Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Книга Иова 31 (Глава 29,35. Сердце чисто и первородный грех. 2 часть).




Тема сегодняшней беседы та же, что и в прошлый раз: Сердце чисто и первородный грех. Это будет сегодня исповедание Иова. И смысл его речи, я сразу скажучтобы был понятен её контекст: «Первородный грех на мне, а другого нет. Сердце моё чисто». Ну, с точки зрения собеседников Иова, это нечто немыслимое и принципиально невозможное. Они по-разному втолковывали Иову, что если он так страдает, то это наказание за грех. И вообше, не может быть сердце человека чисто. А это значит, что Иов должен как-то доказать, если угодно – предъявиль, и уж совсем просто – явить свою непорочность. Вот как это может человек сделать?

Иов начинает. Он говорит, не больше не меньше, что он жил в божественном свете (греч. «фос», евр. «ор»). Иов сейчас нам докажет, что до закона исполнял больше данного по закону. То есть, закона ещё нет. Сюжет Книги это патриархальная древность, до Моисея. Но Иов сейчас нечто такое скажет, чтобы мы поняли, что он до закона исполнял больше данного по закону. Вот таков был этот человек, и такова была милость Божья о нём.

Иов говорит. Это 29 гл 3 ст: «Когда светильник Его (Божий) сиял над головою моею, когда светом Его я ходил во тьме, свет лица моего не спадал.». То есть, благодатный свет шел от лица Иова. Вот только человек, который живёт в благодати Божией может сказать о себе, как Иов говорит. Теперь внимательно послушайте эти слова. «И если я радовался о падении врагов моих, и сказало сердце моё: благо же, да услышит ухо моё проклятие обо мне, да ославлен буду от народа моего озлобляем.». Так, вот здесь надо разбираться. Если я радовался о падении врагов моих. Не забудим, что всё-таки мы находимся с вами в Ветхом Завете а не в Новом. Что мы в Ветхом Завете об этих чувствах по отношении к врагу знаем. В притчах 24 гл написано: «Если падёт враг твой, да не обрадуешься о нём, ибо узрит Господь и отвратит гнев Свой от него». То есть, смысл этого речения: не радуёся о грехе врага, да хуже будет врагу.

Вот Иов рассуждает диаментрально противоположно: если я радовался падению врага моего, будь я проклят. Вот как! Это что, Ветхий Завет? Это что-то совершенно другое.

Да услышит ухо моё проклятие. Ну, это сильно сказано. Проклятие это очень сильная богословская категория. Впервые о проклятии человек услышал от Бога в день грехопадения: проклята земля в делах твоих. Вот за какую бы вину Иов почетал себя достойным проклятия - если бы он радовался о падении своих врагов. И он говорит: вот если бы я вот радовался падении врагов моих, «да ославлен буду». То есть, ну, если вот смотреть текст внимательно, перевести можно иначе: «да буду я для всех притчей (гудом)». Вот этой вот притчей, или гудом. Вот гусли гудят гудом. Вот пусть я буду вот ославлен, пусть я буду для всех притчей, что гудит как гусли.

Дальше. Да буду от народа моего озлобляем. Озлобляем - то есть, претерплю скорби. То есть, вот чего пожелал себе Иов, если «я порадовался о падении врагов, будь я проклят, будь: это проклятье произнесут и я его услышу, пусть я буду ославлен в народе и потерплю от народа скорбь (обиду, зло)». Ну, вдумайтесь. Любите врагов ваших. Это мог сказать только Богочеловек. Не радоваться о падении врага своего, это было признаком Ветхозаветной праведности, потому что, пусть Бог отомстит врагу. Пологать, что радость о несчастьи человека, даже если это твой враг есть само грехопадение, и бежать от него – вот это Иов мог. Вот это значит «ходить во свете». Вот смотрите, он сказал «я ходил во свете и свет лица моего не спадал.». А вот почему? А вот потому, что вот так он, так он относился к людям, даже к врагам своим.

То есть, в Иове Господь обрёл человека, который больше чем праведник Ветхого Завета. Вот Иов больше чем праведник Ветхого Завета. То есть живший до закона Иов стоит пред дверями Нового Завета.

Смотрим масоретский текст. Он отсекает от исповедания Иова то, что связывало его с Новым Заветом. То есть, в масоретском тексте Иов просто не радовался о гибеле врага, и его не проклинал. Можете посмотреть эти переводы. Это 31 гл 29 ст и следующий. То есть, будь перед нами один масоретский текст, мы бы никогда не узнали как Иов был Богобоязнен.

Итак, Иов сказал, что он, если бы радовался о падении врага, то он бы удостоился оскорбления от народа. Вот, о народе Иов вспомнил не даром.Перед пришествием Спасителя, Иоанн Предтече говорил: покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное. Вот пришёл Пророк и сказал: покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное. А вот вопрос: покаяться как? Как и что нужно было сделать? Ведь ещё не начал земное служение Тот, Кто имел власть отпускать грехи! Ну, как народ мог понять, что говорит Иоанн Креститель? А он наверное говорил то, что народ понимал. Как покаяться, (а Христа ещё нет), как покаяться, чтобы Господь отпустил грехи? Ответ: обличить себя перед людьми, перед народом.

Этот ответ верующая совесть подсказала (впервые это есть в св. Писании) подсказала Иуде, 4му сыну Иакова. Об этом рассказано в Книге Бытия. Он признал свой грех пред людьми, и к нему 4му сыну перешло первородства. Всего-то он сказал «ну, не прав я», пред людьми сказал: не прав. И к нему перешло первородство.

Этот же ответ совесть подсказала царю Давиду. Ну, это знаменитая история, да, с Урией. И Давид был спасён от смерти.

Этот же ответ знал Иов. А Иов был человек истинный в глазах Божьих. Кстати, обличить себя перед народом хотел и Иуда Искариотский. И пришёл и сказал, что он сотворил. Однако уже стал этот способ покаяния (обличить себя перед людьми) стал не действенным. Потому что этот способ покаяния был дан человеку до Христа, а те, к кому пришёл Иуда отпустили его ни с чем. То есть, и это было понятно народу, к которому обращался Иоанн Креститель: покайтесь это значит «скажи, скажи пред человеком, человеками, перед народом, что ты не праведного сотворил». Вот во времена Иова, в его народе и у соседей была принята такая форма покаяния публичного перед людьми. Я немножко забегу вперёд – об этом будет говорить Елиуй: «помыслит кто сердцем, обратится ко Господу, то возвестит человеку укор свой от Господа и безумие своё окажет, отдаст человекам правду свою». Вот такая форма покаяния называлась по-гречески «эксэгория», то есть «из-речение, из-глаголание, выговаривание» или по-нашему «ис-по-ведь». Иов говорит об этой форме покаяния.

Иов теперь говорит. «Или согрешая невольно я скрыл грех мой, смутился от народного множества, чтобы исповедать грех мой пред ними. Или я позволил немощному выйти из дверей моих, недром истощённому». Искусство покаяния и дар беречь свои помыслы сделали Иова в глазах Божьих достойным того, если помните чем книга закончилась, чтобы ради Иова Господь разрешил грех Елифаза, Вилдада и Софара. Иов умел свои помыслы хранить, и знал как их исповедать. И он это делал в жизни. И в конце Книги Иов таков, что вот ради Иова Господь разрешил грех Елифаза, Вилдада и Софара.А по молитве Иова, если помните, Господь оставил грех их. То есть, смотрите, и разрешил грех и оставил грех ради Иова. Вот что значит хранить помыслы и уметь исповедываться. То есть, владеть этим великим искусством исповеди. А слуга Божий Иов, это мы увидим его, он конечно прообразует священство Нового Завета.

Так, если мы посмотрели бы масоретский текст, то там не упомянуты ни невольный грех Иова, и само действие исповедания греха пред людьми, его тоже нет, и что Иов не отпускал от себя за дверь страдающего человека, недром истощённого – этого тоже нет. Там другое. Вот кстати вот последнее, как он сказал «или я позволил немощному выйти из дверей моих, недром истощённому». Вот последнее может означать должника. Просто, это именно так и есть. Мы сейчас в этом убедимся. То есть, всё отдавший в залог должник себя и семью, вот, он есть недром истощённый. То есть, в древности главный способ приченения страдания было взимание долга. Вот, если мы хотим с пониманием читать Ветхий Завет, мы должны просто иметь в виду, что вот главный способ причинить страдание другому человеку было взимать с него долг. Об этом сейчас будет речь. Вот мы обращаемся к Богу «Отче наш, оставь нам долги наша, как и мы оставляем должникам нашим». И вот Иов говорит в исповедании, то есть, когда открывает своё сердце, как он обращался с должниками своими, как он поступал с долговыми обязательствами.

То есть, ещё раз, задача Иова – предъявить своё сердце. Он должен, вот ясно показать, что только первородный грех на нём, а другого нет. А как это покажешь? Вот один способ ещё есть: А как ты поступал со своими должниками? Точнее, с его долговыми расписками.

Вот послушайте:35 гл 35 ст «Если бы я не убоялся руки Господней, но написание, которое имел на кого-то (т.е. расписку) на плечи тому возложив как венец прочитал бы, а не разодрав его отдал должнику ничего не взяв от него, то…». Вот если бы я не делал этого. Т.е. надо разобраться в прочитанном. Положить поверх плеч должника его долговую расписку и прочитать её перед собранием означало предъявить долг взыскания. Вот, представляете картину, да? Пришёл должник, поверх плеч его полагается долговая расписка, её читают пред собранием - это значит всё, долг возвращай. Так выглядела процедура взыскания долга. А вот процедура прощения долга, она не была публичной. Понимаете как! Вот взыскать долг – публично, а простить долг не публично - тайно! То есть, взаимодавец мог не отпуская за дверь должника недром истощенного как делал Иов, просто порвать записку, расписку. Вот, отсюда символический образ искупления и прощения грехов в литургической поэзии есть, и вы его слышите при каждой литургии: «Христос рукописание грехов наших растерзавый», то есть, порвавший нашу долговую расписку. Это молитва 6го часа, если помните.

Ну, это замечательно, если Иов такое говорит. То есть, это что-то необыкновенное, это добродетель необыкновенная. Так поступать с должниками – прощать грехи, так как это делал Иов.

Ну, опять таки, если мы посмотрим в масоретском тексте, это важнейшее место исповедания Иова, оно в греческом даёт прямо Новозаветный образ, то в масоретском тексте оно имеет противоположный смысл. То есть, Иов может гордиться своей правотой пред Богом. Не знаю, я читать сейчас это не буду, это всё есть в научных изданиях, вы можете это прочесть. Просто, там смысл противоположный.

Ну, я сейчас прочитаю просто как это комментирует Рижский, древнееврейский текст. «Иов имеет в виду, что если бы Бог помог ему и написал на свитке ответ, то этот ответ несомненно был бы его оправданием. Иов с гордо поднятой головой мог бы к Богу подойти.».

Или Десницкий комментирует: «Иов как бы запечатывает свиток, в котором под клятвой отстаивает свою невиновность и предлагает Богу ответить ясно и определённо и т.д.». То есть, о прощении грехов должнику в масоретском тексте речи нет.

И последние слова Иова. Напоминаю, что это исповедание идёт. Иов предъявляет сердце своё. Последние слова Иова возвращают нас к тому, с чего Иов начал свою первую речь. Помните вы или не помните? Дело было давно, как мы с вами читали эту первую речь. Но, с чего Иов начал свою первую речь? Это было грехопадение.

Вот как Иов об этом говорит. Так, это продолжение фразы о том, как он грехи прощал.

Значит, ещё раз. «Если бы я не убоялся руки Господней, но расписку разодрав её не отдал должнику ничего не взяв от него,(Иов продолжает) если земля когда-нибудь восстенала на меня, если и борозды её восплакали в купе, если и силу земли я ел один без почитания, если я опечалил душу господина земли изгнав его, то вместо пшиницы да взойдёт мне крапива, а вместо ячменя – терновый куст». Вот какой текст! То, что я прочитал – это последние слова Иова в его последней 9й речи.

Вот эти слова Иова имеют отношение к событию грехопадения.Вот в еврейском тексте они с такой ясностью не прочитываются, и поэтому исследователи вот эти стихи (это 31 гл 38-40 ст) о земле, они как-то считаются слишком незнечительными, чтобы стоять в конце последней речи Иова, и исследователи еврейского текста перемещают эти стихи выше по тексту. Вот. Ничего перемещать не нужно. Стихи стоят на своём месте. Надо просто разобраться в прочитанном.

Что говорит Иов. Если земля когда-нибудь восстенала на меня. Земля кричит от невинно проливаемой крови, точнее голос крови кричит от земли Богу, как сказал Бог Каину: голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. Вот. Еврейский текст можно понять так, что Иов не обрабатывал свой надел «Если на меня земля моя вопияла. Если борозды её восплакали вкупе». То есть, смотрите, земля стенает, а борозды земли плачут. Это чисто Библейское мировоззрение. То есть, земля плачит не только от проливаемой крови, но от всякой злобы людской. Так говорит пророк Иеремия: «доколи будет плакать земля, и всякая полевая трава сохнуть от злобы населяющих её. Исчезли скоты и птицы ибо населяющие землю сказали: не увидит Бог путей наших». Вот, как это современно всё звучит, да? То есть, земля может стенать, борозды земли плакать. Земля пустет от скотов и птиц, перестаёт плодоносить.

Так, Иов говорит: «Если силу Земли я ел». Что имеется в виду. Когда человек возделывает землю, она прилагает силу свою, чтобы дать человеку. Вот, именно этой силы, которая идёт от земли, вот лишён был Каин. То есть, земля возвращает человеку его труд, и, мало того, она прилагает свою силу, она семечко растит, от этого мы питаемся. Поэтому Бог сказал Адаму: будешь есть землю. Имеется в виду, что будешь питаться от земли, от той силы, которая идёт от земли.

«Если силу земли я ел без почетания». Что имеется в виду. Без воздаяния. То есть, ну, тонкий момент. Попытайтесь понять. Вот, если земля прилагает свою силук труду человека, то человек должен как-то воздать, почтить, оценить. Вот земля даёт тебе силу, ну, почти это, отнесись к этому с воздаянием каким-то. Тот человек берёт от земли, но ещё он обязательно возвращать должен что-то. Вот, это Иов умел.

«Если я печалил душу господина земли». Господин земли это человек. Опечалил душу господина земли. После грехопадения человек опечален, всякий человек опечален – и муж и жена. Мужу сказано: в печалях будешь есть землю во все дни жизни твоей. То есть, после грехопадения каждый человек несёт общие печали, но ещё он приносит в мир и свой грех, то есть прибавляет к печали общей всем ещё печаль, то есть скорбь от себя лично, обижая другого человека. Вот Иов говорит: к той печали, что от грехопадения, я ничего не прибавил. Кому? Никому. Никакому человеку-господину земли. Со мной печаль греха первородного, другой нет. Вот это вывод его речи. Вот, со мной печаль греха первородного, другой нет.

Иов говорит: «да взойдёт мне крапива и терновый куст». Интересно. Крапива и терновник. Вот, мог бы Иов сказать: «терни и волчцы»?. Вот, как в книге Бытия, помните? Вот, не сказал. Потому что события грехопадения ему известны, и до того, как Книга Бытия была написана, знали, что проклята земля в делах человека, терния и волчцы она взрастит ему. Иов говорит иначе: если я лично согрешил, то пусть мне будет крапива и терновый куст. Так заканчивает исповедание Иов. Если я согрешил, будь я проклят от земли, как Каин; первородный грех на мне, сердце моё чисто. И упокоился Иов в словах.

Итак, последние слова Иова о земле и о грехопадении. Я сейчас ещё раз прочитаю их: «Если земля когда-нибудь восстенала на меня, если и борозды её восплакали вкупе, если и силу земли я ел один без почитания, если я опечалил душу господина земли, изгнав его, то вместо пшеницы да взойдёт мне крапива, а вместо ячменя – терновый куст. И упокоился Иов в словах.»






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных