Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Обучающие возможности ролевых игр




2.1 Механизмы, обуславливающие привлекательность игры

Д. Кавторадзе определяет игру как «способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных интересов»[7].

В этом определении подчеркнуто наличие:

· личных интересов каждого участника;

· «возможной действительности» (иной реальности);

· возможность действий в этой действительности (исследования);

· группы (включенность в общение);

· диалога (в тексте работы автор уточняет, что более точным было бы понятие «полилога»)

К.Д.Ушинский писал: «Для дитяти игра - действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание. В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов. В действительной жизни дитя не более чем дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»[8].

На основании этой мысли Ушинского, мы можем выделить следующие факторы, делающие игру для ребенка не просто привлекательной, но и незаменимой, единственной сферой реализации потребностей:

· Самостоятельность. Игра - единственная сфера жизни, в которой ребенок сам определяет цели и средства. И это важно не только детям. Одной из причин кризисности, трудности подросткового возраста считают отсутствие у них собственной деятельности. Проба сил всегда сопряжена с неудачей. Поэтому пробы во взрослых деятельностях практически невозможны; никто не даст ребенку и подростку какого-либо дела, практически обреченного на неудачу. Школьные же деятельности очень ограничены и немногочисленны.

· Возможность творчества вне игры доступна лишь небольшому количеству школьников. Игра же представляет собой возможность «безнаказанно» творить - в очень многих областях жизни. В области межличностных отношений (классические игры типа «дочки-матери»), в управлении (игры в»города», которые дети населяют вымышленными персонажами), собственно в исполнительском творчестве - вылепить из пластилина, нарисовать, сшить костюм…

Ю.В.Геронимус выделил следующие факторы, способствующие возникновению игрового интереса [9]:

· удовольствие от контактов с партнерами по игре;

· удовольствие от демонстрации партнерам своих возможностей как игрока;

· азарт от ожидания непредвиденных игровых ситуаций и последовательных их разрешений в ходе игры;

· необходимость принимать решения в сложных и часто неопределенных условиях;

· быстрое выяснение последствий принятых решений. Это выяснение, как правило, возможно только в ходе игры, так как последствия зависят… еще и от непредсказуемых действий других игроков;

· удовлетворение от успеха - промежуточного или окончательного;

· если игра ролевая, то удовольствие от процесса перевоплощения в роль;

· если игра азартная, то… интерес к денежному выигрышу.

В определении образовательной игры Д.Кавторадзе также говорится об «исследовании возможной действительности»[10]. То есть привлекательность игры заключается, в частности, в возникновении новых возможностей. Каких именно? Это зависит от типа игры. Очевидно, наиболее привлекательны возможности, соответствующие актуальным потребностям возраста и личности. Правда, следует отметить, что математические игры, решение головоломок, не апеллирующие ни к каким потребностям, часто увлекают не менее чем игры с денежным выигрышем. Проблема игровой мотивации очень важна, но исследована пока не в полном объеме. Мы предлагаем следующий перечень потребностей, которые могут быть реализованы в играх:

· наличие собственной деятельности;

· творчество;

· общение;

· власть;

· потребность в ином;

· самоопределение через ролевое экспериментирование;

· самоопределение через пробы деятельностей.

Условия, обеспечивающие привлекательность игр, могут быть трансформированы в требования к играм в образовании:

· Игровая оболочка: должен быть задан игровая сюжет, мотивирующий всех участников на достижение игровых целей.

· Включенности каждого: команды в целом и каждого игрока лично. Можно не задавать индивидуальных мотивов, если речь идет, к примеру, о соревновании. Но тогда возможность достижения выигрыша должна быть у каждого члена команды.

· Возможность действия для каждого участника. Должны быть проработаны и заложены в игровую оболочку не только мотивы, но и возможность самостоятельного активного действия для каждого игрока, таким образом, чтобы он мог принимать решения, выбирать варианты способов действования, имел право отказа от действия и т.д.

· Результат игры должен быть различен в зависимости от усилий играющих; должен быть риск неудачи.

· Игровые задания должны быть подобраны так, чтобы их выполнение было связано с определенными сложностями.

· С другой стороны, задания должны быть доступны каждому участнику, поэтому необходимо, во-первых, учитывать уровень участников игры; и, во-вторых, задания подбирать с»вилкой» от легких (для отработки учебного навыка) до тех, выполнение которых требует значительных усилий (формирование новых знаний и умений).

· Вариативность - в игре не должно быть одного единственно возможного пути достижения цели.

· Должны быть заложены разные средства для достижения игровых целей.

 

 

2.2. Задания, упражнения и игры для развития речи

 

Ролевая игра обладает большими обучающими возможностями:

1) Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь
она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных
чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое
поведение партнёров переплетается теснейшим образом. Например,
разыгрывается ситуация «Утро школьника». Мать входит в комнату. Ласково
касаясь спящего, она говорит: «Вставай сынок, уже 7 часов, пора…»
Действительность – комната, в которой спит мальчик и в которую входит
мать, время и место действия составляют фон на котором совершается
речевой поступок (обращение к сыну), т. е. осуществляется функция языка
как средства общения. Из этого основного свойства ролевой игры вытекает
ряд других, делающих её эффективным средством обучения устной речи.

2) Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно –
побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива.
Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию.
Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен
обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения,
которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в
выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы
учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое
обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании
ими) часто заслоняют саму цель – общение и от учащихся и от учителей. На
уроках преобладают высказывания, вызванные к жизни директивно: «Расскажи
о своём друге», «Расскажи о своей семье», так как учителю хочется
проверить, как учащиеся умеют комбинировать соответствующий языковой
материал. Мотив же, которым руководствуются при этом учащиеся, лежит за
пределами речи: им важно ответить учителю. Положение меняется, если
учащиеся вовлечены в ролевую игру. Точно обозначенные «предлагаемые
обстоятельства» создают общий побудительный фон, а конкретная роль,
которую получает ученик, сужает его до субъективного мотива. Например,
разыгрывается сцена в кружке филателистов. Ученик – член этого кружка
приводит сюда своего друга. Руководитель кружка сообщает ребятам, что
кружок уже полностью укомплектован. Тогда ученик рассказывает о своем
друге, убеждая руководителя кружка, что тот достоин быть принятым в этот
кружок. Сама ситуация диктует линию речевого поведения.

3) Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему
происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё «Я», но
через «Я» соответствующей роли.

4) Ролевая игра способствует расширению ассоциативной базы при усвоении
языкового материалы. Например, реплика Hast du die Hausaufgaben
demacht?, часто воспринимается учащимися механически, приобретает
значимость в ролевой игре. Ученик, играющий роль отца, обращается к
другому ученику, выполняющему роль нерадивого сына, с вопросом, который
выражает упрек, возмущение и даже угрозу. Эмоция, сопутствующая теперь
этой реплике, придает ей естественную однозначность, устанавливая прямые
связи с ситуацией и создавая благоприятные условия для запоминания.

5) Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и
партнёрства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся
(ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога),
которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг
друга, помогать друг другу. При распределении ролей следует учитывать
как языковые, так и «актерские» возможности учащихся, поручая одним
более вербальные, другим – пантомимные роли, третьих же назначая на роли
«суфлеров», давая им право подсказывать на основе текста.

6) Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в
элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен
побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка,
ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены. Само же
перевоплощение способствует расширению психологического диапазона,
пониманию других людей.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в
практическом, образовательном и воспитательном отношениях.

Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая родной язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Речь неразрывно связана с мышлением, она служит формой существования мысли. По мере овладения речью ребенок учится адекватно понимать речь окружающих, связно выражать свои мысли. Речь дает ребенку возможность вербализировать собственные чувства и переживания, помогает осуществлять саморегуляцию и самоконтроль деятельности.

Развитие речи как средства общения позволяет ребенку адекватно пользоваться языком в различных социальных ситуациях, вступать в эффективное взаимодействие со взрослыми и сверстниками.

В младшем школьном возрасте «весьма существенным приобретением речевого развития ребенка является овладение им письменной речью... которая имеет большое значение для умственного развития ребенка»[11]. На этот период приходится активное обучение чтению (т.е. пониманию письменной речи) и письму (построению собственной письменной речи). Обучаясь чтению и письму, ребенок учится по-новому - связно, систематически, продуманно, строить и свою устную речь.

Разучивание стихов способствует развитию связной речи, ее выразительности, обогащает активный и пассивный словарный запас ребенка, помогает развивать произвольную словесную память.

Пересказ рассказов, басен, просмотренных кино- и мультфильмов также способствует развитию связной и выразительной речи ребенка, обогащению словаря и развитию произвольной словесной памяти.

Эффективным способом развития связной речи является и регулярно провоцируемый взрослым рассказ ребенка о тех событиях, которые произошли с ним в течение дня: в школе, на улице, дома. Такого рода задания помогают развивать у ребенка внимание, наблюдательность, память.

Если ребенку трудно дается пересказ прочитанного текста, рекомендуется применять следующий прием - предложить разыграть в лицах прочитанный им рассказ или сказку. При этом первый раз просто читают литературный текст, а перед вторым прочтением распределяют роли между учащимися (этот прием можно с успехом применять на уроке). После второго прочтения детям предлагается инсценировать прочитанное. Этот способ развития умения пересказывать основан на том, что, получив какую-то роль, ребенок будет воспринимать текст с иной мотивационной установкой, что способствует выделению и запоминанию основного смысла, содержания прочитанного.

На развитие выразительной, грамматически правильно построенной речи существенное влияние оказывает прослушивание ребенком аудиозаписей детских сказок, спектаклей в исполнении актеров, владеющих мастерством художественного слова.

Скороговорки - эффективное средство развития экспрессивной речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи. Скороговорки могут служить также удобным материалом для развития внимания и памяти детей.

Примеры скороговорок:

У пеньков опять пять опят.

Водовоз вез воду из-под водопровода.

Мокрая погода размокропогодилась.

Шел Фрол по шоссе к Саше в шашки играть.

Нисколько не скользко, не скользко нисколько.

Около кола колокола колоколят.

Три дровосека, три дроворуба на дворе дрова топорами рубят.

Была у Фрола - Фролу на Лавра наврала. Пойдет к Лавру - Лавру на Фрола наврет.

От топота копыт пыль по полю летит.

 

Практически всё учебное время в ролевой игре отведено на речевую
практику,
при этом не только говорящий, но и слушающий максимально
активен, так как он должен понять и запомнить реплику партнера,
соотнести её с ситуацией, определить насколько она релевантна ситуации и
задаче общения, и правильно отреагировать на реплику. Игры положительно
влияют на формирование познавательных интересов школьников, способствуют
осознанному освоению языка. Адекватной формой игрового общения
становится имитационная ролевая игра. Имитационные игры используются в
целях формирования у школьников социально – политической зрелости,
нравственных знаний и убеждений, воспитания идеологической стойкости.
Проводятся также игровые дискуссии,
раскрывающие отношение школьников к разным направлениям в литературе,
изобразительном искусстве, кино (способствующие формированию
мировоззрения). Участие в игровой дискуссии рассматривается как важное
средство подготовки школьников к творческому и самостоятельному
обсуждению проблемы, независимому от сюжета и роли, обмену мыслями и
суждениями, активному и инициативному иноязычному общению. С учетом
выявленных профессиональных интересов школьников можно организовывать
имитационные деловые игры, соответствующие возрастным особенностям
учащихся старших классов, являются важным средством не только обучения
иностранному языку, но и профессиональной ориентации школьников, их
воспитания и всестороннего развития. Помимо форм игрового общения на
конкретном возрастном этапе, на уроках со школьниками
младшего, среднего и старшего возраста организовываются ролевые игры
обиходного содержания, предназначенные для формирования норм речевого
этикета, воспитания культуры поведения.
Идея игры с куклой, персонажем, который, воплощая определённые
человеческие черты, позволяет более направленно и гибко мотивировать
речь учащихся на уроке, заложена в учебниках немецкого языка И. Л. Бим
(образы любопытного Буратино, упрямого Фомы и т. д.). Опираясь на эту
идею, кукол можно использовать для организации ролевых игр в классе.
Поскольку игра с куклой представляет собой одну из разновидностей
ролевой игры, она обладает всеми её свойствами и достоинствами в
организации речевой деятельности на уроке иностранного языка. Вместе с
тем игра с куклой как специфическая форма ролевой игры имеет некоторые
особенности. Возможны следующие функции куклы на уроке:
Кукла – маска
Кукла, особенно кукла – зверюшка, имеет ясно выраженный характер,
подходящий, например, для обучения диалогу – волеизъявлению. Упрямый
ослик на любое побуждение ответит отказом, хитрая лиса переадресует
приказ или просьбу другому, а медлительный медвежонок переспросит, чем
вызовет хоровое повторение приказа. Перед классом появляется незнакомая кукла. Это создает стимул к диалогу
– расспросу: «Как тебя зовут? Сколько тебе лет? Ты ходишь в школу? Как
ты учишься?» И т. д. За диалогом следует обобщение всего, что ученики
узнали о кукле.
Кукла – партнер, адресат речи
Вот примеры игровых заданий с куклой в этой функции:
«Мы взрослые, а куклы наши дети. Объясните вашим детям, как надо
переходить улицу, как дойти до школы. Скажите им, чтобы они тепло
оделись, потому что сегодня холодно и ветрено. «Если при обычной парной
работе такого рода половине группы отводится роль слушающих (часто
пассивная), то с помощью куклы – партнера увеличивается индивидуальное
время говорения учащихся вдвое.
Кукла – третье лицо, предмет разговора
«Ваша кукла уже большая. Она умеет бегать, прыгать, петь, танцевать и
так далее. Расскажите соседу обо всем, что умеет ваша кукла, и спросите
его, что умеет делать его кукла. Чья кукла умеет делать больше?»
С куклой можно пойти в магазин, чтобы купить ей одежду, её можно повести
к врачу и т. д.
Как и обычная ролевая игра, игра с куклой позволяет строить сюжетные
цепочки заданий.
Итак, кукла – это особый, «действующий», активный вид наглядности на
уроке. Ролевая игра с куклой разнообразит занятие, организует внимание,
внутренне мотивирует речь учащихся и способствует, таким образом,
коммуникативной направленности урока.
Эффективность ролевой игры как методического приема обучения повышается, если учитель правильно определяет продолжительность речевого общения участников.

Итак, ролевая игра является одним из наиболее эффективных приемов
реализации коммуникативного принципа в обучении.
Ролевая игра – это обучение в действии. Ролевая игра является в высшей
степени мотивирующей, поскольку содержит элемент игры и
непредсказуемость развязки. Кроме того, обучающиеся видят возможность
применения ситуации, разыгрываемой в ролевой игре в реальной жизни, что
не может дать механическая тренировка в употреблении лексических единиц
и грамматических структур. Во время ролевой игры имеет место
эмоциональный подъем, что чрезвычайно положительно влияет на качество
обучения.

 

 

2.3. Значение игры в обучении

 

Мы подробно рассмотрели сущность и функции игры - чтобы подчеркнуть тезис о том, что потребность в игре - одна из базовых потребностей человека вообще и ребенка, в частности. А содержание игры варьируется в зависимости от культурной ситуации, в которую погружен ребенок.

Некоторые исследователи считают, что не только содержание, но и вообще склонность к игровой деятельности зависит от социальной ситуации. В педагогической психологии считается, что игра - деятельность именно дошкольного возраста. В.Москвичев в статье «Возможности развития ролевой игры» оспаривает этот тезис, предполагая, что исчезновение ролевой игры в школьном возрасте происходит не из-за «отказа ребенка от нее, а из-за отсутствия объективной возможности ее осуществления…». Другими словами, потребность в игре сохраняется, нет лишь форм, в которых эта потребность могла бы реализовываться.

Дети дошкольного возраста не могут не играть. Взрослые не играть могут. Но потребность в игре у многих людей сохраняется в течение всей жизни, подтверждения чему можно отыскать не только в исследованиях, но и в обыденном опыте. Эпидемии компьютерных игр обрушиваются на организации, оснащенные современным информационным оборудованием; играют люди, справедливо считающиеся основой консерватизма и практичного подхода к жизни - женщины 40-50 лет, обремененные семьей и работой. Стихийное движение «ролевых игр», включает возрастные группы от школьников до людей 30-40 лет и считается самым массовым стихийным движением как в нашей стране, так и за рубежом.

В силу некоторых причин, о которых будет сказано далее, игра необычайно привлекательна для участников любого возраста. Школьники тратят массу сил, времени, творческой изобретательности на участие в играх, поэтому, став средством педагогики, игра может использовать весь этот потенциал в «конверсионных» целях. То есть, если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики - проблему мотивации учебной деятельности.

На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство - время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.

«Родительские увещевания и запреты могут сыграть с ребёнком злую шутку. Как, например, было с одним мальчиком, которому всё время говорили, мол, учись, учись и учись. В три года выучившись читать, в свои 11 лет он был аж в 7-ом классе. Родители, естественно, гордились таким сыном. Как вдруг у мальчика начались проблемы со здоровьем: головные боли, бессонница, плач, крошащиеся ногти… Педиатры дружно рекомендовали годовой перерыв в учёбе. Ну а психолог посоветовал оставить мальчика в покое хотя бы на месяц. Несколько дней вундеркинд просто отсыпался, а потом стал помаленьку играть в игры трёхлетнего возраста. Постепенно, через день-два, он переходил к играм более старшего возраста, добирая то, чего лишили его в детстве родители. А спустя недели три впервые за несколько лет запел за игрой. Мать собиралась вести его к врачу, но, взглянув на ногти, была поражена - они были целёхоньки. Депрессии и нервные срывы прекратились[12].

В учебнике «Психология», автором которого является В.А.Крутецкий, читаем: «Лучший способ организовать внимание подростка связан... с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Активная познавательная деятельность - вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания»[13].

Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит поговорить об игре как средстве обучения.

Интерес, возникший к использованию игровых методик в образовании не случаен. «Современное состояние народного образования многие наши известные дидакты характеризуют, - читаем у Ж.С.Хайдарова и П.И.Пидкасистого, - как кризисное и даже - катастрофическое для развития страны и вообще, культуры и цивилизации»[14].

Педагоги и психологи, увидев в игре мощный потенциал для преодоления кризисных явлений в образовании, уже многие годы успешно используют ее в своей деятельности. Некоторые страны даже определились с направлением: Америка, например, «специализируется» на игровых методиках обучения, Франция - на «jeu dramatique». «Драматическая игра» входит в сферу деятельности игры театральной (узкая область игровых технологий). Однако для французских ученых «jeu dramatique» означает то же, что для наших отечественных - ролевая игра. Это несколько не верно, так как театральная и ролевая будучи суть играми, имеют свою индивидуальные особенности., в Израиле вообще педагоги без знания игровых технологий не допускаются к работе с детьми.

Материал, которым мы располагаем, дает нам возможность говорить о том, что дидактическая игра и игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Не раз возникала попытка научной классификации игры и определение ее каким-нибудь одним исчерпывающим понятием, но к настоящему моменту научно определены всего лишь связи между игрой и человеческой культурой, выяснено значение, которое оказывает игра на развитие личности ребенка и взрослого, эмпирическим путем выявлена биологическая природа игры и ее обусловленность психологическими и социальными факторами.

Все это заставляет нас, остерегаясь подобных крайностей, уважительно относиться к игровым методикам как части дидактической науки и обучающих технологий. Объединяя опыт ученых различных отраслей знаний, учитывая и положительные и отрицательные результаты научных исследований, мы сосредоточили свое внимание к использованию игровых методик в таком учебном предмете общеобразовательной школы, как русский язык.

Несомненно, и в отечественной и в мировой педагогической практике накоплен багаж, который может быть использован. Это, в первую очередь, игровые технологии. Они нашли широкое применение в нашей практике. Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребёнка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя. Кроме игровых технологий этой задаче служат проектный метод, модульная технология и обучение «с погружением». Например, проектная деятельность существует в нашей школе в настоящее время как внеурочная образовательная программа. Модульная технология активно используется нашими педагогами, особенно -- в начальной школе.

В современной педагогической литературе можно найти интересный материал по поводу различных инновационных технологий, об их месте в педагогическом процессе, о роли и значении в нем. Однако удивление вызывает тот факт, что среди большого числа действительно новых методик встречаются и достаточно традиционные такие, как игровые.

Как нам кажется, отнесение игровых педагогических технологий к «новшествам» неправомерно. Конечно же, мы признаем, что эти методики ранее были менее популярны, чем теперь, но в педагогическом процессе присутствовали, как нам кажется, всегда.

В советской школе игре незаслуженно уделялось мало внимания, однако в дошкольных учреждениях она являлась и является сейчас не то чтобы популярной, а основной методикой воспитания и обучения, то есть развития личности ребенка. Разработаны эти технологии и в практике внешкольных заведений, внеклассные мероприятия также не могут без них обойтись.

Игра настолько уникальное явление бытия, что она просто не могла не быть использована в различных сферах деятельности человечества, в том числе и в педагогической. В педагогическом процессе игра выступает как метод обучения и воспитания, передачи накопленного опыта, начиная уже с первых шагов человеческого общества по пути своего развития. Г.К.Селевко отмечает: «В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

· в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

· как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;

· в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

· как технология внеклассной работы.

· Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются от игр вообще тем, что они обладают четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Говоря о характеристиках игры, необходимо отметить особенности их трансформации в игре педагогической: ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий проходит по таким основным направлениям:

1. Дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи.

2. Учебная деятельность подчиняется правилам игры.

3. Учебный материал используется в качестве ее средства.

4. В учебную деятельность вводятся соревнования, которые способствуют переходу дидактических задач в разряд игровых.

5. Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом»[15].

В данной работе мы рассматриваем игру как образовательное средство. Определение игры как тренинга, безопасного средства освоения навыка, слишком широко, поскольку совпадает с большинством других форм учебной деятельности. В этом определении не хватает указания на личную включенность участников, фактор неожиданности, возможности игроков влиять на развитие событий и других свойствах, присущих именно игре (азарт, интерес). А именно эти факторы обуславливают привлекательность игры.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных