Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Региональные экономические организации государств Центральной и Восточной Европы и Азии




Таблица 8

 

Название организации Число стран-членов Год создания
1. Содружество независимых государств (СНГ)        
2. Организация экономического сотрудни-        
чества (ОЭС)        
3. Черноморское экономическое сотрудни-        
чество (ЧЭС)        
4. Черноморский банк торговли и развития        
(ЧБТР)        
5. Международный банк экономического сотруд-        
ничества (МВЭС)        
6. Международный инвестиционный банк (МИБ)        

11.1. Содружество независимых государств — СНГ (Commonwealth of Independent States — CIS)

Создано в 1991 г. в целях осуществления сотрудничества в политичес­кой, экономической, экологической, гуманитарной и культурной областях; содействия экономическому и социальному развитию государств-членов в рам­ках общего экономического пространства, а также межгосударственному со­трудничеству и интеграции.Членами СНГ являются 12 стран: Азербайджан,


254


 


Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российс­кая федерация, Таджикистан, Туркмения, Украина, Узбекистан. С мо­мента создания СНГ основные усилия стран-членов были сосредоточены на развитии и углублении сотрудничества в таких сферах, как внешняя полити­ка и политика в области безопасности и обороны, экономическая и финан­совая политика в целях выработки общих позиций и проведения единой по­литики в этих областях. В 1993 г. государства-члены подписали Соглаше­ние о создании Экономического союза, которое предусматривает:

свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;, осуществление согласованной политики в таких областях, как денеж­но-кредитные отношения, бюджеты, цены и налогообложение, валютные вопросы и таможенные пошлины;

поощрение свободного предпринимательства и инвестиций; поддержка производственной кооперации и создания прямых связей между предприяти­ями и отраслями;

согласование хозяйственного законодательства.

Согласно этому Соглашению, страны-участницы руководствуются сле­дующими международно-правовыми принципами:

невмешательство во внутренние дела друг друга, уважение прав и сво­бод человека;

мирное разрешение споров и неприменение любых видов экономичес­кого давления в отношениях друг с другом;

ответственность за принятые обязательства;

исключение любой дискриминации по национальным и иным призна­кам в отношении юридических и физических лиц друг друга;

проведение консультаций с целью координации позиций и принятия мер в случае осуществления экономической агрессии со стороны одного го­сударства или нескольких государств, не участвующих в настоящем догово­ре, в отношении любой из договаривающихся сторон.

Цели Экономического союза:

• формирование условий стабильного развития экономик договариваю­
щихся стран в интересах повышения жизненного уровня их населения;

• поэтапное создание общего экономического пространства на базе ры­
ночных отношений;

• создание равных возможностей и гарантий для всех хозяйствующих
субъектов;

 

• совместное осуществление экономических проектов, представляю­
щих общий интерес;

• решение совместными усилиями экологических проблем, а также лик­
видация последствий стихийных бедствий и катастроф.

Стороны договорились, что Экономический союз создается путем по-гапного углубления интеграции, координации действий в осуществлении экономических реформ через:

• межгосударственную (многостороннюю) ассоциацию свободной торговли;

255


• таможенный союз;

• общий рынок товаров, услуг, капиталов и рабочей силы;

• валютный (денежный) союз.

Для каждой формы интеграции предусматривается комплекс взаимо­связанных мероприятий, которые должны быть приняты и осуществлены в соответствии с отдельными соглашениями. Предусматривается перечень мер для отдельных форм интеграции. Так, при ассоциации свободной торговли стороны согласились в своих взаимоотношениях на: а) поэтапное снижение и отмену таможенных пошлин, налогов и сборов, а также количественных и всех иных равнозначных им по своим последствиям ограничений; б) гар­монизацию таможенного законодательства; в) упрощение таможенных про­цедур; г) унификацию форм таможенной документации для ведения тамо­женной статистики; д) поэтапное сближение тарифов на перевозки грузов и пассажиров, транзитных тарифов при соблюдении принципа свободы тран­зита; е) недопущение несанкционированного реэкспорта в третьи страны. При создании таможенного союза стороны наряду с полной отменой та­рифного и нетарифного регулирования перемещения товаров и услуг согла­сились на: а) установление общего таможенного тарифа в отношениях с государствами, не участвующими в настоящем договоре; б) координацию внешнеторговой политики в отношении государств, не участвующих в на­стоящем договоре.

Во исполнение этих договоренностей в 1994 г. был подписан Договор о создании зоны свободной торговли в качестве еще одного шага по направле­нию к таможенному союзу. Он предусматривает поэтапное сокращение та­моженных и других сборов в рамках СНГ и создание в последующем Межго­сударственного экономического совета. В январе 1995 г. были заключены соглашения о таможенном союзе между Российской Федерацией, Республи­кой Беларусь и Республикой Казахстан.

При переходе к общему рынку страны-участницы создают: а) необхо­димые правовые, экономические и организационные условия для свободно­го перемещения капиталов и рабочей силы, а также б) условия для добросо­вестной конкуренции, включая механизм антимонопольного регулирования; в) проводят согласованную политику в области развития транспорта и ком­муникаций, направленную на осуществление эффективных перевозок грузов и пассажиров; г) обеспечивают равные экономические условия для взаимно­го инвестирования капиталов в развитие экономик и создают действенный механизм защиты прав и интересов инвесторов. Наряду с обязательством не осуществлять без взаимного согласования односторонние действия неэконо­мического характера с целью ограничения доступа на свои рынки стороны установили, что могут совместно или индивидуально вводить в соответствии с международной практикой временные защитные и иные меры во взаимной торговле, в том числе и по соображениям национальной безопасности. По­рядок и условия введения таких мер определяются путем заключения соот­ветствующего соглашения.

256


Комплекс проблем определен в отношении предпринимательства и ин­вестиций. Стороны обязались: а) обеспечивать национальный режим для геятельности хозяйствующих субъектов — резидентов государств-участников на своих территориях; б) содействовать развитию прямых экономических свя­зей между хозяйствующими субъектами, производственной кооперации; в) указывать помощь в создании совместных предприятий, транснациональных производственных объединений, сети коммерческих и финансово-кредит­ных учреждений и организаций; г) координировать свою инвестиционную политику, включая привлечение иностранных инвестиций и кредитов в об­ластях, представляющих взаимный интерес, осуществлять совместные ка­питаловложения, в том числе на компенсационной основе.

В связи с вопросами денежно-кредитных, финансовых и валютных отношений установлено, что на этапе функционирования межгосударствен­ной ассоциации свободной торговли страны будут использовать: а) мульти­валютную систему, охватывающую национальные валюты, функционирую­щие в отдельных государствах; б) систему, основанную на рубле Российской Федерации. На этапе формирования валютного союза обеспечивается пере­ход во взаимных расчетах к моновалютной системе, основанной на общей (резервной) валюте, в основе которой лежат наиболее употребляемые и ста­бильные валюты стран—участниц Экономического союза. Формирование валютно-денежной системы, базирующейся на использовании национальных валют, осуществляется поэтапно через создание платежного союза, осно­ванного на принципах: а) взаимного признания национальных валют и осу­ществления их официальных котировок; б) осуществления платежей в наци­ональных валютах с использованием многостороннего клиринга; в) введения механизма согласованного взаимного кредитования дефицитов платежных балансов; г) достижения взаимной конвертируемости национальных валют по текущим операциям. По мере углубления интеграционных процессов пла­тежный союз будет трансформирован в валютный союз, предусматриваю­щий: а) применение плавающих курсов валют и согласование пределов их взаимных колебаний; б) введение банковского механизма поддержания кур­сов валют; в) достижение полной конвертируемости национальных валют. Государства, заключившие соглашение о практических мерах по созданию рублевой зоны нового типа или присоединившиеся к ним, регулируют меры по объединению денежных систем на основе двусторонних соглашений с РФ.

Договор определяет также ряд других вопросов (например, в облас­ти социальной политики) и предполагает таким образом многовариант­ность форм и методов интеграции, а также разноскоростной режим соот­ветствующих интеграционных процессов. Выражением этой договоренно­сти явилось подписание в начале 1996 г. двух важных межгосударственных Договоров.

29 марта 1996 г. подписан Договор об углублении интеграции в эконо­мической и гуманитарной областях между Российской Федерацией, Бело­руссией, Казахстаном и Киргизией. В 28 статьях Договора определены глав-

257


ные задачи, выполнение которых будет способствовать укреплению связей между четырьмя сторонами. В перспективе планируется создание «сообще_ ства интегрированных государств». С этой целью намечены меры поэтапного углубления интеграции в экономике, науке, образовании, культуре, соци­альной сфере при соблюдении суверенитета сторон, принципов равноправия и взаимной выгоды, нерушимости существующих между ними государствен­ных границ, невмешательства во внутренние дела друг друга. Основными целями интеграции (Статья 2 Договора) являются:

последовательное улучшение условий жизни, защита прав и свобод лич­ности, достижение социального прогресса;

формирование единого экономического пространства, предусматрива­ющего эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, ка­питалов, рабочей силы, развитие единых транспортных, энергетических информационных систем;

разработка минимальных стандартов социальной защиты граждан;

создание равных возможностей получения образования и доступа к до­стижениям науки и культуры;

гармонизация законодательства;

согласование внешнеполитического курса, обеспечение достойного ме­ста на международной арене;

совместная охрана внешних границ Сторон, борьба с преступностью и терроризмом.

В разделе «Экономическое сотрудничество» рассмотрены конкретные вопросы о целях, условиях и механизмах взаимодействия в области экономи­ческого развития. Страны взяли на себя обязательство согласовывать основ­ные направления, этапы и сроки проводимых экономических реформ, созда­вать необходимые условия функционирования общего рынка, обеспечивать бла­гоприятные условия для свободной экономической деятельности хозяйствую­щих субъектов своих государств. В этом контексте принципиальную важность имеет обязательство участников обеспечивать равное право на приобретение имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение им на территории любого из этих государств в соответствии с их национальным за­конодательством. Стороны создают единую нормативную базу гражданского за­конодательства и государственного регулирования экономики. Стороны реши­ли проводить согласованную политику ценообразования, исключающую цено­вую дискриминацию, и применять свободные (договорные) цены, складываю­щиеся на своих внутренних рынках. Отдельной статьей предусмотрено согласо­вание структурной политики, направленной на создание промышленного и аг­рарного хозяйственного комплексов на базе взаимодополняемости экономик и максимальном использовании преимуществ рационального разделения труда-

Решено совместно разрабатывать и осуществлять систему мер государ­ственной поддержки развития производственной кооперации, поощрения про­изводственных капиталовложений, включая субсидирование целевых программ и проектов, создание объектов, представляющих общий интерес.

258


В денежно-кредитной и валютно-финансовой областях усиливается ко­ординация политики и создается эффективная платежно-расчетная система. Центральные банки учреждают межбанковский союз. Впоследствии будет осуществлен переход к единым стандартам и практике регулирования бан­ковской деятельности.

Страны-участницы создают единое научно-техническое пространство, я также наращивают сотрудничество в области охраны окружающей среды. Специальные разделы Договора посвящены сотрудничеству в социальной, культурной и других отраслях, проблемам финансово-правового обеспече­ния интеграции, порядку формирования и формам деятельности органов управления интеграцией.

2 апреля 1996 г. был подписан Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России. В качестве важной цели этого Договора предусмотре­но объединение материального и интеллектуального потенциалов обоих го­сударств и создание равных условий повышения уровня жизни народа и ду­ховного развития личности.

11.2. Организация экономического сотрудничества — ОЭС (Economic Cooperation Organisation — ECO)

Создана в 1985 г. в качестве преемницы организации Регионального сотрудничества развития (РСР) в целях развития взаимной торговли стран-членов и улучшения условий для устойчивого экономического роста в регио­не. Членами ОЭС являются 10 государств: Азербайджан, Афганистан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан, Турция, Узбекистан. В рамках комитетов осуществляется сотрудничество в следую­щих направлениях: промышленное и техническое сотрудничество; энергетика; сельское хозяйство; транспорт и коммуникации; окружающая среда и здраво­охранение; образование, наука и культура; борьба с злоупотреблением нарко­тиками и незаконным оборотом наркотиков.

В 1993 г. был принят Кветтский план действий и Стамбульская декларация о долгосрочных перспективах развития, где основное внима­ние уделено развитию транспорта и связи: дороги, железные дороги, авиа­линии, телекоммуникационная сеть. В сотрудничестве с Исламским бан­ком развития и ЭКОСОС ООН для Азии и Тихого океана был принят збщий план развития транспортного сектора в регионе ОЭС, в котором определены конкретные маршруты прохождения дорог и железнодорож->гх путей. Создан специальный фонд научно-технических обоснований С, который обеспечивает подготовку научно-технических обоснова­ли для проектов, включенных в Кветтский план действий и Стамбульс­кую Декларацию.

259


В целях содействия развитию взаимной торговли странами-членами был подписан протокол о механизмах преференциальных тарифов. В 1993 г. созданы четыре специализированных учреждения: Банк торговли и разви­тия ОЭС (Турция); Страховая компания ОЭС (Пакистан); судоходная компа­ния ОЭС (Иран); авиакомпания ОЭС (Иран).

11.3. Черноморское экономическое сотрудничество_____

ЧЭС (Black Sea Economic Cooperation — BSEC)

В его составе 11 членов: Азербайджан, Албания, Армения, Болга­рия, Греция, Грузия, Молдавия, Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина. Официально ЧЭС учреждена в начале 1998 г. Фактически ЧЭС функ­ционирует с 1992 г. Секретариат ЧЭС находится в Стамбуле.

Цели ЧЭС в экономической области:

• развитие многостороннего и двустороннего сотрудничества в согла­
сованных областях; расширение диверсификации сотрудничества;

• улучшение условий для предпринимательской деятельности и стиму­
лирование индивидуальных и коллективных инициатив предприятий и фирм.

Основные направления деятельности ЧЭС:

• сотрудничество в следующих областях: энергетика; добыча и обработ­
ка минеральных сырьевых материалов; сельское хозяйство и сельскохозяй­
ственная промышленность; наука и техника; транспорт и коммуникации;
туризм; охрана окружающей среды; стандартизация и сертификация продук­
ции; здравоохранение и фармацевтика; ветеринарная и санитарная профи­
лактика; обмен экономической и коммерческой информацией;

• содействие развитию научно-технического сотрудничества, нацелен­
ного на обеспечение применения достижений науки и техники в конкретных
экономических областях и осуществляемого при участии частного сектора.
Для реализации такого сотрудничества созданы: Международный центр чер­
номорских исследований, Научный фонд ЧЭС, информационная сеть науч­
но-технических исследований и ассоциации ученых;

• содействие развитию предпринимательства путем стимулирования со­
трудничества между малыми и средними предприятиями, инвесторами, пред­
принимателями и промышленниками;

• содействие развитию системы транспорта и связи, национальных ин­
фраструктур, соединенных с Трансевропейской транспортной системой;

• принятие согласованных действий по борьбе с организованной пре­
ступностью, наркобизнесом, незаконным оборотом оружия и радиоактив­
ных материалов.

Кроме того в рамках рабочих групп осуществляется деятельность по осуществлению сотрудничества в сфере банков и финансов; по вопросам избежания двойного налогообложения; защиты инвестиций; по передаче ста­тистических данных и экономической информации. В 1995 г. было принято

260


решение о создании Черноморского банка торговли и развития. Учрежден Совет ЧЭС, состоящий из представителей предпринимательских объедине­ний и торговых палат стран-членов.

11 4. Черноморский банк торговли и развития — ЧБТР

,

Создан на основе Соглашения 1994 г. между государствами—участни­ками Черноморского экономического сотрудничества — ЧЭС. Цели Банка:

• содействие экономическому развитию в Черноморском регионе;

• финансирование проектов инфраструктуры; привлечение инвести-

ции;

• сотрудничество с международными финансовыми организациями.
Основные направления деятельности Банка:

• кредитование проектов многостороннего сотрудничества в рамках ЧЭС;

 

• содействие решению экономических проблем стран-участниц (напри­
мер, расширение и модернизация АЭС в Армении);

• содействие развитию экономики Черноморского бассейна, а также
других регионов, в частности, путем финансирования проектов, связанных
с поставками газа и нефти, а также перерабатывающего оборудования.

Уставный капитал Банка в соответствии с Соглашением 1994 г. состав­ляет 1 млрд. СПЗ (специальных прав заимствования), или 1,375 млрд. долл. Квоты отдельных стран составляют: России, Греции и Турции — по 16,5%; Болгарии, Румынии и Украины — по 13,5; Азербайджана, Албании, Арме­нии, Грузии и Молдавии — по 2%. На 31 декабря 1997 г. было сформирова­но более 90% уставного капитала Банка. Деятельность Банка началась в марте 1998 г., после того как были определены его руководящие органы и назначен президент, согласованы программа работы и предварительный бюджет. На­чалась работа по формированию кредитного портфеля и выбору проектов для финансирования. Предоставление кредитов началось с 1999 г.

11.5. Международный банк экономического сотрудничества — МВЭС (International Bank for Economic Co-operation — IBEC)

Учрежден в октябре 1963 г., приступил к операциям в 1964 г. В том

е году Соглашение о создании Банка было зарегистрировано Секретариа-

* ООН. Членами Банка являются 9 стран: Болгария, Вьетнам, Куба,

'онголия, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словакия, Чехия.

Ранее в него входили также Венгрия и ГДР.

261


Целями Банка были: осуществление многосторонних расчетов в переводных рублях, содействие экономическому сотрудничеству стран-членов СЭВ с другими государствами, выполнение их взаимных обя­зательств по товарным поставкам, укрепление плановой и расчетной дисциплины.

МВЭС в течение тридцати лет выполнял задачу содействия экономи­ческому сотрудничеству и развитию народного хозяйства стран—членов СЭВ являвшихся учредителями Банка. Международный банк экономического со­трудничества проводил принятые в мировой банковской практике операции в переводных рублях и конвертируемой валюте; осуществлял кредитную эмис­сию переводного рубля, что служило источником средств для расчетов и кредитования. Система международных расчетов была связана неразрывно с системой кредитования в переводных рублях. Прекращение операций в пе­реводных рублях и переход стран—членов Банка на взаимные расчеты в кон­вертируемых валютах с 1 января 1991 г. вызвали существенные изменения в положении Банка.

Банку поручалось содействовать переходу стран-членов к рыночной экономике, развитию рыночных отношений между субъектами экономичес­ких отношений независимо от формы их собственности в странах-членах и в других странах. Значительно расширился круг операций банка и банковских услуг. Прекратилось обслуживание взаимного централизованного межгосу­дарственного товарооборота стран-членов. Поскольку страны хотели сохра­нить МВЭС, были приняты меры по организации его коммерческой дея­тельности на базе операций в конвертируемых валютах. Банк активно при­влекает коммерческую клиентуру и осуществляет ее расчетно-кредитное об­служивание. В 1999 г. корреспондентская сеть МВЭС насчитывала более 300 банков в различных странах мира, в том числе около 70 в странах-членах. Корреспондентские отношения поддерживаются с 16 коммерчески­ми банками России, 12 — Болгарии, 11 — Польши, 7 — Чехии, 7 — Румы­нии, 5 — Словакии.

Помимо банковской клиентуры, МВЭС активно работает с новыми клиентами — крупными предприятиями и внешнеторговыми компаниями. По поручению клиентов Банк осуществляет все виды операций, принятые в мировой банковской практике: проводит документарные операции, ведет счета клиентов и осуществляет расчеты по ним, выдает гарантии, разме­щает депозиты, проводит конверсионные операции, предоставляет бан­ковские консультации, а также оказывает другие услуги. Являясь учреди­телем ММВБ и одним из ее активных операторов, МВЭС увеличивает объемы своих операций на биржевом, а также на межбанковском валютном рын­ках. Это способствует привлечению в Банк новых клиентов, обслужива­нию их экспортно-импортных сделок и приносит доход в виде комиссион­ных вознаграждений.

262


11.6. Международный инвестиционный банк — МИБ

Создан в 1970 г. на основе Соглашения стран—членов СЭВ для осуще­ствления долго- и среднесрочного кредитования стран-членов. С распадом СЭВ и отменой многосторонних расчетов в переводных рублях МИБ с 1991 г. стал осуществлять операции только в конвертируемых валютах. Национальные ва­люты в кредитных отношениях не используются. Членами Банка являются 11 стран: Болгария, Венгрия, Монголия, Польша, Российская Федерация, Чеш­ская республика, Словацкая республика, Румыния, Куба, Вьетнам, Югосла­вия. Для создания нового механизма кредитования объектов инвестиционного характера Совет МИБ в 1991 г. принял Основные принципы кредитной и про­центной политики, которые учитывают современные особенности функциони­рования экономик стран-членов и их внешнеэкономических связей. Главное изменение состоит в переориентации кредитной политики с крупных государ­ственных объектов на предприятия с различными формами собственности. Особое внимание уделяется кредитованию совместных предприятий, реконст­рукции мелких и средних предприятий и хозяйственных организаций, выпуска­ющих потребительские товары, а также предприятий в области транспорта, туризма и пр. Банк расширяет практику проектного финансирования, перехо­дит к применению таких форм деятельности, как участие в капитале предприя­тий и организаций, совместное финансирование объектов. С 1991 г. Банк под­ключился к всемирной системе межбанковских телекоммуникаций СВИФТ, расширил локальную сеть персональных компьютеров и перешел на самостоя­тельную автоматизированную обработку информации. МИБ приобрел автома­тизированную банковскую систему Midas ABC, рассчитанную на ведение всех видов банковской деятельности по международным нормам и стандартам.

Глава 12_________________________________






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных