Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особо тяжкие преступления.




Общее понятие преступления позволяет более четко представить признаки, по которым то или иное деяние считается преступным и наказуемым. Вместе с тем каждый день совершаются тысячи различных преступлений, у которых наряду с общими признаками есть и много отличий. Законодатель пытается выделить различие преступлений в законе, дифференцированно отражая величину их опасности в признаках самого деяния в Особенной части УК (в диспозиции статьи) и в размере и видах наказания (санкция). Но в действующем законе закреплено разграничение преступлений по наиболее общим, присущим всем преступным деяниям, критериям. Такую классификацию в теории уголовного права принято называть основной, имеющей фундаментальное значение для многих вопросов уголовной ответственности.

Исходя из вышесказанного, основной классификацией, является классификация по характеру и степени общественной опасности. Проблема разгра­ничения преступных деяний на различные категории по указанному критерию всегда находила свое отражение в истории уголовного законодательства [46, с.29].

"Когда законодатель назначает какое-либо наказание за то или иное преступ­ное деяние, то он предварительно оценивает важность нарушенного права, опасность и испорченность воли, т.е. что подкладкою формального трехчлен­ного деления является оценка внутреннего значения каждого правонаруше­ния. В область тяжких преступлений, естественно, отходят деяния, высказы­вающие особенно опасную злую волю, закоренелую привычку к преступлению или причиняющую важный по своим последствиям вред обществу, нарушаю­щие наиболее ценные блага отдельных лиц, а потому и облагаемые смер­тной казнью, каторгой или поселением.

Напротив того, к области незначительных проступков могут быть отнесены такие деяния, в которых проявляются небрежность и легкомыслие, или которые заключают в себе простое ослушание велениям законов, ограждающих безопасность и спокойствие, или которые нарушают лишь имуществен­ные интересы казны, или хотя и причиняют кому-либо вред, но по существу своему совершенно незначительны; центральная группа преступлений будет охватывать как бы средний тип преступных деяний, например, посягательства на чью-либо жизнь, бывшее результатом запальчивости, аффекта, различные виды захватов чужой собственности, не сопровождавшиеся особо отягчаю­щими обстоятельствами" [47, с. 67-68].

С принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства СССР и союзных республик намечается интерес к разграничению преступлений на различные виды в зависимости от тяжести.

Обратимся к УК РБ 1960 г. В нем институт категорий преступлений отсутствовал, но выделялись два вида преступлений: 1) не представляющие большой общественной опасности (ст. 49 и 50); 2) тяжкие преступления (ст. 7-1), среди которых в соответствии со ст. 24 выделялись особо тяжкие, за которые предусматривалось наказание до пятнадцати лет лишения свободы.

В ст. 7-1 УК РБ 1960 г. указывалось, что тяжкими преступлениями признаются перечисленные в ч. 2 настоящей статьи умышленные деяния, представляющие повышенную общественную опасность. Причем перечень преступлений указанных в данной статье, был исчерпывающим [48, с.10-11].

Как представляется, разработчики УК РБ 1960 г., а это были преимущественно практические работники, ставили перед собой конкретные социальные цели. Введя понятие деяния, содержащего признаки преступления, не представляющего большой общественной опасности, наряду с лицом, его совер­шившим, они тем самым предоставляли правоохранительным органам воз­можность избавить уголовную юстицию от рассмотрения в судах большого количества дел, не представляющих собой существенного криминального значения. Подобное делегирование полномочий правоохранительных ор­ганов общественности в части реагирования на лиц, совершивших пре­ступления, незначительные по своему характеру, позволяло на практике реа­лизовать принцип экономии уголовной репрессии. Законодатель того вре­мени вполне обоснованно полагал, что вид совершенного преступления и размер назначенного наказания выражают подлинную общественную опасность конкретного индивида.

По поводу названий категорий преступлений, как и по поводу их числа и других важнейших параметров такой классификации, в науке уголовного права велись постоянные дискуссии. Ведущая роль в подобном разграничении преступлений отведена характеристике общественной опасности деяния.

Содержание данной категории было рассмотрено ранее, но применительно к общему понятию преступления. В данной главе необходимо учесть следующее. В уголовно-правовой литературе и в законодательстве используются одинаково часто разные термины: либо степень общественной опасности, либо тяжесть преступления. Очевидно, что понятию «тяжесть преступлений» тождественно понятие «характер и степень общественной опасности преступлений». В результате диалектического единства, взаимосвязи и взаимозависимости характера и степени общественной опасности образовалось, как правильно указывали многие ученые, новое уголовно-правовое понятие — тяжесть преступления, которое находит свое выражение, с одной стороны, в санкции закона, а с другой — в отнесении законодателем того или иного преступления к определенной категории [49, с.11].

Тяжесть же вида преступлений есть не что иное, как типизированная общественная опасность, характерная для целой группы преступлений. Поскольку общественная опасность (тяжесть) преступления не поддается чувственному восприятию, в уголовном праве необходимо выражать конкретную величину общественной опасности (тяжести) того или иного преступного деяния или группы деяний через определенные знаки, символы. В науке уголовного права предлагались различные формальные критерии такой классификации: перечень преступлений, объединяющий конкретные статьи Особенной части уголовного закона; размер наказания, назначенного по приговору суда; санкции статьи уголовного закона. В итоге последнее предложение получило признание.

При классификации преступлений в зависимости от их тяжести речь идет не о санкции вообще как о структурном элементе уголовно-правовой нормы. Типизированная общественная опасность предполагает выделение для закрепления в Общей части уголовного закона так называемой типовой санкции, которая «должна отражать индивидуальные особенности общественной опасности, характерные для преступления определенной категории, и, таким образом, быть носителем информации об общественной опасности класса преступлений».

Рамки типовой санкции определенного вида преступлений должны быть конечными пределами для санкций конкретных преступлений. Это в свою очередь значительно упрощает конструирование норм о классификации в законодательстве. Такое решение исключает присущие перечневой системе неудобства, облегчает практическое использование принятой классификации, а законодательная оценка типовой общественной опасности того или иного вида преступления получает отражение в установленной за него санкции.

Итак, под типовой санкцией следует понимать формализованный критерий классификации преступлений, выражающий в сжатой и концентрированной форме тяжесть преступлений определенного вида через размер и вид наказания [50, с.32-33].

В уголовно-правовой литературе отмечается ряд особенностей, которые необходимо учитывать при конструировании типовых санкций. Во-первых, соотношение типовой санкции с конкретными санкциями должно быть однозначным: последние должны находиться в рамках типовых санкций данной категории и не могут выходить за ее пределы. Во-вторых, в типовой санкции могут предусматриваться минимальные и максимальные пределы наказания либо только максимальные или минимальные. В-третьих, важно выбрать для типовой санкции наиболее оптимальный вид наказаний. В-четвертых, для выработки научно обоснованных типовых санкций необходимо проведение серьезных социологических и статистических исследований.

Такой подход предполагает выделение в качестве основного вида типовой санкции наказание в виде лишения свободы. Это не исключает для определенных категорий преступлений применения и альтернативных санкций. Однако это не должно относиться к тяжким и особо тяжким преступлениям.

Использование в классификации преступлений термина «категория» позволяет, во-первых, отразить важность, фундаментальность данного понятия для уголовного права и всех его институтов; во-вторых, подчеркнуть, что категория преступлений — это не просто определенная группировка отдельных преступлений, а только такая группа, которая связана единством критерия, сходной социально-политической характеристикой, детерминирована обобщением объективных и субъективных свойств опасности деяний; в-третьих, наиболее полно выразить объем и предметное содержание обозначаемого понятия.

Исходя из сказанного можно дать следующее определение категории преступ­лений: это обособленная группа определенных видов преступлений, вы­деляемых уголовным законом в системе ряда себе подобных, в основе которых лежит их тяжесть, выраженная в типовой санкции, и за соверше­ние которых предусмотрены специфические уголовно-правовые послед­ствия [51, с.34].

Саркисова Э.А. дала более краткое определение категории преступлений — это виды преступлений, различаю­щиеся по характеру и степени их общественной опасности [52, с.69].

В теории уголовного права высказывались различные мнения по количеству категорий преступлений в зависимости от их тяжести.

Наиболее приемлема, четырехзвенная классификация категорий: особо тяжкие, тяжкие, менее тяжкие преступления и уголовные проступки. Такое решение, во-первых, подтверждает основной тезис правовой реформы — более тщательную дифференциацию уголовной ответственности. Во-вторых, такое разграничение поможет сосредоточить усилия правоохранительных органов по сдерживанию роста тяжких и особо тяжких преступлений, направить всю мощь оперативно-следственного аппарата на усиление контроля за организованной и рецидивной преступностью.

Уголовные проступки оставались бы, по сути, преступными деяниями, и в то же время есть возможность оговорить ряд особенностей, касающихся лиц, совершивших такие деяния. Это относится к нормам, как уголовного, так и иных отраслей права. Однако законодатель отказался от выделения такой категории деяний.

Таким образом, классификация (категоризация) преступлений в Общей части уголовного закона есть разграничение преступлений на отдельные категории в зависимости от их тяжести, которая выражена в типовой санкции и предусматривает специфические для каждой категории уголовно-правовые последствия.

В действующем УК Республики Беларусь такая классификация проведена посред­ством введения самостоятельной статьи 12 «Категории преступле­ний». Данная классификация, как пишет один из главных разработчиков УК РБ А.В. Барков, стала фундаментом дифференциации уголовной ответственности. Выделение категорий преступлений основано на двух важнейших критериях: форма вины и степень общественной опасности. В качестве юридического индикатора общественной опасности выступает санкция, установленная законодателем за то или иное конкретное преступление [53, с.25].

Часть 1 статьи 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь определяет, что преступления в зависимости от характера и степени общественной опасности подразделяются на преступления, не представляющие большой общественной опасности, менее тяжкие, тяжкие и особо тяжкие [54,с.14].

Согласно ч.2 ст. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь «К преступлениям, не представляющим большой общественной опасности, относятся умышленные преступления и преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двух лет или иное более мягкое наказание».

Согласно ч.3 ст. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь «к менее тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше шести лет, а также преступления, совершенные по неосторожности, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет» и в соответствии с ч.2 ст. 57 УК Республики Беларусь не свыше семи лет.

Согласно ч.4 ст. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь «к тяжким преступлениям относятся умышленные преступления, за которые законом предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок не свыше двенадцати лет».

Согласно ч.5 ст. 12 Уголовного кодекса Республики Беларусь «к особо тяжким преступлениям относятся только умышленные преступления, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двенадцати лет, пожизненного заключения или смертной казни».

В науке уголовного права неоднократно высказывалось предложение о более тщательной категоризации преступлений с выделением наиболее опасных преступных деяний, совершаемых с насилием над личностью, что позволило бы более тщательно дифференцировать ответственность и индивидуализировать наказание [55, с.31-34].

Категоризация преступлений, закрепленная в ст.12 УК РБ, является фундамен­том, на котором строится жесткая структура других важнейших институтов уго­ловного права и система уголовно-правовых последствий, применяемых в со­ответствии с законом к лицам, совершившим преступление той или иной тяже­сти. Вместе с тем правила классификации предусматривают возможность выделения в тех или иных классификационных разрядах, категориях дополнительных признаков, позволяющих более четко представлять опас­ность преступления и его место в данной системе. По мнению законодателя, таким признаком является форма вины, с которой совершается преступление той или иной категории.

В качестве формализованного критерия основной классификации законодатель выбрал типовую санкцию в виде лишения свободы. В новом УК кате­гории преступлений выделены таким образом, чтобы размер типовых санкций определенной категории был конечным пределом для санкций конкретных пре­ступлений. При установлении типовых санкций необходимо придерживаться позиции, в соответствии с которой тяжесть преступления является первичной по отношению к санкции.

Однако остался ряд проблем, выражающихся в рассогласовании санкций, поэтому санкции за конкретные преступления не всегда соответствуют параметрам типовых санкций. Например, ст. 235 УК РБ «легализация «отмывание» материальных ценностей, приобретенных преступным путем» предусматривает в качестве одного из наказаний лишение свободы на срок до 4 лет. По ст. 12 УК РБ это преступ­ление отнесено к менее тяжким преступлениям. Но формулировка "до 4 лет" дает основание предполагать, что суд вправе назначить наказание от 6-ти месяцев (минимальный срок лишения свободы в соответствии со ст.57) до 4 лет, т.е. фактически деяние вправе признаваться преступлением, не представляющим большой общественной опасности и менее тяжким преступлением. Такое положение недопустимо. Между тем в санкциях, к сожалению, не указаны максимальный и минимальный сроки лишения свободы, а в категори­ях преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжких, не указана возможность назна­чения иных видов наказания, не связанных с лишением свободы.

Слабая сто­рона определения категорий преступления заключается в том, что их вид определяется размером наказания в виде лишения свободы, а эти размеры, как уже отмечалось, определяются произвольно. Казалось бы, логически верным при определении категорий преступлений идти от важности объекта посягательства, размера причиненного ущерба, распространенности конкретного общественно опасного деяния и т. п. объективных показателей, что и позволило бы законодательно отнести конкретные группы преступных деяний к определенной категории, закрепив их постатейно в действующем УК РБ (как это было сделано в УК РБ 1960 г. в отношении тяжких преступлений). В этом случае такие категории можно было бы связывать и с санкцией в виде лишения свободы, как это сделано сейчас в ст. 12 УК РБ. В этом случае преступления, не представляющие большой общественной опасности могли бы иметь санкции с широкой альтернативой наказаний без изоляции от общества. Менее тяжкие преступления имели бы уже более узкую альтерна­тиву наказаний (два-три вида), тяжкие и особо тяжкие (особенно последние) были бы уже безальтернативными, предусматривая лишь наказание в виде лишения свободы сроком "от - до". Если в деле имеются особо смягчающие вину обстоятельства, то суд в порядке ст. 70 УК РБ всегда может назначить наказание ниже низшего предела или пе­рейти на другой более мягкий вид наказания (альтернатив­ный лишению свободы).

Не претендуя на завершенность предлагаемой конст­рукции установления взаимозависимости категорий преступ­лений и установления санкций в конкретных составах пре­ступлений, можно предположить, что подобный подход может послужить основой для дальнейшей теоретической разработки столь сложной и важной проблемы уголовного права [56, с.18-20].

Классификационные единицы законодателем предложено называть категориями, поэтому понятия "классификация" и "категоризация" следует считать тождественными.

Исходя из смысла ст.12 УК РБ можно сделать вывод о том, что право определе­ния места преступления в системе названных категорий принадлежит исклю­чительно законодателю, т.е. преступление будет относиться к законодательно названной категории и в том случае, если суд с учетом исключительных обсто­ятельств в соответствии со ст. 70 УК РБ назначит наказание ниже пределов, установ­ленных для данной категории. Между тем суд не должен иметь право изменять своим решением категорию преступлений, определенную законодателем. Право назначать наказание ниже низшего предела является достаточным для осуще­ствления четкой индивидуализации наказания.

Особого внимания заслуживает категория тяжких преступлений. В настоящее время в этой категории оказались уравненными преступления с различ­ной степенью тяжести: умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ч.1 ст. 147 УК РБ) и кража, совершенная в крупном размере (ч.3 ст.205 УК РБ); захват заложника (ч.1 ст.291 УК РБ) и т.д.

Тяжкие преступления нуждаются в более существенном критерии, который бы наиболее точно отражал опасный характер таких деяний. Таким крите­рием следует признать насильственный способ совершения преступления. Достижение криминальных целей с применением насилия характеризует высокую степень опасности виновного. Механизм его преступного поведения свя­зан с агрессивно-пренебрежительным отношением к личности другого челове­ка, его жизни, здоровью и неприкосновенности. Именно эти криминальные де­яния наиболее порицаемы с точки зрения общечеловеческой морали.

Нельзя обойти вниманием еще одну категорию преступлений – это особо тяжкие преступления. Наиболее суровый вид наказания за совершение особо тяжких преступлений, посягающих на жизнь человека, - смертная казнь. Эта обширная про­блема рассматривается в рамках не только юриспруденции, но и философии, социологии, психологии. Различные аспекты смертной казни исследовали не только извес­тные ученые (Г.А. Василевич, А.Е. Вашкевич, С. Кадушкин, Э.А. Саркисова, В.М. Хомич, А.В. Шидловский, С.В. Бородин М.Н. Гернет, А.Ф. Кистяковский, А.А. Пионтковский, Н.С. Таганцев, И.Я. Фойницкий и др.), но и выдающиеся деятели культуры (Н.А. Бердяев, В.Г. Короленко, В.Д. Набоков, Л.Н. Толстой). До настоящего времени проблема отмены смертной казни остается дискуссионной, имеющей как сторонников, так и противников.

Данные из информационных материалов показывают, что государство идет по пути постепенного отказа от смертной казни. Интересными в познавательном отношении являются статистические данные применения смертной казни в нашей республике за последние два десятилетия. Удельный вес сметной казни среди других наказаний составил: в 1990 г. – 0,06% (20 чел.); 1991 г. – 0,06% (21 чел.); 1992 г. – 0,06% (24 чел.); 1993 г. – 0,04% (20 чел.); 1994 г. – 0,04% (25 чел.); 1995 г. – 0,06% (37 чел.); 1996 г. – 0,04% (29 чел.); 1997 г. – 0,08% (46 чел.); 1998 г. -0,08% (47 чел.); 1999 г. – 0,02% (13 чел.); 2000 г. – 0,007% (4 чел.); 2001 г. – 0,01% (7 чел.); 2002 г. – 0,007% (4 чел.); 2003 г. – 0,006% (4 чел.); 2004 г. – 0,003% (2 чел.); 2005 г. – 0,003% (2 чел.) [57, с.82-85].

На сохранении смертной казни в уголовном законодательстве Республики Беларусь оказывают влияние результаты проведенного 24 ноября 1996 г. референдума, в ходе которого 80, 44% граждан, принявших участие в голосовании, на поставленный вопрос: «Поддерживаете ли Вы отмену смертной казни в Республике Беларусь?» – ответили отрицательно.

Референдум проходил в условиях, когда в УК в качестве альтернативы смертной казни предусматривалось только лишение свободы на срок до 15 лет, то есть наказание, явно не соответствующее характеру и степени общественной опасности умышленных убийств, совершаемых при отягчающих обстоятельствах. Пожизненное заключение как исключительное и альтернативное смертной казни наказание было введено в УК Республики Беларусь только в декабре 1997 г.

Но при этом, Республика Беларусь, даже не являясь членом Совета Европы, в последние годы последовательно проводит активную позицию по ограничению смертной казни как на законодательном уровне, так и на практике, что соответствует требованиям, предусмотренным в международных актах. По существу, она приблизилась к решению данного вопроса.

Вызывает определенный интерес распределение преступлений различных категорий в Особенной части УК РБ (см. диаграмму). Данная диаграмма содержит в себе статистику по действующему УК РБ 1999 года.

Таким образом, 41% всех составов составляют преступления, не представляющие большой общественной опасности, и 31% менее тяжкие преступления, что подчеркивает гуманистическую направ­ленность нашего уголовного закона, стремление законодателя к более тща­тельной дифференциации уголовной ответственности. Ряд преступлений, не представляющих большой общественной опасности и менее тяжкие, такие, как деяния, имеющие наименьшую сте­пень опасности, можно было декриминализировать и рассматривать как иные правонарушения. Проблема распределения преступлений по категориям не является чисто технической. Для дальнейшего совершенствования законода­тельства необходимо специальное социологическое изучение данной пробле­мы с учетом мнения научных и практических работников.

В настоящее время много вопросов возникает о правильном понимании тяжести преступлений, ответственность за которые была впервые установлена с вступлением в силу УК РБ 1999 г. Речь идет о преступлениях в сфере экономической деятельности, об экологических преступлениях и преступлениях в сфере компьютерной информации. Особую тревогу вызывают две после­дние группы преступлений. Очень важно при отнесении преступлений к той или иной категории правильно установить форму вины, с которой возможно совершение таких деяний.

Каждая категория преступлений, выделенная в ст.12 УК РБ, представляет собой элемент жесткой системы, но в то же время имеет и некоторую структурную самостоятельность, в связи с чем определенный интерес представляет более детальное рассмотрение каждой категории в отдельности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных