ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
II. УПРАВЛЕНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ(организация и управление в строительстве; технология строительного производства; управление качеством; маркетинг; логистика; организация, нормирование и оплата труда; экономика недвижимости; управление инвестиционными проектами) 10. Общие функции менеджмента и принципы их реализации на строительном предприятии Менеджмент – это эффективное и рациональное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов. В приведенном определении заключены две важные идеи: 1) основные функции управления, а именно – планирование, организация, лидерство и контроль, 2) эффективное и рациональное достижение целей организации. Выполнение основных функций управления предполагает использование менеджерами различных навыков и умений. Взаимосвязь основных функций в процессе достижения организационных целей представлена на рис.1. Рис.1. Основные функции управления и их содержание Основные действия, или функции, которые составляют процесс управления: 1. Планирование – главная функция управления, которая содержит следующие действия: формулирование целей и намерений, определение основных направлений деятельности, составление планов, учет будущего и разработка программ действий. 2. Организация – это процесс взаимодействия людей для достижения общей цели. Организовать – значит создать такую структуру, чтобы организация могла выполнить свои планы и достичь своей цели. Организация включает делегирование заданий и власти, возникающих при планировании, их распределение по подразделениям вплоть до каждого исполнителя. Все подразделения, работая вместе, обеспечивают в конечном счете успех всей организации. В состав функции «организации» входит постановка задач исполнителем, разработка организационной структуры, передача полномочий, привлечение исполнителей и средств для выполнения плана, построение материального и социального каркаса организации. 3. Руководство (исполнение) включает мотивацию, коммуникацию и лидерство. Во многом успех деятельности управляющего определяется его способностью быть лидером коллектива исполнителей. Лидерство – основная составляющая успеха функции исполнения. Управляющий знает, что даже самые совершенные планы и организационные структуры не имеют смысла, если фактическая работа в организации не выполняется. Главная задача управляющего в том, чтобы исполнитель выполнил работу с готовностью, желанием и умением. Исполнение, осуществляемое с помощью лидерства, не может быть распределено и делегировано по организации. Функция исполнения – результат сложной деятельности лидера, умеющего мотивировать исполнителей и обеспечивать их надежной коммуникацией связей и распоряжений. Мотивация должна: а) ориентироваться на конечные результаты деятельности; б) направляться на удовлетворение реальных (истинных) интересов участников совместной деятельности; в) принципы мотивации и их конкретные формы (методы) не должны вступать в противоречие с другими принципами управления. 4. Контроль – это функция управления, в соответствии с которой управляющие обеспечивают обратную связь, собирают информацию о текущем состоянии исполнения внутри организации, сравнивают текущее исполнение с заданием, установленным нормами выполнения, определяют, следует ли изменять организацию, чтобы достигнуть ранее поставленных целей. Контроль – это непрерывный процесс. Управляющие постоянно собирают информацию, сопоставляют и находят новые пути совершенствования производства и управления. Почти все, что делает управляющий, обращено в будущее через планы и стратегию. За период до планируемых сроков и полученных результатов возможны различные ситуации и непредвиденные обстоятельства, которые могут отклонить движение организации от намеченного курса. Задача контроля – найти и исправить эти изменения, не доводя до кризисных ситуаций. Контроль содержит следующие этапы: сравнение планов с реальными результатами, корректировка планов, накопление опыта для дальнейшего планирования, а также обеспечение того, чтобы все совершалось согласно планам и распоряжениям. Координация – центральная функция управления, обеспечивающая бесперебойность и непрерывность процесса. Ее главная задача – достичь согласованности в работе всех функций управления, установить рациональную коммуникацию между ними. Координация – самый близкий синоним управления. Управляющий сегодня выполняет обязанность сложного коммуникационного центра, принимающего и перераспределяющего информацию. Он является ключевой фигурой, обеспечивающей согласование действий, объединяет и гармонизирует усилия всего коллектива, обеспечивает налаживание взаимосвязей с подразделениями. Связь принципов с методами управления. Принципы менеджмента (ПУ) представляют собой правила осуществления управленческой деятельности. В основе ПУ лежат объективные законы и закономерности рационального осуществления совместной работы экономической, хозяйственной деятельности. Кроме этого, ПУ вытекают из практического опыта людей по управлению объектами разного рода. Принципы управления подразделятся на общие и специфические. Общие принципы управления. Это правила, которыми руководствуются при управлении объектами различной отраслевой принадлежности или специфики, т.е. они присущи всем системам управления, поэтому нами они называются общими. К основным из них относятся следующие: а) научность. Правило, утверждающее, что управленческая деятельность, формирование, функционирование и развитие систем управления должны базироваться на основе данных науки, т.е. объективных законах и закономерностях и предполагает использование имеющегося арсенала современных научных методов познания объектов управления, исследования реальных ситуаций, условий, в которых протекает жизнедеятельность этих объектов; б) системность. Это основополагающий принцип и одновременно требование, предъявляемое к управленческой деятельности и касающееся исключительно всех ее многообразных аспектов и элементов систем управления. Базируется этот принцип на системном подходе, в соответствии с которым, качество функционирования систем управления зависит от того, насколько эти элементы систем управления соответствуют друг другу и целям управления. в) комплексность. Это правило выступает как составная часть принципа системности и предполагает необходимость всестороннего учета всех факторов, воздействующих на объект управления; г) экономичность – управление должно осуществляться с наименьшими затратами ресурсов, однако, не в ущерб его рациональности и результативности; д) эффективность – управленческая деятельность должна обеспечивать высокую результативность (прибыльность) функционирования объекта управления; е) мотивация – что управление может быть высоко результативным