сертификации занимается доказательством соответ­ствия определенного вида продукции (процесса, услуг), — это система сер­тификации однородной продукции, которая в своей практике применяет стан­дарты, правила, процедуры, относящиеся именно к данной продукции. Сертификат соответствия — это документ, изданный по правилам системы, удостоверяющий, что надлежащим образом идентифицированная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому нор­мативному документу. Сертификат может относиться ко всем требованиям стан­дарта, либо к отдельным разделам или конкретным характеристикам продукта.

Знак соответствия — это защищенный в установленном порядке знак, применяемый (или выданный органом по сертификации) в соответствии с правилами системы сертификации, указывающий, что данная продукция (процесс, услуга) соответствует конкретному стандарту или другому норма­тивному документу. Знак соответствия ограничен определенной системой сертификации, что указывает на обязанность этой системы (в лице органа по сертификации) контролировать соответствие стандарту продукции, марки­рованной этим знаком. Разрешение (лицензия) на использование знака со­ответствия выдается органом по сертификации.

Сертификация может быть обязательной и добровольной. Обязатель­ная сертификация осуществляется на основании национального законода­тельства и обеспечивает доказательство соответствия товара (процесса, услу­ги) требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стан­дартов. Основными аспектами обязательной сертификации являются безо­пасность, экологичность, охрана здоровья людей. Добровольная сертифи­кация проводится по инициативе юридических или физических лиц на дого­ворных условиях между заявителем и органом по сертификации в системах добровольной сертификации. Заявителем может быть изготовитель, постав­щик, продавец, потребитель продукции. Решения о добровольной сертифи­кации обычно принимаются в связи с проблемами конкурентоспособности


336


 


товара, продвижением товара на рынок, особенно зарубежный, с предпоч­тениями покупателей в отношении сертифицированных товаров. Сертифи­кация призвана содействовать развитию международной торговли, поскольку для сертифицированного товара значительно сокращаются сроки получения разрешения на ввоз в другую страну; не требуется проведения повторных ис­пытаний в принимающей стране, если она признает сертификат поставщика.

Однако сертификация в современных условиях может превратиться в спо­соб протекционизма, способ защиты внутреннего рынка от товаров иностран­ного производства и применяться как технический барьер в торговле. В таких случаях используются: (1) усложнение в административном плане процедуры испытаний импортируемых товаров; (2) ужесточение контроля качества; (3) введение стандартов (национальных и региональных), касающихся про­цедуры испытаний (например, европейские стандарты серии 45000), что от­ражается на порядке признания зарубежных сертификатов. Для некоторых стран признание вообще оказывается невозможным; (4) принятие национальных обя­зательных стандартов или технических регламентов под давлением ТНК, при­нимающих активное участие в стандартизации на национальном уровне.

В международной практике сложились жесткие правила по признанию зарубежного сертификата на импортируемую продукцию. Для экспортера продукции поэтому необходимо получить сертификат соответствия автори­тетной, признанной во всех странах организации. А для этого требуется дли­тельное время и большие финансовые затраты. Подготовка к сертификации обычно вызывает введение обеспечения системы качества, если это соответ­ствует системе сертификации.

Устранению технических барьеров в торговле способствуют соглашения о взаимном признании (согласно терминологии Руководства 2 ИСО/МЭК — соглашение по признанию), основанные на том, что одна сторона принима­ет результаты системы сертификации, представленные другой стороной. Одностороннее соглашение состоит в принятии одной стороной результатов работы другой стороны. Двустороннее соглашение включает принятие каж­дой стороной результатов работы другой стороны. Многостороннее соглаше­ние — это соглашение о взаимном признании результатов работы более чем двух сторон. Проблемы, связанные с техническими барьерами и путями их устранения, нашли отражение в Соглашении по техническим барьерам в тор­говле, заключенном в рамках ГАТТ/ВТО. В области сертификационных ба­рьеров Соглашение затрагивает вопросы процедуры оценки соответствия и признания оценки соответствия; международных и региональных систем оцен­ки соответствия; информации о технических регламентах, стандартах и про­цедурах оценки соответствия. Общий принцип Соглашения заключается в гом, что для импортируемой продукции должен создаваться не менее благо­приятный режим, чем для товаров внутреннего производства.

Стандартизация и сертификация тесно связаны с метрологией, опреде­ляющей национальные системы измерения. Для реализации на практике един­ства измерений в международном масштабе необходимы соответствующие нор-

337


мативные документы, устанавливающие рекомендации, позволяющие обес­печить единство измерений, и введенные в национальные системы нормы и правила в области метрологии. Такие нормативные документы разработаны и разрабатываются по мере возникновения новых потребностей международны­ми организациями — Международной организацией мер и весов (МОМВ) и Международной организацией законодательной метрологии (МОЗМ).


 
 

 

17.2. Деятельность международных межправительственных организаций в области стандартизации и сертификации продукции

17.2.1. Европейская экономическая комиссия ООНЕЭК ООН

ЕЭК в области стандартизации в качестве основной задачи ставит раз­работку основных направлений политики по стандартизации на правитель­ственном уровне и определение здесь приоритетов.

Цели ЕЭК в области стандартизации:

• содействие внедрению международных стандартов;

• устранение технических барьеров в торговле на основе международ­
ных стандартов;

• установление тесных контактов между организациями, разрабатыва­
ющими международные стандарты на один и тот же товар (услугу);

• унификация оформления международных и региональных стандартов
в целом или по отдельным элементам с целью ускорения их внедрения.

Основные направления деятельности ЕЭК в области стандартизации:

оказание содействия правительствам стран—членов ЕЭК в решении
проблем национальной стандартизации;
ускорение международной стандар­
тизации в приоритетных областях; координация усилий всех стран, занятых
вопросами стандартизации. В этих целях ЕЭК при взаимодействии с ИСО,
МЭК и другими международными организациями издает «Перечень ЕЭК ООН
по стандартизации», охватывающий сектора, по которым правительства счи­
тают необходимым разработать правила: (1) здравоохранение и техника бе­
зопасности; (2) охрана окружающей среды; (3) борьба с загрязнениями;
(4) рациональное использование энергии и сырья. Общим для выделен­
ных приоритетов является отсутствие согласованных стандартов, что не­
гативно отражается на международной торговле. Перечень ЕЭК ООН уста­
навливает характер намечаемой работы по стандартизации: разработка техни­
ческих требований, норм, допустимых уровней, основных характеристик бе­
зопасности, маркировки, методов контроля. Одновременно в Перечне ука­
зываются организации, которые будут выполнять основную работу, а также
те, которые могут быть в ней заинтересованы на основе совместной деятель­
ности. Тем самым Перечень позволяет избежать дублирования в работе меж­
дународных организаций, занимающихся стандартизацией. Перечень пери-

338


одически обновляется на основе предложений стран—членов ЕЭК с учетом международных проблем, связанных с различиями в национальных законо­дательствах, т.е. тех проблем, которые не могут быть решены только посред­ством принятия международного стандарта. В Перечне 15 секторов, для ко­торых необходима стандартизация и основные организации, создающие стан­дарты;

рекомендация мер координации деятельности в области стандартиза­
ции,
относящихся к национальному и международному уровням разработки
стандартов. Для национального уровня рекомендованы: назначение одного
органа или должностного лица, ответственного за координацию правитель­
ственной политики по стандартизации; правительственное содействие стан­
дартизации в приоритетных направлениях согласно Перечню ЕЭК по стан­
дартизации; правительственная поддержка государственных закупок, осуще­
ствляемых по международным (региональным) стандартам или гармонизи­
рованным с ними национальным нормативным документам. На междуна­
родном уровне правительствам предлагается принять меры по соблюдению
определенных принципов в деятельности по международной стандартизации:
до начала работ необходимы сбор и анализ информации по имеющимся в
данной области стандартам; при выработке новых стандартов по возможнос­
ти следует идти от международного уровня к региональному;

рекомендация мер по гармонизации стандартов. В своих рекомендаци­
ях по гармонизации стандартов ЕЭК отмечает необходимость: четкой увязки
деятельности по гармонизации с международным экономическим и научно-
техническим сотрудничеством; правильного выбора нормативного документа
для гармонизации; Щ. i

рекомендации мер, касающихся порядка использования международных
стандартов в национальной стандартизации.
При разработке национального
стандарта в качестве основы рекомендуется использовать международные стан­
дарты, региональные стандарты и принимать во внимание действующие на­
циональные стандарты других стран. При этом в текстах национальных стан­
дартов рекомендуется давать указания об их соответствии международным
(региональным) нормативным документам либо об отклонениях от них. ЕЭК
ООН создала в 1990 г. Рабочую группу по вопросам политики в области
стандартизации, которая является основным рабочим органом ЕЭК по этим
проблемам. Совещания Рабочей группы созываются ежегодно. На совеща­
ниях обсуждаются:

тенденции развития международной и региональной и национальной стандартизации;

сообщения региональных и других организаций по стандартизации о работах, проводимых ими по вопросам признания результатов испытаний; аккредитации испытательных лабораторий и сертификации;,

программы, направленные на устранение или постепенное сокраще­ние технических барьеров в торговле и содействие научно-техническому со­трудничеству.

339


Основными направлениями деятельности Рабочей группы являются:

поддержание деловых контактов с международными и региональными организациями по стандартизации и сертификации;

координация подготовки методических рекомендаций, соответствую­щих руководствам ИСО/МЭК;

сотрудничество с национальными организациями стран, представляю­щих практически все регионы мира, а также с межправительственными орга­низациями ВТО, ЕС, ЕАСТ, МОЗМ и неправительственными организация­ми - ИСО, МЭК, ЕОИС и др.;

выработка приоритетных направлений по стандартизации. Наиболее
значительный документ среди принятых в рамках ЕЭК — Комплекс рекомен­
даций правительствам о политике в области стандартизации. В нем содер­
жится свод принципов, обобщающих деятельность в области стандартизации
ИСО, МЭК и других организаций за период с 1970 г. и определены основ­
ные приоритетные направления и задачи для стандартизации: (1) здравоох­
ранение и обеспечение безопасности; (2) улучшение окружающей среды;
(3) содействие научно-техническому сотрудничеству; (4) устранение тех­
нических барьеров в международной торговле, являющихся следствием от­
сутствия гармонизации нормативных документов. Рекомендации ЕЭК ООН
по политике в области стандартизации обычно представляют собой дополне­
ние к подобным разработкам других организаций, а не их дублирование;

разработка рекомендаций в области гармонизации стандартов и техни­
ческих требований.
Рекомендации: (1) «Международная гармонизация стан­
дартов и технических предписаний»; (2) «Перечень объектов, подлежащих
международной стандартизации». При разработке технических требований и
методов испытаний продукции вспомогательные органы ЕЭК используют ре­
комендации Рабочей группы по политике в области стандартизации. Все до­
кументы, разрабатываемые в рамках ЕЭК (правила, стандарты, рекоменда­
ции), носят добровольный характер и каждая страна устанавливает порядок
их применения исходя из своих интересов и возможностей. Правила ЕЭК,
разработанные на основе межправительственных соглашений и протоколов,
содержат обязательные для подписавших эти соглашения требования. В ЕЭК
ведется работа в общеевропейских масштабах по согласованию норм безопас­
ности в области перевозки опасных грузов, приведшая к появлению целой
серии стандартов в данной сфере.

Рабочей группой по техническим барьерам принята Программа ра­бот по изучению технических барьеров, в том числе требований сертифи­кации и контроля качества на уровне предприятий. Эти документы имеют практическое значение для внешнеторговой деятельности организаций и предприятий.

Деятельность ЕЭК ООН в области сертификации осуществляется по следующим направлениям:

разработка рекомендаций по взаимному признанию, призванных содей­
ствовать устранению технических барьеров в международной торговле;
станов-

340


лению и развитию международной и национальной сертификации. Приня­тые ЕЭК ООН рекомендации «Признание результатов испытаний», направ­ленные на содействие двусторонним и многосторонним соглашениям о вза­имном признании, сыграли положительную роль и в совершенствовании прак­тики аккредитации испытательных лабораторий;

разработка рекомендаций по заключению международных соглашений по
сертификации.
Принятые в 1988 г. рекомендации «Разработка и содействие
заключению международных соглашений по сертификации» призваны содей­
ствовать заключению двусторонних и многосторонних соглашений о взаим­
ном признании систем сертификации. Основанием для таких соглашений
должны быть взаимовыгодные условия экономического сотрудничества. Со­
глашения содержат следующие условия: (1) открытый характер для присое­
динения другой страны, готовой принять действующие правила и обязатель­
ства; (2) равенство прав, обязанностей и режима импортируемых товаров и
произведенных внутри страны; (3) взаимное признание результатов испыта­
ний, проводимых в стране поставщика для установления соответствия товара
требованиям стандарта; (4) наличие квалифицированного персонала и над­
лежащей испытательной базы для уверенности и гарантии соответствия про­
цедуры сертификации требованиям соглашения; (5) гармонизацию нацио­
нальных стандартов;

разработка мер, которые могут способствовать достижению взаимно­
го доверия к технической компетентности, надежности и беспристрастности
национальных систем сертификации и тех организаций,
которые в них участву­
ют. К числу таких мер ЕЭК относит: (1) обмен информацией о национальных
системах сертификации, их технических возможностях, квалификации пер­
сонала, информирование друг друга по различным проблемам; (2) взаимный
допуск экспертов к системам для ознакомления с методами контроля и надзора;
(3) развитие технического и административного сотрудничества; (4) уни­
фикация критериев обеспечения качества, наличие методов защиты заре­
гистрированных торговых марок;

разработка нормативной базы сертификации, которая должна осно­
вываться на международных стандартах в тех областях, где они существуют,
либо на гармонизированных национальных и региональных нормативных
документах. Различия в требованиях национальных стандартов к безопас­
ности продукции и ее совместимости являются главным препятствием в тор­
говле;

создание системы сертификации (омологации) вспомогательного обору­
дования дорожных транспортных средств.
Международное соглашение в этой
области (подписано в Женеве в 1958 г.), именуемое «О принятии единооб­
разных условий официального утверждения предметов оборудования и час­
тей механических транспортных средств», предусматривает, что сертифика­
ция транспортного средства требует оснащения его определенными устрой­
ствами (предметами оборудования), влияющими на безопасность дорожного
Движения. Соглашение было подписано на межправительственном уровне;

341


каждая договаривающаяся сторона была представлена уполномоченным на­циональным органом. Основным нормативным документов этой системы яв­ляются правила ЕЭК ООН, которые постоянно обновляются. Страны при­соединившиеся к Соглашению, используют правила при сертификационных испытаниях дорожных транспортных средств. Единые правила омологации (сертификации) предусматривают использование единых технических требо­ваний, разработанных экспертами ЕЭК при участии представителей заинте­ресованных стран, и охватывают троллейбусы, автобусы, мопеды, мото­циклы, легковые и грузовые автомобили, мотороллеры и другие средства транспорта в отношении их тормозных устройств, прицепов, приспособле­ний для безопасности водителя и пассажиров и пр. При подготовке техни­ческих требований учитываются положения соответствующих международ­ных стандартов ИСО и МЭК. Принцип взаимного признания омологации всеми участвующими в Соглашении сторонами гласит: продукция, изго­товленная на территории любой из договаривающихся сторон и получившая официальное одобрение этой стороны, считается отвечающей законодатель­ствам других договаривающихся сторон, применяющих данные правила. Если несоответствие продукции официально утвержденному при омологации типу представляет потенциальную опасность для дорожного движения и людей, то любая договаривающаяся сторона имеет право запретить на своей территории продажу и применение соответствующих видов оборудования и устройств;

сотрудничество с международной конференцией по аккредитации испыта­тельных лабораторий — ИЛАК (International Laboratory Accreditation Conference — I LAC) (создана в 1977 г., является форумом, а не организацией). Основное направление деятельности ИЛАК — содействие признанию результатов ис­пытаний аккредитованных лабораторий путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений о взаимном признании систем аккредитации ис­пытательных лабораторий. ИЛАК оказала значительное воздействие на при­нятие в ЕС европейских стандартов EN 45000, устанавливающих требования к аккредитуемым испытательным лабораториям, органам по аккредитации и сертификации.

Вопросами стандартизации, сертификации, качества в ЕЭК ООН на­ряду с Рабочей группой по вопросам политики в области стандартизации занимаются специализированные комитеты: (1) Комитет по сельскому хо­зяйству — разрабатывает рекомендации по стандартизации и сертификации сельскохозяйственной продукции; (2) Комитет по лесным товарам — стан­дартизация и сертификация, контроль качества лесных товаров; (3) Комитет по транспорту — вырабатывающий Правила ЕЭК ООН по омологации транс­портных средств, на основе которых была создана система омологации обо­рудования дорожных транспортных средств; (4) Комитет по населенным пунктам — соглашения о принятии единых норм качества строительной продукции; (5) Комитет по развитию торговли — стандартизация торговых документов; (6) Рабочая группа по углю — международные системы клас­сификации угля.

342


17.2.2. Всемирная торговая организацияВТО

ВТО в области стандартизации ставит своей задачей приведение в со­ответствие нормативных документов, действующих в странах-членах, с тре­бованиями Соглашения по техническим барьерам в торговле и, в частно­сти, Кодекса по стандартам, который входит в это Соглашение. Основные требования Кодекса по стандартам касаются вопросов стандартизации, оценки соответствия, информации.

В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превратился в технический барьер в торговле. Сто­роны должны гарантировать, что при разработке, принятии и применении технических регламентов и стандартов обеспечивается устранение препятствий для международной торговли. Этого можно реально достигнуть путем ис­пользования международных стандартов. В этом случае при разработке на­ционального технического регламента или стандарта необходимо убедиться в наличии соответствующего международного стандарта (или его проекта) и принять его за основу (полностью или частично) разрабатываемого норма­тивного документа. Если такого международного стандарта нет или если тре­бования национального нормативного документа отличаются от международ­ного стандарта и могут повлиять на торговые отношения других сторон, не­обходимо выполнить ряд правил Кодекса по стандартам, а именно:

опубликовать как можно раньше уведомления для заинтересованных сто­рон о предполагаемом принятии технического регламента или стандарта;

сообщить другим сторонам через Секретариат ВТО сведения, касаю­щиеся объекта стандартизации, цель и обоснования необходимости приня­тия технического регламента;

предоставить по требованию других сторон подробную информацию о технических регламентах;

сообщить заинтересованным лицам подробные сведения о стандартах с указанием отличий этих документов от международных стандартов.

В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что
национальные системы оценки соответствия не создают препятствий в меж­
дународной торговле. Для этого национальные системы оценки соответствия
должны быть гармонизированы с международными рекомендациями или пра­
вилами, принятыми международными организациями. Если таковых нет,
либо национальные системы значительно отличаются от рекомендаций и
правил международных организаций и могут оказать негативное влияние на
торговые отношения, то сторона—участница ВТО обязана выполнить следу­
ющие требования: $

предоставить как можно раньше заинтересованным сторонам уведом­ления о предполагаемом введении подобной системы оценки соответствия;

сообщить в Секретариат ВТО о продукции, соответствие которой не­обходимо подвергнуть оценке по такой системе;

предоставить по требованию и без дискриминации другим сторонам подробную информацию о правилах вводимой системы.

343


В отношении процедур оценки соответствия товара требованиям тех­нических регламентов или стандартов устанавливается обязанность стран-уча­стниц гарантировать выполнение центральными правительственными орга­нами положения о доступе к проведению оценки для поставщиков продук­ции, производимой в других странах. Доступ влечет за собой право постав­щика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и получения знака соответствия, если соблюдались правила системы. К оценке соответ­ствия предъявляются требования, подобные приведенным выше по стандар­тизации:

полная гармонизация процедур оценки соответствия;

участие в разработке международными организациями правил и проце­дур оценки;

включение правил и процедур оценки в соответствующие нормативные документы.

Соглашение по техническим барьерам в торговле признает важность взаимного признания оценки соответствия для развития международной тор­говли. Страны-участницы должны гарантировать, что их процедуры оценки соответствия обеспечивают достоверное доказательство соответствия товара техническим регламентам (стандартам), что может быть признано в других странах. Соглашение допускает, что при этом могут быть различия в проце­дурах и организации процесса, в связи с чем возможны консультации.

В области информации каждая сторона обязана создать информацион­но-справочную службу, в задачу которой входит предоставление информа­ции заинтересованным лицам других сторон о разрабатываемых или приня­тых технических регламентах. Это также относится к нормативным докумен­там как центральных и местных правительственных органов, так и неправи­тельственных органов, имеющих право вводить технические регламенты, а также региональных организаций по стандартизации. Данное требование от­носится как с стандартам, так и к системам оценки соответствия, которые разрабатываются или действуют на территории сторон и применяются цент­ральными (местными) правительственными органами, имеющими право вводить технические регламенты. Указания по оценке соответствия касаются и региональных организаций, членами которых состоят эти органы. Инфор­мационно-справочная служба также информирует о печатных изданиях, в которых публикуются уведомления о введении новых документов, а если они не опубликованы, о месте их нахождения.

Соглашение по техническим барьерам в торговле предусматривает, что страны-участницы должны гарантировать для импортируемой продукции не менее благоприятный режим, чем для аналогичной продукции отечествен­ного производства. При этом технические регламенты не должны носить более ограничительный характер для торговли, чем это необходимо для выполне­ния законодательных требований (защита здоровья и безопасности людей, охрана животного и растительного мира, охрана окружающей среды). В це­лях более полной гармонизации технических регламентов страны—члены ВТО

344


должны активно участвовать в работе соответствующих международных орга­нов по стандартизации, разрабатывающих международный стандарт на тот вид продукции, для которого планируется принятие технического регламента.

17.2.3. Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООНФАО

ФАО занимается разработкой международных стандартов в следующих областях: (1) унификация методов контроля (например, в рыбном хозяй­стве, в использовании изотопов); (2) унификация требований к качеству (воды, рыболовецких траулеров, жилых домов для сельской местности и др.); (3) стандартизация оборудования и методов для переработки молока. Значи­тельное место в деятельности по стандартизации занимает совместная работа ФАО с Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) по выработке меж­дународных стандартов на пищевые продукты. Эта работа ведется в рамках совместной Комиссии, именуемой «Кодекс Алиментариус», созданной для осуществления программы по разработке международных стандартов на про­довольственные товары. Комиссия в своей работе базируется на рекоменда­циях, принятых комитетами ФАО. Ее целью является координация работ по подготовке проектов стандартов. В реализации объединенной программы ФАО/ ВОЗ участвуют более 130 стран-членов.

Цели Комиссии:

• координация работ по стандартизации продуктов питания, проводи­
мых правительственными и неправительственными организациями;

• ограждение потребителя от опасных для здоровья продуктов и мошен­
ничества;

• обеспечение выполнения справедливых норм торговли пищевыми про­
дуктами;

• окончательная доработка проектов стандартов и после их принятия
правительственными организациями публикация в качестве региональных и
международных стандартов;

• содействие упрощению процедур международной торговли.
Основные направления деятельности Комиссии:

• содействие заключению международного соглашения по основным
пищевым стандартам и принятие этих стандартов в национальных системах
стандартизации (основные аспекты стандартизации пищевых продуктов —
состав, добавки, загрязнители, остатки минеральных удобрений, гигиена,
взятие проб, анализ, этикетирование);






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных