ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. Приемы изучения делопроизводственной документацииДля успешной работы с материалами делопроизводства надо помнить несколько основных положений. Во-первых, то, что адекватно понять значение каждого отдельного документа возможно лишь зная ту систему, в которой он возник. При этом нужно учитывать, что любая система документации включена в другую, более общую. Так, делопроизводство одного из департаментов министерства — звено документации министерства в целом, а эта последняя — составляющая государственного делопроизводства. Во-вторых, известно, что комплекс делопроизводственной документации в силу разных причин никогда не сохраняется полностью. В том числе и потому, что потребность в некоторой части документов, обеспечивающих функционирование учреждений, со временем пропадает и ее перестают хранить. Но в то же время складывается определенное ядро документов, подлежащих долговременному хранению. Это обуславливает возникновение архива (департамента, министерства, ведомства и т.д.), что для историка создает возможность использовать сохранившуюся документацию как исторический источник. К тому же, так как делопроизводственная документация обычно существует в нескольких экземплярах и вариантах, при утрате какого-либо конкретного документа в составе одной системы вполне возможно обнаружение его в других, с ней связанных. В-третьих, поскольку делопроизводство — система, где отдельный документ составляет только ее звено, происходит перелив информации из документа в документ. Это позволяет исследователю узнавать о содержании несохранившихся документов, и утрата отдельного документа не ведет к полной утрате информации. Например, в делопроизводстве российского МИД действовали правила регистрации в специальных журналах получаемых и отправляемых телеграмм, писем, депеш, а сама получаемая корреспонденция вкладывалась в двойной лист («шемиз» — «рубашка» — фр.\ на котором обозначались: дата, место, отправитель и краткое, в несколько слов, содержание документа. Таким образом, даже при утрате самого документа можно установить суть его содержания. Вот почему знание закономерностей движения документов внутри системы и между системами позволяет исследователю вести целенаправленный поиск нужной ему информации. Покажем некоторые приемы изучения материалов делопроизводства на конкретных примерах. В межгосударственных отношениях и дипломатической деятельности слово — устное и письменное — играет исключительно важную роль. Произнесенное от имени государства, оно становится фактом международной жизни. Поэтому так внимательно прислушиваются современники к тому, что говорят государственные и политические деятели в публичных выступлениях, будь то речь в парламенте или тост на официальном приеме. С полным основанием газета «Новое бремя» (которая в конце XIX — начале XX вв. зачастую использовалась российским МИД как официоз) ут- ю* 291 верждала: «Принято вообще, что предполагаемые к оглашению слова всех высокопоставленных ораторов бывают строго взвешены и обдуманы заранее, и ни в каком случае не произносятся под влиянием минуты». Поэтому любое публичное выступление тщательно готовится. Это касается и тоста — краткого приветственного выступления первого лица принимающей стороны и ответного выступления гостя во время протокольных мероприятий, устраиваемых по случаю официальных визитов зарубежных государственных и политических деятелей. Таким образом, тост как исторический источник является политической декларацией и элементом делопроизводства2. Тост произносится на протокольных приемах, например, на завтраке, после десерта, когда он съеден всеми гостями и после того, когда всем гостям налито шампанское; стоя или сидя в зависимости от местных обычаев. Тост становится своеобразным «политическим блюдом» на этих мероприятиях. Текст тоста, подготовленный в письменном виде, может быть зачитан; если хозяин или гость произносят его без письменного текста в руках, это не означает, что он не был подготовлен заблаговременно. Так, во время визита французской Северной эскадры в Кронштадт в 1891 г. император Александр III посетил 12 июля ее флагманский броненосец «Маренго» и произнес тост за процветание Франции. Он говорил без «бумажки», однако текст тоста предварительно был составлен. В делопроизводстве канцелярии российского МИД (в АВПРИ) нет свидетельств этого, но они есть в документах старшего советника МИД В.Н.Ламздорфа, хранящихся в его личном архиве (в ГА РФ). В приложениях к дневнику этого дипломата сохранились два черновых варианта текста, датированных 12 июля 1891 г. Позже тост Александра III на «Маренго» был опубликован в газете «Новое время». Сравнение с черновыми заготовками Ламздорфа позволяет установить, что царь произнес первый, более краткий вариант. Обычно тосты публиковались полностью или частично. Но они могли изыматься цензурой. Визит французской эскадры в Кронштадт был задуман правящими верхами России как политическая манифестация — ответ на укрепление Тройственного союза и отказ кайзера Вильгельма II возобновить в 1890 г. русско-германский секретный договор. Вместе с тем Петербург оставлял дверь открытой для переговоров с Берлином и старался не слишком далеко заходить в демонстрации симпатий к Парижу. Французская сторона, напротив, всячески подчеркивала политическое значение сближения с Россией. Цензор российского МИД Н.А.Греч с беспокойством сообщил Ламздорфу, что во время франко-русских празднеств в 1891 г. тосты командующего французской эскадрой А.Жерве становятся «все более определенными». Это легко проследить по их текстам, опубликованным в русских газетах. Но тост адмирала во время завтрака, который он дал на «Маренго» 15 июля и текст которого Греч переслал Ламздорфу, в газеты не попал. Ответный визит русской Средиземноморской эскадры в Тулон в 1893 г. состоялся после заключения между Россией и Францией дипломатического соглашения и военной конвенции. Русская сторона настаивала на сохранении в тайне как самого факта, так и сути договоренностей. Поэтому при подготовке визита был учтен опыт 1891 г. Из дневника Е.В.Богданович и воспоминаний Н.А.Епанчина известно, что при выборе командующего эскадрой Александр III распорядился прислать ему список контр-адмиралов с пометами: кто хорошо говорит по-французски, кто хуже, и кто хуже всех прочих. Это был Ф.К.Авелан. Именно он и был назначен с тем, «чтобы поменьше там болтал». Эта информация из документов личного происхождения подтверждается материалами делопроизводства. В инструкции, составленной для командующего эскадрой, предписывалось: «Посещению Тулона не следует придавать какое-либо особое политическое значение, и потому необходимо воздерживаться от речей и разговоров в подобном направлении». Такую нацеленность подтверждают и тосты, которые адмирал произносил на многочисленных празднествах в честь России. В первый же день визита Аве-лан признался, что с годами подзабыл французский и просил извинить его за то, что «лезет за словом в карман». Все его тосты в течение 14-тидневных празднеств немногословны, составлены в общих выражениях и свидетельствуют о том, что выбор императора оправдался. Оба адмирала — Жерве и Авелан — вероятно не готовили письменных текстов своих выступлений. Но в тех случаях, когда тосты произносят главы государств, дипломатический протокол предписывает несколько обязательных правил. Тост должен включать: приветствие в адрес гостя; общие положения, послужившие поводом для встречи; общепринятую форму пожеланий главе государства, процветания стране и народу. Хозяин посылает копию своего тоста гостю, чтобы тот мог подготовить ответ. Ответ, который на важной политической встрече обычно согласовывается заранее, содержит: благодарность за гостеприимство; выражение взаимной заинтересованности во встрече и заверения в дружеских чувствах; добрые пожелания главе государства, процветания народу и стране. Тост и ответ составляются на одном языке. Так как в XIX в. официальным языком международного общения являлся французский, тексты тостов составлялись на нем. Покажем, как это происходило. После коронации Николай II совершил в 1896 г. серию официальных визитов к главам европейских государств, побывав в Вене, Лондоне, Берлине и Париже, где вел переговоры о позици- ях заинтересованных сторон в ходе ближневосточного кризиса. На следующий год состоялись ответные визиты на высшем уровне. При подготовке к встрече австрийского императора Франца-Иосифа II в апреле 1897 г. министр иностранных дел М.Н.Муравьев доложил Николаю II, что австрийский посол в Петербурге получил конфиденциальное поручение из Вены осведомиться о тосте царя на торжественном обеде в честь императора австрийского и, если возможно, сообщить содержание этого тоста, чтобы император мог сообразовать с ним свой ответ. Сохранившаяся в фонде канцелярии российского МИД (в АВПРИ) документация (черновики, чистовики, варианты) позволяет проследить механизм выработки тоста. Резолюция царя содержала указание составить проект тоста «в одну фразу», основываясь на прецеденте тоста, произнесенного в Вене в 1896 г. Текст его, опубликованный газетой «Новое время», гласил: «Принося вашему величеству благодарность за любезную встречу, которую вы нам устроили, я пью за здоровье их величеств императора австрийского короля венгерского и императрицы королевы.» В канцелярии российского МИД был подготовлен проект тоста, в котором в косвенной форме нашла отражение суть договоренностей между Россией и Австро-Венгрией о взаимном обязательстве сохранять существующее статус-кво на Балканах. Текст показался Николаю II слишком длинным. Тогда было составлено два новых варианта. Первый: «Я поднимаю мой бокал в честь его величества императора и короля Франца-Иосифа, с которым меня объединяет искренняя дружба и полное сходство взглядов, основанных на принципах укрепления порядка, уважения права и упрочения всеобщего мира». Второй: «Я поднимаю мой бокал в честь его величества императора и короля Франца-Иосифа моего высокочтимого друга, присутствие которого среди нас является новым залогом поддержания всеобщего мира, столь драгоценного для народов, которыми господь доверил нам управлять». После стилистической правки окончательный вариант приобрел следующий вид: «Я поднимаю мой бокал в честь его величества императора и короля Франца-Иосифа моего высокочтимого друга, присутствие которого среди нас является новым залогом поддержания мира, столь драгоценного для всех народов». Сохранилась и копия текста ответного тоста австрийского императора, в котором повторялось положение об укреплении порядка и поддержании мира. В августе того же года состоялся ответный визит французского президента Ф.Фора. О подготовке тостов сохранились свидетельства в фонде канцелярии МИД (в АВПРИ) и личном фонде Николая II (в ГА РФ). Муравьев представил царю проекты трех тостов: в честь президента, французской армии и французского флота. Они были высочайше одобрены. Французской стороне со- общи ли лишь текст первого и запросили текст тоста, который произнесет президент. Он был получен своевременно и доложен Николаю П. Редактирование текстов тостов за армию и флот происходило уже в ходе визита, поскольку французская сторона стремилась к большей ясности и определенности формулировок. Сохранившиеся черновики и варианты позволяют проследить как кропотливо работали дипломаты в поисках точного слова, а окончательное решение оставалось за царем. Но главное, министр иностранных дел Г.Аното под занавес добился провозглашения факта существования союзных обязательств между двумя государствами. Опубликованные личные материалы из архива Аното и черновики тостов глав государств позволяют узнать подробности дела. Сначала два министра составили проект тоста президента и ответа царя, затем обговорили их с Фором, который должен был получить согласие Николая И. Последний не возражал и формулировка о двух дружественных и союзных нациях прозвучала в тостах во время прощального завтрака на борту французского крейсера «Потюо». Отметим также, что царю на выбор были представлены как рукописные тексты тостов, так и их печатные оттиски. На рисунке, запечатлевшем торжественный момент прощального завтрака, можно видеть, что Николай II произносит тост, держа его текст в руках, а архивные материалы свидетельствуют, что это был печатный оттиск. Использование материалов делопроизводства безусловно необходимо в тех случаях, когда исследователю нужно выяснить историю разработки и принятия важного политического решения. Рассмотрим это на примере подготовки России к первой конференции мира в Гааге 1899 г. 16 августа 1898 г. в русских газетах была опубликована нота министра иностранных дел России Муравьева с предложением державам собраться на международную конференцию для обсуждения вопроса о приостановке вооружений и выработки способов мирного урегулирования конфликтов. Публикация ноты застала врасплох почти всех как в России, так и за ее рубежами. Мемуарные свидетельства современников создают противоречивую картину того, кто и когда был инициатором этой идеи, как проходила подготовка конференции. На авторство и свою особую роль в осуществлении замысла претендовали военный министр А.Н.Ку-ропаткин, министр финансов С.Ю.Витте, директор 1-го департамента МИД А.К.Базили, профессор права Ф.Ф.Мартене и другие лица. Из дневников Куропаткина известно, что в конце февраля 1898 г. он высказал Николаю II мнение о целесообразности заключить военную конвенцию с Австро-Венгрией, по условиям которой обе державы в течение десяти лет не будут использовать новых скорострельных пушек в своих армиях. Эта мера, по мнению министра, могла бы стать первым шагом на пути к приостановке расходов на вооружение во всей Европе. Одобренную царем мысль Куропаткин тут же сообщил Муравьеву, и дело двинулось. По версии Витте, именно он впервые разъяснил Муравьеву пользу сокращения вооружений. Подчеркивая свою роль в этом деле, мемуарист сознательно сместил хронологию событий и датировал свой разговор с министром иностранных дел о проекте военного министра временем «около середины 1898 г.» Такая «ошибка» памяти позволила Витте обойти историю вопроса о длительной подготовке — с марта по август — опубликованной ноты. Так же не точны и другие мемуаристы. Обращение к материалам делопроизводства российского МИД позволяет воссоздать более полную и достоверную канву событий. Документы свидетельствуют, что после устной беседы Муравьева с Куропаткиным последний составил письмо, послужившее толчком к выработке в МИД инициативного документа: в конце марта там была составлена записка с формулировкой сути замысла конференции. В принципе одобренный царем документ был отложен в ожидании подходящей международной обстановки для его оглашения. Затем в середине июня документ был обсужден в совещании министров: иностранных дел, финансов, военного, морского и нескольких ведущих чиновников МИД. Совещание поддержало замысел обращения к державам (именно тогда Витте и узнал о нем) и выработало его форму. Подготовленный через неделю проект документа царь не одобрил и началась проработка подходящих формулировок. Здесь перед исследователем открываются широкие возможности для сопоставления черновых и окончательных вариантов текста. Выявляется, что черновик мартовской записки написан делопроизводителем 1-го департамента МИД М.Г.Приклонским и имеет значительную правку товарища министра иностранных дел Ламздорфа. Его рука видна также и на других многочисленных документах, связанных с подготовкой конференции. Документов же составленных или отредактированных лично министром историк не обнаружит, что вполне подтверждает свидетельства современников: о Муравьеве — как человеке ленивом и не склонном заниматься делами, о Ламздорфе — как чиновнике работоспособном и весьма ответственном. Специальная подборка материалов канцелярии МИД позволяет выявить предысторию замысла «дела о мире». В нее включены: переписка министра иностранных дел Н.К.Гирса с послом в Лондоне Е.Е.Стаалем (с резолюциями царя на письмах) о попытках премьер-министра Англии А.Розбери в 1894 г. побудить Александра III выступить с инициативой конференции по сокращению вооружений; донесение советника посольства в Вене А.К.Базили о межпарламентской конференции 1898 г., а также составленный им под впечатлением от нее проект организации международного третейского разбирательства. Этот-то проект и лег два года спустя в основу записки МИД. Многочисленные варианты проекта августовской ноты показывают, как вдумчиво дипломаты подбирали каждое слово документа. Большое внимание уделялось и переводу его на французский язык с тем, чтобы добиться адекватной передачи замысла. Обращение к черновикам и вариантам помогает выяснить историю выбора места проведения конференции — Гааги — что произошло далеко не сразу. В опубликованной августовской ноте вопрос о месте вообще не затрагивался. В своих ответных нотах державы высказали два предложения: получить от России программу конференции и проводить ее в Санкт-Петербурге. Дневниковые записи Мартенса свидетельствуют, что опасения неудачи, которая могла бы нанести ущерб престижу России, побудили МИД отказаться от проведения конференции в столице империи. Во второй, декабрьской ноте, с перечнем вопросов для обсуждения Россия предложила проводить заседания в каком-либо небольшом европейском городе, чтобы избежать острых политических дискуссий. Однако в одном из рукописных вариантов августовской ноты есть абзац, не вошедший в окончательный текст, в котором говорилось, что, в случае согласия держав участвовать в конференции, Николай II «соизволяет предложить ей гостеприимство в пределах России». Таким образом замысел проведения форума в столице государства-инициатора, как и принято в международной практике, присутствовал изначально. Но не осуществился. Делопроизводственные документы МИД содержат важную информацию о подготовке публикации августовской ноты, ее рассылке и вручении. Они показывают, что послы 14 иностранных держав в Санкт-Петербурге получили ноту лично из рук Муравьева 12 августа; в тот же день она была разослана представителям еще 8 держав, а также всем российским послам и посланникам за границей. Кроме того, копия текста ноты была препровождена для личного сведения: военному министру, управляющему морским министерством, министрам финансов, двора, внутренних дел, юстиции, народного просвещения, путей сообщения, управляющему министерством государственного имущества, государственному контролеру, обер-прокурору Синода и главноуправляющему собственной его императорского величества канцелярией. Этот список, сообщенный министром иностранных дел министру внутренних дел, очерчивает круг важнейших сановников империи. Тщательно была выбрана дата публикации ноты — в день торжественной церемонии открытия памятника Александру II в Москве, на которой присутствовал Николай II. То, что это не было совпадением или случайностью, а входило в идеологическую составляющую замысла, подтверждает черновой вариант проекта всеподданейшей записки Муравьева. В ней министр испрашивал распоряжение царя напечатать текст ноты в газетах. В черновике записки зачеркнут абзац (не вошедший в окончательный вариант), в котором прямо указывалось, что публикация должна появиться в день открытия памятника. Получив согласие держав участвовать в международной конференции, российские дипломаты начали готовить ее программу. Варианты, разработанные в МИД, были предварительно согласованы министерствами. Делопроизводственная документация МИД раскрывает механизм междуведомственной деятельности по этому вопросу. Так, записка Мартенса о предложениях, с которыми Россия могла бы выступить на конференции, была разослана министрам военному, финансов и управляющему морским министерством. Муравьев просил коллег сообщить свои соображения, чтобы выработать единую программу. Работая с этими документами, исследователь обнаружит, что в делопроизводстве МИД содержатся: в копиях — все отправляемые в другие ведомства материалы и в подлинниках — все полученные в ответ на обращения МИД. Подлинные же документы, отправленные МИД в министерства военное, морское и финансов, сохранялись в делопроизводстве этих министерств. Результаты обсуждения предложений дипломатов в сопредельных ведомствах, зафиксированные в их документации, сохранялись там в подлинниках, а их копии направлялись в МИД. Комплекс этой документации дает исследователю возможность шаг за шагом проследить длительный и сложный процесс поиска согласованных решений. При этом надо обязательно иметь в виду, что в самодержавной России окончательное решение по всем вопросам, в том числе и внешнеполитическим, оставалось за царем. Поэтому очень важно учитывать резолюцию Николая II на документе, которая позволяет выявить его позицию в каждом случае, а иногда причину, по которой решение не принималось или откладывалось. Известно, что основные достижения первой конференции мира сосредоточились на вопросах международно-правового урегулирования, поскольку договориться о каких-либо практических мерах в области сокращения вооружений не удалось. Но чтобы добиться включения вопросов о международном арбитраже в программу конференции, российским дипломатам пришлось преодолевать стойкое неприятие этой идеи царем. Документы свидетельствуют, что последний несколько раз отвергал проекты, в которых упоминалось о третейском суде, так как считал его посягательством на свои прерогативы монарха. Поскольку документы, относящиеся к конференции, были необходимы как в текущем делопроизводстве МИД, так и для сооб- щения другим ведомствам, они неоднократно копировались (литографским способом и поэтому назывались литографиями). Идентичный блок литографий самых важных материалов, составляющих ядро документации по Гаагской конференции, отложился в АВПРИ: в фондах «Канцелярия министра», «Политархив» и «Посольство в Лондоне». Последнее не случайно, так как главой российской делегации был назначен посол в Лондоне Стааль и ему для сведения были препровождены все необходимые материалы. Для исследователя важно, что такое многократное дублирование документов обеспечивает сохранность информации. Работа конференции проходила по трем направлениям, и поэтому делегаты обсуждали вопросы сначала в трех комиссиях, а затем выносили их на пленарные заседания. В каждой комиссии велся протокол, который публиковался после того, как выступавшие знакомились с текстом и вносили в него поправки. Сравнение сохранившихся рукописных текстов протоколов и окончательных — печатных — позволяет выявить, что многие формулировки смягчались при внесении в окончательный вариант, а детали сглаживались. Существенный интерес для исследователя внешней политики России имеют депеши, которые ежедневно (и по несколько в день) составлялись членом российской делегации Базили, а затем подписывались Стаалем. Эти материалы дают представление о ходе конференции и в то же время отражают оценку результатов с точки зрения ее инициатора. Системность делопроизводственной документации и существование определенного порядка ее движения позволяют исследователю разработать методику целенаправленного поиска конкретного документа. Опыт решения подобной эвристической задачи успешно реализовал В.И. Бовыкин, который выявил в архиве и опубликовал документ, о существовании которого было хорошо известно, но обнаружить который долго не удавалось — так называемый «красный договор» синдиката «Продуголь»3. Законодательство Российской империи запрещало соглашения об установлении монопольных цен на товары. Поэтому, обходя запрет, отечественные сбытовые монополии (синдикаты) создавались посредством заключения двусторонних (контрагентских) соглашений между предприятиями — производителями товара и учрежденной этими предприятиями конторой по его продаже (в данном случае — «Продуголь»). В отдельности каждое из подобных соглашений было законно, но вместе они позволяли контролировать рынок, что создавало монополию. Организаторы синдиката могли быть привлечены к уголовной ответственности. В 1911 г. два контрагента «Продугля» обратились с исками в суд, требуя признать незаконными заключенные ими с «Продуглем» соглашения как направленные на установление монополии. Следствие по этому делу длилось около четырех лет и было прекращено только в марте 1915 г. «по недостаточности собранных улик». Тексты контрагентских договоров хранились после их подписания: в конторе синдиката (оригинал) и у контрагента (копия). Очевидно, что именно там следовало искать документ. Но архивный фонд «Продугля» не сохранился, а в дошедших до нас остатках делопроизводства контрагентов текст договора обнаружен не был. Исследователь продолжил поиск — изучил архивные фонды правительственных учреждений, причастных к судебному делу синдиката «Продуголь». Там удалось найти подробные выписки из «красного договора», которые позволили реконструировать его текст. Однако это не снимало задачи найти сам документ. Многие годы занимаясь проблемами финансового капитала, Бовыкин знал, что в России начала XX в. крупные промышленные предприятия патронировались банками. В результате поисков в архивных фондах банков «красный договор» был выявлен им в делопроизводстве Волжске-Камского банка, финансировавшего одного из контрагентов «Продугля» — Алексеевское горнопромышленное общество. Найденный документ представлял собой нотариально заверенную копию с копии (той самой, которая выдавалась контрагенту) договора между «Продуглем» и Алексеев-ским горнопромышленным обществом. Позднее Бовыкин обнаружил еще один подобный экземпляр «красного договора» в архиве французского банка Генеральное общество, финансировавшего ряд угледобывающих предприятий юга России. Источники Варадинов Н. Делопроизводство. Руководство к составлению всех родов деловых бумаг и актов по данным форматам и образцам. Второе, составленное по современному законодательству измененное издание. СПб., 1873; Изд. 3-е, СПб., 1881. ГОСТ Р 51141. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1998. Государственная дума. Стенографические отчеты. СПб., 1905—1917. Гуляев А.И. Справочная книга для лиц, занимающихся торговыми и конторскими делами. М., 1906. Документы внешней политики СССР. Т. 1-22. М., 1957—1992. Единая государственная система делопроизводства. Основные положения. М., 1974. Единая государственная система документационного обеспечения управления. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. М., 1990. Журналы Особого совещания по обороне государства. 1915—1917. М., 1975-1979. Инструкция о делопроизводстве в организациях и выборных органах КПСС. М., 1991. Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. 1898—1986. Изд. 9. Т. 1-15. М., 1983—1989; Справочный том. М., 1990. Лившиц Я.З. Сборник законодательных актов по делопроизводству. 1917-1970. М., 1973. Максимов В. Руководство для составления деловых бумаг. Образцы и формы. Справочные сведения. Изд. 3-е. М., 1913. Материалы по истории СССР. Т. 6. Документы по истории монополистического капитализма в России. М., 1959. Международные отношения в эпоху империализма. Документы из архивов царского и Временного правительств. 1878—1917. Сер. 2. 1900—1913. Т. 18-20. М., 1938-1940; Сер. 3. 1914-1917. Т. 1-10. М.-Л., 1931-1938. Меньшевики. Документы и материалы. 1903 — февраль 1917 г. М., 1996; Меньшевики в 1917 г. Т. 2-3. М., 1995—1997; Меньшевики в 1918 г. М., 1999. Общие правила документации и документооборота. М., 1931. Особые журналы Совета министров. 1906—1917 гг. М., 1982—1988. Падение царского режима. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 г. в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства Т. 1-7. Л., 1924—1927. Партия «Союз 17 октября». Протоколы съездов, конференций и заседаний ЦК. Т. 1. 1905-1907. М., 1996. Партия социалистов-революционеров. Документы и материалы. Т. 1. 1905-1907. М„ 1996. Переписка Председателя Совета министров СССР с президентами США и премьер-министрами Великобритании во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Изд. 2. Т. 1-2. М., 1986-1989. Правые партии. 1905—1917. Документы и материалы. Т. 1-2. М., 1998. Протоколы и стенографические отчеты съездов и конференций КПСС. Документы и материалы. 1898—1990. М., 1958—1991. Протоколы Президиума Высшего совета Народного Хозяйства. Ч. 1-2. М., 1991-1993. Российская Федерация. Федеральное Собрание. Государственная дума. Стенограммы заседаний. Весенняя сессия. Т. 1-10. М., 1994—1995. Российская Федерация. Федеральное Собрание. Совет Федерации. Стенографический отчет. Вып. 1-20. М., 1994—1995. Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877—1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 1-97. СПб., 1898—1912. Стенографические отчеты съездов народных депутатов СССР. М., 1989— 1991. Съезды и конференции конституционно-демократической партии. Т. 1. 1905-1907. М., 1997. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Унифицированные формы, инструктивные и методические материалы по их применению. М., 1982. Литература Борисова Л.В. Протоколы Президиума ВСНХ (1917—1920 гг.). Опыт источниковедческого анализа//Исторические записки. Т. 116. 1988.
Виноградова Л.В. Основные виды документов Сената и организация его делопроизводства // Некоторые вопросы изучения исторических документов XIX — начала XX в. Сб. статей. Л., 1967. Воронкова С.В. Материалы Особого совещания по обороне государства. Источниковедческое исследование. М., 1975. Генкина Э.Б. Протоколы Совнаркома РСФСР за 1917—1922 гг. и их значение как исторических источников // Археографический ежегодник за 1976 г. М., 1977. Георгиев А.В. Документы посольств и миссий России как источник для изучения роли заграничной службы МИД во внешнеполитическом аппарате самодержавия // История СССР. 1988. № 4. Голиков А.Г. К вопросу о составе, содержании и сохранности документов акционерных компаний // Источниковедение отечественной истории. Сб. статей. 1979. М., 1980. Городецкий Е.Н. Переписка Секретариата ЦК РСДРП(б). Март — октябрь 1917 г.// Источниковедение истории Великого Октября. М., 1977. Дятлова Н.П. Отчеты губернаторов как исторический источник // Проблемы архивоведения и источниковедения. Л., 1964. Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. М., 1993. История делопроизводства в СССР. М., 1974. Лисовина А.П. Теория и методика исследования годовых отчетов социалистических предприятий как исторического источника. Кишинев, 1983. Литвак Б.Г. Очерки источниковедения массовой документации. XIX — начало XX в. М., 1979. Массовые источники по социально-экономической истории России периода капитализма. М., 1979. Мацкина Р.Ю. Министерские отчеты и их особенности как исторического источника // Проблемы архивоведения и источниковедения. Л., 1964. Митяев К.Г. История и организация делопроизводства в СССР. М., 1959. Михайлова Н.М. О подготовке Истпартом издания протоколов съездов и конференций коммунистической партии // Археографический ежегодник за 1990 г. М., 1992. Петропавловский Е.С. Некоторые аспекты источниковедения материалов общероссийских съездов, конференций и совещаний РСДРП // Вопросы истории. 1978. № 2. Рыбаченок И.С. Русско-французский союз в тостах // Россия и Франция XVIII - XX века. Вып. 2. М., 1998. Сидоров А.Л. Материалы о свержении царизма в фонде Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства // Исследования по отечественному источниковедению. М.-Л., 1964. Шепелев Л.Е. Архивные фонды акционерных коммерческих банков // Проблемы источниковедения. Т. VII. М., 1959. Шепелев Л.Е. Проблемы источниковедческого изучения делопроизводственных документов государственных учреждений XIX — начала XX в. // Источниковедение отечественной истории. Сб. статей. 1975. М., 1976. Примечания 1 Митяев К.Г. Теория и практика архивного дела. Учебное пособие. М., 1946; Он же. История и организация делопроизводства в СССР. Учебное пособие. М., 1959; Правила издания исторических документов в СССР. М., 1969; Государственный стандарт Союза ССР. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., 1971; Единая государственная система делопроизводства (основные положения). М., 1974; История делопроизводства в СССР. Учебное пособие. М., 1974; Илюшенко М.П. История делопроизводства в дореволюционной России. Учебное пособие. М., 1993 и др. 2 Рыбаченок И.С. Русско-французский союз в тостах // Россия и Франция 3 Бовыкин В.И. «Красный договор» Продугля // Исторические записки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|