Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Региональные экономические организации арабских государств




 

Название организации Число стран Год создания
1. Совет арабского экономического единства (САЭЕ)      
2. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ)   6  
3. Арабский фонд экономического и социального развития (АФЭСР) 4. Арабский валютный фонд (АВФ)   21 20 1968 1977
5. Арабский банк экономического развития Африки (АБЭРА)      

 


14.1. Совет арабского экономического единства САЭЕ (Council of Arab Economic Unity — CAEU)


 


Создан в 1964 г. государствами—членами Лиги арабских государств. В состав САЭЕ входят 12 государств: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кувейт, Ливия, Мавритания, Объединенные Арабские Эмираты, Палести­на, Сирия, Сомали, Судан. Члены общего рынка — 7 стран-членов САЭЕ: Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия.

Цели САЭЕ:

• создание общего рынка — обеспечение свободы движения товаров,
капиталов, продукции, людей, свободы заниматься экономической деятель­
ностью;

• обеспечение свободы транспорта, транзита, использования транс­
портной инфраструктуры: морские порты, гражданские аэропорты, назем­
ные пути сообщения;

• обеспечение права владения собственностью.
Основные направления деятельности САЭЕ:

• согласование политики и унификация нормативных актов, регулиру­
ющих экспортно-импортные операции, транзитные перевозки; унификация
экономических законов, в том числе в области промышленности и сельско­
го хозяйства;

• заключение соглашений о торговле и платежах с другими странами;

• координация политики и интеграции в промышленности, сельском
хозяйстве, торговле; инфраструктуре;

• координация в области экономического развития, а именно, про­
грамм по осуществлению совместных проектов развития арабских стран, ока­
занию технической помощи;


294


 


• разработка и заключение многосторонних соглашений арабских стран,
частности, по таким вопросам, как капиталовложения, отмена двойного

налогообложения, порядок взимания налогов, порядок урегулирования ин­вестиционных споров; базовые уровни социального страхования и социаль­ной зашиты;

• сотрудничество с международными организациями — ЮНКТАД,
Международный торговый центр, ЮНИДО, ФАО, ЮНИТАР — и регио­
нальными организациями — СЕЛА, ЕС;

• создание совместных арабских компаний. Такие компании уже дей­
ствуют: в области добывающей и медицинской промышленности (в Иорда­
нии); развития животноводства (в Сирии); промышленных инвестиций (в
Ираке).

В рамках САЭЕ для координации предпринимательской деятельности и улучшения систем управления, а также для обмена знаниями и опытом были созданы следующие специализированные объединения предпринима­телей (союзы и федерации):

Арабский союз текстильной промышленности (Сирия);

Арабский союз по цементу и строительным материалам (Сирия);

Арабская федерация по сахару (Судан);

Арабская федерация производителей химических удобрений (Кувейт);

Арабская федерация машиностроения (Ирак);

Арабская федерация производителей рыбной продукции (Ирак);

Арабская федерация пищевой промышленности (Ирак,);

Арабская федерация по судоходству (Ирак);

Арабская кооперативная федерация (Ирак);

Арабский союз по наземному транспорту;

Арабская федерация производителей медикаментов и медицинского обо­рудования.

14.2. Совет по сотрудничеству арабских государств Персидского залива — ССАГПЗ (Cooperation Council for the Arab States fo the Gulf — CCG)

 

Создан в 1981 г. в целях осуществления координации, интеграции и взаимосвязей между шестью государствами-членами: Бахрейн, Катар, Кувейт,

Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия. Совет ставит своей задачей создание схожих систем в области финансов, экономики, тор­говли, права, управления, информации, образования и культуры. Совет при-

ван оказывать содействие научным исследованиям, созданию совместных пред-!риятий, поощрять сотрудничество в частном секторе. Важными областями Деятельности Совета являются: стимулирование научно-технического прогресса

промышленности и в первую очередь в добывающих отраслях, сельском хо­зяйстве, животноводстве, водоснабжении.

295


Основные направления политики и коллективных действий Совета оп­ределяет Высший совет, состоящий из глав государств-членов. Он же ут­верждает основные принципы отношений с другими государствами и меж­дународными организациями.

Министерский совет, состоящий из министров иностранных дел госу­дарств-членов, готовит рекомендации и проекты, направленные на разви­тие сотрудничества и координацию деятельности государств-членов. Он по­ощряет сотрудничество между торговыми палатами государств-членов.

В рамках ССАГПЗ разработан и принят Совместный план действий предусматривающий сотрудничество по следующим направлениям: эконо­мическое и социальное планирование; финансовое, экономическое и торговое сотрудничество; транспорт и связь; промышленное сотрудничество; нефть (ре­гион Персидского залива контролирует около одной трети мировых запасов не­фти); социальные и культурные услуги; валютно-финансовое сотрудничество.

Предусматривается поэтапная реализация коллективных подходов и стра­тегии экономического сотрудничества для решения проблем в сфере эконо­мики, торговли, финансов, сельского хозяйства, транспорта и связи, со­циального обеспечения, законодательства и др. В основе такой политики лежит стремление снизить зависимость от экспорта нефти и диверсифициро­вать источники доходов, создать солидную промышленную и сельскохозяй­ственную базу.

Для реализации задач экономического сотрудничества были заключе­ны следующие соглашения и достигнуты договоренности:

Комплексное экономическое соглашение (1982 г.), включающее тор­говый обмен, движение капитала, экономическую деятельность, транспорт и коммуникации, валютно-финансовое сотрудничество;

О целях и стратегии планов развития в арабских государствах Совета сотрудничества (1985 г.);

Единообразная стратегия индустриального развития (1985 г.);

Общая сельскохозяйственная политика государств-членов (1986 г.);

Унифицированные правила, регулирующие иностранные капиталов­ложения.

Важным направлением деятельности ССАГПЗ является содействие раз­витию предпринимательства, а именно: стимулирование инвестиций; прове­дение технико-экономических обоснований; разработка общей политики в области производства и импорта продовольствия; поддержка исследовательс­ких институтов; образование корпораций, совместных предприятий, цент­ров, институтов; создание внутреннего общего рынка, обеспечивающего.воз­можность гражданам владеть собственностью, жить, работать, заниматься бизнесом в любом из государств-членов.

В 1988 г. Европейское сообщество (теперь Европейский Союз) зак­лючило соглашение о сотрудничестве с государствами—членами ССАГПЗ, в соответствии с которым был создан совместный совет ЕС—ССАГПЗ для обсуждения региональных и международных вопросов.

296


14.3. Арабский фонд экономического и социального развития — АФЭСР (Arab Fund for Economic and Social Development — AFESD)

Образован в 1968 г. на основе соглашения, вступившего в силу в 1971 г. фонд начал осуществлять операции по финансированию проектов в 1974 г. Членами Фонда являются 21 страна, входящая в состав Лиги арабских госу­дарств (кроме Коморских островов).

В основу деятельности Фонда входит:

• финансирование экономических проектов инвестиционного харак­
тера посредством предоставления субсидий и займов на льготных условиях
правительствам, организациям и институтам государственного и частного
секторов;

• поощрение частных и государственных инвестиций, обеспечиваю­
щих развитие экономики арабских государств;

• обеспечение технической помощи в различных областях экономичес­
кого развития;

• оказание содействия деятельности по программе финансирования меж­
арабской торговли;

• осуществление сотрудничества и координация деятельности с арабс­
кими национальными и региональными институтами развития (ЛАГ, Араб­
ский валютный фонд, ОАПЕК, а также Всемирным банком, ПРООН, ФАО,
ИФАД). Фонд выполняет функции секретариата Координационной группы
национальных и региональных институтов развития. Он проводит регуляр­
ные координационные совещания в целях укрепления сотрудничества и улуч­
шения координации между этими двумя организациями.

14.4. Арабский валютный фонд — АВФ (Arab Monetary Fund — AMF)

Образован в 1977 г. на основе соглашения о его создании, подписан­ного в 1976 г. между государствами—членами Лиги арабских государств. В его составе 20 членов ЛАГ (кроме Джибути и Коморских островов).

Цели АВФ:

• финансирование дефицитов платежных балансов путем предоставле­
ния кредитов государствам-членам;

• содействие стабилизации курсов валют и их конвертируемости в араб­
ских странах;

• содействие ускорению темпов арабской экономической интеграции
и экономическому развитию в странах-членах;

• содействие развитию финансовых рынков арабских стран;

297


• координация позиций стран-членов по международным валютным и
экономическим вопросам и содействие решению международных валютных
проблем.

Основные направления деятельности АВФ:

• выдача кредитов на поддержку программ структурных реформ;

• предоставление займов на проведение экономических преобразова­
ний, направленных на достижение стабильности и преодоление внутренних
и внешних экономических проблем, на финансирование дефицитов платеж­
ных балансов. Фонд предоставляет займы на льготных и гибких условиях
четырех типов: (1) автоматические займы со сроком погашения 3 года; (2)
обычные займы со сроком погашения 5 лет; (3) компенсационные займы на
3 года; (4) расширенные займы до 7 лет. Займы выдаются в соответствии с
программами стабилизации и экономических реформ, которые согласуются
с государствами-заемщиками и ими проводятся;

• осуществление инвестиционной деятельности в соответствии с ос­
новными направлениями и руководящими принципами инвестиционной по­
литики, установленными Советом директоров-исполнителей (возглавляется
генеральным директором Фонда). Эти основные направления и руководя­
щие принципы основаны на следующих важнейших критериях: застрахован-
ность инвестиций от рисков; конвертируемость валют; ликвидность инвести­
ционных средств; оптимизация нормы прибыли;

• оказание технической помощи по развитию арабских финансовых
рынков и осуществлению связей между ними; совершенствование базы дан­
ных об арабских рынках;

• оказание содействия в подготовке кадров;

• сотрудничество с региональными и другими международными орга­
низациями;

• сотрудничество с арабскими организациями — Арабским фондом эко­
номического и социального развития (АФЭСР), ОАПЕК — в целях подготов­
ки ежегодного Совместного арабского экономического доклада.

Источниками финансирования Фонда (его ресурсами) являются: оп­лаченный капитал, резервный капитал, займы и кредиты, получаемые Фон­дом, другие средства, привлекаемые по решению Совета управляющих. Фонд подписался на половину уставного капитала Арабской программы финансирования торговли (АПФТ), учрежденной в 1989 г. в целях содей­ствия развитию и либерализации торговли между арабскими странами и повышения конкурентоспособности арабского экспорта (деятельность в рамках АПФТ осуществляется через национальные организации). АВФ выполняет функции секретариата Совета управляющих арабских централь­ных банков и глав валютных ведомств; осуществляет сотрудничество с Эко­номическим советом Лиги арабских государств (ЛАГ), Советом арабского экономического единства (САЭЕ), Арабским фондом экономического и социального развития (АФЭСР).


 


 


298


 


14.5. Арабский банк экономического развития Африки — АБЭРА (Arab Bank for Economic Development in Africa — BADEA)

Создан в 1973 г. по инициативе Лиги арабских государств и приступил к операциям в 1975 г. Банк является независимым международным учрежде­нием, пользующимся статусом международного юридического лица и авто­номией в административной и финансовой деятельности. Члены АБЭРА — IS государств: Алжир, Бахрейн, Египет, Иордания, Ирак, Катар, Ливан, Ливия, Мавритания, Марокко, ОАЭ, Оман, Палестина, Саудовская Ара­вия, Сирия, Судан, Тунис.

Цели Банка:

• оказание финансового содействия экономическому развитию неараб­
ских африканских стран;

• оказание технической помощи, необходимой для развития африкан­
ских стран;

• стимулирование притока инвестиций из арабских стран на цели раз­
вития африканских государств.

Основные направления деятельности Банка:

• предоставление займов и гарантий финансовым институтам развития
национального, смешанного или регионального характера;

• распределение и координация помощи, предоставляемой арабс­
кими государствами — членами Банка странам неарабской Африки. Пра­
во на получение помощи от Банка имеет 41 государство—член Организа­
ции африканского единства (ОАЕ), не являющиеся членами Лиги арабс­
ких государств. Получателями помощи могут быть: правительства афри­
канских стран, включая провинции, учреждения или организации; госу­
дарственные и частные компании, занимающиеся предпринимательством
в африканских странах и большая доля капитала которых принадлежит
правительствам или гражданам этих стран; смешанные африканские или
арабо-африканские компании, оказывающие содействие экономическо­
му развитию и нуждающиеся в финансовой помощи для реализации кон­
кретного проекта;

• участие в финансировании крупных экономических проектов в об­
ласти промышленности или социального развития. Такие проекты обычно
являются составной частью планов экономического развития страны-полу­
чателя. Они могут иметь региональный характер и их реализация может
быть полезна нескольким странам одновременно. Подготовка и реализа­
ция проекта состоит из следующих стадий: идентификация проекта; опре­
деление масштабов проекта; предварительное одобрение проекта; эксперт -

[ая оценка и подготовка соответствующего отчета; переговоры и подписа-ние соглашения о займе; консультации с партнерами по финансированию;

299


заявление об эффективности соглашения о займе, осуществление проекта и выплата займа; контроль за осуществлением проекта; доклады о ходе ре­ализации проекта; доклад о завершении исполнения проекта. Вклад Банка в финансирование проекта обычно не превышает 15 млн. долл., или 50% общей стоимости проекта. Он может возрасти до 80%, если общая сто­имость проекта не превышает 10 млн. долл.; Банк финансирует определен­ные проекты, являющиеся объектами международных торгов, в африканс­ких и арабских странах в целях осуществления поставок товаров и услуг производимых в этих странах;

• оказание технической помощи в форме субсидий; финансирова­ние проведения прединвестиционного анализа в целях выявления реаль­ных возможностей реализации и эффективности инвестиций. Если Банк считает, что в результате совместного финансирования разработки про­екта техническая помощь уже оказана, сумма выделенных субсидий рас­сматривается как аванс по займу. Банк оказывает также техническую и финансовую помощь, необходимую для освоения современных техноло­гий производства и ноу-хау.

Финансовые ресурсы Банка состоят из подписного капитала и при­влеченных заемных средств. Банк использует общепризнанные принципы финансирования, пользуясь любыми источниками финансирования, ко­торые не противоречат его целям и функциям и не ставят под угрозу его кредитоспособность. Средства, привлеченные из таких источников, об­разуют специальные фонды в отличие от обычных средств Банка. АБЭРА осуществляет финансовые операции на разумных условиях с учетом ха­рактера каждой операции; Банком учитывается способность заемщика или его гаранта выполнить свои обязательства и принимаются меры для обес­печения того, чтобы предоставляемое финансирование использовалось по целевому назначению.

Организация африканского единства и Лига арабских государств осу­ществляют сотрудничество по линии координации прямых связей между африканскими и арабскими неправительственными организациями (в ча­стности, торговыми палатами) путем: проведения консультативных встреч представителей обеих организаций для обсуждения форм и методов ара-бо-африканского сотрудничества; обмена информацией и опытом созда­ния совместных предприятий; содействия укреплению торговых отноше­ний между странами. В 1973 г. одновременно с Банком арабскими стра­нами — экспортерами нефти был создан Специальный фонд помощи Африке, который был передан в управление Лиге арабских государств. Арабские государства Африки не имеют права на получение помощи из этого Фонда.


 


300


Глава 15_________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных