ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Книга Иова 33 (Глава 32. Теодицея. Как Господь печётся о человеке.).Продолжаем читать речь Елиуя. В ней начинает звучать главная тема его речи – это Теодицея. Если Елиуй судится с Иовом, защищая Бога, то это по времени действия книги, то есть по сюжету, это древнейшая теодицея Библии, то есть опыт оправдания Бога. И вот, аргумени Елиуя такой: знает ли Иов, как Господь печётся о человеке. Елиуй говорит в этой связи о путях Господних, о трёх путях Господних. То есть, промысел Божий о человеке может действовать трояко, т.е. по трём путям. Первое – это откровение в бодрствующем состоянии. Второе – это видение, поучение в полусне. Третье – это вразумление через страдание, болезнь, обращение и покаяние. Вот о чём сегодня будет речь. Как Господь печётся о человеке. Вот этими тремя путями. Первый путь – откровение в бодрствующем состоянии, по мнению Елиуя событие редкое и единократное в жизни человека. О том, как такое откровение отличается от видения во сне, говорил Сам Господь, когда вразумлял Мариам и Аарона (это всё Книга Чисел). Значит, брат и сестра Моисея, они возроптали на Моисея и их Господь вразумляет. Там сказано, в Книге Чисел: «Если будет в вас пророк Господень, в видении я дам ему знать Себя, и во сне возглаголю ему». «Не так, как раб Мой Моисей во всём дому Моём верен есть. Устами к устам возглаголю ему. В яви и не в загадках и Славу Господню он видел». То есть, вот что такое откровение полностью в бодрствующем состоянии. Вот, о том, что такое этот первый путь и второй путь, Елиуй говорит Иову: «Как ты говоришь, прав я, и Он не слышит меня. Вечен есть Тот, Кто над людьми. Ты говоришь: почему Он не услышал всякое слово правды моей. Но единожды Господь говорить будет, второй раз во сне или в поучении ночном, когда нападает страх ужасный на человеков». Я прервусь. Вот этот «нападает страх ужасный на человеков» это перевод с греческого, но точнее в еврейском – это «тардема», исступление, если помните. Такое исступление напало на Авраама и на Елифаза, когда им было откровение Божье. Во всяком случае, человек в исступлении, он принимает поучение. Когда нападает исступление на человеков. «..в дреманиях на ложе. Тогда Он (Бог) открывает ум человеков». Это важно. Тогда Он открывает ум человеков. Дополняющий смысл в еврейском тексте. «Тогда Он открывает ухе человеков». То есть, человек Бога особым образом слышит, если помните. Он слышит веяние, ауру. Или, слышит тишину «демама», он слышит тишину, глас тишины тонкой, тонкий слух в нём открывается, и в этой тишине глас Божий. «Тогда Он открывает ум (ухо) человеков. В таковых видениях страха Бог их (человеков) устрашил, чтобы возвратить человека от неправды, тело его от падения Он избавил. Пощадил же душу его от смерти, чтобы не пасть ему во брани.». Это первый и второй путь. То есть, в бодрствующем состоянии и в таком полусне или, как бы вот, в экстазе (тардема эт исступление). То есть, когда человек вне себя, но всё ощущает. И ему не больно, но ему страшно. И он понимает, что говорится ему в этой тишине. Третий путь. Более обстоятельно описан. Третий путь как печётся Господь о человеке это через болезнь и исповедание. Здесь более сложный как бы перед нами текст, но поскольку у нас уж очень он близко касается, братья и сестры, я думаю вот надо здесь сосредоточиться, потому что я думаю каждый найдёт здесь частицы своего духовного опыта. «И опять Он (Бог) обличил человека в болезни на ложе, когда множество костей его окоченело. Всякое же яство хлебное не может принять, а душа его пищи хочет. Пока не согниют составы плоти его, и он не покажет кости свои тощие.». То есть, вот это картина болезни к вразумлению. Когда открывается путь к исповеданию. «Приблизилась же к смерти душа его, и жизнь его во аде.». Так. Дальше. «Если будут тысячи ангелов смертоносцев..». Вот загадочный текст. Не смущайтесь, мы его растолкуем. Сейчас пока послушайте. «Если будут тысячи ангелов смертоносцев, один из них не уязвит его если он помыслит сердцем обратится ко Господу, возвестит человеку укорение свое, безумие свое окажет.». Так, откуда начать? Начнём вот откуда. «Возвестит человеку укорение свое.». Вот, возвестит человеку укор, который на тебе есть, вот это есть исповедание. То есть, сердцем ко Господу, устами к человеку. Ну, вот это черта Ветхозаветной религиозности и праведности. Вот, в псалмах это есть. «Беззаконие мое я возвещу и попекусь о грехе моем» - говорит пророк Давид, псалом 37. Елиуй, как бы договаривает: «возвещу человеку своё пригрешение и безумие своё обнаружу». Такова была форма покаяния. Вот Иов давал её пред многим людским множеством. А Елиуй говорит, что достаточно человека, может быть, в единственном числе. Теперь, что касается ангелов. В греческом тексте Елиуй говорит, что тысяча ангелов смертоносцев (т.е. ангелов сатаны), не повредят человеку, если он умом и сердцем обратится к Господу и совершит исповедание в присутствие человека. И здесь же упомянут один из ангелов. Ещё раз текст: «Если будут тысячи ангелов смертоносцев, один из них не уязвит его». Вот, кто этот один из ангелов – смертоносцев? Из смертоносцев он или это ангел Божий? Смотрим масоретский текст. Там есть важное указание, что есть некий один из ангелов, который не вредит человеку, но милует и целит его. Перевод из еврейского текста: «приближается к могиле душа его и жизнь его к убивающим (т.е. к демонам), но если есть над ним ангел посредник, один из тысячи, чтобы возвестить человеку прямоту его». Вот это «ангел посредник» - это «малах мелиц», вот посредник. Мелиц это вообще-то говоря «переводчик» с одного языка на другой. Мелиц это ходатай, мелиц это посол. Есть посредник между Богом и человеком, и он, сказано в еврейском тексте, он заступник за человека, он приносит за человека выкуп, и восстанавливает его плоть. Вот, читаем дальше по-гречески и по-еврейски. Два текста друг-друга будут дополнять. Сначала по-гречески: «Ангел заступит его, чтобы не впасть ему в смерть, обновит тело его, как обмазку на стене. Кости же его наполнит мозгом, умягчит составы плоти его, как младенца. Восстановит его возмужавшем в человеках». Обновит тело его, как обмазку на стене, имеется в виду обычаи. О нём мы уже говорили. В Книге Левита он стал законом. Как следует лечить дом, если на его стенах появлялись неблагоприятные пятна, язвы. То есть, прожженные камни удаляли и обмазывали дом изнутри прахом, которому придавали вязкость. Там, что дом вновь становился живым продолжением человеческого тела. Это может с человеком произойти: обновит тело его, как обмазку на стене. Еврейский тексет смотрим: «Ангел помилует его и скажет: избавь его от сошествия в могилу: я нашёл за него выкуп. Тогда свежее становится плоть его чем в юности, и он возвращается к дням молодости своей.». Вот это общее между масоретским текстом и Септуагинтой. Ангел это ангел Божий и Сам Бог. Потому что ангел имеет как Бог власть помиловать человека. И Он к Богу обращается и предлагает выкуп за жизнь человека. То есть, ангел-посредник это конечно образ Мессии. И эта идея, она жива среди собеседников Иова. Вот Иов сам в 5й речи просил, чтобы Бог Сам выкупил его. То есть, поручился, внёс залог Себе Самому. Вот Иов так говорит. Вот, понимаете, между человеком и Богом должен быть посредник. Ещё раз. Иов в 5й речи, он просто, вот к Богу вопит: «положи ты Сам Себе залог за меня. Кто другой по руке моей ударит?». Ударить по руке это жест поручительства. То есть, человеческое никакое ручательство не достаточно для спасения. Вот ангел Божий, это вот посредник, ну конечно Мессия, Он внесёт залог, Он совершит искупление, принесёт выкуп Богу. Вот и Ангел Божий силён совершить восстановление и обновление плоти. А теперь конкретный вопрос, если вот вы знаете Ветхий Завет или не знаете, можете себя проверить. Два праведника в Ветхом Завете испытали в глубочайшей старости полное обновление плоти при жизни. Точно как по слову Елиуя. То есть, они в старости обрели как бы молодость и возмужалость. Вообще говоря, свидетельством такого состояния была способность зачинать детей. Таким был Авраам в конце жизни, таким был Иов. Обновились они в старости. Это, кстати, тоже весьма существенное сближение Авраама и Иова. Оба в последнем периоде жизни были многодетны. Итак. Елиуй сказал, как промысел Божий в человеке действует по трём путям. Вот, последний, третий путь – особый. Он сопряжен со страданием. То есть, Бог не всегда за грех посылает страдание человеку, то чтобы страданием предостеречь от греха и обратить человека к покаянию и к исповеданию. Это очень важная мысль. Вот она в в Елиуе просто отдельной чертой проведена. То есть, страдание не за грех посылается человеку, и даже болезнь такая страшная не за грех, но чтобы по-настоящему предостеречь от греха и обратить к покаянию, исповеданию. Исповедение, опять-таки, важнейшая часть религиозной жизни в Ветхом Завете, и Елиуй говорит о человеке, которого Бог страданием вразумил. «Он помолится Господу, и Тому приятно будет. А человек войдёт лицом радостным, со исповеданием, отдаст человекам правду Свою». То есть, по исповедании человек присоединяется к обществу людей, оправданных. «отдаёт человекам правду Свою». Исповедание – важнейшая часть религиозной жизни. И интересно, что в еврейском тексте вместо исповедания, вот там какое-то было особенное молитвенное воскликновение «теруа». Вот такое воскликновение, когда человек может вот так как-то воскликнуть, вот пред Богом, его считали равным жертве. Вот, если 26й псалом посмотрите, там это есть. Вот, а в Книге Иова так: «Он помолится Богу, и Тот благоволит к нему. И увидит лицо его с воскликновением, и возвратит человеку праведность его». И дальше продолжает Елиуй. После того, как человек укорил себя перед людьми, «после того укорит человек сам себя, говоря: таковое я совершил, и не по достоинству Он испытал меня о том, в чём я согрешил. Спаси душу мою, чтобы не войти мне в истление, и жизнь моя свет узрит.». Челове укорит сам себя. В псалмах это засвидетельствовано, что чувство самоукорения и благодарности Богу возникает после очищения и помилования. Это 102 псалом. «Не по грехам нашим Ты воздал нам». Елиуй заканчивает свою мысль. «Вот всё это соделывает Бог Крепкий. Три пути с человеком. Он избавит душу мою от смерти, да жизнь моя во свете хватил Его.». Итак, Бог тремя разными способами печётся о человеке, и Елиуй говорит, что он лично Богом спасён. Вот так Елиуй закончил излагать свою первую мысль о путях промысла Божия о человеке. Иова он не опровергает. Нет. А Бога защищает. Это была преамбула. Это только только Елиуй ещё разгоняется к тому, чтобы начать по-настоящему вещать. Елиуй сейчас приступает к своей главной мысли: оправдать Бога перед лицом зла, которое хочет быть беспредельным. Вот она, теодицея: оправдать Бога перед лицом зла, которое хочет быть беспредельным. Это особая задача. Вот она по силам лишь тем, кто обладает мудростью. Поэтому, перед тем, вот как начать эту вот главную часть своей речи, Елиуй говорит Иоу: «умолчи. Я научу тебя премудрости». То есть, и Елиуй наравных говорит с Иовом. Но если, Елиуй говорит о премудрости как Иов, то он как Иов и закончить должен пророчеством о Боговоплощении. Что и сбудется. Но это будет самая последняя часть его речи.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|