ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВНУТРИКАДРОВОЕ ДВИЖЕНИЕ
Под этим понятием подразумевается движение снимаемых объектов на съемочной площадке в пределах, ограниченных границами кадра. Оно может происходить в любых направлениях — по горизонтали, по вертикали, по диагонали, по прямой или кривой линии, поперек кадра или в его глубину. Характер движения и его динамика подчиняются происходящему действию и драматургической задаче. Применяя внутрикадровое движение, необходимо строить его так, чтобы сохранить принятые в монтаже общие направления движения объектов и не дезориентировать зрителя. Направление движения всегда должно отвечать определенным правилам. Так, объект, передвигающийся в одном кадре в правую сторону, в следующем не должен перемещаться справа налево, так как это вызвало бы впечатление, что он начал двигаться в обратную сторону. Персонаж, вышедший из кадра в предыдущем плане с правой стороны, должен появиться в следующем кадре обязательно с левой стороны. Изменение направления допустимо и возможно только в том случае, если это должно произойти по смыслу действия (например, актер возвращается обратно за каким-либо забытым предметом). Кроме того, все направления движения в данной сцене должны быть подт чинены главному направлению действия. При съемке необходимо внимательно следить за такими элементами, как детали внешности или направление взгляда актера. Даже небольшие упущения могут нарушить логичность действия. Так, в сцене диалога, разыгрываемой на отдельных резаных монтажных кусках, когда в каждом очередном кадре находится по одному актеру, каждый из них должен быть обращен лицом к другому. Только в этом случае зритель воспринимает такую сцену действительно как разговор двух человек. Как видно из этих примеров, направление движения имеет свое драматургическое значение и всегда должно быть соответствующим образом согласовано с предыдущими по ходу действия кадрами, как это задумано режиссером. Источник движения и его направление имеют большое значение в композиции киноизображения. Движения, происходящие в кадре, можно разделить на две группы. Первая охватывает простые движения, которые имеют место, когда объект съемки перемещается в постоянном относительно камеры направлении; таким объектом будет пешеход, идущий по тротуару перпендикулярно оси камеры. Вторая группа охватывает сложные комбинированные движения, когда объект, перемещаясь, приближается и удаляется от камеры, что вызывает необходимость производить перефокусировку объектива, если он не имеет достаточной глубины резкости. Примером комбинированного движения может быть съемка детей, которые во время игры меняют направление движения, приближаясь к камере и удаляясь от нее. Такое развивающееся вглубь действие требует старательной отработки композиции кадра перед съемкой. В этих случаях полезно предварительно определить и обозначить границы перемещения всех участников эпизода. Эти границы они не должны переступать под угрозой разрушения композиции кадра. Нужно также понимать, что компоновка должна способствовать концентрации внимания зрителя на главных положениях или объектах действия. Если нужно на большом расстоянии снять приближающиеся или удаляющиеся объекты, можно применить объектив с большим фокусным расстоянием. При этом ценой некоторого уменьшения перспективы будет достигнуто большее время нахождения в кадре 4 движущегося объекта. Внутрикадровоо движение в отдельных случаях может иметь и самостоятельное смысловое значение. Некоторые фильмы начинаются приближением к камере из глубины кадра человека или группы людей. Таким путем вводятся в действие его участники и с ними знакомится зритель, который их запоминает и будет следить за ними на всем протяжении фильма. Так же иногда и в конце фильма герой или группа людей удаляются в глубь кадра, в перспективу улицы или дороги, их фигуры делаются все меньше и меньше. Подобные концовки особенно часто встречались в период немого кино, хотя их можно встретить в отдельных фильмах и сейчас. ДВИЖЕНИЕ КАМЕРЫ
Использование движения съемочного аппарата позволяет значительно увеличить длину непрерывно снимаемых эпизодов и не прибегать к соединению отдельных коротких кусков при помощи так называемого резаного монтажа. Такая выразительная форма наиболее естественна и соответствует характеру зрительного восприятия человеком окружающего пространства. Во время наблюдения человек поворачивает голову для рассматривания отдельных участков окружающего пространства, а когда его заинтересуют отдельные детали, он приближается к ним. С удовольствием мы рассматриваем меняющийся пейзаж через окно идущего поезда или автомобиля. В кинематографе камера заменяет восприятие человека, фиксируя на кинопленке изображения с тем, чтобы потом их можно было увидеть в просмотровом зале. Именно такой способ рассматривания изображения позволил применить различные виды движения камеры. Камера может выполнить некоторые виды движения, находясь в одной точке пространства и только поворачиваясь в различных направлениях на головке штатива или в руках оператора. Так выполняются горизонтальные, вертикальные и наклонные панорамы. При легких любительских камерах эти панорамы часто снимают с рук, по это не должно становиться правилом, так как при использовании штатива всегда достигается более уверенный результат. Камера может двигаться сама, находясь на операторской тележке, автомобиле и т. д. Таким путем могут выполняться наезд на снимаемый объект, отъезд от него, сопровождение движущегося объекта сбоку или впереди него. Камера, помещенная на так называемом операторском кране, может даже подниматься вверх, сопровождая, например, влезающего на дерево или поднимающегося по лестнице человека. Этот прием часто применялся при съемках в павильоне. Эффект наезда или отъезда может быть получен также и при неподвижной камере, если использовать объектив с переменным фокусным расстоянием, или, как его иногда называют, трансфокатор. В условиях работы кинолюбителей это особенно удобно, так как отпадают все заботы, связанные с доставкой на съемку тележки и с ее обслуживанием. При съемках спортивных соревнований, демонстраций, событий дня и т. д. трансфокатор может оказаться совершенно незаменимым. Однако движения камеры следует применять осторожно и целенаправленно. Характерная для начинающих кинолюбителей склонность к излишнему применению панорам дает отрицательные результаты. Подобные результаты дает и неосторожное использование трансфокатора. Преувеличенные, не оправданные происходящим действием движения камеры или трансфокатора создают на экране впечатление раздробленности и хаоса. Каждое движение камеры имеет определенные выразительные свойства, умелое использование которых может обогатить фильм. Ритм, задаваемый кадрам и монтажным фразам продуманными движениями камеры, может способствовать сосредоточению внимания зрителей или, наоборот, рассеивать его в зависимости от драматургических задач. Движение камеры придает изображению плавность, которая способствует лучшему восприятию содержания зрителями, чем это достигается последовательным монтажом соответствующих отдельных планов, снятых с неподвижной точки. Простейшим способом использования движения как выразительного средства является подчинение его движению снимаемого объекта. Перемещение камеры относительно объекта съемки должно применяться в том случае, если необходимо показать большее пространство или более длительное действие в одном кадре. Служит оно для подчеркивания размеров пространства или установления пространственных и размерных соотношений отдельных элементов в кадре. Кадры, снятые движущейся камерой, подчеркивают также длительность действительного времени действия, в то время как отдельные резаные кадры могут представлять как большие, так и меньшие отрезки времени в развитии действия. Панораму чаще всего применяют, если нужно познакомить зрителя с большим участком ландшафта, который в этих случаях, как правило, снимают общим планом. Панораму используют и для сопровождения движущегося персонажа или идущего поезда, если нельзя или трудно снять такой кадр с движением камеры параллельно или впереди движущегося объекта. Иногда панораму применяют, чтобы создать определенный эмоциональный эффект. Например, съемка панорамы помещения, в котором находится герой, позволяет показать источник грозящей ему опасности и тем самым вызвать напряжение зрителя. Начало кадра перед панорамированием следует снять неподвижной камерой, что облегчит зрителю ориентацию в пространстве. То же делается и по окончании панорамирования. Исключением являются переходы на движении, когда один кадр заканчивается панорамой, а следующий ею начинается. Нельзя выполнять последовательные панорамы в противоположных направлениях с обратным движением. Наиболее желательно панорамирование в направлении слева направо, что совпадает с нашими привычками: так мы читаем, пишем, рассматриваем картины. Скорость движения камеры и длительность панорамы обусловливаются познавательной или сюжетной задачей снимаемого кадра. Однако движение не должно быть чересчур быстрым, так как может появиться стробоскопический эффект, портящий изображение появлением мигания. Когда же панорама излишне длинна, то может вызвать у зрителя скуку; также утомляет излишнее количество повторяющихся панорам. Одной из задач, решаемых панорамированием, является выравнивание кадра и регулирование композиции при появлении новых действующих лиц и их приближении к аппарату, так как это может вызвать выход их голов за пределы кадра. Панорамирование вниз используют при размещении актера в центре кадра, когда он садится на что-нибудь. Целью движения камеры при проезде является плавное сопровождение действия и передача его в ровном выбранном темпе. Чаще всего проезд сопровождает идущих или едущих героев, хотя для достижения аналогичного результата можно применять так называемую рирпроекцию, которая, однако, по уровню технического качества получаемого изображения уступает нормальному проезду и в любительских условиях практически неосуществима5. Естественно, что проезд должен выполняться так, чтобы не возникала вертикальная или горизонтальная качка, т. е. неустойчивость изображения. С этой целью тележка, на которой установлен съемочный аппарат, должна передвигаться по специальным рельсам или по идеально выровненной поверхности. Недопустима какая-либо тряска, если только она не должна имитировать езду по плохой дороге или что-либо аналогичное. Кадры, снимаемые движущейся камерой, могут следовать один за другим, не нарушая нормальный темп повествования. Таким способом начинается, например, известный французский полнометражный документальный фильм «Америка глазами француза». Камера, находящаяся в автомобиле, снимает спереди, сбоку, сзади, знакомя зрителя с характерным ландшафтом страны. Это длительное движение ускоряет развитие действия и одновременно позволяет, охватив большие пространства, познакомить зрителя с их особенностями. Цветная съемка красочного пейзажа дает интересное объемное решение окружающего пространства. Фильм заканчивается также кадрами, снятыми с движением камеры. Наезд служит для выделения чего-то общего в главной части, на которой постановщик хочет сосредоточить внимание зрителя. Это может быть какая-либо деталь (прием часто используемый в научно-популярных фильмах) или персонаж, являющийся в данный момент нитью действия. В кульминационных сценах наезд часто применяют для показа крупным планом лица героя, что дает зрителям возможность следить за его мимикой. Наезд должен выполняться плавно и практически незаметно, чтобы создать эффект обычного рассматривания, когда человек постепенно подходит все ближе и ближе к объекту, не отдавая себе в этом отчета. Только из драматургических соображений наезд может быть сделан более быстрым или даже очень быстрым для соответствующего воздействия на зрителя. Быстрые наезды часто применяются в сценах катастроф. Задачей отъезда, наоборот, является включение в действие дополнительных элементов окружения, расширение места действия или отдаление его, что иногда бывает нужно при окончании сцены, эпизода или фильма. Отъезд ослабляет внимание зрителя, заставляя его следить одновременно за большим участком пространства. Наезд и отъезд являются одинаково хорошей формой смены кинематографических планов с более общих на более крупные, и наоборот. При этом выбор исходного плана зависит от создавшегося положения, развития конфликта или описания действия. Нужно, однако, еще раз подчеркнуть необходимость осторожного использования этих приемов, так как злоупотребление ими говорит о плохом вкусе.
ДВИЖЕНИЕ И ВРЕМЯ
Техника кинематографа позволяет осуществить единственные в своем роде манипуляции с движением, которое может быть изменено простыми способами по отношению к имевшему место в действительности. Только с помощью кинематографа можно увидеть полет пули или раскрытие бутона цветка. Такие приемы научно-познавательного характера имеют также и драматургическое значение, позволяющее достигнуть удивительных результатов. В кинематографе можно использовать движение ускоренное, замедленное, обратное или задержанное. Каждый из этих видов может применяться для самых различных целей. Ускоренное движение получается в результате выполнения съемок с частотой меньшей, чем нормальная частота кинопоказа в 16 или 24 кадр/с. Известно, что ускорение движения увеличивает его выразительность. Так можно убыстрить движение поезда, создать сумасшедший темп соревнования или погони. Однако нельзя применять прием ускорения движения при съемке живых существ, так как это вызывает комический эффект. Это допустимо только в тех случаях, если создание такого гротеска входит в постановочную задачу. Для фиксации некоторых очень медленно протекающих процессов можно применять покадровую съемку, выполняемую с определенными интервалами времени. С использованием этого приема снимают многие научно-популярные, инструктивные и технические фильмы. Замедленное движение можно получить обратным путем, т. е. снимая с частотой, большей чем 24 кадр/с. Предел возможного повышения частоты съемки зависит от типа применяемого аппарата. Наибольшая частота съемки, встречающаяся в любительских кинокамерах, обычно не превышает 64 кадр/с. Замедление движения позволяет рассмотреть его отдельные фазы: например, элементы выполнения прыжка с трамплина, положение ног в беге зверей, изменение формы падающей капли воды и т. д. Этот прием в некоторых случаях может дать определенный эффект и для создания настроения. Часто приводят пример использования замедленного движения в фильме Дювивье «Ее первый бал», где вальс, выполняемый в замедленном темпе, в воспоминаниях главной героини фильма создает поэтическое меланхоличное настроение. Замедление движения при других обстоятельствах может служить для подчеркивания ненормальности, поскольку приводит к несоответствию с обычным течением известных явлений. Обратное движение — это не что иное, как пущенная в обратном направлении кинопленка, в результате чего все действия происходят в обратной последовательности, стремясь к исходному положению. Таким образом, съеденное блюдо возвращается в тарелку, выпущенная стрела — на тетиву лука, а разбитая скульптура возвращается в первоначальное состояние. Использование этого приема может быть разнообразным и дает комический или метафорический результат. Изменение направления движения часто применяется при проведении съемок в опасных условиях. Этим способом можно, не угрожая жизни актера, сиять эпизод наезда быстро идущего поезда, не устанавливая камеру сбоку, что ослабляет эффект (рис. 3). Делается это так: при пониженной частоте выполняется съемка поезда, отъезжающего задним ходом от камеры, установленной на железнодорожной колее в перевернутом виде (вверх «ногами»). При проекции зрители в ужасе увидят наезжающий на них поезд, от которого нет никакого спасения. Кинематографическая техника дает неограниченные возможности для выполнения удивительных эволюции и показа опаснейших положений. Наилучшим примером являются единственные в своем роде съемки извержения вулкана во французском документальном фильме «Встреча с дьяволом», в которых были использованы телеобъективы и применены некоторые манипуляции с частотой съемок. Задержанное движение — «стоп-кадр» — основывается на остановке какого-либо кадра на нужное время для достпжения задуманного эффекта. Такой прием можно использовать для подчеркивания какой либо детали, например гримасы лица или жеста оратора, столкновения двух автомобилей, грозно нависшего над землей гриба атомного взрыва. Задержка движения в комедиях применяется в юмористических целях, в научно-популярных фильмах для улучшения восприятия, а в художественных — как выразительное средство.
Рис. 3. Съемка с обратным движением Этот эффект достигается многократным повторением на трюковом столе или специальном копировальном аппарате выбранного кадрика. Можно его получать и пересъем-коп фотографии, сделанной с выбранного кадра негатива. Этим же способом можно «оживить» фотографии из семейного альбома, что может быть использовано как прием в отдельных фильмах. УСТАНОВКА КАМЕРЫ
Каждый кадр может быть снят с большого количества различных точек, но только одна из них является наилучшей по изобразительному решению в данном конкретном случае. Это будет точка, в которой камера установлена не только на нужном расстоянии от объекта съемки, но и под соответствующим углом. Из фотографии известны закономерности перспективы и ее изменения, зависящие от углов зрения объективов. Они могут влиять на характер фотографического изображения, вызывать искажения формы, доходящие иногда до недопустимых пределов. От установки камеры под нужным уголом зависит эмоциональное качество кадра, положение персонажей или предметов в конкретной обстановке. Отрабатывая композицию очередного кадра, необходимо принимать во внимание эти обстоятельства. Рассмотрим результаты, получаемые при различных точках зрения камеры. Чаще всего съемка ведется при установке камеры на высоте, обеспечивающей нормальную перспективу, что соответствует высоте, с которой человек обычно рассматривает окружающий его мир. При этой точке зрения в киноизображении передаются действительные пропорции и перспективные соотношения. В зависимости от объектива камера охватывает своим полем зрения определенный строго ограниченный участок пространства. При съемке «с рук» камера находится на высоте глаз, при съемке со штатива — несколько ниже, приблизительно на высоте груди мужчины. При съемке детей или небольших животных близко расположенной камерой ее нужно ставить ниже, чтобы излишний наклон не деформировал пропорций. В кадрах с участием детей камеру устанавливают на уровне высоты их глаз или на расстоянии одного метра от поверхности земли. В некоторых случаях применяется установка камеры почти на уровне пола, что соответствует так называемой «лягушечьей перспективе». Этот прием увеличивает снимаемый объект, который будет казаться больше, чем он есть в действительности. С эмоциональной точки зрения такие кадры создают впечатление величественности и значимости снятых объектов. Так смотрят верующие на высоко поднятую икону, так подданные глядят на властелина, возвышающегося на своем троне. Известную опасность для оператора представляют высокие здания, которые при несоответствующем угле съемки получаются с искаженными пропорциями, т. е. падающими. Такие здания следует снимать с больших расстояний, устанавливая камеру в стороне от линии, перпендикулярной к оси здания, а лучше всего со стороны углов, что дополнительно подчеркивает объемность (рис. 4 а и 4 б). Наиболее целесообразно применять для этой цели длиннофокусные объективы. При высокой установке камеры (так называемая «птичья перспектива») в поле ее зрения попадает значительный участок пространства, что позволяет показать на большой площади толпу народа, познакомить зрителя с топографией местности, на которой развивается действие. Так снимаются некоторые батальные сцены, демонстрации, походы, спортивные выступления; в этом случае получаются эффектные кадры, дающие правильное представление о происходящих событиях.
Рис. 4а. Съемка с точки, перпендикулярной оси здания, создает впечатление плоскостности Рис. 46. Съемка с угловой точки подчеркивает объемность здания
Человек, показанный сверху среди открытого пространства, кажется в нем потерянным, а сфотографированный с точки, находящейся выше его, получается с уменьшенными пропорциями. Могучий Голиаф, снятый сверху, казался бы слабым по сравнению с маленьким Давидом, показанным с «лягушечьей перспективы». Рациональное использование особенностей перспективных сокращений всегда дает желаемые Изобразительные результаты. Однако их нужно применять осмотрительно и только в драматургически обоснованных ситуациях, помня о художественно-композиционном качестве кадра. Оперируя неосмотрительно этими средствами, легко обезобразить внешность героя. Кроме того, применяя крайние перспективные положения камеры, следует учитывать специфические особенности различных объективов. Производя съемки в помещении, не следует в одном эпизоде применять объективы различного фокусного расстояния, так как на экране это создаст впечатление сокращения или увеличения размеров помещения. В очень тесных помещениях, в которых нет возможности найти для камеры достаточно удаленную точку, чтобы снять кадр с нужным охватом пространства, следует применить широкоугольный объектив.
Рис. 5. Точки установки киноапаратов; 1, 2, 3, 4 — правильные — кадры будут монтироваться; точка 5 — неправильная Важное значение для изобразительного качества фильма имеет применение съемочных точек, способствующих повышению выразительности кадра. Без сомнения более интересным будет кадр, еще не встречавшийся в других фильмах. Находки такого рода свидетельствуют о художественной индивидуальности оператора и обогащают фильм. Однако даже самые интересные по форме приемы ни в коем случае не должны применяться за счет существа содержания. При частых изменениях точки установки камеры необходимо предварительно детально ознакомить зрителя с местом развития событий и тем самым обеспечить ему возможность безошибочной ориентации. В связи с этим следует напомнить о недопустимости пересечения оператором так называемой оси действия. Этой осью является воображаемая прямая линия, соединяющая персонажей, участвующих в действии, на съемочной площадке. Она делит на две части площадь, на которой развивается действие. Камера, движущаяся по одной из этих частей, может занимать любое положение в пределах 180°. Пересечение оси действия может дезориентировать зрителя в расположении действующих лиц илипредметов, показываемых в связанных между собой очередных кадрах. Это правило можно пояснить следующим примером (рис. 5). В соответствии со сценарием нужно показать в последовательыых кадрах двух разговаривающих между собой людей, снимая их поочередно через спины то одного, то другого. Место установки аппарата может быть выбрано в этом случае либо по одной, либо по другой стороне оси действия, но ни в коем случае не пересекая ее, так как это вызвало бы впечатление изменения взаимного положения актеров: левый оказался бы справа, а правый — слева. То же самое относится и к движущемуся автомобилю (рис. 6), снятому в следующих друг за другом кадрах. Если нужно показать автомобиль, проезжающий по улице и потом удаляющийся, камера всегда должна снимать эти кадры с одной и той же стороны от оси движения автомобиля.
Рис. 6. При указанных точках установки киноаппаратов относительно движущегося объекта монтируются только планы точек 1 и 3 или 3 и 4; не монтируются планы точек 1 и 4, 2 и 3 Пересечение оси допустимо только при движении камеры во время съемки кадра, например при объезде объекта съемки по кривой, так как в этом случае зритель следит за ее движением и хорошо ориентируется в обстановке. Если в каком-либо эпизоде имеется несколько осей действия, что бывает при групповых сценах, и они могут пересекаться между собой, то камера не должна пересекать ту из них, которая соединяет персонажей, привлекающих особое внимание зрителя в момент перехода к следующему кадру.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|