ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
КОМПОНУЕМ ИЗОБРАЖЕНИЕ
Просматривая хороший фильм, мы ощущаем естественность происходящих событий. Зритель не понимает, и не должен понимать, приемов постановщика, с помощью которых он на него воздействуют. Момент, в котором это нарушено, является сигналом, что в фильме есть какой-то дефект. Это может быть ошибка драматурга или режиссера, оператора или монтажера. В настоящее время наша задача — избежать операторских ошибок. Основным условием для съемки любого фильма является отличное понимание его сущности, заложенной в сценарии, и назначения. Композиция фильма должна быть безоговорочно подчинена драматургии и подчеркивать сущность кинокартины. Киноизображение в противоположность живописи или фотографии является суммой логически связанных между собой кадров, которые сами по себе не имеют самостоятельной ценности и значения. Их красота и оригинальность ценятся только тогда, когда они отлично выполняют свои функции в кинематографическом эпизоде. Каждый кадр имеет свою ключевую точку, необходимую для понимания его сущности; для подчеркивания этого положения большую роль играет композиция. Выполняя уже установленные эстетические правила или открывая новые, всегда нужно иметь в виду их служебную роль в выражении основного замысла. Фотографическая композиция оперирует главным образом светом и пространством, которые являются ее основными составными частями. Правильный их подбор и определяет качество изображения. Кинематографическая композиция имеет дело еще и с элементами движения и времени. Таким образом, киноизображение включает в себя элементы пространственно-временные в сочетании с элементами движения и света. Кинокадр в обычном фильме отвечает правилу «золотого сечения», известному также в живописи. Его стороны с соотношением 3: 4 в лежащем прямоугольнике являются как бы рамой для ограничения пространства, видимого съемочным объектом. Следует, однако, помнить, что уже не все это пространство будет находиться в поле зрения зрителя, рассматривающего изображение на экране в кинотеатре. Известно, что особенности человеческого зрения определяют более четкое и внимательное рассматривание изображения в центре поля зрения. Если мы условно поделим кинокадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями на равные части, как показано на рис. 2, то места их пересечения ограничат в центре зону изображения, находящегося в центре внимания зрителя. В киноизображении это несколько видоизменяет движение перемещающегося в кадре объекта, который всегда будет привлекать внимание зрителя и возбуждать его интерес. Центр кадра может занимать эффектный статический объект, и все же внимание зрителя привлечет неразборчивая движущаяся от края точка. Куда она движется? — этот вопрос будет интересовать зрителя до тех пор, пока он не получит на него ответ. Это первая и основная разница между композицией живописного, фотографического и кинематографического изображений.
Рис. 2. Центральная зона изображения В кинематографической композиции значительную роль играет также контраст — противопоставление. Этот прием всегда привлекает внимание зрителя. Вот на полной движения улице, между идущими во всех направлениях пешеходами стоит неподвижно человек. Он привлек к себе внимание зрителя: зачем он стоит и кого ожидает? Значение такого контраста особенно сильным оказывается при черно-белой съемке. Так, центром внимания всегда станет светлое пятно среди темного пространства, и наоборот. Компонуя кинокадр, нужно учитывать происходящее в нем движение, которое может повлиять на размещение в кадре других находящихся в поле зрения элементов. Движение в кадре будет также вызывать и композиционные изменения, естественно, в соответствии с существом эпизода и поставленной задачей. Во всяком случае, нельзя, например, допускать «среза» головы героя, если он подошел близко к камере. Нужно во время его движения соответствующим перемещением камеры изменить кадр, подняв его вверх. При съемке людей в профиль следует оставлять перед ними свободное пространство, особенно в крупных планах. Затылок должен находиться на самом краю кадра и даже может выходить за его пределы при наибольшем приближении. Это один из основных законов композиции. Композиционно-эстетические требования обязывают старательно выдерживать на определенной высоте линию горизонта в общих планах. Наибольшее влияние на реакцию зрителя имеет целенаправленная и в меру оригинальная композиция кадра. Бока кадра ограничивают его только условно, так как границы непрерывно меняются в результате движения камеры или мелкого, резаного монтажа и смены планов. Замкнутая по бокам композиция направляет внимание зрителя в глубь кадра, подчеркивая перспективу. Пропорции в такой перспективе будут зависеть от определяющих линий или поверхностей, размерных соотношений действующих лиц и предметов. Если нужно подчеркнуть действие, развивающееся в глубь перспективы, следует поместить камеру несколько выше, чтобы плоскость земли получилась с меньшим сокращением. Напротив, желая уменьшить глубину и выделить из нее действие, камеру помещают низко, что дает сокращенное изображение земли и подчеркивает одновременно вертикальные элементы в кадре. Верхние точки вообще акцентируют горизонтали, а нижние — вертикали. Выясним это точнее в разделе относительно точек зрения съемочного аппарата. Расположение в кадре отдельных элементов изображения влияет на восприятие зрителя. Так, соответствующим расположением в кадре линий и плоскостей можно создать условия спокойного наблюдения происходящего действия или, наоборот, заставить зрителя быстро менять точки сосредоточения внимания, следить за неожиданно появляющимися в кадре или изменяющими свое положение элементами и этим вызвать его напряжение и беспокойство. Эти средства служат для создания у зрителя соответствующего настроения и управления его восприятием. В отдельных случаях для выражения содержания фильма может оказаться полезным применение в композиции символа, благодаря которому можно создать необходимые изобразительные обобщения. Решающее влияние на качество символа имеет изобразительный материал, из которого он складывается, и обстоятельства, в которых применяется. Ценным композиционным средством является также использование резкости изображения. Как известно, резкость зависит от свойств объективов и интенсивности освещения снимаемого объекта. Степень разкости изображения снимаемых предметов влияет на композицию кадра и его познавательное значение. Предмет, показанный нерезко, теряет в большей или меньшей степени свои очертания, определяющие его характер. В иерезкости можно оставлять только неподвижные предметы, так как зритель следит в первую очередь за движущимися преметами, и они должны быть достаточно резкими, чтобы не затруднять наблюдение. Намеренным использованием нерезкости может быть, например, размытый фон, что подчеркивает скорость движения поезда. Манипулирование резкостью помогает в ряде случаев перенести внимание зрителя с близких планов на более далекие, когда они включаются в действие. Современное искусство кинематографа обнаруживает тенденцию применять объективы с большой глубиной резкости. Композиционные эффекты изменения резкости создаются другими путями. Прежде всего это соответствующее движение камеры, сохраняющее в поле изображения только наиболее важные для действия элементы. Таким образом можно вместо коротких планов применить более длинные, а иногда и очень длинные планы, длящиеся пару минут. Особенно охотно применяют их американские режиссеры. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|