ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
III. АНАЛИЗ И ДИАГНОСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ(анализ технико-экономических показателей и результатов хозяйственной деятельности предприятия, диагностика экономического и финансового состояния, стратегическое и антикризисное управление, управление затратами) 16.Методологические основы концепции стратегического менеджмента. Эталонные базисные стратегии развития бизнеса. Современным инструментом управления развитием организации в условиях нарастающих изменений во внешней среде и связанной с этим неопределенности является методология стратегического управления. Стратегический менеджмент – это совокупность решений и действий по формулированию и реализации стратегии, призванной обеспечить наилучшее конкурентное положение в окружающей среде и достижение поставленных целей. Он включает постановку целей, выработку стратегии, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют организации добиваться поставленных задач. В зависимости от выбранного объекта стратегического управления различают корпоративную стратегию – стратегию организации в целом, бизнес-стратегию – стратегию отдельного стратегического подразделения организации, функциональную стратегию – стратегию функциональной зоны хозяйствования. Практика показывает, что те организации, которые осуществляют комплексное стратегическое планирование и управление, работают более успешно и получают прибыль значительно выше средней по отрасли. Следовательно для успеха организации необходимы целенаправленная концентрация сил и правильно выбранная стратегия. Стратегия определяет цели и основные пути их достижения так, что организация получает единое направление действий. Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений. Стратегия организации – это генеральный план действий, определяющий приоритеты стратегических задач, ресурсы и последовательность шагов по достижению стратегических целей. Главная задача стратегии состоит в том, чтобы перевести организацию из ее настоящего состояния в желаемое руководством будущее состояние. Планирование стратегии организации, с одной стороны, является подсистемой стратегического управления, с другой – оно представляет сущностную основу процесса стратегического планирования, которое отличается от него лишь этапами реализации и последующей оценки стратегии. Стратегическое планирование – это процесс формулирования миссии и целей организации, выбора специфических стратегий для определения и получения необходимых ресурсов и их распределение с целью обеспечения эффективной работы организации в будущем. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Планирование стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно оно заканчивается установлением общих направлений, следование которым обеспечивает рост и укрепление позиций организации. Таким образом, менеджерам в процессе стратегического планирования необходимо ответить на следующие вопросы: какие изменения и тенденции наблюдаются во внешней среде? Кто наши конкуренты и в чем их сильные и слабые стороны? Кто наши покупатели? Какие товары и услуги мы должны предлагать и как мы можем делать это наиболее эффективно? Каким ожидается будущее нашей отрасли и как мы можем изменить правила игры? Ответы на эти вопросы помогут менеджерам правильно позиционировать свою организацию относительно конкурентов. Превосходство в результатах работы не бывает случайным. Его обеспечивают решения, принимаемые менеджерами. Руководители организации используют стратегический менеджмент для определения общего направления движения организации, т. е. ее основополагающей стратегии. Базисные стратегии компании. Основополагающая стратегия – это общий план основных действий, за счет которых фирма собирается достичь своих долгосрочных целей. Основополагающие стратегии подразделяются на три категории: категорию роста, стабилизации и экономии. Отдельная основополагающая стратегия может быть определена также для глобальных операций фирмы. Стратегия роста компании может основываться на внутренних (инвестиции в расширение производства) или внешних (приобретение новых бизнес-подразделений) ресурсах. Внутренний рост обычно осуществляется за счет разработки новых или изменения существующих товаров ) или вывода существующих товаров на новые рынки. Внешний рост обычно подразумевает проведение диверсификации, т. е. приобретение предприятий, которые либо имеют сходные товарные линейки, либо позволяют компании освоить новые области. Цель данной стратегии наращивание «веса» и концентрация ресурсов для успешной конкуренции в глобальном масштабе, для инвестирования в новые технологии, для контроля каналов товародвижения и для облегчения доступа на рынки. Стратегия стабилизации, иногда называемая стратегией паузы, означает, что организация предпочитает ограничить масштабы производства, делая ставку на медленное, жестко контролируемое развитие. После того как организация проходит неспокойный период быстрого роста, ее руководители часто используют стратегию стабилизации, чтобы интегрировать стратегические бизнес-единицы и обеспечить продуктивную работу организации в целом. Стратегия экономии используется тогда, когда организация вступает в период вынужденного спада и либо сокращает число своих подразделений, либо продает или ликвидирует целые направления бизнеса. Организация может столкнуться с резким падением спроса на свои товары или услуги, что заставит ее менеджеров сокращать численность персонала и финансирование зарубежных филиалов. Менеджеры часто используют стратегию экономии, для того чтобы стабилизировать положение компании и попытаться восстановить ее прибыльность и конкурентоспособность. Ликвидация означает продажу бизнес-единицы по остаточной стоимости ее активов и, таким образом, прекращение ее существования. Под «дивестированием» обычно понимают продажу тех предприятий, деятельность которых больше не представляет интереса для корпорации. Модель пяти сил конкуренции (по М.Портеру). Конкурентоспособность предприятия или фирмы характеризует способность успешно оперировать на конкретном рынке (регионе сбыта) в данный период времени путем выпуска и реализации конкурентоспособных изделий и услуг. Чтобы определить степень жесткости конкуренции, приходится выявлять не только основных конкурентов фирмы на рынке в целом, но и по отдельным сегментам и регионам, непосредственно или косвенным образом конкурирующих с рассматриваемым предприятием, определять их сильные и слабые стороны, а также собственные конкурентные преимущества в борьбе (по цене, качеству, техническому уровню продукта, его дизайну и т. п.). Анализ конкурентов позволяет прежде всего уяснить, в чем их преимущества при удовлетворении нужд и запросов, желаний и предпочтений не только реальных, но и потенциальных потребителей. Анализ деятельности предприятий с производством мирового класса, проведенный профессором Гарвардской школы бизнеса М. Портером, показывает, что сегодня на положение компании на рынке и эффективность ее операций наибольшее влияние оказывают пять групп факторов, взаимодействие которых отражено на рис. Рис. Модель пяти сил конкуренции (по М.Портеру) Представленная модель позволяет комплексно представить состав угроз опасностей и для фирмы в конкурентной борьбе. Матрица BCG. Матрица BCG (аббревиатура BCG происходит от названия компании Boston Consulting Group) показана на рис. Рис. Матрица BCG Матрица BCG позволяет разместить бизнес-единицы в двухмерном пространстве, определяемом двумя параметрами: скоростью роста бизнеса и рыночной долей. Скорость роста бизнеса определяет, насколько быстро растет отрасль в целом. Рыночная доля определяет, имеет ли бизнес-единица большую или меньшую долю по сравнению с конкурентами. Различные сочетания высокой и низкой рыночной доли и высокой и низкой скорости роста определяют четыре категории подразделений, которые могут включаться в корпоративный портфель. «Звезда» имеет большую рыночную долю в быстрорастущей отрасли. Значение «звезды» для компании определяется ее потенциалом роста. Но обеспечение дальнейшего роста требует дополнительных инвестиций. «Звезда» хорошо заметна и привлекательна; она будет обеспечивать прибыль и приток денежных средств даже при созревании отрасли и замедлении темпов роста рынка. «Дойные коровы» «пасутся» в зрелой, медленно растущей отрасли, занимая в ней доминирующее положение и имея значительную рыночную долю. Так как крупные инвестиции в рекламу и расширение производства больше не требуются, корпорация благодаря таким «коровам» имеет значительный приток денежных средств. Получаемое таким образом «молоко» направляется на подпитку других, более рискованных видов бизнеса. «Вопросительные знаки» оперируют в новых быстрорастущих отраслях, но имеют небольшие доли рынка. Этот бизнес очень рискованный: он может стать «звездой» или потерпеть крах. Корпорация может инвестировать средства, полученные от «дойных коров», в «вопросительные знаки» в расчете на их будущее превращение в «звезды». «Собаки» демонстрируют плохие результаты работы и имеют небольшие доли на медленно растущих рынках. «Собаки» приносят корпорации незначительную прибыль, поэтому в случае невозможности исправления ситуации такой бизнес подлежит ликвидации или продаже. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|