Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Черепа из Канджеры и челюсть из Канамы




 

В 1932 году Луис Лики объявил об открытиях в Канаме и Канджере, недалеко от озера Виктория в западной Кении. Канамская челюсть и Канджерские черепа, как он считал, давали хорошее подтверждение существованию человека разумного в среднем плейстоцене.

Когда Лики посетил Канджеру в 1932 году вместе с Дональдом Макиннесом, они нашли обработанные каменные топоры, человеческую бедренную кость и фрагменты пяти человеческих черепов, обозначенных Канджера 1–5. Содержащие окаменелости пласты в Канджере идентичны пласту IV из Олдувайского ущелья, которому от 400 000 до 700 000 лет. Но черепные фрагменты из Канджеры имеют совсем современную морфологию.

Сначала Лики нашел в Канаме зубы мастодонта и единственный зуб дейноте-рия (вымершее слоноподобное млекопитающее), в том числе какие-то грубые каменные орудия. 29 марта 1932 года Джума Гитау, помощник Лики, принес ему второй зуб дейнотерия. Лики посоветовал Гитау продолжать копать в том же месте. Работая в нескольких ярдах от Лики, Гитау вырубил глыбу травертина (твердое кальциево-углеродное отложение) и расколол ее. Он увидел зуб, торчащий из обломка травертина и показал его Макиннесу, который идентифицировал зуб как человеческий. Макиннес позвал Лики.

Сколов травертин, окружавший находку Гитау, они увидели переднюю часть человеческой нижней челюсти с двумя предкоренными зубами. Лики подумал, что челюсть из канамской формации, принадлежащая раннему плейстоцену, очень похожа на челюсть человека разумного, и он объявил о своем открытии в письме в «Нэйчер», — канамским пластам по крайней мере 2.0 миллиона лет.

Окаменелости из Канджеры и Канамы показали Лики, что гоминид, близкий к современному человеческому типу существовал во время яванского и пекинского человека, или даже раньше. Если он был прав, яванский человек и пекинский человек (теперь их называют человеком прямоходящим) могли не быть непосредственными прародителями человечества, так же, как и пилтдаунский человек с его обезьяноподобной челюстью.

В марте 1933 года было собрание отдела человеческой биологии Королевского Антропологического Института, с цеоью обсуждения открытия Лики в Канаме и Канджере. Ученые, во главе с сэром Артуром Смитом Вудвардом, сделали отчеты по четырем категориям данных: геологических, палеонтологических, анатомических и археологических. Геологический совет заключил, что человеческие окаменелости из Канамы и Канджеры имели тот же возраст, что пласты, в которых они были найдены. Палеонтологический совет сказал, что канамские пласты принадлежали раннему плейстоцену, тогда как канджерские пласты появились не позже среднего плейстоцена. Археологический совет отметил присутствие каменных орудий из Канамы и Канджеры в тех же самых пластах, где были найдены человеческие окаменелости. Анатомический совет сказал, что канджерские черепа не показали «никаких характеристик, несовместимых с типом человека разумного.» То же было верно и для канджерской бедренной кости. Что касается канамской челюсти, эксперты по анатомии сказали, что некоторые ее характеристики были необычными. Хотя они и «не могли указать на какую-либо деталь образца, несовместимую по своему включению с типом человека разумного.»

Вскоре после того, как конференция 1933 года дала Лики свой вотум доверия, геолог Перси Босвелл начал спрашивать о возрасте канамских и канджер-ских окаменелостей. Лики, переживший атаки Босвелла на возраст скелета Река, решил привезти Босвелла в Африку, надеясь, что это разрешит его сомнения. Но все шло не так, как хотелось бы.

Вернувшись в Англию, Босвелл подал в «Нэйчер» отрицательный отчет по Канаме и Канджере. «К сожалению, оказалось невозможно найти точную стоянку каждого из открытий.» Геологическое состояние этих мест Босвелл нашел беспорядочным. Он сказал, что «находящиеся там глинистые пласты часто страдали от проседаний.» Босвелл заключил: «Неясные условия открытия… вынудили меня поставить канамского и канджерского человека в „разряд нерешенных“».

Лики, отвечая на обвинения Босвелла, сказал, что смог показать Босвеллу места, в которых он нашел окаменелости. Лики писал: «Я показал ему в Канджере точное место, где оставался холм отложений, который содержал 1п з1Ьи череп „Канджера номер 3“… тот факт, что я действительно показал профессору Босвеллу стоянку, легко доказать подобранным там в 1935 году маленьким фрагментом кости, который оказался одним из 1932 кусочков.»

Касательно местонахождения канамской челюсти Лики сказал: «Изначально мы замерили уровень прямо напротив канамских западных желобов, использовав уровень Цейс-Ваттса, и поэтому могли определить местонахождение в пределах нескольких футов, что мы и сделали.»

Босвелл предположил, что даже если челюсть была найдена в раннеплейстоценовой формации в Канаме, то она каким-то образом проникла сверху — в результате «провала» пласта или через трещину. На что Лики позже ответил: «Я не могу принять такое объяснение, потому что этому нет подтверждений. Степень сохранности окаменелости во всех отношениях идентична состоянию нижнеплейстоценовых [раннеплейстоценовых] окаменелостей, найденных вместе с ней.» Лики добавил, что Босвелл сказал ему, что он был бы склонен принять подлинность Канамской челюсти, если бы ее подбородок не имел человеческого строения.

Тем не менее, взгляды Босвелла взяли верх. Но в 1968 году Филип В. То-биас из Южной Африки сказал: «Наступил самый подходящий момент, чтобы вновь открыть вопрос о Канджере.» И правда, случай с Канджерой снова был открыт. Биограф Лики, Соня Коул писала: «В сентябре 1969 года Луис Лики посетил конференцию в Париже, субсидируемую ЮНЕСКО, на тему о происхождении человека разумного… 300, или около того, делегатов единодушно согласились с тем, что канджерские черепа принадлежали среднему плейстоцену.»

Тобайэс сказал о канамской челюсти: «Ничто из того, что сказал Босвелл, не смогло на самом деле дискредитировать или даже ослабить заявление Лики о том, что нижняя челюсть принадлежала данному пласту.»

Ученые описывали канамскую челюсть, подбородок которой имел современное строение, самыми разными способами. В 1932 году совет английских анатомов объявил, что нет причины, по которой челюсть не может считаться принадлежащей человеку разумному. Сэр Артур Кейт, ведущий британский антрополог, также считал, что канамская челюсть принадлежит человеку разумному. Но в 1940-х годах Кейт решил, что челюсть наиболее вероятно принадлежит австралопитеку. В 1962 году Филип Тобайэс сказал, что канамская челюсть наиболее близко напоминает челюсть конца среднего плейстоцена из Рабата в Марокко, и позднеплейстоценовые челюсти вроде челюстей из Пещеры Сердец в Южной Африке и Дир-Дава в Эфиопии. Согласно Тобайэсу, эти челюсти показывают неандерталоидные черты.

В 1960 году Луис Лики, отступая от своих взглядов насчет того, что канамская челюсть была похожа на челюсть человека разумного, сказал, что она представляет женскую особь зинджантропа. Лики нашел зинджантропа в 1959 году в Олдувайском ущелье. Он быстро выдвинул это обезьяноподобное существо как первого изготовителя орудий, и таким образом, как первое действительно человекоподобное существо. Чуть позже, в Олдувае нашли окаменелости человека умелого. Лики быстро сверг зинджантропа с его положения изготовителя орудий, поместив его среди крепких австралопитеков (австралопитек бойсов).

В начале 1970-х сын Лики Ричард, работавший на озере Туркана в Кении, нашел окаменелости челюстей человека разумного, которые напоминали канамскую челюсть. В виду того, что челюсти человека разумного с озера Туркана были открыты в природной среде, сходной с фауной Канамы, Лики-старший опять изменил свое мнение, предположив, что канамскую челюсть можно отнести к человеку разумному.

Тот факт, что ученые годами приписывали канамскую челюсть почти каждому известному гоминиду (австралопитеку, австралопитек бойсов, человеку разумному, неандертальскому человеку, раннему человеку разумному, и анатомически современному человеку разумному) показывает трудности, связанные с правильной классификацией окаменелых останков гоминидов.

Предположение Тобайэса о том, что канамская челюсть пришла из многообразия раннего человека разумного с неандерталоидными чертами, завоевало широкое признание. И все же, как можно увидеть на рисунке 12.3, на котором показаны эскизы канамской нижней челюсти и челюсти других гоминидов, контур канамской челюсти в районе подбородка (Ь) похож на очертание подбородка образца из Пограничной Пещеры (Е), который признан Homo sapiens sapiens, и на очертание подбородка современного жителя Южной Африки (д). Все три разделяют две ключевые черты подбородка современного человека, а именно, изгиб к вершине и выступ наружу в основании.

Но даже если принять точку зрения Тобайэса, будто канамская челюсть принадлежала неандертолоиду, то все равно нельзя ожидать открытия неандертальца в раннем плейстоцене, более 1.9 миллионов лет назад. Согласно современым расчетам, неандерталоидные гоминиды появились на свет почти 400 000 лет назад и просуществовали примерно до времени 30 000 или 40 000 лет назад.

 

Рис. 12.3. Контуры нижних челюстей, скопированые с опубликованных ранее фотографий (не следуя масштабу оригиналов), за исключением а) и ж), скопированных с рисунков:

a) Australopithecus, Омо, Эфиопия;

6) Homo erectus, Гейдельберг (Майер), Германия;

в) ранний Homo sapiens, Aparo, Франция;

г) неандерталец, Шанидар, Ирак;

д) Homo sapiensrhodesiensis (неандерталоид, по мнению Ф. В. Тобиаса), Пещера Очагов, Южная Африка;

е) Homo sapiens sapiens, Пограничная пещера, Южная Африка;

ж) Homo sapiens sapiens, современный южноафриканский абориген;

з) нижняя челюсть из Канама.

Чтобы уточнить возраст канамской челюсти и канджерских черепов, К. П. Оакли из Британского музея провел тесты на содержание фтора, азота и урания.

Погребенные в земле кости впитывают фтор. У канамской челюсти и канджерских черепов было примерно то же содержание фтора, что и у других костей, найденных в ранне- и среднеплейстоценовых формациях. Эти результаты согласуются с гипотезой о том, что человеческие кости из Канамы и Канджеры имеют тот же возраст, что и фаунистические останки на этих стоянках.

Азот входит в костный белок. Обычно с течением времени кости теряют азот. Оакли обнаружил, что фрагмент черепа «Канджера 4» показал лишь след азота (0.01 процента), в то время как фрагмент черепа «Канджера 3» вообще ничего не показал. Оакли сказал, что присутствие «измеримых следов» нитрогена в фрагменте черепа «Канджера 4» означает, что все человеческие окаменелости были «значительно моложе» чем канджерская фауна.

Но определенные отложения, такие, как глина, иногда сохраняют азот миллионы лет. Так что, может быть, фрагмент «Канджера 4», был защищен глиной от полной потери азота. Поэтому возможно, что все кости имеют один и тот же возраст.

Как показано в таблице 12.1, величины содержания урания для канджерских человеческих окаменелостей (8–47 частей за миллион) пересекаются со значениями для канджерской фауны (26–216 частей за миллион). Это может означать, что они одного возраста.

Но среднее значение для человеческих костей равно 22 части за миллион, тогда как значение для фауны млекопитающих равно 136 частей за миллион. По Оакли, существенная разница между средними значениями означает, что человеческие кости были «значительно моложе» чем кости животных. В Канаме были получены похожие результаты по содержанию урания.

Но сам Оакли отметил, что содержание урания в подземных водах может значительно меняться от места к месту. Например, позднеплейстоценовые кости животных из Кугаты имеют больше урания, чем кости раннего плейстоцена из Канамы.

 

Таблица 12.1 Содержание урана в окаменелостях гоминид из Канджеры

Примечательно, что величины содержания урания, о которых Оакли сообщил в 1974 году, очевидно, не были первыми полученными им данными. В письме, опубликованном в 1958 году, сразу после обсуждения теста канамской челюсти на содержание урания, Оакли сказал: «Наши тесты, проведенные над костями из Канджеры, не показали каких-либо противоречий между человеческими черепами и сопутствующей фауной.» Похоже на то, что Оакли не был удовлетворен этими ранними тестами и позже провел дополнительные тесты канджерских костей, получив результаты, которые больше ему понравились.

Наш обзор химических тестов окаменелостей из Канамы и Канджеры приводит к следующим выводам. Тесты на содержание фтора и азота дали результаты, согласующиеся с тем предположением, что человеческие кости имеют тот же возраст, что и сопутствующая им фауна. Тем не менее, эта интерпретация подверглась сомнению. Тест на содержание урания дал результат, согласующийся с предположением о том, что человеческие кости моложе сопутствующей фауны. Но опять же, тот, кто решит оспорить эту интерпретацию, найдет достаточно оснований, чтобы сделать это.

В общем, результаты химических и радиометрических тестов не исключают той возможности, что человеческие окаменелости из Канамы и Канджеры синхронны сопутствующей им фауны. Канджерские черепа, считающиеся анатомически современными, по возрасту были равны олдувайскому пласту IV, которому от 400 000 до 7 000 000 лет. Таксономический статус канамской челюсти все еще не определен. Современные ученые колеблются назвать ее анатомически современной, хотя такое решения нельзя полностью исключать. Если она одного возраста с канамской фауной, которая старше, чем пласт I из Олдувайского ущелья, тогда канамской нижней челюсти более 1,9 миллиона лет.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных