Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Публично-правовые акты: основные разновидности




К числу публично-правовых актов относятся международные договоры; княжеские договоры: а) между князьями и Новгоро-


дом; 6) между великими и удельными князьями; в) между кня­зьями и церковью; г) между верховной властью и отдельными светскими феодалами или духовными корпорациями.

Грамоты по внешнеполитическим вопросам. Древнейшие рус­ские публично-правовые акты возникли в сфере внешней полити­ки. Это договоры Руси с Византией 911, 944 и 971 гг. Их тексты сохранились в составе Повести временных лет второй редакции. Договоры заключались по процедуре византийской и языческой. Тексты договоров в летописном варианте представляют собой переводы с греческого языка.

В период феодальной раздробленности самостоятельные госу­дарственные образования поддерживали договорные отношения с Западом. Активно проявлял себя во внешнеполитической области Великий Новгород. За период с конца XII в. до 1466 г. сохрани­лось около 20 договоров и проектов договоров Новгородской фе­одальной республики с Готландом, Любеком, ганзейскими города­ми, Ливонским Орденом. Соглашения касались торговых, полити­ческих и других вопросов. В 1323 г. новгородский князь Юрий Данилович заключил со Швецией так называемый Ореховецкий договор, который почти на два столетия определил новгородско-шведскую границу. Условия Ореховецкого договора подтвержда­лись дважды, в 1339 и 1351 гг. В письменном виде оформлялись договоры Новгорода с Великим княжеством Литовским.

Свои внешнеполитические связи оформляло договорами и Смоленское княжество. В 1229 и 1230 — 1240 гг. Смоленск заклю­чил соглашения с Ригой и Готским берегом.

Договорные грамоты Великого Новгорода с великими князь-ми. Особое политическое устройство Новгородской феодальной республики предусматривало письменное оформление условий, на которых новгородцы приглашали князей на службу. Приглашен­ные князья были из Твери, Литвы, Москвы. Содержание заклю­ченных с ними договоров касалось условий, на которых князь участвовал в управлении Новгородской землей, и его прав.

Самая ранняя из дошедших договорных грамот Новгорода с приглашенным князем датируется серединой 60-х годов XIII в. Это грамота с тверским великим князем Ярославом Ярославичем. Последний договор подобного рода, заключенный Великим Нов­городом в период независимости, был оформлен грамотой 1471 г. об условиях, на которых московский великий князь Иван Васи­льевич должен «держати» Новгород.

Докончальными грамотами (от древнерусского слова «докон-чание» — договор) назывались договоры между великими князья­ми, великими и удельными князьями. Для наименования догово­ров русских царей с главами других государств термин использо­вался и позднее, в XVII в.

Самая ранняя из известных сегодня междукняжеских договор­ных грамот возникла в XIV в. Это докончание 1350/1351 г.


между великим князем Семеном Ивановичем Гордым и его удель­ными братьями — князьями Иваном и Андреем Ивановичами. Большое число междукняжеских договоров оформлялось в усло­виях феодальной войны второй четверти XV в., когда актуальным для князей стал вопрос о военных и политических союзах. Пос­ледняя договорная грамота была составлена в 1531 г., она офор­мила соглашение между великим московским князем Василием III и дмитровским князем Юрием Ивановичем.

В докончаниях оформлялись вассально-сюзеренные отношения князей, поскольку в них фиксировалось старшинство одного князя («брат старейший») и подчиненность другого («брат молод-ший»). Например, докончание великого князя Дмитрия Иванови­ча и великого князя рязанского Олега Ивановича, заключенное около 1382 г., имеет такое характерное начало: «По бл(а)госло-вен(ь)ю отца н(а)шего Киприяна, митрополита всея Руси, на сем, братъ стареиши, княз(ь) велики Дмитреи Иванович, и брать твои, княз(ь). Володимеръ Андреевич, целуйте ко мне кр(е)стъ, къ своему брату к молодшему, ко князю к великому к Олгу Ива-новичю»6.

Грамоты содержали разнообразные договорные статьи: о воен­ной помощи, владении территориями, статусе различных катего­рий населения, праве отъезда бояр и вольных слуг, порядке взи­мания пошлин и уплаты «выхода» — ордынской дани.

Формула заключения договора и присяга на верность в соблю­дении соглашения выражалась в тексте докончания словами: «...целовали есмы межи собе крест...»

Жалованные грамоты появились на Руси в XII в. Древней­шей жалованной грамотой, сохранившейся в оригинале, является пергаменная грамота великого киевского князя Мстислава Влади­мировича и его сына новгородского князя Всеволода. В ней за­фиксировано пожалование братии Юрьева монастыря села Буйце вместе с иммунитетными правами на землю.

У этой грамоты еще не развит формуляр, в нем нет, в частнос­ти, даты. В источниковедении предложено несколько вариантов ее датировки. С учетом времени пребывания Мстислава Владимиро­вича на киевском престоле грамота датируются широко — перио­дом с 1125 по 1132 гг. Попытки сузить датировку опираются на известие новгородских летописей о том, что до 1128 г. игуменом в Юрьеве монастыре был Кирияк. Следовательно, грамота, дан­ная на имя игумена Исайи, возникла уже после этого года. Один из первых исследователей грамоты И.И.Срезневский (1812 — 1880) датировал ее ИЗО г., так как Всеволод после похода в этом году на чудь «ходи Кыеву к отцю» и вместе с отцом дал жалован­ную грамоту. Другие исследователи находят иные события в жизни Мстислава Владимировича, позволяющие датировать гра­моту. Так, Т.В.Рождественская считает, что в 1128 г. киевский князь приезжал в новгородский Юрьев монастырь по случаю по-

4 - 394 97


^^^^^^^^н


ставления Исайи игуменом, поэтому и относит жалованную грамо­ту к 1128 г.

В период феодальной раздробленности жалованные грамоты выдавались во многих княжествах: Рязанском, Тверском, Яро­славском, Московском и др.

На начальном этапе выдача жалованных иммунитетных грамот в определенной степени свидетельствует о слабости государствен­ной власти, поскольку вместе с землей она передавала вотчиннику собственные права на сбор государственных доходов и суда над людьми, проживавшими на территории вотчины.

В условиях Русского централизованного государства верхов­ная власть, укрепляясь, стремилась ограничить права вотчинни­ков на территории их владений, поэтому уже в XVI в. предпри­нимались попытки приостановить выдачу жалованных грамот. В отношении светских вотчинников постепенно это удалось сделать, но на вотчины церковных феодалов жалованные грамоты выдава­лись и в XVII в.

В ранних жалованных грамотах нет детализации податного и судебного иммунитета. Жалованные грамоты XIV — начала XV вв. бессрочно освобождали только от дани. В дальнейшем список по­боров, от которых отказывался верховный правитель в пользу вотчинника, разрастался. Теперь у власти появились варианты различных сочетаний привилегий, которые она предоставляла землевладельцам. С конца XV в. стали освобождать бессрочно от основных прямых налогов и пошлин: дани, ямских денег, тамги, посошной службы, а с середины XVI в. полоняничных и писчаль-ных денег. Грамоты, бессрочно освобождавшие вотчину от всех или части этих налогов и пошлин, называются жалованными тар­ханными. Жалованная льготная освобождала от уплаты государ­ственных податей на оговоренный в грамоте срок. Жалованные тарханно-оброчные заменяли совокупность повинностей, падав­ших на феодальное владение, единой суммой оброка, уплачивае­мого в заранее установленный срок, и т.д. Судебный иммунитет предоставлялся жалованными несудимыми, «бережельными» и другими грамотами. Жалованные обельно-несудимые сочетали ос­вобождение от второстепенных поборов в пользу великого князя с привилегиями судебного характера.

Княжеские духовные грамоты. Самыми ранними княжескими завещаниями являются два «рукописания» владимиро-волынского князя Владимира Васильковича около 1287 г., сохранившиеся в тексте Ипатьевской летописи. Факт составления духовной для каждого наследника (брата и жены князя) свидетельствует о не­развитости завещаний как разновидности актов. Позднее все рас­поряжения завещателя как в публично-правовом, так и в частном документе оформлялись в едином тексте, независимо от количест­ва наследников.


Духовные грамоты великих и удельных князей Северо-Восточ­ной Руси создавались с XIV по XVI вв., однако сохранились гра­моты только князей московского дома. Духовные грамоты москов­ских князей появляются с конца 20-х или конца 30-х гг. XIV в. За период с 1327 г. (или 1339 г.) по 1375 г. их известно четыре, при­чем духовные Ивана Калиты и Ивана Красного дошли в двух ва­риантах. Все шесть текстов сохранились в подлинниках. В пись­менном тексте существо договора передают формулы: «...целым своим умом пишу душевную грамоту...» и «...даю ряд...». Заметим, что такие же формулы характерны для завещаний частных лиц.

Поздней сохранившейся княжеской духовной является завеща­ние Ивана Грозного 1572 г., которое по своему содержанию близ­ко к публицистическому сочинению.

Духовные грамоты составляли и удельные князья. Последняя такая грамота — завещание углицкого князя Дмитрия Ивановича Жилки (1521 г.).

Древнейшие уставные грамоты реконструируются на основе церковных уставов. Как уставные грамоты, так и церковные уста­вы касались взаимоотношений светской и церковной властей и от­ражали земельные, финансовые и иные интересы государства и церкви.

Результаты реконструкции уставных грамот, проведенной Я.Н.Щаповым, таковы. Первая уставная грамота князя Владими­ра Святославича предоставляла в 995 г. или 996 г. десятину толь­ко церкви Богородицы. Следующая уставная грамота князя Вла­димира о церковных судах, относившаяся ко всем русским епи-скопиям, была выдана до 1011 г. На основе обеих грамот возник древнейший текст церковного устава Владимира, распространив­шего действие этих постановлений на все русские земли.

Выдача второго церковного устава князя Ярослава Владими­
ровича о церковных судах датируется периодом между 1051 и
1054 гг. Некоторые исследователи считают, что, как и устав Вла­
димира, устав Ярослава имел предшественником уставную грамо­
ту — договор князя с первым русским митрополитом Иларионом.!
Об этом говорит начальная формула архетипа устава «Се аз,
князь великыи Ярослав, сын Володимерь, по данию отца своего
съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил семь гречьскыи
номоканун...»7. Устав, подвергшийся переработке в последующие
периоды, также как и церковные уставы, выданные впоследствии
в Смоленске, Новгороде, по своему назначению, содержанию,
форме были ближе к законодательным документам, чем договор­
ным. Уставы иногда называют кодексами, судебниками. Таким
образом, уставные грамоты играли роль нормативных источников
для последующих кодификаций законов.

К середине XVI в. область возникновения публично-правовых договоров и актов, их оформлявших, несколько сузилась. Завер­шение государственно-объединительного процесса и установление

•»' 99


власти московского великого князя над всеми русскими землями как «государя всея Руси» упразднили, например, необходимость регулировать с помощью договоров отношения, с одной стороны, великого князя, а с другой — удельных князей. «Самодержавст-во», утвердившееся в это время, понималось современниками как неограниченная власть монарха, независимого от своих поддан­ных. В новых исторических условиях механизмами, регулирую­щими отношения верховной власти с различными категориями на­селения, стали законодательство и административное управление, представленное приказной и местной системами государственных учреждений. В связи с этим возросло значение нормативных и распорядительных материалов, исходивших от имени царя. Если говорить о совокупности материалов договорного характера, то в дальнейшем изменилось количественное соотношение публично-правовых и частных актов в пользу последних.

4. Частные акты: основные разновидности

Частые акты обязаны своим происхождением развитию сферы социально-экономических отношений. По мере ее развития росло разнообразие как объектов сделок частных лиц (земля, движимое и недвижимое имущество, деньги, люди, капиталы и т.д.), так и условий, на которых достигалась договоренность контрагентов. Сохранившийся корпус частных актов отражает это разнообразие.

Большинство частных актов, возникших до конца XV в., свя­зано с перераспределением земельного фонда. Письменно офор­мленные договоры, объектом которых была земля, раскрывают процесс образования феодальной собственности на землю, пока­зывают различные пути формирования этой собственности и т.д.

Переход земли от одного лица к другому, а также закрепление права собственности нового владельца фиксировали данные, куп­чие и меновные грамоты. Акты этих групп фиксировали разные формы перехода земли от одного владельца к другому и условия, на которых сделки совершались.

Когда переход осуществлялся в виде дара, тогда сделка офор­млялась данной (или вкладной) грамотой. Дарителями здесь вы­ступали светские лица, а получавшими дар — церкви, монастыри. Эти вклады были одним из основных путей формирования цер­ковного и монастырского землевладения.

О времени появления данных грамот в источниковедении нет единой точки зрения. Некоторые исследователи древнейшей дан­ной грамотой считают новгородскую данную игумена Антония Римлянина. Основываясь на годе смерти вкладчика, они датиру­ют грамоту не позднее 1147 г., хотя она сохранилась в списке вто­рой половины XVI в. В настоящее время данную грамоту Антония Римлянина или считают подделкой (С.Н.Валк, Ю.Г.Алексеев), или ее составление относят к более позднему периоду — между концом XIII и серединой XIV в. (В.Л.Янин), или, признал ее


раннее происхождение, объясняют позднюю терминологию, про­тиворечащую XII в., позднейшим поновлением текста при его ко­пировании (М.Н.Тихомиров).

Данные грамоты на землю оформлялись до 80-х гг. XVI в., когда законодательно были запрещены земельные вклады в мо­настыри.

Эта разновидность грамот начинались формулой: «Се аз (такой-то) дал есмь в дом (название монастыря) игумену с бра­тьею...»

Если земля покупалась, то эта форма приобретения недвижи­мости фиксировалась в купчей грамоте. В сделке типа купля-про­дажа с обеих сторон могли участвовать как светские, так и духов­ные лица. Купчие грамоты на землю сохранились начиная со вто­рой половины XIV в.

В тексте купчей существо сделки передавала фраза: «Се аз (такой-то) купил семи (то-то)...»

Обмен землей отражался в меновной грамоте. Первые менов-ные грамоты появились во Пскове в XIV в., а со второй четверти XV в. распространялись и в Северо-Восточной Руси. Характер сделки передавала письменная формула: «Се аз (такой-то) проме-нил есми (такому-то) свою вотчинку...»

Тексты этих трех групп актов близки по форме и отчасти со­держанию. В них назывались обе стороны, участвовавшие в сдел­ке, ее объект и условия. В удостоверительной статье грамот пере­числялись свидетели (послухи) оформления документа, назывался писец грамоты, позднее стали помещаться дата и замечание о печати.

Помимо статей, характеризующих суть сделок, главные разли­чия касались конкретных условий передачи земли новому собст­веннику. В данной грамоте сторона, получавшая вклад, была обя­зана поминать умерших родственников дарителя. В одних грамо­тах это условие обозначено кратко, в других внесено уточнение о том, что имена должны быть записаны в синодик. Особенностью позд­них текстов данных грамот является указание в них прежних вла­дельцев и условий, на которых была получена земля дарителем.

В купчей грамоте обязательно указывалась сумма, выплачен­ная продавцу земли. В текстах купчих XVI в. стала записываться обязанность продавца «очищать» землю, т.е. при возникновении претензий третьих лиц на землю доказывать свое право на ее про­дажу и освобождать покупателя от судебных издержек. Это обяза­тельство свидетельствовало о значительном развитии процесса от­чуждения земли, многократной смене землевладельцев и желании покупателя обезопасить себя в случае появления третьих лиц, пре­тендовавших на купленную землю. «А у кого выляжет на ту н(а)шю вотчину купчая или кабала, или запис(ь), или иная какая крепость нибуди, и нам та своя вотчина очищати, а протопопа Гри-гор(ь)я з брат(ь)ею в той своей вотчине не довести ни которого убытка. А что ся протопопу Григор(ь)ю з 6рат(ь)ею в той н(а)шеи

 

вотчине учинит убытка, и нам ему те убытки платити» — таким образом, например, письменно оформлена в 1569/1570 г. догово­ренность об «очищении» вотчинной земли в Боровском уезде, про­данной фамилией Раковых «в дом Михаилу Арханилу, что на Москве на площади в старом городе, арханилскому протопопу Григор(ь)ю Иванову с(ы)ну з брат(ь)ею...»° В купчих может встре­титься запись о праве покупателя поступать с землей по своему ус­мотрению, или отчуждение продавца от земли навечно.

Крупные землевладельцы собирали свои владения в течение многих лет в результате и других сделок, которые оформлялись закладными и деловыми (дельными, раздельными) грамотами.

Закладные грамоты, которые появились еще в период фео­дальной раздробленности в начале XV в., оформляли получение денежной суммы в долг под заклад (залог) земли. В качестве за­емщиков выступали и феодалы, и крестьяне, и церковнослужите­ли. Закладные грамоты обычно начинались формулой: «Се аз (такой-то) занял есми у (такого-то) (столько-то) денег, а в тих деньгах заложил есми... (наименование земли)». Важным пунк­том в условиях такой сделки был срок, на который брались день­ги взаймы. В закладной грамоте он обычно обозначался церков­ными праздниками. Кроме того, закладная часто содержала спе­циальные указания на размер процентов («рост») или на способ их взимания, на права кредитора во время залога и в случае не­выкупа должником своих земель в срок.

Деловые грамоты фиксировали раздел вотчины светского фео­дала между его наследниками. Эти акты были тесно связаны с ду­ховными грамотами, в которых завещатель отдавал распоряжения относительно всего своего движимого и недвижимого имущества. Но в дельной грамоте отражен раздел только земли в соответст­вии с распоряжением завещателя. Раздел земли в дельной грамоте мог быть расписан более подробно, чем в духовной.

Развитие товарно-денежных отношений и связанный с ним процесс формирования категорий несвободных людей отражен во многих разновидностях частных актов, среди которых полные грамоты, служилые кабалы, порядные, ссудные грамоты, жилые записи и др. В историографии на основе этих грамот изучалось происхождение крепостного права, экономическое положение раз­личных категорий крестьян и т.д.

Полные грамоты регистрировали один из вариантов купли-продажи, и ее объектом являлись люди.

Первые сведения о полных грамотах относятся к XV в. Пока выявлены две подлинные полные грамоты — 1494 г., составлен­ная в Суздале, и 1511 г., написанная в Пскове. Другие полные грамоты сохраняются в списках конца XVI в. в новгородских так называемых записных книгах старых крепостей. Последняя из­вестная сегодня полная грамота датируется 1554 г.


Название этой группы грамот происходит от слова «полница», употребленного в тексте для обозначения перехода свободного че­ловека в полное холопство («в полницу»). В полное холопство человек продавал себя сам (или его продавали) за определенную денежную сумму. Существо данной сделки передавала фраза «Се аз (такой-то) купил семь (такого-то) в полницу себе и своим детем... на нем полтора рубли. А продал семи по своей воле без пристава...»

«Докладными» полными назывались грамоты о самопродаже людей «в полницу», совершенной с доклада наместнику.

С начала XVI в. и до конца XVII в. похолопление оформля­лось новой разновидностью актов — служилыми кабалами. Каба­ла — слово, которое обозначало письменное долговое обязатель­ство, долговую расписку. Служилые кабалы фиксировали заем денег с обязательством должника «служити по вся дни и всякое дело делати» «во дворе» заимодавца. В отличие от закладных в заемных кабалах заем не обеспечивался закладом земли. Поэтому заемные кабалы заключались с представителями тех социальных слоев, которые не располагали свободно отчуждаемой землей. В роли кредитора мог выступать светский или церковный феодал, а в роли заемщиков — монастырские слуги, крестьяне, посадские люди. Поступавший в кабалу заемщик имел право после погаше­ния долга выйти из кабалы, однако такая возможность реализо­вывалась редко.

С конца XV в. получают распространение акты крестьянского поряда, т.е. акты, оформлявшие поступление в крестьяне к част­ному феодалу. Это оброчные, порядные, ссудные грамоты.

Оброчные грамоты оформляли отношения между феодалом и крестьянином, который получил от этого феодала землю для об­работки. Акты появились с конца XV в. Они начинались форму­лой: «Се аз (такой-то) дал есми на оброк...» Далее описывалась земля, размер ренты частному феодалу, которую должен был уп­латить крестьянин с этой земли. Арендаторами вотчинной земли выступали и другие сословия.

Порядные записи дошли до нас по преимуществу из северных монастырей. Свое название документ получил от слова «ряд» (до­говор). Такое же наименование договора было известно и в период феодальной раздробленности в Новгородской феодальной респуб­лике, где рядная фиксировала договор между двумя сторонами по какому-либо спорному делу, заключенный либо «полюбовно» без суда, или согласно судебному решению. Самой ранней рядной счи­тается псковская рядная Тешаты и Якима 1266—1291 гг.

Сравнение рядной периода феодальной раздробленности и по­рядной записи периода Русского централизованного государства показывает, что эти акты, несмотря на похожесть их наименова­ний, отражают различные договорные отношения.


На Северо-Востоке в XVI —XVII вв. порядная оформляла вступление в феодальную зависимость обедневших и обезземеленных крестьян. Порядные заключали также церковнослужители (дьяч­ки, попы). Порядчик обязывался освоить выделенный ему земель­ный надел и после этого нести повинности в пользу землевладельца, а феодал давал на определенный срок льготу по оброку и барщине.

Особенностью содержания порядных грамот является подроб­ное перечисление повинностей крестьян, садившихся на чужой земле. Порядные имеют следующие составные элементы: 1) кто поряжается; 2) к кому; 3) на какой участок; 4) с какого времени и на какой срок; 5) подмога (натуральная или денежная субсидия); 6) условия эксплуатации участка; 7) трудовые повинности и пода­ти в пользу феодала; 8) государственные повинности; 9) неустой­ка в случае невыполнения поставки; 10) удостоверительная часть.

Порядные записи по сути своей договоры в чистом виде, но они не получали удостоверения в государственных учреждениях. Существует мнение о том, что они являются внутренней докумен­тацией монастырей. В формуляре отсутствует указание на пошли­ны за совершение сделки. В качестве писца порядных могли вы­ступать или монастырский дьячок, или больничный старец и т.д. Местом хранения порядных являлась монастырская «казна».

Порядные записи оформлялись иногда в двух экземплярах. Сначала порядная оформлялась от лица монастырского собора, а затем составлялся крестьянский «противень» порядной.

Получив порядную, крестьяне еще давали накладное письмо. Назначение покладного письма состояло в том, чтобы при воз­можном отказе крестьянина от условий «ряда» или утрате им «противеня», можно было предъявить документ, исходящий от самого рядившегося крестьянина.

Приведем образец покладного письма 4 февраля 1671 г.: «Се аз Богословской вотчины Пинежской волости монастырской крес­тьянин Иван Артемьев сын Осокин дал семи сие покладное пись­мо того ж Богословского монастыря в казну игумену Ионе да ке­ларю старцу Сергию, да казначею старцу Матфею з братнею в том, что оне, игумен Иона з братнею, в нынешнем 179 году поря­дили меня, Ивана, в свой монастырской пашенной починок на Бе-резнике, где преж сего жил я ж, Иван. И тому у меня, Ивана, от них порядная следует.

И как им, игумену Ионе з братею, та порядная смотрить пона: добитца, и мне, Ивану, та порядная им смотреть давать, за собой не таить, да в том я, Иван, им, игумену Ионе и всей братии Богослов­ского монастыря, в Богословскую казну сие и покладное писмо дал.

На то послуси отец мои Иванов родной Артемей Никитин сын Осока.

Писал сие писмо по его Иванову велению в Богословском мо­настыре казенной дьячек Оська Степанов.

179-го году (7179 г., т.е. 1671 г.) февраля в 4 день»9.


Появление покладного письма как документа, констатировав­шего только факт заключения порядной и некоторые новые усло­вия, касающиеся самого документа (не таить порядную, при необ­ходимости показать ее монастырю), отражает стремление феода­лов фиксировать информацию о сделках как можно в большем числе документов и использовать их для удержания крестьянина в собственном владении.

Ссудные грамоты появились с 20-х гг. XVII в. Ими оформля­лась выдача денежной ссуды вступавшему в крестьяне. Получив ссуду, порядчик должен был «жить... безвыходно», без отсрочек платить оброк, нести тягло, трудиться на хозяина.

В период становления и существования крепостного права (конец XVI — середина XIX вв.) возникли новые сделки, объек­тами которых стали холопы и крестьяне. Акты, оформлявшие эти сделки, регулировали обмен и распределение крестьян и холопов. В конце XVI в. появились так называемые поступные (от слова «поступиться», т.е. уступить) грамоты. В них владелец беглых крестьян уступал их другому феодалу, у которого крестьяне жили «в бегах».

Крестьяне без земли стали объектом купли-продажи с середи­ны XVII в. Эти сделки оформлялись в купчих на крестьян.

Отпускные грамоты освобождали кабальных людей, холопов, крестьян от личной зависимости. Они появились в XVII в.

Купчие, отпускные акты на крестьян просуществовали до от­мены крепостного права в 1861 г.

Жилая запись была прообразом договора найма рабочей силы, но в условиях господства крепостнических отношений найм носил полукабальный характер. Распространяется она с начала XVII в., самая ранняя запись датируется 1607 г. В текст жилой записи вносились, как правило, сведения о сумме денежной оплаты труда человека, дававшего на себя запись, и сроке, в течение которого хозяин будет пользоваться его трудом. Кроме того, записывались обязательства нанимавшегося выполнять оговоренную в жилой за­писи работу и не приносить хозяину убытков. Самостоятельными пунктами условий были записи о характере дополнительного воз­награждения труда, а также обозначение неустойки в случае неис­полнения договора.

В XVII в. зарождаются и в дальнейшем получают большое распространение акты трудового и имущественного найма, акты на совместное предпринимательство и т.д.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных