ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Образцы орфографического разбораНизкие бесконечные камыши тянулись до самых гор. Низкие – правописание глухих и звонких согласных. Правило: Для проверки написания сомнительной согласной нужно изменить форму слова или подобрать родственное слово, с тем чтобы за проверяемым согласным стоял гласный звук или один из согласныхл, м, н, р: молотьба – молотить, близкий – близок, низкий – низко. Написание морфологическое, т. к. в корне низ всегда, независимо от произношения, пишется буква з (низ, низкий, низенький), а не с. Бесконечные – правописание приставок на з. Правило: в приставках раз-/рас-, роз-/рос-, низ-/нис-, воз-/вос, из-/ис-, без-/бес, через-/черес - в конце приставки следует писать З, если следующая буква – звонкая согласная, С – если глухая. В данном случае перед глухой согласной к следует писать буквы с. Это фонетическое написание, так как выбор буквы меняется в зависимости от произношения (безрадостный – бессердечный). Бесконечные – проверяемая безударная гласная в корне слова. Правило: Чтобы проверить правописание безударных гласных в корне слова, надо подобрать к данномусловуоднокоренное или изменить его так, чтобы этот безударный гласный оказался под ударением. Проверка: бесконечные – окончить, кончик. Написание морфологическое. Однако следует учитывать, что в глаголах с этим корнем происходит чередование о//а (закончить – заканчивать), правописание этого корня в глаголах подчиняется другому правилу. Бесконечные – правописание сочетаний чк, чн, нч, нщ, щн, рщ без мягкого знака. Звуки «ч», «щ» всегда мягкие, поэтому их мягкость не нужно обозначать. Камыши – непроверяемая безударная гласная в корне. Проверяется только по словарю. Написание традиционное. Камыши – правописание гласных после шипящих. Правило: после шипящих ж, ш, ч, щ не пишутся ю, я, ы, а пишутся у, а, и. Написание традиционное.
68. Психолого-педагогический эксперимент: планирование, проведение, обработка экспериментальных данных. Виды эксперимента в практике педагога-психолога. Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент, — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям. Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента. В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он еще называется "формирующий") обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов. Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.
Технология организации коллективной творческой деятельности предполагает: · организацию жизни детского коллектива как общественно значимой – на основе совместной заботы педагогов и воспитанников об улучшении окружающей жизни, жизни своего коллектива и самосовершенствовании, о близких и далеких людях; · построение коллектива на принципах сменяемости ролей (в коллективе нет постоянных поручений и постоянных руководителей, каждый может попробовать себя в любой роли), опоры на «малые группы» внутри коллектива (состав этих групп постоянно меняется – так дети учатся взаимодействовать с разными людьми), коллективного планирования, подготовки, анализа и организации общих дел, отношений и поступков; · организацию жизни детского коллектива как личностно значимой и эмоционально насыщенной; · организацию жизни детского коллектива как художественно инструментованной (посредством ритуалов, традиций, игровых приемов и т. п.); · особую позицию педагога как старшего товарища («рядом и чуть впереди»), искреннего и понимающего, готового и умеющего взаимодействовать с детьми. Центральным звеном коллективной творческой деятельности является коллективное творческое дело (КТД). Именно правила его организации составляют основу технологии организации коллективной творческой деятельности. В организации «классического» КТД, разработанного И. П. Ивановым, выделяют шесть стадий: Первая стадия – предварительная работа коллектива, целью которой является создание настроя на предстоящее дело, формирование мотивации. Возможны разные формы организации деятельности детей на этой стадии: Стартовая беседа. Ее ведет педагог, показывающий школьникам привлекательность предстоящего дела или ставящий проблему, для решения которой нужно провести определенное дело. Идет коллективное обсуждение по вопросам: что будем проводить? зачем (для кого)? когда? с кем вместе? кто будет участвовать? кому быть организатором? (Вопрос «Как?» при этом не ставится). Разведка интересных дел (РИД). Она может предшествовать стартовой беседе. Класс (отряд) делится на микрогруппы (оптимальное число детей в микрогруппе – пять человек), и каждая микрогруппа получает задание: пройти по определенному маршруту (библиотека, детский сад, школьный «живой уголок», парк), возможно, побеседовать с определенными людьми (библиотекарем, заведующей детским садом, учителем биологии) и выяснить, какие интересные дела там можно провести, кто нуждается в помощи. Из «разведанных» дел во время общей беседы выбирается самое интересное и нужное. «Развивающаяся кооперация». Первоначальный список дел составляется индивидуально, затем индивидуальные результаты объединяются и корректируются в парной работе, потом парные продукты анализируются и отбираются в «четверках», затем, если требуется, проводится аналогичная работа в «восьмерках». В итоге появляется общий список предложений, идей, который экспертами или каким-то другим способом доводится до решения. «Мозговой штурм». Коллектив школьников разбивается на микрогруппы; задача каждой из них – за определенный промежуток времени (он должен быть коротким) предложить как можно больше коллективных творческих дел. При проведении мозгового штурма не разрешается отбрасывать ни одной идеи (даже самой фантастической), существует жесткий запрет на критику предлагаемых идей, поощряется развитие идей. Результаты мозговых штурмов объединяются в единый список. Затем специально выделенная группа экспертов или ведущий в диалоге со всем коллективом отбираются одно или несколько дел, которые и будут проводиться в ближайшее время. При этом педагог обязательно должен указать критерии отбора (ценностный характер, реалистичность, возможность участия для всех и др.). «Не принятые к исполнению» идеи могут быть помещены в «банк идей» и использованы позже. «Аукцион идей». Предварительно создается «ящик предложений», куда все желающие могут опустить записки с предложениями о том, какие КТД можно было бы провести в ближайшее время, и с краткой характеристикой их замысла. Затем предложения выставляются на «аукцион». Отбираются те из них, за которые заплатили больше условных «денег». Вторая стадия – коллективное планирование, разработка проекта КТД. На этом этапе детский коллектив разбивается на микрогруппы (команды, звенья, экипажи, бригады), каждая из которых разрабатывает свой вариант проведения предстоящего дела. Для активизации работы воспитанников педагог может использовать различные приемы: подсказка (например, совет почитать какую-либо книгу, посмотреть телепередачу.), «заговор» с отдельными членами коллектива («Давайте по секрету от других подумаем вот над чем...»), «мозговой штурм», увлечение воспитанников перспективой предстоящего дела, прямое участие в обсуждении. Затем каждая микрогруппа защищает свой вариант проведения КТД перед всем коллективом. В результате коллективного обсуждения разных вариантов рождается проект КТД. Выбирается «совет дела» – временный орган, который будет руководить проведением КТД; в него входят представители всех микрогрупп. Определяющую роль на этом этапе, по утверждению И. П. Иванова, играет взаимное убеждение и взрослого, и самих подростков. В это время и учатся подростки творческому поиску лучшего варианта решения задачи, а взрослые приучают каждого к такому поиску. Для этого используют разные приемы. В большинстве своем одобряют, поддерживают ребят, порой и хвалят (иногда и авансом), помогают выразить свою мысль, советуют, наконец, доверяют осуществление высказанного и принятого общим сбором КТД. Третья стадия – коллективная подготовка КТД. Совет дела уточняет совместно выработанный проект КТД, разрабатывает и распределяет по микрогруппам поручения по подготовке к предстоящему делу. Поручения обсуждаются в микрогруппах, которые планируют и начинают работу по воплощению отдельных частей общего замысла, учитывая высказанные ранее пожелания и предложения. На этой стадии микрогруппы готовят свои «кусочки» предстоящего дела, творческие сюрпризы, элементы оформления, награды. Совет дела координирует деятельность микрогрупп. В процессе подготовки КТД воспитанники применяют имеющиеся у них знания и опыт ценностного взаимодействия. При этом дети приучаются самостоятельно выполнять принятые решения. Именно на этой стадии КТД складываются традиции жизни коллектива, традиции повседневного общения (обмена мыслями, предложениями), традиции самостоятельной подготовки добрых сюрпризов для товарищей. Четвертая стадия – стадия проведения КТД. Это и есть собственно коллективное творческое дело, итог работы, проделанной при его подготовке. В коллективном творческом деле нет зрителей – участниками являются все. При проведении КТД допускаются отступления от первоначального проекта (сценария) за счет сюрпризов микрогрупп, экспромтов, импровизаций. Позиция педагога во время проведения КТД может варьироваться от открытого руководства делом до тех или иных способов косвенного или опосредованного влияния (участие в жюри, проведение части КТД). При этом, чем больше у ребят опыта организации совместной деятельности, тем больше педагог отходит от позиции руководства и обращается к более мягким вариантам педагогической помощи в форме регулирования настроения, взаимоотношений, позиций. Пятая стадия – коллективное подведение итогов, коллективный анализ проведенного дела. На этой стадии организуется участие каждого члена коллектива в разговоре об опыте (как своем собственном, так и своих товарищей) проведенного КТД. В коллективном анализе возможны две линии: анализ организации КТД и саморефлексия. Для анализа организации КТД школьникам предлагаются для обсуждения следующие вопросы: а) Что понравилось и почему? Кому скажем «спасибо»?; б) Что не получилось и почему?; в) Что предлагаем на будущее? (В случае необходимости вопросов может быть и больше). С целью организации саморефлексии ставятся вопросы, обращенные к анализу отношений, чувств, мыслей: Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало чувства? Какие мысли? Что тебе показалось важным? Что показалось неожиданным, удивительным? Помогло ли КТД что-то понять в себе? Возможны разные формы анализа: разговор по кругу, «время на шум» (дается 5–7 минут для обсуждения КТД по микрогруппам, затем от каждой микрогруппы говорит кто-то один; такую форму подведения итогов целесообразно использовать в большом коллективе и там, где ребята не приучены к индивидуальным выступлениям, к откровенному высказыванию перед всеми своей точки зрения), анкета (возможно, в форме стенгазеты), методика «Цветопись» (с помощью определенных цветов дети оценивают проведенное дело или свое самочувствие во время его подготовки и проведения). Шестая стадия – ближайшее последействие. На этой стадии руководитель коллектива организует использование воспитанниками в учебной и внеучебной деятельности того опыта, который был накоплен при планировании, подготовке, проведении и обсуждении КТД. Это может быть работа в микрогруппах на уроке, подготовка сюрприза для малышей, оформление летописи коллектива. В рамках технологии организации коллективной творческой деятельности предполагается проведение КТД различной направленности – трудовых, познавательных, художественно-творческих, спортивных, общественно-политических. Каждое КТД является комплексным средством воспитания, поскольку предполагает развитие в единстве личностных, индивидуальных и субъектных качеств воспитанника. Основными условиями воспитательной эффективности коллективных творческих дел являются: · единство жизненно-практической (улучшение жизни коллектива и окружающей жизни) и воспитательной направленности. Каждое дело – это форма творческого содружества воспитателей и воспитанников, их общей творческой гражданской заботы – практической, организаторской, воспитательной; · творческий характер каждого КТД («каждое дело – творчески, иначе – зачем?»): осуществление непрерывного поиска лучших решений жизненно важной задачи на всех стадиях организации; · ценностная интерпретация задач каждого дела; · единство стадий организации каждого дела, объединенных общей идеей, ценностью. Одна из задач технологии организации коллективной творческой деятельности и одновременно одно из важных условий ее успешной реализации – становление конструктивных отношений в команде (микрогруппах и коллективе в целом). Для решения этой задачи педагог должен быть ориентирован не только на практический результат КТД, коллективной организаторской деятельности, творческих игр и праздников (сделали..., организовали..., помогли...), но и на сам процесс взаимодействия в ходе их подготовки и проведения, осознавать его большие воспитательные возможности. Взаимодействие в контексте технологии организации коллективной творческой деятельности, как и любое воспитательное взаимодействие, должно быть диалогическим, осуществляться на основе понимания педагогом воспитанника. Данная технология не исключает, а напротив, предполагает органическое включение в нее других технологий. На всех этапах организации КТД необходимо особенно внимательное отношение к детям с заниженной самооценкой, «новеньким», «трудным», ко всем, кого коллектив по каким-либо причинам не принимает. Для таких детей целесообразно применять технологию создания ситуации успеха. Эта технология позволит всем увидеть таких детей с неожиданной (неожиданно хорошей) стороны, изменить отношение к ним в лучшую сторону, а им самим – занять достойное место в команде, включиться в общую работу «на радость и пользу людям», применив проявившиеся в ситуации успеха способности. Становлению конструктивных отношений в команде способствует применение технологии стимулирования деятельности детей. Умелое применение различных видов педагогических требований, поощрений и наказаний позволяет педагогу регулировать отношения в микрогруппе и в коллективе в целом, делая акцент на стимулировании гуманитарных моделей поведения. Гуманитарная профессиональная позиция педагога подразумевает не только принятие различных точек зрения, но и устойчивость собственной позиции, способность отстаивать в культурных формах свои ценности. Для решения этой задачи педагог может демонстрировать приемы, составляющие технологию этической защиты, и обучать этим приемам воспитанников. С целью становления конструктивных отношений в команде педагог постоянно сам демонстрирует соответствующее поведение и отношения, основанные на диалоге, и добивается реализации подобных моделей в поведении и отношениях воспитанников. Ведь для школьников чрезвычайно важно иметь образец, в соответствии с которым можно выстраивать деловые и личные отношения с окружающими людьми. Приобретение опыта гуманных отношений в команде, складывание убежденности в необходимости таких отношений, осознание их «плюсов» – один из важнейших результатов коллективной творческой деятельности и показатель правильной организации взаимодействия педагогов и воспитанников. Коллективная творческая деятельность – это деятельность одновременно практическая и духовная, позволяющая ребенку приобрести не только практические, организаторские, коммуникативные и другие навыки, но также выявить и реализовать свои способности, приобрести опыт диалогического взаимодействия и гуманных отношений, освоить принятые в обществе способы и формы реализации ценностных отношений к окружающему миру и другим людям
«Синтаксис - это совокупность закономерностей, регулирующих построение синтаксических единиц» (А.И. Диброва). Усвоение синтаксических норм и совершенствование умений строить предложения в соответствии с этими нормами - важная сторона формирования речи учеников. Не случайно овладение синтаксическим строем языка в программе школы выделено в качестве одного из направлений работы над речью учеников. Школа должна научить учащихся строить предложения в соответствии с законами литературного языка, применять полученные знания в речевой практике. Это может быть осуществимо при условии, если обучение русскому языку строится и на базе элементарных теоретических сведений, и на базе развития речи и мышления школьников. Исследования, посвященные изучению речи учеников школы, и наблюдения показывают, что учащиеся редко пользуются синтаксическими конструкциями, допуская при их построении ошибки стилистического характера. Ошибки, возникающие при построении простых предложений у школьников, обусловлены не только непониманием ими структуры предложений, но и не разработанностью данного раздела программы в существующей специальной методике русского языка. Теоретический анализ общепедагогической и психологической литературы дает возможность сделать вывод о том, что нормально развивающиеся дети рано овладевают простыми грамматическими конструкциями. Благодаря языковому чутью у них вырабатываются динамические стереотипы, на основе которых произнесение предложений превращается в автоматизировано протекающий процесс. Употребление разнообразных синтаксических конструкций является одним из показателей речевого и умственного развития школьников. При детальном изучении синтаксического строя письменной речи учащихся экспериментального класса определяется динамика формирования синтаксического строя письменной речи, в плане насыщенности ее простыми и сложными предложениями. Констатирующий этап нашего исследования проводился на базе третьего класса общеобразовательной школы. В исследовании участвовали 25 учеников. Учитель работает по учебно-методическому комплексу «Школа России». Для диагностики мы воспользовались следующими критериями и показателями (таб.1) Таблица 1. Критерии и показатели сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения у учащихся третьего класса (по М.П. Целиковой)
Оценка сформированности аналитических умений при освоение синтаксиса простого предложения у учащихся третьего класса с опорой на базовые критерии производилась по трем уровням: низкий, средний, высокий. Данные уровни представлены в таблице 2. Таблица 2 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|