ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные направления управления в современных условияхУправление – сложный процесс, требующий знаний политэкономии, права, специальных наук, философии, педагогики и психологии и других наук. Теория управления в нашей стране разрабатывается сравнительно недавно. Исследования в этой области часто затрагивают экономическую или техническую стороны, не анализируя психологические вопросы управления, хотя сегодня эти проблемы являются актуальными и значимыми [15]. В настоящее время теория управления разрабатывается как синтетическая наука, включающая следующие аспекты: экономический, правовой, кибернетический, психологический [12]. С точки зрения психологии, наибольший интерес представляет социальное управление – целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на объект с учетом изменений, происходящих в объекте. Главными компонентами социального управления являются люди как представители различных организаций или подразделений одной организации. Специфика социального управления состоит в том, что объект управления одновременно является субъектом и в определенной ситуации может происходить смена мест и направления управляющих воздействий. Оно отличается исключительной сложностью, представляя собой единство объективного и субъективного. Мы рассмотрим социально-психологические аспекты этих отношений. Социально-психологические аспекты повышения уровня организации труда и управления включают в себя: · создание и развитие трудового коллектива; · руководство коллективом; · ускорение процесса освоения и закрепления новых сотрудников; · улучшение социально-психологического микроклимата в коллективе; · усиление материального и морального стимулирования труда; · ликвидацию причин, вызывающих текучесть и нерациональное движение кадров; · вовлечение каждого члена коллектива в активную профессиональную деятельность. Управленческий цикл состоит из следующих этапов: 1. сбор и анализ информации; 2. постановка целей и задач; 3. планирование; 4. подготовка и принятие решений; 5. доведение задач до исполнителей; 6. мобилизация и стимуляция исполнителей; 7. контроль; 8. оценка результатов. Социально-психологический аспект управления включает в себя создание модели современного руководителя, в которую могут быть включеныследующие компоненты: 1. общая характеристика; 2. типы руководителей; 3. способности; 4. авторитет; 5. подготовленность; 6. моральные качества; 7. характерологические качества. В настоящее время выделяют критерии, позволяющие охарактеризовать эффективность руководства: · психологический климат в коллективе; · текучесть кадров; · авторитет руководителя; · производительность труда, качество выпускаемой продукции, профессионализм работников; · травматизм; · научная организация труда. Динамизм и гибкость в руководстве – основное условие успехов в деятельности коллектива. Проблема способности к организаторской деятельности, несмотря на ее огромную техническую и практическую значимость, достаточно слабо разработана в отечественной литературе. В общей модели руководителя можно выделить [3]: 1). Формальные данные. 2). Подготовленность к руководству: · общее и профессиональное образование; · опыт работы по профессии; · профессиональная компетентность (знания, умения, навыки). 3). Моральные качества: · убежденность; · принципиальность; · чувство долга; · трудолюбие; · чуткость и внимательность к людям. 4) Характерологические качества: · общительность; · скромность; · уравновешенность; · решительность; · твердость. 5) Деловые качества: · организаторские способности; · требовательность к себе и членам коллектива; · творческое отношение к труду; · дисциплинированность; · стремление повышать свою деловую квалификацию. 6). Результативность деятельности: · сплоченность коллектива; · авторитет руководителя; · текучесть кадров; · травматизм, состояние охраны труда, условия труда; · производительность труда. Каждый руководитель должен заниматься самоанализом своей деятельности: 1. насколько я теоретически и практически соответствую своей должности; 2. уделяю ли достаточно времени организации своей работы; 3. умею ли поддерживать дисциплину среди подчиненных; 4. понимаю ли людей, знаю ли их жизненные нужды и производственные заботы, доброжелателен ли к ним; 5. обладаю ли энтузиазмом и оптимизмом, способен ли ими «заражать» подчиненных, создавать деловую обстановку в коллективе; 6. обладаю ли выдержкой, спокойствием, справедлив ли, не подавляю ли людей своим мнением; 7. достаточно ли доверяю общественному активу, есть ли в коллективе подчиненные, которые способны заменить меня, а также осуществлять руководство во время моего отсутствия; 8. сработался ли я со своими коллегами и с другими руководителями; 9. принимаю ли самостоятельные решения, насколько они оптимальны, каково мнение общественного актива, специалистов об этих решениях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|