Так в святой Махабхарате, в книге “Жертвоприношение коня”, в книге “Анугита” гласит 20 глава
Глава 21
Сын Васудэвы сказал:
1. Об этом ещё такую древнюю быль повествуют; Узнай об установленных таким образом десяти жрецах-хотарах.
2. Уши, кожа, глаза, язык, ноги, руки, Половые органы, задний проход, речь — вот, лучезарная, десять жрецов-хотаров.
3. Звучанье, касанье, взиранье, пробованье, обоняние, высказывание, деланье, хожденье, Семяизверженье, испражненье, мочеиспускание — десять жертвенных возлияний.
4. Владыки стран света, воздуха, солнца, луны, земли, огня и Вишну, Индра, Праджапати, Митра — вот десять огней, лучезарная, (ведай).
5. Десять индрий — жрецы-хотары, десять веществ (их предметов) — возлияние хавис. Предметы (индрии), по имени дрова, приносятся в жертву в десяти огнях, о лучезарная.
6. Сознание — жертвенная ложка и распределение (даров), очиститель — высшее знанье. Хорошо распределён этот весь преходящий мир, так сказано в Шрути.
7. И всё это познаваемое обозревается сознаньем и познаваньем, Познающий есть носитель тонкого тела*, носимого плотным телом.
8. Носитель тела есть домохозяйский огонь гархьяпати, от него происходят и другие; Манас же — хавания огонь, куда ввергается возлияние хавис.
9. Из Атмана* родился Владыка Слово, на то (Слово) взирает манас; (Из Слова) возникает форма; и букве следует манас.
Браминка сказала:
10. Почему Слово возникло раньше и почему манас родился позже, Если обдуманному манасом следует речь?
11. Каким образом мысль достигает сознанья, А вознесённая* (до) него не доходит, что её держит?
Брамин сказал:
12. Её владыкой становится апана (нисходящий ток), поэтому она погружается в апану; Её называют путём манаса, поэтому манас взирает (на Веды).
13. На вопрос о речи и манасе, о чём ты раньше меня спросила, На это я тебе расскажу об их обоюдном споре.
14. Оба, Речь и Манас, придя к Атману сутей* его спросили: “Кто из нас двоих лучше, скажи, разреши наше сомненье, владыка”.
15. “Манас”, — так отвечал владыка; тогда заговорила Сарасвати: “Я ведь твоя камадук, корова желаний”, — так ему тогда Речь сказала.
Брамин* сказал:
16. Устойчивое и движущееся, знай, это в манасе мои (состоянья); Устойчивость свойственна мне, твоя же область — подвижность;
17. Всё, что в ту область входит: ударение, буквы, мантра Именуется “подвижный манас”, поэтому ты важнее.
18. Поэтому, прекрасная, к тебе приходит самадхи, Поэтому, соединясь с дыханием, произношусь я, Сарасвати.
19. Ведь между праной, апаной, дэви речь находится постоянно, И когда, причастная великой доле, она выступала, то выдыхала без вдоха,
20. И воззвала о помощи к Праджапати: “Смилуйся, владыка”, Тогда появилось вдыхание, прана и речь подкрепилась снова.
21. Поэтому Речь никогда не звучит, присоединясь к выдыханию, Звучащей рождённая или беззвучной она всегда пребывает.
22. Но из этих двух безмолвная лучше звучащей, Как дойная корова она, богатая, превкусные вещи испускает,
23. Постоянно она течёт, возвещая о Вечном Брахмо; Дивная дивным возникновеньем, о ясноулыбная, она есть (небесная) дойная корова.
24. Между этими двумя тонкими (сутями), в их текучести различие постигни!
Браминка сказала:
25. Одержимая желаньем говорить, когда ещё слова не возникли, Что изначала дэви тогда изрекла, Сарасвати?
Брамин сказал:
26. “Та, что возникает первой, вдыханием из праны же попадает в выдыханье, апану; Затем, став уданой, верхним дыханьем, покидает тело и как межуточное дыхание, вьяна, окутывает нёбо.
27. Затем здесь (в мире) пребывает как вседыхание, самана”, — вот что сказала Речь изначала. Поэтому манас отличается стойкостью*, а дэви подвижностью отличается.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|