ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА 1. Управление персоналом как специфическая сфера управленияПономарева М.А.
Психологическая компетентность руководителя
Курс лекций
Минск, 2008 УДК 005.32.(075.8) ББК 65.291 П 56
Рецензент: кандидат психологических наук, доцент О.В.Агейко
Пономарева М.А. Психологическая компетентность руководителя: учеб.-методическое пособие / Автор-составительМ.А.Пономарева – Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2008. - с.
ISBN 978-985-457-719-7
Рассмотрены вопросы, связанные с эффективным межличностным взаимодействием руководителя и подчиненных, созданием в организации благоприятной социально-психологической атмосферы, оптимальных межличностных связей, раскрытием интеллектуального и нравственного потенциала сотрудников, использованием основных стратегий обращения с конфликтами. Пособие предназначено для руководителей различных организаций, менеджеров, психологов, студентов, сотрудников различных организаций и специалистов в области управления.
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 7 ТЕМА 1. Управление персоналом как специфическая сфера управления.. 9 Лекция 1. Управление персоналом как специфическая сфера управления 9 Понятие и цели управления персоналом.. 9 Функции и субъекты управления персоналом.. 12 Методы управления персоналом.. 25 Контрольные вопросы к теме №1. 26 ТЕМА 2. Психологические аспекты управленческой деятельности.. 27 Лекция 2. Психологические аспекты управленческой деятельности 27 Основные направления управления в современных условиях 27 Оценка управленческой деятельности руководителя. 31 Базовые компетенции управленческих кадров. 34 Управление эмоциональной компетентностью руководителя 36 Оценка профессиональной компетентности и развитие персонала 41 Контрольные вопросы к теме №2. 45 ТЕМА 3. Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства.. 46 Лекция 3. Важнейшие индивидуальные параметры эффективного руководства. 46 Роли и функции руководителя. 46 Биологические и социально-экономические характеристики 50 Личностные качества руководителя. 57 Факторы успешной деятельности руководителя. 60 Контрольные вопросы к теме №3. 64 ТЕМА 4. Стили руководства.. 65 Лекция 4. Стили руководства. 65 Понятие стиля руководства. 65 Эффективность демократического, авторитарного и попустительского стилей. 68 Современные интерпретации стилей руководства. 69 Модификации авторитарного стиля. 70 Кооперативный стиль. 73 Тренерский стиль. 77 Партисипативный стиль. 78 Решетка стилей руководства Р.Блейка и Д.Моутона. 79 Контрольные вопросы к теме №4. 80 ТЕМА 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя.. 81 Лекция 5. Культура общения и особенности ее проявления в деятельности руководителя. 81 Сущность и содержание культуры общения руководителя. 81 Коммуникативная компетентность руководителя. 85 Психология коммуникации в организации. 92 Психологическая культура делового разговора. 101 Создание благоприятного психологического климата. 101 Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить. 118 Профессиональное слушание. 123 Контрольные вопросы к теме №5. 129
ТЕМА 6. Ведение деловых переговоров.. 130 Лекция 6. Ведение деловых переговоров. 130 Сущность понятия «переговоры». 130 Виды и функции переговоров. 133 Методы ведения переговоров. 136 Метод позиционного торга. 136 Метод принципиальных переговоров. 139 Способы вовлечения партнеров в принципиальные переговоры 145 Этапы ведения переговоров. 152 Подготовка к переговорам.. 152 Основные этапы переговорного процесса. 156 Анализ результатов переговоров. 164 Контрольные вопросы к теме №6. 165 ТЕМА 7. Мотивация и стимулирование персонала в организации.. 166 Лекция 7. Мотивация и стимулирование персонала в организации 166 Подходы к мотивации персонала в организации. 166 Теории мотивации. 171 Виды стимулирования персонала в организации. 178 Контрольные вопросы к теме №7. 182 ТЕМА 8. Основы теории организационных конфликтов 183 Лекция 8. Основы теории организационных конфликтов. 183 Понятие, признаки и типы конфликтов. 183 Причины и последствия конфликтов. 189 Динамика конфликта. 195 Стратегии поведения в конфликте. 207 Управление конфликтами. 214 Конфликтологическая типология сотрудников. 222 Контрольные вопросы к теме №8. 225 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ... 226 ЛИТЕРАТУРА.. 227 ПРИЛОЖЕНИЯ.. 230
ВВЕДЕНИЕ В настоящее время успех любой организации в первую очередь зависит от руководителя и ее сотрудников. Поэтому сегодня актуальными являются исследования в области психологии управления. Профессионализм в сфере межличностного общения, как подтверждает практика, основывается, прежде всего, на знаниях практической психологии, которые становятся все более значимыми в повседневной деятельности руководителя. Формирование психологической компетентности и культуры общения – необходимое условие успешной деятельности руководителя. Способность эффективно выстраивать личностное и социально ориентированное общение с окружающими людьми, владение искусством управленческого воздействия, проявление эмпатии к сотрудникам, выбор эффективного стиля руководства, использование разнообразных способов мотивации сотрудников – мощный рычаг повышения результативности труда. Неумение устанавливать психологический контакт, создавать благоприятную атмосферу в коллективе, определять психическое состояние сотрудников, предупреждать и эффективно разрешать конфликты, убеждать других людей свидетельствует о несовершенстве коммуникативно-управленческих способностей руководителя. Мы живем во времена, когда наши надежды на будущее во многом зависят от самообладания, умения управлять своим поведением и искусно строить свои взаимоотношения с окружающими, от способности к взаимопониманию и взаимодействию. Поэтому знания и навыки в области взаимоотношений руководителя и подчиненных необходимы не только руководителю, но и любому высококвалифицированному специалисту. Книга предназначена для руководителей различных организаций, менеджеров, психологов, студентов и всех, кто желает повысить свою психологическую компетентность, усовершенствовать свои коммуникативные способности, позволяющие более эффективно взаимодействовать с людьми. ТЕМА 1. Управление персоналом как специфическая сфера управления Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|