Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальная геронтология




Методические рекомендации для студентов очной, очно-заочной, заочной

форм обучения специальности 040101.65

«Социальная работа»

 

Составитель: Пронюшкина Т.Г.

 

 

Муром 2007

ББК 28.707.3ягз

УДК 612 (075.8)

 

Рецензент

Доктор педагогических наук,

заслуженный деятель РФ,

профессор Московского педагогического университета

П.И. Пидкасистый

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета

Муромского института

 

ББК 28.707.3ягз Социальная геронтология: Методические рекомендации для студентов очной, очно-заочной, заочной форм обучения / Муром. Ин-т (фил.) Влад. Гос. Ун-та; Сост.: Т.Г. Пронюшкина. - Муром: Изд.полиграфический центр МиВлГУ, 2007 - 23 с.

Методические рекомендации содержат программу учебного курса для студентов всех форм обучения, рекомендательный список литературы, темы рефератов.

 

УДК 612 (075.8)

©Муромский институт (филиал)

Владимирского государственного

университета, 2007

Введение

 

В современном мире растет доля людей пожилого возраста в населении большинства стран. Это связано с увеличением средней продолжительности жизни. В целом в экономически развитых странах доля лиц старше 60 лет составляет 12-22% общей численности населения, в нашей стране (в конце 80-х годов) - более 14%. Поэтому проблемы их общественного, социального положения, роли и места в семье, медико-социальной реабилитации, социального обслуживания и обеспечения, социального попечительства над пожилыми людьми имеют исключительно важную теоретическую и еще в большей мере практическую значимость.

По классификации Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), население в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет - к старому, а от 90 лет и старше - к долгожителям.

Эта классификация учитывает нужды, потребности, биологические и социальные возможности пожилых людей.

Поскольку пожилые люди являются одной из самых многочисленных социальных групп общества, имеют свою специфику и оказывают прямо и опосредованно существенное влияние на жизнь - социума, целесообразным становится выделение их в научных целях в особую социальную группу общества для организации всестороннего комплексного исследования их проблем и разработки наиболее эффективных решений в этой области.

Именно эту научную задачу решает социальная геронтология как научная дисциплина. Поэтому объектом исследования социальной геронтологии является пожилой человек в структуре общества и системе общественных отношений, в качестве предмета исследования можно выделить адаптацию и социализацию пожилого человека в социуме.

Целью курса являются формирование у студентов целостного, системного представления о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть современного общества и имеющих свой специфический характер; раскрытия сущности и обеспечение необходимости индивидуального подхода в осмыслении и организации социальной работы с населением старших возрастов; культивирование геронтофильных стереотипов в отношении пожилых и старых людей, формирование основ ценности социально-геронтологического мышления социального работника.

Задачи курса социальной геронтологии рассчитаны на:

- глубокое изучение теоретических основ и актуальных проблем старения и старости на современном социально-экономическом периоде развития общества;

- понимания старения населения как социально-демографического процесса со всеми его позитивными и негативными последствиями;

- формирование социально-экономического подхода к проблеме здоровья в пожилом и старческом возрасте, активной и жизнеспособной пропаганде сохранения самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- адекватное применение полученных во время обучения знаний в разработке тактических и стратегических программ по улучшению качества и образа жизни пожилых и старых людей.

В итоге изучения курса «Социальная геронтология» студенты должны:

- овладеть необходимым объемом знаний о социальной группе пожилых и старых людей, составляющих значительную часть общества и имеющих свои специфические характеристики;

- изучить социально-экономические проблемы глобального процесса постарения населения и своеобразие этого процесса в современной Российской Федерации; положение пожилых и старых людей в различных национальных формациях; на различных этапах развития человеческой цивилизации, в определенных социально-экономических условиях;

- понимать процессы старения человека, естественный, физиологический или болезненный, патологический характер старения и его зависимости от различных внешних и внутренних факторов;

- разбираться в понятиях «качество и образ жизни», «социальное и индивидуальное долголетие», и их зависимость и взаимосвязь;

- обладать методиками социальной профилактики и предупреждения развития преждевременного старения в различных регионах РФ с учетом всех социальных, экономических, природно-экологических и других региональных особенностей;

- изучить в совершенстве структуру и механизмы социальной защиты населения старших возрастов и разбираться в индустрии социально-геронтологических услуг;

- уметь выбирать из широкого спектра технологий социальной работы с пожилыми и старыми людьми наиболее оптимальные для удовлетворения потребностей этой социальной группы населения в социальном обеспечении и обслуживании;

- быть способны к критическому анализу отечественного и зарубежного опыта социальной защиты населения старших возрастов, «групп риска», маргинальных и асоциальных представителей пожилого и старческого возраста;

- уметь творчески использовать инновации в социальной работе с поколением старшего возраста;

- внедрять собственные инновации в свою профессиональную деятельность по улучшению социального положения пожилых и старых людей.

Методические рекомендации по изучению учебного курса «Социальная геронтология»

Тема 1. Социальная геронтология: зарождение геронтологического знания, понятие, содержание, основные категории

Одним из первых исследователей социально-геронтологических аспектов старости считается американский ученый Дж. Холл, а его монография «Старение, последняя половина жизни», вышедшая в свет в 1922 г., явилась прологом к созданию новой науки, которая впоследствии получила название социальной геронтологии. Она начала очень быстро развиваться после второй мировой войны, когда на первый план в геронтологии были выдвинуты проблемы положения старых людей в современном обществе, а затем и теоретические вопросы, составившие предмет социальной геронтологии.

В истории становления социальной геронтологии можно выделить два этапа:

1) исследования социально-геронтологических проблем одиночками-энтузиастами;

2) институализация научных изысканий и практических мероприятий, сопровождающаяся осознанием положения старых людей как особой социальной проблемы.

Процесс социального «прозрения», в свою очередь, можно разделить на несколько этапов в зависимости от «меры участия» общества, в соответствии с экономическими и нравственными соображениями, в судьбе старых людей:

· решение экономических проблем физического выживания старых людей;

· разработка программ медицинской помощи престарелым и создание специальных институтов социальной защиты;

· гуманистическое переосмысление проблемы старости и старения, с тем чтобы общество приобрело способность видеть в своих старых членах индивидов, потребности которых достойно социального внимания.

Родиной социальной геронтологии следует считать США. В 1928 г. была организована Американская ассоциация защиты старости, а уже в середине 60-х годов в Мичиганском университете была разработана программа новой учебной дисциплины - социальной геронтологии. В настоящее время США считаются центром теоретической социальной геронтологии.

С самого начала инициатива выделения социальной геронтологии в самостоятельную общественную дисциплину принадлежала социологам, социальным психологам, демографам и экономистам. Их внимание было полностью сосредоточено на социальных аспектах демографического постарения наций, причем подготовка кадров для социальной работы со старыми людьми считалась одной из первоочередных задач социальной геронтологии.

Начало социального подхода к изучению геронтологических проблем в России положил И.И. Мечников, обосновавший теорию ортобиоза - разумного, по отношению к здоровью, поведения людей. Тем самым он показал зависимость старения человеческого организма от индивидуального образа жизни.

Советский период изучения социальных проблем старости связан с именем А.А. Богомольца, поставившего старение в зависимость от организации труда человека. В работах З.Г. Френкеля получили развитие социально-гигиенические аспекты старения. Наиболее известны имена М.А. Александровой, А.Н. Рубакина, А.А. Дыскина, Н.Н. Сачук, Е.И. Стеженской, М.Я. Сонина, М.Г. Бедного, А.Л. Решетюка, В.Д. Шапиро и др.

В 60-70-е годы проводились интенсивные исследования социально-геронтологического направления. Появилось много работ, посвященных изучению эволюции возрастной структуры населения, связанной с его старением, факторов и динамики этого процесса по всей стране и в отдельных регионах. Проводились исследования социально-демографического состава населения старших возрастов, продолжительности жизни различных половозрастных и социально-профессиональных групп в Ленинграде, Москве, Тбилиси, Минске и других геронтологических центрах СССР. Однако следует обратить внимание на то, что эти работы проводили в основном энтузиасты, которые исследовали отдельные вопросы гигиены и физиологии труда в предпенсионном и пенсионном возрасте; гигиены быта, жилища, питания старых людей; общефилософские аспекты старения и старости. Достижения советских ученых получили высокую оценку специалистов в области социальной геронтологии во всем мире и позволили им принять участие в исследованиях социальных проблем старости.

В то же время недостаточная активность официальных учреждений, государственных и общественных структур в разрешении социальных проблем населения старческого возраста не могла не вызвать разочарования у ученых, врачей и других исследователей, занимавшихся социальными проблемами пожилых и старых людей. Следует также отметить отсутствие внимания со стороны чиновников к результатам исследований.

Вопрос выделения социальной геронтологии в самостоятельную науку, по мнению В.Д. Шипиро, был актуальным уже в 80-е годы. Он подчеркивал, что социология является ведущей научной дисциплиной в геронтологии, взаимодействующей практически со всеми ее отраслями. Согласно В.Д Шапиро, основным показателем наступления старости должно быть изменение социально-демографических параметров - трудового статуса, содержания работы, отношения к работе как к источнику дохода и материального благополучия - и выполняемых социальных ролей.

Тем не менее социальная геронтология в СССР как самостоятельная академическая дисциплина не получила развития; не были подготовлены специальные кадры; большинство проблем, связанных с практической социальной работой со старыми людьми, остались неразрешенными.

Распад советской системы, экономические реформы в России в очень короткий промежуток времени превратили людей пожилого и старческого возраста в нищих, маргинальных членов общества. В 90-х годах Россия столкнулась именно с теми экономическими и социальными проблемами престарелых граждан, которые были актуальны для стран Западной Европы и США в первой половине ХХ столетия.

Социальная геронтология на современном этапе своего становления в России нуждается, прежде всего, в солидной теоретической систематизации, которая позволила бы осмыслить феномен старения во всех его аспектах. Первоочередной задачей является подготовка специалистов - социальных геронтологов, которые должны хорошо знать и понимать процессы старения, оценивать и предлагать реальные меры для повышения социальной защищенности старых людей.

Объектом исследования социальной геронтологии является пожилой человек в структуре общества и системе общественных отношений.

Предметом исследования можно выделить адаптацию и социализацию пожилого человека в социуме.

Социальная геронтология в качестве перспективных теоретических и методологических проблем считает необходимым изучение следующих проблем, которые составили бы основу для дальнейшего исследования:

1. Методологические проблемы социальной геронтологии.

1. Объект и предмет социальной геронтологии как частной социологической дисциплины.

2. Структура социальной геронтологии.

3. Методы исследования социальной геронтологии.

2. Теоретические проблемы старости как стадия жизненного цикла личности.

1. Социальная сущность старости.

2. Теоретическая концепция социальной старости.

3. Возрастные границы и структура социальной старости.

3. Теоретические проблемы старчества как социально-возрастной (поколенческой) группы.

1. Постарение общества и формирование поколенческой группы стариков.

2. Социальные последствия постарения общества.

3. Эволюция социального статуса стариков.

4. Социально-экономические условия жизни стариков: общее и особенное.

4.Теоретические проблемы социальной защиты старости.

1. Проблемы объекта и субъекта социальной защиты старости.

2. Теоретические проблемы формирования инфраструктуры социальной защищенности старости

3. Теоретические проблемы управления социальной защиты старости.

 

Рекомендуемые темы сообщений к практическим занятиям

1 История развития социальной геронтологии как области научного познания и практики.

2. Этапы развития социально-геронтологического направления в геронтологии России, СССР, Российской Федерации.

3. Актуальные проблемы социальной геронтологии в РФ на ближайшее десятилетие.

4. Этапы развития социальной геронтологии и основные направления научных исследований и практического приложения.

5. Социальная геронтология: понятие, содержание, основные категории, зарождение геронтологического знания.

6. Основные понятия и категории: старение, старость, долголетие, бессмертие, смерть.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных