ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ГЛАВА VIII. КЛЕИТЬ ИЛИ МОНТИРОВАТЬ?
Закончились съемки, материал после обработки в лаборатории у нас в руках. С нетерпением, вызываемым желанием увидеть, как все получилось, собираемся на первый просмотр. На экране появляются знакомые места, лица, предметы. Иногда проскакивают засвеченные концы. Кадры, снимавшиеся не в сюжетной последовательности, создают неразбериху. Имея в памяти содержание снятого фильма, стараемся сравнивать с ним отдельные кадры, оценивая их соответствие замыслу. Перед нами фильм, разложенный на элементы, одни из них готовы, другие еще требуют шлифовки. Это напоминает детскую игрушку-картинку, разрезанную на части, которую нужно сложить, подбирая друг к другу отдельные элементы изображения, и только после этого можно будет увидеть нечто целое и понять его содержание. Теперь наступил этап монтажа фильма. Если представить себе такой идеальный случай, что фильм снимался строго по рабочему сценарию с соблюдением длины отдельных кадров, предусмотренной в сценарии без запаса, то было бы достаточно склеить все кадры в предусмотренной последовательности и фильм готов. Однако технически и организационно это невыполнимо, так как в действительности отдельные кадры снимаются по нескольку раз, особенно с участием актеров. Кадры с так называемыми захлестами [Захлест выполняется продлением кадра, который должен соединяться на «движении» со следующим. Соответственно раньше начинается и тот следующий кадр. Этим предусматривается возможность точно в нужном месте соединить смежные кадры, отрезав лишние куски в процессе монтажа.] обеспечивают точное соединение их при монтаже со следующими кадрами. Кроме того, некоторые кадры могут по разным причинам потребовать включения перебивок, что определяется еще и необходимостью создания нужного ритма изображения. Все это подтверждает, что монтаж является обязательным этапом в производстве фильма, в значительной степени определяющим его художественную форму. Монтаж — это важное средство воздействия на зрителя, которое способствует лучшему пониманию фильма. Основы действия монтажа в полном смысле аналогичны особенностям восприятия человеком отдельных явлений в их логической последовательности. Однако монтаж по сравнению с механизмом естественного познания имеет одну дополнительную особенность. Монтаж может не только отражать действительность изобразительно-звуковыми средствами, но и легко ее преобразовывать, оперируя достаточно свободно категориями времени и пространства, не говоря уже о различных специальных возможностях, даваемых техникой комбинированных съемок. Нет большого преувеличения в утверждении, что монтаж — это существо фильма. Известнейшие создатели фильмов придают ему большое значение, полностью используя его возможности. Так, Всеволод Пудовкин в своей книге «О монтаже» писал, что, по его мнению, монтаж не основывается на соединении различных эпизодов в одну ленту, что для него монтаж прежде всего способ выражения основной идеи фильма. Просматривая в большом количестве любительские фильмы, часто с прискорбием убеждаешься в порче тематически хороших замыслов, выраженных в интересных кадрах, в результате неудачного монтажа, при котором теряется общий смысл, утрачивается ясность мысли. Легковесный монтаж предрешает и результат постановки. Поэтому на монтаж нельзя жалеть времени. Монтажу нужно учиться, а монтируя фильм, следует представить себе, как его будут воспринимать зрители. ЗАДАЧИ МОНТАЖА
Монтаж фильма должен решать ряд задач. Основной из них, имеющей несколько технический характер, является отбор и распределение снятого материала в соответствии с режиссерским сценарием или монтажным листом и исключение дефектных дублей и кадров. Далее монтаж должен придать всему нужный темп и обеспечить непрерывность и плавность изобразительного и звукового повествования. Это требует хорошего знания драматургических основ кинематографа и особенностей зрительского восприятия. Без этого можно допустить много монтажных ошибок, что приведет к плохой передаче замысла постановщика, воплощенного в снятом материале. Чтобы кинематографическое произведение имело достаточную силу воздействия на зрителей, волновало их, заставляло думать, оно должно быть предельно художественно выразительным и иметь четкое построение. Выполнение этих условий и есть драматургическая задача монтажа. Уже на основании режиссерского сценария можно судить, в какой степени это возможно сделать. Если драматургическая разработка темы не выполнена в стадии подготовки и не исправлена в период съемок, то даже самый лучший монтажер немного сможет сделать. Можно только попытаться исправить мелкие драматургические упущения или сгладить их. Ассоциативной задачей монтажа является такой подбор выразительных средств, при котором из взаимосвязи отдельных изображений или звуков в сознании зрителя возникают новые значения. В одном любительском фильме есть сцена, в которой герой, ожидая появления на свет ребенка, вдруг слышит шум пролетающего военного реактивного самолета, поднимает голову и с беспокойством следит за самолетом. Такой самолет может предвещать смерть для него и его семьи. При этом не звучит ни одного слова. Однако зритель совершенно однозначно понимает из сочетания изображений, подкрепленных дополнительно звуком, что герой беспокоится о будущем. Следует обратить внимание на использование звука для выявления или подчеркивания определенных ассоциативных выводов. Звук в той же степени, что и изображение может с успехом выполнять такие функции. При этом нет необходимости показывать сам источник звука, если он достаточно известен. Показ в кадре убегающего в страхе человека при звуке выстрелов, даже без показа стреляющего, достаточно ясно информирует о причинах бегства. Также шум проходящего поезда, проникающий внутрь помещения, свидетельствует, что оно находится вблизи железной дороги. Изобразительно-звуковые метафоры относятся к основным художественным средствам кинематографа. Их оригинальность и разнообразие говорят о качестве фильма и умении его постановщика. При монтаже фильма можно использовать следующие виды соединения кадров между собой: Склейка — соединение между собой двух кадров, чаще всего снятых в разных планах. Такая склейка оставляет монтажеру большую свободу в расположении имеющегося Материала, которая ограничивается только темой фильма и его драматургической конструкцией. Склейка на движении — соединение очередных кадров в порядке последовательности действия во время движения снимаемого объекта. Это может быть также продолжением движения, начатого в предыдущем кадре, например при переходе от одного по масштабу плана к другому. Вытеснение, затемнение, шторки — это фигуры, имеющие свойства знаков препинания, отделяющие более или менее выразительно отдельные фрагменты фильма. (Подробнее об этом говорилось в главе III.) Не очень опытные постановщики пытаются застраховаться от будущих трудностей в монтаже, поручая оператору снять многочисленные перебивки. Перебивки — это чаще всего короткие кадры, содержащие различные нейтральные элементы: детали обстановки помещения, в котором проходит действие, архитектурные детали на натуре, случайные прохожие и т. д. Если при монтаже не окажется промежуточного плана для соединения между собой кадров, в которых участвуют действующие лица, а непосредственное их соединение вызывает недопустимый скачок изображения, то вклеивается такая перебивка. Однако это не всегда дает желаемый результат, не говоря уже о вызываемом перебивками снижении темпа действия. Перебивки могут быть использованы также в тех случаях, если имеется длинный и в общем хороший кадр, но с каким-либо дефектом на отдельном небольшом участке (например, блик света, попавший в объектив, вздрагивание камеры и т. д.). Пропуск, появившийся после вырезки дефектного участка, можно заполнить соответствующей перебивкой, если нельзя заново снять весь этот кадр. Излишне длинные кадры со слабо выраженным внут-рикадровым движением можно несколько улучшить перебивками, делающими их менее монотонными. Перебивками являются также короткие кадры, показывающие лица болельщиков во время спортивных соревнований. Они заполняют пробелы, возникшие по таким причинам, как перемена положения камеры для показа соревнований с другой точки зрения, смена объектива и т. п. Подобного вида перебивки выполняют и драматургическую роль, показывая реакцию трибун и отдельных болельщиков. Они также могут позволить сократить общее время показа соревнования. Однако излишнее применение перебивок является плохой манерой и нарушает плавное течение повествования. Уже говорилось о темпе, который должен быть окончательно доработан в процессе монтажа. Этот темп определяется подбором длины следующих друг за другом кадров. Их длина зависит от ряда различных причин. Во-первых, от познавательного содержания кадра: короче показывается кадр с малым количеством деталей, дольше — в котором деталей больше, чтобы зритель успел их рассмотреть. Во-вторых, длительность кадра определяется игрой актеров и произносимыми ими диалогами. Нельзя прерывать кадр на половине какого-либо действия. Темп должен быть предусмотрен постановщиком при разработке сценария, а потом во время съемок. Аналогично обстоит дело с кадрами, снимаемыми с движением камеры. Скорость этого движения может устанавливаться только во время съемок. В-третьих, длина кадра может зависеть от вида снимаемого плана. Далекие общие, даже статичные планы требуют большей длительности показа: более близкие планы могут быть соответственно короче. Главным является то, чтобы закончить кадр в момент, когда его содержание уже воспринято зрителем и дальнейшее продолжение угрожает затянутостью и скукой, что считается наибольшим недостатком всякого искусства. Скука убивает прортзведение — говорится не без основания. Использование в фильме особенностей ритма необычайно существенно с точки зрения его воздействия на зрителей. Ритмом изображения можно создать спокойное настроение или акцентировать динамику, усыплять или возбуждать чувства и напряжение. Этому благоприятствует большая свобода в обращении с пространством и временем в кинопроизведениях. В конце рассуждений о ритме следует еще подчерк-путь, что он строится несколько иначе в немых фильмах, где господствует изображение, чем в звуковых, где ритм определяется длительностью диалога или сопроводительного комментария.
МОНТИРУЕМ ФИЛЬМ
Познакомившись вкратце с основами киномонтажа можно приступить к решению отдельных задач, возникающих в период монтажа фильма в их производственной последовательности. Поэтому первой работой будет просмотр всего снятого материала и его оценка. Даже если есть ручное устройство для просмотра, материал нужно обязательдо просмотреть на экране с кинопроектора, на котором его можно продемонстрировать с той частотой, с какой он снимался (16 или 24 кадр/с). Материал можно просмотреть два или три раза, оценивая одновременно качество отдельных кадров как с точки зрения постановочной ценности, так и их технического качества. После просмотра следует сразу исключить кадры, испорченные вследствие неправильной съемки, ошибок актеров и т. д. Для этого нужно каждый рулон кинопленки разрезать на отдельные кадры, которые пронумеровать в соответствии с режиссерским сценарием и разложить в этой последовательности на рабочем столе. Если для этого нет места на столе, то можно в комнате, где производится монтаж, натянуть веревку и на ней развесить с помощью бельевых зажимов очередные кадры вместе с карточками, на которых написаны их номера. После этого следует заняться отбором лучших дублей. Тут может очень помочь настольное просмотровое устройство, на котором можно свободно еще несколько раз просмотреть каждый кадр, оценивая композицию, плавность движения камеры, исполнение ролей участниками, фотографическое качество и т. д. Выбранные дубли оставляют, а остальные сохраняют в своем архиве, описав их содержание. Некоторые из них могут в дальнейшем пригодиться, хотя бы как перебивки для других фильмов. Имея отобранный и разложенный в соответствии с последовательностью эпизодов и сцен материал, приступают к склейке кадров между собой, при этом еще не определяется окончательная длина отдельных кадров. Это будет первый вариант монтажа фильма, который следует просмотреть на экране, чтобы правильно ориентироваться в его форме, уже приближающейся к окончательной, и очередности развития событий. Только после просмотра можно будет составить представление о правильности принятой структуры и темпе, в котором развивается действие, проверить соответствие примененных переходов между кадрами и сценами, подумать над будущим звуковым оформлением. В некоторых фильмах может оказаться нужным иметь несколько более длинные отдельные кадры из-за продолжительности звукового комментария, поясняющего происходящие события, как это часто бывает в научно-популярных и инструктивных фильмах. Это может оказаться необходимым для окончания музыкальной фразы или какого-нибудь звукового эффекта. Кинолюбители, снимающие на обращаемой пленке, должны считаться с тем, что урезанный один раз кадр уже нельзя удлинить, не вызвав скачка в изображении. Такая возможность есть только при съемке на негативной кинопленке. В этом случае можно доклеить — удлинить кадр в рабочей копии куском чистой кинопленки, чтобы потом при монтаже негатива учесть эту разницу, если в негативе был запас. После такого просмотра уже можно приступать к окончательному монтажу. Подгоняют друг к другу последующие кадры, подрезая их, если они длинны, в начале или конце. Там, где нужно, вставляют кадры-перебивки. Перебивка может иметь от 10 до 20, а иногда и меньше кад-риков. Достаточно, чтобы ее смысл дошел до сознания зрителя, слившись с существом всей сцены. Излишне затянутые статичные кадры гораздо более опасны, чем длинные кадры с динамичным действием. Естественно, что каждая перебивка должна быть по смыслу тесно связана с содержанпем монтируемого эпизода. Лучше всего, если это будет какая-либо деталь, встречавшаяся в одном из предыдущих общих планов. Перебивка также должна отвечать общей тональности изображения. Особое внимание нужно уделять переходам от одного кадра к другому на движении. Лучше всего, чтобы такой переход проходил в первой или последней фазе движения. Так, например, в сцене поднятия тоста одним из участников банкета первый кадр, снятый общим планом, представляет собравшихся вокруг стола. При этом центральным персонажем является человек, который потом подымает тост, встав с бокалом в руке. Следующий кадр, снятый средним планом, укрупняет его, выделяя из окружения, но показывает сначала еще сидящим, а потом — когда он встает с бокалом в руке и произносит свой тост. Заканчивается сцена крупным планом стоящего с бокалом в руке. Соединение кадров в момент начала вставания героя с места с точки зрения монтажа не будет удачным. Значительно лучше выполнить его, когда герой поднимется с места или, уже стоя, поднимает бокал. При монтаже таких кадров обязательно нужно просмотровое устройство, позволяющее остановить изображение на любом кадре для выбора наиболее подходящего для перехода места. Выбранное место отмечают специальным пленочным карандашом со стороны основы кинопленки. Такая же отметка делается и на соседнем кадре. После этого, сложив два соединяемых кадра так, чтобы совместились отметки, легко увидеть на просвет, в одинаковых ли фазах движения находятся эти участки кадров. Потом отрезают два-три кадрика от кадра с более крупным планом, чтобы избежать впечатления повторения части движения. Такие соединения должны выполняться точно с проверкой полученного результата на экране. Даже небольшая разница в характере жеста или движения в соединяемых кадрах может вызвать «скачок» в изображении. Мы часто видим такие «скачки» в кинотеатрах, показывающих старые кинофильмы, в которых из-за обрывов было вырезано по нескольку кадриков. Монтируя фильм, нужно также обращать внимание на соответствие направления движения. Об этом говорилось подробно в главе VI. Здесь нужно дать только некоторые советы на «черный день», когда встретятся кадры с несоответствующим направлением движения, что может случиться при использовании архивных материалов, а обстоятельства требуют их использования. В крайнем случае можно вклеить один из таких кадров наоборот, т. е. стороной основы вместо эмульсии. Правда, это даст на экране временное впечатление иерезкости изображения, но лучше это, чем дезориентация зрителя в развитии действия. Лучше пойти на меньшее зло, если нет другого выхода. И вот фильм смонтирован. К нему нужно подклеить надписи с названием фильма и фамилиями постановщиков, а также пленочный ракорд на начало, чтобы предохранить фильм снаружи и обеспечить его зарядку в кинопроектор без потери первых кадров изображения. Длина надписей должна быть достаточной для свободного прочтения. Принимается приблизительно одна секунда на слово, а для заглавий это время удваивается. Итак, закончен фильм в немом варианте. Если кинолюбитель хочет на этом остановиться, что иногда бывает при фильмах на семейную тематику, то все готово для первого показа приглашенной публике. Однако чаще всего для более широкого показа фильм требует озвучения. Современный кинозритель привык не только видеть, но и слышать. Только сумма визуального и звукового впечатлений может обеспечить правильное восприятие фильма и удовлетворить зрителя, если кинокартина окажется ему по вкусу. Работа постановщика должна быть еще продолжена.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|