ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Лет приближаются к завершению 2 страница
Свидетельства показывают, что Руководящий совет испытывает большую неловкость в связи с остающимся в организации главным пророчеством о сроках. Для его исполнения и осуществления всего предсказанного временные рамки оказываются слишком короткими и узкими, и каждый уходящий год только добавляет чувства неловкости.
Начиная с 1940-х годов в литературе Общества Сторожевой башни утверждается, что исполнение слов Иисуса Христа «истинно говорю вам, не прейдет род сей, как все сие будет» началось в 1914-м году. Было введено понятие «поколение 1914-го года»#, в течение жизни которого должно было произойти окончательное исполнение «пророчеств о последних днях», и должен был наступить новый порядок.
В сороковых годах придерживались мнения, что «поколение» составляет период времени в 30—40 лет. Это позволяло постоянно настаивать на том, что время очень коротко. Для подтверждения этого взгляда можно было использовать хотя бы некоторые стихи из Библии (например, смотрите Числа 32:13).
С началом пятидесятых срок времени, отведенным таким пониманием, благополучно закончился. Потребовалась некоторая «корректировка», и в «Сторожевой башне» за 1 сентября 1952-го года, на страницах 542, 543 приводилось новое определение — впервые было сказано, что «род» представляет собой продолжительность жизни человека, и поэтому может продолжаться не 30—40 лет, а 70—80 и больше.
В течение какого-то времени это казалось подходящим определением, так как предоставлялось достаточно времени, в которые могли произойти все предсказываемые события. Несмотря на это, через несколько лет решили дать еще более точное определение «поколению 1914-го года». Обратите внимание на подчеркнутые слова из «Пробудитесь!» за 8 октября 1968 года (стр. 13, 14, англ.):
Иисус очевидно говорил о тех, кто был достаточно взрослым, чтобы понимать все, что начало происходить с наступлением «последних дней». Иисус имел в виду, что некоторые из тех, кто жил во время появления «признака последних дней», все еще будут живы, когда Бог приведет эту систему к концу. Даже если предположить, что молодежь в возрасте 15 лет способна усвоить важность происшедшего в 1914 году — все равно самому младшему представителю «рода сего» сегодня будет почти 70 лет. Таким образом, большая часть поколения, о котором говорил Иисус, уже ушла из жизни. Оставшиеся приближаются к старости. Но вспомните, Иисус говорил, что конец этого нечестивого мира наступит до того, как род сей уйдет из жизни. Это уже само по себе говорит нам, что до предсказанного конца не может оставаться много времени. Когда больше тридцати лет назад, еще до 1975 года, эти слова появились в журнале «Пробудитесь!», упор делался на то, как скоро «прейдет» поколение 1914 года, как мало времени осталось для жизни «рода сего». Если бы кто-то из Свидетелей Иеговы предположил, что конец может наступить и через 30 и более лет, это считали бы проявлением слабой веры, несерьезного отношения к делу.
Когда прошел 1975 год, акценты сместились. Теперь усилия были направлены на то, чтобы доказать, что время, оставшееся для жизни поколения 1914 года, не так уж и коротко, как может показаться, что их жизнь может продлиться еще довольно долго.
Так, в «Сторожевой башне» за 1 октября 1978 года говорилось уже не о тех, кто видел и «понимал все, что начало происходить» в 1914 году, а о тех, кто «мог наблюдать» события, начавшиеся в том году. Простое наблюдение значительно отличается от понимания. Логически это позволяет понизить минимальный возраст тех, кто составляет «род сей».
Продолжая эту нить, два года спустя в «Сторожевой башне» за 15 октября 1980 года (англ.) [русское издание за 1 ноября 1981 года, с. 22, — прим. перев] была процитировано предположение из журнала «Ю.С. Ньюз энд Уорлд Рипорт» [U. S. News and World Report] о том, что 10 лет от рождения «является возрастом, в котором события производят остающееся впечатление на память человека». В статье говорилось, что если это так, «то сегодня более 13 миллионов американцев могут помнить первую мировую войну».
Для того, чтобы «помнить» что-то, можно быть моложе того возраста, когда человек «понимает» что-то («понимание» присущее, по предложению журнала «Пробудитесь!» за 1968 год, «молодежи в возрасте 15 лет»). (Вообще, Первая мировая война продолжалась до 1918 года, Америка вступила в нее только в 1917 году. Так что предложенный в журнале новостей возраст в 10 лет необязательно относится к 1914 году).
Хотя тут и там с помощью различных измерений можно добавить год-другой, очевидно, что поколение 1914 года уходит из жизни, так как процент смертности среди людей пожилого возраста всегда является самым высоким. Руководящему совету об этом известно, так как вопрос поднимался на заседаниях не один раз.
Вопрос возник на заседании Руководящего совета от 7 июня 1978 года. К этому привели предшествовавшие события. Состоявший в Руководящем совете Альберт Шрёдер распространил среди членов копии демографических данных по Соединенным Штатам, в которых показывалось, что к 1978 году в живых оставалось меньше одного процента тех, кто в 1914 году вышел из подросткового возраста. Но фактор, привлекший еще более пристальное внимание, был связан с утверждениями, высказанными Шрёдером во время посещения некоторых европейских стран.
До Бруклина дошли сообщения, что Шрёдер говорил другим о том, что слова «род сей», произнесенные Иисусом в Матфея 24:34, относились к поколению «помазанных» и что пока кто-то из них остается в живых, «род сей» не прейдет. Это, конечно, противоречило учениям организации, и Руководящий совет не уполномочил его делать подобные заявления.
По возвращении Шрёдера вопрос об этом был поставлен на обсуждение, а предложенное им толкование отвергнуто; было решено, что в ближайшем номере «Сторожевой башни» в рубрике «Вопросы читателей» необходимо еще раз подтвердить общепринятое в организации учение о «роде сем»1. Интересно, что в адрес члена Руководящего совета Альберта Шрёдера не прозвучало никаких нареканий или упреков за самовольное высказывание в Европе точки зрения, противоречащей общим взглядам.
Вопрос вновь возник на заседаниях, состоявшихся 6 марта и 14 ноября 1979 года. Поскольку все внимание было сосредоточено на этом предмете, я сделал ксерокопии первых 20 страниц материала, присланного старейшиной из Швеции, где подробно рассматривалась история хронологических изысканий и указывалось фактическое происхождение вычислений, связанных с 2520 годами и 1914 годом. Каждый член Руководящего совета получил такую копию. Материал целиком не обсуждался, обговорили только отдельные замечания.
Лайман Суингл, как глава писательского отдела, уже был знаком с этим материалом. Он обратил внимание Руководящего совета на некоторые категоричные, настоятельные утверждения, опубликованные в «Сторожевой башне» за 1922 год, зачитав их вслух. Он сказал, что в 1914 году он был слишком мал (ему было четыре года), чтобы о нем помнить, но хранит в памяти все обсуждения у себя дома в связи с 1925 годом2. Затем он сообщил, что знает о происшедшем в 1975 году и что лично он предпочитает, чтобы его больше не вводили в заблуждение относительно нового срока.
Во время заседания я указал на то, что 607 год до н. э., принятый Обществом в качестве точки отсчета, не имел под собой никаких исторических оснований. Что касается 1914 года и поколения, жившего тогда, у меня был вопрос: если традиционное учение организации истинно, как вообще можно применить к людям, жившим в 1914 году, сказанные в той же самой ситуации слова Иисуса: «Так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях» и «Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». Публикации постоянно утверждали, что эти слова начали сбываться с 1914 года для тех христиан, которые жили в 1914 году. Но если это так, то к кому из них они относились? К тем, кому было 50 лет? Но им, если они еще живы (к моменту обсуждения, к 1979 году), должно быть по 115 лет. К тем, кому было 40 лет? Им было бы 105 лет. Даже тридцатилетним к 1979 году исполнилось бы уже 95, а тем, кто в 1914 году только что вышел из подросткового возраста, в 1979 году было бы уже 85 (а сейчас, если бы они были живы, им исполнилось бы за сто лет).
Если эти волнующие слова — «восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше», оно «при дверях» — на самом деле относились к людям 1914 года и значили, что они могут надеяться увидеть завершение всего, к ним нужно было бы добавить разъяснение: «Да, вы можете все это увидеть — но только если вы сейчас очень молоды и проживете долгую-долгую жизнь». Как пример, я привел своего отца, родившегося в 1891 году; в 1914 году он был еще молодым человеком двадцати трех лет. Он прожил не семьдесят, даже не восемьдесят, а восемьдесят шесть лет. Он умер два года назад, так и не увидев исполнения предсказанного.
Итак, я задал вопрос Руководящему совету, насколько значимыми были слова Иисуса из Матфея 24:33, 34 по отношению к людям 1914 года, если единственными, кто мог надеяться увидеть их исполнение, были дети, только что вошедшие в подростковый возраст и младше. Я не получил никакого конкретного ответа.
Но многие члены Руководящего совета все же подтвердили свою поддержку учения организации о «роде сем» и даты 1914 года. Ллойд Бэрри высказал личное огорчение по поводу того, что в Руководящем совете существовали сомнения в учении организации. По отношению к зачитанным Лайманом Суинглом утверждениям из «Сторожевой башни» за 1922 год он сказал, что не видит в них причины для беспокойства, что они были «настоящей истиной» для братьев того времени3. В отношении пожилых людей, живших в 1914 году, он указал, что в некоторых частях Советского Союза есть районы, где люди живут до 130 лет. Он призвал к тому, чтобы высказывать братьям единую точку зрения для поддержания в них чувства неотложности. Другие выразили то же мнение.
Когда в дальнейшем председатель дал мне слово, я сказал, что в таком случае нужно иметь в виду, что провозглашаемая сегодня «настоящая истина» может со временем стать «прошлой истиной»; а «настоящая истина», которая подменяет такую «прошлую истину», в свою очередь, может быть заменена «будущей истиной». Мне казались, что слово «истина» в таком контексте просто становится бессмысленным.
Несколько членов Руководящего совета спросили: если существующее объяснение является неверным, то как же истолковать слова Иисуса? Поскольку вопрос, по всей видимости, был адресован мне, я ответил, что, по-моему, существовало объяснение, соответствующее Писанию и фактам, но любое предположение по этому поводу должно быть тщательно исследовано и проверено, а не являться спонтанной, сиюминутной идеей. Я сказал, что, по моему мнению, у нас есть братья, способные выполнить такую работу, но для этого им нужны будут разрешение и поддержка Руководящего совета. Может быть, Руководящий совет захочет этим заняться? Ответа не последовало, и вопрос был отложен.
В конце обсуждения члены Руководящего совета, за исключением некоторых, решили, что следует продолжать подчеркивать 1914 год и связанное с ним учение о «роде сем». Координатор писательского отдела Лайман Суингл заметил: «Ну хорошо, если вы этого хотите. Но, по крайней мере, вы знаете: все учение о 1914 годе Свидетели Иеговы взяли у движения Второго пришествия».
Пожалуй, больше всего меня беспокоило то, что организация призывала братьев безусловно верить этому толкованию в то время, как люди, занимавшие в организации ведущие посты, сами говорили, что не были полностью уверены в предсказаниях, основанных на 1914 годе.
Вот примечательный пример. Во время заседания Руководящего совета от 19 февраля 1975 года, где мы слушали запись речи Фреда Френца о 1975 годе, началась дискуссия по поводу неопределенности пророчеств о сроках. Слово взял президент Нейтан Норр:
Есть вещи, которые я знаю: я знаю, что Иегова — Бог, что Иисус Христос — его Сын, что он отдал жизнь для нашего искупления, что есть воскресение. По поводу других вещей у меня такой уверенности нет. 1914-й год — я не знаю. Мы уже давно говорим о нем. Может быть, мы правы, и я надеюсь, что это так4. На этом заседании обсуждалась дата 1975 года, поэтому для всех было неожиданностью, что намного более фундаментальная дата 1914 года была упомянута в таком контексте. Как уже говорилось, слова президента прозвучали не в личном разговоре, а на заседании, перед всем Руководящим советом.
Перед большим обсуждением даты 1914 года (на заседании Руководящего совета 14 ноября 1979 года, где присутствовали все члены) Писательский комитет рассматривал вопрос: стоит ли продолжать подчеркивать 1914 год5. В ходе дискуссии было предложено, по крайней мере, воздерживаться от «проталкивания» этой даты. Помнится, Карл Клейн напомнил нам о существовавшей практике: некоторое время просто не упоминать о том или ином учении, так что, если произойдут изменения, они не произведут столь сильного впечатления.
Стоит заметить, что Писательский комитет единодушно проголосовал за то, чтобы применить, в сущности, именно такую политику по отношению к 1914 году. Это решение, однако, просуществовало недолго, так как на заседании Руководящего совета 14 ноября 1979 года большинство членов совершенно очевидно было за то, чтобы продолжать подчеркивать эту дату, как обычно.
То, что вопросы в связи с этим учением возникали не только в Бруклине, я понял в результате случайного происшествия во время поездки в Западную Африку осенью 1979 года. В Нигерии два члена филиала и миссионер, долго проживший в этой стране, повел меня посмотреть землю, приобретенную Обществом для постройки нового здания штаб-квартиры филиала. На обратном пути я спросил, когда они планируют переехать на новое место. Они ответили, что с учетом расчистки местности, получения необходимых разрешений и одобрения планов, а потом самого строительства, переезд, возможно, состоится только в 1983 году.
Поэтому я спросил: «К вам поступают какие-нибудь вопросы от местных братьев о продолжительности срока с момента 1914 года»? Последовало секундное молчание, а потом координатор филиала ответил: «Нет, у братьев-нигерийцев таких вопросов почти не возникает — но они возникают у НАС». Почти немедленно миссионер сказал: «Брат Френц, не может ли быть такого, что слова Иисуса о „роде сем“ относились только к людям, которые видели разрушение Иерусалима? Если это так, все, кажется, совпадает».
Совершенно очевидно, что в его сознании «не все совпадало» с Писанием в том виде, как тому учила организация. Я ответил, что, по-моему, такая возможность есть, но вряд ли можно было как-то еще поддержать эту мысль. Я повторил этот разговор на заседании Руководящего совета после своего возвращения, ибо это было свидетельством того, что по всему миру люди задавались вопросами, — люди уважаемые, занимающие высокое положение. Замечания нигерийцев и то, как они их выразили, ясно показали, что они обсуждали этот вопрос между собой и до моего приезда.
Некоторое время спустя после моей поездки в Африку на заседании Руководящего совета 17 февраля 1980 года Ллойд Бэрри вновь высказал свои чувства по поводу важности учения о 1914 годе и о «роде сем». Лайман Суингл сообщил, что материал в рубрике «Вопросы читателей», напечатанный в 1978 году, не ответил на все вопросы братьев. Альберт Шрёдер проинформировал о том, что в Школе Галаад и на семинарах комитетов филиалов братья подняли вопрос о том, что теперь выдвигается новая возможная дата — 1984 год, так как 1984 год на семьдесят лет отстоит от 1914 года (очевидно считалось, что числу «семьдесят» присуща особая значимость). Было решено обсудить это на следующем заседании Руководящего совета6.
Председательский комитет, состоявший из Альберта Шрёдера (председателя), Карла Клейна и Гранта Сьютера, составил чрезвычайно необычный документ. Они раздали его копии всем членам Руководящего совета. Коротко говоря, эти три человека предполагали, что выражение «род сей» относилось не к людям, жившим в 1914 году, а к поколению 1957 года, на сорок три года позднее!
Вот этот материал в той форме, в которой нам представили его три члена Руководящего совета:
Членам Руководящего совета — на повестку дня заседания в среду 5 марта 1980 года Вопрос. Что такое «род сей» [«это поколение», НМ]; (генея)? (Мф. 24:34; Мк. 13:30; Лк. 21:32). TDNT (многие комментарии) говорят: генея «чаще всего передает смысл современников» (том 1, с. 663). Практически все говорят, что генея отличается от генос; генос означает отпрыск, народ, расу (см. TNDТ, том 1, с. 685; генос — в 1 Пет. 2:9). Ответ может быть увязан с вопросом из Мф. 24:33. Что имеется в виду — «когда увидите все это»? В Комментарии Ланга (том 8) предполагается, что «все это» относится не к событиям 70 года н. э., не к парусии 1914 года, а к ст. 29, 30, к небесным явлениям, которые, как мы видим, начались в 1957 году с наступлением космической эры. В этим случае «это поколение» является современным поколением людей, живущих с 1957 года. Три раздела Комментарий Ланга подразделяет Мф. 24 на «три цикла» 1 цикл —Мф. 24:1—14 2 цикл-Мф. 24:15—28 3 цикл — Мф. 24:29—44 (синтелея или завершение) (см. том 8, с. 421, 424 и 427) Три части, основанные на вопросе из Мф. 24:3 В «Сторожевой башне» и «Тысячелетнее Царство Бога» (ka) Мф. 24 также разделялось так сказать на три части: (1) Мф. 24:3—22. Существуют соответствующие друг другу исполнения в первом столетии и в наше время, начиная с 1914 года (см. w 75, с. 273, ka с. 205) (2) Мф. 24:23—28. Период парусии Христа в 1914 году (см w 75, с. 275) (3) Мф. 24:29—44. «Небесные явления» имеют буквальное значение с началом в 1957 году космической эры, включая пришествие Христа (эркоменон — пришествие в качестве Судьи в начале «великого бедствия») (см. w 75. с. 276, пар. 18, ka c. 323—328). «Все сие» следует понимать в контексте ближайших упомянутых событий, перечисленных в качестве составного признака, т. е. небесных явлений в ст. 29—30*. Если это истинно, тогда выражение «это поколение» относится к современному человечеству, т. е. к людям, живущим с 1957 года, способным к познанию. Комитет председателя, 3 марта 1980 года * Мысль, подтвержденная Ч. Т. Расселом в верийском комментарии, с. 217: «Генея: люди, живущие в одно время, которые являются свидетелями упомянутых непосредственно перед этим событий» (т. 4, с. 64). В 1957-м году на внешнюю орбиту Земли был запущен первый советский спутник. Очевидно, Комитету председателя казалось, что это можно принять в качестве начала исполнения следующих слов Иисуса:
Солнце потемнеет, и луна не даст света своего, и звёзды упадут с неба, и силы небесные поколеблются7.
Если это толкование принять верным, то, как они указали, можно сделать следующий вывод:
Тогда выражение «это поколение» относится к современному человечеству, т. е. к людям, живущим с 1957 года, способным к познанию.
Эти трое членов Руководящего совета не предлагали отказаться от 1914 года. Эта дата оставалась бы «концом времен, назначенных народам». Но «это поколение» теперь относилось бы к поколению 1957 года.
Ввиду того, что поколение 1914 года стремительно уменьшалось, это новое толкование было бы, несомненно, очень кстати и гораздо лучше, чем мысль о неких людях, живущих до 130 лет где-то в Советском Союзе. По сравнению с 1914 годом эта новая точка отсчета давала дополнительные 43 года поколению, названному «родом сим».
Правила работы Руководящего совета гласили, что для того, чтобы какой-либо из Комитетов мог что-либо рекомендовать всему Совету, рекомендация должна быть принята в самом Комитете единогласно (в противном случае разделившиеся мнения представляются для рассмотрения в Руководящий совет). Таким образом, трое членов Председательского комитета, Шрёдер, Клейн и Сьютер, судя по всему, были единодушны в отношении этой новой предложенной ими идеи о 1957 годе.
Мне кажется, что, если бы их сегодня спросили о том событии, они бы ответили: «Это было просто предложение». Может быть, это и так, но тогда это было очень серьезное предложение. И если Альберт Шрёдер, Карл Клейн и Грант Сьютер выдвинули подобное предложение на заседании Руководящего совета, значит, в своем собственном сознании они хотели, чтобы представленные изменения были осуществлены. Если бы их убежденность и вера в устоявшееся учение Общества о «роде сем» (т. е. о том, что это было поколение 1914 года) были действительно стойкими, твердыми, безусловными, то они, конечно, не выдвинули бы подобного нового толкования.
Руководящий совет не принял новую точку зрения, предложенную этими членами. Судя по высказанным замечаниям, многим такое толкование показалось причудливым, нереальным. Однако факт остается фактом: члены Руководящего совета Шрёдер, Клейн и Сьютер представили свою идею как серьезное предложение, показав этим, что они сами были не вполне убеждены в основательности существующего учения по этому поводу.
Несмотря на все это свидетельство об отсутствии согласия в отношении обоснованности учения о 1914-м годе и «поколении 1914-го года», продолжают публиковаться смелые, решительные, напористые утверждения, которые представляются в качестве фактов, подкрепленных Библией и высказываемых «организацией-пророком»; при этом всех Свидетелей Иеговы призывают им довериться и нести эту весть по всему миру. Очевидно, пытаясь умерить беспокойство по поводу уменьшающихся рядов поколения 1914 года, в той же «Сторожевой башне», где давалось понять, что возрастной предел для этого поколения можно снизить до 10 лет (15 октября 1980 года) [русское издание за 1 ноября 1981 года — прим. перев.], было также написано (цитируется по русскому изданию, пунктуация сохранена):
Если злая система этого мира доживет до наступления нового столетия — что является крайне невероятным ввиду развития мирового положения и исполнения библейских пророчеств –, то еще будут в живых лица поколения, пережившего первую мировую войну. Но факт, что их число все больше уменьшается, является еще одним указанием, что «завершение системы вещей» быстро приближается к своему концу. Эти слова были написаны в 1980 году. Двадцать лет спустя, к моменту наступления нового столетия тем, кому в 1914 году было десять лет, исполнилось девяносто шесть. Конечно, некоторые из них, вероятно, еще живы; судя по всему, это считалось бы достаточным для исполнения слов Иисуса — при условии, конечно, что мы согласны с мыслью о том, что Иисус обращался именно к десятилетним. Это показывает, на какие крайности организация была бы готова идти, чтобы придерживаться своего учения о «поколении 1914 года».
Прошло еще несколько лет, и высказывания о «десятилетних» детях перестали публиковаться, теперь просто говорится о «тех, кто жил в 1914-м году» или что-нибудь в этом роде. Конечно, даже новорожденные теперь могли попадать в число «поколения 1914-го года». Но с приходом 1990-х и наступлением нового тысячелетия даже это «улучшенное понимание» оказалось лишь временным решением проблемы. Даже те, кто только родился в 1914-м, к 2000 году приближаются к девяностолетию.
Одно я могу сказать с уверенностью по этому вопросу: лично мне рассуждения Руководящего совета казались невероятными. Я считаю трагичным то, что пророчества о сроках провозглашались всему миру как нечто твердое и прочное, на чем можно и нужно с уверенностью строить свои надежды, жизненные планы, на что можно и нужно полагаться, — в то время как люди, все это публиковавшие, знали, что внутри их собственного круга не было единодушного, истинного, прочного убеждения в правильности этого учения. Может быть, если посмотреть на всю историю организации, когда в течение десятилетий сроки устанавливались, а затем передвигались, их отношение к этому вопросу станет более понятным.
Пожалуй, еще более невероятным мне кажется, что члены Председательского комитета Альберт Шрёдер, Карл Клейн и Грант Сьютер через два месяца после представления своей новой идеи об «этом поколении», включили учение о начале присутствия Христа в 1914 году в число учений, которые должны были определять, виновны ли члены организации (включая членов главного управления) в «отступничестве» и, следовательно, заслуживают ли они лишения общения. Они сделали это, зная, что всего лишь несколько месяцев до того сами подвергли сомнению учение о 1914 годе и вытекающее из него учение о «роде сем» или «этом поколении». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|