ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Тема 2. Социальные и психологические теории старения и старости2.1. Одна из первых социальных теорий старения была предложена американскими психологами Камминзом и Генри в 1961 г. Эта теория разъединения, освобождения. Процесс «социального ухода» характеризуется утратой социальных ролей, ограничением социальных контактов, ослаблением приверженности к материальным ценностям, уходом в себя. При этом человек освобождается от привычного давления со стороны социума и позволяет более молодым и энергичным принять на себя ставшие вакантными роли и функции. В принципе эта теория является безнравственной и дает научные и «моральные» основания для исключения людей старшего возраста из активной деятельности. 2.2. Теория активности. Ее сторонники считают, что в среднем возрасте, при нормальном старении, должны по возможности поддерживаться социальные контакты и активность. При наступлении старости личность должна сохранять те же потребности и желания, которые были свойственны ей ранее, сопротивляться любым изменениям, намерениям исключить ее из общества. 2.3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. Переходя от ступени к ступени, человек стремится сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции. Старость, по мнению сторонников этой теории, должна представлять собой «поле битвы» за сохранение прежнего стиля жизни, вопреки неизбежным ролевым изменениям. Нормальное, «успешное» старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности. 2.4. Теория наименования и маргинальности представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков - это положение изгоев, удел которых - низкие доходы и ограниченные возможности. Взгляды молодых и зрелых членов общества на положение старых людей совпадают: они считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Основной характерной чертой старости является пассивность. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни пассивных старых людей. 2.5. Теория возрастной стратификации. Сторонники этой теории рассматривают общество как совокупность возрастных групп, которые имеют обусловленные возрастом различия в способностях, ролевых функциях, правах и привилегиях, т.е., по их мнению, общество разделено в возрастном и социальном отношении. Основанием для такой стратификации является, прежде всего, хронологический возраст. Эта теория помогает установить и объяснить характерные особенности различных поколений, включая, старшие и младшие, в то же время она придает особое значение образу жизни и общим особенностям, присущим определенной возрастной категории. Социально-геронтологический анализ определяет место пожилых и старых людей в системе социальной стратификации. Большинство старых людей не участвуют в «системе власти и влияния» и, таким образом, не обладают контролем ни над самими собой, ни над другими. Они утрачивают такую характеристику стратификации, как престиж, ибо последний обычно ассоциируется с основной сферой занятий, а старость неизбежно связана с увольнением. Социальный статус - значимая характеристика старости, показатель положения человека в социальной иерархии общества - определяет принадлежность человека к определенным слоям, а в некоторых случаях - и к узким кастовым группам; характеризует индивидуальные и социально - кастовые ценности личности. Социальный статус включает в себя: а) пол - «предписанный» статус; б) профессию и положение, приобретенные в течение жизни, - «достигнутый» статус; в) календарный возраст, определяющий права, обязанности и социальные функции личности. Календарный возраст, с одной стороны, отражает ту или иную стадию жизненного цикла, с другой - лишь приблизительно фиксирует физиологическое и социальное качество человека и его самочувствие. Подход с позиции жизненного цикла подчеркивает характеристику возраста социальными нормами и отношениями. Главными при этом являются работа и семья. Календарный возраст служит основанием для запрещения или разрешения социальных ролей и поведения. Выполнение этих ролей в соответствии с общественными нормами и предписаниями определяет социальный возраст человека, часто не совпадающий с календарным. Старость - это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в иную систему групповых и межличностных отношений. Социальный статус старого человека определяется в первую очередь: · его профессиональной активностью, ее интенсивностью и сораз- -мерностью индивидуальным возможностям; · интересами вне пределов трудовой деятельности; · физической активностью, соответствующей состоянию здоровья; · условиями и образом жизни. Профессиональная деятельность часто занимается приближенной к ней деятельностью в смежных областях, например, учитель становится библиотечным работником или воспитателем. Большое значение для поддержания социального статуса приобретает переход от профессиональной деятельности к общественной или политической. Социальное долголетие представляет собой увеличение выживаемости и средней продолжительности жизни человека в данной популяции, в определенное время, в конкретных общественных, экономических и социально-бытовых условиях. Социальное долголетие является следствием улучшения социальных условий жизни, проведения культурных и медико-гигиенических мероприятий. Человеку нужна долгая жизнь, насыщенная творческим или профессиональным трудом, социальным престижем, экономической независимостью, а не долгая жизнь вообще. Индивидуальное долголетие, принципиально отличающееся от социального, основывается на биологических особенностях тех или иных индивидов, даже целых семей, и не зависит от жизненного пути и социального статуса человека. Более того, при генетически обусловленном долголетии человек преодолевает стоящие перед ним трудности, последние не укорачивают его жизненный путь, даже если этот путь очень суров.
Рекомендуемые темы сообщений к практическим занятиям 1. Анализ механизмов старения и старости и социальная обусловленность патологических форм старения. 2. Здоровье, старение и долголетие как биологические и социальные понятия. 3. Социальная геронтология в разработке нового подхода к решению социальных проблем населения старших возрастов. 4. Социально-психологические теории старения и старости, их критический анализ.. 5. Продолжительность жизни: видовая, нормальная, максимальная в аспекте социальных проблем старшего поколения. 6. Историко-философский аспект стереотипов пожилых и старых людей в различных цивилизациях и национально-этических формациях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|