Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Первая речь Господа. 1–3. Введение. 4–41. Премудрость Божия в явлениях мира физического.




 

1. (Когда Елиуй перестал говорить,) Господь отвечал Иову из бури и сказал:

 

1. Неоднократно высказываемое Иовом желание судиться с Богом (см. XXXVI: 20), настойчиво заявленное требование, чтобы ему отвечал сам Господь (XXXI: 35), наконец, осуществляется. Господь отвечает из бури, т. е. обычным образом, указывающим на Его величие и силу. Но если Иов не мог ничего ответить Елиую, то что же скажет он теперь Господу?

 

2. кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла?

 

2. Величие отвечающего сказывается в вопросе: «кто сей омрачающий Провидение?» Отношение Бога к миру и Иову - полный разумности план (евр. «еца»; синодальное «Провидение»), а неразумным человеком они представляются в виде жестокого, лишенного истинной мудрости произвола (IX; XLI: 14 и д.).

 

3. Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне:

 

3. Дерзнувший так судить о Боге Иов должен собрать силы, приготовиться к борьбе («препояшь чресла», ср XII: 21). И так как правда на стороне Бога, то он выступит в качестве ответчика, а Бог займет положение обвинителя. Суд произойдет в желательном для Иова порядке (XIII: 22).

 

4. где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь.

 

4–38. Вера Иова в Божественное Правосудие колебалась, между прочим, мыслью о жестоком, переходящем в произвол отношении Бога к людям. Поэтому Господь рядом вопросов об явлениях мира физического и хочет сказать ему, что даже и видимая природа представляет отражение не разрушающих премудрости и всемогущества, а устрояющих, вносящих повсюду гармонию и порядок. Произвола нет и потому, между прочим, что некоторые физические явления служат целям высшего нравственного миропорядка.

 

5. Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?

 

6. На чем утверждены основания ее, или кто положил краеугольный камень ее,

 

7. при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?

 

4–7. Начало установлению гармонии и порядка положено при первоначальном устройстве земли, получившей, подобно зданию, определенные размеры («кто положил меру ей?»), гармоническое распределение частей («кто протягивал по ней вервь?») и известное положение среди других тел в воздушном пространстве (ст. 6, ср. XXVI: 7). Свидетелями проявление этой заложенной в первозданную землю гармонии были не люди, тогда еще не созданные, а утренние звезды. Они первыми увидали земной шар после того, как первобытный мрак сменился светом, и первыми воздали хвалу Создателю (ср. Пс XVIII: 2; CXLVIII: 3; Сир XLIII: 1). Вместе с ними восклицали от радости, как это бывает при закладке здания (1 Езд III: 10; Зах IV: 7), «сыны Божии» - ангелы (I: 6).

 

8. Кто затворил море воротами, когда оно исторглось, вышло как бы из чрева,

 

9. когда Я облака сделал одеждою его и мглу пеленами его,

 

10. и утвердил ему Мое определение, и поставил запоры и ворота,

 

11. и сказал: доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим?

 

8–11. Внесением подобной же гармонии сопровождалось упорядочение водной стихии. Ей, вышедшей из недр земли и готовой разлиться по ее поверхности, были поставлены непреодолимые препятствия в виде берегов, дальше которых она не может идти.

 

12. Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее,

 

13. чтобы она охватила края земли и стряхнула с нее нечестивых,

 

14. чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда,

 

15. и чтобы отнялся у нечестивых свет их и дерзкая рука их сокрушилась?

 

12–15. Неизменно поддерживается правильный установленный Господом порядок смены тьмы светом (Быт I: 4). Утро наступает в свое время, и его предвестница - заря охватывает при своем появлении своими краями (буквально: «крилами», ср Пс CXXXIX: 9) землю, на которой покоилась ночь, как покрывало, и, сильно встряхнув его, разгоняет мрак. Гармоническая смена физических явлений служит в то же самое время целям нравственного и эстетического миропорядка. С появлением света прекращаются темные дела нечестивых (ср. XXIV: 13), и бесформенная во время ночи земля с массою утративших свои очертания предметов выступает во всем блеске красоты.

 

16. Нисходил ли ты во глубину моря и входил ли в исследование бездны?

 

17. Отворялись ли для тебя врата смерти, и видел ли ты врата тени смертной?

 

18. Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.

 

16–18. Сохраняет свою силу и тот закон, по которому человеку недоступны источники моря, шеол со своими обитателями, и не поддается измерению широта земли.

 

19. Где путь к жилищу света, и где место тьмы?

 

20. Ты, конечно, доходил до границ ее и знаешь стези к дому ее.

 

21. Ты знаешь это, потому что ты был уже тогда рожден, и число дней твоих очень велико.

 

19–20. Равным образом, по установленным от Бога законам, свет и тьма - друг от друга разграниченные (ср. XXVI: 10), введенные в мировую жизнь физические силы.

 

22. Входил ли ты в хранилища снега и видел ли сокровищницы града,

 

23. которые берегу Я на время смутное, на день битвы и войны?

 

22–23. И как свет исполняет не только свое естественное назначение, но и служит целям высшего духовного мира - порядка (ст. 12–13), так точно и громадные запасы (евр. «оцерот» - магазины) снега и града являются в руках Божиих орудием для наказания злых людей (Исх IX: 17 и д.).

 

24. По какому пути разливается свет и разносится восточный ветер по земле?

 

24. Известным также законам подчиняется распространение света и направление восточного, сильного (XXVII: 21) ветра, этих двух аналогичных по быстроте стихий.

 

25. Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии,

 

26. чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека,

 

27. чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию?

 

25–27. Не человеком установлены законы всех вышеописанных явлений, равным образом делом не его, а мудрого Провидения является орошение дождем необитаемых людьми стран с их растительностью. Благость Господа поддерживает существование своего создания - зелени (самая низшая форма растительного царства; синодальное «травные зародыши»; евр. «деше», «зелень»; ср. Быт I: 11–12).

 

28. Есть ли у дождя отец? или кто рождает капли росы?

 

28. Для достижения этой благой цели в распоряжении Господа - все нужные средства. Он отец дождя и росы.

 

29. Из чьего чрева выходит лед, и иней небесный, - кто рождает его?

 

30. Воды, как камень, крепнут, и поверхность бездны замерзает.

 

29–30. Ср. XXXVII: 10.

 

31. Можешь ли ты связать узел Xима и разрешить узы Кесиль?

 

31. На началах строгой гармонии покоится устройство созвездий «Xима» - «Плиад» и «Кесиль» - «Ориона». Первое состоит из 64 главных звезд, из которых видимы простым глазом лишь шесть. Близкие друг к другу, они составляют одну группу и кажутся соединенными самыми тесными связями. Орион - созвездие из 78 звезд, образующих обширный параллелограмм, расположенный наполовину в одном полушарии, наполовину в другом. Как соединить звезды Плиад, так и разъединить две части параллелограмма Ориона выше сил человека.

 

32. Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми?

 

32. Такая же правильная закономерность наблюдается в движении созвездия «маззарот». По мнению одних, под «маззарот» разумеется Венера, Юпитер или Марс, и выражение «выводить в свое время», указывает на их периодические появления. Другие (Делич, Ланге) разумеют под «маз…» 12-ть знаков зодиака. При последнем понимании вышеприведенное выражение получает такой смысл: можешь ли ты для каждого месяца вывести определенный знак зодиака так, чтобы он был видим пред и после солнечного захода. Чтение LXX «μασουρώθ» - оставленное без перевода еврейское название созвездия. Ас - большая медведица; дети ее - три звезды, составляющие хвост созвездия.

 

33. Знаешь ли ты уставы неба, можешь ли установить господство его на земле?

 

33. Не только перечисленные созвездия, но и все вообще небо, - его тела подчинены определенным законам, а, кроме того, находятся в известном отношении с землею, - оказывают на нее влияние (ср. Быт I: 14, 18). Благодаря этому, две сферы приведены в гармонию.

 

34. Можешь ли возвысить голос твой к облакам, чтобы вода в обилии покрыла тебя?

 

35. Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они и скажут ли тебе: вот мы?

 

34–35. Одним из проявлений такого соотношения является ниспадение дождя на землю в определенное время (ср. XXXVII: 6) и явление молнии (выражение: «вот мы», ср. Вар III: 35).

 

36. Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?

 

36. Еврейское чтение данного стиха представляет два различно понимаемых выражения: «Баттухот» и «секви», в зависимости от чего и весь стих переводится неодинаково. Первому одни экзегеты усвояют значение: «почки» (ср. Пс L: 8), а второе, производя от «сака» («рассматривать»), переводят словом «петух» (Таргум, Вульгата, Делич и др.). Сообразно с этим стих получает такой вид: «Кто вложил мудрость в почки (человека) и кто дал петуху разум?» Другие же (Умбрейт, Ган, Дильман, Ланге) производят «тухот» от арабского «таха» -«облако», а «секви» усвояют смысл «вещи, которую видят», «явления», «метеора». При подобном словопроизводстве данный стих должен читаться так: «кто вложил мудрость в облака и кто дал разум метеорам»? В противоположность чтению Делича, а равно и синодальному, последнее находится в полном согласии с контекстом. Небо с его облаками и метеорами, хочет сказать Господь Иову, повинуется в своих действиях не слепой силе, но исполняют веления Бога. Греко-славянское: «кто же дал есть жен а м ткания мудрость ил и испещрения хитрость»; не имеет для себя никакого основания в оригинальном тексте.

 

37. Кто может расчислить облака своею мудростью и удержать сосуды неба,

 

38. когда пыль обращается в грязь и глыбы слипаются?

 

37–38. Как исполняющие веления Бога, облака «расчисляются с мудростью», т. е. в известное время являются в известном числе. Сообразно с нуждою их бывает ни больше, ни меньше требуемого количества. Тот же Бог, расчисляющий «облака», «льет из мехов небес», - посылает дождь, который превращает пыльную от жары почву в удобную дли возделывания землю.

 

39. Ты ли ловишь добычу львице и насыщаешь молодых львов,

 

39. XXXIX: 30. Из чудных дел Божиих в мире неодушевленной природы Иов должен был понять, что она носит следы строгого порядка, закономерного плана. Отмечаемые вслед за этим факты из жизни животных дают понять, что всемогущество Божие соединяется с благостью. Животные - предмет особого попечения и заботы Господа. Вложенные в их природу инстинкты размножения и питания поддерживают бытие, силы тварей и особенности их рода.

 

40. когда они лежат в берлогах или покоятся под тенью в засаде?

 

41. Кто приготовляет ворону корм его, когда птенцы его кричат к Богу, бродя без пищи?

 

39–41. Благость Божия охраняет жизнь как самых сильных представителей животного царства - львов и их детей, так и слабых - птенцов ворона. Львица и молодые львята, повинуясь вложенному в их природу хищническому инстинкту, сами ловят («покоятся в засаде») назначенную им Богом добычу (ср. Пс CIII: 21); находят себе пищу и птенцы ворона. Последние как здесь, так и в параллельных местах (Пс СXLVI: 9; Лк XII: 24) выставляются предметом особенного божественного покровительства, может быть, потому, что более других птиц бросаются в глаза по своему сиповатому, почти не прекращающемуся крику.

 

Глава XXXIX






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных