Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Лет при­бли­жа­ют­ся к за­вер­ше­нию 2 страница




 

Сви­де­тель­ст­ва по­ка­зы­ва­ют, что Ру­ко­во­дя­щий со­вет ис­пы­ты­ва­ет боль­шую не­лов­кость в свя­зи с ос­таю­щим­ся в ор­га­ни­за­ции глав­ным про­ро­че­ст­вом о сро­ках. Для его ис­пол­не­ния и осу­ще­ст­в­ле­ния все­го пред­ска­зан­но­го вре­мен­ные рам­ки ока­зы­ва­ют­ся слиш­ком ко­рот­ки­ми и уз­ки­ми, и ка­ж­дый ухо­дя­щий год толь­ко до­бав­ля­ет чув­ст­ва не­лов­ко­сти.

 

На­чи­ная с 1940-х го­дов в ли­те­ра­ту­ре Об­ще­ст­ва Сто­ро­же­вой баш­ни ут­вер­жда­ет­ся, что ис­пол­не­ние слов Ии­су­са Хри­ста «ис­тин­но го­во­рю вам, не прей­дет род сей, как все сие бу­дет» на­ча­лось в 1914-м го­ду. Бы­ло вве­де­но по­ня­тие «по­ко­ле­ние 1914-го го­да»#, в те­че­ние жиз­ни ко­то­ро­го долж­но бы­ло про­изой­ти окон­ча­тель­ное ис­пол­не­ние «про­ро­честв о по­след­них днях», и дол­жен был на­сту­пить но­вый по­ря­док.

 

В со­ро­ко­вых го­дах при­дер­жи­ва­лись мне­ния, что «по­ко­ле­ние» со­став­ля­ет пе­ри­од вре­ме­ни в 30—40 лет. Это по­зво­ля­ло по­сто­ян­но на­стаи­вать на том, что вре­мя очень ко­рот­ко. Для под­твер­жде­ния это­го взгля­да мож­но бы­ло ис­поль­зо­вать хо­тя бы не­ко­то­рые сти­хи из Биб­лии (на­при­мер, смот­ри­те Чис­ла 32:13).

 

С на­ча­лом пя­ти­де­ся­тых срок вре­ме­ни, от­ве­ден­ным та­ким по­ни­ма­ни­ем, бла­го­по­луч­но за­кон­чил­ся. По­тре­бо­ва­лась не­ко­то­рая «кор­рек­ти­ров­ка», и в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 1 сен­тяб­ря 1952-го го­да, на стра­ни­цах 542, 543 при­во­ди­лось но­вое оп­ре­де­ле­ние — впер­вые бы­ло ска­за­но, что «род» пред­став­ля­ет со­бой про­дол­жи­тель­ность жиз­ни че­ло­ве­ка, и по­это­му мо­жет про­дол­жать­ся не 30—40 лет, а 70—80 и боль­ше.

 

В те­че­ние ка­ко­го-то вре­ме­ни это ка­за­лось под­хо­дя­щим оп­ре­де­ле­ни­ем, так как пре­дос­тав­ля­лось дос­та­точ­но вре­ме­ни, в ко­то­рые мог­ли про­изой­ти все пред­ска­зы­вае­мые со­бы­тия. Не­смот­ря на это, че­рез не­сколь­ко лет ре­ши­ли дать еще бо­лее точ­ное оп­ре­де­ле­ние «по­ко­ле­нию 1914-го го­да». Об­ра­ти­те вни­ма­ние на под­черк­ну­тые сло­ва из «Про­бу­ди­тесь!» за 8 ок­тяб­ря 1968 го­да (стр. 13, 14, англ.):

 

Ии­сус оче­вид­но го­во­рил о тех, кто был дос­та­точ­но взрос­лым, что­бы по­ни­мать все, что на­ча­ло про­ис­хо­дить с на­сту­п­ле­ни­ем «по­след­них дней». Ии­сус имел в ви­ду, что не­ко­то­рые из тех, кто жил во вре­мя по­яв­ле­ния «при­зна­ка по­след­них дней», все еще бу­дут жи­вы, ко­гда Бог при­ве­дет эту сис­те­му к кон­цу.

Да­же ес­ли пред­по­ло­жить, что мо­ло­дежь в воз­рас­те 15 лет спо­соб­на ус­во­ить важ­ность про­ис­шед­ше­го в 1914 го­ду — все рав­но са­мо­му млад­ше­му пред­ста­ви­те­лю «ро­да се­го» се­го­дня бу­дет поч­ти 70 лет. Та­ким об­ра­зом, боль­шая часть по­ко­ле­ния, о ко­то­ром го­во­рил Ии­сус, уже уш­ла из жиз­ни. Ос­тав­шие­ся при­бли­жа­ют­ся к ста­рос­ти. Но вспом­ни­те, Ии­сус го­во­рил, что ко­нец это­го не­чес­ти­во­го ми­ра на­сту­пит до то­го, как род сей уй­дет из жиз­ни. Это уже са­мо по се­бе го­во­рит нам, что до пред­ска­зан­но­го кон­ца не мо­жет ос­та­вать­ся мно­го вре­ме­ни.

Ко­гда боль­ше три­дца­ти лет на­зад, еще до 1975 го­да, эти сло­ва поя­ви­лись в жур­на­ле «Про­бу­ди­тесь!», упор де­лал­ся на то, как ско­ро «прей­дет» по­ко­ле­ние 1914 го­да, как ма­ло вре­ме­ни ос­та­лось для жиз­ни «ро­да се­го». Ес­ли бы кто-то из Сви­де­те­лей Ие­го­вы пред­по­ло­жил, что ко­нец мо­жет на­сту­пить и че­рез 30 и бо­лее лет, это счи­та­ли бы про­яв­ле­ни­ем сла­бой ве­ры, не­серь­ез­но­го от­но­ше­ния к де­лу.

 

Ко­гда про­шел 1975 год, ак­цен­ты сме­сти­лись. Те­перь уси­лия бы­ли на­прав­ле­ны на то, что­бы до­ка­зать, что вре­мя, ос­тав­шее­ся для жиз­ни по­ко­ле­ния 1914 го­да, не так уж и ко­рот­ко, как мо­жет по­ка­зать­ся, что их жизнь мо­жет про­длить­ся еще до­воль­но дол­го.

 

Так, в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 1 ок­тяб­ря 1978 го­да го­во­ри­лось уже не о тех, кто ви­дел и «по­ни­мал все, что на­ча­ло про­ис­хо­дить» в 1914 го­ду, а о тех, кто «мог на­блю­дать» со­бы­тия, на­чав­шие­ся в том го­ду. Про­стое на­блю­де­ние зна­чи­тель­но от­ли­ча­ет­ся от по­ни­ма­ния. Ло­ги­че­ски это по­зво­ля­ет по­ни­зить ми­ни­маль­ный воз­раст тех, кто со­став­ля­ет «род сей».

 

Про­дол­жая эту нить, два го­да спус­тя в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 15 ок­тяб­ря 1980 го­да (англ.) [рус­ское из­да­ние за 1 но­яб­ря 1981 го­да, с. 22, — прим. пе­рев] бы­ла про­ци­ти­ро­ва­но пред­по­ло­же­ние из жур­на­ла «Ю.С. Ньюз энд Уорлд Ри­порт» [U. S. News and World Report] о том, что 10 лет от ро­ж­де­ния «яв­ля­ет­ся воз­рас­том, в ко­то­ром со­бы­тия про­из­во­дят ос­таю­щее­ся впе­чат­ле­ние на па­мять че­ло­ве­ка». В ста­тье го­во­ри­лось, что ес­ли это так, «то се­го­дня бо­лее 13 мил­лио­нов аме­ри­кан­цев мо­гут пом­нить пер­вую ми­ро­вую вой­ну».

 

Для то­го, что­бы «пом­нить» что-то, мож­но быть мо­ло­же то­го воз­рас­та, ко­гда че­ло­век «по­ни­ма­ет» что-то («по­ни­ма­ние» при­су­щее, по пред­ло­же­нию жур­на­ла «Про­бу­ди­тесь!» за 1968 год, «мо­ло­де­жи в воз­рас­те 15 лет»). (Во­об­ще, Пер­вая ми­ро­вая вой­на про­дол­жа­лась до 1918 го­да, Аме­ри­ка всту­пи­ла в нее толь­ко в 1917 го­ду. Так что пред­ло­жен­ный в жур­на­ле но­во­стей воз­раст в 10 лет не­обя­за­тель­но от­но­сит­ся к 1914 го­ду).

 

Хо­тя тут и там с по­мо­щью раз­лич­ных из­ме­ре­ний мож­но до­ба­вить год-дру­гой, оче­вид­но, что по­ко­ле­ние 1914 го­да ухо­дит из жиз­ни, так как про­цент смерт­но­сти сре­ди лю­дей по­жи­ло­го воз­рас­та все­гда яв­ля­ет­ся са­мым вы­со­ким. Ру­ко­во­дя­ще­му со­ве­ту об этом из­вест­но, так как во­прос под­ни­мал­ся на за­се­да­ни­ях не один раз.

 

Во­прос воз­ник на за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та от 7 ию­ня 1978 го­да. К это­му при­ве­ли пред­ше­ст­во­вав­шие со­бы­тия. Со­сто­яв­ший в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те Аль­берт Шрё­дер рас­про­стра­нил сре­ди чле­нов ко­пии де­мо­гра­фи­че­ских дан­ных по Со­еди­нен­ным Шта­там, в ко­то­рых по­ка­зы­ва­лось, что к 1978 го­ду в жи­вых ос­та­ва­лось мень­ше од­но­го про­цен­та тех, кто в 1914 го­ду вы­шел из под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та. Но фак­тор, при­влек­ший еще бо­лее при­сталь­ное вни­ма­ние, был свя­зан с ут­вер­жде­ния­ми, вы­ска­зан­ны­ми Шрё­де­ром во вре­мя по­се­ще­ния не­ко­то­рых ев­ро­пей­ских стран.

 

До Брук­ли­на дош­ли со­об­ще­ния, что Шрё­дер го­во­рил дру­гим о том, что сло­ва «род сей», про­из­не­сен­ные Ии­су­сом в Мат­фея 24:34, от­но­си­лись к по­ко­ле­нию «по­ма­зан­ных» и что по­ка кто-то из них ос­та­ет­ся в жи­вых, «род сей» не прей­дет. Это, ко­неч­но, про­ти­во­ре­чи­ло уче­ни­ям ор­га­ни­за­ции, и Ру­ко­во­дя­щий со­вет не упол­но­мо­чил его де­лать по­доб­ные за­яв­ле­ния.

 

По воз­вра­ще­нии Шрё­де­ра во­прос об этом был по­став­лен на об­су­ж­де­ние, а пред­ло­жен­ное им тол­ко­ва­ние от­верг­ну­то; бы­ло ре­ше­но, что в бли­жай­шем но­ме­ре «Сто­ро­же­вой баш­ни» в руб­ри­ке «Во­про­сы чи­та­те­лей» не­об­хо­ди­мо еще раз под­твер­дить об­ще­при­ня­тое в ор­га­ни­за­ции уче­ние о «ро­де сем»1. Ин­те­рес­но, что в ад­рес чле­на Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та Аль­бер­та Шрё­де­ра не про­зву­ча­ло ни­ка­ких на­ре­ка­ний или уп­ре­ков за са­мо­воль­ное вы­ска­зы­ва­ние в Ев­ро­пе точ­ки зре­ния, про­ти­во­ре­ча­щей об­щим взгля­дам.

 

Во­прос вновь воз­ник на за­се­да­ни­ях, со­сто­яв­ших­ся 6 мар­та и 14 но­яб­ря 1979 го­да. По­сколь­ку все вни­ма­ние бы­ло со­сре­до­то­че­но на этом пред­ме­те, я сде­лал ксе­ро­ко­пии пер­вых 20 стра­ниц ма­те­риа­ла, при­слан­но­го ста­рей­ши­ной из Шве­ции, где под­роб­но рас­смат­ри­ва­лась ис­то­рия хро­но­ло­ги­че­ских изы­ска­ний и ука­зы­ва­лось фак­ти­че­ское про­ис­хо­ж­де­ние вы­чис­ле­ний, свя­зан­ных с 2520 го­да­ми и 1914 го­дом. Ка­ж­дый член Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та по­лу­чил та­кую ко­пию. Ма­те­ри­ал це­ли­ком не об­су­ж­дал­ся, об­го­во­ри­ли толь­ко от­дель­ные за­ме­ча­ния.

 

Лай­ман Су­ингл, как гла­ва пи­са­тель­ско­го от­де­ла, уже был зна­ком с этим ма­те­риа­лом. Он об­ра­тил вни­ма­ние Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та на не­ко­то­рые ка­те­го­рич­ные, на­стоя­тель­ные ут­вер­жде­ния, опуб­ли­ко­ван­ные в «Сто­ро­же­вой баш­не» за 1922 год, за­чи­тав их вслух. Он ска­зал, что в 1914 го­ду он был слиш­ком мал (ему бы­ло че­ты­ре го­да), что­бы о нем пом­нить, но хра­нит в па­мя­ти все об­су­ж­де­ния у се­бя до­ма в свя­зи с 1925 го­дом2. За­тем он со­об­щил, что зна­ет о про­ис­шед­шем в 1975 го­ду и что лич­но он пред­по­чи­та­ет, что­бы его боль­ше не вво­ди­ли в за­блу­ж­де­ние от­но­си­тель­но но­во­го сро­ка.

 

Во вре­мя за­се­да­ния я ука­зал на то, что 607 год до н. э., при­ня­тый Об­ще­ст­вом в ка­че­ст­ве точ­ки от­сче­та, не имел под со­бой ни­ка­ких ис­то­ри­че­ских ос­но­ва­ний. Что ка­са­ет­ся 1914 го­да и по­ко­ле­ния, жив­ше­го то­гда, у ме­ня был во­прос: ес­ли тра­ди­ци­он­ное уче­ние ор­га­ни­за­ции ис­тин­но, как во­об­ще мож­но при­ме­нить к лю­дям, жив­шим в 1914 го­ду, ска­зан­ные в той же са­мой си­туа­ции сло­ва Ии­су­са: «Так, ко­гда вы уви­ди­те все сие, знай­те, что близ­ко, при две­рях» и «Ко­гда же нач­нет это сбы­вать­ся, то­гда вос­кло­ни­тесь и под­ни­ми­те го­ло­вы ва­ши, по­то­му что при­бли­жа­ет­ся из­бав­ле­ние ва­ше». Пуб­ли­ка­ции по­сто­ян­но ут­вер­жда­ли, что эти сло­ва на­ча­ли сбы­вать­ся с 1914 го­да для тех хри­сти­ан, ко­то­рые жи­ли в 1914 го­ду. Но ес­ли это так, то к ко­му из них они от­но­си­лись? К тем, ко­му бы­ло 50 лет? Но им, ес­ли они еще жи­вы (к мо­мен­ту об­су­ж­де­ния, к 1979 го­ду), долж­но быть по 115 лет. К тем, ко­му бы­ло 40 лет? Им бы­ло бы 105 лет. Да­же три­дца­ти­лет­ним к 1979 го­ду ис­пол­ни­лось бы уже 95, а тем, кто в 1914 го­ду толь­ко что вы­шел из под­ро­ст­ко­во­го воз­рас­та, в 1979 го­ду бы­ло бы уже 85 (а сей­час, ес­ли бы они бы­ли жи­вы, им ис­пол­ни­лось бы за сто лет).

 

Ес­ли эти вол­ную­щие сло­ва — «вос­кло­ни­тесь и под­ни­ми­те го­ло­вы ва­ши, по­то­му что при­бли­жа­ет­ся из­бав­ле­ние ва­ше», оно «при две­рях» — на са­мом де­ле от­но­си­лись к лю­дям 1914 го­да и зна­чи­ли, что они мо­гут на­де­ять­ся уви­деть за­вер­ше­ние все­го, к ним нуж­но бы­ло бы до­ба­вить разъ­яс­не­ние: «Да, вы мо­же­те все это уви­деть — но толь­ко ес­ли вы сей­час очень мо­ло­ды и про­жи­ве­те дол­гую-дол­гую жизнь». Как при­мер, я при­вел сво­его от­ца, ро­див­ше­го­ся в 1891 го­ду; в 1914 го­ду он был еще мо­ло­дым че­ло­ве­ком два­дца­ти трех лет. Он про­жил не семь­де­сят, да­же не во­семь­де­сят, а во­семь­де­сят шесть лет. Он умер два го­да на­зад, так и не уви­дев ис­пол­не­ния пред­ска­зан­но­го.

 

Итак, я за­дал во­прос Ру­ко­во­дя­ще­му со­ве­ту, на­сколь­ко зна­чи­мы­ми бы­ли сло­ва Ии­су­са из Мат­фея 24:33, 34 по от­но­ше­нию к лю­дям 1914 го­да, ес­ли един­ст­вен­ны­ми, кто мог на­де­ять­ся уви­деть их ис­пол­не­ние, бы­ли де­ти, толь­ко что во­шед­шие в под­ро­ст­ко­вый воз­раст и млад­ше. Я не по­лу­чил ни­ка­ко­го кон­крет­но­го от­ве­та.

 

Но мно­гие чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та все же под­твер­ди­ли свою под­держ­ку уче­ния ор­га­ни­за­ции о «ро­де сем» и да­ты 1914 го­да. Ллойд Бэр­ри вы­ска­зал лич­ное огор­че­ние по по­во­ду то­го, что в Ру­ко­во­дя­щем со­ве­те су­ще­ст­во­ва­ли со­мне­ния в уче­нии ор­га­ни­за­ции. По от­но­ше­нию к за­чи­тан­ным Лай­ма­ном Су­инг­лом ут­вер­жде­ни­ям из «Сто­ро­же­вой баш­ни» за 1922 год он ска­зал, что не ви­дит в них при­чи­ны для бес­по­кой­ст­ва, что они бы­ли «на­стоя­щей ис­ти­ной» для брать­ев то­го вре­ме­ни3. В от­но­ше­нии по­жи­лых лю­дей, жив­ших в 1914 го­ду, он ука­зал, что в не­ко­то­рых час­тях Со­вет­ско­го Сою­за есть рай­оны, где лю­ди жи­вут до 130 лет. Он при­звал к то­му, что­бы вы­ска­зы­вать брать­ям еди­ную точ­ку зре­ния для под­дер­жа­ния в них чув­ст­ва не­от­лож­но­сти. Дру­гие вы­ра­зи­ли то же мне­ние.

 

Ко­гда в даль­ней­шем пред­се­да­тель дал мне сло­во, я ска­зал, что в та­ком слу­чае нуж­но иметь в ви­ду, что про­воз­гла­шае­мая се­го­дня «на­стоя­щая ис­ти­на» мо­жет со вре­ме­нем стать «про­шлой ис­ти­ной»; а «на­стоя­щая ис­ти­на», ко­то­рая под­ме­ня­ет та­кую «про­шлую ис­ти­ну», в свою оче­редь, мо­жет быть за­ме­не­на «бу­ду­щей ис­ти­ной». Мне ка­за­лись, что сло­во «ис­ти­на» в та­ком кон­тек­сте про­сто ста­но­вит­ся бес­смыс­лен­ным.

 

Не­сколь­ко чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та спро­си­ли: ес­ли су­ще­ст­вую­щее объ­яс­не­ние яв­ля­ет­ся не­вер­ным, то как же ис­тол­ко­вать сло­ва Ии­су­са? По­сколь­ку во­прос, по всей ви­ди­мо­сти, был ад­ре­со­ван мне, я от­ве­тил, что, по-мо­ему, су­ще­ст­во­ва­ло объ­яс­не­ние, со­от­вет­ст­вую­щее Пи­са­нию и фак­там, но лю­бое пред­по­ло­же­ние по это­му по­во­ду долж­но быть тща­тель­но ис­сле­до­ва­но и про­ве­ре­но, а не яв­лять­ся спон­тан­ной, сию­ми­нут­ной иде­ей. Я ска­зал, что, по мо­ему мне­нию, у нас есть бра­тья, спо­соб­ные вы­пол­нить та­кую ра­бо­ту, но для это­го им нуж­ны бу­дут раз­ре­ше­ние и под­держ­ка Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та. Мо­жет быть, Ру­ко­во­дя­щий со­вет за­хо­чет этим за­нять­ся? От­ве­та не по­сле­до­ва­ло, и во­прос был от­ло­жен.

 

В кон­це об­су­ж­де­ния чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, за ис­клю­че­ни­ем не­ко­то­рых, ре­ши­ли, что сле­ду­ет про­дол­жать под­чер­ки­вать 1914 год и свя­зан­ное с ним уче­ние о «ро­де сем». Ко­ор­ди­на­тор пи­са­тель­ско­го от­де­ла Лай­ман Су­ингл за­ме­тил: «Ну хо­ро­шо, ес­ли вы это­го хо­ти­те. Но, по край­ней ме­ре, вы знае­те: все уче­ние о 1914 го­де Сви­де­те­ли Ие­го­вы взя­ли у дви­же­ния Вто­ро­го при­ше­ст­вия».

 

По­жа­луй, боль­ше все­го ме­ня бес­по­кои­ло то, что ор­га­ни­за­ция при­зы­ва­ла брать­ев без­ус­лов­но ве­рить это­му тол­ко­ва­нию в то вре­мя, как лю­ди, за­ни­мав­шие в ор­га­ни­за­ции ве­ду­щие по­сты, са­ми го­во­ри­ли, что не бы­ли пол­но­стью уве­ре­ны в пред­ска­за­ни­ях, ос­но­ван­ных на 1914 го­де.

 

Вот при­ме­ча­тель­ный при­мер. Во вре­мя за­се­да­ния Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та от 19 фев­ра­ля 1975 го­да, где мы слу­ша­ли за­пись ре­чи Фре­да Френ­ца о 1975 го­де, на­ча­лась дис­кус­сия по по­во­ду не­оп­ре­де­лен­но­сти про­ро­честв о сро­ках. Сло­во взял пре­зи­дент Ней­тан Норр:

 

Есть ве­щи, ко­то­рые я знаю: я знаю, что Ие­го­ва — Бог, что Ии­сус Хри­стос — его Сын, что он от­дал жизнь для на­ше­го ис­ку­п­ле­ния, что есть вос­кре­се­ние. По по­во­ду дру­гих ве­щей у ме­ня та­кой уве­рен­но­сти нет. 1914-й год — я не знаю. Мы уже дав­но го­во­рим о нем. Мо­жет быть, мы пра­вы, и я на­де­юсь, что это так4.

На этом за­се­да­нии об­су­ж­да­лась да­та 1975 го­да, по­это­му для всех бы­ло не­ожи­дан­но­стью, что на­мно­го бо­лее фун­да­мен­таль­ная да­та 1914 го­да бы­ла упо­мя­ну­та в та­ком кон­тек­сте. Как уже го­во­ри­лось, сло­ва пре­зи­ден­та про­зву­ча­ли не в лич­ном раз­го­во­ре, а на за­се­да­нии, пе­ред всем Ру­ко­во­дя­щим со­ве­том.

 

Пе­ред боль­шим об­су­ж­де­ни­ем да­ты 1914 го­да (на за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та 14 но­яб­ря 1979 го­да, где при­сут­ст­во­ва­ли все чле­ны) Пи­са­тель­ский ко­ми­тет рас­смат­ри­вал во­прос: сто­ит ли про­дол­жать под­чер­ки­вать 1914 год5. В хо­де дис­кус­сии бы­ло пред­ло­же­но, по край­ней ме­ре, воз­дер­жи­вать­ся от «про­тал­ки­ва­ния» этой да­ты. Пом­нит­ся, Карл Клейн на­пом­нил нам о су­ще­ст­во­вав­шей прак­ти­ке: не­ко­то­рое вре­мя про­сто не упо­ми­нать о том или ином уче­нии, так что, ес­ли про­изой­дут из­ме­не­ния, они не про­из­ве­дут столь силь­но­го впе­чат­ле­ния.

 

Сто­ит за­ме­тить, что Пи­са­тель­ский ко­ми­тет еди­но­душ­но про­го­ло­со­вал за то, что­бы при­ме­нить, в сущ­но­сти, имен­но та­кую по­ли­ти­ку по от­но­ше­нию к 1914 го­ду. Это ре­ше­ние, од­на­ко, про­су­ще­ст­во­ва­ло не­дол­го, так как на за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та 14 но­яб­ря 1979 го­да боль­шин­ст­во чле­нов со­вер­шен­но оче­вид­но бы­ло за то, что­бы про­дол­жать под­чер­ки­вать эту да­ту, как обыч­но.

 

То, что во­про­сы в свя­зи с этим уче­ни­ем воз­ни­ка­ли не толь­ко в Брук­ли­не, я по­нял в ре­зуль­та­те слу­чай­но­го про­ис­ше­ст­вия во вре­мя по­езд­ки в За­пад­ную Аф­ри­ку осе­нью 1979 го­да. В Ни­ге­рии два чле­на фи­лиа­ла и мис­сио­нер, дол­го про­жив­ший в этой стра­не, по­вел ме­ня по­смот­реть зем­лю, при­об­ре­тен­ную Об­ще­ст­вом для по­строй­ки но­во­го зда­ния штаб-квар­ти­ры фи­лиа­ла. На об­рат­ном пу­ти я спро­сил, ко­гда они пла­ни­ру­ют пе­ре­ехать на но­вое ме­сто. Они от­ве­ти­ли, что с уче­том рас­чи­ст­ки ме­ст­но­сти, по­лу­че­ния не­об­хо­ди­мых раз­ре­ше­ний и одоб­ре­ния пла­нов, а по­том са­мо­го строи­тель­ст­ва, пе­ре­езд, воз­мож­но, со­сто­ит­ся толь­ко в 1983 го­ду.

 

По­это­му я спро­сил: «К вам по­сту­па­ют ка­кие-ни­будь во­про­сы от ме­ст­ных брать­ев о про­дол­жи­тель­но­сти сро­ка с мо­мен­та 1914 го­да»? По­сле­до­ва­ло се­кунд­ное мол­ча­ние, а по­том ко­ор­ди­на­тор фи­лиа­ла от­ве­тил: «Нет, у брать­ев-ни­ге­рий­цев та­ких во­про­сов поч­ти не воз­ни­ка­ет — но они воз­ни­ка­ют у НАС». Поч­ти не­мед­лен­но мис­сио­нер ска­зал: «Брат Френц, не мо­жет ли быть та­ко­го, что сло­ва Ии­су­са о „ро­де сем“ от­но­си­лись толь­ко к лю­дям, ко­то­рые ви­де­ли раз­ру­ше­ние Ие­ру­са­ли­ма? Ес­ли это так, все, ка­жет­ся, сов­па­да­ет».

 

Со­вер­шен­но оче­вид­но, что в его соз­на­нии «не все сов­па­да­ло» с Пи­са­ни­ем в том ви­де, как то­му учи­ла ор­га­ни­за­ция. Я от­ве­тил, что, по-мо­ему, та­кая воз­мож­ность есть, но вряд ли мож­но бы­ло как-то еще под­дер­жать эту мысль. Я по­вто­рил этот раз­го­вор на за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та по­сле сво­его воз­вра­ще­ния, ибо это бы­ло сви­де­тель­ст­вом то­го, что по все­му ми­ру лю­ди за­да­ва­лись во­про­са­ми, — лю­ди ува­жае­мые, за­ни­маю­щие вы­со­кое по­ло­же­ние. За­ме­ча­ния ни­ге­рий­цев и то, как они их вы­ра­зи­ли, яс­но по­ка­за­ли, что они об­су­ж­да­ли этот во­прос ме­ж­ду со­бой и до мое­го при­ез­да.

 

Не­ко­то­рое вре­мя спус­тя по­сле мо­ей по­езд­ки в Аф­ри­ку на за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та 17 фев­ра­ля 1980 го­да Ллойд Бэр­ри вновь вы­ска­зал свои чув­ст­ва по по­во­ду важ­но­сти уче­ния о 1914 го­де и о «ро­де сем». Лай­ман Су­ингл со­об­щил, что ма­те­ри­ал в руб­ри­ке «Во­про­сы чи­та­те­лей», на­пе­ча­тан­ный в 1978 го­ду, не от­ве­тил на все во­про­сы брать­ев. Аль­берт Шрё­дер про­ин­фор­ми­ро­вал о том, что в Шко­ле Га­ла­ад и на се­ми­на­рах ко­ми­те­тов фи­лиа­лов бра­тья под­ня­ли во­прос о том, что те­перь вы­дви­га­ет­ся но­вая воз­мож­ная да­та — 1984 год, так как 1984 год на семь­де­сят лет от­сто­ит от 1914 го­да (оче­вид­но счи­та­лось, что чис­лу «семь­де­сят» при­су­ща осо­бая зна­чи­мость). Бы­ло ре­ше­но об­су­дить это на сле­дую­щем за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та6.

 

Пред­се­да­тель­ский ко­ми­тет, со­сто­яв­ший из Аль­бер­та Шрё­де­ра (пред­се­да­те­ля), Кар­ла Клей­на и Гран­та Сью­те­ра, со­ста­вил чрез­вы­чай­но не­обыч­ный до­ку­мент. Они раз­да­ли его ко­пии всем чле­нам Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та. Ко­рот­ко го­во­ря, эти три че­ло­ве­ка пред­по­ла­га­ли, что вы­ра­же­ние «род сей» от­но­си­лось не к лю­дям, жив­шим в 1914 го­ду, а к по­ко­ле­нию 1957 го­да, на со­рок три го­да позд­нее!

 

Вот этот ма­те­ри­ал в той фор­ме, в ко­то­рой нам пред­ста­ви­ли его три чле­на Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та:

 

Чле­нам Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та — на по­ве­ст­ку дня за­се­да­ния в сре­ду 5 мар­та 1980 го­да

Во­прос. Что та­кое «род сей» [«это по­ко­ле­ние», НМ]; (ге­нея)? (Мф. 24:34; Мк. 13:30; Лк. 21:32).

TDNT (мно­гие ком­мен­та­рии) го­во­рят: ге­нея «ча­ще все­го пе­ре­да­ет смысл со­вре­мен­ни­ков» (том 1, с. 663).

Прак­ти­че­ски все го­во­рят, что ге­нея от­ли­ча­ет­ся от ге­нос; ге­нос оз­на­ча­ет от­прыск, на­род, ра­су (см. TNDТ, том 1, с. 685; ге­нос — в 1 Пет. 2:9).

От­вет мо­жет быть увя­зан с во­про­сом из Мф. 24:33. Что име­ет­ся в ви­ду — «ко­гда уви­ди­те все это»?

В Ком­мен­та­рии Лан­га (том 8) пред­по­ла­га­ет­ся, что «все это» от­но­сит­ся не к со­бы­ти­ям 70 го­да н. э., не к па­ру­сии 1914 го­да, а к ст. 29, 30, к не­бес­ным яв­ле­ни­ям, ко­то­рые, как мы ви­дим, на­ча­лись в 1957 го­ду с на­сту­п­ле­ни­ем кос­ми­че­ской эры. В этим слу­чае «это по­ко­ле­ние» яв­ля­ет­ся со­вре­мен­ным по­ко­ле­ни­ем лю­дей, жи­ву­щих с 1957 го­да.

Три раз­де­ла

Ком­мен­та­рий Лан­га под­раз­де­ля­ет Мф. 24 на «три цик­ла»

1 цикл —Мф. 24:1—14

2 цикл-Мф. 24:15—28

3 цикл — Мф. 24:29—44 (син­те­лея или за­вер­ше­ние) (см. том 8, с. 421, 424 и 427)

Три час­ти, ос­но­ван­ные на во­про­се из Мф. 24:3

В «Сто­ро­же­вой баш­не» и «Ты­ся­че­лет­нее Цар­ст­во Бо­га» (ka) Мф. 24 так­же раз­де­ля­лось так ска­зать на три час­ти:

(1) Мф. 24:3—22. Су­ще­ст­ву­ют со­от­вет­ст­вую­щие друг дру­гу ис­пол­не­ния в пер­вом сто­ле­тии и в на­ше вре­мя, на­чи­ная с 1914 го­да (см. w 75, с. 273, ka с. 205)

(2) Мф. 24:23—28. Пе­ри­од па­ру­сии Хри­ста в 1914 го­ду (см w 75, с. 275)

(3) Мф. 24:29—44. «Не­бес­ные яв­ле­ния» име­ют бу­к­валь­ное зна­че­ние с на­ча­лом в 1957 го­ду кос­ми­че­ской эры, вклю­чая при­ше­ст­вие Хри­ста (эр­ко­ме­нон — при­ше­ст­вие в ка­че­ст­ве Су­дьи в на­ча­ле «ве­ли­ко­го бед­ст­вия»)

(см. w 75. с. 276, пар. 18, ka c. 323—328).

«Все сие» сле­ду­ет по­ни­мать в кон­тек­сте бли­жай­ших упо­мя­ну­тых со­бы­тий, пе­ре­чис­лен­ных в ка­че­ст­ве со­став­но­го при­зна­ка, т. е. не­бес­ных яв­ле­ний в ст. 29—30*.

Ес­ли это ис­тин­но, то­гда вы­ра­же­ние «это по­ко­ле­ние» от­но­сит­ся к со­вре­мен­но­му че­ло­ве­че­ст­ву, т. е. к лю­дям, жи­ву­щим с 1957 го­да, спо­соб­ным к по­зна­нию.

Ко­ми­тет пред­се­да­те­ля, 3 мар­та 1980 го­да

* Мысль, под­твер­жден­ная Ч. Т. Рас­се­лом в ве­рий­ском ком­мен­та­рии, с. 217: «Ге­нея: лю­ди, жи­ву­щие в од­но вре­мя, ко­то­рые яв­ля­ют­ся сви­де­те­ля­ми упо­мя­ну­тых не­по­сред­ст­вен­но пе­ред этим со­бы­тий» (т. 4, с. 64).

В 1957-м го­ду на внеш­нюю ор­би­ту Зем­ли был за­пу­щен пер­вый со­вет­ский спут­ник. Оче­вид­но, Ко­ми­те­ту пред­се­да­те­ля ка­за­лось, что это мож­но при­нять в ка­че­ст­ве на­ча­ла ис­пол­не­ния сле­дую­щих слов Ии­су­са:

 

Солн­це по­тем­не­ет, и лу­на не даст све­та сво­его, и звёз­ды упа­дут с не­ба, и си­лы не­бес­ные по­ко­леб­лют­ся7.

 

Ес­ли это тол­ко­ва­ние при­нять вер­ным, то, как они ука­за­ли, мож­но сде­лать сле­дую­щий вы­вод:

 

То­гда вы­ра­же­ние «это по­ко­ле­ние» от­но­сит­ся к со­вре­мен­но­му че­ло­ве­че­ст­ву, т. е. к лю­дям, жи­ву­щим с 1957 го­да, спо­соб­ным к по­зна­нию.

 

Эти трое чле­нов Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та не пред­ла­га­ли от­ка­зать­ся от 1914 го­да. Эта да­та ос­та­ва­лась бы «кон­цом вре­мен, на­зна­чен­ных на­ро­дам». Но «это по­ко­ле­ние» те­перь от­но­си­лось бы к по­ко­ле­нию 1957 го­да.

 

Вви­ду то­го, что по­ко­ле­ние 1914 го­да стре­ми­тель­но умень­ша­лось, это но­вое тол­ко­ва­ние бы­ло бы, не­со­мнен­но, очень кста­ти и го­раз­до луч­ше, чем мысль о не­ких лю­дях, жи­ву­щих до 130 лет где-то в Со­вет­ском Сою­зе. По срав­не­нию с 1914 го­дом эта но­вая точ­ка от­сче­та да­ва­ла до­пол­ни­тель­ные 43 го­да по­ко­ле­нию, на­зван­но­му «ро­дом сим».

 

Пра­ви­ла ра­бо­ты Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та гла­си­ли, что для то­го, что­бы ка­кой-ли­бо из Ко­ми­те­тов мог что-ли­бо ре­ко­мен­до­вать все­му Со­ве­ту, ре­ко­мен­да­ция долж­на быть при­ня­та в са­мом Ко­ми­те­те еди­но­глас­но (в про­тив­ном слу­чае раз­де­лив­шие­ся мне­ния пред­став­ля­ют­ся для рас­смот­ре­ния в Ру­ко­во­дя­щий со­вет). Та­ким об­ра­зом, трое чле­нов Пред­се­да­тель­ско­го ко­ми­те­та, Шрё­дер, Клейн и Сью­тер, су­дя по все­му, бы­ли еди­но­душ­ны в от­но­ше­нии этой но­вой пред­ло­жен­ной ими идеи о 1957 го­де.

 

Мне ка­жет­ся, что, ес­ли бы их се­го­дня спро­си­ли о том со­бы­тии, они бы от­ве­ти­ли: «Это бы­ло про­сто пред­ло­же­ние». Мо­жет быть, это и так, но то­гда это бы­ло очень серь­ез­ное пред­ло­же­ние. И ес­ли Аль­берт Шрё­дер, Карл Клейн и Грант Сью­тер вы­дви­ну­ли по­доб­ное пред­ло­же­ние на за­се­да­нии Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та, зна­чит, в сво­ем соб­ст­вен­ном соз­на­нии они хо­те­ли, что­бы пред­став­лен­ные из­ме­не­ния бы­ли осу­ще­ст­в­ле­ны. Ес­ли бы их убе­ж­ден­ность и ве­ра в ус­то­яв­шее­ся уче­ние Об­ще­ст­ва о «ро­де сем» (т. е. о том, что это бы­ло по­ко­ле­ние 1914 го­да) бы­ли дей­ст­ви­тель­но стой­ки­ми, твер­ды­ми, без­ус­лов­ны­ми, то они, ко­неч­но, не вы­дви­ну­ли бы по­доб­но­го но­во­го тол­ко­ва­ния.

 

Ру­ко­во­дя­щий со­вет не при­нял но­вую точ­ку зре­ния, пред­ло­жен­ную эти­ми чле­на­ми. Су­дя по вы­ска­зан­ным за­ме­ча­ни­ям, мно­гим та­кое тол­ко­ва­ние по­ка­за­лось при­чуд­ли­вым, не­ре­аль­ным. Од­на­ко факт ос­та­ет­ся фак­том: чле­ны Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та Шрё­дер, Клейн и Сью­тер пред­ста­ви­ли свою идею как серь­ез­ное пред­ло­же­ние, по­ка­зав этим, что они са­ми бы­ли не впол­не убе­ж­де­ны в ос­но­ва­тель­но­сти су­ще­ст­вую­ще­го уче­ния по это­му по­во­ду.

 

Не­смот­ря на все это сви­де­тель­ст­во об от­сут­ст­вии со­гла­сия в от­но­ше­нии обос­но­ван­но­сти уче­ния о 1914-м го­де и «по­ко­ле­нии 1914-го го­да», про­дол­жа­ют пуб­ли­ко­вать­ся сме­лые, ре­ши­тель­ные, на­по­ри­стые ут­вер­жде­ния, ко­то­рые пред­став­ля­ют­ся в ка­че­ст­ве фак­тов, под­кре­п­лен­ных Биб­ли­ей и вы­ска­зы­вае­мых «ор­га­ни­за­ци­ей-про­ро­ком»; при этом всех Сви­де­те­лей Ие­го­вы при­зы­ва­ют им до­ве­рить­ся и не­сти эту весть по все­му ми­ру. Оче­вид­но, пы­та­ясь уме­рить бес­по­кой­ст­во по по­во­ду умень­шаю­щих­ся ря­дов по­ко­ле­ния 1914 го­да, в той же «Сто­ро­же­вой баш­не», где да­ва­лось по­нять, что воз­рас­тной пре­дел для это­го по­ко­ле­ния мож­но сни­зить до 10 лет (15 ок­тяб­ря 1980 го­да) [рус­ское из­да­ние за 1 но­яб­ря 1981 го­да — прим. пе­рев.], бы­ло так­же на­пи­са­но (ци­ти­ру­ет­ся по рус­ско­му из­да­нию, пунк­туа­ция со­хра­не­на):

 

Ес­ли злая сис­те­ма это­го ми­ра до­жи­вет до на­сту­п­ле­ния но­во­го сто­ле­тия — что яв­ля­ет­ся край­не не­ве­ро­ят­ным вви­ду раз­ви­тия ми­ро­во­го по­ло­же­ния и ис­пол­не­ния биб­лей­ских про­ро­честв –, то еще бу­дут в жи­вых ли­ца по­ко­ле­ния, пе­ре­жив­ше­го пер­вую ми­ро­вую вой­ну. Но факт, что их чис­ло все боль­ше умень­ша­ет­ся, яв­ля­ет­ся еще од­ним ука­за­ни­ем, что «за­вер­ше­ние сис­те­мы ве­щей» бы­ст­ро при­бли­жа­ет­ся к сво­ему кон­цу.

Эти сло­ва бы­ли на­пи­са­ны в 1980 го­ду. Два­дцать лет спус­тя, к мо­мен­ту на­сту­п­ле­ния но­во­го сто­ле­тия тем, ко­му в 1914 го­ду бы­ло де­сять лет, ис­пол­ни­лось де­вя­но­сто шесть. Ко­неч­но, не­ко­то­рые из них, ве­ро­ят­но, еще жи­вы; су­дя по все­му, это счи­та­лось бы дос­та­точ­ным для ис­пол­не­ния слов Ии­су­са — при ус­ло­вии, ко­неч­но, что мы со­глас­ны с мыс­лью о том, что Ии­сус об­ра­щал­ся имен­но к де­ся­ти­лет­ним. Это по­ка­зы­ва­ет, на ка­кие край­но­сти ор­га­ни­за­ция бы­ла бы го­то­ва ид­ти, что­бы при­дер­жи­вать­ся сво­его уче­ния о «по­ко­ле­нии 1914 го­да».

 

Про­шло еще не­сколь­ко лет, и вы­ска­зы­ва­ния о «де­ся­ти­лет­них» де­тях пе­ре­ста­ли пуб­ли­ко­вать­ся, те­перь про­сто го­во­рит­ся о «тех, кто жил в 1914-м го­ду» или что-ни­будь в этом ро­де. Ко­неч­но, да­же но­во­ро­ж­ден­ные те­перь мог­ли по­па­дать в чис­ло «по­ко­ле­ния 1914-го го­да». Но с при­хо­дом 1990-х и на­сту­п­ле­ни­ем но­во­го ты­ся­че­ле­тия да­же это «улуч­шен­ное по­ни­ма­ние» ока­за­лось лишь вре­мен­ным ре­ше­ни­ем про­бле­мы. Да­же те, кто толь­ко ро­дил­ся в 1914-м, к 2000 го­ду при­бли­жа­ют­ся к де­вя­но­сто­ле­тию.

 

Од­но я мо­гу ска­зать с уве­рен­но­стью по это­му во­про­су: лич­но мне рас­су­ж­де­ния Ру­ко­во­дя­ще­го со­ве­та ка­за­лись не­ве­ро­ят­ны­ми. Я счи­таю тра­гич­ным то, что про­ро­че­ст­ва о сро­ках про­воз­гла­ша­лись все­му ми­ру как не­что твер­дое и проч­ное, на чем мож­но и нуж­но с уве­рен­но­стью стро­ить свои на­де­ж­ды, жиз­нен­ные пла­ны, на что мож­но и нуж­но по­ла­гать­ся, — в то вре­мя как лю­ди, все это пуб­ли­ко­вав­шие, зна­ли, что внут­ри их соб­ст­вен­но­го кру­га не бы­ло еди­но­душ­но­го, ис­тин­но­го, проч­но­го убе­ж­де­ния в пра­виль­но­сти это­го уче­ния. Мо­жет быть, ес­ли по­смот­реть на всю ис­то­рию ор­га­ни­за­ции, ко­гда в те­че­ние де­ся­ти­ле­тий сро­ки ус­та­нав­ли­ва­лись, а за­тем пе­ре­дви­га­лись, их от­но­ше­ние к это­му во­про­су ста­нет бо­лее по­нят­ным.

 

По­жа­луй, еще бо­лее не­ве­ро­ят­ным мне ка­жет­ся, что чле­ны Пред­се­да­тель­ско­го ко­ми­те­та Аль­берт Шрё­дер, Карл Клейн и Грант Сью­тер че­рез два ме­ся­ца по­сле пред­став­ле­ния сво­ей но­вой идеи об «этом по­ко­ле­нии», вклю­чи­ли уче­ние о на­ча­ле при­сут­ст­вия Хри­ста в 1914 го­ду в чис­ло уче­ний, ко­то­рые долж­ны бы­ли оп­ре­де­лять, ви­нов­ны ли чле­ны ор­га­ни­за­ции (вклю­чая чле­нов глав­но­го управ­ле­ния) в «от­ступ­ни­че­ст­ве» и, сле­до­ва­тель­но, за­слу­жи­ва­ют ли они ли­ше­ния об­ще­ния. Они сде­ла­ли это, зная, что все­го лишь не­сколь­ко ме­ся­цев до то­го са­ми под­верг­ли со­мне­нию уче­ние о 1914 го­де и вы­те­каю­щее из не­го уче­ние о «ро­де сем» или «этом по­ко­ле­нии».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных