ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Берестяные грамоты и развитие актовВажное место в изучении актов на раннем этапе письменного оформления договоров занимают берестяные грамоты XI — XV вв., первая из которых была найдена археологами в Новгороде 26 июля 1951 г. Понятие «берестяные грамоты» сегодня объединяет разнообразные по содержанию тексты. Этот материал можно рассматривать как прообраз многих видов письменных исторических источников, получивших развитие на пергаменной и бумажной основах. Среди берестяных грамот встречаются тексты, которые содержат формулы, свойственные некоторым разновидностям актов. Например, почти полностью сохранилось «рукописание» Марии, датируемое первой четвертью XV в. (№ 692). В Новгороде рукописанием называли духовную грамоту, или завещание. Если сравнить завещание Марии с самой ранней новгородской духовной грамотой на пергамене, то можно увидеть, с одной стороны, без- условную краткость грамоты Марии, но с другой — присутствие в ней традиционных для завещаний формул: Духовная Климента (не позднее 1270 г.) Берестяная грамота № 692 (вторая половина XIV в. — начало XV в.)
«Во имя Отця и Сына и Свята-го Духа. Се аз раб божий Климянт даю ру-кописанье Святому Гергью и игумену Варламу и всей братье...Даю за все то два села... А ты, Варламе, исправи, того деля написах, зан да не было у мене брата, ни сыну...»5. «Во имя Отця и- Сына и Святаго Духа. Се (аз раб б(ож)ия) Мария, отходя сего света, пишу руко-писа(ние при) своем животе. Приказываю остагоко свои (= = =) своему Максиму, зандо семь пуста. Пусти его ты(мъ) по мне помянет». Оба текста начинаются с так называемого богословия. В качестве последнего в завещаниях часто писался оборот «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». Затем в текстах следует имя завещателя «Се аз, раб божий (такой-то)». Далее в грамоте Марии есть формула «отходя сего света пишу (даю) рукописание при своем животе», указывавшая обстоятельства составления документа. В духовной Климента эта формула дана в кратком варианте — «даю рукописание». Различия могут быть объяснены тем, что духовная Климента представляет собой более ранний текст, в котором не все необходимые обороты получили свое развитие. Оба текста имеют самоназвания. Термин «рукописание» отмечается и в более ранней грамоте № 689, датируемой второй половиной XIV в.: «По рукописанию възяле рубель а прочи рукописания...» Упоминаемое здесь завещание не обязательно должно было быть написанно на бересте, но несомненна связь этой хозяйственной записи о расходах по духовной с текстом самого завещания. Распоряжения обоих завещателей вводились в тексты оборотами: «а приказываю...» («а даю...»), за которыми следовало перечисление завещаемого имущества. При этом в пергаменной духовной Климента распоряжения относительно движимого и недвижимого имущества зафиксированы очень подробно. В грамоте Марии подобного перечисления не было. Это наблюдение не опровергает даже небольшая утрата текста. В конце обоих завещаний приведено объяснение, почему отданы именно такие распоряжения: у Климента не было наследников мужского пола, и он не мог оставить недвижимость своей жене, которая, как следует из текста, «пострижеться в чернице», а Мария, по-видимому, не имела наследников вообще. Таким образом, самая главная часть в духовной — условия завещания — не отражены в берестяной грамоте № 692. По всей видимости, запись на бересте была сделана «для памяти». Имея много общего, акты на пергамене и на бересте развивались по-разному. Береста не могла стать основой для развития актов и других видов источников. Причина этого кроется в свойствах писчего материала, не позволявших включать новую информацию в сложившиеся краткие варианты текстов. Краткость «берестяных» текстов договорного характера при существовании развернутых текстов на пергамене или бумаге позволяет предположить, что они представляют собой не официальные акты, оформленные по всем правилам, а записи «для памяти». По мнению некоторых исследователей, краткая и четкая структура этих записей со всеми присущими конкретному акту формулами позволяет утверждать, что письменная форма фиксации сделок длительное время сосуществовала со словесно-процедурным действием. В результате дальнейшей специализации письменных текстов, обусловленной государственной и общественной потребностями, а также перевода с середины XIV в. письменности на бумагу, ускорился процесс развития формуляра акта, выразившегося во внесении в текст договора новой информации, необходимой для контрагентов и власти. Значение берестяных грамот в источниковедении велико и по той причине, что они дают новые аргументы при обсуждении проблемы генезиса русского частного акта. В источниковедении существует дискуссия о времени и месте появления частных актов. Различие мнений было порождено тем, что, во-первых, древнейшие акты сохранились в позднейших списках; во-вторых, в актах не ставилась дата оформления сделки или составления документа. Практика простановки даты в частных актах стала обязательной только с конца XV в. Так, С.Н.Валк (1887 — 1975) считал, что частные акты прежде появились в Новгороде в XIII в. и только в XV в. в Северо-Восточной Руси. Его оппонентом выступил М.Н.Тихомиров, который относил появление частных актов к XII в. Обработав значительный массив печатей, которые привешивались к документам, косвенные аргументы в поддержку гипотезы Тихомирова нашел В.Л.Янин. Исследователь сделал вывод о том, что сохранившиеся буллы принадлежали и частным актам XII в. Результаты изучения берестяных грамот усиливают позиции тех исследователей, кто придерживается мнения о достаточно раннем появлении частных актов. Ряд берестяных грамот позволяет обнаружить следы более ранних письменных актов, чем те, которые сохранились. Берестяная грамота № 53 (10-30-е гг. XIV в.) упоминает «список с купной грамоты», косвенно подтверждая более раннее существование письменно оформленных купчих с их отличительными чертами. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|