Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Использование знаний об индивидуальных особенностях внимания в ходе образовательного процесса.




Очень важно для оптимизации образовательного общения знание скорости реакции ученика, темперамента - сангвинического, флегматического, холерического, меланхолического, право - левополушарности и ведущего канала восприятия – визуального, аудиального, кинестетического. На момент подготовки к уроку мы располагали такой информацией.

В классе 26 человек. Из них мальчиков – 11, девочек – 15. Мальчики и девочки отличаются друг от друга по получению информации, времени вхождения в урок, речью, памятью, вниманием, по адаптации к неблагоприятным условиям, по реакции на эмоциональный фактор, по деятельности и отношению к учебе и т. д.

Условно всех людей можно разделить на две большие группы: тех, у кого преобладает левое полушарие, и тех, у кого сравнительно лучше развито правое. Левополушарные будут характеризоваться рациональным типом мышления, аналитическим складом ума, склонностью к словесному оформлению своих мыслей, слабой эмоциональной отзывчивостью. Можно сказать, что левому полушарию свойственно рационально-логическое, знаковое мышление. Правополушарные люди, напротив, более эмоциональные, склонны к образному, интуитивному мышлению, могут схватывать явление в целом, без выстраивания логической цепочки и анализа деталей. Правому полушарию соответствуют такие характеристики, как целостное, дедуктивное, конкретное, параллельное. Это крайние типы, а между ними могут быть самые разные промежуточные варианты. Исследователи условно выделяют несколько типов функциональной ассиметрии мозга. Среди учащихся 7 класса правополушарных оказалось 6 человек. Для них надо предусмотреть соответствующие методы: объяснительно- иллюстративный и проективно- творческий. Для левополушарных, а их в классе оказалось 10 человек, соприродна логика, рациональное познание, исследовательская деятельность. Им на уроке будет предложена палитра эвристических и проблемных методов. Смешанный тип полушарности в классе у 10 человек. Они будут чувствовать себя комфортно в различных видах деятельности.

Психологом был определен ведущий канал восприятия учащихся – зрительный, слуховой, осязательный. Эти данные позволили нам определиться с формами, средствами, приемами для успешного и эффективного проведения урока. Визуалу и кинестетику не годятся долгие и эмоциональные повествования, но аудиалу именно они дадут максимум эффекта. Кинестетику и аудиалу бессмысленно что- либо предъявлять в виде сложных схем и опорных конспектов, но визуалу как раз подобная методика легка и приятна. Визуалу и аудиалу с трудом даются работы с объемными макетами, а кинестетик только в них может получить наиболее адекватное для него понимание информации. В классе оказалось кинестетиков-16 человек, визуалов-5 человек, аудиалов – 5человек.

Особый смысл для нас имели данные об индивидуально- психологических особенностях учеников: память, внимание, интеллект, логические связи и закономерности, тревожность, а также данные социометрии, которые характеризуют самочувствие ученика в классе и соответствующим образом влияют на обучаемость. Естественно, что, имея перед глазами при подготовке к уроку перечень индивидуально- психологических проблем и социометрических данных по каждому ученику в классе, приходилось их учитывать: тревожным не создавать ситуацию стресса, невнимательным подбирать специальные средства фиксации внимания и т. д.

По данным диагностики учащиеся имеют высокий и очень высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей. Поэтому им уместно предложить «учение через общение» (В. К. Дьяченко) – групповой способ обучения. Работая группами, школьники учатся распределять между собой действия и планировать их, обмениваться результатами, оценивать сделанное с позиции достижения общей цели.

Так как урок предполагал работу в группах, то для создания групп использовались данные право- левополушарность как основной критерий, ведущие каналы восприятия, индивидуально- психологические особенности и данные социометрии как вспомогательные. Группы комплектовались по принципу взаимодополняемости и малоконфликтности: в них представлены все типы восприятия, все темпераменты, право- и левополушарные.

На уроке планировались различные формы работ: фронтальная, групповая, индивидуальная. Для тех учащихся, кто имеет скорость реакции (это время готовности ученика ответить учителю в случае, если он абсолютно уверен в своих знаниях) в пределах 10 секунд, показан фронтальный способ педагогического общения; для остальных «фронталка» противопоказана. В классе с быстрой скоростью реакции- 12 человек, со средней скоростью-7 человек, у 7 человек скорость реакции составляет более 10 секунд (их нельзя ставить в условия гонки).

В классе преобладают сильные темпераменты – сангвиники (6 человек), флегматики (4человека), холерики (9 человек). Представителей слабого темперамента меланхоликов 7 человек. Нужно заметить, что среди детей в основном смешанные типы темперамента с преобладанием одного. Для учеников, обладающих сильным темпераментом, возможно и желательно применение технологий проблемного, исследовательского, частично – поискового обучения; для меланхоликов такие технологии нежелательны. Более того, меланхоликам нельзя предъявлять педагогические требования и инструктирование: они повергают этих детей в прострацию.

Такой подход позволяет учителю, проектирующему урок, ставить педагогически обоснованные, достижимые, реальные цели. Важной стороной актуальности данного проекта, выступают возрастные особенности учащихся 7 класса. Главные трудности детей этого возраста: отсутствие специфической учебной мотивации. На уроке будет сделана попытка выстроить, адекватную возрасту подростка, систему учебных мотивов, создать внутренний комфорт каждому ученику. Решая проблемную задачу, ученик будет иметь право высказывать любую гипотезу, что учит не только мыслить, но и аргументировано, доказательно, грамотно высказывать свои мысли, учит нестандартному мышлению и развивает коммуникативные навыки, а, следовательно, по Выготскому, и интеллект. Такой подход позволяет учителю не только на деле реализовывать основные положения психосберегающей технологии, но и ненавязчиво побуждать своих питомцев работать в зоне ближайшего развития, без чего немыслим их интеллектуальный рост.

В обучении необходимо использовать рефлексирующую деятельность учащихся. Очень важно, чтобы они умели объективно анализировать свои действия и поступки с точки зрения их соответствия цели и условиям деятельности, а главное, имели потребность в таком анализе, имели привычку к нему. К такому анализу начинаем приучать учащихся 7 класса постепенно. Этому будут способствовать задания на составление физических моделей, составление опор, алгоритмов по решению задач определенного вида и т. д.

Исходя из выше изложенного, проект урока в 7 классе по теме «Плотность» получился следующим:

Тип урока: изучение нового материала с иллюстрацией основных этапов научного познания окружающего мира.

Дидактическая цель: создать условия для активизации познавательной деятельности средствами технологии проблемного обучения, исследовательской деятельности и принципа цикличности познания В. Г. Разумовского.

Задачи урока: первичное формирование умения наблюдать, высказывать гипотезы, планировать эксперимент, подтверждающий или опровергающий высказанные гипотезы; первичное формирование навыков исследовательской деятельности обучающегося.

Цели по содержанию:

Образовательная: ввести новую характеристику тела (вещества) - плотность - по фактам наблюдений через исследовательскую деятельность, основываясь на этапах научного познания;

Развивающая: развивать креативность проблемного мышления для решения познавательных заданий; формировать представления о процессах научного познания; развивать способности учащихся выдвигать гипотезы, планировать свою деятельность, выражать грамотно свои мысли вслух.

Воспитательная: способствовать воспитанию у школьников культуры исследовательского труда, воспитанию навыков коммуникативного общения.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: репродуктивный, наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, исследовательский.

Методы познания: наблюдение, сравнение, обобщение, анализ, проектирование; проблемный.

Основное содержание: понятие плотности вещества; формула расчета плотности; сравнение значений плотности различных веществ.

Реализация целей урока будет достигнута на основе первичного овладения навыками самостоятельной исследовательской деятельности через развитие у учащихся проблемного мышления на основе использования технологи проблемного обучения.

Здоровье и психосберегающая среда будет обеспечена через создание условий для проведения урока; творческого экспериментального, домашнего задания; интересными формами изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно- гигиенических требований.

Оборудование:

· для учителя: широкий прозрачный сосуд с водой; подсолнечное масло; пробка; замороженный консервированный горох; ареометр; соль; весы; карточки с формулами и информацией по массе и объему; кирпич; линейка; магнитофон с записью спокойной музыки; портрет Архимеда; три метровых линейки; кубик объемом 1см?.

· для учащихся: мерные стаканчики с песком и опилками; весы с разновесками, пластилиновые шарики равных масс, мензурка с водой, рабочий листок, трафарет ответа по эксперименту, вата и гвозди массой 50 г., самоклеющиеся листки для проведения рефлексии.

 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных