ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Условно-постоянные данные применяются многократно и обновляются периодически. Они служат базой для расчетов и контроля состояния переменных данных.По мере ускорения темпов передачи полезной и освоенной информации от человека, его знаний, опыта, квалификации в систему технических средств переработки и применения увеличивается значение новых информационных технологий. Требования к качеству информации.Основными принципами учета оперативной информации являются качественные характеристики этой информации и принципы ее учета. Основное требование к учетной информации это ее полезность для принятия решений различными группами пользователей. Полезность информации определяется специальными характеристиками. 1. Ясность. 2. Уместность. 3. Содержательность. 4. Существенность. 5. Своевременность. 6. Полнота отражения. 7. Логичность: а) закон тождества, в соответствии с которым предмет информации в пределах одного сообщения должен оставаться неизменным; б) закон противоречия, согласно которому не могут быть одновременно истинными два сообщения; в) закон исключенного третьего; г) закон достаточного основания; 8. Достоверность. Таким образом, качественные характеристики оперативной учетной информации предопределяют полезность оперативной отчетности для пользователей 16. Эффективность управления. Эффект от совершенствования организационной структуры в строительстве Основные понятия. Эффект обычно понимается как результат чего-либо, а нередко его воспринимают как впечатление, произведенное на кого-нибудь; разница между результатом и затратами усилий или ресурсов на их достижение. Эффективный — это значит действенный, т.е. дающий определенный положительный эффект. Экономия — разность между нормой (нормативом) или удельным расходом какого-либо ресурса, усилия, элементом затрат или затратами на отдельной стадии жизненного цикла объекта до внедрения организационно-технического мероприятия и тем же показателем после его внедрения за определенный период. Экономия исчисляется в натуральном (кг, м, нормочасы, кВт. ч и т.д.) либо денежном выражении. Критерием критерия принятия любого управленческого решения служит экономический эффект. Экономический эффект — один из критериев принятия управленческого решения, определяемый как разность экономических результатов реализации и затрат на его осуществление за определенный (например, нормативный) срок действия. Результаты могут счисляться экономией времени, материальных, трудовых, денежных и других ресурсов, уменьшением трудоемкости, повышением уровня качества, увеличением объемов производства и реализации продукции и услуг, ускорением оборачиваемости средств и т.п. Эффективность — соотношение показателей результатов функционирования чего-либо и затрат ресурсов, усилий на его достижение. Эффективность объекта — результативность создания и использования объекта, определяемая как отношение суммарного полезного эффекта (результатов функционирования) к совокупным затратам ресурсов, усилий на его достижение за весь жизненный цикл. Эффективность управленческого решения — соотношение показателей результатов выполнения (реализации) и затрат ресурсов, усилий на его достижение. Эффективность управления. Менеджмент, как система управления коммерческой организации, во всех своих аспектах четко ориентирован на получение максимального результата при минимуме затрат. Таким образом, все действия менеджера также должны быть ориентированы на принцип эффективности. В соответствии с базовым принципом эффективности мы можем определить эффективность руководства как соотношение результата (выполнили подчиненные работу нужным образом и в срок или же нет) и затрат времени, сил, средств со стороны руководителя на то, чтобы результат был достигнут. Условно эту зависимость можно выразить формулой, приведенной на рис. Рис. Эффективность руководства Существуют различные способы повышения эффективности руководства. Так, эффективность руководства возрастет, если руководитель создаст у своих сотрудников более высокую мотивацию на достижение поставленной цели (повысит результативность). Этого можно добиться, например, напомнив им о бонусах по итогам работы за квартал. Или же можно постараться тратить меньше времени и средств на процесс взаимодействия с подчиненными (снизить затраты). Например, доверить опытному сотруднику самостоятельное выполнение конкретной задачи, без контроля каждого его шага. Виды и источники эффектов СУ могут быть исключительно разнообразными, в частности, среди них можно выделить: социальные, экологические, научно-технические и экономические. Источниками социальных эффектов могут быть: - повышение качества принятия управленческих решений и их реализации; - повышение оперативности управленческого аппарата; - повышение квалификации управленческого и производственного персонала; - повышение безопасности продукции и услуг; - улучшение условий и организации труда (влияние на изменение условий труда работников может быть оценено отдельными санитарно-гигиеническим и психофизиологическим показателями); - повышение безопасности труда; - повышение степени безопасности работников; - прирост дохода работников; - сокращение рабочего времени персонала; - повышение степени удовлетворения физиологических потребностей работников (например, повышения надежности обеспечения теплом, электроэнергией, продуктами питания и т.п.); - повышение степени удовлетворения социальных и духовных потребностей; - увеличение продолжительности жизни работников и членов их семей; - изменение количества рабочих мест; - улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников, включая улучшение условий и возможностей отдыха; - улучшение структуры управленческого и производственного персонала (может оцениваться показателями изменения численности работников, занятых тяжелым физическим и вредным для здоровья трудом, с высшим или средним специальным образованием, подлежащих обучению, переподготовки, повышению квалификации); - экономия свободного времени работников вне предприятия и потребителей. Следует отметить, что в экономической оценке социальных результатов учитывается только их самостоятельная значимость. Затраты, необходимые для достижения социальных эффектов или обусловленные социальными последствиями реализации результатов исследования (затраты на предоставление бесплатного или льготного жилья, повышение затрат на выплату пособий по временной нетрудоспособности или по безработице), учитываются в расчетах эффективности в общем порядке. Возможные доходы от реализации этих мер учитываются в расчетах экономических эффектов. Источниками экологических эффектов за счет улучшения функционирования СУ могут быть: - уменьшение загрязнения окружающей среды (снижение выбросов в атмосферу, почву, воду вредных компонентов); - повышение экологического уровня выпускаемой продукции и оказываемых услуг; - уменьшение штрафов за нарушение экологических требований; - снижение отходов производства; - повышение эргономичности производства; - улучшение эргономичности (уровень шума, вибрации и т. п.) выпускаемых товаров. К научно-техническим эффектам по результатам исследования СУ относятся: - количество зарегистрированных авторских свидетельств; - увеличение удельного веса новых информационных технологий; - увеличение удельного веса новых прогрессивных технологических процессов; - повышение коэффициента автоматизации производства; - повышение организационного уровня производства и труда; - рост количества публикаций (индекса цитирования); - повышение конкурентоспособности организации и ее товаров на рынках промышленно развитых стран. Под экономическими эффектами понимают: - прибыль от лицензионной деятельности; - прибыль от внедрения изобретений, патентов, ноу-хау; - прирост объема продаж; - сокращение срока окупаемости инвестиций; - сокращение сроков капитального строительства; - улучшение использования ресурсов, рост производительности труда; - повышение фондоотдачи; - ускорение оборачиваемости оборотных средств; - снижение затрат на управление; - снижение производственных затрат на исправление дефектов изготавливаемой продукции (то же в сфере разработки и проектирования); - уменьшение потерь от окончательного брака готовой продукции; - снижение стоимости контроля продукции; - снижение трудоемкости производственных процессов; - предотвращение поступления в производственный процесс недоброкачественного сырья и материалов; - уменьшение затрат на устранение дефектов по рекламациям(претензиям) потребителей; - уменьшение суммы штрафов за поставку недоброкачественной продукции и выплат по рекламациям; - уменьшение расходов на гарантийное обслуживание и ремонт; - уменьшение ущерба за нарушение контрактов; - повышение прибыли за счет улучшения ассортимента изготовленной продукции; - повышение прибыли за счет продажи потребителям продукции повышенного качества (при неизменности себестоимости). Кроме этого, за счет мероприятий по улучшению системного управления могут быть получены другие положительные результаты: увеличение объемов продаж, более полно соответствующих требованиям потребителей изготовленной продукции и предоставляемых услуг; снижение себестоимости продукции и услуг; более точное выполнение поставок продукции в срок; сокращение сроков разработки и постановки новой продукции на производство; увеличение объемов производства продукции и услуг, соответствующих требованиям потребителей. Таблица Характеристика эффективности системы управления
17. Современные методы и стандарты СМК в строительной отрасли
Управление качеством необходимо для строительно-монтажных организаций любой мощности, структуры и ориентации на внутреннем и внешнем рынках, которые хотят выигрывать конкурсы и получать заказы от отечественных и зарубежных инвесторов на возведение строительных объектов, твердо стоять на ногах и получать прибыль за счет качества своей работы. Поэтому качество продукции, работ и услуг является основной целью действующего хозяйственного механизма организации и основным орудием борьбы с конкурентом. Возросшая конкуренция привела к ужесточению требований, предъявляемых потребителем к качеству продукции. Требования потребителя включаются в нормативные документы. Однако сами по себе нормативные документы не могут быть гарантией качества, если хозяйственный механизм организации не содержит соответствующих элементов, обеспечивающих соблюдение требований потребителя. В основе системы менеджмента качества лежит концепция всеобщего управления качеством – TQM (Total Quality Management) – это подход к управлению организацией, нацеленный на качество, который основывается на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества. Цель TQM: достижение долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества. Задачи TQM: постоянное улучшение качества посредством регулярного анализа результатов и корректировки деятельности, полное отсутствие дефектов и непроизводственных затрат, выполнение намеченного точно в срок. Тактика TQM: предупреждение причин дефектов; вовлечение всех сотрудников в деятельность по улучшению качества; активное стратегическое управление; непрерывное совершенствование качества продукции и процессов; использование научных подходов в решении задач; регулярная самооценка. Методические средства TQM: средства для сбора данных; средства представления данных; методы статистической обработки данных; теория общего менеджмента; теория мотиваций и психология межличностных отношений; экономические расчеты, системный анализ производства, управление с помощью планирования. На основании концепции TQM построена международная система стандартов качества ИСО 9000, которые в настоящее время приняты в России в качестве национальных. В основу международных стандартов ИСО серии 9000:2000 положены восемь принципов управления качеством. Принцип 1. Ориентация (или фокус) на потребителя. В основе этого принципа — анализ рынка и потребностей потребителей. Результаты анализа служат механизмом, запускающим производство. Выпуская продукт, уже не ограничиваются выполнением формальных требований заказчика, а пытаются предугадать его желания. Принцип 2. Лидерство. Лидерство — ключевой принцип системы менеджмента качества, без которого СМК скорее фикция, чем реальность. Управление предприятием, руководство проектами, создание, внедрение и эксплуатация СМК — это области деятельности, где необходимо лидерство. С представлением о лидерстве тесно связана концепция ответственности. Ответственность нельзя установить приказом. Ее можно только взять на себя добровольно. Однако ответственность необходимо подкреплять полномочиями. При этом важно постоянно соблюдать баланс между взятой на себя человеком добровольно ответственностью и данными ему полномочиями. Принцип 3. Вовлечение персонала. Вовлечение персонала на практике означает систематическую возможность каждого сотрудника участвовать в выработке и реализации управленческих решений. Такая возможность рождает в людях чувство ответственности и сопричастности, которое усиливает мотивацию к творческому труду. Следствие такого подхода — принцип отказа от идеи наказания. Сотрудников не имеет смысла наказывать за просчеты менеджмента. Этот подход порождает инициативу и является основой корпоративной культуры. Принцип 4. Процессный подход. Все виды деятельности в организации рассматриваются как процессы. Процессы — это логически упорядоченные последовательности шагов (работ, этапов, элементов), преобразующих входные данные в выходные данные. Такое понимание процессов близко к представлению об алгоритмах, и это дает возможность использования информационных технологий для визуализации процессов и полученных результатов для своевременного принятия управленческих решений. Принцип 5. Системный подход. Системный подход требует координации всех аспектов деятельности, постоянного планирования и доведения планов до каждого рабочего места, с тем чтобы можно было анализировать и корректировать их выполнение по ходу дела. Этот принцип предполагает представление организации как системы взаимодействующих динамических процессов. С системным подходом связана и проблема оценивания результатов деятельности организации. Долгое время в этой области господствовал финансовый подход. Сейчас стало очевидно, что к финансовым показателям следует добавить показатели удовлетворенности потребителей, показатели эффективности бизнес-процессов, а также показатели потенциала роста фирмы и квалификации персонала. Система таких показателей называется сбалансированной системой показателей. Принцип 6. Непрерывное улучшение. При систематическом улучшении процессов постепенно появляется возможность снижения потерь и соответственно цены продукции за счет растущего «зазора» между себестоимостью и ценой. Такое снижение цены ведет к расширению рыночной ниши, что, в свою очередь, приводит к снижению себестоимости за счет эффекта масштаба. Этот механизм называют цепной реакцией Деминга. Постоянное улучшение начинается с человека, с совершенствования его личных качеств, знаний, навыков и умений. Наиболее важный аспект непрерывного совершенствования — это обучение персонала. Принцип 7. Подход к принятию решений на основе фактов. Принимать решения на основе фактов — значит отличать достоверные факты от ложных или сомнительных. Основа этого подхода — измерения, производимые для получения данных о процессах, и одновременно накапливание информации, которая постепенно превращается в знания. Принцип 8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. Этот принцип нацелен на создание новых отношений с поставщиками, получивших название комэйкершип — «Вместе сделаем, вместе выиграем». При постоянных отношениях с поставщиками можно говорить об управлении цепочками добавленных ценностей для потребителей. Действительно, поиск поставщика и налаживание отношений с ним — дело долгое и дорогое. Всегда следует стремиться к постоянным отношениям с поставщиками. Стандарты разрабатывались путем обобщения существующего международного опыта работы организаций различных стран с рыночной экономикой и содержат общие требования к системам качества организаций различных отраслей промышленности и экономики. Система качества по ИСО 9000 – это хозяйственный механизм организации, содержащий комплекс необходимых элементов, обеспечивающих его оптимальное с точки зрения качества, стоимости и правового обеспечения функционирование, направленное на достижение конкурентоспособности организации в рыночных условиях хозяйствования. Наличие сертифицированной системы качества строительно-монтажной организации по ИСО 9000 является лицом организации, гарантом качества ее продукции, работ и услуг; свидетельствует о высоком уровне культуры построения хозяйственного механизма внутри организации. Основным видом деятельности организации являются строительно-монтажные работы. К ним относятся следующие элементы системы качества: менеджмент качества процесса СМР; техническое обслуживание технологического оборудования, оснастки, а также машин и механизмов, используемых при монтаже строительных конструкций и систем инженерного оборудования объектов, а также при производстве отделочных работ. Основной задачей строительно-монтажной организации в области качества является создание и внедрение внутри организации такой системы качества, которая позволила бы реализовать политику организации в области качества, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО 9000 и направленную на то, чтобы возводимые этой организацией строительные объекты: - соответствовали требованиям проектной и нормативно-технической документации; - удовлетворяли требованиям потребителя; - отвечали требованиям действующего законодательства; - учитывали требования к охране окружающей среды; - были экономически выгодны для организации и могли предлагаться потребителю по конкурентоспособным ценам. Для производства СМР и возведения объектов организация осуществляет подготовку проектной, нормативно-технической и технологической документации. При этом проектная документация (проект и рабочая документация) разрабатывается проектной организацией за счет средств заказчика и после ее утверждения заказчиком проходит необходимую экспертизу и утверждается заказчиком в соответствии с требованиями СНиП 11.01-95. Проектная документация передается заказчиком организации в завершенном виде при заключении контракта (договора строительного подряда) на выполнение СМР. Технологическая документация (проект производства работ, технологические карты, карты трудовых процессов) разрабатывается строительно-монтажной организацией или по ее заказу специализированной проектной организацией. К данному виду деятельности организации относятся следующие элементы системы качества, на которые должны быть разработаны документированные процедуры: - проверка рабочей документации строительных объектов на полноту и обоснованность решений по назначению и обеспечению требований к качеству строительства; - управление качеством разработки технологической документации; - идентификация изделий, оборудования в проектной и технологической документации на всех этапах производства, закупки и монтажа. Требуемые показатели качества объектов и СМР устанавливаются в проекте (в технических условиях на объект в составе проекта) на основании требований заказчика и проведенных расчетов с учетом требований национальных и межгосударственных нормативных документов — строительных норм и правил (в том числе территориальных строительных норм, принятых в регионе, в котором должно осуществляться строительство) и стандартов (ГОСТ Р и ГОСТ). Организация должна располагать всей необходимой нормативно-технической документацией, регламентирующей требования к качеству объектов и качеству проектной документации. При получении проектной документации организация должна проверить качество рабочей документации и принять в соответствии с требованиями, установленными системой качества организации и ГОСТ 21501. Система качества организации должна предусматривать такие виды деятельности, как контроль и оценку качества, осуществляемые при проверке и сдаче-приемке выполненных организацией и субподрядчиками работ, возводимых объектов и их частей. К этим видам деятельности относятся следующие элементы системы качества: - контроль качества СМР, готовых объектов и их частей, а также проведение испытаний закупаемой и производимой продукции; - юридический статус контроля и испытаний, их место и роль в системе качества организации; - управление качеством процессов контроля и испытаний; - статистические методы, позволяющие объективно и обоснованно произвести обработку, анализ и оценку качества строительства для его управления и регулирования. Основными критериями качества СМР являются фактические отклонения формы, положения, размера объекта и его частей, а также параметров инженерных сетей от проектных значений; соответствие технических характеристик используемых при строительстве материалов, изделий, элементов конструкций и инженерного оборудования требованиям проектной и нормативной документации; соблюдение требований технологической документации к объему и последовательности выполнения операций; соответствие характеристик качества отделочных покрытий требованиям проектной и нормативной документации и согласованным эталонам отделки. Управление качеством процесса СМР осуществляется путем выполнения квалифицированными рабочими необходимых технологических приемов и операций с использованием специальных механизмов, технологической оснастки и оборудования с требуемой точностью в соответствии с проектом производства работ, картами технологических и трудовых процессов. В соответствии с требованиями СНиП 3.01.01-85* и ГОСТ 23616 в организации осуществляется входной, операционный, приемочный, инспекционный контроль. На основе анализа данных о качестве определяются причины несоответствия качества объектов и СМР установленным требованиям, а также необходимость проведения мероприятий для улучшения их качества. К числу причин такого несоответствия относят несоответствие документально установленных технических и трудовых ресурсов на обеспечение качества реально отпущенным средствам; неэффективную систему управления предприятием; низкую трудовую и производственную дисциплину; несовершенство принятых технологических способов производства; некорректные методы контроля качества. Продукция, не соответствующая установленным требованиям, может быть переделана или отремонтирована с целью удовлетворения установленным требованиям; принята без ремонта (при незначительных дефектах); переведена в другую категорию (сорт) для использования в других целях; отбракована или отправлена в отходы. Тот или иной подход применяется в зависимости от вида продукции, записи в контракте, экономической выгоды. Однако на качество возведения объекта выбранный путь не должен оказывать влияние. Действия, направленные на устранение причин несоответствия качества объектов, СМР установленным требованиям, – это: дисциплинарные санкции против работников организации, допустивших нарушение производственной или технологической дисциплины; корректировка проектной и технологической документации; корректировка документации системы качества; выделение дополнительных средств на обновление технологической оснастки, измерительной базы; предъявление рекламаций субподрядчикам и организациям-поставщикам; замена субподрядчиков и организаций-поставщиков; усиление входного контроля качества закупаемых материалов и изделий, а также операционного контроля качества СМР; совершенствование системы управления в организации путем замены кадрового состава, дополнительной подготовки кадров в области качества или совершенствования технической оснащенности управляющего персонала. Ответственным за определение в каждом конкретном случае вида корректирующего или предупреждающего воздействия является руководитель службы качества. Ответственность за принятие решений о необходимости проведения этих воздействий возлагается на руководителя организации, который приказом по организации поручает выполнение их тем руководителям подразделений, от которых зависит устранение причин нарушения требований к качеству. Ответственность за выполнение корректирующих воздействий в конкретной деятельности СМО возлагается на руководителей подразделений, которые осуществляют эту деятельность. Они отчитываются в установленные сроки перед руководителем службы качества о выполнении принятых корректирующих воздействий и их последствиях. Руководитель службы качества учитывает эти данные в очередном отчете по качеству.
20. Складская логистика в строительстве. Грузовые единицы Система распределения строительной организации представляет собой систему различных складов. Построение распределительной системы строительной компании начинается с размещения объектов строительства, а далее рассматриваются места размещения производственных складов, выбирается система доставки, т. е. определяется транспортная сеть и решается целый ряд других вопросов в рамках распределительной логистики. Склады материалов и конструкций различаются по назначению, принадлежности и месту расположения. Назначение склада зависит от вида хранящихся материалов – цемента, горючесмазочных, химических, отделочных материалов и т. п. По принадлежности склады классифицируются в три группы: склады снабженческих организаций, склады строительных организаций и участковые склады. По месту расположения существуют перевалочные, общеплощадочные и приобъектные склады. При проектировании организации строительства и производства работ в основном рассматриваются общеплощадочные и приобъектные склады. Общеплощадочные склады организуются при строительстве комплекса объектов. Они обслуживают несколько строительно-монтажных организаций, участвующих в строительстве промышленного предприятия, микрорайона города или комплекса объектов гражданского назначения. Приобъектные складысоздаются непосредственно у строящихся зданий и сооружений. На железнодорожных станциях, в аэропортах, на пристанях или в случаях, когда стесненные условия строительной площадки не позволяют складировать материалы непосредственно у объектов строительства, создаются перевалочные склады. Конструктивно склады строительных материалов и изделий состоят из открытых площадок, навесов и закрытых помещений. На открытых площадках складируются материалы и конструкции, не требующие защиты от атмосферных осадков: бетонные и железобетонные конструкции, кирпич, щебень и т. п. Навесы сооружаются для хранения материалов и изделий, требующих защиты от прямого воздействия солнечной радиации и атмосферных осадков (рубероид, столярные изделия, лесоматериалы). В закрытых складах хранятся материалы для отделки, электротехнических и санитарно-технических работ, скобяные изделия и т. п., представляющие определенную ценность. Закрытые склады могут размещаться в постоянных и временных зданиях. Постоянные здания используются под склады строительных организаций, перевалочные склады и склады производственных предприятий. Большинство складских зданий, размещаемых на строительной площадке, являются временными. Для этой цели используются, как правило, сборно-разборные, контейнерные и передвижные складские помещения. На стадии ПОС величина производственных запасов материалов (QПЗ), подлежащих хранению на складе, определяется по формуле: , где Qобщ – количество материалов, необходимых для строительства; Т – продолжительность расчетного периода по календарному плану, дн.; Тн – норма запаса материалов в днях; k1 – коэффициент неравномерности поступления материалов на склады, принимается для автомобильного транспорта – 1,1; железнодорожного – 1,2; k2 – коэффициент неравномерности потребления материалов, принимается равным 1,3. Для четкой организации работ на стройплощадке принимаются следующие нормы запасов материалов: - местных – 2-5 дн. (кирпич, бутовый камень, щебень, песок, шлак, сборные ж/б конструкции, блоки, панели, утеплитель, перегородки); - привозных – 10-15дн. (цемент, известь, стекло, рулонные материалы, оконные переплеты, дверные полотна, металлические конструкции). На стадии ППР запас хранения для конкретного объекта определяют исходя из принятого темпа работ в размере потребности на определенную конструктивно-технологическую часть зданий (захватку, участок). В жилищном строительстве это этаж или этаж-секция; в промышленном – пролет, ярус, этаж и т. д. При монтаже с транспортных средств складируют лишь мелкоразмерные изделия, ограждающие металлоконструкции и вспомогательные материалы. Из технологических соображений их запас принимают равным или кратным потребности на захватку с учетом грузоподъемности транспорта. При принятии решения о размещении склада рассчитывают складские площади. Полезная площадь (Fп) склада без учета проходов определяется по формуле: , где q – количество материалов, укладываемое на 1 м2 площади склада. Общая площадь склада (Fобщ): где β – коэффициент использования площади, характеризуется отношением полезной площади склада к общей (коэффициент на проходы). Коэффициент на проходы принимается: для закрытых складов – 0,6-07; для навесов – 0,5-0,6; для открытых складов лесоматериалов – 0,4-0,5; металлов – 0,5-0,6; наружных строительных материалов – 0,6-0,7; при штабельном хранении – 0,4-0,6. Устройство открытых приобъектных складов. Открытые склады на строительной площадке располагают в зоне действия монтажного крана, обслуживающего объект. Площадки складирования должны быть ровными, с небольшим уклоном (в пределах 2-5°) для водоотвода. На недренирующих грунтах помимо планировки следует сделать небольшую подсыпку из щебня или песка (5-10 см). При необходимости производят поверхностное уплотнение. Участки складской площадки, куда материалы разгружают непосредственно с транспорта (раствор, песок и т. п.), должны выполняться в той же конструкции, что и временные дороги. Привязку складов производят, как правило, без устройства дополнительных дорог – вдоль запроектированных, предусмотрев их местное уширение. Навесы для хранения массовых и тяжелых материалов или оборудования следует размещать в зоне действия монтажного механизма или в непосредственной близости, что обеспечивает бесперегрузочную доставку в рабочую зону. К отдельно стоящим складам подводят временные дороги. При проектировании объектного склада недостаточно определить габариты складской площадки в зоне действия механизма, следует показать на ней раскладку сборных конструкций по типам и маркам, точно обозначить места, отведенные под те или иные материалы, тару, оснастку и инвентарь. При размещении сборных элементов и материалов на открытом складе в зоне монтажного механизма необходимо обеспечить наибольшую производительность работы крана за счет сокращения перемещений крана вдоль фронта работ и уменьшений углов поворота стрелы при подаче груза со склада (транспорта) к месту установки. Для этого одноименные конструкции, детали и материалы следует складировать по захваткам, равномерно или в нескольких местах по длине здания. Штабеля с тяжелыми и массовыми элементами (материалами) следует размещать ближе к крану, а с более легкими и немассовыми элементами – в глубине склада. Недопустимо складировать в одном штабеле разнотипные элементы. При работе крана по захваткам целесообразно наметить несколько приемных площадок для раствора и бетона, особенно если они требуются в большом количестве (при выполнении кирпичной кладки, бетонных работ и т. п.). Если здание строят с транспортных средств, то на приобъектном складе показывают лишь размещение мелких деталей, завозимых в количестве, которое не может быть непосредственно подано для монтажа. На СГП также обозначают места хранения оснастки, приема раствора, площадки для разгрузки транспорта. При монтаже с транспортных средств с помощью стреловых кранов элементы подвозят непосредственно к месту установки. На плане надо показать путь движения транспорта и места разгрузок с таким расчетом, чтобы разгрузка и подача деталей на монтаж происходили по возможности без изменения вылета стрелы. Грузовая единица. Наилучшим условием оптимизации складских процессов является обеспечение прохождения грузовой единицы от поставщика до строительных объектов без ее расформирования через все места складирования. Это означает, что, попадая на склад как оптовика, так и на склад предприятия, внешняя грузовая единица должна стать складской грузовой единицей. Реализация этого условия – «сквозной грузовой единицы» – сопряжена с огромным количеством требований к формированию груза. Оптимальная складская грузовая единица (рис.) предопределяет рациональность технологического процесса на складе, основным условием которого является минимальное количество операций по переработке груза. Рис. Основные составные части грузовой единицы 24. Транспортное обслуживание строительства. Виды транспортировки и транспортных средств. Транспортные затраты Все виды транспорта, применяемые в строительстве, разделяются: - по отношению к объекту строительства: внутрипостроечный, приобъектный и внешний; - по направлению перемещения груза: вертикальный и горизонтальный. Внутрипостроечным транспортом осуществляются перевозки строительных конструкций, материалов и изделий на строительной площадке с приобъектного склада на рабочие места, а приобъектным транспортом – со складов баз производственно-технологической комплектации на приобъектные склады или рабочие места в пределах строительной организации. Вертикальный транспорт предназначен для подъема строительных конструкций, материалов, изделий и оборудования и осуществляется различными типами кранов, подъемниками, пневматическими нагнетателями и бетоно-, растворонасосами, винтовыми конвейерами и др. Горизонтальный транспорт осуществляет перемещение грузов от места их производства или складирования к месту их потребления. По приспособленности к перевозке строительных грузов транспорт бывает: - универсальный – для перевозки грузов широкой номенклатуры; - специализированный – для перевозки грузов определенных видов; - специальный – для конкретного вида груза или единичных перевозок. В зависимости от принадлежности транспорта к различным структурам различают транспорт общего назначения и ведомственный, входящий в состав организаций. Внешним транспортом осуществляются перевозки строительных грузов от предприятий-поставщиков (производитель, торгово-посреднические предприятия и т. п.) до их потребителей (склады строительных организаций или их базы производственно-технологической комплектации, приобъектные склады строительных площадок). Для решения задач, связанных с организацией внешнего транспортного обслуживания, необходимо знать отличительные особенности и характерные черты (существенные с точки зрения заказчика услуг) отдельных видов транспорта. Базовыми элементами транспортной логистической инфраструктуры являются: транспортные магистрали (железнодорожные пути, автомобильные дороги, воздушные трассы, и т.д.); терминалы; подвижной состав и тяговые средства. Сравнительная характеристика различных видов транспорта применительно к задачам выбора представлена в табл. Таблица Преимущества и недостатки различных видов транспорта
Организация транспортных процессов. На уровне строительных предприятия организация транспортного обслуживания предполагает решение следующей последовательности задач,: - выбор способа доставки груза; - выбор вида транспорта: - выбор типа транспортного средства; - выбор транспортно-логистических посредников; - организация и планирование грузоперевозок; - выбор рациональных маршрутов доставки грузов; - диспетчирование хода доставки грузов и т.д. При выборе перевозчика используется стандартная процедура рейтинговой оценки, как при выборе поставщика. Для рациональной организации перевозок и расчета потребности в транспортных средствах требуется определить грузооборот (региона обслуживания, компании, завода, склада), грузовые потоки и номенклатуру перевозимых грузов. Номенклатуру грузов, подлежащих перевозке, определяют в соответствии с классификацией грузов по технологии их погрузки и разгрузки, способу перевозки и виду тары. Перевозки грузов могут осуществляться по разовым и постоянным маршрутам, возможно их комбинированное использование. Постоянные и сконструированные на их основе комбинированные маршруты могут быть маятниковыми и кольцевыми. Маятниковые маршруты устанавливаются при обслуживании двух пунктов; они могут быть односторонними, когда транспортные средства движутся в один конец с грузом, а в другой - без груза, двусторонними, когда грузы транспортируются в обоих направлениях. Кольцевые маршруты устанавливаются при обслуживании ряда пунктов, связанных последовательной передачей грузов от одного пункта к другому; они могут быть с равномерным, нарастающим и убывающим грузопотоком. Разновидностью кольцевых маршрутов являются цикловые маршруты, применяемые для обслуживания большого числа пунктов, расположенных на обширной территории; представляют собой совокупности нескольких замкнутых кольцевых маршрутов, связанных между собой специальными кольцевыми маршрутами, оснащенными пунктами передачи грузов с одного кольца на другое (без перевалки или с перевалкой грузов). Расчет количества автотранспортных средств. На стадии ПОС расчет выполняют по нормативным показателям для определения потребности в транспортных средствах на 1 млн. руб. сметной стоимости СМР в год. В норматив потребности входят все виды автомашин и учитывается суммарная потребность в автотранспортных средствах независимо от подчиненности парка машин. На стадии ППР потребность в средствах транспорта определяют в следующем порядке: выявляют потребность в перевозках, составляют схемы грузопотоков; рассчитывают грузооборот по календарным периодам работ (смену, сутки, неделю, месяц и т. д.); подбирают виды транспортных средств; определяют производительность транспортной единицы; рассчитывают потребность в транспортных средствах по видам и составляют транспортный (монтажно-транспортный) график или заявку на транспорт. Работа транспорта на строительстве характеризуется объемом перевозок и грузооборотом. Объем перевозок – это количество груза, подлежащего перевозке, в тоннах за единицу времени. Грузооборот (Qep) – объем транспортной работы в тонно-километрах (т-км) за определенный период времени (сутки, месяц, квартал, год). Грузооборот равен сумме гpyзопотоков. Расчет грузооборота позволяет определить размер суточного грузооборота (Qгрсут): , где псм – количество рабочих смен за принятый период времени; Кнп – коэффициент неравномерности перевозок (в зависимости от вида строительства равен 1,1-1,3). Грузопоток - количество грузов, перемещаемых в определенном направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки за тот же период. Для расчета грузопотока выполняют схемы и таблицы, которые составляют по каждому виду грузов и с учетом количества, направления, расстояния перевозки и типа транспортного средства. Исходными данными служат календарные планы снабжения строительства. Наиболее распространенным способом является расчет грузооборота на основе " шахматных таблиц " (транспортных матриц), учитывающих поступление и отправку грузов по каждому пункту (адресу). В каждой клетке такой таблицы указывается наименование и количество груза, соответственно поступившего в данный пункт (если это позиция-потребитель) или отправленного из него (если это позиция-поставщик). Данные таблиц грузооборотов принимаются за основу при разработке схем грузопотоков. Схема грузопотоков показывает распределение и направление движения грузов по отдельным пунктам. По данным о грузообороте и грузопотоках разрабатывают варианты рационального использования вида транспорта. На втором этапе формируются возможные варианты транспортных средств для перевозки грузов с использованием одного или нескольких видов транспорта. Комбинированные способы доставки используются в тех случаях, когда по техническим причинам невозможно применить один из видов транспорта или применение нескольких видов транспорта с учетом перегрузок целесообразнее, чем одним из них. Количество транспортных средств (N) каждого вида в принятых вариантах определяется по формуле: где Q – общий объем перевозимого груза за определенный период времени, т, т км; g – доля грузов, перевозимых транспортным средством данного вида в общем объеме, %; Пэ – эксплуатационная производительность транспортного средства за определенный период времени, т, т-км; Кисп – коэффициент использования парка транспортных средств. На третьем этапе выбора транспортных средств производится технико-экономическая оценка принятых вариантов перевозок строительных грузо в. В основу выбора экономически эффективного варианта транспортных средств положен метод сравнительной оценки величины эксплуатационных затрат (Э). Эксплуатационные затраты на содержание транспортных средств складываются из стоимости обслуживания и ремонтных работ, амортизационных отчислений на полное восстановление и накладные расходы, затраты на энергоносители и эксплуатационные материалы, заработную плату эксплуатирующего и обслуживающего персонала и определяются по формуле: где Эi – эксплуатационные затраты по каждому типу транспортных средств; Nt – количество транспортных средств каждого типа. Для перевозки строительных грузов принимается тот вариант, суммарные затраты на реализацию которого являются наименьшими В основу построения системы тарифов для каждого вида транспорта заложена дифференциация в зависимости от расстояния перевозки, срочности доставки, рода груза, объема грузовой отправки. При определении транспортных тарифов существенную роль играет качество транспортного обслуживания (качество продукции транспорта). Для оценки работы транспорта используется система технико-экономических показателей, основные из которых (общие для большинства видов транспорта) представлены в табл. 9.2. Таблица 9.2 Показатели работы транспорта
26. Логистика в строительстве: материальные, финансовые и информационные потоки в строительстве Логистика в строительстве. Интеграционные процессы в строительстве сопровождаются развитием логистики, которая рассматривается как системный подход к организации и управлению в строительстве. Движение современного строительного производства в направлении логистизации, как показывает мировой опыт, необратимо. Это требует от специалистов соответствующей организационно-технологической и экономической подготовки к работе в рамках логистических систем. Логистические системы – это системы организации и управления производством, которые обуславливают необходимость сочетания блока самоуправления и взаимодействия хозяйственных субъектов с блоком государственного планово-организационного регулирования, то есть определенного синтеза плана и рынка на разных уровнях управления народным хозяйством. Таким образом, логистику можно считать одним из разделов оптимального управления в сфере производства и обращения, то есть представить в виде системы решения оптимизационных задач. Она является не только учением об эффективной организации движения ресурсов на всех стадиях производства, но и объединением методов по организации, планированию и управлению интегрированными процессами материально-технического обеспечения, производства и сбыта товаров. Использование концепции логистики является одним из основных направлений деятельности строительных организаций по ресурсосбережению и снижению издержек на строительство зданий и сооружений. Логистическая деятельность в строительстве носит интегрированный характер и происходит в рамках комплектовочно-транспортно-строительного комплекса (КТСК). Основу интегрированной системы логистики образуют такие важнейшие сферы бизнеса, как закупка сырья и материалов, потоки материалов, транспорт, информация и т.д. Успех в строительном бизнесе зависит не только от результатов деятельности отдельной строительной организации, но и от ее партнеров-поставщиков, экспедиторов, транспортников и т.д. Основные причины востребованности логистики в строительстве: - территориальная рассредоточенность строек; - разные объемы потоков материальных ресурсов в различные периоды строительства зданий и сооружений; - изменение характера взаимодействия процессов доставки материалов и изделий на стройки со строительными процессами; - нестабильность номенклатуры материалов и изделий, используемых в строительстве; - постоянная потребность в рациональной организации строительства и совершенствовании технологии строительства по эффективному использованию ресурсов; - экономическая самостоятельность участников строительства. Логистическая концепция начинает широко применяться к организации и управлению материальными ресурсами в целях интеграции участников строительства. Главная идея логистики в строительстве – организация в рамках единого потокового процесса перемещения материалов и информации между всеми участниками КТСК. Для логистизации строительства мало обозначить основные экономические потоки, необходимо их исследовать и обеспечить их рациональное взаимодействие. Теоретические аспекты логистики (эта часть для Вашего общего развития) Логистика - это наука об управлении и оптимизации материальных потоков, потоков услуг и сопутствующих им информационных и финансовых потоков фирмы в определенной микро- и макроэкономической среде для достижения поставленных перед ней целей. С позиции логистического менеджмента объектом изучения логистики являются материальные и соответствующие им финансовые, информационные потоки или их сочетания, потоковые процессы хозяйственно-экономической и иной деятельности в воспроизводстве и обращении, организуемые в потоки. Потоковые процессы – пространственное перемещение заготовок, продукции, товаров и др. от одного места в пространстве к другому; процессы перманентного оформления заказов для потребителя; документооборот инфраструктурного обеспечения заказов; организованное (целевое) движение товарной продукции, финансов, информации и т. п. – т.е. все, что может быть представлено как последовательная смена состояний стадии развития (периодов цикла и т. п.). При этом поток определяют как направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, каких-либо процессов, продукции, информации, финансов, материалов, ресурсов и т. п.). К потоковым или непотоковым они могут быть отнесены при конкретном рассмотрении (сравнении) и анализе. При формализациипоток представляют как совокупность объектов, воспринимаемую как единое целое, существующую как процесс на некотором временном интервале и измеряемую в абсолютных единицах за определенный период времени. Потоки описываются при помощи определенных параметров. Параметры потока – это параметры, характеризующие число объектов, имеющихся в наличии в некоторый конкретный момент времени и измеряемых в абсолютных единицах: начальный и конечный пункты его, геометрия пути (траектория), длина пути (мера траектории), скорость и время движения, промежуточные пункты, интенсивность. Материальный поток – это находящиеся в состоянии движения материальные ресурсы (МР), незавершенная продукция (НП) и готовая продукция (ГП), к которым применяются логистические операции и (или) функции, связанные с физическим перемещением в пространстве: погрузка, разгрузка, затаривание, перевозка, сортировка, консолидация, разукрупнение и т. п. Если продукция не находится в состоянии движения, то она переходит в запас, соответственно материальный поток, рассматриваемый в определенные моменты времени, является запасом МР, НП или ГП. Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, но это соответствие не является изоморфным. То же можно сказать и о финансовых потоках, сопровождающих материальные. Материальный поток характеризуется определенным набором параметров и может быть классифицирован по нескольким признакам. Параметрами материальных потоков могут быть: - номенклатура, ассортимент и количество продукции; - габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры); - весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто); - физико-химические характеристики груза; - характеристики тары (упаковки); - условия договоров купли-продажи (передачи в собственность, поставки); - условия транспортировки и страхования; - финансовые (стоимостные) характеристики; - условия выполнения других операций физического распределения, связанных с перемещением продукции, и др. Строительство, как отрасль материального производства, характеризуется значительным потреблением разнообразных строительных конструкций, материалов, полуфабрикатов и изделий, а, следовательно, и перемещением большого количества грузов. По виду строительные грузы бывают: - порошкообразные материалы – гипс, алебастр, цемент, известь-пушонка и др.; - сыпучие материалы – щебень, гравий, керамзит, шлак, песок, различные виды грунтов и др.; - штучные изделия – кирпич, облицовочные и отделочные материалы, оконные и дверные блоки, железобетонные и доборные элементы, стекло, кровельные и изоляционные материалы, сантехническое оборудование и др.; - крупноразмерные изделия – стропильные фермы, лестничные марши, стеновые панели сборного домостроения, отправочные элементы арок или балок пролетного строения мостов и др.; - длинномерные материалы и изделия – сваи, трубы, арматура, прокат, лесоматериалы и др.; - плоские элементы – плиты перекрытий и покрытий, панели перегородок, плиты дорожных покрытий и др.; - тонкостенные элементы – своды и оболочки, армоцементные плиты и др.; - объемные элементы – сантехнические кабины, блоки подземных коллекторов, секции водостоков, канализации и смотровых колодцев и др.; - теплоизоляционные материалы – минеральные и стекловата, газобетон, пеносиликат и др.; - вязкие (подвижные) материалы – бетонная смесь, раствор, асфальтобетонная смесь и др.; - жидкие материалы – разогретый битум, известковое тесто, грунтовки, краски, растворители и др. Информационный поток – поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным материальным потоком в рассматриваемой ЛС, между ЗЛС или ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций. Как показала практика, наибольшая эффективность движения финансовых потоков достигается при применении логистических принципов управления материальными и финансовыми ресурсами, что и обусловило появление новой экономической категории – логистические финансовые потоки, которые создаются и используются для обеспечения эффективного прохождения товарными потоками от момента возникновения до момента прекращения существования их в виде потока. Финансовый поток в логистике – направленное движение финансовых средств, циркулирующих в ЛС, а также между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного товарного потока. Из этого определения следует, что: 1) логистический финансовый поток – это не просто движение, а направленное движение финансовых Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|