ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Мудрость Аллаха в отсрочке, данной Сатане до Судного дняПосле того, как мы выше рассмотрели смысл сотворения Сатаны, перед нами возникает другой вопрос: В чем же смысл отсрочки, данной Сатане до Судного дня? Аллах сказал: «Иблис взмолился: «Дай мне отсрочку до того дня, когда будет воскрешен род Адама». Аллах сказал: «Воистину, ты в числе тех, кто получил отсрочку». (Аль-Аграф, 14-15) Существуют следующие мнения: 1 — Аллах сделал Иблиса критерием (пробным камнем), по которому Он позволяет Своим рабам отличать добро от зла, своего Повелителя от Его врага. Смысл отсрочки, данной Иблису, проявился в том, что вместе с ним сохранялось необходимое зло. Если бы Аллах умертвил его, то это зло бы исчезло. Аз-Замахшари сказал: «Я сказал себе: Чем объяснить отсрочку Иблиса, если она заключается в том, чтобы сбивать с пути и вводить в заблуждение рабов Аллаха? И ответил себе: Тем, что в этом заключается испытание рабов Аллаха. При разнообразии всех причин, добра в этом больше. И одна из причин также заключается в том, что Аллах создал в мире множество различных соблазнов, видов развлечений и забав и установил в душах людей страсти, чтобы с их помощью испытывать Своих рабов». Таким образом, мудрый смысл заключается в том, что Аллах испытывает детей Адама после того, как Он уже испытал их родоначальника на умение различать добро и зло. В этом заключается и милость Аллаха, и Его высшая справедливость. Когда судьба Иблиса определилась, он вступил в пререкания со своим Господом, не желая подчиниться Его повелению. Предоставление отсрочки ему в этом мире предполагало, что он все больше и больше будет умножать свои грехи, продолжая неподчинение воле своего Господа, чтобы заслужить то наказание, которое предопределено для него. И Иблис стал главой приверженцев зла, которых ожидает наказание, так же, как и главой неверующих. И нет такого наказания огнем, которое бы не зачиналось им, как проявление совершенной справедливости. 2 — Как сказано в Коране, когда Иблис попросил у своего Господа отсрочки до известного дня, он вступил в пререкания с Господом со словами: «Потом Иблис добавил: «Скажи мне, это тот, кому Ты отдал предпочтение передо мною? Если Ты дашь мне отсрочку до Судного дня, я введу в соблазн все его потомство, за исключением немногих». (Аль-Исра, 62) Аллах знал, что среди потомков Адама будут такие, которые недостойны находиться в раю, и Он ниспослал Иблиса на Землю, чтобы он подкарауливал тех, которые последуют за ним, начнут считать его своим покровителем, и станут недостойными следовать за теми, которые угодны Аллаху. Праведных же Иблис не может совратить, ибо между ним и его последователями с одной стороны и между верующими с другой находится сам Аллах. Аллах сказал: «Воистину, ему (т. е. шайтану) неподвластны те, которые уверовали и уповают на Аллаха. Воистину, подвластны ему (т. е. шайтану) те, которые признают его своим покровителем или которые ради него стали многобожниками». (Ан-Нахль, 99-100) Что касается умерщвления пророков и посланников, то это происходило не по причине их нечестия перед Аллахом, а для того, чтобы они достигли достойной для себя участи и отдохнули от мирской суеты, мирского утомления и страданий, переносимых от врагов Аллаха и последователей Иблиса. С этой точки зрения для них смерть — это благо. Что же касается блага для их народов, то они частью последовали за этими посланниками при их жизни, другие же последовали за ними после их смерти. И это подтверждается тем, что они поклоняются не самим посланникам, а Аллаху, согласно тому, к чему их призывали посланники. Из этого следует, что причина сотворения Иблиса также втом, чтобы он и его потомство осуществляли на Земле волю Аллаха, несмотря на то, что они являются Его врагами. Даже если последователей Иблиса ожидает наказание Аллаха, Он обязал их подчиняться Себе и отказываться подчиняться Иблису, к чему и призывали Его посланники на Земле. На тех народах, которые провалили этот испытание, осуществилась воля Аллаха, и нет им прощения после этого, и их ожидает справедливое наказание Аллаха. Он же ни с кем из Своих созданий не бывает несправедливым. В этом же заключалась причина избрания посланников, которые доносили до людей требования Аллаха. Всевышний наказывает согрешивших после их смерти, но никого из Своих рабов Он не наказывает без предварительного оповещения их о Своей воле через посланников, которые призывают признать Аллаха и не подчиняться Его врагу. Аллах сказал: «... Мы никогда не наказывали людей, не послав предварительно к ним посланника». (Аль-Исра, 15) И если Аллах введет Своих уверовавших в рай, то это потому, что они при жизни знали цену Его милости, терпя страдания, лишения и противостоя безбожию. Они при жизни осознали свои обязанности перед Аллахом, следовали Его повелениям и прилагали усилия на Его пути. И когда Аллах наградит их раем, они узнают уже совершенную цену этой великой милости, которую им определил Аллах, и будут благодарить Его за это. Истина заключается в том, что никто не может совершенно ценить здоровье, пока не заболеет и не пройдет через страдания. Таково разъяснение мудрых причин сотворения Иблиса, которые очевидны для всякого разумного человека и отрицать которые может только тот, кто возгордился.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|