ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Роли и функции руководителяЭффективность руководства во многом определяется соответствием индивидуальных черт руководителя тем ролям и функциям, которые он призван выполнять в организации [19]. В наиболее общей, интегрированной форме требования к руководителю отражаются в социальных ролях, предписанных ему предприятием. Американский ученый В.Ансофф указывает четыре основные роли руководителя: 1) роль лидера. Руководитель должен обладать высоким авторитетом и способностью влиять ни других людей. Если подчиненные руководствуются только правилами и потребностями, установленными руководством, они могут работать примерно на 60 или 65% своих возможностей, просто исполнять свои обязанности достаточно удовлетворительно, чтобы удержаться на работе. Чтобы добиться полного использования способностей подчиненных, руководитель должен вызвать у них соответствующий отклик, осуществляя лидерство. От лидерства на 30–35% зависит отдача персонала. 2) роль администратора. Эта роль предполагает способность руководителя контролировать положение дел, принимать решения и добиваться их реализации, организовывать и координировать действия подчиненных, обеспечивать порядок, соблюдение правовых и административных норм и распоряжений. 3) роль планировщика. Главные задачи этой роли – оптимизация будущей деятельности организации посредством анализа изменений как самой организации, так и окружающей ее среды; определение управленческих альтернатив и выбор наилучших из них; концентрация ресурсов на главных направлениях деятельности организации. Планировщик должен иметь аналитический склад ума, быть методичным в работе и ориентироваться на будущее. 4) роль предпринимателя. Выступая в этой роли, руководитель долженбыть экспериментатором, находить новые виды деятельности, нестандартные решения, должен быть готовым к определенному предпринимательскому риску, при этом всячески минимизируя его. Социальные роли руководителя детализируются и проявляются в его функциях. Выделяют следующие функции руководителя: · оценка ситуации, разработка, обоснование и постановка целей; · определение и подготовка мероприятий по достижению целей; · координация деятельности сотрудников в соответствии с общими целями; · контроль персонала; · организация деятельности сотрудников; · информирование сотрудников; · формирование системы стимулирования сотрудников и их мотивация; · делегирование задач, компетенций и ответственности; · предотвращение и разрешение конфликтов; · распространение специфических для организации ценностей и норм; · формирование сплоченного коллектива и поддержание его дееспособности; · обеспечение организационной стабильности. Как видно из приведенного перечня функций руководителя, они значительно различаются по своей сложности и объему деятельности, а частично пересекаются. Однако их можно объединить в две основные функции: 1) достижение групповой цели; 2) сплочение группы и забота о ее сохранении. Достижение групповой цели включает все функции, связанные сопределением групповых целей и задач, а также мобилизацией сотрудников на их реализацию: · постановка целей и определение ролей отдельных членов команды; · выявление проблем, возникающих при реализации заданий; · координация действий группы; · планирование и организационная подготовка групповых собраний, включая определение их состава; · контроль за соблюдением временных планов и обобщение промежуточных результатов; · проверка правильности восприятия и интерпретации информации, получаемой членами группы; · методическая помощь сотрудникам и содействие развитию у них инициативы и творческого подхода при решении задач; · обеспечение сотрудников работой с учетом их возможностей и желаний; · развитие взаимопомощи при выполнении трудных заданий и в непредвиденных ситуациях; · забота о повышении квалификации; · развитие внешних связей; · приобретение финансовых и других необходимых для работы ресурсов. Сплочение группы и забота о ее сохранении включает решение задач, связанных с обеспечением оптимальности и постоянства состава членов команды, с налаживанием внутригрупповых отношений, в том числе отношений членов группы с руководителем [5]. К числу таких задач относятся: · обнаружение и устранение эмоциональной напряженности в групповых отношениях; · оповещение о групповых нормах и своевременное напоминание о них; · развитие здорового психологического климата, взаимного доверия и солидарности, доброжелательности и стремления к поиску компромиссов; · внимательное и терпимое отношение к сотрудникам при решении вопросов, возникающих при совместной работе в команде; · мотивация сотрудников; · инициирование конструктивной критики. Успешность реализации функций руководителя во многом зависит от его личностных характеристик. Качества руководителя, влияющие на эффективность его деятельности, можно объединить в две общие группы: · биологические и социально-экономические характеристики; · личностные качества. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|