Понятие процесса управления
Процесс управления представляет собой последовательность действий работников аппарата управления, направленных на достижение целей организации.
Процесс можно рассматривать с различных точек зрения:
1) с содержательной, анализируя сущность и последовательность деятельности на каждом из этапов процесса управления;
2) с информационной, анализируя процессы обработки, передачи и хранения информации, происходящие в системе управления;
3) с модельной, используя математические модели описания процесса управления;
4) с критериальной, анализируя преемственность и взаимозависимость целей и критериев оценки деятельности системы управления на различных этапах процесса управления.
Содержательная сторона процесса управления
С содержательной точки зрения в процессе управления можно выделить следующие этапы (см. рис. 15.1): прогнозирование, планирование, организация, координация, стимулирование (мотивация), учет и контроль, анализ.
Прогнозирование представляет собой процесс исследования, направленный на выяснение тенденций развития предприятия и его внешней среды.
Планирование - это процесс разработки планов деятельности и развития предприятия. План – это система, включающая:
1) цели деятельности или развития;
2) описание этапов и способов достижения целей;
3) расчет требуемых для достижения целей ресурсов;
4) показатели, по значению которых можно судить о степени достижения целей и расходе имеющихся ресурсов.
Организация - это процесс расстановки в пространстве и во времени ресурсов, необходимых для достижения целей, и определение способов их интеграции и взаимодействия.
Координация - это регулирование взаимодействия ресурсов в процессе достижения цели.
Стимулирование представляет собой совокупность действий субъекта управления, побуждающих людей делать то, что считает нужным субъект.
Учет и контроль представляют собой фиксацию на каком-либо информационном носителе значений показателей, по которым можно судить о степени достижения цели, о состоянии субъекта и объекта управления и о состоянии внешней среды.
Анализ - это сравнение результатов учета и контроля с запланированными значениями контролируемых показателей.
Информационная сторона процесса управления
С информационной точки зрения процесс управления представляет собой последовательность следующих этапов (см. рис. 15.2):
1) сбор первичной (начальной) информации;
2) ее регистрация, передача и сохранение на информац. носителе;
3) логическая и математическая обработка первичной информации, в результате чего получается синтетическая информация, которая может быть оформлена в виде документа;
4) предоставление синтетической информации субъекту управления;
5) если субъект управления считает, что предоставленной информации достаточно для принятия управленческого решения, то осуществляется переход к пункту (6), инчае происходит сбор доп. информации, ее регистрация, обработка и предоставление субъекту управления вновь полученной синтетической информации;
6) принятие субъектом управленческого решения;
7) документальное оформление решения;
8) архивизация документов;
9) доведение решения до исполнителей.
Технология процесса управления
Технология процесса управления представляет собой порядок взаимодействия работников аппарата управления, информации и технических средств управления при выполнении какой-либо управленческой деятельности. Если технология процесса управления оформляется документально, то это представляет собой документ, в котором указывается:
1) что должно быть сделано; 2) когда это должно быть сделано;
3) кто это должен делать; 4) какие ресурсы для этого необходимы;
5) по какой методике это должно быть сделано;
6) где это должно быть сделано;
7) как должен быть оформлен результат.
Именно с помощью технологии каждый из этапов процесса управления может быть расчленен на различные операции и процедуры.
Технология процесса управления
Операция является первичным (минимальным) элементом процесса управления. И под операцией понимается законченное действие, выполняемое вручную или с помощью технических средств и направленное на достижение поставленной цели. В настоящее время выделяют три основных метода сочетания операций друг с другом (см. рис. 15.3):
1) последовательный, когда каждая последующая операция начинается только после завершения предыдущей (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это передача какого-либо распоряжения с выше стоящего уровня управления на ниже стоящие);
2) параллельный, когда различные операции могут выполняться одновременно несколькими исполнителями (примером такого сочетания операций может являться составление балансового отчета предприятия);
3) параллельно-последовательный, предусматривающий частичное совмещение операций во времени и пространстве (наиболее наглядный пример такого сочетания операций - это разработка бизнес-плана предприятия.
Совокупность логически взаимосвязанных и приводящих к решению какой-либо задачи операций представляет собой процедуру. Процедуры м. б. как формальными, т.е. закрепленными в каких-либо нормативных актах, так и неформальными. Пример формальной процедуры – прием на работу нового сотрудника, а пример неформальной процедуры - проведение переговоров с партнерами по бизнесу.
Классифицировать операции и процедуры можно по различным критериям.
Во-первых, их подразделяют на:
– повторяющиеся, постоянно выполняемые работниками управления, и эти процедуры поддаются измерению, анализу, нормированию и проектированию;
– неповторяющиеся, в виде творческих процессов в управлении.
Во-вторых, по степени автоматизации выделяют ручные, автоматизированные и автоматические операции и процедуры.
В-третьих, по содержанию управленческие процедуры подразделяются на:
– информационные, связанные с обработкой, передачей, хранением информации;
– логико-мыслительные, связанные с выработкой и принятием управленческих решений;
– организационные, связанные с кадровой работой, постановкой задач исполнителям и администрированием.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|