Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Ограничения и недостатки использования игр в образовании




 

Из перечисленных требований к игре, очевидно, что игра - очень время- и трудоемкая форма. Подготовка игры требует обыкновенно на порядок большего количества времени, нежели ее проведение. Возможно, в будущем будет создан банк игровых образовательных технологий, что позволит экономить силы, но пока его не существует.

Игра не является педагогической панацеей. Существует большая опасность использования педагогами псевдоигровых форм. Многие замечательные образовательные технологии оборачиваются пустой оболочкой при использовании их формально. Зачастую педагоги называют игрой все то, что не имеет стандартной формы «фронтальный опрос - новый материал - закрепление - домашнее задание». Здесь обозначена проблема, пути решения ее можно указать только в общих чертах:

· увлечение самого педагога игровыми формами;

· запрет на «обязательность» внедрения игр;

· проработка требований к игре (наличия легенды, мотивов, структуры отношений и т.д.).

Игра - живое явление, более широкое, чем вкладываемое в нее дидактическое наполнение. Поэтому дети могут легко перейти «от цели к мотиву», то есть увлечься игровой оболочкой и потерять образовательное содержание.

Существует также опасность возникновения «игровой аддикции» (зависимости от игры). Игра настолько привлекательна для школьников, что зачастую даже витальные потребности могут быть депривированы - подростки, увлеченные компьютерными играми, могут отказывать себе в еде и питье. Происходит это, по-видимому, из-за того, что игра реализует не менее значимые потребности - в общении, самоутверждении и т.д. Очевидно, что при возникновении зависимости необходимо выяснить, каков механизм, какую потребность ребенок реализует в игре. И попытаться найти аналог этой деятельности в других сферах жизни.

Игра - это технология педагогики будущего, но, внедряя игры в образование, необходимо учитывать возможные опасности и ограничения игры.

 

 

Заключение

Наряду с трудом и ученьем игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Как уже указывалось выше, отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д.Ушинский, П.П.Блонский, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, в зарубежной -- 3.Фрейд, Ж.Пиаже и другие. В их трудах, исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, наконец, в процессах социализации - в усвоении и использовании человеком общественного опыта.

В структуру игры как деятельности личности входят этапы:

* целеполагания;

* планирования;

* реализации цели;

* анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребностей, самоутверждения, самореализации.

В структуру игры как процесса входят:

* роли, взятые на себя играющими;

* игровые действия как средства реализации этих ролей;

* игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

* реальные отношения между играющими;

* сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Так как жизнь многообразна, а отыгрываемый мир каждый из игроков хочет воспринимать как живой и настоящий, то Идеальная ролевая игра — это игра, в которой есть место для всех возможных целей, которые ставят перед собой игроки и персонажи. Само понятие ролевая игр — игра развлекательного назначения, вид драматического действия, участники которого действуют в рамках выбранных ими ролей, руководствуясь характером своей роли и внутренней логикой среды действия вместе создают или следуют уже созданному сюжету.Действия участников игры считаются успешными или нет в соответствии с принятыми правилами. Игроки могут свободно импровизировать в рамках выбранных правил, определяя направление и исход игры.

Таким образом, сам процесс игры представляет собой моделирование группой людей той или иной ситуации. Каждый из них ведёт себя, как хочет, играя за своего персонажа. Как и в различных играх существуют свои классификации,так и в ролевой игре есть свои классификации такие как: По поставленным целям (жаргон):

* Боёвка игра, процесс, боевая роль подразумевает прежде всего игровое оружейное взаимодействие, с практически обязательной соревновательной компонентой поведения и игроков, и персонажей.

* Театралка (театральный отыгрыш) подразумевает недвусмысленное деление присутствующих на зрителей и актёров. С достижением соответствующей атмосферы.

* Экстремалка (игра на выживание) означает, что в процессе игры игрок заведомо оказывается в экстремальных для него ситуациях, возможно психологических, возможно — физических.

* Моделирование — особое внимание уделяется точности моделирования. Наиболее распространено в стратегических ролевых играх и компьютерных.

Деловые ролевые игры применяются в профессиональном образовании методом моделирования каких-либо жизненных ситуаций, например, работы в трудовом коллективе. В этом случае участники принимают роли различных должностей и профессий. Павильонные ролевые игры (другое название — «кабинетки») названы так, потому что проводятся в помещении, и место действия ограничено его рамками. Во многом они похожи на полевые, но меньше по масштабам (как по времени проведения, так и по пространству).Полевые игры проводятся на местности, обычно на специально отведённом, а порой и оборудованном месте — полигоне. Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников.Живая история (или англ. living history) — научная дисциплина, находящаяся на пересечении таких дисциплин, как «экспериментальная археология» и «музейная педагогика». Живая история — это воссоздание повседневного быта жителей какого-либо места в определенный исторический период, обычно в форме организации «музея живой истории» и/или проведения «фестиваля живой истории», а также уроков «живой истории» в школах. Через ролевые игры можно развить у детей коммуникативные навыки. Ролевую игру можно расценивать как самую точную модель общения. Ведь
она предполагает подражание действительности в её наиболее существенных
чертах. В ролевой игре, как и в самой жизни, речевое и неречевое
поведение партнёров переплетается теснейшим образом. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно –
побудительного плана. Общение, как известно, немыслимо без мотива.
Однако в учебных условиях не просто вызвать мотив к высказыванию.
Трудность заключается в следующей опосредованности: учитель должен
обрисовать ситуацию таким образом, чтобы возникла атмосфера общения,
которая, в свою очередь, вызывает у учащихся внутреннюю потребность в
выражении мыслей. В условиях иноязычного общения важно, однако, чтобы
учащиеся смогли выразить то, что им хочется сказать. Языковое
обеспечение (словарный и грамматический материал, навыки в пользовании
ими) часто заслоняют саму цель – общение и от учащихся и от учителей.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий.

Игра как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим использовалась с древнейших времен. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В учебном процессе школы до недавнего времени использование игры было весьма ограничено. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:

* в качестве самодеятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

* в качестве элементов (иногда весьма существенных) более обширной технологии;

* в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

* в качестве технологий внеклассной работы (коллективные творческие дела).

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - наличием четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в ясном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями. Ролевая игра предполагает усиление личностной сопричастности ко всему
происходящему. Ученик входит в ситуацию, хотя и не через своё «Я», но
через «Я» соответствующей роли. Ролевая игра способствует формированию учебного сотрудничества и
партнёрства. Ведь исполнение этюда предполагает охват группы учащихся
(ролевая игра строится не только на основе диалога, но и полилога),
которые должны слаженно взаимодействовать, точно учитывая реакции друг
друга, помогать друг другу. Ролевая игра имеет образовательное значение. Учащиеся, хотя и в
элементарной форме, знакомятся с технологией театра. Учитель должен
побуждать их заботиться о простом реквизите. Поощряется всякая выдумка,
ибо в учебных условиях возможности в этом отношении ограничены. Само же
перевоплощение способствует расширению психологического диапазона,
пониманию других людей.

Таким образом, ролевая игра обладает большими возможностями в
практическом, образовательном и воспитательном отношениях.

 

 

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы. В работе над дипломной работой была использована следующая литература:

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

2. Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.

3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.

4. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.

5. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

6. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.

7. Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.

8. Дьяченко М.И., Кандыбивич Л.А. Краткий психологический словарь.

9. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога. – М., 1994.

10. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. – М., 1982.

11. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. – М., 1994.

12. Куписевич Ч. Основы общей дидактики. – М., 1986.

. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1996.

13. Лиишн О.В. Педагогическая психология воспитания. – М., 1997.

14. Маркова А.К. Психология труда учителя. – М., 1993.

15. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. – М., 1994.

16. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. – М., 1988.

 

И другие источники.

 

 

Список литературы:

1. Абрамова Г. С. Практикум по возрастной психологии. М., 1998.

2. Азаров Ю. Л. Искусство воспитывать. М., 1985.

3. Амонашвили Ш. А. Педагогическая симфония. Екатеринбург, 1993.

4. Андреева Г. Н. Социальная педагогика. М., 1996.

5. Аркин Е. А. Ребенок и его игрушка в условиях первобытной культуры. М., 1935.

6. Асеев В. Г. Возрастная психология. Иркутск, 1989.

7. Асмолов А. Г. Знаем ли мы себя? М., 1989.

8. Бабанский Ю. Н. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985.

9. Бабанский Ю. Н. Оптимизация процесса обучения (общедидактический аспект). М., 1977.

10. Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. Екатеринбург, 1992.

11. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. М., 1996.

12. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.

13. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989.

14. Богусловская З.М. Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста в условиях сюжетной дидактической игры // Известия АПН РСФСР. Вып. 64, М., 1955.

15. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

16. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997

17. Педагогика / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. – М., 1986.

18. Педагогика / Под ред. Г. Нойнер. – М., 1978.

19. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 1997.

20. Педагогический словарь. – М., 1999.

21. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – Рязань, 1996.

22. Розанова В.А. Психология управления. – М., 1997.

23. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М., 1995.

24. Сулимова Т.О. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. – М., 1996.

25. Визуальная психодиагностика и ее методы: Познание людей по их внешнему облику. – Киев, 1990.

26. Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1991

27.Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению.- Ярославль: «Академия развития», 1997.

28.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М.: НГИК, 1994.

29.Клюева Н.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. – Ярославль: Академия развития, 1996.

 

Приложение

 

Диагностика

Государственная практика проходила на базе школы МБОУ СОШ №28 с углубленным изучение математики. практика проходила в 3Б классе и в группе продленного дня. Количество детей в классе 32 ученика и на продленке 11 человек. Вопросы задаваемые учащимся.

1. Как тебя зовут.

2. Сколько тебе лет.

3. Какая твоя любимая книга и почему.

4. Какой твой любимый.

5. Какое у тебя домашнее животное.

6. Что ты любишь делать в свободное время.

 

Проведена беседа с учениками, как в классе, так и в группе продленного дня. Задавались различные вопросы.

Беседа показала, что коммуникативные способности у некоторых детей хорошо развиты дети идут на общение охотно не стесняются общения с другим человеком. А некоторые ребята стесняются общение, начинают волноваться, а некоторые учащиеся вообще ни идут на общение просто не разговаривают или просто уходят в класс.

Также проводилось наблюдение за ребятами на занятиях и во время перемен. Наблюдение показало, что некоторые учащиеся общаются между собой спокойно, уверено, а некоторые стесняются общения со своими сверстниками. Ведут себя обособленно, немного замкнуто. на невкласных занятиях предлагалось учащимся прочитать у доски любимые стихи или рассказать о свое любимой книге. Данное упражнение показало что стесняются выходить к доске и читать стихи или просто рассказать о своей любимой книге. А некоторые просто отказывались выходить к доске. На вопросы почему учащийся стесняется выйти к доске кто-то просто говорит, что он стесняется и чувствует себя не уверено. Другие говорят что стесняются и даже боятся что дибо читать и рассказывать. На данный вопрос один из учащихся сказал –«что он стесняется того что он немного шепелявит и сильно произносит букву «Р». По этому он ведет себя замкнуто и тихо. Все итоги беседы, наблюдения и внеклассного занятия заносятся в таблицу.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных