ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
А. М. Лукин, Д. А. Лукин, В. В. КвалдыковТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА (разделы «Статика», «Кинематика»)
Учебно-методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения при подготовке дипломированного специалиста по направлению «СТРОИТЕЛЬСТВО»
Омск Издательство СибАДИ
ББК 22.21 УДК 531.8 Л 84 Рецензенты: д-р техн. наук, проф. В. В. Сыркин (СибАДИ); канд. техн. наук В. Я. Слободин (СибАДИ) Рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом академии в качестве учебно-методического пособия А. М. Лукин, Д. А. Лукин, В. В. Квалдыков Л84 Теоретическая механика (разделы «Статика», «Кинематика»):Учебно-методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения при подготовке дипломированного специалиста по направлению «СТРОИТЕЛЬСТВО». – Омск: Изд-во СибАДИ, 2010. – 287 с.
ISBN 978–5–93204–318–9
Курс теоретической механики разбит на две самостоятельные части, что в основном соответствует распределению материала по семестрам и содержит необходимый минимум для сдачи экзамена. Наглядность и удачно подобранные примеры позволяют в кратчайшие сроки самостоятельно усвоить и повторить программу курса. Первая часть учебно-методического пособия посвящена разделам «Статика» и «Кинематика». Предназначено для студентов заочной и дистанционной форм обучения при подготовке дипломированного специалиста по направлению «СТРОИТЕЛЬСТВО» (специальности: «Промышленное и гражданское строительство»; «Гидротехническое строительство»; «Городское строительство и хозяйство»; «Производство строительных материалов, изделий и конструкций»; «Теплогазоснабжение и вентиляция»; «Водоснабжение и водоотведение»; «Механизация и автоматизация строительства»; «Механическое оборудование и технологические комплексы предприятий строительных материалов, изделий и конструкций»; «Экспертиза и управление недвижимостью»; «Проектирование зданий»).
ISBN 978–5–93204–318–9 © А.М. Лукин, Д. А. Лукин, В. В..Квалдыков, 2010 ВВЕДЕНИЕ
Развитие современной техники ставят перед её разработчиками разнообразные задачи, связанные с проектированием технических объектов: строительных конструкций и сооружений, машин различного функционального назначения и т. д. Несмотря на разнообразие этих объектов, решения поставленных задач основываются на принципах, которые имеют общую научную базу. Объясняется это тем, что в большинстве задач значительное место занимают вопросы, требующие изучения законов равновесия или движения механических систем. Теоретическая механика представляет собой одну из научных основ современных технических дисциплин, таких как теория механизмов и машин, сопротивление материалов, детали машин и т. д. Теоретическая механика является одним из разделов механики.
Механика – наука о механическом движении и механическом взаимодействии материальных тел. Теоретическая механика – раздел механики, в котором изучают законы движения механических систем и общие свойства этих движений.
Курс теоретической механики состоит из трёх разделов: статика, кинематика, динамика. Как правило, изучение теоретической механики начинают с первого раздела – статики. Настоящее учебно-методическое пособие по разделам «Статика», «Кинематика» теоретической механики предназначено для студентов заочной и дистанционной форм обучения. Такое содержание данного пособия обусловлено тем, что эти разделы теоретической механики студенты изучают в одном семестре. Необходимость создания учебно-методического пособия вызвана тем, что студенты дистанционной и заочной форм обучения не всегда имеют свободный доступ к учебной литературе и консультациям преподавателя. Эта проблема особенно актуальна для студентов, проживающих в глубинных сельских районах и на Крайнем Севере. Следует также отметить, что опубликованные ранее вузовские учебники по теоретической механике очень объёмны. Как правило, в рабочих программах этой дисциплины при подготовке дипломированного специалиста по направлению «СТРОИТЕЛЬСТВО» в настоящее время используется не более 50 % информации, приведённой в рекомендуемой для высшего профессионального образования учебной литературе. Студентам дистанционной и заочной форм обучения, самостоятельно изучающим учебный материал, достаточно сложно ориентироваться в обширном списке рекомендуемой литературы при поиске теоретических положений, необходимых для выполнения контрольных работ. Кроме этого, имеется ещё один существенный недостаток известных учебных пособий, заключающийся в следующем. Для одних и тех же специальностей дневной и заочной форм обучения применяются различные задания. Парадокс в том, что для студентов заочной формы обучения эти задания гораздо труднее, чем для студентов дневной формы обучения. Содержание данного учебно-методического пособия соответствует программе и требованиям государственного образовательного стандарта ГОС ВПО РФ по дисциплине «Теоретическая механика» (разделы «Статика», «Кинематика») при подготовке дипломированного специалиста по направлению «СТРОИТЕЛЬСТВО». Отличительными особенностями данного учебно-методического пособия от многих известных учебников по теоретической механике являются следующие особенности: 1. Краткость изложения теоретического материала. Громоздкие выводы и доказательства в нём не приведены, но вместе с тем уделено большое внимание чёткости формулировок определений основных понятий, теорем и принципов. Это позволяет глубже уяснить физический смысл формул и математических выражений, описывающих изучаемые механические процессы. В книге приведено достаточное количество рисунков, наглядно иллюстрирующих теоретический материал. 2. Сформирован подробный словарь терминов и определений, используемых в изучаемых разделах теоретической механики. Это позволяет студенту выработать чёткие навыки владения грамотной инженерно-технической лексикой. 3. Теория, примеры решения задач, варианты курсовых заданий, алгоритмы решения и примеры их выполнения сведены в одну книгу. Это существенно повышает удобства при изучении теоретического курса. 4. К каждой изучаемой теме занятий приведены вопросы для самоконтроля. Такие же вопросы сформулированы и для изучаемого в соответствующем семестре учебного материала. По этим вопросам студент имеет возможность самостоятельно проверить качество усвоения теоретического материала по всему комплексу вопросов, изучаемых в теоретической механике. По результатам самостоятельно проведённой проверки студент выявляет те вопросы, которые изучены недостаточно хорошо, и принимает решение о целесообразности коррекции своих знаний по изучаемому предмету. 5. В качестве контрольных работ использованы задания, аналогичные заданиям, приведенным в «Сборнике заданий для курсовых работ по теоретической механике»: Учеб. пособие для техн. вузов/ А. А. Яблонский, С. С. Норейко, С. А. Вольфсон и др.; Под ред. А. А. Яблонского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 1985. – 367 с., ил. Это учебное пособие применяется практически во всех высших учебных заведениях Российской Федерации. 6. Рассмотрены приёмы решения типовых задач, которые используются при сдаче интернет-экзамена.
Такой подход к выбору вариантов заданий позволяет обеспечить единство требований государственных образовательных стандартов РФ к качеству высшего образования и поднять качество дистанционного и заочного образования до уровня очного образования. Перечисленные особенности делают данный курс легко доступным для хорошего понимания и усвоения студентами изучаемого материала, позволяют в короткие сроки подготовиться к экзаменам и зачётам. Настоящее учебно-методическое пособие является вторым изданием, переработанным и дополненным. Идя навстречу многочисленным пожеланиям студентов, использующим эту книгу в качестве учебно-методического пособия, авторы внесли дополнительные разделы курса теоретической механики. Хочется надеяться, что и впредь читатели будут помогать совершенствованию книги своими предложениями, которые будут с благодарностью рассмотрены. Авторы выражают глубокую благодарность рецензентам и редактору за внимательное прочтение рукописи и замечания, которые позволили в значительной мере улучшить содержание книги.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|