Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 2 Чудо-растения




Гуляя в парке или в лесу, мы обычно ви­дим лишь массу зелени, множество листьев и ветвей самой разнообразной и причудливой формы. Во время воскресных прогулок мы никогда не задумываемся над тем, что явля­емся невольными свидетелями чудес архи­тектуры, химии, авиации и информатики. Но чудеса эти рядом, стоит только внимательней присмотреться.

Большинство из нас смотрят на растения как на способ украсить гостиную, оживить крыльцо дома, освежить кабинет. Конечно, приятно, когда они рядом, когда они создают фон. Особо мы о них не задумываемся. Не задумываемся, к примеру, над тем, какие сложные процессы обеспечивают такую, на первый взгляд, простую и обычную вещь, как поворот растений за источником света. Мы как будто другого от них и не ждём. «Они поворачиваются к свету? Естественно: он их привлекает. Солнечный свет нужен растени­ям для жизни, для роста». Нокак они это делают? И как им удаётся проделывать свой технический фокус по прямому превращению света в энергию?

Перед тем как углубиться в жизнь расте­ний, давайте бросим взгляд в небо, на спут­ник, вращающийся вокруг Земли. Его изме­рительная и передающая аппаратура работа­ет от солнечных батарей. Эти элементы пре­образуют солнечный свет в электричество, по крайней мере, в небольших количествах, по тому же принципу, что и фотоэкспонометр.

Но спутник, вращающийся на околозем­ной орбите, не всегда повёрнут к Солнцу под нужным углом. Другими словами, его солнеч­ные батареи большую часть времени бездей­ствовали бы, находясь в тени, если бы учёные не разработали очень сложную систему сле­жения. Эта система определяет направление солнечных лучей и с помощью специальных приводных моторчиков разворачивает панели солнечных батарей в сторону Солнца.

Это достигается за счёт весьма сложных процессов: определения угла падения лучей света, логической обработки данных, выпол­нения точных манипуляций. Солнечные дат­чики, компьютерная техника, электронные схемы и приводные моторчики занимают зна­чительную часть от объема спутника.

Заставить солнечную батарею повернуть­ся к свету — не такая простая задача. Но окружающие нас растения решают эту слож­ную задачу изо дня в день. И во многих отношениях их технология превосходит на­шу. Своей изобретательностью они посрамляют даже самых блестящих учёных, заня­тых в космическом ведомстве США.

Значительная часть информации, которую я использовал в этой главе, заимствована из исследования о жизни растений, выполненно­го популяризатором науки Феликсом Патури. Он назвал свой труд «Природа — мать изо­бретений». В этой главе я хочу рассказать о той поразительной изобретательности, кото­рую демонстрирует нам Природа-мать на примере чудо-растений.

Растения — мастера по части так называ­емого «фототропизма» — движения в на­правлении источника света. Вся необходимая для этого механика — средства измерения, обработки данных и движения — сосредо­точена у них в одном компактном блоке. При этом она невероятно чувствительна. Если рас­тение сутки подержать в тёмной комнате, оно станет реагировать на световой импульс, длящийся всего две тысячных доли секунды. Отдельные листочки дерева или куста выги­баются и поворачиваются таким образом, чтобы в тени оставалось минимальное их ко­личество и чтобы каждый из них получал до­статочное количество солнечного излучения. Растениям удалось решить энергетическую проблему, над которой всё ещё бьётся наш индустриальный мир, и сделали они это блес­тяще. Энергию они используют эффективно, без вредных отходов. Подумать только! Рас­тения существуют и производят отходы уже тысячи лет, гораздо дольше заводов и фаб­рик. Но отходы эти не загрязняют окружаю­щую среду. Они попадают в почву и, расщеп­ляясь там на элементы, снова становятся пищей для растений. Воспроизводство и распад взаимосвязаны. Все идет по кругу. Столь чет­ко сбалансированная система может сущест­вовать вечно.

Энергия Солнца окрашивает розы в крас­ный, фиалки в синий, а папоротник в зеленый цвет. Неудивительно, что это вдохновило псалмопевца на такие вот строки во славу Иеговы: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произ-весть из земли пищу...» (Псалом 103:14).

Псалмопевец увидел в чуде растений перст мудрого творца. Насколько же больше оснований для этого у нас с вами. Солнеч­ный свет — неотъемлемая часть чуда, равно как и вода. Давайте же посмотрим, как растения поглощают воду.

Представьте, что вы живете в квартире на седьмом этаже, на высоте около двадцати метров. И, скажем, ваша семья расходует в день 150 литров воды. Для того, чтобы подать эту воду на высоту двадцати метров, необхо­дима сложная система труб и мощный насос. За это вы и получаете каждый месяц счета от коммунальных служб.

Но известно ли вам, что обыкновенная береза за один жаркий летний день проделы­вает ту же работу? Ежедневно она подает 150 литров воды в свои ветви и листья, не пользуясь ни электричеством, ни газом, ни насосом. Более того, ей не нужна для этого энергия. Все происходит естественным путем.

Испаряясь из листьев, вода постепенно сама создает условие, необходимое для всасывания влаги веточками, ветвями, ство­лом.

Это возможно благодаря тому, что «водя­ными насосами» дереву служат многочислен­ные микроскопически тонкие капилляры. Ни один всасывающий насос, созданный руками человека, ещё не смог поднять воду на высоту более девяти метров. Водяные столбы, под­нятые выше этой отметки, в обычных трубах неизменно обрушиваются вниз. Но даже са­мые высокие деревья спокойно обеспечивают влагой самые верхние листочки кроны благо­даря капиллярам — микроскопическим тру­бочкам диаметром в несколько тысячных до­лей миллиметра.

Сколь же истинны вот эти слова из Псал­ма 103, стих 16: «Насыщаются древа Госпо­да, кедры Ливанские, которые Он насадил».

Древа, которые Он насадил... Как же, в са­мом деле, изобретательно они насыщаются. Но это ещё далеко не всё инженерное искус­ство, заложенное в растениях. Известно ли вам, что растения ещё и незаурядные архи­текторы?

В 50-х годах прошлого века архитектор Сэр Джозеф Пакстон решил принять участие в конкурсе на лучший проект здания Всемир­ной выставки в Лондоне. Ему очень хотелось превзойти своих соперников, предложив что-нибудь необыкновенное. Пакстон задумал возвести здание гигантских размеров, в кото­ром не было бы ни одной тяжёлой, громозд­кой детали. Его фантазия рисовала сооруже­ние лёгкое, почти невесомое. Единственная проблема заключалась в том, что в то время такое здание построить было просто невоз­можно. Крупные сооружения требовали опо­ры в виде мощных стен. Казалось, нет никакой возможности создать грациозное, воз­душное здание, родившееся в воображении Пакстона.

Но тут он вспомнил одно растение, кото­рое часто видел в юности, работая садов­ником,— королевскую водяную лилию. Ог­ромные плавучие листья этой лилии достига­ют в диаметре 1,8 метра. Они очень тонки, но несмотря на это обладают достаточной жёсткостью, что объясняется сложной систе­мой перегородок на тыльной стороне листа. Перегородки расходятся от центра листа, расчленяясь на множество коротких перемы­чек.

Водяная лилия дала Пакстону ключ для решения проблем и помогла осуществить его мечту. В архитектурном проекте он исполь­зовал несколько несущих опор, соединенных множеством мелких, перемычек. И стал побе­дителем конкурса. Результат — Хрустальный Дворец всемирной выставки, имевший фено­менальный успех. Он стал переломным собы­тием в архитектуре. Гордые небоскребы из стали и стекла, столь привычные нашему глазу, по сути, ведут свою родословную от грациозного, воздушного Хрустального Дворца, а точнее, от столь замечательно устроенной королевской водяной лилии.

Растения преуспели и в искусстве возду­хоплавания. И сделали это задолго до того, как братья Орвил и Уилберт Райт подняли в воздух свое хрупкое детище. Чаще всего мы это видим, наблюдая, как семена растений путешествуют по воздуху в поисках подходя­щей почвы.

Если бы деревья роняли семена прямо на землю то молодым росткам пришлось бы на­чинать свою жизнь в тени, отбрасываемой ро­дительской кроной, да и задушили бы они друг друга в два счета. Семенам необходимо улететь как можно дальше от родительских корней, и делают они это самыми различными способами.

Обычный одуванчик разносит свои семена с помощью крохотных парашютиков. При этом растение сначала определяет относи­тельную влажность и температуру воздуха, скорость ветра. Оно роняет семена только при благоприятных погодных условиях. Ве­тер должен быть устойчивым, а не порывис­тым; воздух же должен быть сухим и теплым, чтобы гарантировать преобладание восходя­щих потоков. Только при этих условиях се­мена отрываются от растения и отправляют­ся в свое жизненно важное путешествие. Семена одуванчика, похожие на крошечных парашютистов, способны перелетать на зна­чительные расстояния.

Некоторые другие растения тоже разно­сят свои семена посредством парашютиков. И, что особенно интересно, эти растения относятся к совершенно различным семейст­вам. Они не принадлежат какому-то одному виду или роду. Они не представляют какой-то один тип растений. И вот это как раз и ставит настоящую проблему перед теорией эволю­ции. Если предположить, что какой-то опре­деленной группе растений удалось в ходе эво­люции остроумно решить, как переносить свои семена с места на место, то это само по себе требует изрядной доли веры. Но пове­рить в то, что целому созвездию растений самых разных типов удалось всем назло прийти к одному и тому же гениальному ре­шению,— для этого требуется больше веры, чем мне доступно.

Надеюсь, вы начинаете понимать, что за изобретательностью растений в решений тех­нических проблем кроется один общий зна­менатель, один общий источник — изобрета­тельный Творец.

Перейдем от парашютиков к планерам. Наиболее яркий пример являют здесь, пожа­луй, крылатые семена тропической лианы. Они созревают на высоких ветвях родитель­ского дерева среди сочных, ярко-зеленых листьев.Семя лианы оперено двумя изогну­тыми крылышками, прозрачными, блестящи­ми и очень упругими. Отрываясь от дерева, семя планирует в воздушном потоке.

Абсолютно беспристрастные ученые обре­тают дар красноречия, наблюдая за этим чу­дом планеризма. Вот как описывает один про­фессор полет семени лианы: «Совершая ши­рокие круговые движения, грациозно покачи­ваясь из стороны в сторону, семя медленно, как бы нехотя, опускается на землю. Доста­точно лишь слабого ветерка, чтобы оно стало настоящим соперником для бабочек».

Пионеры авиации тоже были очарованы красотой полета семени лианы. При создании летательных аппаратов, легких, настолько, чтобы парить в воздухе, главным было до­биться прочности. Первые самолеты без кон­ца рассыпались. А тонкие как паутинка кры­лья семени лианы удивительно прочны. И два пионера воздухоплавания, Этрих и Уэлс, взя­ли семя лианы за образец, создавая бесхвостый планёр. Их летательный аппарат, по­строенный в 1904 году, пролетев 900 метров, стал вехой в истории авиации. Это было ещё одно техническое чудо, свидетельство­вавшее об изобретательности природы.

Итак, в мире растений мы обнаружили парашюты и планеры. А как насчёт верто­лётов? Семя норвежского клёна — лишь один из примеров. Оно снабжено крохотными выгнутыми крылышками, которые при паде­нии с дерева, встречая сопротивление возду­ха, придают семени быстрое вращательное движение. Семя летит по спирали, вращаясь вокруг уплотнения у его основания. Эффект при этом получается совершенно тот же, что и при вращении лопастей несущего винта вер­толёта. Вращаясь, крылышки образуют зам­кнутую круглую поверхность, на которую воздействует воздушный поток. И поэтому семя, естественно, падает гораздо медленнее, а малейшее дуновение ветра может отнести его чуть ли не на километр. Воздухоплава­ние... Кто бы мог подумать, что и здесь рас­тения впереди? Как постичь, чей же это сози­дательный гений стоит за всем этим?

Представьте себе на минутку универсаль­ную ЭВМ, одно из чудес современной тех­ники. Её возможности по запоминанию и по­иску информации, скорости вычислений, сор­тировки и выдачи данных просто поразитель­ны. Такие ЭВМ решают в доли секунды задачи, на которые у математиков ушли бы недели и месяцы. Этим машинам нет равных в решении многих проблем.

А они с каждым днём становятся ещё ком­пактней. Микроэлектроника продолжает удивлять нас всё более миниатюрными совер­шенными микросхемами и соединениями.

Но сколь бы впечатляющими ни были до­стижения компьютерной техники, есть одна вещь, которая впечатляет ещё больше. Это крошечное чудо, легко умещающееся на ла­дони, может соперничать в обработке данных с целым вычислительным центром. Вы спро­сите, что это? Самое обыкновенное семя.

Возможно, кто-то из вас возразит: «Мину­точку. Я знаю, что из семян вырастают цветы и деревья. Но при чём тут работа компьюте­ра? Не слишком ли вы увлеклись?»

Давайте порассуждаем. Каждое отдельно взятое семя должно содержать в себе все ха­рактеристики будущего растения, в нём дол­жна быть заложена вся информация относи­тельно его внешнего вида и поведения: раз­меры, форма и цвет растения, его реакции на жару и холод, свет и тень, засуху и ливень,— всё это заранее должно быть закодировано в семени. Сколько, к примеру, мегабайтов по­требовалось бы для того, чтобы запрограмми­ровать с помощью ЭВМ один только цвет рас­тения? Или, скажем, для того, чтобы закоди­ровать с помощью математических методов одни только внешние очертания дерева? До­бавьте к этому программирование точной геометрической формы листьев, почек, цве­тов, плодов, коры, ветвей. Нам потребовались бы миллионы и миллионы цифровых кодов. Или попытайтесь запрограммировать хими­ческий состав и характеристики древесного сока, взаимное расположение различных ви­дов тканей растения.

А потом попробуйте придумать, как проинструктировать растение относительно спо­собов выживания в различных условиях окру­жающей среды. Как закодировать весь тот спектр реакций приспособления, о которых мы уже говорили?

Феликс Патури в результате своего иссле­дования делает вывод, что объёма памяти большой современной ЭВМ вряд ли хватит, чтобы вместить всю эту информацию. Но вся она здесь. Вся эта и другая информация зало­жена в каждом крохотном семени.

Вот это ЭВМ! А хотите заглянуть за гори­зонт современной науки и техники? Для это­го вам не потребуется ехать в Кембридж, или в Массачусетский технологический уни­верситет. Вы просто нагнитесь и поднимите с земли семя. В нём скрыты самые неожидан­ные перспективы для развития информатики.

Это ли не ярчайшее доказательство беско­нечной мудрости Творца! Я никак не могу поверить, что семя — продукт естественного отбора и изменчивости видов. Естественный отбор может выбраковывать слабых живот­ных. Изменчивость видов может время от времени приводить к рождению уродов. Но эти стихийные процессы не могут привести к рождению ЭВМ таких размеров. Извините, так просто не бывает.

Если мы не видим, что за воздухоплава­нием, архитектурой, химией и информатикой растений и их семян стоит невероятная изо­бретательность Бога-творца, значит, у нас с глазами не всё в порядке. Наш Создатель решил огромное множество технических за­дач. Он нашёл решения, вдохновившие нас на величайшие изобретения. Для меня сомнений нет: Богу нет равных в решении проблем. Ему подвластна любая из них.

В Послании к Евреям Иисус характери­зуется как Тот, кто «может всегда спасать до конца», то есть спасать полностью, навсегда.

Так что мы можем всецело положиться на Того, кто заставляет все растения мира не­изменно поворачиваться к Солнцу и цвести и плодоносить в его живительных лучах.

И если вас смертельно обидели, если на сердце у вас рубцы от старых ран или не даёт покоя свежая боль, не отчаивайтесь — ваши проблемы решит Тот, кто всегда готов помочь попавшим в беду. В Псалме 146 в 3-м стихе говорится о Нём просто, но красно­речиво: «Он исцеляет сокрушённых сердцем, и врачует скорби их». Да, великий Творец королевской водяной лилии, архитектор рас­тительного мира -г- наша надёжная опора в трудный час. Он способен восстановить нас по Своим гениальным чертежам.

Порой мы чувствуем себя смущёнными и потерянными. Нам нужна чья-то помощь, чтобы принять важное решение. Оказавшись на распутье, мы не всегда можем заглянуть далеко вперед. А иногда нам просто трудно сделать выбор, когда слишком много голосов взывает к нам, требуя внимания и заботы. Нам необходимо четкое руководство, нужна твердая направляющая рука. И Тот, кто ре­шает все проблемы, является к нам и объяв­ляет: «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою». (Псалом 31:8).

Согласитесь: если так говорит Тот, кто отправляет семена клена и лианы на планерах, парашютах и вертолетах в неблизкий путь по воздуху в поисках благодатной почвы, то это надежная гарантия. Такому Создате­лю, вне всяких сомнений, можно довериться. И Он укажет верный путь.

Ему подвластно делать добро из зла. По­звольте процитировать вам один стих о Том, кто решает все проблемы, из Послания к Римлянам (8:28): «Притом знаем, что любя­щим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

Все что с нами происходит, призвано со­действовать ко благу. Воистину это благая весть! Это та самая весть, которую несут миру и летящее семя, и перепончатый лист, и цве­ток, всегда повернутый к солнцу. Творческие силы Господа видны повсюду. Все вокруг утверждает: Бог способен справиться с твои­ми проблемами. Ему под силу разрешить твои трудности. Он может все. Его мудрость безгранична. Его сила безмерна.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных