Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СЛОВЕСНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ СТИЛЬ




Словесно-художественный стиль управляет выбором и комбинированием языковых средств в сфере словесного искусства как разновидности эстетической деятельности.

Выражая переживание мира, искусство направлено на самого человека и его чувства, формирование человеческой личности. Содержание художественного произведения включает в себя осмысление действительности художником, поэтому различные художники, обращаясь к изображению одних и тех же явлений жизни, создают совершенно различные произведения искусства.

Основу эстетической деятельности составляет творчество, такой способ деятельности, цель которого – самовыражение человека. Специфической формой самовыражения в искусстве является наглядный художественный образ, через который искусство воплощает свое отношение к действительности. Художественные образы по природе своей эмоционально окрашены, они непосредственно апеллируют к чувству и потому всегда вызывают ответную эмоциональную реакцию – любовь или ненависть, симпатию или антипатию, радость или грусть и т. д.

В искусстве эмоциональность – необходимая часть содержания произведения, органично выражающая заключенную в нем мысль.

Отношение искусства к действительности составляет основу его подлинного многообразия, однако, не менее важную роль играет и его коммуникативная функция, ибо любой способ, любые средства образного постижения действительности лишь в том случае оказываются в полной мере действенными, когда они не только помогают запечатлеть художественное открытие, но и сделать его коммуникативным. В данном случае речь идет об ориентации словесного искусства на читателя.

Опорную систему словесно-художественного стиля составляет литературное направление (напр., натурализм, импрессионизм, экспрессионизм, реализм и т. д.), т. е. совокупность произведений, сближающихся друг с другом по ряду существеннейших идейно-эстетических (творческий метод) и стилистических признаков.

Литературное направление – это нормативная система, которая предопределяет метод художественного творчества писателя, так и стилевую определенность этого метода. Творческий метод представляет собой совокупность творческих принципов художественного освоения мира. Индивидуальные особенности, присущие творческому методу каждого художника, порождаются не только характером его дарования, но и усвоением его эстетическим сознанием определенных социальных интересов и идеалов. Вот почему творческий метод, преломляя определенные идейно-эстетические потребности общества, эпохи, класса, оказывается, в конце концов, не только «личной собственностью» каждого художника, но и эстетическим фундаментом целых художественных направлений.

Каждый художественный метод предопределяет тип языкового оформления. Например, писатель – представитель художественного метода импрессионизма отражает действительность поверхностно и нечетко, сосредоточивает внимание не на действии, а на признаке, предпочитает красочность, бесформенность, нюансированность и т. д. Такие качества метода импрессионизма влекут за собой предпочтительный выбор соответствующих языковых средств: это и средства образности, детализированности, эпитеты, сравнения, преобладание присоединительной синтаксической связи, номинативных конструкций, страдательных форм глагола, кратких предложений и т. д. Художественный язык, художественная речь, будучи рассчитана на восприятие и понимание ее на фоне общенародного, общенационального языка, отличается от него тем, что действительность художественной речи – это действительность целостного художественного мира, в результате чего языковые и внеязыковые (т. е. целостный художественный мир) стороны произведения словесно-художественного стиля спаяны значительно прочнее, чем в других функциональных стилях.

В художественной речи языковые конструкции нельзя понять вне неязыковых элементов. Смысл этой речи формируется фразовым и надфразовым содержанием, коннотативными связями слов. Тем самым закономерности построения художественного языка объясняются не грамматическими и синтаксическими правилами, а правилами построения смысла.

Слоыесно-художественный стиль охватывает широкий круг художественных текстов.

В стиле художественной прозы выделяются различные жанры, как системы хранения и передачи эстетической информации. В отличие от бессубъективной природы жанров в функциональных стилях практической речи, жанры художественной прозы, будучи также каноническими образованиями, существеннейшим образом индивидуализированы за счет художественно-эстетической категории «образ автора».

«Образ автора» является формой экспрессивно-смыслового повествования, а следовательно, и механизмом перевода естественного языка в язык художественный.

Функциональный стиль – категория социальная и историческая, зависящая от исторически изменяющихся социально-культурных условий использования языка, порожденная сложностью и многообразием общественно-речевой практики людей. Системы функционального стиля различны в разные эпохи существования одного и того же языка. При всей неясности функционально-стилистических границ существует регулярная воспроизводимость, предсказуемость употребления определенных языковых явлений для каждого функционального стиля. Закономерности функционально-стилистической системы носят во многом вероятностно-статистический характер.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных