![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Судьбы женщин-солдат после войныВоевать для родины, конечно большая честь, которая дает радость и гордость человеку. Советский Союз победил в Великой Отечественной войне. Считается, что Советский Союз спас Европу и землю от террора фашистов.[87] За это Советский Союз заплатил большим количеством жизней своих солдат. Но женщины, которые вернулись домой с фронта, заплатили за эту победу больше всех. Все надеялись, что после войны жизнь будет прекрасная и спокойная. Как говорит одна из свидетельниц: «Нам всем казалось, что после войны, после такого моря слез будет прекрасная жизнь. Красивая. После Победы… После этого дня… Нам казалось, что все люди будут очень добрые. Будут только любить друг друга. Все станут братьями и сестрами. Как мы ждали этот день…».[88] Светлое будущее после победы являлось надеждой у солдат участвующих в Великой Отечественной войне. Произведение С.А. Алексиевич показывает нам темную сторону послевоенной истории, каким было положение бывших фронтовиков. На их плачевную ситуацию указывает следующее высказывание: «Иду на рынок… Я пришла в летнем, светлом платье… С заколкой в волосах… И что я там увидела? Молодые ребята без рук, без ног… Весь народ воевавший… С орденами, с медалями… У кого руки целые, ложки самодельные продает. Женские бюстгальтеры, трусики. А другой… Без рук, без ног… Сидит и слезами умывается. Копеечку просит… Никаких инвалидных колясок у них не было, они ездили на самодельных досках, толкая их руками, у кого они были».[89] Не только общество, но и государство тоже не поддержало женщин после победы. Свидетельствует одна из женщин: «Меня опять положили в госпиталь. Мне дали инвалидность… Ну, и я? Я эти документы порвала и выбросила, даже деньги какие-то не стала получать».[90] После победы советские солдаты - женщины хотели уважения, а не документы или деньги. У женщин, участвующих в войне была еще одна война – война после войны. Это война с обществом, со своими людьми. Один из важных вопросов у женщин был вопрос о свадьбе. Пойдут ли они замуж за кого-либо. Слова женщины в произведении изображают эту правду. «Как нам жить? Все наши девчонки задумались…Соберемся вечером в землянке… Каждая думает о будущем, о том, что наша жизнь теперь только начинается. И радость у нас, и страх. Раньше боялись смерти, а теперь жизни, нам было одинаково страшно. Правда! Говорим-говорим, а потом сидим и молчим. Выйдем замуж или не выйдем? По любви или без любви?».[91] В произведении С.А. Алексиевич можно найти подобные свидетельства, где у женщин были одинаковые вопросы, например, будет ли принимать их семья или выйдут ли они замуж? Будет ли кто- то, который их полюбит. «Ночью у нас, конечно, разговоры. О чем мы говорили? Конечно, о доме, каждый о маме своей рассказывал, у кого отец или братья воевали. И о том, кем мы будем после войны. Как выйдем замуж, и будут ли мужья нас любить».[92] С.А. Алексиевич включает в свое произведение разные свидетельства, которые раскрыли необыкновенные аспекты послевоенного периода. Родственники женщин, участвующие на войне, обычно задавали вопросы, кто возьмет замуж, если у них дочка вернулась с фронта. Этот вопрос всегда мешал женщинам. «Сели вечером пить чай, мать отвела сына на кухню и плачет: «На ком ты женился? На фронтовой… У тебя же две младшие сестры. Кто их теперь замуж возьмет?»[93] Чувство патриотизма побуждало женщин участвовать в войне, но страх за будущую судьбу беспокоил всех женщин. У всех одинаковые вопросы, что будут думать и как будут относиться к ним их родители, мужья и друзья. В произведении С.А. Алексиевич появились голоса женщин, которые не чувствовали себя как герои войны. Женщин игнорировали, и их судьба была неизвестна после победы. Рассказывает автору сержант о своей женской судьбе: «Я всю войну боялась, чтобы ноги не покалечило. У меня красивые были ноги. Мужчине – что? Ему не так страшно, если даже ноги потеряет. Все равно – герой. Жених! А женщину покалечит, так это женской судьбы ее лишит. Женская судьба…».[94] Подобные взгляды, получившие в произведении Алексиевич: «Кому я могла сказать, что я раненая, контуженная. Попробуй, скажи, а кто тебя потом на работу примет, кто замуж возьмет? Мы молчали, как рыбы. Никому не признавались, что воевали на фронте».[95] Если женщина не может открыто выражать свои мысли свой опыт, то это уже не свобода. Печальные события из трагической послевоенной истории Советского Союза включены в произведении живыми голосами. Например, женщина говорит, как муж оставил женщину после войны: «Хватало нам, фронтовым девчонкам. И после войны досталось, после войны у нас была еще одна война. Тоже страшная. Как мужчины оставили нас».[96] Другое свидетельство: «Мол, русская женщина, которая воевала с оружием, для них – загадка. Что это за женщина, которая не только спасала, перевязывала раны, но сама стреляла, подрывала… Убивала мужчин… Их интересовало: вышла ли я замуж? Они были уверены, что нет. Одинокая».[97] Тема одиночества женщины в послевоенном обществе ярко выявляется в произведении Алексиевич. Автор показывает, как женщины оставались одни, кого-то муж бросал, а кого-то родители не хотели брать к себе. Эти страшные случаи поднимают один из важных вопросов женщин: в чем была их вина? Они только служили в армии и помогли стране добыть победу. Хор женских голосов в произведении С.А. Алексиевич раскрывает нам психологическое положение женщин послевоенного периода. Отношения людей к женщинам поменялось после войны. «Как нас встретила Родина? Без рыданий не могу… Сорок лет прошло, а до сих пор щеки горят. Мужчины молчали, а женщины… Они кричали нам: «Знаем, чем вы там занимались! Завлекали молодыми п… наших мужиков. Фронтовые б… Сучки военные…» Оскорбляли по-всякому… Словарь русский богатый…».[98] Понимание того, что тебя мерят позорными мерками и стереотипами, ощущение несправедливости и стыда психологически подавляло женщин. Например, говорили, что нормальная женщина не едет воевать или стрелять. А те, которые пошли, они не могут нормально жить и не могут нормально родить. «Я наказана… За что? Может, за то, что убивала? И так подумаю… В старости много времени… Думаю и думаю. Утром стою на коленях, смотрю в окно. И прошу Бога… Обо всех прошу… На мужа обиды не держу, давно его простила. Родила я дочку… Он посмотрел-посмотрел на нас… Побыл немного и ушел. Ушел с упреками: «Разве нормальная женщина пойдет на войну? Научится стрелять? Поэтому ты и ребенка нормального родить не способна». Я за него молюсь… А может, он прав? И так подумаю… Это – мой грех…».[99] Такие суеверия не давали женщинам двигаться дальше к счастливой жизни после победы. Следует иметь в виду тот факт, что после войны многие солдаты не получили уважения, более того их считали предателями. Если солдату удавалось вернуться из плена, то его считали предателем. Рассказывает одна из свидетелей: «Мне говорят: «Ваш муж предатель» …» Жил в оккупации, попал в плен, увезли в Германию, сидел в фашистском концлагере – ко всем было подозрение. Один вопрос: как живой остался? Почему не погиб? Даже мертвые были под подозрением… И они тоже… И во внимание не брали, что мы боролись, всем жертвовали ради победы. Победили… Народ победил! А Сталин все равно народу не доверял. Вот так нас отблагодарила родина. За нашу любовь, за нашу кровь…».[100] Но этот страдающий человек не хочет свидетельствовать против государства. Он еще верит, что его считают предателем по ошибке. «Я выхаживала его годами, вытаскивала из болезней. Но я ничего не могла сказать против, он слушать не хотел… «Это была ошибка», и все. Главное, считал он, мы победили. Все. Точка. И я ему верила».[101] Здесь можно представить еще одно свидетельство, где открывается запрещенная мысль того времени о сталинском терроре: «… у нас нет пленных, у нас есть предатели. Так говорил товарищ Сталин, он от родного сына отказался, который был в плену. Мой муж… Мой… Следователи ему кричали: «Почему живой? Почему живой остался?»[102] Литературное произведение Шолохова «Судьба человека» опубликовано после войны, где главный герой Соколов А. попал в плен. После долгих мучений он убежал из плена. Если бы он не возил с собой немецкого майора-инженера, то конечно, в конце романа Соколова так же считали бы предателем. Если кто-нибудь из семьи или родственников, бывших в плену, то человека могли не взять на работу. Вот говорит жена, у которой муж остался живым после немецкого плена. Ее не взяли на работу, и мужа послали в лагерь. «Мы ждали его с сыном четыре года с войны, а после Победы еще семь лет с Колымы. Из лагеря. Одиннадцать лет ждали. Сын вырос… В любой анкете вопрос: был ли кто-нибудь из родственников в плену? Меня в школу техничкой не взяли, когда я написала, полы не доверили мыть. Я стала врагом народа, женой врага народа. Предателя. Вся моя жизнь даром… Была до войны учительница, педучилище окончила, а после войны кирпичи на стройке таскала…».[103] Одно из свидетельств иллюстрирует возмущение женщины: «Сейчас можно обо всем говорить. Я хочу…Спросить: кто виноват, что в первые месяцы войны миллионы солдат и офицеров попали в плен? Я хочу узнать… Кто обезглавил армию перед войной, расстреляв и оклеветав – немецкий шпион, японский шпион – красных командиров? Я хочу… Кто верил в конницу Буденного в то время, когда Гитлер вооружался танками и самолетами? Кто нас уверял: «Наша граница на замке…» А в первые дни армия уже считала патроны… Я хочу… Могу уже спросить… Где моя жизнь? Наша жизнь? Но я молчу, и мой муж молчит. Нам и сегодня страшно. Мы боимся… так и умрем в страхе. Горько и стыдно…».[104] Таким образом, одной из типичных историй послевоенной жизни стала история женщины – жены «врага народа». Заключение Анализ выше упомянутого материала т.е. «голоса» женщин показал не обнародованную сторону жизни послевоенного общества. Героизм, храбрость, идеология все черты Советского человека сделано из лакированной литературы страны. Если писатель пишет по заказу субъективно, то цель литературы теряется. Известно, что образ Советской женщины в России ХХ века, в советской художественной литературе, изображал развитую и равноправную женщину. Была создана монументально-героическая картина советских женщин в обществе. Вместе с мужчинами женщины равноправно являлись активной частью общества строителей коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы. Выражается мнение Ю. Градсковой, что «Революция в 1917-м году должна была означать начало новой эпохи для русских женщин. Целью большевиков было создание такого общества, где равенство мужчин и женщин осуществляется не только на политическом, но и на социальном уровне».[105] Вот заголовки в журналах, лозунги того времени: «Мать - героиня», «Слава советским женщинам - активным строителям коммунизма!», «8 марта - день восстания работниц против кухонного рабства», «За социалистическую родину, за счастливую жизнь голосует полноправная советская женщина», «Подлинно равноправная», «Мудрый талант», «Женщины стран социализма» и т.д. В журналах публиковались фотографии работающих наравне с мужчинами женщин, женщин героических, сильных и равноправных. Выражается мнение, что «в целом ряде документов революционной поры подчеркивалось, что женщина – такой же человек, как и мужчина, и потому она имеет все основания обладать той же полнотой гражданских прав и свобод, что предоставлены ему…».[106] Все это было призвано сформировать общественное представление о гендерном равноправии. Итак, можно сказать, что декларация равенства мужчин и женщин была ярким знаком нового советского общества. В период Великой Отечественной войны в Советском Союзе изображали особенно сильный образ женщин. Журналы были полны изображений советских матерей, которые поощряли своих сыновей к бою,[107] например «Бей крепче, сынок!», «Доблестные воины, крепче бейте врага!» Вместе с тем в литературе находили отражение картины, как женщины сами готовились поехать на фронт, служить родине, воевать. Эта история женщин, представляет альтернативную историю Великой Отечественной Войны. По нашему мнению история или литература, написанная о войне мужчинами, чаще всего носит героический и мужественный характер рассказа. Но С.А. Алексиевич в своем произведении собирала мелочи, которые не были услышаны и не были замечены писателями-мужчинами. По словам автора «женщины даже по прошествии почти 40 лет сохраняли в памяти большое количество мелочей военного быта, которые мужчины забывали в тот же день. Для женщины, дающей жизнь, — прелесть бытия самоценна, неизбывна даже в кромешном аду».[108] В начале войны нескольким тысячам женщинам отказали участвовать в войне. Положение неравноправности, и другие вопросы были перед женщинами в армии. Эти же вопросы обсуждаются голосами собеседниц в произведении Алексиевич. Хотя произведение «У войны не женское лицо» включает свидетельства женщин участвующих в Великой Отечественной войне, но поведение или отношение мужчин создает обычный образ патриархального общества.
[1]* Термин «литература личных свидетельств» является переводом английского термина ‘Testimonial Literature’. Мы переводили этот термин, так как в русском языке не существует самого подходящего термина для этой работы. Этот термин является одним из подразделов жанра «документальной прозы». [2] Базанова А.Е., Рыжова Н.В. Русская литература ХIX и ХХ веков. Юрист. Москва, 1996. с.335. [3] Сухих И.Н. Русская литература для всех: от Блока до Бродского. Лениздат. Санкт-Петербург. с. 30. [4] Mills J. Review. Voices from Chernobyl: The Oral History of a Nuclear Disaster by Svetlana Alexievich. BLL Book Reviews. June 2011. http://www.brewsterladieslibrary.org/books/bookreviews_pdfs/Book-Review-June%202011.pdf (27-02-2014). Перевод мой. [5]Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 8-9. [6] Николаева Е.А. «Женское видение» (Военная тема в произведениях русских писательниц). Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции. Казанский университет. Казань. 2007. с.184. [7] См.Николаева Е.А. «Женское видение» (Военная тема в произведениях русских писательниц). Синтез документального и художественного в литературе и искусстве: Сборник статей и материалов международной научной конференции. Казанский университет. Казань. 2007. с.182. [8] Ученые доказали, что женская память развита лучше мужской http://ria.ru/science/20100714/254708448.html (16-06-2014). [9] www.litmir.net/br/?b=50544&p=32 (19-09-2013). [10] Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 9. [11] Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 70. [12] Там же. с. 45. [13] Там же. с. 45-46. [14] Там же. с. 66. [15] Там же. с. 62. [16] Там же. с. 64. [17] Там же. с. 112. [18] Там же. с. 125. [19] Night witches: Russian women pilots the Nazis fearedhttp://www.telegraph.co.uk/sponsored/rbth/features/8610709/Russian-women-pilots-the-Nazis-feared.html (28-06-2014) [20] Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 72. [21] Там же. с. 64. [22] Там же. с. 69. [23] Там же. с. 128. [24] Там же. с. 155. [25] Борьба женщин за свои права http://www.newizv.ru/society/2010-03-05/122885-vek-8-marta.html (28-06-2014). [26] Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 72. [27] Богодухов В.И. У войны не женское лицо - Центр патриотического. http://xn--48-6kc6a4adipd.xn--p1ai/files/events/U_voinj_ne_zhenskoe_litco.docx (20-06-2014). [28] Там же. [29] Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 48. [30] Там же. с. 245. [31] Там же. с. 101. [32] Там же. с. 264. [33] Там же. с. 48. [34] Женщины - снайперыв Великой Отечественной войнеhttp://airaces.narod.ru/snipers/index_w1.htm (29-06-2014) [35] Там же. с. 131. [36] Там же. с. 156. [37] Там же. с. 111. [38] Там же. с. 255. [39] Там же. с. 113. [40] Там же. с. 275. [41] Там же. с. 61. [42] Там же. с. 166. [43] Там же. с. 49-50. [44] Там же. с. 51. [45] Там же. с. 163. [46] Там же. с. 57. [47] Там же. с. 163. [48] Там же. с. 100. [49] Там же. с. 72. [50] Там же. с. 59. [51] Там же. с. 52. [52] Там же. с. 81. [53] Там же. с. 89. [54] Там же. с. 82. [55] Там же. с. 102. [56] Там же. с. 220. [57] Там же. с. 259. [58] Там же. с. 263. [59] Там же. с. 226. [60] Там же. с. 105. [61] Там же. с. 107-108. [62] Там же. с. 114. [63] Там же. с. 210. [64] Там же. с. 168. [65] Там же. с. 227. [66] Там же. с. 250. [67] Там же. с. 309. [68] Там же. с.341. [69] Там же. с. 386. [70]Там же. с. 33. [71] Изнасилованная победа. http://ledokol-ru.livejournal.com/459540.html?thread=6637076 (21-06-2014). [72] Вторая мировая война. http://stan-voland.livejournal.com/41832.html [73]Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 399. [74]Там же. с. 409. [75]Там же. [76]Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 136. [77]Там же. с. 163. [78]Markwick R.D., Cardona E. C. Soviet women on the frontline in the Second World War. Palgrave Macmillan. New York. 2012. p. 245. [79]Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 42. [80] Женщины Великой Отечественной войны. http://bio-resource.ru/st.php?id=53 (21-06-2014). [81] Никонова О. Женщины, война и "фигуры умолчания"http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ni32.html(30-06-2013). [82]Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 137. [83] Там же. с. 19. [84] Там же. с. 19. [85] Там же. с. 31. [86] Там же. с. 358. [87] СССР спас Европу от безумия http://www.utro.ru/articles/2009/09/01/835025.shtml (20-06-2014). [88] Алексиевич С.А. У войны не женское лицо. Время. Москва. 2007. с. 217. [89] Там же. с. 215-216. [90] Там же. с. 214. [91] Там же. с. 322. [92] Там же. с. 55. [93] Там же. с. 410-411. [94] Там же. с. 249. [95] Там же. с. 163. [96] Там же. с. 411. [97] Там же. с. 165. [98] Там же. с.322-323. [99] Там же. с. 324. [100] Там же. с. 373. [101] Там же. с. [102] Там же. с. 380. [103] Там же. с. 380-381. [104] Там же. с. [105] Градскова Ю. Обычная советская женщина. Образ описаний идентичности. Компания Спутник. Москва. с.14-20. [106] http://escoman.hse.ru/data/515/986/1231/14-Svetlana_AJVAZOVA.pdf (24-05-2013). [107] Паломаки А.М. Анализ образа женщины на основе языкового материала «крестянок» 1985, 1995 и 2005 гг. Кеват. 2008. www.helsinki.fi/venaja/opiskelu/graduja/palomaki.pdf (31-06-2013). [108] Биографический указатель http://www.hrono.info/biograf/bio_a/alexeevichsa.php (07-07-2013). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|