Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Второй концерт, в Милане 17 страница




Наконец, вдоволь поизмывавшись над Кассандрино, которого он якобы принимал за вора, художник узнает его. «Вы явились на урок живописи, — говорит он, — сейчас вы его получите. Я начну с колорита. Мои ученики стащат с вас одежду, а затем распишут вам все тело с головы до ног ярко-алой краской (намек на известное парадное одеяние). После того, как вы тем самым получите все, чего желали, они проведут вас по Корсо». Кассандрино в ужасе; он соглашается жениться на старой тетке, за которой он когда-то ухаживал в Ферраре. Тетка бросается ему на шею. Он подходит к рампе и конфиденциально сообщает зрителям: «Я отказываюсь от красного, но я стану дядей любимого существа и...» Тут он делает вид, что его кто-то позвал, поворачивает голову, и зрители покрывают его последнюю реплику рукоплесканиями.

Когда спектакль окончился, на сцену вышел мальчик, чтобы привести в порядок лампы. Двое или трое иностранцев даже вскрикнули от неожиданности. Он произвел на нас впечатление великана, настолько полной была иллюзия и так мало внимания обращали мы на маленький рост и деревянные головки актеров, смешивших нас в течение почти целого часа.

Затем был представлен балет «Волшебный колодец» на сюжет из «Тысячи и одной ночи». Грациозностью и естественностью движений танцоров он, если это возможно, поразил нас еще больше, чем комедия. Я стал расспрашивать соседей насчет механизма этих прелестных деревянных фигурок. Ноги их налиты свинцом. Нитки, управляющие их движениями, продернуты через туловище и выходят из макушки головы. Они заключены в черную трубочку, где скрыты также нитки, приводящие в движение голову. Только те нитки, что управляют руками марионеток, немного заметны для глаза. Вот почему лучшие места — в пяти-шести шагах от сцены. Глаза тоже движутся, но непроизвольно, в зависимости от наклона головы направо или налево.

Чего не описать, так это исключительной ловкости, с которой порождается иллюзия естественности средствами, представляющимися и мне самому, когда я перечитываю мною написанное, такими грубыми.

 

18 октября. Сегодня вечером, в разгар общей беседы у г-жи Крешенци, внезапно заговорил какой-то очень красивый мужчина лет тридцати шести, с глазами более печальными, чем обычно бывают у уроженцев Рима. Минут десять он говорил один и довольно хорошо, после чего снова погрузился в угрюмое молчание. Никто не отозвался на сказанное им, и разговор продолжался так, словно был лишь случайно прерван.

Вот история княгини Санта-Валле, которая, впрочем, всюду печаталась, и потому читатель может пропустить ее, если она ему известна. Некая красавица-графиня, родом из Германии, одна из тех космополиток, которым так покровительствует дипломатия девятнадцатого века, жила в Неаполе с величайшей роскошью и принимала у себя все высшее общество. На коленях молодой графини постоянно видели хорошенькую девочку восьми или десяти лет. Графиня только и делала, что целовала ее в приступах нежности или пинала ногой и кусала. Доведенная до отчаяния девочка добилась от своей покровительницы, при содействии одного молодого священника, друга дома, чтобы ее поместили в монастырь в Сорренто, на родине Tacco, самом прекрасном месте на земле. С возрастом развилась ее красота, а также и душевные качества. Когда ей минуло шестнадцать лет, она уже слыла самой обаятельной девушкой в Неаполе. Князь Санта-Валле, человек весьма тщеславный, был тогда обладателем лучших лошадей и только что полученных из Англии экипажей; он решил, что венцом его роскошной жизни будет первая красавица Неаполя. Бедная Эмма, побаивавшаяся безумных выходок своей покровительницы, которая говорила ей, что удочерила ее, подобрав сироткой в какой-то гостинице, бедная Эмма сочла большим счастьем для себя выйти замуж за человека, лучше всех в Италии знавшего, насколько манжеты рубашки должны выдаваться из рукавов сюртука. Она стала княгиней. Все это дело было очень ловко устроено космополиткой-графиней. Когда князь был уже помолвлен с Эммой, графиня призналась ему, что Эмма — ее дочь и что отец девушки — молодой римский священник, который так часто бывает у нее в доме. Этим и объяснялась необычайная красота девушки, рожденной от союза красавицы-северянки с одним из самых красивых уроженцев юга. Через несколько месяцев после брака Эммы политические обстоятельства вынудили князя Санта-Валле покинуть Неаполь. Юная княгиня отправилась в Рим, где была отлично принята в доме знаменитого князя Антонио Боргезе, человека весьма почтенного. Она уже довольно долго жила в палаццо Боргезе, когда в Риме распространился слух о смерти ее мужа. Молодая вдова тотчас же облачилась в траур, но в мире прибавилось два счастливых сердца. Эмма страстно полюбила одного римского дворянина, но до того она виделась с ним лишь в присутствии старой дуэньи из дома Боргезе, которую взяла к себе на службу, как только уступила слабости и стала принимать у себя своего возлюбленного. Едва она надела траур, как предстоящий брак молодого римлянина перестал быть тайной для общества. По прошествии года, самого счастливого в жизни бедной Эммы, она уже намеревалась выйти замуж за любимого человека и видеться с ним без дуэньи, как вдруг пришло известие, что она вовсе не вдова. Вскоре в Рим прибыл князь Санта-Валле. Через несколько дней молодую женщину нашли мертвой под сводами увитой цветами проходной беседки прекрасного сада Фарнезе, возвышающегося над Форумом. Муж, человек добрый и отнюдь не ревнивый, не был заподозрен в убийстве. Предположили, что молодая княгиня оказалась жертвой идеи, внушенной ей ее немецким происхождением. «Возлюбленный ее почти лишился рассудка, — добавило лицо, рассказавшее нам эту историю, — можете сами судить — это несчастный, которого вы только что видели. Когда он один, он разговаривает с княгиней Санта-Валле: ему кажется, что она отвечает ему, и он говорит ей о приготовлениях к их скорой свадьбе».

 

Спасибо, что скачали книгу в бесплатной электронной библиотеке Royallib.ru

Оставить отзыв о книге

Все книги автора


[1] В кафе Тортони, в Париже, собирались представители светского общества, несколько позднее — главным образом литераторы и туристы.

 

[2]Книга Стендаля «О любви», вышедшая в 1822 году, не имела никакого успеха и расходилась очень медленно.

 

[3] Монжи цитирует здесь очень известную, вошедшую в литературный обиход эпиграмму Вольтера на книгу Помпиньяна «Poésies sacrées». Лефран де Помпиньян, Жан-Жак (1709—1784), автор посредственных трагедий и такой же лирики, служил мишенью для сарказмов Вольтера, так как стоял на реакционных политических позициях.

 

[4]Монсиньора (итал.).

Монсиньор — духовное звание, довольно высокое в системе папской иерархии.

 

[5]Под заговорщиками Пьемонта Стендаль разумеет участников восстания Санта-Розы в 1821 году, а под заговорщиками Неаполя — деятелей революционного движения двадцатых годов.

 

[6] Берлин. В августе 1816 года Стендаль жил как частное лицо в Милане.

 

[7] Максимилиан — первый король Баварии (1756—1825). Получил корону из рук Наполеона, участвовал в его походах.

 

[8] «Бронзовая голова» — опера Карло Соллива (1792—1852).

 

[9]Вряд ли то, что говорилось о голосах в 1816 году, остается верным и десять лет спустя. — (Прим. авт.)

 

[10] Принц Евгений Богарне (1781—1824) — пасынок Наполеона, вице-король Итальянского королевства.

 

[11] ...получить две палаты... — Речь идет о двухпалатной системе представительства в духе английского парламентаризма.

 

[12] Академическое творчество. — С легкой руки Аркадской академии в Риме (1560—1570-е годы) вся Италия покрылась сетью подобных учреждений, члены которых упражнялись в писании стихов и критических опытов. Прогрессивное вначале, это движение очень скоро стало твердыней литературного консерватизма.

 

[13] Битва при Раабе. — Рааб — венгерская крепость, где в 1809 году принц Евгений со своей итальянской армией одержал крупную победу над австрийцами. Это сражение оказало значительное влияние на весь ход кампании.

 

[14] Единственный человек — Канова.

 

[15] Бертон, Анри (1767—1844) — посредственный французский композитор, автор 60 опер. Пользовался большим влиянием как профессор и администратор (Большой и Итальянской опер).

 

[16]О, счастливый миг! (итал.)

 

[17] Сопрано как мужской голос встречается у мальчиков и кастратов. Обычай подвергать маленьких хористов известной операции, чтобы сохранить у них высокий голос, к концу XVIII века уже почти вывелся в Италии.

 

[18]Прижать его к груди (итал.).

 

[19]Вдова маршала Нея присутствовала в театре. Ее удалось увести до того момента, когда слышится залп взвода, приводящего в исполнение смертный приговор. — (Прим. авт.)

Маршал Ней (1769—1815). — Один из талантливых генералов Наполеона. При Реставрации был членом военного совета, но во время «Ста дней» снова примкнул к Наполеону, сражался при Катрбра и командовал центром при Ватерлоо. Арестованный после возвращения Бурбонов, он был обвинен в государственной измене и расстрелян. Стендаль намекает на тягостное впечатление, которое должна была произвести на его вдову, после недавней казни мужа, музыкальная инсценировка расстрела.

 

[20] Луини, Бернардино (род. ок. 1480 — ум. 1533) — итальянский художник, выдающийся представитель школы Леонардо да Винчи.

 

[21] Креспи, Даниеле (1592—1630) — итальянский художник. В его картинах чувствуется уже некоторая условность форм и манерность. Лучшие его вещи в Милане.

 

[22]Больше чтят того, кто в отдалении (лат.).

 

[23] Литта, Антонине, герцог (1748—1836) — обер-камергер Итальянского королевства, влиятельный советник принца Евгения. После падения последнего удалился от дел.

 

[24]Немцам (итал.).

 

[25]Наследник герцогского титула (итал.).

 

[26]Секстет (итал.).

 

[27]Принужденностью (итал.).

 

[28]The most comfortable streets. — (Прим. авт.)

 

[29]Хотела бы слезы сдержать... (итал.).

 

[30]Уж не чувствую в сердце моем... (итал.).

 

[31]Сегодня вечером мы слушали (Прим. авт.):

Della tromba il suon guerriero. («Воинственный звук трубы». — Ред.) — Портогалло.

Frenar vorrei le lagrime. — Его же.

Nel cor più non mi sento. — Паэзиелло.

Второй концерт, в Милане

Deh! Frenate le lagrime. («Ах, удержите слезы». — Ред.) — Пуччита.

Ombra odorata, aspetta. («Обожаемая тень, подожди». — Ред.) — Крешентини.

Nel cor più non mi sento. — Паэзиелло.

Третий концерт

Della tromba il suon guerriero. — Портогалло.

Per queste amare lagrime. («Сквозь эти горькие слезы». — Ред.)

* * *

Oh, Dolce contento. («О сладкая радость».— Ред.) — Моцарт.

Четвертый концерт

Son Regina. («Я королева». — Ред.) — Портогалло.

Dolce tranquillità. («О сладостный покой». — Ред.)

* * *

Эту арию г-жа Каталани пела вместе с Галли и своей ученицей м-ль Кори.

Oh! Cara d'amore! («О, дорогая любимая!» — Ред.) — Гульельми вместе с Галли.

Sul margine d'un rio. («Ha берегу потока». — Ред.) — Миллико.

Che momento non pensato. («Какой нежданный миг». — Ред.), терцет Пуччиты, вместе с Галли и Реморини. Голос Галли совершенно покрыл голос знаменитой певицы.

Пятый концерт

Quelle pupille tenere. («Эти нежные очи». — Ред.) — Чимароза.

Che soave zefiretto. («Какой сладостный ветерок». — Ред.) — Моцарт.

Stanca di pascolare. («Я устала пасти». — Ред.) — Миллико.

Frenar vorrei le lagrime. — Портогалло.

Là ci darem la mano. («Дадим друг другу руку». — Ред.) — Моцарт.

Dolce tranquillità». («О сладостный покой». — Ред.)

 

[32]Я потеряла любимого сына (итал.).

 

[33] Маркези, Луиджи (1755—1829) и Паккьяротти, Гаспаре (1744—1821) — знаменитые сопрано-кастраты. Оба отличались исключительной музыкальностью и оставили после себя школы певцов.

 

[34] Маркези, Луиджи (1755—1829) и Паккьяротти, Гаспаре (1744—1821) — знаменитые сопрано-кастраты. Оба отличались исключительной музыкальностью и оставили после себя школы певцов.

 

[35]Серьезной (итал.).

 

[36] Ди Бреме, Лодовико (1781—1820) — пьемонтский публицист и литературный критик, один из вождей романтического движения в Ломбардии.

 

[37]Рафаэль, где ты? (лат.)

 

[38] Фра Анджелико из Фьезоле (1387—1455) — знаменитый художник, сохранивший близость к средневековым традициям и примитивизму.

 

[39] Корнелиус, Петер (1783—1867) — выдающийся немецкий художник, примыкавший к школе «назареев», которая пыталась восстановить традиции средневековой живописи.

 

[40] Жироде -Триозон, Луи (1767—1824) — известный французский художник из школы Давида.

 

[41] Сен-Ламбер, Жан Франсуа (1716—1803) — второстепенный поэт описательной и элегической школы, поэзия которого отличалась весьма рационалистическим характером. «Времена года» — вольный перевод поэмы английского поэта Томсона под тем же названием.

 

[42] Станислав (1677—1766) — польский король, лишенный престола и получивший в виде компенсации Лотарингию.

 

[43] Г-жа дю Шатле (1706—1749) — многолетняя подруга Вольтера.

 

[44] Реина, Франческо (1770—1825) — известный итальянский общественный деятель-либерал.

 

[45]В Каттаро (порт в Далмации, на Адриатическом море) находилась знаменитая австрийская тюрьма Шпильберг для политических заключенных, куда ссылались итальянские либералы и карбонарии.

 

[46]Век лицемерия (англ.).

 

[47]Дом (итал.).

 

[48]Например, деревянный, выкрашенный под бронзу фасад за колоннами театра Фавар. — (Прим. авт.)

 

[49]Роспуск Законодательного корпуса произошел в июле 1805 года. Отказ в утверждении налогов был только предлогом. Наполеон вообще недоверчиво относился к итальянцам и стремился покончить даже с тенью народного представительства.

 

[50] Каньола, Луиджи Мария (1762—1833) — архитектор, находившийся под влиянием Палладио.

 

[51] Каноника, Луиджи (1762—1844) — при Наполеоне королевский архитектор. Построил триумфальные ворота Порта-Маренго (в честь победы французов при Маренго в 1800 году) и Верчеллино, цирк Арена, театры Ре, Каркано в Милане.

 

[52] Роберт Уолпол (1676—1745) — английский реакционный общественный деятель, министр, широко пользовавшийся подкупом в парламентской борьбе и при выборах.

 

[53]Катание (итал.).

 

[54] Карлино Порта (1771 —1821) — известный итальянский поэт, писавший главным образом на миланском наречии. Завоевал себе огромную популярность небольшими сатирами на злобу дня.

 

[55]Неприлично (англ.).

 

[56]Мисс Бэтерст, Рим, 1824. — (Прим. авт.)

 

[57] Даннекер, Иоганн (1758—1841) — немецкий скульптор, находившийся под значительным влиянием Кановы.

 

[58] Чантри (1782—1841) — английский скульптор, особенно прославившийся бюстом Вальтера Скотта.

 

[59] Бубна -Литтиц, Фердинанд, граф (1768—1825) — австрийский генерал, участник большей части войн конца XVIII и начала XIX века. Правитель Ломбардии, усмиритель восстания Санта-Розы (1821); при нем началось особенно жестокое преследование карбонариев.

 

[60] Нарбон, граф (1755—1813) — французский политический деятель и генерал, один из самых остроумных светских людей XVIII века, иронический и рассудочный.

 

[61]Любовь (итал.).

 

[62] Романьози, Джованни Доменико (1761—1835) — философ и историк либерального направления.

 

[63] Томмазо Гросси (1791—1853) — ломбардский поэт и политический деятель, друг Карло Порты, писавший часто на миланском наречии.

 

[64]Проводниками (итал.).

 

[65] Миллен (1759—1818) — французский археолог и историк искусства.

 

[66] Госпожа М. В. — по всем вероятиям, Метильда Висконтини, в замужестве Дембовска.

 

[67] Литта, Помпео (1781—1852) — историк и археолог. Его «История знаменитых фамилий Италии» содержит огромный материал о ста тридцати влиятельнейших итальянских семьях. Выходила отдельными томами в течение нескольких десятков лет.

 

[68]Нефам (итал.).

 

[69]Святого Карла (итал.).

 

[70] Маленький горбун — по-видимому, архитектор Луиджи Каноника.

 

[71] Идзимбарди — директор Монетного двора в Милане.

 

[72] Джойя, Мелькьоре (1767—1829) — историк, археолог и политический деятель, либерал.

 

[73] Мариньяно — местечко близ Милана, где в 1515 году французский король Франциск I одержал над швейцарскими войсками победу, отдавшую ему во власть Ломбардию.

 

[74] Граф Прина, Джузеппе (1768—1814) — министр финансов Итальянского королевства. Так как все налоговые мероприятия шли через него, он вызывал особую ненависть среди населения Милана. После падения Наполеона был убит на улице ударами зонтиков и палок разъяренной толпой, возбужденной агентами крайних реакционеров, ориентировавшихся на Австрию.

 

[75]Прямая линия, проведенная по большому диаметру эллипса. — (Прим. авт.)

 

[76]Непринужденностью (итал.).

 

[77]Шпиль собора (итал.).

 

[78] Святой Карл Борромейский — Карло Борромео (1538—1584) — кардинал, архиепископ Миланский. Реорганизатор монастырской и орденской жизни в смысле поднятия нравственного уровня монахов и строгого соблюдения уставов. Ожесточенный противник Реформации, с которой он боролся в союзе с иезуитами при помощи самых жестоких мер.

 

[79] Брера — иезуитская коллегия, превращенная в музей, один из самых замечательных в Европе. При музее великолепная библиотека и древлехранилище.

 

[80]Святой Карл родился в Ароне, вблизи от Колосса, в 1538 году, умер в Милане в 1584. Он обессмертил себя во время чумы 1576 года. — (Прим. авт.)

 

[81]Смиренных (итал.).

 

[82] Мальвазия, Карло-Чезаре (1616—1693) — антикварий и историк; его «Felsina Pittrice» дает много ценных сведений по истории болонской школы живописи.

 

[83]Если их перевести на французский. — (Прим. авт.)

 

[84]Г-н Пéллико выйдет из тюрьмы Шпильберга в конце 1826 года. Говорят, что он написал там восемь или десять трагедий. — (Прим. авт.)

 

[85] Нельсон, Гораций (1758—1805) — знаменитый английский адмирал. После победы над французским флотом при Абукире пришел со своей эскадрой в Неаполь, где оказывал всяческое содействие Фердинанду в его контрреволюционных планах. Запятнал себя всякими жестокостями, вроде повешения одного из виднейших республиканцев, Караччоло, на мачте своего корабля. Многие поступки его диктовались скорее желаниями леди Гамильтон, за которой стояла королева Каролина, нежели действительными интересами Англии. В том же году был отозван своим правительством, но исполнил это приказание не прежде того, как был отозван и сам Гамильтон.

 

[86] Конфалоньери, Федерико, граф (1776—1846) — один из деятелей итальянского освобождения, глава революционного общества «Союзников». Арестованный в 1821 году, был приговорен к смертной казни, замененной тюремным заключением (пробыл в тюрьме свыше 15 лет).

 

[87] Берше (1783—1851) — итальянский поэт и критик, один из основателей итальянской романтической школы.

 

[88] Трекки, Сиджизмондо, барон (1781—1850) — друг Мандзони и Фосколо. Участник движения карбонариев, с 1820 года в эмиграции во Франции.

 

[89]Чванство (англ.).

 

[90] Буратти, Джузеппе (1778—1832) — один из самых ярких и оригинальных, но и фривольных итальянских поэтов, писавший на венецианском диалекте. За свой либерализм и сатиру не раз попадал rj тюрьму.

 

[91] Каструччо Кастракани (1281—1328) — итальянский кондотьер, герцог Лукки, прославившийся необычайной энергией и полководческими талантами.

 

[92]Венецианских лир (итал.).

 

[93]Прочтите три первых тома превосходной «Истории Тосканы» Пиньотти, который гораздо выше Сисмонди: он так же правдив, как и живописен. По истории церкви в Италии см. добросовестную работу Поттера и «Vera idea della Santa Sede» Тамбурини. Приятная для чтения сатира — не история, и Вольтер ничего не стоит, когда пишет о церкви. — (Прим. авт.)

 

[94] Люксембургский музей. — Люксембургский дворец в Париже, превращенный в музей новейшей французской живописи, где выставляются картины современных художников.

 

[95]Я глубоко уважаю характер г-на Давида, он не продался, как какой-нибудь литератор. Но картины его не радуют глаз: может быть, на широте Стокгольма они и были бы хороши. — (Прим. авт.)

 

[96] Каттанео, Гаэтано (1771—1841) — друг поэта К. Порты.

 

[97] Верри, Пьетро (1728—1797) — итальянский экономист, юрист и писатель, создатель нравоописательного и сатирического журнала «Кафе». Беккариа написал свою книгу «О преступлениях и наказаниях» по его побуждению. «История Милана» Верри появилась в 1783—1798 годах.

 

[98] Фонтан (1757—1821) — французский писатель-классик и убежденный католик.

 

[99]Без удара (лат.).

 

[100] Гури — персонаж из пословиц в лицах «Карточный замок» Теодора Леклера.

 

[101]Большой карнавал (итал.).

 

[102]Buli, люди смелые и ловкие, нанимались около 1775 года для совершения убийств. См. «Путешествие г-на Ролана» (пастора). Говорят, что в случае нужды их еще можно найти в окрестностях Брешии. Я слышал, как один молодой человек самым серьезным образом угрожал своему врагу, что велит своим buli убить его. Жандармерия Наполеона покончила с этими молодцами. — (Прим. авт.)

 

[103]«Путешествие из Цюриха в Цюрих», сочинение автора последних томов Гримма. — (Прим. авт.)

 

[104] Г-жа Кампан (1752—1822) — известная воспитательница, женский пансион которой в Париже славился на всю Европу. Наполеон поручил ей организацию воспитания дочерей военных. Эти учреждения служили нередко образцом для женских пансионов в других странах Европы.

 

[105]Праздничные балы (итал.).

 

[106]Дорогая моя (итал.).

 

[107]A la marchesa Paola Travasa,

Vuna di primm damazz di Lombardia.

«La Nomina dell Capellann». — (Прим. авт.)

Маркизе Паоле Траваза, одной из первых дам Ломбардии.

«Назначение капеллана».

 

[108]«Воспитатель в затруднительном положении» (итал.).

 

[109] Монвель (1745—1811) — знаменитый французский актер и драматург. «Цинна» — трагедия Корнеля.

 

[110] Гардель, Пьер (1758—1840) — балетмейстер Парижской оперы.

 

[111]Г-жу Паллерини, которая играет Мирру, можно сравнить с г-жой Паста. — (Прим. авт.)

 

[112] Г-жа Рэдклиф, Анна (1764—1823) — английская романистка, автор так называемых «черных», или «страшных», романов, отличающихся замечательными описаниями природы.

 

[113] Президент де Бросс, Шарль (1709—1777) — французский ученый, историк, филолог и географ. Стендаль имеет в виду его посмертные «Письма, написанные из Италии», составившие ему репутацию блестящего критика и остроумца.

 

[114]Обо всем, касающемся религии, см. «Жизнь Сципиона Риччи» г-на де Поттера. Точность этого историка совершенно неуязвима. Полезны мне также «Famiglie illustri» г-на Литта. — (Прим. авт.)

 

[115] Карло Верри — ошибка Стендаля: речь идет о Пьетро Верри, см. примечание выше. Карло Верри, брат Пьетро, знаток сельского хозяйства, не играл видной общественной роли.

 

[116] Беккариа (1738—1794) — итальянский юрист, основатель новой гуманитарной теории уголовного права, был сотрудником журнала «Кафе», объединившего вокруг себя наиболее просвещенных людей Северной Италии.

 

[117]Родился в 1735, умер в 1795 году. — (Прим. авт.)

 

[118]«День» (итал.).

 

[119] Парини, Джузеппе (1729—1799) — популярный в свое время итальянский лирик и сатирик. В своей сатирической поэме «День» высмеивал миланскую аристократию и дворянство.

 

[120] Громом пушек Лодийского моста. — В битве при Лоди (1796) Бонапарт разбил австрийцев.

 

[121]Во второй половине XVIII века австрийский просвещенный абсолютизм вел борьбу с католической реакцией как в самой Австрии, так и в Северной Италии, где Австрия опасалась захватнических стремлений Римского престола. В этой борьбе она опиралась на просвещенную часть итальянского общества. Вот почему Беккариа, Верри, Парини и другие находили поддержку у австрийского правителя графа Фирмиана (1716—1782), боровшегося с влиянием духовенства в Ломбардии.

 

[122]Он был бы безумцем, если бы поступил иначе (итал.).

 

[123] Тамбурини, Пьетро (1737—1827) — профессор Павийского университета по кафедре теологии, морали и естественного права. За свое вольнодумство подвергался преследованиям со стороны духовенства.

 

[124] Де Прадт, аббат (1759—1837) — французский публицист и дипломат; во время Реставрации был в оппозиции и нередко выступал против Священного союза и иезуитов.

 

[125]За исходное (лат.).

 

[126]Оговариваюсь: те, кого я имею честь знать, не приняли бы этого звания. — (Прим. авт.)

 

[127] Железная корона. — Корона ломбардских королей. Наполеон короновался ею и в 1805 году учредил ее орден, дававшийся за гражданские заслуги. В 1810 году число награжденных превышало 2 тысячи человек.

 

[128] Кабанис, Пьер (1757—1808) — французский философ, стоявший в объяснении психофизиологических процессов на точке зрения естественнонаучного материализма. Его произведения оказали большое влияние на самого Стендаля.

 

[129]Я прибыл из Космополиса (итал.).

 

[130]Desgrazi di Giovanin Bongee.

 

De già, lustrissem, che semm sul descors

De quii prepotentoni di Frances...

 

«Невзгоды Джованина Бондже».

«Всемилостивейший синьор, раз уж мы заговорили об этих наглецах-французах...» и т. д., и т. д.

Любезный Карлино Порта сам прочитал мне эту прелестную маленькую поэму. Ее можно найти в 1-м томе собрания его сочинений. (Карлино Порта родился в Милане в 1776 году, умер в 1821-м.) Решились напечатать лишь наименее резкие. Австрийская цензура, осуществляемая изменниками-итальянцами, свирепа. Итальянские книги надо покупать в Лугано. Ландман кантона Тессино ежегодно получает прекрасные подарки от его имп. и кор. величества. Мне многое порассказали о финансовой администрации в Белинцоне и в Лугано. — (Прим. авт.)

 

[131]С большой пышностью и величием (итал.).

 

[132]Со сливками (итал.).

 

[133]Компанию (итал.).

 

[134] Алесси, Галеаццо (1512—1572) — знаменитый итальянский архитектор, ученик Микеланджело. Строил в Перуджии, Генуе, Милане, отличался строгостью и чистотой стиля.

 

[135] Карманьола, Франческо (1390—1432) — итальянский кондотьер. Заподозренный в измене Венецианской синьорией, на службе которой он состоял, К. был вызван в Венецию и там казнен. Картина Гайеца изображает сцену из трагедии Алессандро Мандзони «Граф Карманьола» (1819).

 

[136] Москати (1739—1824) — итальянский хирург, один из основателей современной хирургии. Отличался свободомыслием, был сторонником Французской революции и республики.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных