Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга Иова 29 (Глава 28,29,30. Милости хочу а не жертвы).




Мы разрабатываем тему милости, как одну из центральных в последней 9й речи Иова. Помните, после речи о Премудрости, неизбежно в самой глубинной логике религиозной жизни возникает тема милости. И мы назвали эту тему словами пророка Озии, которую привёл Христос: милости хочу а не жертвы.

Мы прочли как Иов говорил о себе, как о царе, как о царе и судье и священнике милостивом. А сейчас он будет говорить о главном – о поношении церя милостивого, потому что Иов сам есть прообраз этого Царя милостивого, Который претерпел поношение за нас.

Вот когда читаем 9ю речь, мы с удивлением находим, что Иов до прихода друзей совсем не одиноким и покинутым сидел на гноище оказывается. Он не один сидел. Не буду я читать и цитировать всё. Я просто перескажу. Его окружали цитирую: «недостойные, бесчестные, похуленные, скудные всякого блага, тати, сыны безумных». Это всё из разных мест. Вот, они над Иовом насмехаются, ругаются, глумятся и они заставляют Иова стенать. «Ныне я есмь гусли их. Они меня притчей делают». Об этом мы говорили. Не притчей – «они меня гудом делают», то есть, они меня заставляют гудеть как гудят гусли или звенеть, как звенит Псалтирь.

А кто эти они, что глумятся над праведным? Вот, они вот вокруг Иова. Иов не один. Вокруг него вот эти «они».И кто эти они, что глумятся над праведным? Их образ нам знаком по Новому Завету.

Иов говорит, что «дома их были пещеры каменные». А пещеры каменные это гробы.

Иов говорит, что они бежали вчера из безводной тесноты и мучения. Ну, из Евангелия мы знаем, что нечистый дух ходит по безводным местам.

Иов говорит, что он уничижал отцов их, а самих не почетал достойными псов. Из Псалма мы читаем проочество о Христе: «окружили Меня псы многие. Сонм лукавнующих.». Псы окружили кого? О Ком псалом? О Христе. Псы кто? Они, говорит Иов, «имя бесчестных, и слава их угашена от земли». Ну, мы помним, что угасить значит низвергнуть в ад. То есть, отпавших ангелов слава в ад низверглась. Это демоны. Вот они посмеялись над праведным. Вот они вокруг Иова.

Затем, говорит Иов, «они возгнушались мною», т.е. измучили, избили, искалечили, произдевались до конца. «И они возгнушались мною, отступивши далече, и от лица моего не удержали плевка, совлекли с меня одежду». «Отступили далече» это понятно, это из псалма «друзия мои и ближние мои. Напротив меня приблизились и стали и ближние мои в далеке от меня стали». «Отступили далече, от лица моего не удержали плевка». Ну, это Евангельское «тогда плевали в лицо Его». Евангелие от Матфея 26 гл. О том, что Мессия подвергнется оплеванию пророчествовал Иссайя. Гл 50: «Совлекли с Меня одежду». Это, кстати, деталь, ну, величайшая деталь. Вот она в масоретском тексте отсутствует. «Совлекли с Меня одежду». Опять-таки псалом 21й: «разделили ризы Мои себе и об одежде Моей метали жребий».

Если Иов говорит о своём поношении и позоре, это не значит, что он их описывает. Его никто не раздевал. Иова никто не раздевал и никто его не оплёвывал, и в лицо его никто не плевал. А что это такое? А Иов пророчествует. И в достоинстве своём и в мучении Иов – прообраз Христа Мессии.

Вот теперь важный вопрос, соберитесь, важный вопрос. Нужно проследить эту мысль: может ли Иов помыслить, что это Господь сотворил ему зло? Иов знает, что Господь предал его сатане и слугам его. В 9й речи, я не знаю, будете вы читать или нет, но если будете читать, то есть такая сложность, я предваряю, в 9й речи мы часто встречаем перемену подлежащего, где Иов говорит о Боге (Он), где о враге – тоже «он», и слугах его «они». Где Бог «он», где сатана «он» и где «они», слуги сатанинские, палачи. Вот это очень усложняет понимание речи. Вот послушайте:

«Предал меня Господь в руки неправедного. Нечестивым поверг меня. Гнев употребив Он низложил меня.». Вот здест «Он» это Бог. Дальше. «Воскрежетал зубами на меня». Ну ясно, что не Бог же скрежетал зубами. Ещё раз, смотрите, это вот так ведь идёт текст подряд: «Гнев употребив Он низложил меня. Воскрежетал зубами на меня, стрелы разбийников его напали на меня.». Ну я просто справку вам даю, что скрежетание зубов в Писании это исключительно вражда против праведного. Посмотрите псалом 36. В речи Иова «он» может быть Господь, и тут же «он» может быть враг. И надо понять, что переход совершился, вот, произошла перемена подлежащего, то есть действующего лица. Вот в этом сложность чтения Священного Писания, кстати в том чиале и псалмов. Если вы читаете псалмы, вы эту сложность наверняка зафиксировали. То есть, понимание предмета, о чём речь, может быть главной трудностью понимания древнееврейской письменности, особенно молитв, особенно пророчеств, но больше всего – плачей. И в псалмах есть плачи, есть пророчества. И вот, там перемена подлежащего, кто говорит - самое сложная задача понять это.

Перемена логического подлежащего от предложения к предложению иногда ни чем не оговаривается. Имеешь дух понять – пнимай. Не имеешь духа – не поймёшь. Вот только понимание общего смысла и вектора это называется путь. Понимание общего смысла и вектора пути куда движется и на что указывает речь, помогает правильно понять отдельные термины. Например Иов говорит: «мирно живущего он (кто он?) рассыпал меня взяв меня за волосы, оборвал, поставил меня как мишень. Они окружили меня копьями, вгоняют их в утробы мои, не щадяще, излили на землю желчь мою». Смотрите, в одном тексте «он» – Господь, «они» – это мучители и палачи, то есть слуги дьявольские, которые мучают праведного. Обязательно при этом нужно помнить, что такова была вот жанровая особенность плача. Вот если вы читали св. Писание, вот обратили может быть на это внимание, что вот есть у плача Библейского вот такая вот жанровая особенность, это его такое эмоциональное напряжение, это, если хотите, богословский полёт. Вот можно в плаче сказать будто всё совершаемое по Божьему попущению, то что делают они, вот мучители, стрелки, стрелы, демоны, делает Сам Господь. Вот так, ведь так велико страдание, что можно вот так сказать.

Вот в книге Плача Иеремия находим те же образы, что в книге Иова. В переводе с еврейского «Он (Бог) напряг лук свой и поставил меня как мишень для стрелы, послал во внутренности (почки) мои дочерей колчана своего (т.е. стрелы)». То есть в плаче это возможно было сказать. Это проявление величайшей скорби, буд-то всё совершаемое по Божьему попущению делает Он, Сам Господь. Только в плаче это допустимо, такие страшные слова. Вот такая тема плача, она звучит в 9й речи Иова. «Открыв колчан свой он озлобил меня и узду лица моего они отпустили». Ну, «озлобил» имеется в виду «причинил скорбь», а «узду лица моего отпустили» это заставили Иова отпустить лицо, потому что поникшее лицо это знак полного упадка душевных сил.

Следующий 12 стих 30 главы. Вот мы на нём отдельно остановимся. Всё-таки мы не забудем, что мы изучаем язык св. Писания, то есть мы не просто с вами читаем книгу Иова, мы употребляем разные термины, переходим от одной темы к другой для того, чтобы открыв книгу Ветхого Завета мы могли прочесть её совершенно осознанно, понимая что каждая её крупная тема соотносится с заветом Новым. Вот отдельно остановимся на 12м стихе 30 главы. Она начинается словами: «справа они встали». Они это кто? Кто казнит Иова, кто его мучит.

«Псы, (демоны), справа они стали». Обвинитель стоял на суде справа от обвиняемого. Вот, Захария, знаменитый стих 3 гл 1 ст: «И Он (Бог) показал мне Иисуса, иерея великого, стоящего пред лицом ангела Яхве и сатану, стоящего справа от него, чтобы противиться ему». То есть, сатана стоит справа.

В псалме: «Поставь над ним нечестивого и сатана да встанет справа от него».

Вот этот 12 стих 30 главы, который мы начали цитировать остался в Септуагинте без перевода. Вот такое происходит в тех случаях, когда 70 толковников не знали, как этот стих перевести. То есть, смысл им был совершенно не ясен, и в этом случае они воздерживались от перевода, буквалистского перевода. И стих 12й действительно, он чрезвычайно труден, потому что он мессианский. Только когда пришёл Христос, стало ясно о чём был этот 12 стих 30й главы. Иов говорит о своих мучителях. Вот сейчас мы переводим с еврейского: «справа от ростка они восстали, ноги мои они простёрли, и выровняли ко мне пути бедствия». Росток. Понятно, почему мучители стоят справа от ростка. Ну, если мы понимаем, что этот стих мессианский, Христос говорил, что Он Сам лоза виноградная, а верные его – ветви. А ветви винограда, по-еврейски это «матэ». Этот мессианский символ будем искать у пророка Иизекииля уже, потому что отрасль «цемах» - имя Божье у пророка Захарии. Поскольку Иов пророчествует о Мессии собою самим, то Иов и есть сам росток, а истезатели и обвинители Иова стоят справа от него. «Справа от ростка», то есть от Иова, от меня от Христа, они встали. Как сатана стоял справа от иерея великого Иисуса (пророчество Захарии).

«ноги мои они простёрли». Я читал исследования разных по поводу этого стиха. Все признают: испорчен стих. Его исправляют, буквы разные подставляют, огласовки меняют. Ничего этого делать не надо. Если представить, что мучители сковали ноги Иова, как в последствии ноги Мессии, то никаких исправлений не требуется. «Ноги мои они простёрли». Стих мессианский.

«Выровняли ко мне пути бедствия». Выравнивание пути у пророка Иссайи это приготовление пути для Спасителя. «Выровняли ко мне пути бедствия». Иов указывает собой на Спасителя, палачи Которого выровняли к Нему пути именно погибели, то есть сделали строго противоположное тому, что было указано. Вот такой стих – трёхчастный мессианский. Ничего исправлять в еврейском тексте не нужно.

Итак, мучение Иову причинил тот, кто стоял справа от Иисуса в пророчестве Захарии. Тот, кто производит адские муки и скрежет зубов. И разбойники Иова знающие стези погибели, бесчинствующие и беспощадные. Иов говорит о царе милостивом, который терпит поношения. От кого? Иов не Бога обвиняет, что Тот причинил ему зло. И об этом Иову Господь Сам сказал, если читать греческую Библию: «разве мышца твоя не Господа или гласом на Него гремишь?». Так Господь Иову сказал. Но Иов обличал Господа. Обличал. Сказано «обличал Господа». В чём обличал? В немилости. «Отреклась от меня милость. Посещение же Господе пренебрегло мной. Я возопил Тебе..». Это логика плача, понимаете? Так можно говорить только из самого дна страдания человеческого, когда ты ещё не безумен, но уже на грани. «Я возопил к Тебе, и Ты не слышишь меня. Они стали и смотрят на меня. Ты нашёл на меня (Господь) без милости рукою крепкую избичевал меня.». Вот так Иов говорит Господу.

Когда уж он с друзьями говорит, тут его уже ничто не сдерживает. В немилости он их обличает, своих друзей, которые призывали его покаяться. Они призывают его покаяться. Друзья пришли: кайся, Иов. Иов говорит, что они не милостивы.

«ныне же и вы нашли на меня, немилостивно, потому увидевши рану мою убойтеся. Возгнушались мною видящие меня, те кого я любил восстали на меня. Помилуйте меня, помилуйте меня о друзья ибо рука Господня прикоснувшаяся мне есть». Ну разве это рука Господня прикоснулась к Иову? Мы знаем то, что не знает Иов, потому что в прологе сатана просил у Бога «пошли руку Твою и коснись костей его и плоти его. Тогда сказал Яхве сатане: вот он в руке твоей, только душу его сохрани». Нам был дан пролог, чтобы мы удержали свою мысль от того, что Бог делает зло. Ну, ещё раз, такова особенность плача, как богословского жанра. Он рождается вот на глубине страдания, когда не возбраняется такое говорить. Это Бог попустил, что рука мучителя коснулась до меня, значит это рука Господня прикоснулась ко мне. Это только в плаче можно говорить. Ап. Павел вспоминает о законе Моисея, который карал без милости. Вот, ап. Павел это уже Христианин, да? Вспоминает о своём прошлом, он ужасается и из опыта говорит: страшно впасть в руки Бога Живого. Он говорит то же самое, что Иов: рука Господня, прикоснувшаяся мне есть. И ап. Павел говорит то же самое: страшно впасть в руки Бога Живого. Вот Иов в отличие от Павла не знает ни о законе, но он знает о себе, что не виновен, и чувствует при этом, что на него легла рука Божья. Иов говорит: «знаешь ведь, что я не нечествовал, но кто есть из рук Твоих изымающий?». Иов хочет избегнуть руки Божьей, но об этом говорит ап. Павел: «страшно впасть в руки Бога Живого».

«Я творил дела милости, Ты поступал со мной немилостиво.» Это ли хочет сказать Иов? Нет конечно. Потому что логика речи Иова такова: «я творил дела милости, а ты поступил со мной без милости». Это хочет сказать Иов в 9й речи? Это нет. Не это. Потому что человек Богу нужен больше чем человеку Бог. Ну вот это нужно понять один раз в жизни. Вот человек Богу нужнее. Богу нужен человек, больше нужен, чем человеку нужен Бог, потому что мы забываем о Творце, а Он о нас нет. Потому что, говорит ап. Павел: «Бог верен, а всякий человек лжив». Вот вера Иова в том, что он лично, лично он Богу нужен, поэтому он о своём страдании говорит: «я бремя для Тебя». Человек Богу нужен. Это вера наша.

Ещё раз. Книга Иова это учение о человеке. Иов – человек. Движение навстречу друг другу Бога и человека Иова это взаимное движение, но Иов должен пройти свою часть пути до конца. Сейчас мы переходим к следующей теме, поэтому зафиксируйтесь пожалуйста.

Бог и человек движется навстречу друг другу. Иов – человек. Мы с этого начали. И вот человек Иов должен пройти свою часть пути до конца. Иов должен говорить о себе. Вот это будет исповедание. То есть Иов ещё должен пройти. После того, что он говорил о милости, о поношении царя милостивого, он должен пройти через исповедание. То есть пока Иов не откроет своё сердце, он не умолчит, он не перестанет говорить, он не упокоется. Как он сам сказал: «чрево моё сгорает от плача, недро моё вскипело и не будет молчать». Недро это утробная глубь души, где живет вера в Бога и в Воскресение. Вера не гасит страдания. Вера не обезболивает, учит книга Иова. Верующий человек Иов. «чрево моё сгорает от плача, недро моё вскипело и не будет молчать». Вера не гасит страдание, вера не обезболивает, потому что чем бы была тогда крестная мука Спасителя.

То есть, пока Иов не откроет своё нутро, своё недро, своё сердце, он не умолчит. Вот она логика движения религиозной мысли. Иов с необходимостью приступает к исповеданию. Так построена 9я речь Иова. Притча о Премудрости, плач о милости, и последнее – это будет исповедание.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных