Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Показала снимок Илоне, она подготовила эскиз в натуральную величину.




Мы немного поговорили с ней об антикварной мебели и пришли к выводу, что она не просто радует глаз своей уникальностью и эксклюзивной красотой. Она даёт творческий импульс современным мастерам, и они создают уже свои, оригинальные изделия. Для себя я выяснила, что реставрация бывает музейной и бытовой. При первой предмет подлежит размывке, при чём не трогается его основа. Это, скорее, просто косметическая реставрация, чтобы сохранить внешний вид предмета. Бытовая реставрация по трудозатратам значительно сложнее, это уже капитальная работа, нацеленная на то, что предметом будут пользоваться, при этом тоже сохраняется его внешний вид. Работа это серьёзная и ответственная, важно соблюдать технологию, а чтобы предмет реставрации не уничтожить – необходимо следовать принципу обратимости: избегать использования материалов, которые нельзя будет удалить без порчи.То есть,все действия, которые производит реставратор, должны иметь обратимый характер, чтобы в будущем, в случае необходимости, могла быть возможной новая реставрация изделия. Как оказалось, реставраторы в своей профессиональной среде придерживаются определённых правил, объединяются в Ассоциации, разрабатывают специальные этические кодексы, предусматривающие многие виды ответственности – по отношению к объекту реставрации, по отношению к заказчикам работ, коллегам, ученикам и профессии в целом и обязательства по отношению к публике. Вот так всё непросто…

Для работы над кокошником мною был приглашён евпаторийский столяр-краснодеревщик Василий Иванович Ступак.

Знаете, кто это: столяр- краснодеревщик?

Просто столяр - это рабочий, специалист по обработке дерева и изготовлению изделий из него. Раньше было принято различать среди столяров белодеревцев (или белодеревщиков) - специалистов по изготовлению простых изделий, без полировки, фанеровки, - и краснодеревцев (или краснодеревщиков) - специалистов по дорогим, сложным изделиям (первоначально по изготовлению мебели из красного дерева). Секретам такого мастерства было не так просто обучиться, они обычно передавались от отца к сыну.

Так что, столяр-краснодеревщик – это мебельщик, изготовляющий высококачественную мебель из красного дерева или других дорогих сортов дерева, специалист по дорогим, сложным изделиям. Василий Ступак – именно такой мастер. У него особенно хорошо, просто великолепно, получаются резные рамы для зеркал, картин, декоративные украшения из липы, других пород дерева.

На моё предложение немногословный Василий Иванович ответил: «Я лебедя вырежу, эскиз кокошника мне нравится. Лебедь очень украсит пианино. Как-то был заказ, приходилось вырезать пару лебедей, повёрнутых друг к другу. По желанию заказчика я их головы и шеи так причудливо изогнул, что они, касаясь друг друга, напоминали сердце. Я назвал эту деревянную скульптуру «Любовь и верность».

Лебедь для моего пианино, сделанный руками Василия, имеет почерк мастера, своё лицо. Кроме того, мне кажется, у него мужской характер. Он расправил крылья и готов взлететь, если понадобится, в любую минуту. Ещё мне очень нравится декоративная объёмная сквозная резьба вокруг лебедя – очень тонкая, изящная работа! Ажур!

Написала – и вспомнила, что на самом деле, как это ни странно звучит, ажур – это бухгалтерский термин. Означает полное соответствие данных бухгалтерского учета и отчетности, то есть «всё в порядке и всё в срок». Теперь понятен смысл фразы «всё в ажуре»?

Когда кокошник занял своё место, я поняла: пианино – это тоже своё, особое произведение искусства. По-своему оно выражает материальную культуру человечества и, помимо своего прямого назначения, украшает наши жилища, а иногда служит показателем вкуса владельца. Порою, попав в дом, пианино и вообще антикварная мебель остаются там десятки лет. Ну, это, конечно, относится, прежде всего, к высокохудожественной мебели, которая не стареет совсем. У меня пока такой нет – кто знает, может, мои потомки сберегут пианино и лебедя…

На пианино есть и другие красивые резные детали. Среди них есть две небольшие и изящные - в форме головы громовержца Зевса, в древнегреческой мифологии бога неба, грома и молний, ведающего всем миром. Непременный его атрибут - крылатая Ника: богиня победы. Вы помните, в начале этого рассказа я говорила, что она изображена на медальоне над клавишами.

Вот так, за хлопотами незаметно подкралась осень. Похолодало – ура! И я включила дома отопление! На своей «Волге» приехал из Симферополя Константин Анатольевич. С двумя чемоданами инструментов и портфелем. В Евпатории пришлось ему провести целую неделю – за это время он похудел килограмма на три и собрал практически новый инструмент! При этом пианино на начальном этапе возрождения даже лежало на спине, представляете?!

Фортепианный мастер по своей сути гораздо круче, выражаясь современным языком, чем любой другой. Он аккумулирует в себе знания струнного, смычкового, струнно-щипкового инструмента… Пианино на коленке не сделаешь! Чтобы получить фортепиано, необходимо много людей. Хотя мастер-универсал, владеющий умениями токаря, слесаря, столяра, литейщика может забрать на себя большой объём работы, всё же настоящий мастер должен уметь сам построить рояль: рассчитать опорные конструкции, резонансную деку, мензуру, механизм, чугунную раму. Он должен знать всё – от распила древесины и литья рамы до настройки и интонировки.

«Будем надеяться, неплохой инструмент у нас получится, Виктория Николаевна!», - сказал Константин Анатольевич Кудлай, когда мы поменялись с ним местами: я ушла жить-работать в университет, а он – поселился в моей квартире для того, чтобы практически заново собрать пианино.

С клавиатурой была проведена следующая работа – гарнировка верхнего клавиатурного капсюля, очистка и покрытие лаком, ремонт облицовки, шлифовка, замена польстеров и подклавиатурного сукна. Были установлены новые замки, они приехали в посылке из Германии. В педальной системе мастер заменил педальные лапки, истёртые от старости, а также смазал педальный механизм. Кроме подготовительных работ, связанных с очисткой пианино от пыли и засорённости, снятием рамы, рейкованием деки, ремонтом дискантового и басового штегов, заменой вирбелей с наложением новых гладких струн, изготовлением басовых струн и цвиковкой, нужно было ремонтировать механизм фортепиано – оклеить молотки замшей, заменить оси в капсюлях гаммерузлов, вклеить фигурный выступ, заменить бентик, клинки, пушеля на демпферах, шультерные подушки, кожу на контрфенгере и так далее.

После произведённого капремонта мастер полностью отрегулировал механику пианино и настроил его. Простому фортепианному мастеру вся эта работа вряд ли бы пришлась по душе, ведь гораздо быстрее, проще и понятнее отремонтировать рядовое пианино по раз и навсегда заведённому порядку. Качественно заниматься восстановлением старинного инструмента – это ж надо характер иметь! Усидчивость, упорство. Нужно досконально знать технологии, по которым работали мастера соответствующего периода времени. Знать применяемые ими материалы. Много читать специальной литературы, справочников, в том числе исторических, ведь зачастую ничего не известно о таких инструментах, возможны загадки и реставратор не может быть застрахованным от какого-нибудь нерадостного сюрприза.

Мне повезло – Константин Анатольевич Кудлай оказался именно таким непростым фортепианным мастером, ведь в его умелых руках моё пианино, заброшенное, старое и испорченное, обрело вторую жизнь - способность звучать.

В этом я убедилась, когда настал день, в который я приняла работу мастера.

Волнующая сдача «объекта». Трудно передать словами, а тем более описать все те эмоции, которые переполняли меня, когда я услышала звучание возрожденного к жизни пианино. Сердце стучало сильно-сильно, на глазах появились слёзы... Думаю, такие мгновения важны и в жизни реставратора. Многодневный труд, решение возникающих проблем, поиск материалов, раздумья над способами работы, напряжение, утомление и, порою, разочарование и отчаяние - все это отошло на задний план, когда, казалось бы, безнадежно погибшее пианино зазвучало, и мастер увидел сияющие глаза счастливого заказчика.

Отремонтировать немецкое старинное пианино занимает много сил, труда, времени, но в этот день уставший, довольный результатом работы мастер нашёл несколько минут, чтобы рассказать о себе. Мы с ним побеседовали, и я предлагаю вашему вниманию рассказ Константина Анатольевича Кудлая:

- Каждый инструмент - явление уникальное, неповторимое. Это история, с которой связана не одна человеческая жизнь. Ваш инструмент очень хорош, ничего не скажу – и внешний вид впечатляет, и звучание. Для домашнего музицирования он вообще выше всяких похвал! Я установил дату изготовления пианино по надписи мастера на внутренней стороне одной из клавиш – «ля субконтроктавы».






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных