ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА II. СО СЦЕНАРИЕМ ИЛИ БЕЗ НЕГО?
Постановке каждого фильма предшествует подготовка сценария. Только хроникальные темы, выполняемые на основе простой регистрации событий в их естественной последовательности, обходятся без сценария, его заменяет съемочный план, отражающий в общих чертах основы той или другой хроникальной темы. Во всех остальных случаях написание сценария является первым и основным этапом в создании фильма. Попытки кинолюбителей снимать фильмы без сценария, на основе импровизации, чаще всего кончались плачевно. В первый период появления кинематографа маленькие фильмы видового характера снимались без написанного сценария. Перед установленным неподвижно киноаппаратом актеры выполняли порученные постановщиком задания. При этом они не заботились о каких-либо драматургических или композиционных тонкостях. Речь шла только о наибольшей подвижности и забавных ситуациях. Все происходило главным образом на одном расстоянии, при котором все актеры были видны с одного положения кинокамеры, что позволяло не думать о последующем монтаже. Если все было снято без технических неполадок, то фильм был готов для показа в иллюзионе или световом театре сразу после окончания съемки и лабораторной обработки. Так работали братья Люмьер и Мельес — первые кинолюбители. Однако с течением времени искусство кино развивалось, расширялись его изобразительные средства, углублялось содержание фильмов. Искусство кинематографа стало таким же емким, как литература, а по мнению некоторых, оно даже обогнало ее, имея в своем арсенале слово, изображение и различные технические трюки. «В кино нет невозможных вещей» — стало его основой. Кинематограф как самостоятельное и независимое искусство, произведения которого имеют законченную композиционную цельность, требует, чтобы каждая тема, прежде чем быть преобразованной в кинопроизведение, была разработана в деталях на бумаге. Сценарий является чем-то вроде архитектурного проекта будущего здания, красота и совершенство которого должны быть осязаемы уже в самом проекте. На современном этапе развития киноискусства уже нельзя обходиться без этой основной подготовительной работы. Известный французский режиссер Рене Клер считает, что проблема сценария является первостепенной. Поэтому свои сценарии он готовит очень тщательно, предусматривая все до мельчайших деталей. Споры о том, является ли сценарий литературным произведением или нет, кажутся уже анахронизмом. Литература как классическая, так и второразрядная часто становится материалом для сценариев, подвергаясь иногда существенным переработкам, вызываемым специфичностью кинопроизведений и ограниченностью времени показа [Киносеанс не должен превышать отведенного для него времени, так как просмотр фильма связан со значительны»! напряжением внимания. Излишне длительный сеанс утомляет зрителя и вызывает усталость. Оптимальная длительность показа художественного фильма составляет 90 мин. Только в редких случаях она может быть удвоена. Любительские художественные фильмы, как правило, рассчитаны на 15 — 20 мин. ]. Очень редко, но все же бывает, что оригинальный киносценарий отличается существенными литературными достоинствами. Для будущего фильма литературная форма сценария и его стиль не имеют никакого значения. Сценарий не предназначен для чтения. Он своего рода полуфабрикат. Только фильм, поставленный на основе сценария, становится самостоятельным произведением искусства. Сценарий является драматургически построенным описанием содержания будущего фильма, содержащим все элементы, определяющие изобразительный и звуковой ряд.
ПРИНЦИП ДВУХ «К» (КОНЦЕПЦИЯ И КОНСТРУКЦИЯ)
Структура каждого кинопроизведения должна опираться на определенную концепцию и конструкцию, которые в свою очередь должны быть точно предопределены сценарием. Выбрав тему, нужно найти наиболее целесообразный способ ее решения в фильме. Без такой концепции интересная и ценная тема может быть погублена. В кино, как в любом искусстве, форма играет чрезвычайно важную роль, но она не должна доминировать над содержанием. Только единство содержания и формы, их взаимосвязь, равновесие между ними и содружество могут дать необходимый художественный результат. В основе творческой концепции обычно находится некоторое общее намерение, склоняющее постановщика к работе именно над этой темой и воплощением ее в виде фильма. Ответы на два вопроса позволят уточнить взгляд на облик задуманного произведения: 1) что и зачем хочет сказать постановщик будущему зрителю; или какой цели должно служить задуманное кинопроизведение? 2) как это намерение осуществить и какими выразительными средствами воспользоваться для придания фильму большей привлекательности? Концепция является как бы первопричиной, из которой потом рождается форма кинопроизведения. Следующий этап в подготовке сценария- — это разработка конструкции, объединяющей содержание в единое целое. Задача конструкции — сохранить все в равновесии и гармонии. Основную роль тут играет систематизация киноматериала в определенном логическом порядке в соответствии с требованиями драматургии и кинематографической фотогеничности [Под этим термином следует понимать пластические особенности объектов съемки]. Конструкция в противоположность концепции может быть иногда творческим приемом; она является только элементом, упорядочивающим готовый, но еще сырой материал, раньше всего в процессе монтажа фильма. Чаще это относится к ряду документальных фильмов, для которых нельзя предварительно подготовить сценарий из-за невозможности предвидеть развитие событий. (Это также полиостью относится к событийным киножурналам.) Подготавливая сценарий документального или научно-популярного фильма, в котором будет использован сопроводительный текст, необходимо предусмотреть это в сценарии, чтобы обеспечить взаимосвязь изображения и звука, помня всегда о примате в кинематографе первого над вторым. На стадии сценария сопроводительный текст разрабатывается в общем виде, а детальная его доработка выполняется после монтажа изображения. В игровом художественном фильме каждый кадр должен быть обоснован в единстве действия и художественной концепции. Он требует продуманной композиции и тщательного определения всех находящихся в нем деталей. Нарушение этой основы, даже в небольшом фильме такого рода, может вызвать смысловые противоречия или привести к необходимости переделок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|