ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Психолого-педагогические основы проблемы внимания и внимательности.Различают пять свойств внимания: сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключение. Перечисленные свойства могут проявляться во всех видах внимания — в непроизвольном, произвольном и послепроизвольном. Сосредоточенность внимания — это удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального. Сосредоточенность внимания обычно связана с глубоким, действенным интересом к деятельности, какому-либо событию или факту. Степень или сила сосредоточенности — это концентрация, или интенсивность, внимания. Концентрация — это поглощение внимания одним объектом или одной деятельностью. Показателем интенсивности является невозможность отвлечь внимание от предмета деятельности посторонними раздражителями. Например, ребенок собирает новый конструктор. Он полностью поглощен делом, не отвлекается ни на минуту, не замечает, как течет время, не реагирует на телефонные звонки, его можно окликнуть, позвать обедать — он не отвечает, а порой даже и не слышит. В этом случае можно говорить о большой концентрации и интенсивности внимания. Устойчивость и колебания внимания. Внимание характеризуется различной степенью устойчивости. Устойчивость внимания — это длительное удержание внимания на предмете или какой-нибудь деятельности. Устойчивым мы называем такое внимание, которое способно в течение долгого времени оставаться непрерывно сосредоточенным на одном предмете или на одной и той же работе. И. П. Павлов говорил о своей работе, что это прежде всего упрямая сосредоточенность мысли, умение неотступно думать об избранном предмете, с ним ложиться и с ним вставать. Противоположностью устойчивого внимания является внимание неустойчивое, колеблющееся, которое то и дело ослабляется или отвлекается на что-либо. Устойчивость внимания у людей различна. Одни могут очень долго, без отвлечения сосредоточиваться на предмете своей деятельности, другие обладают этой способностью в значительно меньшей степени. Но и у одного и того же человека устойчивость внимания может колебаться. Это зависит от осознания цели деятельности и ее значимости, от отношения к выполняемой работе. Внимание не может долго задерживаться на каком-то неподвижном объекте (например, точка на листе), если мы не можем рассматривать его с разных сторон. Чем богаче свойства объекта, тем легче сосредоточить на нем внимание в течение длительного времени. Объем внимания. На сколько объектов одновременно может быть направлено внимание? Объем внимания обычно колеблется у взрослых в пределах от 4 до 6 объектов, у школьников (в зависимости от возраста) — от 2 до 5 объектов. Объем внимания — это количество объектов, которые охватываются вниманием одномоментно, одновременно. Человек с большим объемом внимания может заметить больше предметов, явлений, событий. Объем внимания во многом зависит от знания объектов и от связи их друг с другом. Для определения объема внимания пользуются специальным прибором, который называется тахистоскоп. Он дает возможность показывать человеку несколько объектов — букв, геометрических фигур, знаков — на 0,1 с. Сколько объектов запомнил человек — таков его объем внимания. Объем внимания важно учитывать во многих областях жизни. Например, создатель рекламы хочет, чтобы любой прохожий, который только мельком бросает взгляд на рекламный щит, понял и запомнил его содержание. Для этого надо, чтобы на рекламе было не больше пяти слов. Если их больше, то полезно ярко выделить несколько самых важных слов, но также не больше четырех — шести. Человек, находящийся на крупном современном производстве у щита пульта управления машинами, должен одним взглядом охватить несколько приборов. Широта объема внимания профессионально важна для учителя. Распределение внимания. Может ли внимание распределяться одновременно между двумя или несколькими разными деятельностями? Может, и жизнь постоянно требует этого. Например, студент на лекции распределяет одновременно внимание между тем, что записывает, и тем, что слышит в данный момент. Внимание учителя распределяется на весь класс, отдельных ребят, на содержание урока и пр. Умение распределять внимание у людей очень различно. Говорят, что Наполеон мог одновременно выполнять семь дел. Распределение внимания — это умение выполнять две или более различные деятельности, удерживая на них свое внимание. Чтобы успешно выполнять одновременно две работы, хотя бы одну из них надо знать настолько хорошо, чтобы она выполнялась автоматически, сама собой, а человек лишь время от времени контролировал и регулировал ее сознательно. В этом случае основное внимание можно будет уделить второй работе, менее знакомой человеку. Умение распределять внимание развивается постепенно, с возрастом. Так, младшие школьники плохо распределяют внимание, они еще не умеют этого делать, у них нет опыта, автоматических умений, поэтому не следует предлагать им одновременно выполнять два дела или при выполнении одного дела отвлекать внимание ребенка на другое. Но способствовать развитию этого умения необходимо. Переключение внимания. Существенной стороной внимания является его переключение, т. е. способность быстро переходить от одной деятельности к другой. Сознательное переключение внимания не надо путать с отвлекаемостью внимания. Успех переключения зависит от особенностей предыдущей и новой деятельности и от личных качеств человека. Если предыдущая работа интересная, а последующая нет, то переключение происходит трудно, и наоборот. Переключение внимания — это сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного предмета или действия на другие, перестройка внимания, его переход с одного объекта на другой в связи с изменением задачи деятельности. Переключение внимания всегда сопровождается некоторым напряжением, которое выражается в волевом усилии. Отсюда понятно, почему школьнику трудно бывает начинать новую работу, особенно если она не вызывает приятных чувств, а предыдущая деятельность, наоборот, была более интересной. Например, переключение внимания на урок от дел, которыми дети занимались на перемене. Частая смена видов работы в процессе учебной деятельности может вызывать у школьников большие трудности. Если, отвлекаясь, человек меняет объект внимания непроизвольно, то, переключая внимание, он сознательно ставит цель заняться чем-то новым. Внимание быстрее и легче переключается от менее важного для личности предмета к более значимому. В переключении внимания ярко проявляются индивидуальные особенности человека — одни люди могут быстро переходить от одной деятельности к другой, а другие — медленно и с трудом. Разные виды деятельности требуют разных форм внимания. Например, работа корректора требует высокой концентрации внимания, работа воспитателя, учителя — способности распределять внимание. Внимание и рассеянность. Обычно внимание противопоставляется рассеянности. В нашем языке рассеянность часто понимается как синоним невнимательности. Помните стихотворение С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный»: «Вместо шапки на ходу он надел сковороду, вместо валенок перчатки натянул себе на пятки». Однако рассеянность и невнимательность не всегда совпадают друг с другом. Рассеянность может быть результатом неустойчивости, слабости внимания. Человек ни на чем не может сосредоточиться на долгое время. Внимание его непрерывно перескакивает с одного на другое. Такое внимание особенно характерно для детей, оно наблюдается и у взрослых, особенно в состоянии утомления, во время болезни. Но рассеянность может иметь и совершенно иную причину. Человек настолько сильно сосредоточен на одном предмете, на одной деятельности, что не способен замечать ничего другого, потому и рассеян. Например, многие ученые люди совершенно не обращают внимания на бытовые проблемы, на окружающие их предметы и т. п. Эта рассеянность является выражением максимальной собранности и сосредоточенности на основном предмете своих мыслей. У таких людей внимание сильное, но узкое и малоподвижное. К. К. Платонов в книге: «Занимательная психология» приводит такой эпизод: Ньютон задумал сварить яйцо. Взяв часы, он заметил начало варки. А спустя некоторое время вдруг обнаружил, что в руках держит яйцо, а варит... часы. Но когда ученого однажды спросили, как ему удалось открыть закон тяготения, он ответил: «Благодаря тому, что я неотступно думал об этом вопросе».
Анализ философской литературы показывает, что в философии интеграция рассматривается как некое целостное образование разного уровня сложности. Философы считают интеграцию универсальной категорией, а «синтез» — наиболее высоким уровнем интеграции. В работах философов отмечаются различные подходы к классификации объединения различных искусств, образно называемые терминами «склеивание», «симбиоз», «размывание», «соподчинение», «снятие», «концентрация» (Ю. Б. Борев, В. В. Ванслов, М. С. Каган). Т. Г. Казакова указывает, что хотя каждый вид искусства отличается своей спецификой, своей системой изобразительно-выразительных средств, однако ни один из них, взятый в отдельности, не в состоянии воссоздать картину мира во всем её многообразии, это возможно только при «наличии синтеза искусств». Это подтверждает в своих исследованиях и Л. С. Выготский, он пишет, что восприятие любого произведения искусства (живописи, музыки, поэзии) вызывает у человека массу ассоциативных образов, которые обогащают «палитру чувств», что связь между видами искусства выражается в их «взаимообогащении». Философский энциклопедический словарь дает такое определение синтеза искусств: «Синтез искусств, органичное соединение разных искусств или видов искусства в художественное целое, которое эстетически организует материальную и духовную среду бытия человека. Синтез искусств — это создание качественно нового художественного явления, не сводимого к сумме составляющих его компонентов. Их идейно-мировоззренческое, образное и композиционное единство, общность участия в художественной организации пространства и времени, согласованность масштабов, пропорций, ритма порождают в искусстве качества, способные активизировать его восприятие, сообщать ему многоплановость, многогранность развития идеи, оказывать на человека многостороннее эмоционально насыщенное воздействие, обращаясь ко всей полноте его чувства» [12]. Ученые считают, что расширение синтетических возможностей искусств соответствует социальной и культурной жизни современного общества. В. И. Тасалов отмечает три фактора, которые явились причиной формирования нового понимания интеграции искусств: 1 фактор — усложнение элементов творческого труда человека во всех сферах; 2 фактор — творческое развитие каждой личности как сугубо практическая потребность нового этапа, без решения которой нельзя реализовать цели современного научно-технического прогресса; 3 фактор — утверждение большого числа «новых феноменов собственно художественной практики» (художественное конструирование в технике и производстве, дизайн, прикладная и промышленная графика, телевидение и т. д.) [3, с.38]. Е. Н. Зуйкова выделяет 4 исторических периода проблемы синтеза искусств и основные направления художественно-творческого развития в каждом периоде: 1 период(конец XIX — начало XX в.) — развитие фантазии, бессознательного, сенсорики; синкретичность детского художественного творчества (З. Фрейд, К.Юнг, К Риччи, М. Монтессори, Л. Г. Оршанский); 2 период(1917–1930 гг.) — роль среды; развитие образного мышления, активность и свобода творчества ребёнка; опора на возрастные особенности (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, К. Н. Вентцель, Ф. И. Шмидт, Ж. Пиаже, А. В. Бакушинский, Б. В. Асафьев); 3 период (1940–1970гг.) — обогащение жизненных впечатлений; роль обучения; связь видов искусств; формирование творчества (Е. А. Флёрина, Н. П. Сакулина, Н. А. Ветлугина, Т. С. Комарова, Т. Г. Казакова, В. А. Езикеева, В. Б. Косминская, Н. Б. Халезова и др.); 4 период(1980–1990гг.) — современные тенденции художественно-творческого развития детей с позиций личностно ориентированной модели, синтеза и взаимодействия искусств, интегрированной системы образования и воспитания [6, с.118]. Экспериментальные исследования современных ученых подняли проблему синтеза искусств, в художественно-творческом развитии детей, на качественно новый уровень. Незаметно поменялись акценты: речь идет уже не о том, что «в разных искусствах можно обнаружить нечто общее», а о том, что «нечто общее по-разному проявляется в разных искусствах» (Л.Савенкова). Современные исследователи проблемы синтеза искусств говорят о том, что у истока всех видов художественного творчества некое единое отношение человека к бытию — отношение, суть которого в значительной мере передаёт знаменитая строка Ф. И. Тютчева «Всё во мне, и я во всём!».. Также это касается и разработки новых интегрированных программ и направлений исследований по различным видам искусства, основывающихся на «полихудожественном» (термин Б. П. Юсова) подходе: Программа «Живой мир искусства» (Б. П. Юсов и др.) — соединяет разные виды художественной деятельности — музыку, изобразительное искусство, родной язык, литературу, хореографию, театр. Современные тенденции в подходах к музыкальному развитию детей дошкольного возраста раскрыты в Программах «Гармония» (К. В. Тарасовой), «Синтез» (Т. Г. Рубан). В их основе лежит проблема взаимодействия искусств, что обеспечивает приобщение современных детей к миру художественной культуры, в котором значительное место занимает музыка. Анализлитературы по проблеме показывает, что синтез (взаимодействие) различных видов искусств и художественной деятельности детей в едином образовательном пространстве ДОУ открывает новый путь художественного освоения действительности в дошкольном детстве. Синтез искусств позволяет: оптимизировать художественное воспитание детей дошкольного возраста; улучшить качественные характеристики художественных образов, создаваемых детьми; повысить креативность, инициативность и самостоятельность каждого ребёнка. Исходя из этого, можно сделать вывод, что синтез искусств можно рассматривать как путь становления художественной культуры ребёнка, что синтез искусств имеет огромное значение в художественно — творческом развитии детей дошкольного возраста.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|