только при справедливом стимулировании деятельности персонала объекта и субъекта управления. Стимулирование осуществляется в двух основных формах – материальной и морально-психологической, причем они должны гармонично сочетаться между собой при ведущей, определяющей роли материальных факторов мотивации успешной деятельности. Принципы реализации функций управления (специфические) Принципы формирования и реализации функции «целеполагание». При выработке целей необходимо предусматривать их всестороннее и глубокое обоснование, объективность, реалистичность, соответствие намечаемым результатам, согласованность идей и задач между собой и с ранее принятыми решениями в области целеполагания. Необходимым правилом является также выработка вариантов целей, исключение явно нерациональных и выбор оптимальных путем сравнения альтернативных целей по избранным специально для этого показателям (критериям). Принципы осуществления функции «планирование деятельности». Сущность этой функции заключается в выработке модели функционирования объекта управления в форме совокупности количественных и качественных показателей, характеризующих его деятельность на определенный промежуток времени (год, квартал, месяц и т.д.). Поэтому здесь используется целый ряд принципов, среди которых главные: а) прогнозирование – это процесс выявления и предвидения объективных возможных тенденций, состояний развития управляемого объекта, а также альтернативных путей этого развития и сроков их реализации. Прогнозирование осуществляется в целях принятия наиболее рационального планового решения; б) моделирование – процесс воспроизведения реальных объектов, явлений, процессов в форме теоретических схем и символов разного рода, создания аналогов, в которых отражены их важнейшие свойства. Моделирование используется в тех случаях, когда аналитическое решение невозможно, а непосредственное экспериментирование на реальном объекте затруднено или экономически невыгодно; в) программирование – выработка комплекса мероприятий по достижению единой (одной) цели в намечаемые сроки, обеспечиваемые необходимыми для этого ресурсами. Процесс программирования включает также анализ проблемы, формулирование целей и задач, подбор и установление исполнителей, оценку конечного результата, выбор наиболее предпочтительного для данной ситуации варианта решения проблемы; г) директивность – обязанность руководствоваться выработанными планами, предопределенная договорными отношениями субъектов о сотрудничестве, совместной деятельности или соответствующими законодательными актами государства; д) единство (компромисс) интересов участников планируемой деятельности – в планах должна обеспечиваться реализация интересов всех участников совместной деятельности, включая государство, собственников и наемный персонал. Вместе с тем этот компромисс интересов должен способствовать интенсификации, расширению, активизации этой деятельности; е) сбалансированность – важнейший принцип планирования, сущность которого заключается в равновесии всех пропорций и соотношений, параметров, показателей, планов и последствий их выполнения. Этот принцип предполагает возможность и необходимость соизмерять потребности развития с возможностями их удовлетворения, обеспечивать его пропорциональность. Принципы осуществления функции «организация». Так как организационная деятельность составляет часть управленческой, то и принципы организации правомерно и логично относить также к управлению. Наиболее важные: а) специализация. Сущность этого принципа заключается в необходимости деления управленческой деятельности на определенные виды работ и закреплении их за конкретными работниками и подразделениями аппарата управления; б) пропорциональность. Слаженность функционирования систем управления зависит от того, насколько соразмерны их отдельные элементы, части, подсистемы между собой; в) ритмичность – обусловлен требованиями непрерывности и равномерности использования управленческих ресурсов (труда специалистов и технических средств) как фактора их эффективности, а также бесперебойностью и непрерывностью воздействия на объект управления; г) прямоточность –рассматривается в качестве наикратчайшего пути прохождения информации от источника до ее конечного потребителя. Именно от этого во многом будет зависеть скорость, качество обработки информации, оперативность ее использования. Принципы реализации функций координирования (координации) и регулирования совместной деятельности субъектов и объектов управления. Эти принципы должны обеспечивать эффективное их взаимодействие, устранение параллелизма и дублирования, увеличение результативности на основе четкого разделения обязанностей и прав, повышение степени согласованности действий. К этой группе принципов управления относятся: а) четкость – необходимо строгое разграничения работ, прав, обязанностей между исполнителями функций как условия их согласованного, предсказуемого взаимодействия; б) надежность. Координирование и регулирование должны обеспечивать способность систем управления выполнять возложенные на них функции. Соответственно, этот принцип гласит, что все элементы систем должны в процессе осуществления функций координирования и регулирования получить соответствующие для данного промежутка времени и реальных условий функционирования прочность, надежность элементов и их свойств; в) оперативность. Координирующее и регулирующее воздействие на объект или процесс управления должно осуществляться быстро, для того чтобы ситуация не приобрела бы необратимого (неуправляемого, непоправимого) характера, а издержки отклонения от планируемого режима (модели) функционирования были бы минимальными; г) рациональность координирующих и регулирующих воздействий, которые должны подчиняться «здравому смыслу» и объективным условиям протекания процесса управления, учитывать близкие и отдаленные последствия этих воздействий. Принципы осуществления функции «руководство». Это особая функция управления, которая определяет содержание труда руководителей, т.е. тех, кто возглавляет системы и подсистемы управления и осуществляется не основе следующих принципов:. а) создание и непрерывная рационализация системы управления; б) работа с персоналом управления. Руководители для обеспечения поставленных целей должны подбирать и расставлять работников; в) активизация труда персонала – руководитель любого уровня должен постоянно побуждать к энтузиазму и творчеству координируемых работников с помощью разнообразных методов; г) стиль деятельности. Каждый руководитель обязан выработать определенный стиль работы (совокупность методов воздействия на персонал и выполнение работ), постоянно его улучшать, рассматривая его как важнейшее условие системного управления организацией, создания необходимой стабильности в коллективе, предсказуемости собственных, действий и их последствий; д) нормы поведения. Регламентирование норм поведения может осуществляться в форме инструкций, указаний, положений, концепций деятельности организаций, регламентов и (или) культивироваться посредством поведения самого руководителя, устных высказываний, совокупности методов, способствующих формированию высоких стандартов общения, поведения персонала. Принципы осуществления функции «контроль». Сущностью контроля как функции управления является сопоставление фактического состояния управляемого объекта с заданной программой (моделью) его функционирования. При этом используются следующие принципы: а) быть предупреждающим, чтобы не допускать значительного отклонения от заданного режима функционирования объекта; б) своевременность контроля обусловлена предыдущим принципом; в) всесторонность контроля должна обеспечивать полное знание о состоянии объекта; г) непрерывность контроля диктуется соображениями не допустить такого состояния управляемого объекта, когда восстановление заданного режима функционирования становится невозможным. Это влечет за собой значительные затраты ресурсов или убытки. Принципы осуществления функции «анализ».Анализ как функция управления должен обеспечивать объективную оценку деятельности объекта управления (организации, предприятия, органа управления), выявление причин сложившегося состояния, тенденций и резервов развития, несовершенств. Выполнение этой функции связано с применением таких известных принципов, как: объективность, оперативность, системность, конкретность, количественная определенность и такого специфического принципа, как сопоставимость показателей. Принципы осуществления функции «учет». Содержание функции учета — это наблюдение, измерение, фиксация, регистрация на различных накопителях информации, которая характеризует состояние управляемого объекта и результаты его жизнедеятельности. При этом используются принципы: всесторонность, оперативность, унификация учетных показателей плана и фактического состояния объекта и его подразделений, точность, доступность, полнота, ясность, экономичность, объективность, своевременность.
11. Организация, технология и техника управления на строительном предприятии В системах менеджмента функционирует и осуществляется множество разнообразных организационных связей и информационных преобразований. Разработка методов по их упорядочению в процессах управления составляет одну из актуальных теоретических проблем и практических задач технологии управления. Поскольку предметом и соответственно исходным материалом управленческого труда выступает информация, то технологию менеджмента можно определить как комплекс методов по обработке управленческой информации с целью выработки, принятия и реализации управленческих решений. Технология управления отражает содержание управления, характеризуется процессами движения и обработки информации и определяется составом и порядком выполнения управленческих работ, в ходе которых эта информация преобразуется и оказывает воздействие на управляемый объект. Следовательно, основное назначение технологии управления – установление рациональной схемы взаимодействия структурных подразделений и отдельных исполнителей в процессе управления. Основными элементами технологии управления являются управленческие операции и процедуры. Под операцией понимают любое действие, приводящее к изменению той или иной характеристики системы. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач. Исходя из сказанного, технологию управления определяют также как систему операций и процедур, выполняемых руководителями, специалистами и техническими исполнителями в определенной последовательности с использованием необходимых для этого методов и технических средств. Разработка технологии менеджмента предполагает определение количества, последовательности и характера операций, составляющих процесс управления, разработку или подбор для каждой операции соответствующих способов, приемов и технических средств, выявление оптимальных условий протекания процесса перевода объекта системы из исходного состояния в желаемое. Процедуру можно определить как систему последовательно реализуемых предписаний о выполнении в определенном порядке операций, приводящих к решению управленческих задач. Классификация операций и процедур осуществляется по ряду критериев: а) по содержанию: 1) информационные или информационно-технические связаны с обработкой информации и ее носителей. Здесь выделяют также документационные, первично-счетные, учетные и вычислительные операции и процедуры; 2) логико-мыслительные или аналитико-конструктивные связаны с подготовкой и принятием управленческих решений; 3) организационные состоят из служебно-коммуникационных, распорядительных и координационных операций и процедур; б) по характеру сочетания во времени: 1) последовательные, т.е. каждая операция или процедура начинается только после окончания предыдущей; 2) параллельные, предполагающие одновременное выполнение операций и процедур; 3) параллельно-последовательные предусматривают частичное совмещение смежных операций и процедур во времени и в пространстве; в) по сложности: 1) простые операции и процедуры, т.е. содержащие несколько элементов и операций; 2) сложные операции (20-30 элементов) и процедур (100 и более операций); г) по степени повторяемости: 1) повторяющиеся, т.е. постоянно выполняемые работниками управленческого аппарата; 2) неповторяющиеся или творческие, сложные операции и процедуры. Схематически технология может быть представлена в виде информационного и организационного взаимодействия трех основных циклов или процессов, в рамках которых выполняются различные операции и процедуры (рис. 2). Рис. 2. Технологическая схема процесса управления объектом 1. Информационный процесс: поиск, сбор, передача, обработка и хранение различных видов информации. Здесь заняты преимущественно творческие исполнители и специалисты. 2. Логико-мыслительный, или процесс выработки и принятия управленческих решений: исследование, обработка, расчеты, прогнозы, выработка решений. Здесь заняты, в основном, специалисты и руководящие работники организации. 3. Организационный процесс или организационное воздействие на объект управления для реализации управленческих решений: подбор и расстановка кадров, доведение заданий до исполнителей, оперативное планирование, организация труда, координация, контроль за исполнением и пр. Таким образом, существенными моментами в управленческой технологии являются исследования и описание рациональных путей реализации процессов управления при помощи соответствующих операций и процедур. Проектирование технологии менеджмента.Проектирование технологии управления (или построение оптимальной схемы) основано на тщательном изучении содержания управленческой деятельности, операций и процедур, их измерении, моделировании и экспериментировании. Проектирование управленческой технологии осуществляется в следующих целях: 1) повышения эффективности управленческой деятельности, рационализации выполнения работ; 2) унификации выполнения управленческими работниками различных подразделений одинаковых операций и процедур; 3) обеспечения контроля за работой технических исполнителей и специалистов; 4) совершенствования действующих организационных структур предприятия; 5) создания условий для автоматизации процессов управления и унификации управленческой документации; 6) формирования условий для быстрого овладения новыми сотрудниками существующих операций и процедур в процессе управления; 7) создания возможности обмена опытом работы между сотрудниками управленческого аппарата; 8) обеспечения взаимозаменяемости работников в необходимых и экстренных случаях; 9) обеспечения сравнения, анализа и обмена опытом между различными предприятиями. Проектирование может осуществляться как заново, так и на основе действующей управленческой технологии. При построении новой технологии управления используется опыт других предприятий, научные рекомендации и разработки, экспертные оценки, а также моделирование. Проектирование на основе действующей технологии осуществляется также с учетом тщательного изучения действующей системы; упразднения процедур и операций, не оказывающих позитивного воздействия на процесс управления; модернизации необходимых процедур; объединения однородных элементов технологии управления и т.п. 12. Производственная и организационная структура строительной организации Общая характеристика организационной системы включает: - общую характеристику предприятия; - технико-экономическую характеристику; - производственную структуру; - организационную структуру; - расчет общей численности; - функции структурных подразделений Организационная структура предприятия (строительной организации, фирмы) − совокупность отделов и служб, занимающихся созданием и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению заданной программы (бизнес-плана). В системе «Предприятие» выделяются четыре группы подсистем: 1) подсистемы общего управления – линейное руководство, технико-экономическое планирование, оперативное планирование, интегрированная обработка информации, подсистема комплексного развития; 2) комплексные подсистемы – заготовительные, обрабатывающие и сборочные цехи; 3) функциональные подсистемы – конструкторская и технологическая подготовка, обслуживание, материально-техническое снабжение, сбыт, персонал и т.д.; 4) организационно-технические подсистемы – планировка в пространстве, схема грузопотоков, состав оргоснастки, условия труда. Организационная структура предприятия в целом состоит из двух подсистем - производственной и структуры управления (рис. 1).
Рис.1. Организационная структура предприятия Технологическая структура - состав и взаимосвязи подразделений основного производства предприятия. Результатом деятельности основного производства является выпуск профильной для предприятия, т.е. доминирующей по удельному весу в общем объеме производства продукции. Производственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного и вспомогательного производств предприятия. Результатом деятельности вспомогательного производства является выпуск продукции (оказание услуг) для подразделений основного производства, необходимых для полноценного функционирования последнего. Производственная структура проектируется исходя из технологии строительного производства (технологической структуры). Хозяйственная структура - состав и взаимосвязи подразделений основного, вспомогательного, а также непрофильных производств предприятия. Непрофильными производствами считаются подсобные хозяйства и объекты социальной сферы, находящиеся на балансе предприятия, а также подразделения, утилизирующие отходы основного производства. Подсобные хозяйства предназначены для производства продукции (как правило, продовольствия) с целью удовлетворения потребностей членов трудового коллектива предприятия. Объекты социальной сферы предназначены для оказания услуг (как правило, жилищно-коммунальные, здравоохранение, образование и дошкольное воспитание, культура, отдых, спорт) членам трудового коллектива предприятия. Структура управления – состав и взаимосвязи управленческих подразделений предприятия. Структура систем управления в самом общем виде состоит из трех взаимосвязанных частей. Это, во-первых, исполнители функций; во-вторых, их функциональные обязанности, т.е. конкретные управленческие работы, закрепленные за этими исполнителями, и, в-третьих, взаимосвязи (организационные отношения и связи) между ними по поводу реализации этих функций. В целом управляющая система предприятия включает подсистемы общего управления и управляющие блоки комплексных и функциональных подсистем. Современные организационные структуры предприятий в строительстве имеют множество модификаций в зависимости от объемов выполняемых СМР и территориальной рассредоточенности объектов строительства. Они классифицируются по следующим признакам: - по характеру договорных отношений (контракту) – генподрядные и субподрядные; - по виду выполняемой работы – общестроительные и специализированные; - строительные организации, специализированные по видам строительства – промышленного, жилищно-гражданского, транспортного, сельскохозяйственного и др. - по району деятельности они функционируют как тресты-площадки, городского типа, территориальные и федеральные; - по территориальному признаку: строительные организации (предприятия) городского и территориального (регионального) типа, федеральные строительные организации (предприятия; - организационные структуры трестов. Производственная структура предприятий в строительстве. Производственная структура проектируется исходя из технологии строительного производства (технологической структуры). В производственную структуру строительной организации (предприятия) входят основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения (инфраструктура производства). К основным относятся предприятия, участки, выполняющие основные СМР. Основу строительной системы составляют строительные организации с их мощностями, соответствующей материально-технической базой различного назначения. Инфраструктура строительства – составная часть народного хозяйства, имеющая вспомогательный характер и обеспечивающая условия для функционирования основной деятельности строительного комплекса. Инфраструктура строительной организации включает вспомогательные и обслуживающие подразделения. К вспомогательным – предприятия, цеха, участки, выполняющие вспомогательные, технологические работы (ремонтно-механические, работы по временному энерго-, тепло- и водоснабжению, канализации). К обслуживающим относятся предприятия, хозяйства, отделы, оказывающие услуги (транспортные, по охране труда, контролю выполняемых СМР). Организационные структуры трестов. Организационные структуры трестов имеют различные модели. Наиболее распространенной является модель, в которой возглавляет трест и отвечает за результаты производственно-хозяйственной деятельности управляющий. В зависимости от объемов работ треста управляющий может иметь, кроме первого заместителя, еще от 1 до 3 заместителей, главного инженера. Главный инженер отвечает за проведение технической политики и правильную организацию строительного производства, за внедрение достижений научно-технического прогресса. Заместители управляющего трестом отвечают за материально-техническое снабжение, экономическую работу в тресте и социально-бытовое обеспечение работников. Отделы треста, реализуя соответствующие функции управления, организуют работу по созданию условий для выполнения заданий строительного производства. 13. Типы организационных структур управления в строительстве: преимущества и недостатки Линейная. Ее основные принципы функционирования: все функции управления сосредоточены у руководителя предприятия; прямое подчинение персонала руководителю с диапазоном контроля в 5–10 человек (в зависимости от ситуации); иерархия и единоначалие; универсализм линейного руководителя. Преимущества: четкость связей, оперативность реакции, сосредоточенность власти в руках одного Недостатки: отсутствие специалистов, перегрузка первого лица, замедленная адаптация, ограниченность возможностей роста Рис. Линейная структура фирмы Функциональная. Руководители функциональных подразделений специализируются в определенной области деятельности и отвечают за реализацию соответствующих функций, непосредственно дают распоряжения производственным подразделениям по вопросам, находящимся в их компетенции. Основные преимущества функциональной структуры – прямое воздействие специалистов на производство, высокий уровень специализации управления, глубокая разработка и обоснование принимаемых решений. Основные недостатки – сложность и неэкономичность (много подразделений, следовательно, и каналов управления), высокая конфликтность, подрыв единоначалия, плохая управляемость; Рис. Функциональная структура фирмы Линейно-штабная. При руководителях создаются «штабы», т.е. управленческие подразделения из специалистов, выполняющих определенные функции (учет, контроль и т.д.) и не несущих прямой ответственности за принятие решений и результаты производства. Штабы готовят квалифицированные решения, но утверждает эти решения и передает их на нижние уровни управления линейный руководитель. Линейно-штабная структура позволяет более квалифицированно решать проблемы управления, но порождает опасность подмены линейных руководителей в процессе принятия решений. Рис. Линейно-функциональная структура фирмы (штабное управление) Преимущества: использование специалистов, отсутствие дублирования управленческих функций, обеспечение стратегической направленности работы за счет освобождения руководителей от подготовки решений. Недостатки: принятие всех главных решений первым лицом, запаздывание информации, трудность координации, бюрократизация, оторванность работников аппарата от жизни и отсутствие ответственности за выдаваемые рекомендации Линейно-функциональная сочетает основные достоинства как линейной, так и функциональной системы, обеспечивает развитие специализации управленческой деятельности, сохраняя в то же время авторитет линейных руководителей, отвечающих за результаты производства. Преимущества: оперативная реакция на изменения среды за счет децентрализации принятия решений, ориентированность на конечные результаты, значительная самостоятельность подразделений, освобождение высших руководителей от решения текущих проблем, улучшение управляемости корпорации в целом. Недостатки: значительная иерархичность, дублирование функций управления, разобщенность подразделений, трудность координации, обострение противоречий между интересами подразделений, затруднение маневра ресурсами вследствие их закрепленности. Дивизиональный тип характеризуется децентрализацией управленческих функций: производственным подразделениям придаются автономные структуры, осуществляющие основные функции управления (учет, планирование, финансовое управление, маркетинг и т.п.). Это позволяет производственным подразделениям решать самостоятельные задачи, связанные с разработкой, производством и сбытом собственной продукции. Высшее руководство предприятия может при этом сосредоточиться на постановке и решении стратегических задач. Соответственно выделяются такие виды дивизиональных структур: продуктовая, структура, ориентированная на потребителя, и региональная структура. В качестве примера приведена структура, ориентированная на потребителя. Рис.Структура, ориентированная на потребителя Дивизиональная структура отличается от линейно-функциональной большей гибкостью, что обеспечивает скорость принятия решений. Недостатки: противоречия интересов подразделений и всего предприятия, дублирование функций управлений и, следовательно, рост управленческого аппарата и неэкономичность структуры. С ростом предприятия эти недостатки могут привести к потере управляемости; Матричная организационная структура возникает в условиях диверсифицированного производства, когда предприятие осуществляет разработку и выпуск нескольких разнородных видов продукции, реализует несколько инвестиционных или инновационных проектов и т.п. Она представляет собой синтез линейно-функциональной и дивизиональной структур. Общие указания исполнителям даются линейными руководителями, а особые инструкции – руководителями проектов. Последние являются лицами, принимающими решения, наделяются специальными полномочиями, объединяют и интерпретируют информацию, поступающую от функциональных подразделений, осуществляют контроль за ходом реализации проекта. Проектная структура, являющаяся одной из разновидностей адаптивных структур и называемая иногда проектной организацией, используется в фирмах с оперативно обновляющимся ассортиментом продукции. При такой структуре деятельность фирмы рассредоточивается по двум группам — группе развития и проектной группе. Группа развития отвечает за стратегическое планирование, а также за обеспечение ресурсами и кадрами (сюда входят функциональные подразделения НИОКР, долгосрочного планирования, маркетинга, финансов и т.д.). В проектной группе управление строится по проектам, а в группе развития — частично по проектам, а частично — по функциональному принципу (рис.). Рис. Схема проектной структуры Преимущества адаптивной проектной формы заключаются в динамичности стратегии, гибкости и подвижности структуры, в производственно-оперативной маневренности. Однако при несомненных достоинствах сфера применения такой структуры ограничена теми фирмами, где производственные ресурсы могут легко перемещаться между группой развития и проектной группой. Считается, что эта форма оправдана для краткосрочных проектов длительностью 3—6 месяцев. Матричная структура — другая разновидность адаптивной организационной структуры, представляет собой комбинацию проектной структуры с функциональной. В этих условиях был необходим управляющий по проекту, по каждому контракту, который бы координировал деятельность функциональных служб в целях эффективного своевременного выполнения заказа, т.е. отвечал за выполнение комплекса работ в целом. Для использования преимуществ функциональной и проектной структур на функциональную структуру была как бы наложена проектная структура, что в результате дало своеобразную матрицу, образующуюся в результате пересечения вертикальных связей функциональной организации с горизонтальными линиями ответственности за конкретный проект (рис. 4.10). Матричная структура включает положительные стороны обеих образующих организационных структур, сводя к минимуму их противоречия и недостатки. Управляющий проектом располагает полномочиями определять, что и когда должно быть сделано, а функциональный менеджер решает, кто и каким образом будет выполнять работу. Такая структура оказалась эффективной на крупных фирмах, где управляющие должны одновременно решать технологические проблемы и не упускать из виду коммерческие интересы. Однако слабость матричной структуры состоит в том, что она является потенциально конфликтной. Поддержание баланса между вертикальными и горизонтальными связями требует постоянного диалога и взаимопонимания между начальниками. 14. Методы проектирования и рационализации организационных структур управления. Организационный проектирование – процесс формирования новых организационных структур или существенное преобразование имеющихся на стадии создания предприятия, внедрения новейших технологий и видов продукции Осуществляется путем: - построения наиболее рациональных производственных и управленческих структур - регламентации функций звеньев, подразделений, работников - упорядочения во времени и пространстве трудовых, производственных и управленческих процессов - оптимизации соединения вещественных и личных факторов деятельности Результатом процесса является организационный проект - комплекс документов с типовыми элементами, который задает общие параметры организации, функции, информационные потоки: а) определяющие параметры: - стратегии; - технологии управления; б) принципы создания подразделений; в) определяемые параметры: - число уровней управления; - норму управляемости; - распределение должностей; - взаимосвязи; - права и обязанности работников; г) оценочные параметры: - затраты; - информационные нагрузки; - сроки решения проблем; - допустимое число ошибок. Структура организационного проекта включает следующие разделы: 1. Общая концепция 2. Производственная структура 3. Структура управления 4. Персонал 5. Финансовые потоки 6. Материальные потоки 7. Информационное обеспечение 8. Внутреннее взаимодействие 9. Эффективность Методы формирования организационных структур Аналогия. Предполагает использование оправдавших себя форм, становящихся типовыми по отношению к отдельным элементам организации в определенных условиях. Основывается на обследовании всех сторон деятельности уникальных организаций, их проблем, недостатков и поиске принципиально новых, нестандартных решений Структуризация целей. Заключается в построении «дерева целей» и увязке с его помощью всех сторон организационной деятельности Организационное моделирование. Состоит в разработке формализованных моделей, на основе которых происходит оптимизация организационных структур и внутренних взаимосвязей: - математико-кибернетических; - графо-аналитических; - натуральных; - математико-статистических распределения ресурсов, информации и полномочий. Нормативно-функциональный. Позволяет использовать для построения организационных структур нормы, отражающие их зависимость от: - типа и размера предприятия; - численности персонала; - особенностей деятельности. Принципы проектирования организационных структур. Формирования организационных структур систем управления строится на общих принципах, отражающих требования к структурам как целостному образованию. Гибкость – способность структур изменяться под воздействием внутренних и внешних факторов, т.е. производить перегруппировку исполнителей, менять содержание и методы выполнения управленческих работ, изменять систему взаимосвязей, соподчиненность исполнителей. Адаптивность – готовность и способность структур приспосабливаться к изменяющимся условиям жизнедеятельности. Иерархичность. Сущность этого принципа заключена в том, что структура, как правило, формируется многоступенчатая или многоуровневая, т.е. в ней различаются подсистемы высшего и нижележащих уровней. Чем меньше уровней, тем структура проще, она менее сложна и эффективна с точки зрения воздействия на управляемые объекты. В то же время это ведет к увеличению нагрузки на исполнителей и затрудняет реализацию в полном объеме и надлежащем качестве функций. Поэтому конфигурация (число ступеней, уровней) структуры системы управления должна тщательно обосновываться по критериям гибкости, оперативности и эффективности. Соблюдение норм управляемости. Ввиду ограниченных возможностей человек (руководитель) может эффективно координировать работу лишь некоторого количества исполнителей (отдельных работников и (или) звеньев аппарата управления). Это и считается нормой управляемости, которую определяют, в основном, опытным путем. Наиболее оптимальной нормой управляемости считается 6-8 исполнителей. Норма управляемости зависит от степени однородности и сложности работ исполнителей: чем они более однородны и менее сложны, тем большим числом работников можно эффективно управлять. Соответственно, на верхних уровнях управления ниже (4-6 чел.), а на низовых уровнях больше оптимальной нормой управляемости (15-40 чел.). Делегирование – передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Реализация этого принципа при построении (совершенствовании) структур управления позволяет разгружать верхние уровни систем управления от выполнения и контроля отдельных задач либо сфер деятельности. В то же время нижележащие уровни получают возможность более успешно реализовывать возлагаемые на них задачи. Делегирование полномочий создает иерархию уровней в структуре управления. Сочетание централизации и децентрализации полномочий. Степень соотношения этих противоположных принципов в каждой конкретной управленческой ситуации требует всестороннего и глубокого обоснования, учета ближайших и отдаленных последствий принимаемого решения. Централизация - сосредоточение власти, полномочий в одном лице, органе, например в ситуации экстремального характера при ограниченности ресурсов, времени реализации задач или особой тяжести предполагаемых последствий. Единоначалие. Для успешной целеустремленной деятельности системы управления необходимо единство координирования, при котором руководитель несет полную ответственность за работу организации в целом или координируемых им исполнителей. Единство распорядительства. Четкое и слаженное взаимодействие исполнителей обеспечивается также тем, что каждый из них должен получать указания по поводу выполняемой работы только от одного лица. 15. Методы управления строительными организациями. Информационная система менеджмента в строительстве Реализация функций и принципов управления осуществляется путем применения различных методов. Методы – это способы осуществления управленческой деятельности, которая представляет собой, с одной стороны, процесс реализации функций менеджмента, а с другой, процесс воздействия на персонал фирм с целью активизации его работы и придания ей творческого, заинтересованного, активного характера. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Использование системы методов при изучении новых проблем управления позволяет увеличивать знания об управлении и о закономерностях, протекающих в нем процессов и явлений, способствуя тем самым развитию теории управления. Методы осуществления функций менеджмента весьма разнообразны и многочисленны: С учетом специфики крупных компаний предлагается следующая классификацию методов управления: а) управление функциональными подсистемами (эти методы отражают специфику функциональных подсистем в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения); б) выполнение функций управления (они связаны с выполнением функций, которые составляют содержание процесса управления; этот подход позволяет сгруппировать и создать фонды методов, используемых организацией для выполнения любой из функций менеджмента вне зависимости от того, в какой подсистеме она реализуется); в) методы принятия управленческих решений (это направление классификации основывается на представлении процесса управления как совокупности этапов и процедур, необходимых для разрешения проблем; здесь выделяют методы постановки проблем, решения проблем, выбора решений, организации выполнения принятых решений). Свойства методов зависят от всех элементов системы менеджмента. При этом главное воздействие на их характер оказывают цели, принципы, функции и персонал управления. Таким образом, в методах концентрируются свойства, присущие системе менеджмента. Методы должны обеспечивать: а) высокую эффективность деятельности фирмы, организации; б) активную творческую деятельность каждого работника; в) четкую организацию производственной и управленческой деятельности; г) слаженную, гармонично увязанную работу всего персонала фирм. Э ффективность методов менеджмента зависит от того, насколько они улавливают интересы людей и в какой мере их удовлетворяют (рис. 3). Рис. Методы менеджмента и механизм их влияния на интересы предприятий и их персона Требования, предъявляемые к свойствам методов менеджмента: 1) методы должны быть объективными, соответствовать законам, на которых базируется управленческая деятельность; 2) методы должны представлять собой систему, т.е. должны быть взаимообусловленными и пропорциональными по силе воздействия; 3) методы должны обеспечивать гармоничное сочетание личных, коллективных, государственных и общественных интересов. Условием эффективности применения методов менеджмента выступает их комплексное использование, направленное на одновременное удовлетворение объективно присущих людям экономических (имущественных), организационных, социальных и психологических интересов. Виды методов менеджмента. Наиболее широко используются в практике менеджмента экономические, организационные, социальные и психологические методы. Экономические методы – это способы воздействия на имущественные интересы отдельных людей и их объединений. В основе этих методов лежат объективные экономические законы, специфические законы рыночной экономики, а также принципы вознаграждения за труд, имеющие определенные особенности в каждой фирме. Система экономических методов в рыночной экономике включает: цену товаров, работ и услуг, прибыль, различные формы оплаты труда, премии, налоги, акции на биржах, таможенные сборы, процентные ставки платы за депозитные вклады, всевозможные скидки с цены товаров и многое другое. Особенностью использования экономических методов является обязательное сочетание имущественных стимулов с санкциями за невыполнение договорных обязательств. Это положение должно одинаково относиться как к договорным обязательствам между равноправными хозяйствующими субъектами, так и между предприятиями и их персоналом на основе контрактов. В отличие от административных экономические методы являются методами косвенного воздействия на управляющую и управляемую подсистемы. Административные методы.Под административными методами управления понимают систему способов воздействия на управляемый объект, которые обеспечивают планомерную деятельность управляющей и управляемой систем. Характерной особенностью является то, что они оказывают прямое воздействие на управляемый объект и поведение исполнителей в конкретной обстановке. Через них получают свое выражение функции экономических систем и должностных лиц всех уровней управления, которые предусмотрены правовыми актами, положениями и инструкциями. Формой их выражения являются приказы, распоряжения, директивы вышестоящего органа, которые носят обязательный характер для нижестоящего. Административные методы управления подразделяются на две большие категории — организационные и распорядительные. К первым относятся: организационное проектирование, регламентирование, нормирование. Организационные методы, в частности перестановка кадров, изменение должностного расписания, зачисляются в разряд методов косвенного воздействия, поскольку при их употреблении не указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. Они обращены к целой группе сотрудников, к подразделению или всему персоналу. Распорядительные методы считаются средствами прямого воздействия, они носят директивный, обязательный характер (приказ, распоряжение, инструктаж). Такие методы основаны на дисциплине, ответственности, власти и принуждении. При использовании распорядительных методов указываются конкретные лица и конкретные даты исполнения. Если организационные методы ориентированы на работу предприятия в целом, то распорядительные относятся к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы следуют за организационными, выступают их логическим продолжением. К примеру, если на предприятии задумано введение гибкого графика работы и перестраивается оргструктура, то первыми по времени применяются организационные методы управления, а вторыми — распорядительные, в ходе которых издаются конкретные распоряжения и приказы, устанавливаются сроки и ответственные лица. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т. д.). Распорядительные методы реализуются в форме приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендаций. Таблица 1 Формы реализации методов менеджмента
Организационно-дисциплинарные методы предназначаются для недопущения в будущей деятельности отклонений от установленного режима работы организации. При этом подбираются способы, которые призваны исключать несоблюдение трудовой, производственной и технологической дисциплин, режима трудового распорядка и других нарушений. Главное внимание здесь концентрируется не на определении меры вины и наказания работников, а на выявлении глубинных причин сложившейся ситуации, выработке действенных и реальных способов противодействия повторению нарушений в дальнейшей работе. Третьей группой методов управления являются социально-психологические методы, к разряду которых относятся моральное поощрение, социальное планирование, мотивация, убеждение, внушение, личный пример, регулирование межличностных и межгрупповых отношений, создание и поддержание морального климата в коллективе. Современные менеджеры должны знать, что манеры поведения и поступки людей сигнализируют об их мотивационных потребностях. Поэтому управляющий должен фиксировать именно модель поведения человека, а не отдельные его черты. Модель поведения — это наиболее часто повторяющийся и, следовательно, характерный для человека набор реакций, тесно связанный с потребностями. По данному набору можно выявить мотивационный тип подчиненного и решить, чем стимулировать его желание работать. Для того чтобы предсказать с определенной точностью поведение служащего, менеджеру надо иметь некоторые сведения о его целях и действиях, которые он должен предпринимать. Социальные методы – это способы воздействия на социальные интересы персонала организаций в целях активизации его деятельности, придания ей творческого и истинно заинтересованного характера. К комплексу социальных методов относятся: а) социальные исследования – это методы изучения социальных интересов персонала. Их результатом являются выявленные конкретные потребности работников в определенных социальных благах (например, жилье, укрепление здоровья, спортивные и культурные запросы, повышение квалификации и переподготовка персонала и др.). На основе такого изучения разрабатывается программа удовлетворения этих потребностей; б) социальное планирование – это метод планового решения социальных проблем коллективов по улучшению условий труда, производственного быта, духовного и физического развития, жилья, охраны здоровья, коммунально-бытовых условий, квалификации работников, структуры персонала, выявляемых в процессе социальных исследований. Реализуется оно путем разработки внутрифирменного плана удовлетворения выявленных потребностей с учетом экономических возможностей фирмы. Как правило, такой план составляется на один год и (или) 4-5 лет; в) социальное регулирование представляет собой процесс реализации планов и программ удовлетворения социальных потребностей персонала. Успешное их осуществление способствует единению персонала, сближению его интересов и интересов руководства фирмы, развитию корпоративного духа, т.е. такого состояния, когда и руководители, и рядовые работники глубоко заинтересованы в экономической результативности деятельности фирмы. К методам социального регулирования трудовых коллективов относятся также: способы повышения социально-производственной активности (внутри- и межфирменный обмен опытом в различных формах с учетом соблюдения коммерческих тайн); методы социальной преемственности (процедуры принятия новых работников в состав фирмы, проведение дней фирмы в честь знаменательных дат и событий, организация конкурсов профессионального мастерства, процедуры проводов работников с большим стажем работы в фирме на заслуженный отдых и др.); методы социального нормирования (установление правил этикета, традиций, внутреннего распорядка работы фирмы, мер дисциплинарного воздействия к несоблюдающим концепцию управления фирмой). Психологические методы – это способы регулирования взаимоотношений между людьми с целью формирования благоприятного психологического климата в организации Назначение этих методов связано с формированием условий, при которых личность работника максимально раскрывается и в своей деятельности активно использует творческий потенциал и энергию для блага всей фирмы. Психологические способы и приемы воздействия на людей направлены на удовлетворение психологических интересов личности, проявляющихся в потребностях иметь комфортные условия труда, справедливую оценку трудового вклада и его общественное признание, пребывать в группе людей с близкими мировоззренческими взглядами, а также в потребности творческого характера трудовой деятельности и др. Психологические методы не требуют сколько-нибудь значительных материальных затрат, но их воздействие на людей имеет высокую результативность. Различают следующие группы психологических методов: Ø методы комплектования малых групп, которые призваны обеспечивать оптимальную численность людей в группе, их психологическую совместимость; Ø методы установления благоприятных для совместной деятельности взаимоотношений между руководителями и подчиненными. Основная задача –созданию условий, которые позволяют общаться в системе «руководитель – подчиненный» непринужденно, откровенно, полностью раскрывать интеллектуальный потенциал, проявлять энергию и творческий подход к выполнению функциональных обязанностей; Ø методы гуманизации труда базируются на объективной потребности людей в определенных требованиях к свойствам среды, в которой протекает трудовая деятельность (эргономика). Это относится к цветовой окраске помещений, музыкальному сопровождению при однообразной работе, устранению монотонности рабочих процессов, повышению уровня их творческого содержания для более полного удовлетворения профессиональных интересов; Ø методы профессионального отбора и соответствующего обучения работников. Информация в управлении. В хозяйственном механизме информация главный ресурс интеллектуальной, а, следовательно, производственной и предпринимательской деятельности человека. Использование информации дает возможность выбора продукта и стратегии управления, ориентации на определенные группы потребителей и экономические показатели предприятия, на потенциальные рынки сбыта и т. д. Актуальной задачей предприятий и Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|