ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Библиографические примечания к пятому изданию 3 страницаРеволюционные перемены в устройстве и правовой структуре европейских государств в период после борьбы за инвеституру в деталях прослеживаются в важной книге: Mitteis H. Der Staat des Hohen Mittelalters: Grundlinien einer vergleichenden Ver-fassungsgeschichte des Lehnzeitalters. 4nd ed. Weimar, 1953. Англ. перевод (автор H.F.Orton) The State in the Middle Ages: A Comparative Constitutional History of Feudal Europe. Amsterdam, 1975. Миттайс не колеблясь говорит о "конституционной революции" в этот период и о "революции в политической мысли", а также о "революционных переменах" в праве. Значительная часть этого материала охвачена также в книге: Ullmann W. Law and Politics in the Middle Ages. London, 1975. Хотя Уллман и не проводит такого резкого различия между периодами до и после борьбы за инвеституру. См. также: Brown P. Society and the Supernatural: A Medieval Change, Daedalus, Spring 1975, p. 133, где приводится каталог фундаментальных изменений, который может служить разделом "Содержание" для данной главы. Браун пишет о "внезапном появлении новых взаимоотношений между духовенством и мирянами во время борьбы за инвеституру (борьбы, связываемой с именем великого папы — Григория VII (1073—1085), а на самом деле это процесс в западном обществе, столь же широкий и неотвратимый, как прилив). На протяжении XI в. феодальный рыцарский класс становится четко очерченной группой, а в XII в. факты городской жизни и торгового профессионализма нового стиля уже утвердились... Появляются новшества и в формах права и организации: возникновение письменных кодексов после веков обычного, устного, права, рецепция римского права в Болонских школах, кодификация канонического права и теологии христианской церкви (в "Decretum" монаха Грациана около 1140 г. и в Сентенциях Петра Ломбардского около 1150 г.)... Бесчисленные нововведения в управлении и постоянное экспериментаторство в области новых форм социальной организации определяют лицо Европы в XII в. Наконец... мы обнаруживаем поиски в области способов самовыражения" (с. 133—134). Несмотря на такой набор авторитетных мнений, традиционная точка зрения все так же скептически относится к фундаментальному разрыву в исторической непрерывности Европы во время так называемого Средневековья. Сидней Р.Пакард пишет: "Хотя сравнение европейских правительств в 1100 и в 1200 гт. обнаруживает много важных различий, попытки некоторых авторов выдумать еще одну "революцию" в этой области опираются, по всей очевидности, на очень шаткие основания" (Packard S.R. Twelfth-Century Europe, р.321). Возможно, даже такая вера в вечную постепенность изменений все-таки может быть опрокинута весьма существенными свидетельствами, приведенными здесь, возникновения новых правовых систем по всей Европе на протяжении полутора веков с 1075 по 1225 г. 2Brown P. Society and the Supernatural.., p. 134. ^Император Генрих III оправдывал низложение трех пап в 1046 г. тем, что он (Генрих) — Христов викарий (см. Southern R.W. Western Society... p. 104—105). Генрих IV позже писал папе Григорию VII: "Ты осмелился тронуть меня... который, согласно традициям Святых отцов, может быть судим одним Богом" (Barraclough G. The Investiture Contest and the German Constitution // Ed. by Williams S. The Gregorian Epoch: Reformation, Revolution, Reaction? Lexington, Mass., 1964, p.63). 4Cm.: Rosenstock-Huessy E, Out of Revolution.., p.506. Дэвид Ноулз пишет, что аббатство Клюни стало полностью централизованным не ранее XI в. и что на практике оно было организовано значительно слабее, чем впоследствии, в XII в., орден цистерцианцев (цит. по: Williams S. The Gregorian Epoch.., p.39). 5См.: Ganshof F.L. The Imperial Coronation of Charlemagne. Glasgow, 1971. 6Tierney B. The Crisis of Church and State, 1050—1300, with Selected Documents. Englewood Cliffs, N.J., 1964. P. 13—14. Документы, подтверждающие значительную часть этой главы, можно найти в книге Тирни (см. также: Tierney В. and Painter S. Western Europe in the Middle Ages, 300—1475. New York, 1978). 1Tierney B. The Crisis of Church and State, p.222. Предисловие Р.ф.Беннета к книге: Tellenbach G. Church, State... p.XIV—XV. 9Цит. по: Prescott O. Lords of Italy: Portraits from the Middle Ages. New York, 1972, p.43. 10Leyser 1CJ. The Polemics of the Papal Revolution // Ed. by B. Smalley. Trends in Medieval Political Thought. Oxford, 1965, p.53. 11Ibid., p.42; см. также: Morrison K.F. Tradition and Authority in the Western Church, 300—1140. Princeton, N.J., 1969, pp.294—295: "Лев IX был свидетелем яростных протестов против своих запретов [на симонию и николаизм] на синодах в Риме и Манту е. Но постановления Григория против симонии вызвали аналогичное сопротивление по всей Европе... Такая же реакция последовала на его постановления о целибате духовенства. В 1059 г. попытка Петра Дамиани настоять на целибате клириков в Милане привела к народному восстанию, а римское духовенство при Стефане IX считало воздержание клириков "тщеславным и легкомысленным". Когда епископ Брешии прочел своему духовенству постановление Николая II о запрете брака священников, он был избит до смерти. Постановления Григория были встречены так же. За выступление в защиту запрета, наложенного Григорием на одного аббата, накинулись окружающие на Парижском синоде, а клир архиепископа Руанского камнями выгнал его из церкви. Духовенство Камбре бунтовало в открытую. Такое же положение было в некоторых германских церквах". 12Латинский текст Диктатов папы содержится в книге: Hofmann К. Der Dicta-tus Рарае Gregors VII. Paderborn, 1933, p.ll. Диктаты папы в английском переводе приведены в книге: Ehler S.Z. and Morrall J.B. Church and State through the Centuries. London, 1954, pp.43—44: воспроизведены в книге: Tierney В. The Crisis of Church and State... p.49—50. 13Ot.: Fliche A La reforme Grigorienne, II. Paris, 1933. 202. В настоящее время большинство иследователей считает, что эти двадцать семь условий были написаны в качестве указателя содержания для последующего документированного текста, который, однако, так и не был написан. 14Это письмо приведено в книге: Tierney В. Crisis of Church and State. P. 59—60. 15Это постановление воспроизведено в книге: The Correspondence of Pope Gregory VII: Selected Letters from the Registrum // Ed. and trans. Ephraim Emerton (1932; reprint ed. New York, 1969), p. 133. 16Григорий писал Вильгельму Завоевателю: "Если я, следовательно, должен буду ответить за тебя в страшный судный день перед праведным Судией, который не лжет, создателем всякой твари, подумай, не должен ли я очень тщательно обеспечить твое спасение, и не должен ли ты для своей собственной безопасности без промедления подчиняться мне, чтобы ты смог обладать землей живых". (Цит. по: Bryce J. The Holy Roman Empire. New York, 1886, pp.157—158). l7Le Bras G. Canon Law // Eds. C.G.Grump and E.F.Jacob. The Legacy of the Middle Ages. Oxford, 1926, pp.333—334. lS См.: Bernheim E. Politische Begriffe des Mittelalters im Lichte der Ansschauungen Augustins // Deutsche Zeitschrift fur Geschichte, n.s. 1 (1896—1897), 7. (Папа в качестве Христова викария на земле является "debitor justiciae in omnibus qui in Christo sunt — curia totius christianitatis".) 19Это крупная тема в книге: Rosemtock-Huessy E. Out of Revolution... 20Сазерн указывает, что "и греческая, и исламская система были неизмеримо богаче, мощнее, интеллектуально утонченнее, чем западноевропейская. Запад был бедным родственником Византии" {Southern R.W. Western Society.., p.27). 21Начиная с 1074 г. папа Григорий VII пропагандировал идею организованной под эгидой папства армии, которая освободит восточных христиан от угнетения неверных турок. Начав первый крестовый поход, папа Урбан II считал, что идет по начертанному Григорием пути (см.: Erdmann С Die Entstehung des Kreuzzugsdgedankens. Stuttgart, 1936, pp.149—153, 210—211, 285—286, 308—309). Книга Эрдмана переведена на английский язык под названием "The Origin of the Idea of Crusade" [Princeton, 1977]). Одной из целей крестовых походов, кроме освобождения от мусульман места захоронения Христа, был экспорт Папской революции в мир восточного христианства. В ряде случаев крестоносцы втягивали в бой православных христиан. Папа объявил свое верховенство над Константинополем и всем христианским миром. Однако в итоге эта цель не была достигнута. В 1099 г. крестоносцы основали Иерусалимское королевство, подчиненное папскому престолу, но второй крестовый поход (1147—1149) был безрезультатным. Во время же третьего крестового похода (1189—1192) хотя и удалось взять Акру, не удалось отбить Иерусалим, захваченный Саладином в 1187 г. Четвертый крестовый поход, начатый в 1199 г., достиг своего апогея в штурме Константинополя в 1203 г. и низложении и замене императора крестоносцами. (К Иерусалиму даже не подходили.) В XIII в. было еще четыре крестовых похода, причем все принесли ощутимую неудачу (хотя Фридрих II короткое время удерживал Иерусалим в 1228—1229 гг.). Несмотря на это, крестовые походы дали важные результаты во внутренней политике. Они отразили и сохранили идеологию Папской революции, они расширили торговлю и способствовали развитию великих итальянских торговых городов — Венеции, Генуи и Пизы. Они укрепили власть папского престола. Наконец, они помогли создать класс военной аристократии — рыцарей, который по своему характеру был христианским и европейским. 22Southern R.W. Western Society... p.34—35. Сазерн добавляет: "За этим движением экспансии не стояло какое-то одно выдающееся достижение техники, а было сочетание многих обстоятельств: растущее накопление капитала, рост населения, возвращение Средиземноморья под контроль Запада, политический упадок греческой и мусульманской империй. Все это способствовало открытию для Запада все новых перспектив". Более конкретно Сазерн называет освоение невозделанных земель, улучшение рек, дорог и каналов, организацию рынков и кредит. "Колонизация началась на всех границах Западной Европы, а с колонизацией начался знакомый процесс военной агрессии. Впервые в истории Западная Европа стала областью избыточного населения и избыточного производства...Два столетия после 1100 г. Запад был охвачен такой жаждой власти и господства, которой не видно было предела". Мнение Сазерна, что за этим не стояло какое-то одно выдающееся достижение техники, оспаривается Линн Уайт (см. прим.23). 23 White L. Medieval Technology and Social Change. Oxford, 1961, pp. 57—69. Уайт указывает на важное значение изобретения хомута, благодаря которому впервые стало возможным использовать лошадиную силу в широком масштабе (с. 72—76). Более широкое использование лошадей в сельском хозяйстве было связано с введением весеннего сева и трехпольной системы, благодаря чему удалось значительно увеличить запас пищи. М.-Д. Шеню пишет о технических достижениях XII в.: "Производство энергии сделало огромные шаги с усовершенствованием и распространением машин для использования силы воды и создания кругового движения: мельничных колес; гидравлических колес, позволивших одной лошади делать работу, на которую раньше требовалось двадцать пять; ветряных мельниц, впервые появившихся в Европе в 1105 г.; машцн, которые могли накапливать энергию через систему противовесов и колес... Новые средства для 70-499 перевозок и поездок дали людям большую свободу: давнее изобретение тяглового хомута для лошадей и быков преобразило сельскую жизнь; использование киля и руля относится к 1180 г.; благодаря компасу стали возможны долгие путешествия морем... Механические часы начали рационализировать время..." (Chenu M.-D, Nature, Man, and Society in the Twelfth Century / Ed. and trans. J.Taylor and L.K.Uttle. Chicago, 1968, p.43 (впервые опубликована в 1957 г. под названием "La theologie au douzieme Steele")). главу Э об истоках западной науки права. Шеню в своей книге на с- 16—17 указывает, что Абеляр в первые десятилетия XII в. проводил "жесткую границу" между теми вещами, которые объяснялись творческой деятельностью Бога по устроению мира, с одной стороны, и с другой — "естественными причинами", которые "объясняют устройство или развитие тех вещей, которые происходят без всяких чудес". Он говорил об этих последних как о vis naturae ("сила природы") и naturales causae ("естественные причины"). 25См.: Блок М. Феодальное общество. С. 145, 154. Первопроходческое исследование связей между новой литературой конца XI и XII в. и одновременного развития права можно найти в книге: Block H.R. Medieval French Literature and Law. Berkeley, 1977. 26Карл Великий исправил принятый Никейским собором символ веры, вставив слова "и от Сына" (filioque) после слов "...верую и в Духа Святого, Господа, Иже от Отца исходящего". Это было обидой для восточной церкви потому, что представляло новую концепцию Троицы, и потому, что было сделано в одностороннем порядке. Это была поправка к важнейшему постановлению важнейшего в истории церкви вселенского собора. См. главу 4 прим. 28. 27Цит. по: Trends.., p.ll. 28Ibid., p. 12. 29"De Civitate Dei" 1.35.46; см.: Mar kits R.A. Saeculum: History and Society in the Theology of St.Augustine. Cambridge, 1970, pp. 20—21. "Одна из фундаментальных тем в его размышлениях об истории та, что с момента пришествия Христа до конца мира вся история гомогенна и что нельзя составить ее план по образцу, взятому из священной истории". См. также: Keyes G.L. Christian Faith and the Interpretation of History. Lincoln, Nebr., 1966, pp. 177—178. Христианин "не имеет надежды на царствие земное, которое с христианской точки зрения было бы намного лучше того, которое он сейчас видит перед собой, и уж тем более не имеет надежды на постепенное воплощение Царствия Господнего на земле". 30Цит. по: Tierney В. Crisis of Church and State... p. 68—69, 71. 31Цит. по: Roseiistock-Huessy E. Soziologie, II. Stuttgart, 1958, p. 663. 32Ibid., p. 662. 33 См.: Policraticus: The Statesman's Book of John of Salisbury, trans. John Dickinson (New York, 1963), p.9. 34Leyser K.J. Цит. по: Trends.., p. 60. 35См.: Chenu M.-D. Nature, Man, and Society, pp. 162—201. Шеню утверждает, что "не последним из великолепных достижений латинского христианства в XII веке было пробуждение в человеке активного чувства истории" (с. 162). См. также: Southern R,W. Aspects of the European Tradition of Historical Writing. 2. Hugh of St.Victor and the Idea of Historical Development, TRHS, 5th ser., 21 (1971), 159. Вальтер Фрейнд подчеркивает использование понятия современности в произведениях Петра Дамиани, Иоанна Солсберийского, Вальтера Мапа и других писателей XII в. (Freund W. Modern us und andere Zeitbegriffe des Mittelahers. Koln, 1957). Он частично прослеживает это понятие и убеждает григорианских реформаторов конца XI в. в том, что они вступают в совершенно новые и небывалые времена (с. 60). 36См.: Barraclough G. The Origins of Modern Germany. Oxford, 1947, p. 114: "Отвернувшись от старой теории Геласия о гармоничном сотрудничестве двух великих властей [духовной и светской], партия Гильдебранда искала разделения церкви и госу- дарства, что включало и полное изменение положения короля в христианском обществе. Это не обязательно означало его подчинение папе, хотя Григорий скоро сделал этот положительный вывод из своих же собственных аргументов, но это с необходимостью означало, что священноначальнический характер и положение короля ставились под сомнение. Для Григория король был чиновником, без которого вполне можно было обойтись". В 1302 г. папа Бонифаций VIII пошел еще дальше, заявив: "Тот, кто отрицает, что мирской меч во власти Петра, не понимает слов Господа". Этот взгляд соответствует доктрине "полноты власти" (plenitudo potestatis) папы как Христова викария на земле. Однако если духовным мечом папа владел непосредственно, то светским мечом он владел через посредство королей и князей (Southern R.W. Western Society.., p. 143; см. также: Tierney В. Crisis of Church and State... p. 183, 188—189. См. главу 7). 370 трансформации природы епископской власти в результате борьбы за инвеституру см.: Benson R.L. The Bishop-Elect: A Study in Medieval Ecclesiastical Office. Prin-cetion, N.J., 1968. Бенсон анализирует многие из источников, составляющих основу этой главы. 38Первая фраза — из книги Розенштока "Europaischen Revolutionen" (1931). Вторая — из книги Телленбаха "Libertas: Kirche und Weltordnung" (1936). Реформаторы XI в. говорили просто "правильный порядок". 3. Происхождение западной юридической науки в европейских университетах 1См.: Thome S.E., ed. and trans, Bracton on the Laws and Customs of England, I. Cambridge, Mass., 1968, p.XXXVI. Торн убедительно опровергает взгляд Мейтленда на Брактона как "дурного специалиста римского права". 2Хаскинс пишет: "Были другие центры изучения права до Болоньи, например, Рим, Павия и Равенна, были болонские юристы до Ирнерия, в частности Пепо, "яркий сияющий свет Болоньи", возникающий возможно в 1065 и наверняка в 1076 г. в решении того самого дела, в котором впервые вновь появляются Дигесты..." (Haskins С. The Renaissance of the Twelfth Century. Cambridge, Mass., 1927, p. 199). Тем не менее, как указывает Хаскинс, именно Ирнерий "отделил наконец право от риторики и придал ему полноправный статус как независимому предмету изучения, теперь уже основанному не на извлечениях и очерках, а на тексте Свода цивильного права, который теперь можно было использовать в целом для объяснения каждой из частей". Последняя фраза — ключ к настоящей главе. Самый лучший очерк на английском языке о школе права в Болонье содержится в книге: Rashdalt H. The Universities of Europe in the Middle Ages. Oxford, 1936. I. 87—267. Классической работой по этому предмету до сих пор остается книга: Savigny F.G. Ges-chichte des romischen Rechts im Mittetalter. 2nd ed., III. Heidelberg, 1834, pp. 137—419. Отличный краткий очерк написал Дэвид Ноулз: Knowles D. The Evolution of Medieval Thought. New York, 1962, pp. 153—184. Бесценное исследование не только преподавания права в Болонье, но и переноса болонской системы в другие европейские университеты содержится в книге: Coing H. ed., Handbuch der Quellen und Literatur der neuen europaischen Privatrechtsgeschichte, I. Munchen, 1973. S. 39—128. 3Одофред в начале XIII в. писал, что в Болонье учатся 10 тысяч студентов. Некоторые ведущие исследователи сомневаются в этой цифре, а Коинг в своем справочнике дает цифру в 1 тысячу (с. 81). Однако цифру 10 тысяч не подвергают сомнению другие ведущие исследователи {Denifle P.H. Die Entstehung der Universitaten des Mittelalters bis 1400. Berlin, 1885, p. 138; Sorbelli A. Storia della Universita di Bologna, vol. 1, II Me-dioevo: Secc. XI—XV. Bologna, 1944, p. 209. 4Rashdall H. Universities of Europe... p. 159—160. sIbid, pp. JO—54, 275—278; см. также, прим. 7. 70* 6Ibid, pp. 159—160. 7Парижский университет получил ряд привилегий от короля Филиппа в 1200 г., а свой первый статут от папского легата в 1215 г. Происхождение университета уходит корнями во время Абеляра, начало XII в. 8См.: S.P.Scott, ed., The Civil Law, 17 vols. Cincinnati, Ohio, 1932. Рукописи Кодекса, Новелл и Институций Юстиниана сохранялись на Западе, но Дигесты, самая важная часть из всех, исчезли. 9D. 42.16, О запрете Vi et Armata ("Силой и вооруженной силой"). Латинский текст кодификации Юстиниана можно найти в книге: Krueger P., Mommsen Т., Schoell Я, Kroll W. II Eds. by Corpus Juris Civilis. Berlin, 1954—1959. 10Dawson J.P, The Oracles of the Law (Ann Arbor, Mich., 1968), pp. 114—115. nIbid, pp. 116—117. 12Vinogradoff P. Roman Law in Medieval Europe. Oxford, 1929, p. 29. 13Одофред. Цит. по: Savigny F.G. Geschichte.., p. 553. 14B современном значении понятие диалектики как метода синтеза противоположностей исходит от Гегеля. Однако традиция этой мысли уходит к Абеляру. *-sHaskins G. The Renaissance.., p. 53. 16См.: Knowles R. The Evolution.., p. 162. 17Abailard P. Sic et Non: A Critical Edition / Ed. Blanche Boyer and Richard McKeon. Chicago, 1976. В прологе Абеляр указывает на несколько возможных путей примирения противоречий (например, одни и те же слова могли быть употреблены в различных значениях). Но если не он сам, то его последователи поняли, что механическое примирение может оказаться невозможным и что значение противоречащих друг другу мест часто можно найти только во взаимосвязях и задачах всего свода литературы Писания и патристики. Оригинал: Abelard P. Dialectica / Под ред. L.M. de Rijk. Assen, Nederlands, 1956; Grabmann M. Die Geschichte der scholastischen Methode, II. Freiburg, 1911, 168—229. 18Randall J.H. Aristotle. New York, 1960, p. 33. 19Ibid., p. 54. 20Аристотель. Топика, 1.1. 100a25— 100b23; 1.12.105al0—19, в книге: Ed. by R. McKeon. The Basic Works of Aristotle. New York, 1941, pp. 188, 198. 21Cm.: Wittgenstein L. On Certainty / Ed. by G.E.M.Anscorabe and G.H. von Wright. New York, 1969. 22См.: Kunkel W. An Introduction to Roman Legal and Constitutional Law, trans. J.M.Kelley, 2nd ed. Oxford, 1973, pp. 98—103. 2*Friedrich CJ. Transcendent Justice: The Religious Dimension of Constitutionalism, Durham, N.C., 1964, p. 5. 24Kunkel W. Introduction, pp. 84—86, 95—124. 25Schulz F. History of Roman Legal Science. Oxford, 1946, pp. 57—58. 26Schulz F. Principles of Roman Law. Oxford, 1936, p. 53; Stein P. Regulae Iuris: From Juristic Rules to Legal Maxims. Edinburgh, 1966, p. 36. 27Schulz F. History of Roman.., p. 94. 2SIbid., p. 95. 29 Stein P. Regulae.., p. 36. 30Ibid, pp. 45—46. 31Ibid, p. 37. 32Ibid, p. 41. 33Ibid, p. 48. 34Ibid.; см. также: Behrens D. Begriff und Definition in den Quellen. ZSS (rom), 74 (1957), 352. 3SD. 19.1.11.1. 36 Stein P. Regulae.., p. 118. 3 Так, согласно D. 50.17.67, "когда предложение имеет два значения, следует принять то, которое лучше приспособлено к данному делу". Согласно D. 50.17.125, "ответчики рассматриваются более благоприятно, чем истцы", а по D. 50.17.126, "когда возникает вопрос относительно притязаний двух лиц, позиция владельца предпочтительнее". 38Sten P. Regulae.., p. 70. 39Viehweg Т. Topik und Jurisprudenz. 5th ed. Munchen, 1954, p. 74. 40Цит. по: Schulz F. Principles... p. 51— 52; Weber M. Economy and Society / Ed-by G.Roth and C.Wittich, II. New York, 1968, p.787; см. также: Viehweg Т. Topik... p. 46—61. (Но см.: Stein P. Regulae... p. 74—89.) 41Schulz F. History of Roman... p. 43—48. 42Ibid, p. 65. 43См.: Цит. по: Stein P. Regulae.., p. 157. 44Abelard P. Dialectica, p. 263. 45Cm: William and Kneale M. Introduction to Logic. Oxford, 1968. Авторы этого ведущего исследования считают, что Абеляр — одно из четырех наиболее важных лиц в развитии логики; другие трое — Аристотель, Лейбниц и Фреге (с. 202—203, 245, 320 и 511). Я в долгу перед Мануэлем Лоренсу за то, что он направил меня к этой работе и руководил мною в тонкостях сущностного обобщения. 46Например, если тексты Юстиниана походя ссылались на "природу договора" в очень ограниченном смысле, то глоссаторы переводили слово "natura" (природа) как "естество" и спорили, можно ли специальным соглашением исключить "naturalia" договора. В XIV в. Бальд развил сложную теорию, проводившую разграничения между "substantialia", то есть теми условиями договора, которые дают ему "бытие" и без которых он не может существовать (например, в договоре купли-продажи — продаваемая вещь и цена), и "naturalia", то есть теми элементами, которые выводятся из договора и могут быть изменены специальными условиями, и "accidentalia", то есть теми элементами, которые происходят сугубо из специального назначения сторон (Бальд D. 2, 14, 7, 7. по 1; Gl. "Extra naturam" D. 2, 14, 7, 5; Ср.: Coing Я. Zum Einfluss der Philosophie des Aristoteles auf die Entwicklung des Romischen Rechts. ZSS (rom), 69 (1952), 24—59). Хотя он цитирует этот отрывок из Бальда, профессор Коинг не проводит различия между средневековым европейским и византийским правовым мышлением, а скорее прослеживает влияние Аристотеля так, как если бы оно двигалось по прямой. Великолепный пример того, как глоссаторы использовали максиму для выведения определенных конкретных результатов, можно найти у Герхарда Отте: Otte G. Dialektik und Jurisprudenz. Frankfurt am Main, 1971, pp. 214—215. Даже сегодня ученые спорят, был ли Аристотель реалистом, номиналистом или чем-то средним, что иногда именуют концептуалистом. Концептуалист рассматривает сущности вещей (универсалии) как существующие в этих вещах, а не отдельно от них (реализм) и не как не существующие вообще (номинализм). Эта позиция довольно близка к позиции Абеляра и заключена в воззрении, что правовые нормы являются обобщением отдельных решений 48Все, что мы знаем о биографии Грациана, изложено в статье: Kuttner S. The father of the Science of Canon Law // The Jurist, 1, 1941, 2—19. 49Decretum, в книге: Ed. by E.Friedberg Corpus Iuris Canonici. Vol.1 (1879; reprint ed. Graz, 1959). 50См. Migne. PL 140. 539—1058. Бурхард умер в 1025 г. slMigne, PL 166. 47. Ивон жил с ок. 1040 по ок. 1115 г. 52Другие канонисты и богословы, на которых он опирался в своем диалектическом методе, перечислены в книге: Chodorow S. Christian Political Theory and Church Politics in the Mid-Twelfth Century: The Ecclesiology of Gratian's Decretum Berkeley, 1972, p. 2, n. 3. 53Cm.: Kuttner 5. Harmony From Dissonance: An Interpretation of Medieval Canon Law. Latrobe, Pa., 1960. S4Decretum, Dist.9, CI. 55Ibid. Dist.9, dictpost. СП. 56Ibid. Dist.l, C.2. S7Ibid. Dist. 9, C.2. 58Возможно, Фриц Шульц прав, утверждая, что такие классические римские тексты, как "Угодное князю имеет силу закона" и "Князь освобождается от законов", следует понимать узко и что только в послеклассическую эпоху император встал выше закона вообще {Schulz F. Bracton on Kingship // English Historical Review, 60 (1945), 136). Однако с той эпохи до нас не дожило ни одного утверждения римского юриста, где говорилось бы, что император связан законами (а вполне возможно, что, как сказал Питер Банос, не выжил ни один юрист, делавший подобные утверждения). Выраженная в этих текстах мысль скорее подкрепляется, а не отрицается условием Кодекса Юстиниана 1.14.4: "Достойно величия царствующего князя, если он объявляет, что подчиняется законам; ибо Наш авторитет зависит от авторитета закона". 59Decretutn, Dist. 10, с.1 и Pars II. 60Ibid. Dist. 11, Pars I. Анализ оригинальности изложения Грацианом источников права можно найти в статье: Gaudemet J. La doctrine des sources du droit dans le Decret de Gratien // Revue de droit canonique, 1 (1951), 6. Стэнли Чодороу безусловно прав, подчеркивая, что ключ к применяемому Грацианом подходу к иерархии законов в том, что Грациан рассматривал церковь как юридическое сообщество, аналогичное прочим юридическим сообществам (Chodorow S. Christian Political Theory, p. 97). По этой причине он для определения места закона или правового принципа в иерархии обращался прежде всего к политическому авторитету автора этого закона или принципа. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|