Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 1.3 .1 Психологические качества водителя и роль навыков в оценке и прогнозировании ДТС




Психофизиология и этика труда водителя

В современных условиях комфортабельности легковых автомобилей работа водителей попадает в разряд легких. Однако длительная и интенсивная работа за рулем легкового автомобиля приводит к перенапряжению нервной системы водителя, требует постоянной собранности и внимательности.

К управлению легковыми автомобилями допускаются лица, ко­торые прошли соответствующую подготовку в автошколах и на кур­сах по единым программам, согласованным с Главным управлением Госавтоинспекции, медицинское освидетельствование, успешно сда­ли теоретический и практический экзамены в регистрационно-экзаменационном отделении ГАИ по месту жительства и достигли 18 лет.

Основными психофизиологическими качествами, по которым оп­ределяют пригодность к вождению автомобилями, являются ощу­щение, восприятие, психомоторная реакция, внимание, эмоциональ­но-волевая реакция, оперативное мышление и специальные личност­ные факторы:

ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений материального мира, непосредственно воздей­ствующих на органы чувств (различают ощущения зрительные, слу­ховые, обонятельные, кожные, двигательные, вибрационные и др.);

восприятие — уровень развития органов чувств, точность опре­деления пространственных отношений и временных интервалов, ско­рость переработки информации;

психомоторная реакция — скорость и точность реакции водителя в критических ситуациях, четкая психомоторная координация;

внимание — широкий объем и распределение внимания, его быстрая переключаемость и устойчивость, правильная организация внимания при выполнении маневра;

эмоционально-волевая реакция — эмоциональная устойчивость, помехоустойчивость, высокий уровень развития волевых качеств (самообладание, решительность, настойчивость);

оперативное мышление — быстрота оценки дорожной обстанов­ки и принятия решений, способность к быстрому профессионально­му прогнозированию, хорошая оперативная память и ее готовность;

личностные факторы - активность и направленность личности, склонность к технике, инициативность, сообразительность, дисцип­линированность, интерес к профессиональной работе водителя. Не­достаточное развитие одних психофизиологических особенностей водителя может компенсироваться развитием других и проявляться лишь в сложных дорожных условиях, когда предотвращение аварии и разрядка острой дорожной ситуации зависят от быстроты оценки ситуации, умения применить навыки управления автомобилем, от скорости и от точности реакции, самообладания, решительности и настойчивости. Мастером своего дела можно считать только того водителя, который умеет правильно и быстро оценивать дорожную обстановку, предвидеть ее возможные изменения и никогда не по­падать в сложные ситуации, а при невозможности избежать их — максимально разрядить опасную обстановку.

Опыт и мастерство водитель приобретает постепенно, другие же качества характера — чувство ответственности за безопасность других людей, способность сосредоточиться только на управлении автомобилем, выдержка и восприимчивость к информации — он должен воспитывать в себе с самого начала вождения.

Из основных психофизиологических качеств водителя особо следует выделить внимательность и быстроту реакции к ответным дей­ствиям на воспринятую информацию.

Внимательность — способность сосредоточить внимание на обна­руженном объекте опасности, сделать его полный обзор и оценить ситуацию. При средних высоких скоростях движения водитель мо­жет обозревать десятки объектов, но детально рассмотреть он может только один объект. Водителю важно уметь вовремя сосредо­точить свое внимание на основном объекте опасности, который мо­жет потребовать принятия срочных мер для предотвращения ава­рии. При управлении автомобилем необходимо постоянно оценивать изменяющиеся дорожные условия и обстановку движения, чтобы своевременно определить новый режим движения.

Внимание водителя может быть различным по напряженности: распределенным или сосредоточенным.

В обычных условиях движения внимание водителя бывает рас­пределенным. Он просматривает всю обстановку на пути следова­ния. Но, обнаружив опасность, водитель концентрирует на ней все свое внимание, которое становится сосредоточенным. Вниматель­ность тесно связана с осмотрительностью.

Тема 1.3.2 Реакция водителя и её влияние на БДД. Способы предупреждения и преодоления стрессового состояния

 

Одним из важнейших навыков водителя, обеспечивающих безопасность движения, является быстрота реакции — закономер­ный ответ организма на внешнее воздействие.

Процесс реакции можно подразделить на три фазы: оценка обстановки, принятие решения и выполнение ответных действий. Время

реакции водителя при управлении автомобилем измеряется коротким промежутком от момента восприятия опасности до начала действий, направленных на ее устранение. Время реакции зависит от вида реакций — сложной, простой и в опасной зоне.

При движении автомобиля перед водителем могут возникать самые различные препятствия и опасности. Чтобы предотвратить возникшую опасность, водитель должен правильно оценить её и выбрать наиболее эффективное действие: остановить автомобиль; объехать объект опасности, проехать мимо него с увеличенной скоростью. Такая оценка в совокупности и выбор способа действия представляют собой сложную реакцию.

Время сложной реакции водителя — с момента появления перед водителем опасности (или препятствий) до ответа на него дейст­вием, которое он заранее не определил и к выполнению которого не был подготовлен, — составляет 0,8 с, а при испуге, нездоровье, усталости после многочасовой работы — 1 с и более.

Простые, заранее определенные действия водителя в ответ на какую-либо опасность или препятствие называются простой реак­цией.

Водитель может и должен всегда стремиться перевести сложную реакцию в простую. Однако, несмотря на то что простая реак­ция быстрее, чем сложная, ее время (0,4...0,6 с) все-таки значительно, так как включает в себя и время на мышечное движением водителя — перенос правой ноги с педали дроссельной заслонки на педаль тормоза.

Реакция в опасной зоне занимает особое место. Она протекает с момента появления перед водителем какой-либо опасности (или) препятствия), к восприятию которой водитель заблаговременно, подготовился, до ответа на них простым, заранее определенным действием, к совершению которого водитель уже подготовлен. В чем заключается подготовка? В том, что водитель, определив место возможного появления опасности (или препятствия), заранее гото­вится к ее предотвращению. Поскольку такие действия водитель выполняет на подъезде к возможному месту опасности, то это время (0,2 с) называется временем реакции в опасной зоне.

Сложная реакция 0,4...0,6с в опасной зоне предусматрива­ет заблаговременную подготов­ку к восприятию и действию.

Для многолетней успешной работы во­дителя является его физическая подготовка. Занятие любым видом спорта положительно влияет на организм человека. Для водителей наиболее; благоприятны гимнастика, спортивные игры, лыжи, плавание, гребля, легкая атлетика. Занятия спортом способствуют развитию основных качеств, полезных в профессиональной

деятельности водителя. Занятия такими видами спорта, как настольный теннис, большой теннис, стрельба, помогут водителю улучшить периферическое и центральное зрение, повысить его остроту.

Специфические условия работы водителя требуют от него одина­ковой работоспособности и хорошего самочувствия на протяжении смены. Поэтому перед работой он должен хорошо выспаться. Ему необходим непрерывный сон продолжительностью не менее 7 часов, чтобы чувствовать себя бодрым, отдохнувшим, физически полноцен­ным работником.

Приступая к работе, полезно выполнить сложные упражнения на координацию, возбуждающие нервные центры, непосредственно управляющие важными функциями. Систематическое занятие вод­ной гимнастикой способствуют укреплению здоровья и улучшению координации движений.

Необходима физкультурная пауза, выполняемая через 3, 5, 7 ч Ьады. Задача паузы — предупредить развитие утомления, ускорить ПЧение окислительно-восстановительных процессов, способность Поддерживать рабочий ритм, темп, концентрацию внимания. Физ­культурную паузу можно проводить при появлении первых призна­ков снижения работоспособности.

При долгой езде по автомагистрали, где отсутствуют пересече­ния в одном уровне с другими дорогами, где нет сигнализации светофоров) и можно двигаться на высоких скоростях, возникает специфический вид утомления — дорожный гипноз. Он характери­зуется сонливостью, рассеянностью, недомоганием, отрешенностью, (Наступлением более или менее резко выраженным ослаблением реф­лексов, замедлением времени реакции. В таком случае необходимо остановить машину, выйти на свежий воздух, пройтись и выполнить несколько физических упражнений: повороты, наклоны, вращение 1уловища и головы, прогибание в пояснице, сгибание и разгибание рук и ног.

При выполнении физических упражнений нужно помнить, что Малая нагрузка не оказывает никакого влияния на организм, боль­шая оказывает чрезмерное воздействие и приносит вред. Благо­приятный эффект достигается только при нагрузке средней вели­ чины. Достаточно объективным показателем для определения сте­ пени нагрузки является пульс. При средней нагрузке частота пульса возрастает на 30%, (Так, при частоте пульса в состоянии покоя 70 ударов в 1 мин число ударов после упражнений средней нагрузки составит 70 + 21 = 91 уд.)

Для того чтобы водитель в любых условиях мог обеспечить безопасность движения, он должен неукоснительно соблюдать ре­ жим труда, отдыха и питания.

Правилами дорожного движения запрещается управлять транс­портным средством в состоянии утомления, такое состояние может повлиять на безопасность движения. Поэтому управлять автомобилем можно до тех пор, пока не наступит усталость.

Удлинение времени поездки более 8 ч вызывает изменения в ор­ганизме даже у опытных водителей. Об этом свидетельствует и статистика несчастных случаев, количество которых особенно резко возрастает после 10 часов беспрерывной работы за рулем.

Между двумя продолжительными поездками (до 8 ч) должен быть как минимум 10-часовый отдых, включающий 7...8 ч нормаль­ного сна. Если поездка была длительной (более 8 ч), то после нее отдых должен быть не менее 12 ч. Утомление резко возрастает в условиях недосыпания: водители начинают засыпать уже через! 3...5 ч езды,

Важный фактор снижения утомления — использование в поездке кратковременных перерывов. Более целесообразны кратковремен­ные перерывы после относительно кратковременной езды, нежели длительные перерывы после длительной поездки. Поэтому рекомендуется делать 10-минутный перерыв после первых 3 ч движения, а затем через каждые 2 ч. Эти перерывы лучше использовать для активного отдыха. При непрерывном управлении автомобилем более 5 ч необходим отдых продолжительностью 30 мин.

Характерным симптомом утомления является сонливость. Сон за рулем приводит к дорожно-транспортным происшествиям с чрез­вычайно тяжелыми последствиями. Засыпание при управлении ав­томобилем быстрее наступает в ночное время, чаще всего между 24 и 5 часами утра. Засыпанию способствует отсутствие нормаль­ного сна перед ночной поездкой, например, когда время отправле­ния в туристические поездки назначают на 4...5 ч утра. В этих условиях водитель выезжает в длительную поездку, прервав нор­мальный сон, и через 3...4 ч движения у него наступает опасная сонливость. Выезжать в длительную многочасовую поездку нужно только после нормального отдыха и хорошо выспавшись.

Тема 1.4 Профессиональная надёжность и этика поведения водителей водителя

Тема 1.4.1 Профессиональная надежность водителей

 

Профессиональная деятельность водителя оценивается такими требованиями как эффективность работы и надёжность водителя. Эффективность работы водителя зависит от его способности использовать скорость и другие эксплуатационные свойства автомобиля в наиболее короткие сроки.

В сложных условиях большая интенсивность движения, плохие дорожные или метеорологические условия, значительные габаритные размеры груза.

Работать эффективно могут только водители, отличающиеся достаточной надежностью. Надежность водителя это его способность работать без нарушения требования безопасного движения.

Надежный водитель с точки зрения безопасности движения - это водитель, реально сопоставляющий свои возможности и возможности управляемого автомобиля во взаимосвязи с дорожными погодными условиями.

 

Тема 1.4.2 Этика поведения водителей

Надежность водителя зависит от нравственных качеств его личности и этики поведения. Надежному, хорошему водителю присуще трудолюбие, чуткое отношение к людям, скромность и уважительное отношение к правопорядку.

В напряженном труде водителя на его психическое состояние влияет этика собственного поведения и поведения других участ ни ков движения, а также взаимодействие водителя с пешеходами. Выезжая на линию, водитель с самого начала должен настроить себя на благожелательное отношение ко всему окружающему: про­пустить спешащего водителя или пешехода, ехать без спешки и нервозности. Если движущийся впереди автомобиль подает сигнал ма­неврирования, но не может его осуществить, пропустите его, слегка притормозив. Не создавайте помех, если вас кто-то обгоняет и наобо­рот, всячески содействуйте выполнению этого сложного маневра. Внимательно наблюдая за окружающей ситуацией, всегда необхо­димо пропускать автомобили с включенным специальным сигналом. Настроив себя на подобное поведение и проконтролировав себя; несколько раз, можно заметить, как вежливое поведение на дороге становится привычным.

Для аварийщика типичны отсутствие интересов к работе, эгоизм, грубость, бесцеремонное отношения к людям, игнорирования правопорядка. Наиболее типичны для недисциплинированного водителя нарушение Правил: превышение скорости движения, нарушение правил проезда перекрестков, нарушение правил взаимодействия с другими участниками движения, управление после употребления наркотиков или алкоголя.

 

Контрольные вопросы и задания

1.Что такое «надёжный водитель» с точки зрения безопасности движения?

2.Какие качества присущи надёжному водителю, какие ненадёжному?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных