Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Статистика Центрального статистического комитета




Центральный статистический комитет, призванный выполнять роль органа общегосударственной статистики в России, в действи­тельности ведал ограниченным кругом вопросов. В его материалах наиболее полно и последовательно представлена статистика насе­ления, населенных мест, сельскохозяйственная статистика. Осталь­ные направления статистики разрабатывались эпизодически и по довольно узким программам.

Комитет осуществлял текущий статистический учет, а также единовременные обследования. Местными его органами, произво­дившими сбор информации, были губернские, областные и городские статистические комитеты. Оки располагали весьма ограничен­ным штатом и средствами. Это определило привлечение к проведе­нию статистических работ, особенно текущих, полицейских чинов и служащих волостных правлений. Такой порядок формирования первичных данных обусловил неполноту, противоречивость многих материалов Комитета.

Систематическая публикация разнообразных сведений как те­кущей статистики, так и ряда единовременных обследований осу­ществлялась в двух основных изданиях — «Статистический Вре­менник Российской империи», выходивший тремя сериями с 1866 по 1890 г., и «Статистика Российской империи», т. 1 — ПО (1887— 1917). Оба издания содержали мшэпзас1гектчдю_информацию об административном делении страны, ее населении, сельском хозяй­стве и промышленности.

Демографическая статистика. Статистика населения в системе Центрального статистического комитета осуществлялась в форме обобщения данных текущей отчетности. Однако единых способов учета роста населения и его передвижения не существовало. Не­удовлетворительность сведений демографического учета связана с сословными пережитками, которые влекли разрозненность учета дворянского, городского, крестьянского населения. В итоге числен­ность населения и его состав определялись примерно на основе данных о естественном приросте и частичного учета переселений из одной губернии в другую.

Деятели Комитета и, в частности, возглавивший его с 1864 г. видный ученый П. П. Семенов-Тяншанский сознавали недостатки текущей демографической статистики. Много сил было отдано в этой связи организации всеобщей переписи населения. Вопрос о необходимости и порядке проведения переписи обсуждался более 20 лет.

Первая всеобщая перепись населения России была проведена в январе 1897 г. По закону 5 июня 1895 г., переписи подлежали все жители империи, независимо от пола, возраста, состояния, веро­исповедания, национальности, подданства. Перепись производилась по отдельным хозяйствам. На фабриках и заводах сведения в пе­реписные листы вносились администрацией (заведующими) пред­приятий. Перепись ставила следующие вопросы: имя, отчество и фамилия (или прозвище), семейное состояние (холост, женат, вдов, разведен), отношение к главе хозяйства (родственник, свой­ственник, приемыш или жилец, прислуга, работник и т. п.), пол, возраст, состояние или сословие, вероисповедание, место рождения, место приписки, место постоянного жительства, родной язык, гра­мотность, занятие (основное и побочное).

Активную роль в сборе сведений играли податные инспекторы, помощники исправников, агенты земского страхования. Сам состав лиц, на которых было возложено проведение переписи, сказался на степени достоверности полученных результатов. По свидетельству счетчиков, «в населении городском, простонародном, господствую­щее настроение в течение всего времени переписи было — опасение увеличения налогов и изобретения новых». Это приводило к стрем­лению скрыть побочные кроме земледелия занятия.

Данные переписи были опубликованы в виде общеимперской сводки, а также в 89 выпусках по отдельным губерниям, областям, четырем городами острову Сахалин. Значительный интерес пред­ставляют разработки сведений переписи о распределении населе­ния и специально рабочих и прислуги по занятиям и месту рож­дения.

Отметив, что статистика эта, по всей видимости, грешит весьма значительным преуменьшением числа рабочих, В. И. Ленин счи­тал, однако, возможным использовать данные переписи населения 1897 г. для приблизительного определения того, на какие основные категории делится все население России по своему классовому положению, т. е. по своему положению в общественном строе про­изводства. Такой подсчет был осуществлен им для второго изда­ния книги «Развитие капитализма в России», вышедшего в 1908 г.

Известным дополнением и уточнением состава и численности населения являются материалы городских переписей. Они прово­дились вначале под эгидой Центрального или местных статистиче­ских комитетов. В дальнейшем инициатива и организация их про­ведения перешли к органам городского самоуправления.

Аграрная статистика в материалах Комитета представлена ре­гулярно собираемыми данными о посевах и сборах хлебов и дру­гих культур.

В дореформенных условиях России посевы и сборы хлебов учи­тывались в натуральном выражении, т. е. в объеме высеваемого и собираемого зерна. Такой принцип не требовал учета посевных пло­щадей, но и не давал возможности определить производительность земледелия на единицу площади. Этот минус обнаружился в условиях капиталистического развития и определил новые принци­пы сбора данных: прежде всего учет посевных площадей.

Воздействие капитализма на аграрный строй страны, характер и формы землевладения и землепользования вызвали и другие изменения в принципах сбора данных. Так, долгое время при сбо­ре сведений о площадях посевов под различными культурами статистический комитет выделял две основные категории: посевы на землях надельных и владельческих, куда включались и куплен­ные сельскими обществами, и арендованные крестьянами. В итоге земля как объект владения отождествлялась с землей как объек­том хозяйства. С 1904 г. комитет ввел более дифференцированную систему учета посевных площадей — раздельно по землям надель­ным, прикупленным сельскими обществами, арендованным кресть­янами и частными владельцами. Однако во всех публикациях со­хранилось старое деление площадей на надельные и частновла­дельческие. Оно искажает картину соотношения крестьянского и помещичьего хозяйства в земледельческом производстве России.

Что касается методов сбора данных, то учет посевных площадеи осуществлялся сплошной переписью на основе опроса дворохозяев и заполнения ведомостей сельскими старостами на сельском сходе. Волостные старшины сводили данные сельских обществ и направляли их в Комитет. Сведения же о высеве и урожайности собирались через сеть добровольных корреспондентов. Располагая данными о площадях посева различных культур и об их высеве и урожайности, Комитет мог определить общий высев и сбор.

В эпоху капитализма, наряду с сохранением губернаторских отчетов — единственного до 80-х годов XIX в. источника, содержа­щего данные о посевах и сборах хлебов по всем категориям зем­левладельцев, — появляются новые источники. Так, в результате рассылки опросных листов во все сельские общества и всем вла­дельцам и арендаторам имений в 1881 и 1887 гг. были получены сведения о площадях посевов различных культур. С 1893 г. дан­ные о численности сельского населения и размерах посевов стали собираться ежегодно и публиковаться в изданиях по урожайной статистике наряду со сведениями об урожайности и общих сборах различных культур. Большинство этих материалов опубликовано в отдельных томах и выпусках «Статистического Временника Рос­сийской империи» или «Статистики Российской империи». С 1883 г. ежегодно публиковались данные урожайной статистики в серии «Урожай... -го года» (первоначально только данные по Европей­ской России, с 1907 г. — по всей стране). Серия состоит из 50 то­мов и содержит наиболее полный набор сведений по урожайной статистике за 1883—1915 гг.

Общее развитие системы организации статистического учета, вызванного потребностями капиталистического способа производ­ства, повлекло появление ряда земельных и сельскохозяйственных переписей. Было проведено три переписи землевладения — в 1877, 1887 и 1905 гг.

Итоги первой переписи опубликованы в 8 томах «Статистики поземельной собственности населенных мест Европейской России». Этим изданием положено начало статистике землевладения в Рос­сии. Оно заключает сведения о числе и размерах земельных владе­ний по сословиям и категориям владельцев в 49 губерниях и уез­дах Европейской России.

Второе обследование землевладения происходило менее орга­низованно. Разработка итогов осуществлялась по более узкому кру­гу вопросов. Издание 46 выпусков «Главнейших данных поземель­ной статистики по обследованию 1887 г.» по ряду вопросов являет­ся несопоставимым с данными первого обследования.

Публикация итогов третьей переписи — «Статистика землевла­дения 1905 г. Свод данных по 50 губерниям Европейской России»— перекликается с первым обследованием. Это издание использовал В. И. Ленин в своих работах «Аграрный вопрос в России к концу XIX века» и «Аграрная программа социал-демократии в первой Русской революции».

Центральный статистический комитет занимался также сбором Данных о численности скота. В начале XIX в. сведения о количестве скота собирались через местную полицию наряду с другими дан­ными для губернаторских отчетов. Потребность в более точных сведениях вызвала к жизни новую систему учета. С 80-х годов. XIX в. проводятся военно-конские переписи с целью полного учета поголовья лошадей. Были опубликованы данные переписей 1879 1888, 1891, 1893—1894, 1896, 1899—1900, 1903—1904, 1905—1906,' 1910, 1912 гг. Основным минусом этих переписей была длитель­ность их проведения: как правило, в течение 2—3 и более лет; только военно-конская перепись 1912 г. была проведена в течение года. Поэтому сведения о числе лошадей на всей территории можно получить объединяя данные нескольких лет (например, 1888 и 1891 1896 и 1899—1900 гг. и т.д.).

В 1910 г. через волостные правления и местную полицию были собраны сведения об обеспеченности крестьянского и частновла­дельческого хозяйства орудиями и машинами. Эти данные опубли­кованы в издании «Сельскохозяйственные машины и орудия в Европейской и Азиатской России в 1910 г.» (СПб., 1910).

Изучение происхождения источника, организации обследований позволяет выяснить цели и задачи, определявшие в итоге про­грамму, на основе которой велось статистическое наблюдение, а, следовательно, информативную ценность статистического источни­ка. Выяснение этих вопросов важно для понимания достоверности,, сопоставимости, представительности данных.

Так, организация первой в России всеобщей сельскохозяйствен­ной переписи в 1916 г. связана с деятельностью созданного в авгу­сте 1915 г. Особого совещания для обсуждения и объединения ме­роприятий по продовольственному делу. Цели и задачи, которые ставились перед переписью правительством (выяснение продоволь­ственных возможностей страны для снабжения армии), необходи­мость быстрого проведения обследования, слабый интерес к поло­жению сельского хозяйства и крестьянства обусловили узкую про­грамму переписи. Даже фиксация состояния главных элементов сельского хозяйства (население, скот, посев) была решена не пол­ностью. По программе предварительного подсчета Особым сове­щанием было опубликовано три статистических сборника.

Неполнота произведенного обследования обусловила в 1917 г. необходимость повторной сельскохозяйственной переписи. Вопро­сы, связанные с типом и программой переписи 1917 г., окончатель­но решились после Февральской революции. Сложившаяся в стра­не обстановка заставила расширить круг задач переписи. В ней впервые в истории русской статистики соединено обследование хозяйств с поземельным учетом в масштабе всей страны.

Отсутствие стабильности в принципах, программах и методах сбора данных в источниках этого периода особенно остро ставят проблему сопоставимости статистических данных. Даже соседние переписи 1916 и 1917 гг. несопоставимы по ряду показателей. Материалы переписи 1917 г. изданы уже после Великой Октябрь­ской социалистической революции.

Промышленная статистика. Статистика промышленности получила отражение в основных публикациях Центрального статисти­ческого комитета, включавших информацию как об обрабатываю­щей промышленности, в том числе и облагаемой акцизом, так и о горнозаводской. Основу этих публикаций составляли сводные ведо­мости о фабриках и заводах, доставлявшиеся ежегодно губернски­ми статистическими комитетами.

Трудно преодолимым недостатком этого комплекса является смешение сведений о собственно фабрично-заводских предприяти­ях со сведениями о мелких, кустарных предприятиях. В разные годы в отдельных губерниях учет таких мелких заведений осуще­ствлялся неодинаково. Все это позволяет использовать указанные материалы для выявления только общей, приблизительной динами­ки развития промышленности России во второй половине XIX в.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных