Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Способы психологического воздействия




Имея представление о социально-психологических характеристиках людей (тип темперамента, характер, способности, предпочитаемая групповая роль в коллективе и др.), сотрудник информационно-консультационной службы может эффективнее использовать приемы психологического воздействия. К таким приемам относятся: убеждение, авторитет консультанта, метод Сократа, намек, похвала, совет, подражание, побуждение и другие. Главной их особенностью является обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, чувствам и поведению. Рассмотрим некоторые из них более подробно.

Убеждение базируется на аргументированном и логическом воздействии на психику человека для достижения поставленных целей, снятия психологических барьеров, устранения конфликтов в коллективе. В широком смысле убеждением считается процесс межличностного взаимодействия двух сторон, в котором одна сторона стремится склонить другую сторону принять конкретную точку зрения, позицию или добиться согласия на определенный курс действий. В результате убеждения предлагаемая другой стороне позиция, становится ее собственным мотивом поведения. Способность влиять путем убеждения зависит от ряда факторов:

- консультант должен заслуживать доверия;

- его аргументация должна учитывать интеллектуальный уровень клиента (она не должна быть слишком сложной, но и не должна быть чересчур упрощенной);

- цель, которую ставит перед собой сотрудник службы, не должна противоречить системе ценностей его собеседника;

- если черты характера и поведение консультанта нравятся клиенту, его аргументы будут восприниматься намного лучше и благожелательнее.

Самое большое преимущество убеждения заключается в том, что клиент, согласившийся с аргументами консультанта благодаря влиянию убеждения, становится абсолютным сторонником их общей идеи и в дальнейшем в сотрудничестве с ним не возникнет трудностей.

Использование феномена авторитета консультанта. По критерию авторитетности человек решает вопрос о доверии к собеседнику. Если консультант признается не авторитетным, его воздействие может не иметь успеха, если же авторитет у него есть - тогда коммуникация будет эффективной. Обычно принято считать, что авторитетность источника информации может устанавливаться по таким параметрам, как надежность, компетентность, привлекательность, искренность, объективность и т.п. Чем больше клиент доверяет консультанту, тем больше его надежность. Интересный факт, выявленный в исследованиях влияния авторитета консультанта, состоит в следующем. Оказалось, что если клиент доверяет консультанту, то он очень хорошо воспринимает и запоминает его выводы и практически не обращает внимания на ход рассуждении. Если же доверия к консультанту меньше, то к выводам клиент относится прохладнее, зато очень внимателен к аргументам и ходу рассуждения.

Метод Сократа основан на стремлении предупредить возможные случаи, когда бы клиент сказал «нет». Как только он скажет «нет», его очень трудно повернуть в обратную сторону. Метод назван именем древнегреческого философа Сократа, который часто пользовался им, стараясь вести беседу так, чтобы собеседнику было легче сказать «да». Как известно, Сократ непременно доказывал свою точку зрения, не вызывая со стороны оппонентов не только явного негодования, но даже самых незначительных негативных реакций.

Намек. Прием косвенного убеждения посредством шутки, иронии и аналогии. В некотором смысле формой намека может быть совет. Сущность намека состоит в том, что он апеллирует не к сознанию, не к логичному рассуждению, а к эмоциям. Поскольку намек таит в себе потенциальную возможность оскорбления личности собеседника, то пользоваться им лучше всего в ситуации конкретного настроения. Критерием меры здесь может выступить прогнозирование самопереживания: «Как бы я сам чувствовал себя, если бы мне подавали подобные намеки?»

Похвала является позитивным психологическим приемом воздействия на человека и оказывает более сильное воздействие, чем осуждение. В.А. Сухомлинский считал, что у людей необходимо побуждать чувства гордости за свои достижения, подбадривать при встрече с трудностями, вселять уверенность в возможности их преодоления.

Совет. Психологический метод, основанный на сочетании просьбы и убеждения, часто применяемый во взаимоотношениях консультанта и клиента. Но в этом случае необходимо помнить, что консультирование не предполагает «раздачу советов». Совершенно недопустимо понимать консультирование как выдачу готовых рецептов одним человеком другому. Сотрудник консультационной службы должен воздерживаться от менторской роли. Главная цель консультанта - помочь клиенту научиться принимать решения самостоятельно.

Подражание является способом воздействия на отдельного клиента или социальную группу путем приведения положительного примера из опыта соседа или любого другого сельского товаропроизводителя, образец поведения которого является примером для других.

Побуждение. Позитивная форма морального воздействия на человека, когда подчеркиваются положительные качества клиента, его квалификация и опыт, уверенность в успешном выполнении работы, что позволяет повысить значимость товаропроизводителя в своих глазах.

Мы рассмотрели только несколько приемов, воздействующих на эмоционально-волевую сферу человека. Все эти приемы обращены к потребностям, интересам и переживаниям клиента. Используя данные приемы, консультант актуализирует не только ресурсы» находящиеся под контролем сознательной сферы, но и подсознательные ресурсы. Как известно, возможности подсознания огромны, и часто их использование ограничено только нашим сознанием. Чем большими возможностями обладает каждый сотрудник службы, тем эффективнее будет его деятельность, тем сильнее команда как единое целое.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных