ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Управление эмоциональной компетентностью руководителяУспешный руководитель должен обладать не только определенными профессиональными знаниями и навыками, которые входят в пороговую компетентность (онанеобходима работнику для того, чтобы выполнять профессиональные задачи), но и эмоциональной компетентностью – умением во взаимодействии с другими людьми достигать высоких результатов. Ведь на качество деятельности, индивидуальную и групповую результативность влияет, прежде всего, умение управлять своим поведением и поведением других людей. В основе эмоциональной компетентности лежат две способности: · эмпатия, предполагающая способность проникновения в мир других людей и понимание их чувств; · навыки социальной коммуникации, позволяющие умело управлять чувствами и отношением людей. В эмоциональную компетентность входят пять элементов: 1. самосознание; 2. саморегуляция; 3. мотивация; 4. эмпатия; 5. адаптивность во взаимодействии. Каждый из этих пяти элементов, в свою очередь, подразделяется на подгруппы, образуя 25 эмоциональных компетенций, а именно [16]: I. Личностная компетентность (Умение управлять своим поведением). 1. Самосознание (понимание своих внутренних состояний, предпочтений, ресурсов, интуиция): · Эмоциональное осознание: понимание своих эмоциональных состояний и их эффектов. · Точность самооценки: знание своих преимуществ и ограничений. · Уверенность в себе: чувство самоценности и знание своих способностей. 2. Саморегуляция (управление своими внутренними состояниями, импульсами и ресурсами): · Самоконтроль: способность держать свои разрушительные эмоции и импульсы под контролем. · Надежность: проявление честности и цельности. · Добросовестность: принятие ответственности за результаты своих действий. · Адаптивность: гибкость при столкновении с изменениями. · Новаторство: спокойствие при столкновении с нововведениями, новыми подходами и новой информацией. 3. Мотивация (Эмоциональное стремление, способствующее или облегчающее достижение целей): · Потребность достижения: стремление достигать высоких результатов. · Приверженность целям группы или организации. · Инициативность: готовность действовать. · Оптимизм: упорство в достижении целей, несмотря на препятствия, неудачи и кризисы. II. Социальная компетентность (умение управлять человеческими взаимоотношениями) 4. Эмпатия (Осознание чувств, потребностей и интересов других людей): · Понимание других: восприятие чувств других людей и их точки зрения, проявление подлинного интереса к их потребностям. · Развитие других: восприятие потребностей в развитии других людей и поддержка их возможностей. · Ориентация на оказание услуг клиентам: восприятие, признание и готовность удовлетворить потребности клиентов. · Использование многообразия мнений, позиций, оценок: предоставление возможностей другим людям проявить себя. · Политическая осознанность: восприятие изменений в групповой динамике и взаимоотношениях. 5. Социальные умения (Умения вызывать у других желаемые реакции): · Влияние на других: владение эффективной тактикой убеждения других людей. · Коммуникативные навыки: умение слушать и убеждать. · Умение решать конфликты: навыки ведения переговоров и урегулирования разногласий. · Лидерство: умение вдохновлять людей и управлять индивидуумами и группами. · Способность быть катализатором изменений: инициирование изменений и управление ими. · Умение налаживать связи: развитие инструментальных взаимодействий. · Сотрудничество и кооперация: способность к совместной деятельности ради достижения общих целей. · Способность работать в группе: создание групповой синергии в достижении общих целей. Следует отметить, что наличие хотя бы шести компетенций уже является показателем успешности работника [16]. Все эти составляющие эмоциональной компетентности обладают следующими характеристиками: 1. самостоятельностью: каждая из компетенций является уникальным дополнением профессиональной успешности; 2. взаимозависимостью: каждая компетенция в какой-то степени связана с другими; 3. иерархической организованностью: каждая последующая компетенция существует благодаря наличию предыдущей. Например, самоосознание важно для саморегуляции и эмпатии; саморегуляция и самоосознание важны для мотивации, а все они вместе взятые важны для социальной коммуникации. Следует отметить, чтоналичие эмоциональной компетенции не гарантирует того, что люди будут развивать или демонстрировать названные компетенции в деятельности. Важными для реализации данных компетенций являются и организационный климат, и отношение человека к его работе, наличие интереса. Эмоциональная компетентность, без реального ее применения, никак не повысит профессиональную успешность в деятельности. Так, например, лишь наличие хорошего голоса, без его постоянной тренировки никак не влияет на успех в карьере певца. Таким образом, важным является понимание точки начала развития и управления эмоциональной компетентностью. Эмоциональная компетентность соотносится с термином «эмоциональный интеллект», который ввели в научный обиход в 1990г. американские психологи П.Салоуэй и Дж.Майер для обозначения таких специфических свойств человеческой психики, как умение разбираться в собственных чувствах, умение понимать настроение других людей (эмпатия) и умение регулировать собственные эмоции. Эмоциональный интеллект – это очень многозначное и сложное понятие, которое складывается из разных качеств, часто трудно определяемых и проявляющихся в высоком уровне понимания себя, способности слышать и понимать других людей, предвидеть их поведение, контролировать свои и чужие эмоции, способности влиять, формировать и мотивировать команду на достижение цели и т.д. Таким образом, очевидно, что обладатели высокого IQ не всегда отличаются такими характеристиками. Более того, зачастую они у них вообще отсутствуют. Однако деятельность тех, кто руководит людьми, происходит в системе «человек – человек» и на 90% состоит из общения [25]. Способность убедить клиента зачастую важнее умения производить сложные расчеты. Если руководитель обладает высочайшим IQ, но минимальным EQ, вряд ли он сможет добиться серьезных успехов, особенно в сфере руководства или совместной деятельности с другими людьми. В США даже появился новый лозунг: «С хорошим IQ вас возьмут на работу, с хорошим EQ – продвинут по службе». Одно из проявлений эмоционального интеллекта – умение адекватно оценивать собственные возможности и ограничения, максимально эффективно использовать свои сильные качества и стараться нивелировать слабые. Например, руководитель со средним IQ, но очень высоким EQ, окружает себя сотрудниками-интеллектуалами и вполне успешно работает. Приведем обобщенную характеристику людей с высоким EQ [25]: · оценивают свои чувства, а не людей и ситуации. «Я чувствую себя обиженным» (сравни: «Ты бесчувственное существо»); · разделяют мысли и чувства. «Я чувствую себя так...», «Я чувствую себя, будто...», «Я чувствую, что...»; · несут ответственность за свои чувства. Чувства: «Я ревную» (сравн.: «Ты заставляешь меня ревновать»); · используют свои чувства при принятии решений. Чувства: «Как я буду чувствовать себя, если сделаю (не сделаю) это?»; · демонстрируют уважение к чувствам других людей. Они спрашивают: «Как ты будешь чувствовать себя, если я сделаю (не сделаю) это?»; · признают чувства других людей. Они проявляютэмпатию, понимание и принимают чувства других людей; · получают позитив от негативных эмоций. Они спрашивают себя: «Как я себя чувствую? Что поможет мне чувствовать себя лучше?». Они спрашивают других: «Как вы себя чувствуете? Что поможет вам чувствовать себя лучше?»; · не советуют, не указывают, не контролируют, не критикуют, не осуждают и не читают нотаций другим. Они понимают, что ощущать подобное поведение на себе неприятно, поэтому избегают его по отношению к другим; · избегают людей, которые не уважают их чувства. В качестве одной из важнейших способностей, позволяющих добиться успеха в жизни, отмечается способность общаться с людьми на основе эмпатии [18]. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|