Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОРОЛЕВСКОЕ ПРАВО И КАНОНИЧЕСКОЕ ПРАВО




Системы королевского права, получившие развитие в различных ко­ролевствах и княжествах Европы в XII и XIII столетиях, имели много общих черт. В то же время они имели структурное сходство с системой канонического права, действовавшего повсюду в западном христианском мире. В каждом королевстве или княжестве королевское и каноническое право дополняли друг друга таким образом, что можно говорить о них как о нераздельных частях единого правопорядка.

1. И каноническое, и королевское право имели ограниченные компе­тенцию и юрисдикцию. Каноническое право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в результате со­вершения греха или нарушения веры; королевское право претендовало на компетенцию в отношении уголовных и гражданских дел, возникавших в свя­зи с правом сейзины на фригольд и с нарушением королевского мира. Ка­ноническое право претендовало на юрисдикцию над духовными лицами и цер­ковной собственностью, а также над мирянами, обвиненными в грехе и на­рушении веры; королевское право претендовало на юрисдикцию над свобод­ными землевладельцами и лицами, совершившими тяжкие преступления, а также по вопросам, прямо относившимся к короне и собственности короны. Компетенция и юрисдикция двух типов правовой системы в определенных пунктах пересекались, и между ними происходили конфликты. Однако в те­чение длительного времени они были способны сосуществовать более или ме­нее мирно.

2. Как каноническое, так и королевское право основывались на авто­ритете внешних источников права, из которых они стремились заимствовать объективность и всеобщность. Оба нашли такие источники в божественном праве и в естественном праве (разуме и совести). Кроме того, каноническое право опиралось на священные тексты, включая каноны и постановления, принятые церковными соборами, папами и другими властными инстанциями, тогда как королевское право в целом опиралось на королевские указы, ко­торые, однако, были в общем гораздо менее разработанными, чем церковное законодательство. Обе системы также рассматривали обычай как важный ис­точник права, хотя королевское право в гораздо большей степени опиралось на обычай, чем каноническое право. В области судебной процедуры канони­ческое право, как и многие системы королевского права, использовало сви­детельства, полученные путем допроса под присягой. Однако английское ко­ролевское право опиралось на показания соседей, данные под присягой, с исключением из этого правила английских парламентов XIII в., заседавших


в качестве судов, и суда канцлера в XIV и XV столетиях. В том и другом случае парламенты и суд приспосабливали для своих целей каноническую судебную процедуру. Германские королевские (или герцогские) суды также опирались на объявленные под присягой глашатаями права (Sch6*ffen) действующие обычаи.

3. Как каноническое, так и королевское право были систематизирова­ны. Однако каноническое право было более систематизированным, чем воз­рожденное римское право, не являвшееся позитивным правом с какой-либо юрисдикцией. И хотя его часто называли "дополняющим правом", даже там, где оно считалось действующим, оно никогда не составляло весь массив дей­ствующего права.

Каноническое право (подобно римскому праву) было университетской дисциплиной, "наукой". Королевское право было ближе к обычному. В Ан­глии, где сначала королевское право развивалось в первую очередь в рамках системы письменных юдициальных предписаний (writs), главную роль в по­степенном расширении средств судебной защиты играла аналогия. По той же причине обобщение и синтез играли более ограниченную роль. Даже в XIV столетии, когда общее право стало изучаться и преподаваться в Судебных Иннах, большой акцент делался на его технических аспектах. Конечно, Глэн-вилл написал в 1187 г. прекрасную книгу по английскому королевскому пра­ву, но это был в своей основе комментарий юдициальных предписаний в духе канонистских монографий о канонических формах исков (libelli), а не трактат (tracttus) или "итог" (summa). Великолепный трактат Брактона в следующем столетии был значительно более содержательным и был назван "summa", но он после нескольких поколений вышел из употребления, а достойных упо­минания дополнений или замены ему не появилось. В Сицилии, Нормандии, Франции, германских герцогствах и в других регионах, например в Англии, королевское право (или герцогское право) было гораздо менее систематизи­ровано, чем каноническое право. Имелось несколько трактатов, например трактат Бомануара и Саксонское зерцало, обобщавших соответственно фран­цузское и германское "общее право", но по ним не было университетского обучения, за исключением того, что они могли затрагиваться в курсах по римскому праву и в обсуждениях обычаев как источника права. Королевское право, подобно другим формам светского права, не нуждалось в отражении в учебниках и в преподавании в университетских курсах, чтобы быть при­знанным в качестве целостной, развивающейся автономной совокупности пра­ва, тогда как для создания новой системы канонического права правовая на­ука была необходима.

Различия в степени и характере систематизации двух типов права сле­дует частично объяснить различиями в концепциях духовного и светского по­рядков. Светский порядок был по определению более хаотичным, дезоргани­зованным, лишенным цели по сравнению с духовным (церковным) порядком. Светский порядок больше всего нуждался в реформе и спасении. Конечно, светское право, помогая удовлетворить эту потребность, было подчинено ра­зуму. Предполагалось, что оно является научным и систематизированным, оно должно было проверяться критериями справедливости и истины. Но оно было ближе к обычаю, чем каноническое право, и поэтому ближе к беспо­рядку и насилию. В то же время оно было больше связано формальностями.


В силу обеих причин — его обычного характера и его формального харак­тера — светское право было более трудно систематизировать.

Однако если сравнить королевское право в 1200 г. в Сицилии, в Ан­глии, во Франции, в германских герцогствах и в других регионах с коро­левским правом в 1000 г. в тех же странах, то производит впечатление вы­сокий уровень достигнутой им систематизации и степень освобождения от обычая и от формализма.

4. Как королевское, так и каноническое право руководствовались не толь­ко этими тремя принципами — компетенции и ограниченной юрисдикции, опоры на внешние источники авторитета и осознание проводимой систематизации, — но, кроме того, и принципом осознанного роста в течение поколений. Оба вида права должны были быть не просто системами, но прогрессирующими системами. В каноническом праве это качество прогрессирующего движения выражалось в сознательно проводившейся политике преемственности законодательства, изда­вавшегося церковными епископами и папами, а также судебных решений, при­нимавшихся папскими и другими церковными судами. Оно также находило вы­ражение в сознательной преемственности преподавания и научного исследования. В различных системах королевского права принцип сознательного роста, или продвижения вперед, аналогичным образом выражался в преемственности пре­подавания и научного исследования.

5. Наконец, как королевское, так и каноническое право выражали со­бой веру, что все право содержит в себе известные цели, определявшиеся как справедливость; эти заключенные в самом праве цели должны были слу­жить руководством для толкования и применения правовых норм, хотя то и другое право не могло функционировать без норм, и в обоих было признано, что нормы должны составлять совокупность в смысле взаимосвязанной сис­темы. Каждая система права рассматривалась в первую очередь как такой процесс создания, толкования и применения норм, чтобы реализовались за­ключенные в них цели справедливости.

Аристотель определил природу права справедливости ("добра") как "поправку к закону в том, в чем из-за его всеобщности имеется упущение". Добро, говорил он, "и есть право и лучше любого, но не безусловного права, а точнее, оно лучше права с погрешностью, причина которой — его безус­ловность... Хотя добро есть право, однако право не в силу закона, а в качестве исправления законного правосудия. Причина этого в том, что всякий закон составлен для общего случая, но о некоторых вещах невозможно сказать вер­но в общем виде. Поэтому в тех случаях, когда необходимо сказать в общем виде, но нельзя сделать это правильно, закон охватывает то, что имеет место по преимуществу, вполне сознавая возможную погрешность... Так что, когда закон составлен для общего случая, а произошло нечто подсудное ему, но вне общего случая, тогда поступать правильно значит: там, где у законода­теля, составлявшего закон без оговорок, пропуск или погрешность, исправить упущение, которое признал бы даже сам законодатель, окажись он тут, а если бы знал заранее, то внес бы эту поправку в законодательство. Эта широкая концепция права справедливости ("добра") вошла и в учение сто­иков, и в восточное и западное христианство. Она появилась в римском праве Юстиниана в виде таких доктрин права справедливости, как доктрины до­бросовестности, неправомерного обогащения и материальной справедливости.


Однако, возрождая аристотелевскую философию и римское право, церковь в конце XI — начале XII столетия придала понятию права справедливости но­вое моральное и культурное содержание. В частности, и каноническое и ко­ролевское право дополнили раннее, более общее понятие права справедливо­сти различными специфическими требованиями христианской совести: защи­той бедных и нуждающихся в помощи (включая вдов и сирот), реализацией отношений, основанных на доверии (включая дарения, которые должны быть использованы в благотворительных целях), и другими требованиями. В Англии в XIV и XV столетиях, когда два основных королевских суда ограничили свою компетенцию по этим вопросам, канцлер короля, который тогда почти неизменно являлся высоким должностным лицом в католической церкви, на­чал осуществлять исключительную юрисдикцию "по совести" и "во имя права справедливости". Однако в других европейских системах королевского права и в Англии в XII и XIII столетиях "право справедливости" рассматривалось не как нечто отдельное от "права", а, наоборот, как его составная часть. Как и в каноническом праве, право справедливости королевских судов было тем аспектом права, который придавал ему способность приспосабливать ста­рые нормы к новым ("исключительным") обстоятельствам во имя осуществ­ления справедливости.

Аналогичные сравнения могут быть проведены между королевским пра­вом и другими типами светских правовых систем — феодальным, манориаль-ным, городским и торговым правом. Королевское право соотносилось с этими правовыми системами аналогично тому, как каноническое право соотносилось с королевским правом: в сравнении с ними королевское право было более обширным, более разработанным, более развитым или по меньшей мере бы­стро становилось таким в последующие столетия. Когда в XVI в. началась атака на каноническое право церкви, ведущую роль при этом играло право королей и князей. Манориальное право исчезло почти полностью, феодальное право сохранилось главным образом как пережиток прошлого, а городское и торговое право все более подчинялись королевскому праву.


Каноническое, городское, королевское и феодальное право с XI по XIII в.


 


 

Каноническое право (включая римское право) Городское право Королевское право: Сицилия Королевское право: Англия и Нормандия Кор Ф  
           
           
1040 г. Перемирие Господне, введенное аббатством Клюни 1049 г. Папа Лев IX (1049-1054)          
1054 г. Схизма между восточными и запад­ными церквами 1056 г. Обы­ чаи Генуи 1057 г. В Ми­ лане создана коммуна        
1059 г. Синод в Риме: избрание папы карди­налами, запрещение светской инвеституры   1059 г. Роберт Гви-скар наделен папой титулом герцога Апулии и Калабрии      
  1066 г. Лондо­ну дарована хартия   1066 г. Вильгельм I (1066-1087); нор­маннское завоевание Англии    

           
           
      1072 г. Указ о разде­лении светских и цер­ковных судов    
1073 г. Папа Григо­рий VII (1073-1085) 1073 г. Вормсу да­рованы свободы        
  1074 г. Восстание против архиепи­скопа Кельна        
1075 г. "Диктаты па­пы". Борьба за инве­ституру (1075-1122) 1075 г. Жители присягнули комму­не в Камбре        
1077 г. Император Генрих IV в Каноссе 1077 г. Майнцу да­рована свобода        
1078 г. Ансельм "О существовании Бога"          
1080 г. Открытие Ди-гест 1980 г. Генрихом IV дарованы хар­тии Лукке и Пизе        
           

           
  1084 г. В Пизе из­бран консул с опре­деленным сроком полномочий        
    1085 г. Рожер I, граф Сицилии (1085-1105) 1085-1086 гг. "Domesday book"    
1087 г. В Болонье ос­нована школа права          
           
1095 г. Ивон Шартр-ский 1095 г. Амальфи-танская таблица        
1097 г. Ансельм, "По­чему Бог вочелове-чился?"          
1098 г. Основан орден цистерцианцев          
  , i,.,   1100 г. Генрих 1 (1100-1135). По­явление казна­чейства и его от­четов; рациона­лизация управле­ния и отправле­ния правосудия    

As to

НО


 

           
           
  1106 г. ВКельне создано независи­мое муниципальное управление и сис­тема городского права        
1107 г. Бекский кон­кордат, завершивший борьбу за инвеститу­ру в Англии и Нор­мандии     1107 г. Бекский конкордат, завер­шивший борьбу за инвеституру в Англии и Норман­дии    
        (1108 вик V Коро расш елы созда рали ленч вые и  
           

           
    1112 г. Рожер II (1112-1154) Создание канце­лярии, казначейства, профессионального королевского суда, должностей разъезд­ных судей, бейлифов i    
  1115 г. Реестры Олерона        
      1118 г. L Henrici    
  1120 г. Фрайбургу дарована хартия        
1122 г. Пьер Абеляр, "Sic et Non". Вормс-ский конкордат, завер­шивший борьбу за ин-веститутуру в империи          
           
  1127 г. Сент-Омеру дарована хартия 1129 г. Неудачное восстание против епископа в Магдебурге. Лондон получает от Генриха II хартию, подтверждающую право избрания шерифов        

       
ИЗО г. Смерть Ирне-рия          
    1136 г. Учреждена должность юстициа-рия      
1139 г. Пьер Абеляр. Этика. Второй Лате-ранский собор          
1140 г. Грациан, "Со­гласование разноречи­вых канонов"   1140 г. Ассизы Ариа-но      
  1142г. Хартия Пизы        
  1143 г. Графом Адоль­фом Гольштейнским основан Любек        
1147 г. Папа Евгений III запретил духовным лицам участие в свет­ском правосудии или подчинение ему          
      1150 г. Вакарий в Оксфорде    
1151 г. Петр Ломбард­ский "Сентенции"          
           

           
  1153 г. Генрих Лев даровал Любеку привилегии        
    1154 г. Виль­гельм I (1154-1166) 1154 г. Генрих II (1154-1189)    
1159 г. Папа Алек­сандр III (1159-1181) Иоанн Солсберий-ский, "Policraticus"          
           
  1161 г. "Constituta Legis et Usus" Пи­зы        
  1162 г. Разруше­ние Милана Фрид­рихом Барбарос­сой        

           
1164г. Кларен-донские поста­новления Генри­ха II, регулиро­вавшие деятель­ность английской церкви     1164г. -ЛСларендон-ские постановления    
    1166 г. Вильгельм II1166 г. Assize of novel (1166-1189). Изданы disseisin. Дознание о королевские законы, рыцарских повинно-устанавливавшие не- стях подсудность духовен­ства светскому суду и разрешившие всем свободным людям вступать в духовное сословие    
  1167 г. Создана Лом­бардская лига        
           
  1169г. ВМилане уч­реждена должность подесты 1169—1181 Ьрюгге и другим фламандским городам дарованы хар­тии во время правления графа Филиппа        

           
1170 г. Смерть Булга-руса, наиболее извест­ного из "четырех док­торов". Убийство Бе-кета     1170 г. Убийство Беке-та; отмена оскорби­тельных положений Кларендонских поста­новлений    
1172 г. Генрих II в Авранце. Отмена оскорбительных положений Кларен-донских постанов­лений       1172 г. Обследование ских повинностях  
      И76 г. Учреждение ин­ститута разъездных су­дей; assize of mort d'ancestor    
      1178 г. Court of Common Pleas    
1179 г. Третий Ла-теранский собор     1179 г. Введен судеб­ный процесс с участием присяжных на основа­нии writ of right "Беседа казначея"  
\       1180 г. Филип II (Авгу 1223) Французская ад тивная система усоверш на, учреждены должнос сенешалей; в королевс введено процедурное е зие  

 

         
  1181 г. Любек за­хвачен Фридрихом Барбароссой        
  1183 г. Мир Консганиии. Магяа карта комму­нальных свобод.        
         
      1187 г. Глэнвилл. Трактат о законах и обычаях королев­ства Англия    
  1188 г. Реформа управления Магде­бургом; первая ко­дификация Магде-бургского права        
1190 г. Гугуччио, "Summa"          
      1193 г. Губерт Уол­тер назначен архи­епископом Кенте-берийским и юсти-циарием    
1198 г. Папа Инно­кентий III (1198-1216)          
      1199 г. Король Иоанн Безземель­ный (U99-1216) ,  

           
  1200 г. Ипсви­чу королем Иоанном даро­вана хартия   1200 г. "Tres ancien coutumier de Normandie"    
      1204 г. Франция завер­шила завоевание Нор­мандии    
    1208 г. Фридрих II (1208-1250).Создание уни­верситета Неапо­ля и королевской службы; расши­рение королев­ской судебной власти      
      1209 г. Иоанн Беззе­мельный отлучен папой от церкви    
           
      1213 г. Англия стала папским леном    
        при  

           
1215 г. Четвертый Лате-ранский собор: священ­никам запрещено при­нимать участие в "божь­их судах"; официально провозглашена доктри­на пресуществления     1215 г. Великая хар­тия вольностей    
  1216 г. "Книга обычаев" Ми­лана   1216 г. Генрих III (1216-1272)    
      1219 г. Введение су­да с участием при­сяжных по уголов­ным делам    
           
           
           
        1223г. Л VIII (122  
        1226 г. IX (1226-  
  1231 г. Liber Aueustalis        
           

           
1234г. Григорий IX. "Декреталии"          
           
           
1250г. Аккурсий "Glossa Ordinaria"       1250 г. Вкачес ного органа со ламент Парижа  
      1256 г. Брактон "О законах и обычаях Англии"    
      1258 г. Первыйпарламент 1258 г. Запреще го суда  
  1260 г. Бреслау получил Магде-бургское право г      
           
        1277 г. Статут disseisin"  
        1283 г. Боману чаи Бове"  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Первой из великих революций истории Запада была революция против господства над церковью императоров, королей и феодальных господ и за утверждение римской церкви как независимого, корпоративного, политиче­ского и правового образования под управлением папы. Считалось, что цер­ковь, рассматривавшаяся с тех пор прежде всего как духовенство, действовала во имя спасения мирян и реформы мира посредством права в направлении утверждения справедливости и мира. Это, однако, была лишь одна сторона Папской революции. Другая ее сторона заключалась в усилении светской политической и правовой власти императоров, королей и феодальных господ, а также в создании тысяч автономных, самоуправляющихся городов. Третьей ее стороной было огромное расширение экономической активности, особенно в сельском хозяйстве, торговле и ремесле. Еще одной стороной было основание университетов и развитие новых наук теологии и права. Были и другие сто­роны. Папская революция имела характер тотальных перемен: борьба за ин­веституру, григорианская реформация были лишь ее частями. Она видела пе­ред собой не только новые небеса, но и новую землю.

Папская революция готовилась по меньшей мере поколение. Первые от­крытые шаги к ней были предприняты папской партией в 1050-е и 1060-е гг. В 1059 г. папа Николай II на синоде в Риме впервые запретил светскую инвеституру и учредил процедуру избрания пап кардиналами, изъяв тем са­мым у императора полномочие назначать папу. В 1075 г. папа Григорий VII бросил вызов в своих "Диктатах папы". С 1076 по 1122 г. в различных частях Европы шли войны между сторонниками и противниками папской власти и ее программы. В конце концов были достигнуты компромиссы. Ни одна сто­рона не стала полной победительницей.

Именно этот тотальный сдвиг породил западную традицию права.

Система права была необходима западной церкви для поддержания ее нового, зримого, корпоративного единства под управлением папы. Вычленение


канонического права из теологии и литургии и его систематизация и раци­онализация были нужны как источник легитимности и средство контроля со стороны центральных церковных властей, а также в качестве действительного символа особого корпоративного самосознания духовенства как целого. Новое jus canonicum имело также существенное значение для поддержания новой системы отношений церкви с различными светскими властями. Относительно автономные и рациональные системы права были нужны различным светским властям для легитимации и приведения в действие вновь создававшихся ме­ханизмов центрального контроля и для укрепления собственных позиций в новой конкуренции политических образований.

Потребность в правовых системах не была просто практической и поли­тической. Она была также моральной и интеллектуальной. Право стало рас­сматриваться как сама сущность веры. "Бог сам является правом, и поэтому право дорого ему", — писал около 1220 г. автор Саксонского зерцала — первой немецкой книги законов. Это имело место почти столетие после того, как Вормсский конкордат завершил борьбу за инвеституру, но тем не менее это было прямое выражение философии Папской революции, духа Вормсского конкордата. Никто на Западе не сказал бы так до 1075 г., после 1122 г. эта мысль стала в той или иной форме общей. Право стало рассматриваться как путь реализации миссии западного христианского мира, состоявшей в на­чале строительства царства Божия на земле.

Папская революция дала почву для новой формулировки доктрины двух мечей, введенной пятью столетиями раньше папой Геласием I. Более ранняя формулировка касалась соотношения земной и небесной сфер хри­стианской жизни. Для теоретиков Папской революции, однако, главной проблемой было отношение между церковными и светскими властями в са­мой земной сфере. Именно церковь как зримое, корпоративное, полити­ческое и правовое образование должна была владеть духовным мечом, и этот меч должен был осуществлять контроль не только над жизнью в по­следующем мире, но и над большим кругом вопросов в этом мире, включая управление церковной собственностью, деятельность церковных лиц, се­мейные отношения, деловую этику и практически все, что могло быть от­несено к вопросам нравственности и веры.

Впервые духовный меч был воплощен в системе и науке права в заново систематизированном и рационализированном каноническом праве Грациана и великих юристов-пап XII — XIII вв. Папство создало также управленче­ские институты и бюрократический аппарат, необходимые для функциониро­вания этой правовой системы: профессиональное судейское сословие, казна­чейство, канцелярию. Это была первая новая западная система управления и права. Со временем ее заимствовали светские и политические образования, оформившиеся в последующие эпохи. На первый взгляд может показаться странным, что мы считаем революционные события конца XI и начала XII столетия источником развития правовых систем в конце XII, в XIII и даже более поздних столетиях. Может показаться более логичным связывать более поздние процессы с более поздними событиями. Тем не менее все правовые системы Европы в конце XII и в XIII в. выражали, воплощали в себе и до­водили до логического конца принципы, сформулированные в течение пред­шествовавших поколений. Это следует понимать не в духе гегелевского раз-


вития идей, а в смысле динамики западной истории, в которой не только материальные и идеальные факторы, но прежде всего сами великие события оказывали положительное воздействие на изменения в определенном направ­лении и в течение долгого периода времени. Прослеживать рост право­вых институтов в конце XII и в XIII вв., начиная с Папской революции конца XI столетия, имевшей своей кульминацией Вормсский конкордат — не более странно, чем прослеживать развитие расового равенства в Со­единенных Штатах в конце XIX и в XX столетии, начиная с Американской революции конца XVIII столетия, приведшей к кульминации в виде поправок к Конституции Соединенных Штатов времен Гражданской войны. Вне вре­менной перспективы такой продолжительности невозможно понять ни пе­риодические катаклизмы западной истории, ни сложившиеся великие тради­ции, следовавшие за ними и служившие защитой от их повторения. Обнов­ление сменяется преемственностью развития и ростом, революция — эво­люцией.

То обстоятельство, что для совершения революции требуется несколько поколений, не должно вызывать удивления. Особенно, если говорить об ин-ституционализации ее целей и о необходимых компромиссах, связанных с этим процессом, то нужно брать в расчет движения, развивающиеся в течение длительных периодов времени. В отношении Папской революции две из ее главных целей были совершенно новыми для западного общества — господ­ство посредством права и господство права. Это означает, что правители должны проводить в жизнь свою политику постоянно через правовые учреж­дения и что они управляют. Чтобы гарантировать эти принципы, последние должны быть восприняты и усвоены, а также адаптированы и модифицированы детьми и внуками тех, кто ввел их впервые.

Большая часть институтов, процедур, понятий и норм германского народного права после Папской революции постепенно исчезла. Однако это случилось не сразу. Кровная месть во многих областях Европы сохранялась еще и в XV в. несмотря на противостояние и канонического, и королевского права. Браки детей по-прежнему устраивались их родителями, особенно среди знати. Хотя процедура компургации трансформировалась в дачу показаний под присягой, тем не менее принцип оценки верности показаний в соответ­ствии с социальным статусом свидетеля указывал на остатки старого форма­лизма. Это лишь некоторые примеры пережитков. Однако в целом германское народное право перестало существовать под воздействием разделения политической власти на церковную и светскую, формирования теократических, а затем и светских государств, а также вследствие совершенствования и систематизации церковного права, а в конечном итоге и отраслей светского права.

Тем не менее заимствованная культура германского народного права стала необходимой основой новых усовершенствований в области права, и можно утверждать, что систематизация западного права уходит корнями в ранний коммунитаризм (общинное право). Сама по себе Папская революция была возможна только в обществе людей, объединившихся как христи­анский народ; борьба за право контролировать церковь и таким образом идеологию (как это назвали бы сейчас) предполагала наличие единой всеоб-


щей веры. Связанный с этим вопрос о том, кто должен распоряжаться иму­ществом церкви, также предполагал наличие общепринятого представления о том, что богатства церкви следует использовать для религиозных целей. Революция положила конец тому единству, которое явилось ее первоосновой. Она создала и оформила новые разделы канонического и светского права и, в рамках светского права, отрасли феодального, поместного, торгового, го­родского и королевского права. В рамках каждой из этих отраслей сущест­вовало два направления: право, основанное на обычае и здравом смысле, и право, основанное на приказе. Ранее существовавшая общность создавалась по принципу единства расы, класса, семьи, веры. В сущности, систематизи­рованные, усовершенствованные, развивающиеся своды законов были час­тично направлены на сохранение все тех же старых единств, хотя и в формах, отличных от тех, что преобладали ранее.

Само по себе германское народное право было неразрывно связано с общинным, в сущности племенным, общественным укладом. Как германский эпос, искусство, да и сам язык, народное право было многословным, глубоко укоренившимся в традициях и в целом воспринималось как более или менее неизменное. Христианство, подвергнув сомнению племенные ценности, вне­сло в право элемент динамики. Тем не менее до конца XI в., за небольшим исключением, христианство не нашло систематического отражения в состо­янии институтов власти у германских народов; оно представляло собой веру в загробный мир. Папская революция, однако, превратила христианство в политическую и законодательную программу. Церковь стала государством. Ка­ноническое право стало, во-первых, особым средством обеспечения единства церкви-государства, а во-вторых, средством реформирования мира. Другие появляющиеся в это время правовые системы также имели целью привести обычай в соответствие с принципами разума и совести. В то же время эти попытки реформации не должны были разрушать старые общины, напротив, задача состояла в том, чтобы укрепить их.

Рассматривать обычаи в свете разума, т. е. отбросить массу неразумных обычаев и создать из разумных систему права, было, мягко говоря, смелой задачей. Ко всеобщей пользе и не совсем случайно в библиотеке Флоренции в 1080-х гг. был обнаружен манускрипт Свода законов Юстиниана, и совсем не случайно, что вскоре после этого в Болонье был основан университет — первый университет в Европе — для изучения этого манускрипта. Юристы получили в свое распоряжение, так сказать, полный словарь юридических терминов, норм, понятий и правил, ratio scripta, как в то время называлось римское право, через сито которого предстояло просеять все традиции и обычаи. Это было похоже на то, как если бы христианские теологи внезапно впервые обнаружили Ветхий Завет. Западные юристы применили к римским текстам новый диалектический метод, целью которого было примирение про­тиворечий. Таким образом они смогли извлечь из этих текстов концептуальные положения, о которых сами римляне и мечтать не могли — теорию контрак­тного права, понятие права собственности, разработанные доктрины, опреде­ляющие условия оправданного применения силы, и т. п. Юристы, таким об­разом, представили в распоряжение Запада основные методы анализа и син­теза текстов. Они научили Запад объединять случаи в нормы, нормы в прин-


ципы, принципы в систему. Их метод, который и поныне считается методом современной юриспруденции в США, состоял в том, чтобы выяснить, что общего имеют различные частности, увидеть целое как взаимодействие частей. Это был прототип современной западной науки, так как, рассматривая тра­диции и нормы как определенные данные, он извлек из этих данных законо­мерности — "законы", — которые их разъясняли. С точки зрения истории и социологии, такой метод играл существенную роль в сглаживании противо­речий между конфликтующими правовыми системами, в первую очередь меж­ду церковным и светским правом, а затем между различными светскими правовыми системами.

Если диалектический метод схоластической философии был основопо­лагающим для выработки структуры права на Западе, то богословские докт­рины, которые сопутствовали применению этого метода, были принципиально важны для его основных понятий, особенно для понятий преступления и наказания. Теология Папской революции была теологией судебного решения. Бог был, сверх всего, Богом правосудия. Благодаря своему воплощению в Христе и тому, что Христос принес себя в жертву ради человечества, перво­родный грех христиан был прощен, а последующие грехи должны были быть искуплены либо при жизни, либо в чистилище. За нарушение права необхо­димо было расплачиваться. После расплаты закон считался восстановленным, и былой грешник мог попасть в рай. При помощи такой теологии церковь установила в первый раз "внешний суд" по уголовным делам в отличие от "внутреннего суда" исповедальни и таинства раскаяния. К тому же времени относится разработка уголовного кодекса, аналогичного тому, который и сей­час применяется в большинстве западноевропейских стран. В его основе ле­жат: наличие состава преступления, противозаконность совершенного дейст­вия, наличие прямого или косвенного умысла, причинение зла, а также на­несение вреда обществу. В основе этих принципов, как и в основе церковного права в целом, лежала вера в Бога правосудия, который справедливо управляет Вселенной, наказывая и награждая в соответствии с принципом равновесия, милостиво смягчая его в особых случаях. Эта религиозная вера соответство­вала политической вере в сложное социальное единство, называемое христи­анством, в котором диалектика взаимодействия светских и церковных сфер жизни регулировалась аналогичным принципом справедливости, основанной на законе, и закона, основанного на справедливости, при том, что снисхож­дение в исключительных случаях играло важную роль.

Каноническое право — первая современная правовая система Запада — было задумано в XII в. как интегрированная система законов, развиваю­щаяся во времени. Сама церковь впервые стала восприниматься как юриди­ческая система, как правовое государство. Она постепенно сформировалась как сложный бюрократический аппарат с профессиональным судом, профес­сиональным казначейством и судом лорда-канцлера. Конституционное право церкви приняло форму корпоративного права: оно объединило в себе римское институциональное понятие организации с германским понятием братства, добавив к ним христианское понятие общественной личности, зародившееся в недрах номинализма. Из канонического права корпорации заимствовано представление о том, что исполнительная власть не может совершать опре-


деленных действий без совета и согласия консультативного органа и что такие консультации основываются на том принципе, что те, на кого непосредственно будет влиять принятое решение, должны иметь право участвовать в его со­ставлении. Каноническое право является также источником современного раз­деления подсудности на предметную и на определяемую в зависимости от состава суда. Фактически ограничение канонического права в компетенции и подсудности было тесно связано с конституционными установками, направ­ленными на то, чтобы четко определить место церкви и границы ее сувере­нитета, выделить ее правящие силы и определить права и обязанности ее членов.

Систематизация внутри канонического права приняла форму развития подсистем права, касающихся брака, завещания, имущества, соглашений^! деликтов, основанных на церковной юрисдикции над таинством, свидетель­ством, благотворительностью, клятвами и грехами. Каждая подсистема имела свои собственные структурные характеристики, и в то же время все они имели те же черты, что и система канонического права в целом. Так, канонические законы, связанные с браком, развивали правила, касающиеся расторжения браков (основанных на насилии, мошенничестве или ошибке). Они были аналогичны каноническим законам, касающимся расторжения контрактов во* обще, которые основывались на общих принципах всей системы канониче­ского права. Ограничения, накладываемые светскими властями на завещание земли, заставили церковников разработать право доверительной собственно­сти, которое было шире и права наследования, и права собственности. В целом каноническое право завещаний, контрактов и собственности было ан­тифеодальным в том смысле, что церковь поощряла свободу завещания, при­знание действительной сделки, осуществляемой без соблюдения формально­стей, и неограниченное владение собственностью. Также, в отличие от того, что иногда предполагается, церковь поощряла процентные займы. В самом деле, церковники первыми применили слово "процент" для разграничения законного обложения используемого капитала процентами от незаконного (" ростовщичества ").

То, что определение юрисдикции церкви и канонического права было делом не просто удобства, а принципа, и принципа очень существенного, ради которого люди были готовы сражаться, истекать кровью и умирать, можно показать на примере Томаса Бекета, который сопротивлялся попыткам короля Генриха II вернуться к определенным ограничениям церковной юрисдикции, которые Бекет считал оскорбительными для свободы церкви при папском режиме. В Кларендонских постановлениях 1164 г. король возродил обычаи своего деда Генриха I, который правил до 1135 г. Но церковь прочно встала на ноги во время так называемой Анархии Стефана, между 1135 и 1154 гг., прежде чем Генрих II взошел на трон. В течение шести лет Генрих и Томас Бекет боролись за законное решение своего спора; это был конфликт из области права, и обе стороны глубоко уважали роль закона в решении кон­фликтов любого рода. В конце концов Генрих убрал "оскорбительные" по­ложения из Кларендонских постановлений, хотя никогда не было полностью ясно, какие положения были оскорбительными, а какие не были. Вопрос окончательно был решен — снова не вполне удовлетворительно — путем


соперничества светского и церковного судов. Светские суды предпочитали защищать свою юрисдикцию исками о запрете, которые, однако, было трудно применять и еще труднее приводить в исполнение. Церковные суды, если их в достаточной степени провоцировали, могли отлучить от церкви королевских судей. Если сам папа был в достаточной степени спровоцирован (как в случае с непокорным королем Иоаном), он мог подвергнуть — и действительно подверг — отлучению от церкви всю Англию, причиняя тем самым большое горе людям. В основном же две юрисдикции сотрудничали друг с другом.

Папская революция была похожа на атомный взрыв, который расколол немецкое христианство на две части: церковь в виде независимой, доступной, корпоративной, законной организации, и светский порядок, распадающийся на различные общественные институты. Церковь образовала единую государ­ственную структуру, подчинявшуюся единой системе права, а именно кано­ническому праву. Будучи церковью и создавая таким образом духовную сферу, она находилась настолько близко к божественному началу, насколько это возможно в этом мире. Каноническое право церкви было, конечно, челове­ческим правом; кроме того, отражение естественного и божественного права входило в его обязанности. Светский порядок, однако, был менее совершен­ным, более примитивным, более приземленным. Поэтому его закон был более привязан к иррациональным факторам, власти, суеверию, упадку. Тем не менее он обладал способностью к перерождению, мог восстанавливаться. Церковь могла помочь привести его в более полное соответствие с естественным правом. Каноническое право могло служить моделью для светского правового устройства.

Каждый вид светского права был более или менее ограничен рамками определенного типа отношений в обществе: феодальное право — феодаль­ными отношениями, городское — городскими, королевское — королевски­ми и т.д. Это отличало светское право от церковного, юрисдикция кото­рого, хотя и ограниченная, распространялась на определенные виды про­ступков, независимо от того, кто и где их совершил. Задачей светско­го права было возвысить и преобразовать общественные отношения, ко­торые оно регулировало. Феодальные отношения подверглись воздействию правовых концепций взаимных обязанностей лорда и вассала. Концеп­ция помещичьих отношений заключалась в подчинении лорда помест­ным обычаям его предков. Концепции кредита, партнерства и совместных предприятий отразились на торговых отношениях. Городские отношения из­менились под воздействием идеи свобод граждан и конституционного ха­рактера вхождения в общину на основе присяги. Отношения короля и под­данного были преобразованы правовыми концепциями подчинения короля закону, а также права и обязанности подданного не только не повиноваться, но даже убить тирана.

Таким образом, светское устройство должно было подвергнуться ана­лизу и регулированию. Была создана новая политическая наука, представленная прежде всего в работах великого писателя XII в. Иоанна Солсберийского, который проанализировал характер правления, ответственность правителей, способ выбора правителей и обязанности подданных по отношению к ним. Церковники, включая последователей римского права и канонистов, внесли


свой вклад в теорию суверенитета и конституционных ограничений власти правителей.

Светское право, включая феодальное, поместное, торговое, городское и королевское право, основывалось на обычае и, следовательно, гораздо мень­ше подверглось пересмотру учеными-юристами, чем церковное право. (Си­туация с римским правом была совершенно иной, оно было научной дисцип­линой, преподаваемой в университетах, а не установленным государством правом; оно обычно не подвергалось изменениям — во всех этих аспектах оно было аналогично истории права. И в то же время римское право пред­ставляло собой идеальный закон, с которым должно было согласовываться все позитивное право, а также дополнительное право, которым можно было заполнить пробелы.) Тем не менее светское право подверглось радикальным изменениям в конце XI и начале XII вв. Оно менялось по решению светских правителей, а также под влиянием ученых-юристов. Оно было систематизи­ровано, а затем пересмотрено. Церковь сознательно пошла на внесение из­менений.

В период между 1050 и 1200 гг. Западная Европа пережила становление феодального права как целостной системы. Феодальные права и обязанности стали более объективными, менее произвольными, более точными. Они стали более универсальными, более общими, более единообразными. В качестве примера можно привести права и обязанности по наследованию, отчуждению феода, замене феодальных обязанностей денежными выплатами. Вдобавок появилась в большей степени развитая взаимность прав лорда и вассала: лорд должен был защищать и поддерживать вассала, в то время как вассал должен был управлять феодом. В том случае, если лорд нарушал обязательства перед вассалом, последний имел право отказаться от своей зависимости от лорда посредством формальной процедуры выражения недоверия (diffidafio). Вассал принимал участие в отправлении лордом правосудия при рассмотрении су­дебных дел. Таким образом, феодальный закон дал Западу первый светский опыт взаимности юридических обязательств между лицами, стоящими на более высокой и более низкой ступенях общественной лестницы. В конечном итоге феодальное право приобрело характер отчетливой и цельной юридической системы, обладающей внутренне интегрирующими элементами и имеющей склонность и способность со временем развиваться далее. Оно, конечно, было менее систематизированным и целостным на уровне сознания и не столь профессиональным или научным, чем каноническое право, и в основном оставалось обычным правом. Тем не менее оно развивалось в направлении, проложенном каноническим правом.

Правовой режим отношений между лордом и вассалом отличался от правового режима отношений между лордом и крестьянином. Отношения последнего типа включали в себя манориальные обычаи. Характерно, что западный помещик не был владельцем, находящимся в отсутствии, или про­стым сборщиком налогов, как это было во многих незападных феодальных системах; лорд жил в своем поместье, наблюдал за тем, как оно управляется, и управлял им политически. Крестьянин мог быть крепостным или свободным, но в любом случае по манориальному праву у него были свои права. Например, все крестьяне, включая и крепостных, принимали участие в процедурах ма-нориального суда.


В отличие от феодального права манориальное право не обеспечивало взаимных договорных обязательств между лордом и крестьянином. Однако крестьяне оказывали групповое давление, чтобы выговорить себе более вы­годные условия, и такие условия имели силу взаимных уступок, которые со­вершались при условии лояльности сторон. Такое положение подкреплялось юридическим правом крестьянина, будь то крепостной или свободный, иметь в своем распоряжении землю. При этом арендная плата, налоги и услуги, которые должны были оказываться крестьянами, устанавливались обычаем, и споры об их размерах и характере должны были решаться в рамках манори-ального права. Манориальный суд, в котором крестьяне принимали решения наравне с лордом, занимался уголовными и гражданскими делами, и суще­ствовали дела, принимавшие решения в пользу крестьян. Крестьяне оставались бедными и угнетенными, но, тем не менее, у них были права в рамках юри­дической системы. Крестьянин являлся личностью, членом манориальной об­щности, частью того, что называлось "всем миром". Со временем положение крестьянина улучшилось, когда он обнаружил, что он может избежать своего положения и найти свободу в городе или в монастыре, или школе, а то и присоединиться к забастовке или восстанию. В >^IV—XV вв. крестьяне стали поглощать поместья, и манориальная система исчезла. Право помогло про­ложить путь такому развитию событий. Признание крестьян, включая и кре­постных, в качестве "граждан" манориальной общины было внутренним вы­зовом крепостничеству задолго до появления движения, приведшего к его отмене.

Феодальное право и манориальное право с неизбежностью должны были исчезнуть. При этом манориальное право должно было исчезнуть совсем, а феодальное право остаться как окаменевший обычай, долго существовавший еще после того, как феодальные экономические и политические отношения потеряли свою жизненность. С другой стороны, у торгового права явно име­лось будущее. Этот вид права также был систематизирован в конце XI и в начале XII вв., когда стали расцветать торговля в сельской местности, а за­тем торговля с зарубежными странами и между городами внутри страны. Таким образом, капиталистическое торговое право возникло как близнец феодаль­ного и манориального права.

В то время, когда между 1050 и 1200 гг. общее население Европы, возможно, удвоилось, городское население Европы увеличилось в 10 раз, возникли купеческие гильдии. Большое количество путешествующих купцов торговали на рынках и ярмарках. В результате, для совершения торговых сделок повсюду на Западе на более или менее однородной основе развилась сложная система юридических институтов.

Среди характерных понятии и приемов торгового права, развившегося в XII в., были понятия добросовестного покупателя (чьи права на товары были более существенными, чем права» продавца), символическая доставка товаров посредством передачи документов, доверенность, не подкрепленная докумен­тами, юридический характер неформальных договоров и совместные пред­приятия. Более того, эти характерные черты торгового права, которые сфор­мировали структуру правового корпуса и которые с течением времени раз­вивались как обычаи, были кодифицированы и подверглись толкованию. Но-


тариально заверенный контракт об обмене превратился в переводной вексель, нотариально заверенное обещание об уплате превратилось в простой вексель. Морской и бодмерейный займы превратились в некий вид страхования, бан­кирские письма превратились в аккредитивы. Как в случае канонического права, и, в меньшей степени, в случае феодального и манориального права, торговое право производило впечатление непрерывного сотрудничества по­следующих поколений, в данном случае купцов, в создании и развитии живой и растущей отрасли права. Тысячи новых городов Европы тоже создавали свой собственный тип права, у которого также были качества объективности, универсальности, взаимности, участия, целостности и развития. Большинство старых городов Римской империи превратились в деревни и были вновь основаны в конце XI—XII и начале XIII вв. Характерно, что новые города принимали вид договорных общин на основе данной клятвы и имели хартии свобод, данные им королями или феодальными лордами. Эти новые города имели ярко выраженный общинный характер, подразумевающий обязательства взаимопомощи, взаимной защиты, общих судов, общего согласия на выборы чиновников и участия в собраниях, советах и арбитражных процедурах. Обычно они были свободны от обязательств перед феодалом. В этом тоже заключались важные источники западной конституционной системы, особенно в области гражданских прав и свобод граждан.

Наконец, вслед за Папской революцией возник новый тип королевского права. С исчезновением духовной власти короля над церковью он стал править как светский властитель, чьими основными обязанностями считались поддер­жание мира и установление справедливости в его владениях. Папская рево­люция, лишив императора и королей их священного характера и их роли в качестве верховных властителей церкви, свела их статус к положению вре­менных монархов. В то же время это усилило королевскую власть, поскольку она стала подкрепляться новым территориальным понятием королевства, что помогло превратить вождей кланов в феодальных лордов, верховных власти­телей в данном географическом районе. Ранее короли по большей части управляли своими магнатами и самыми крупными владельцами недвижимости напрямую и только через них косвенно управляли местными и племенными вождями, вассалами вассалов и всеми подданными вообще. В XII и XIII вв., став территориальными правителями, они начали управлять своими поддан­ными напрямую, посредством королевских чиновников, которым поручалось осуществлять более или менее специфические функции, например, королев­ских судей и сборщиков налогов. Эти королевские чиновники управлялись и регламентировались королевским правом. Подобно папе Римскому, короли Европы начали управлять при помощи наместников, которые были профес­сионалами, а не более мелкими королями, и которые формировали постоянные правительственные управления, такие, как канцелярии, казначейства и суд. Государственное управление превратилось в четкую деятельность, которая бы­ла нечто меньшее, чем политика в целом, что было прерогативой королевской власти, но чем-то большим, чем набор отдельных правительственных учреж­дений.

То, что развитие королевского права в XII—XIII вв., включая герцогское право в герцогствах и других автономных территориях, испытало сильное


влияние и в действительности было частью Папской революции, продемон­стрировано поразительными параллелями между различными системами ко­ролевского права, с одной стороны, и каноническим правом — с другой. Так же как папа Григорий VII в 1075 г. впервые продекларировал власть папы создавать новые законы (condere novas leges), так и впоследствии во всех королевствах Запада монарх превратился в создателя законов (condttor legum, как он назывался в середине XII в. в Норманнской Сицилии). Ассизы Ариано, статуты мира в Германии, законы о собственности британских королей, фран­цузские законы и указы отражали новые убеждения в том, что у монарха есть право и обязанность устанавливать законы. Аналогично тому, как папская курия превратилась в профессиональный судебный орган в начале XII в., так впоследствии в различных королевствах королевская курия превратилась из собрания знати в судебный орган. Точно так же, по мере того как каноническое право становилось все более структурированным и научным, благодаря работе Грациана и его последователей постепенно создавались и структурированные системы королевского права, которые, подобно каноническому праву, орга­нично развивались при помощи толкования и новых законодательных актов. Гражданское право повсеместно отделилось от уголовного права. Рациональ­ные методы доказательства повсюду вводились, чтобы дополнить или заменить собой старые методы принесения клятвы или "божьи суды". Повсюду разви­вались аналогичные базовые юридические понятия правосудия верхней и ниж­ней судебной палат и права на владения.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных