ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Первая западная система права 1 страницанового времени Ч;м. Мф. 18:15—17, 1 Кор. 5:1—5, 7:12—8:13, 11:5—16; Деян. 1:23—26, 2:44—45, 4:32, 15:5—29, 16:4. 2Англ. переводы см. в книгах: The Didache / Ed. and trans. J.A. Kleist. Westminster, Md., 1948; Connolly R.H. Didascalia Apostolorum / Ed. and trans. R.H.Connolly. Oxford, 1929; The Statutes of the Apostles or Canones Ecclesiastic! / Ed. and trans. G.W.Horner. London, 1904. Комментарий и библиографию можно найти в книгах: Quasten J. Patrology, I. Westminster, Md., 1950, 29—39, and II (1953), 119—120, 147—152; Tidner E. Spra-chliches Kommentar zur laleinischen Didascalia Apostolorum. Stockholm, 1938. эСевероафриканские церковные соборы в III в. решали, среди прочих вещей, что именно следует делать с "оступившимися" христианами, которые дрогнули под преследованиями, но впоследствии раскаялись. Арльский собор (314 г.) постановил, что никто не может быть крещен заново. В Никее епископы осуществили гораздо более широкие полномочия, включая власть подтверждать старые обычаи (например, канон 4 об избрании епископов и канон 6 о прерогативах патриарших престолов Александрии и Антиохии), упразднять старые обычаи (например, канон 15 об отмене обычая странствующих епископов, священников и диаконов) и издавать новые нормы в соответствии с новыми ситуациями (например, канон 18 о литургической роли диаконов и канон 17 о перекрещении паулинистов, желающих вернуться в лоно церкви) (см.: The Disciplinary Decrees of the General Councils / Ed. and trans. HJ.Schroeder. St.Louis, 1937, pp. 8—58). 4Первое собрание канонов, составленное епископом Антиохийским Мелетием (ум. 381), содержало каноны пяти поместных соборов V в. На Халкидонском соборе 451 г., который был четвертым по счету вселенским собором (второй состоялся в 381 г. в Константинополе, а третий в 431 г. в Эфесе), был одобрен сборник из 104 канонов, который включал каноны, изданные в Никее и Константинополе, а также каноны из компиляции епископа Мелетия. В начале VI в. император Юстиниан постановил: "Мы принимаем религиозные учения этих четырех синодов [I Никейского, Константинопольского, Эфесского и Халкидонского] как священное писание и соблюдаем каноны [принятые ими] как законы". (Just., Nov. 131). Впоследствии на Востоке состоялись еще четыре вселенских собора: в 553 г. (И Константинопольский), в 680 г. (III Константинопольский), в 787 г. (II Никейский) и в 869 г. (IV Константинопольский). Вселенский характер последнего, однако, спорный. В 692 г. Пято-шестой собор, иначе называемый Трулльским, издал сборник канонов, которые дополняли решения пятого и шестого вселенских соборов, т.е. II и III Константинопольских (отсюда название "Пято-шестой"). Трулльский сборник оспаривался на Западе, но на Востоке стал основой для последующих собраний канонов, включая каноны V Константинопольского собора, созванного для отмены решений IV Константинопольского собора против патриарха Фотия. Собрание Фотия считается конечной точкой классического восточного канонического права (см. Р.А. de Lagarde, Reliquae Iurts Ecclesiasticac Antiquissimae Graecc. Leipzig, 1856; Zallinger J.A. Des canons et des collections canoniques de PEglise grecque. Paris, 1858; Pitra J.B. Iurts Ecclesiastici Graecorum Historia et Monumenta, I. Rome, 1864. См. также прим. 5). Восточнохристианские сборники стали фундаментом ранних западных собраний канонов, первым по значению из которых было "Collectio Dionysiana", составленное в Риме около 500 г. Потом это собрание воспроизводилось и распространялось в разных версиях, одна из которых, известная как "Hadriana", была послана папой Адрианом в 774 г. Карлу Великому. Другое важное собрание, известное как "Hispana", было составлено в Испании в VII в. Позднее его приписывали Св. Исидору Севильскому. Это собрание содержало галльское и испанское синодальное законодательство. Его не следует путать с Лжеисидоровыми, или Фальшивыми, декреталиями, франкской подделкой IX в., которая также была приписана Св. Исидору Севильскому (см. гл. 2). Лжеисидоровы декреталии были также частично основаны на "Hispana". Одной из главных целей автора была борьба с подчинением епископов светским властям и архиепископам, которые в свою очередь были привязаны к светским властям. В связи с этим и были подделаны древние каноны: Фальшивые декреталии должны были укрепить авторитет епископа Рима и как таковые были подняты на щит партией папы в XI—XII вв. как манифест папского верховенства. Хотя подлинность Лжеисидоровых декреталий и ставилась время от времени под сомнение, они оставались авторитетным собранием вплоть до XVI в., когда Эразм и другие ученые наконец доказали его поддельность. И "Hispana", и Лжеисидоровы декреталии являются шагом вперед по сравнению с предшествующими канонами, так как в них все тексты, хотя и организованы хронологически, помещены также под некоторыми предметными рубриками. Однако первым сборником канонов, построенным по предметному принципу (таинства, литургия, нравственные проступки и пр.), стал "Deereturn" Бурхарда, Князя-Епископа франкско-германского города Вормса, относящийся к 1010 г. (см.: Fournier P. and Le Bras G. Histoire des collections canoniques en Occident, I. Paris, 1931; Hove van A. Prolegomena ad Codicem Iuris Canonici. Rome, 1945). 5Часто забывают, что значительная часть римского права, и не только в древний, но и в классический и послеклассический периоды, носила религиозный характер. Постепенно греческое слово "nomos", обозначающее закон и соответствующее латинскому слову "lex", слилось с "canon" в слове "nomocanones" (так назывались сборники, которые периодически издавались византийскими императорами в VI—X вв. и включали и светские, и церковные нормы). Исследователи древнего канонического права часто отвергают их, как и каноны, изданные императором Западной империи в VIII—X вв. В книге: Mortreuil J.A.B. Histoire du droit Byzantin, I. Paris, 1843, обсуждаются "Номоканон в пятидесяти титулах" и "Номоканон в четырнадцати титулах" (217, 481); см. также: Lingenthal von Z. Die griechische Nomokanon // Memoires de i'academie imperiaie de sciences de S. Petersburg, VII, St.Petersburg, 1977, 2. Эклога, опубликованная императором Львом III около 726 г., воспроизведена по-гречески и в английском переводе в книге: Freshfield Е.Н Roman Law in the Later Roman Empire; The Isaurian Period: The Ecloga. Cambridge, 1932; см. также: Mortreuil J.A.B. Histoire... I, 357—372. 6Sohtn R. Das altkatotische Kirchenrecht und das Dekret Gratians, Leipzig, 1914. 7Kuttner S. Some Considerations on the Role of Secular Law and Institutions in the History of Canon Law // Доклад на конференции по праву и гуманитарным наукам, проведенной Американским Советом ученых обществ, Думбартон-Оукс, 12—13 апреля 1950 г., р. 356. Профессор Куттнер добавляет: "Противоположность, на которую Зом должен был указать, — это противоположность между двумя различными способами правового мышления, т.е. между диалектическим рационализмом XII в. и линейным традиционализмом предшествующих веков". 8Dictatus papae, гл. 7. См. гл. 2 у прим. 12. 9См.: Le Bras G., Lefebre С, Rambaud У. Histoire du droit et des institutions de 1'Eglise en Occident, vol. 7 // L'Age classique: Source et theorie du droit, 1140—1378. Paris, 1965, p. 133. Мы здесь вовсе не предпринимаем попытку спасти другую важную часть тезиса Зома, а именно, что трактат Грациана принадлежит к более ранней эпохе "старокато-лического права", что он в сущности является изложением права таинств и что только 72* после Грациана было проведено четкое различие между властью таинств (то есть властью священнического сана) и юрисдикционной властью. Напротив, Грациан подчеркивает законодательную и судебную юрисдикции папы и епископов как нечто, происходящее не столько из их полномочий совершать таинства, сколько из их должности. Стэнли Чодороу пишет, что согласен на этот счет с Зомом (Chodorow S. Christian Political Theory and Church Politics in the Mid-Twelfth Century. Berkeley, 1972, pp. 8—16). Ho и он подчеркивает тот факт, что Грациан рассматривает церковь как "юридическое сообщество" и приписывает папе всю законодательную и высшую судебную власть (с. 65, 137). 10См.: Stein P. Legal Evolution. New York, 1980. Стайн утверждает, что "эволюция права имеет свою собственную историю, которая начинается в XVIII в", (р. IX). В своем исследовании, во всех прочих отношениях великолепном, он игнорирует тот факт, что "историческая школа" философии права (Берк, Савиньи и др.), проповедовавшая эволюцию права, опиралась на осознанную традицию, берущую начало в XII—XIII вв. 11 "Corpus Juris Canonici", как его называли начиная с XIII в., окончательно был официально оформлен в 1580 г. Тогда было установлено, что он состоит из следующих частей: 1) "Decretum" Грациана (ок. 1140 г.); 2) "Liber Extravagantium" (обычно называемый "Liber Extra"), собрание декреталий, изданных папой Григорием IX (1234); 3) "Liber Sextus Deere talium" ("Liber Sextus"), собрание декреталий, изданных папой Бонифацием VIII (1298); 4) "Clementinae", собрание декреталий папы Климента V (1305—1314) и Венского собора (1311 —1312), изданное в 1314 и переданное в университеты папой Иоанном XXII в 1317 г. В дополнение к этому частью "Corpus Juris Canonici" считаются (хотя они не включены в него официально) еще два текста, неофициально составленные вскоре после правления папы Иоанна XXII; 5) "Collectio Viginti Extravagantium" Иоанна XXII (1316—1334); и 6) "Extravagantes Communes" (термин "extravagantes" относится к декреталиям, "бродящим за пределами" основных текстов — "decretales extra decreta vagantes"). Кроме этих основных текстов классического канонического права, имелись авторитетные стандартные глоссы, комментарии и суммы, из которых наиболее важными были "Summa" Гугуччио (ок. 1190 г.) и "Glossa Ordinaria" Иоанна Германца (Ioannes Teutonicus) (ок. 1215—1217 гг.). "Clementinae" 1317 г. были последним официальным сборником канонического права до Трентского собора (1545—1563), который (вопреки общему ожиданию) не привел к изданию общей кодификации канонического права, но принял несколько важных совокупностей правил, например, об обязанностях клириков, о бенефициях, о религиозных орденах, о браке, о дисциплине покаяния и уголовном процессе. Общим следствием Трентского собора был резкий рост централизации папской власти и расширение правовой юрисдикции римской курии. Формальные структуры и нормы канонического права не претерпели существенных изменений за века, прошедшие с Трентского собора. В 1904 г. папа Пий X создал комиссию для разработки нового Кодекса канонического права. К 1914 г. работа была завершена и в том же году папа Бенедикт XV издал новый "Codex Juris Canonici", который должен был вступить в силу 19 мая 1918 г. Новый кодекс был по сути дальнейшей систематизацией канонического права XII—XIV вв. в редакции Трентского собора. 25 января 1959 г., вскоре после вступления на престол, папа Иоанн XXIII (1958—1963) объявил, что он созовет новый вселенский собор с целью реформирования римско-католической церкви и достижения более глубокого единства среди разделенных христианских церквей мира (которые все были приглашены прислать представителей на предстоящий собор. Более того, папа объявил, что собирается учредить комиссию для "ожидаемой и желаемой [всеми] модернизации Кодекса канонического права" (Иоанн XXIII, Обращение от 25 января 1959 г., "Acta Apostolicae Sedis". Рим, 1959. С. 51—68). Комиссия была учреждена 28 марта 1963 г. и получила задачу создать новую редакцию кодекса в духе реформаторского пафоса постановлений Второго Ватиканского собора 1962—1965 гг. 12Sherman G.P. A Brief History of Medieval Roman Canon Law // Canadian Law Times, 39 (1919), p. 638. Следующее утверждение Шермана отражает распространенную в XIX в. западную концепцию (к сожалению, у нее еще много сторонников, хотя она убедительно опровергнута буквально всеми современными специалистами): "Corpus Juris Canonici" — старшая дочь "Corpus Juris Civilis" римского императора Юстиниана... Великие проблемы права и юриспруденции были раз навсегда продуманы римскими юристами, и их труды были записаны в "Corpus Juris Civilis"; канонисты воплотили многие из их решений, прямо или косвенно, в "Corpus Juris Canonici", и тем самым спасали цивилизацию в Европе, пока Европа не стала готова [начиная с XVI века] приложиться к чистому источнику римского права" (с. 649). 13См.: Rodes, Robert E.t Jr., Ecclesiastical Administration in Medieval England: The Anglo-Saxons to the Reformation. Notre Dame, Ind., 1977, p. 66. В книге, содержащей ценные наблюдения, но совершенно ошибочной по данному вопросу, профессор Роудс утверждает: "Описание [канонистами] того, как действует закон, их теоретические рассуждения о природе права, их способ классификации правоустановлений по предметным рубрикам или источникам — все это было прямо или косвенно заимствовано у римских юристов". Роудс приводит как самый важный принцип главенства папы, который, как он утверждает, "приобрел юридическую форму в "plenitudo potestatis" по аналогии с местом императора в римском праве". Конечно, верно, что канонисты отчасти опирались на римские тексты о верховенстве "princeps" для того, чтобы обосновать верховенство папы как "князя" церкви. Однако как раз "теоретические рассуждения о природе права" и "полноте власти" и отсутствовали в "Corpus Juris Civilis". Они были добавлены канонистами. 14См.: Wolter U. Ius Canonicum in lure Civili. Koln, 1975. Первый император франков, Карл Великий, был коронован в 800 г. с титулом "Карл, светлейший Август, коронованный Господом, великий и миротворящий император, правящий Римской империей". На Западе в то время выражение "Римская империя" было лишено яркого территориального оттенка и относилось прежде всего к народам западного христианского мира. Выражение "Христианская империя" употреблялось чаще, чем "Римская империя". Правитель восточных франков Оттон II {ум. 983) был первым, кто назвал себя "римским императором", а после основания Франконской династии саксонцем Конрадом II в 1024 г. выражение "Римская империя" впервые было использовано в 1034 г. для обозначения подвластных ему земель. При императоре Фридрихе I (Барбароссе) (1152—1190) впервые была упомянута "Священная империя", но само выражение "Священная Римская империя" появилось только в 1254 г. Только через двести лет при Фридрихе III (император с 1452 по 1493 г.) сложилось название "Священная Римская империя германской нации". Можно с уверенностью сказать, что "Римская империя" Франконской и Штауфенской династий была по сути германской, а не римской. См. прим. 16 и 17. Некоторые все еще придерживаются того взгляда, что рецепция германскими народами Запада римского права в XI—XII вв. произошла в результате убеждения, что мантия римской императорской власти легла на плечи императора франков Карла Великого и его преемников. Даже Пауль Кошакер утверждает, что для глоссаторов авторитет текстов Юстиниана основывался на том факте, что "imperium Romanum" продолжает жизнь в империи саксонского государя Генриха IV и его преемников (см.: Koschaker P. Europa und das romische Recht. 3rd ed. Munchen und Berlin, 1958, pp. 70—71). Однако на деле даже внутри Римской империи германских королей римское право прямо господствовало только постольку, поскольку его истолковывали как латентное, вспомогательное право, которое "вступало в действие там, где ему оставляли место территориальные статуты и обычаи". В остальном влияние его на светское право было косвенным, через использование его терминологии и понятий для толкования статутов и обычая (см.: Kuttner S. Some Considerations on the Role of Secular Law... p. 353). Как указывает Куттнер, инструментом рецепции римского права служило прежде всего каноническое право. Это не означает, что римское право не считалось живым правом или что импе- раторы не любили время от времени делать вид, что Древняя Римская империя все еще жива в их лице. См. прим. 17. 17Император Фридрих Барбаросса в 1152 г. в Ронкальских постановлениях провозгласил новый закон о правах университетов и приказал, чтобы его внесли в соответствующий раздел Юстинианова "Corpus Juris Civilis". Действительно, все Ронкальские постановления составлены в форме, напоминающей римское императорское законодательство. Однако это пример редкий, если вообще не единственный, и Фридриху Барбароссе в конце концов пришлось отказаться от своей мечты восстановить византийский образ правления. См. гл. 14. В одном поразительном замечании "про себя" Мейтленд говорит: "Decretum" наводит грусть рядом с Дигестами". Он имел в виду, что интеллектуальные качества труда Грациана едва ли могут сравниться с юриспруденцией классических римских юристов (Pollock F. and Maitland F.W. History of English Law. 2nd ed. 1898; reprint ed., Cambridge, 1968, 24). Несомненно, что Мейтленд имел в виду не Дигесты как таковые, а Дигесты в том виде, как их реконструировали средневековые романисты, создав из них набор тесно переплетенных, интегрированных понятий и определений, установленных раз и навсегда, содержащих сложные решения интригующих проблем юридической логики. При таком стандарте любая система права будет "наводить грусть", если цель ее заключается в том, чтобы отразить реальные условия общества и так измениться, чтобы соответствовать новым ситуациям. Замечание Мейтленда столь необычайно потому, что он был не из тех, кто высоко ценит юридическую логику ради нее самой. Он никогда не принял бы подобное суждение на счет своего любимого английского общего права. "Трудно точно установить тот момент, когда произошло [^юрмальное] признание [plenitudo poles tat is папы], но несомненно, что оно уже началось, когда Симон Бизиньянский писал свою "Sumraa" (1177—79)... и завершилось в понтификат Иннокентия III. Эволюция самого термина в тот период раскрывает в микрокосме весь процесс чЬормирования канонистских доктрин" (Watt J.A. The Theory of Papal Monarchy in the Thirteenth Century: The Contribution of the Canonists. New York, 1965, p. 78). Decretum, Dist. 19. С 9, включает древний текст, где говорится, что папа Анастасий был повержен волей Бога за ересь. См. прим. 21. 2 Ibid. Dist. 29, ante с. 1. Грациан поднял вопрос, следует ли предпочесть слова таких великих "толкователей священного писания", как Св.Иероним и Св.Августин, декреталиям папы. Он заключил, что отцам церкви следует отдать предпочтение в толковании священного писания, но не в решении юридических вопросов, где требуется "не только знание, но и власть". Грациан не употреблял слово "jurisdictio" для обозначения юридической власти папы, а пользовался вместо этого выражением "executio potestatis" ("исполнение власти"), которому он придавал в сущности то же значение, что его преемники — слову "jurisdictio" в анализе власти папы решать споры, включая доктринальные. Как говорит Брайан Тирни, "та власть, которой канонисты наделяли папу в вопросах веры, была властью верховного судьи, а не непогрешимого учителя. [Преемник Грациана] Гугуччио рассмотрел случай папы, который является ученым богословом. Если он возражает другому богослову, его папская должность не придает никакого дополнительного веса взглядам, которые он выражает в качестве учителя; однако все обязаны соблюдать то, что он постановляет как папа в решении дел. Если папа заблуждался по поводу дела, касавшегося веры, то канонисты были уверены, что ошибка будет исправлена самим папой или одним из его преемников (как в случае с Анастасием [см. прим. 20]) прежде, чем вся церковь будет введена в заблуждение" (Tierney В. Origins of Papal Infallibility, 1150—1350. Leiden, 1972, p. 42). Тирни показал, что до конца XIII в. не существовало теории папской непогрешимости, и что когда она возникла, то была выдвинута как ограничение папской власти. Она означала, что непогрешимые высказывания предыдущих пап не могут быть по желанию изменены папой, находившимся у власти (см. также: Tierney В. The Foundations of the Conciliar Theory. Cambridge, 1955). ^итул "кардинал" имел различные значения вплоть до середины XI в. Затем папы-реформаторы поручили "кардинальным" (т.е. главным) епископам и священникам 28 соседних церквей, которые обслуживали четыре великие базилики Рима, административные (а не только литургические, как раньше) функции в римской церкви. Неримляне также были возведены в сан кардинала, среди них, например, один из ведущих реформаторов Гумберт из Сильвы Кандиды. Таким образом, кардинальные епископы впервые составили административный корпус папства. Постановлением папы Николая II от 1059 г. им также было поручено выбирать папу (см.: Kuttner S. Cardinalis: The History of a Canonical Concept //Traditio, 3, 1945, 129—214; New Catholic Encyclopedia, 1967 ed., s.v. "cardinal"). 23Renouard Y. La Papaute a Avignon. Paris, 1954, p. 29 (англ. перевод: The Avignon Papacy, 1305—1403. Haraden, Conn., 1970). 1378 — год начала Великого раскола (1378—1417), когда правили два (а одно время даже три) соперничающих папских двора. С 1309 по 1377 г. папский престол располагался в Авиньоне, городе на юге Франции. Этот период известен как авиньонское пленение пап, или вавилонское пленение Божьей церкви. 24См.: Le Bras G. Institutions ecclesiastiques de la Chretiente medievale. Paris, 1964, pp. 346—348. Власть папского легата впервые была провозглашена как общий принцип в "Dictatus рарае", где Григорий VII постановил (Dictatus IV): "Его [то есть римского понтифика] легат, даже если он низшего ранга, на соборе имеет превосходство над всеми епископами и может вынести приговор о низложении против них". Впоследствии полномочия папских легатов стали определяться их конкретными поручениями. 26 Le Bras G. Institutions... p. 414. 27Ibid, p. 419. Ле Бра утверждает: "Духовенство с недоверием взирало на включение в свою сферу светского управления этого органа, обычно состоявшего из мирян. Как будто бы нарушался фундаментальный принцип канонического права [а именно, канон, что "миряне, как бы они ни были набожны, не имеют права распоряжаться церковной собственностью"]. Некоторые {поместные] соборы запротестовали. Тем не менее, древний обычай участия прихожан в светской жизни приходской общины в конце концов обеспечил признание коллегии "fabriciens", которая к XIV в. стала одним из обычных учреждений христианского мира. 28Мейтленд утверждает, что церковь была федеральной структурой, в которой имело место двойное подчинение епископии: она подчинялась архиепископии, с одной стороны, и папскому престолу — с другой. Аналогично каждый приход тоже имел двойное подчинение: епископии и папскому престолу. Таким образом, каждая архиепископия была, по сути, государством внутри федерального союза государств (Maitland F.W. Roman Canon Law in the Church of England. Cambridge, 1898, pp. 101—105). Такой анализ трудно принять из-за того обстоятельства, что центральная власть, то есть папский престол, была всеполномочна. Не было никаких вопросов, оставленных в исключительной компетенции "государств". Однако, если рассматривать церковь XII—XIII вв. как унитарное государство, в противоположность федерации, то оно было составлено из очень уж большого количества разнородных подразделений, причем каждое обладало значительной автономией. 29Size G. Thoughts on the Government of the Church in the Classical Period, (рукопись во владении автора), 1978, p. 4. 30Glossa Platina ad Dist. 19. C. 19. Цит. по: Tierney B. Origins of Papal Infallibility... p. 32. Латинское слово "arbitrium", здесь переведенное как "воля", Тирни переводит как "приговор". 3^Hinschius P. Das Kirchen recht der Katholiken u. Protestanten in Deutschland, III. Berlin, 1883, p.769. 32Decretum... Dist. 40. С 6. 33Tierney B. The Foundation of... p. 57. В начале XIII в. канонист Алан, предвосхищая более крайние теории соборности XIV—XV вв., писал: "Верно, что только за ересь папа может быть судим против его воли... но это потому так в этом преступлении, что в вопросах, относящихся к вере, он меньше коллегии кардиналов или общего собора епископов" (Glossa ad. Dist. 40. С. 6. Цит. по: Tierney В. Origins of Papal Infallibility... p. 52). 34Ha теорию Гугуччио ссылается Тирни в "Papal Infallibility". Она не была признана в "Glossa Ordinaria". Гугуччио утверждал, что Грациан упоминал ересь только в качестве примера, или иначе потому, что папа мог быть обвинен в ереси даже в том случае, если она не была общеизвестна. 35Tierney В. Origins of Papal Infallibility, p. 48. 36Ibid, pp. 51, 53, 89. 37Tierney B. The Foundation of... p. 97. 38Сжатый обзор римского права можно найти в книге: Buckland W. W. A Text-Book of Roman Law from Augustus to Justinian. 2nd ed. Cambridge, 1932, p. 175. Великолепный анализ отношения римских правовых понятий о корпорации к современным западным понятиям содержится в книге: Duff P.W. Personality 1n Roman Private Law. Cambridge, 1938. 39Gierke von O. Das deutsche Genossenschaftsrecht, 4 vols. Berlin, 1868—1913. 40Cm.: Gillet P. La personnalite juridique en droit ecclesiastique specialement chez les Decretistes et les Decretalistes et dans le Code du droit canonique. Malines, 1927, p. 61. Жилле анализирует теории глоссаторов, то есть романистов, но теории эти были в основе своей такие же, как у канонистов, а многие из них были извлечены из трудов канонистов. Жилле утверждает, что термин "корпорация" применялся ко всем видам ассоциаций, церковным и светским, которые были "созданы, чтобы дать каждому причитающееся". Разные латинские слова "universitas", "collegium", "corpus" и "societas" употреблялись как синонимы. Религиозные и гражданские "фонды" тоже считались корпорациями. Чтобы претендовать на звание корпорации, ассоциация должна была иметь как минимум трех членов. Не требовалось ни устава, ни какой-либо особой формы организации. По мнению Плехля, в этот период не было дано однозначного ответа на вопрос, в какой степени необходимо согласие вышестоящих церковных властей для наделения отдельных церковных единиц юридической личностью. Plochl W.M. Geschichte des Kirchenrechts. I. Wien, 1953. S.175. A1Plochl W.M. Geschichte... S. 73. 42Cm.: Von. Gierke P. Genossenschaftsrecht... vol. III. Гирке, несомненно, преувеличивает данную противоположность. Про него говорили, что он "художник, который обожает подчеркивать зависимость римских корпораций от Государства, чтобы резче обозначить контраст со свободным немецким Genossenschaft (товариществом), историком и пророком которого он является" (Duff P.W. Personality... p. 118). 43Gillet P. La personnalite juridique... p. 76. 44Ibid, pp. 77—78; см.: Ullmann W. The Delictal Responsibility of Medieval Corporations // Law Quarterly Review, 64, 1948, 77. 45Тезис Гирке, что "фиктивная" теория корпорации (а именно, что корпорация — искусственная личность, берущая свое существование и полномочия от политической власти), появившаяся в XIII в., в декреталии папы Иннокентия IV, ныне полностью опровергнута (см. Gillet P. La personnalite juridique... p. 163; Duff P.W. Personality... p. 221—224; Tierney B. The Foundations of... p. 98). Жилле показывает, что канонист -ская теория фикции — не то, что думал Гирке. Канонисты говорили, что члены корпорации (universitas) рассматриваются законом (finguntur) как одно лицо. Знаменитый текст папы Иннокентия IV, который Гирке считает формулировкой теории фикции, гласит: "Collegium in causa universitatis fingatur una persona", то есть "коллектив" в вопросах, касающихся корпорации, участвует так, "как если бы это было" одно лицо. Однако из этого не следует, что корпорация ведет отвлеченное существование независимо от своих членов или что "сущность" корпорации в коллективе, а "побочные свойства" — в отдельных членах. Ни Иннокентий IV, ни другие канонисты таких теорий не развивали, и они вовсе не подразумеваются представлением о том, что можно наделить "юридической Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|