Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОЗНИКНОВЕНИЕ СИСТЕМ ПРАВА НОВОГО ВРЕМЕНИ




Так же как Папская революция породила западное государство нового времени, так же она породила и западные правовые системы нового времени, первой из которых стала система канонического права.

Начиная с первых веков новой эры церковь накопила великое мно­жество законов — канонов (норм) и постановлений церковных соборов и синодов, декретов и решений отдельных епископов (включая понтифика Рима), законов христианских императоров и королей о церкви. Церковь на Западе выпустила также множество уложений о наказаниях (справочников для священников), которые содержали описание разных грехов и полагаю­щиеся за них наказания. Считалось, что все эти законы подчинены посыл­кам, содержащимся в Библии (в Ветхом и Новом заветах) и в произведе­ниях ранних отцов церкви, таких, как Поликарп Смирнский, Тертуллиан Карфагенский, Григорий Нисский, Августин Гиппонский.

Эти авторитетные произведения, в которые входили и каноны, способ­ствовали постепенному установлению во всем западном христианском мире между VI и X вв. общего корпуса богословской доктрины, общей службы (на латыни), общего набора норм относительно серьезных грехов (как убийство, нарушение клятвы, воровство), общей церковной дисциплины д структуры. Везде священники выслушивали исповеди и приобщали к таинствам свою па­ству. Везде епископы правили священниками, освящали храмы, судили споры в своих епархиях, отвечали перед своими примасами (митрополитами провин­ций и регионов); все епископы были обязаны верностью епископу Рима как первому среди равных. Однако в 1000 г. не существовало серьезной книги или серии книг, в которых была бы сделана попытка представить весь свод цер­ковного права или даже систематически изложить какую-либо его часть. Имелось, конечно, значительное количество сборников канонов, особенно канонов церковных соборов и постановлений ведущих епископов. Обычно эти сборники строились по хронологическому принципу внутри широких категорий источников (каноны соборов, письма пап, изречения отцов цер­кви), но в некоторых сборниках было и разделение на ряд тем (рукополо­жение, церковные суды, литургия, брак, ересь, идолопоклонство). Едва ли хоть один из этих сборников был признан повсюду, почти все они имели чи­сто региональное значение.

Децентрализованный характер церковного права вплоть до конца



 


 


----- ш Границы империи

........ Границы герцогстб и графстб

'//^/ Мусульманские султанаты


Границы королебств

Византийские империи

Славянские области и русские княжесюда


Карта 2. Западная Европа около 1200 г,

XI в. имел самое непосредственное отношение к децентрализованному ха­рактеру политической жизни церкви. Как правило, епископы были больше подвластны императорам, королям, крупным феодалам» чем папам. Даже в тех духовных вопросах, куда светские власти не вмешивались, епископ обычно имел значительную автономию в границах своей епархии3'. Уни­версальность церкви опиралась прежде всего не на политическое или юри­дическое единство, а на общее духовное наследие, общее учение и прак­тику, общее богослужение. То политическое и юридическое единство, ко­торым она обладала, было в первую очередь связано с сохранением ду­ховной универсальности церкви. В этом отношении западная церковь была подобна восточной. Ее право, в значительной степени переплетенное с бо­гословской доктриной, богослужением и таинствами, лишь во вторую оче­редь заботилось об организационных вопросах и власти епископов, и почти совершенно не интересовалось нормами имущественного права, преступлением и деликтом, процедурой, наследованием и т. п. В этих второстепенных и третьестепенных задачах право церкви почти целиком слилось со светским, а само светское право было в значительной степени растворено в политическом, экономическом и социальном обычаях.


На волне Папской революции возникли новая система канонического права и новые светские правовые системы, а с ними и класс профессиональ­ных адвокатов и судей, иерархия судов, юридические школы, юридические трактаты и концепция права как автономного, интегрированного, развиваю­щегося свода принципов и процедур. Западная традиция права формировалась в контексте тотальной революции, целью которой было установление "пра­вильного порядка вещей" или "правильного порядка мира. "Правильный порядок" означал новое деление общества на раздельные церковные и свет­ские власти, институционализацию церковной власти как политической и юридической единицы и убежденность в том, что церковная власть обязана переделать светское общество.

Дуализм церковной и светской правовых систем в свою очередь привел к плюрализму светских правовых систем внутри церковного пра­вового порядка и более конкретно — к одновременной юрисдикции цер­ковных и светских судов. Далее, систематизация и рационализация права были необходимы для того, чтобы поддержать сложное равновесие множе­ственных конкурирующих систем права. Наконец, правильный порядок ве­щей, введенный Папской революцией, означал такую систематизацию и рационализацию права, которая позволила бы примирить конфликт разных властей на базе принципов синтеза: где только можно, противоречия сле­довало разрешать без уничтожения составных частей.

Подводя итог, можно сказать, что новый смысл права и новые виды права, которые возникли в Западной Европе на волне Папской революции, нужны были как средства для достижения следующих целей: 1) контроль центральной власти над разбросанным населением с разнообразными груп­повыми привязанностями; 2) поддержание отдельного корпоративного само­сознания духовенства и добавление нового, юридического, измерения к его классовому сознанию; 3) регулирование отношений между соперничающими церковными и светскими владениями; 4) возможность для светских властей целенаправленно и программно претворить в жизнь заявленную цель — обес­печить мир и справедливость в своей юрисдикции и 5) возможность для цер­кви целенаправленно и программно претворить в жизнь свою заявленную цель — переделать мир к лучшему.

Самое важное последствие Папской революции то, что она ввела в историю Запада сам опыт революции. В противовес старому взгляду на свет­скую историю как процесс разложения было привнесено динамическое ка­чество, чувство прогресса во времени, убежденность в реформации мира. Больше не разумелось само собой, что "бренная жизнь" неизбежно должна ухудшаться вплоть до Страшного суда. Напротив, теперь впервые предпола­галось, что в этом мире можно добиться прогресса по направлению к дости­жению некоторых предварительных условий спасения в мире ином.

Быть может, самая впечатляющая иллюстрация нового чувства вре­мени и будущего — это новая готическая архитектура. Великие соборы Ев­ропы выражали своими устремленными ввысь шпилями и парящими контр­форсами, своими удлиненными выгнутыми арками динамичный дух движения вверх, воплощали чувство достижения, живого воплощения высших ценностей. Стоит отметить, что эти соборы часто планировалось построить за несколько поколений и веков.


Менее впечатляющий, зато еще более значимый символ новой веры в поступательное движение к спасению — великие юридические памятники, появившиеся в эту эпоху. В отличие не только от предшествующего обычного права германских племен, но и от римского права до и после Юстиниана, право на Западе в конце XI и в XII в. и потом задумывалось как органично развивающаяся система, продолжающийся, растущий организм, свод принци­пов и процедур, который будет строиться, как и соборы, на протяжении по­колений и веков.


3.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных