Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Центральные издания для детей и их история.




Практические занятия №46-47 (2 часа). Анализ альманахов-ежегодников «Круглый год», «Звездочка».

Задание: познакомьтесь с альманахами, предложенными преподавателем, напишите анализ по плану.

План анализа журнала:

1) Выходные данные, адресат.

2) Структура издания. Постоянные разделы.

3) Иллюстрация, полиграфия.

4) Рекомендации к чтению.

5) Воспитательное значение журналов.

6) Собственные впечатления.

Практическое занятие №48 (1 час). Анализ журнала “Детская литература” и современных местных изданий.

Задание: познакомьтесь с журналами, предложенными преподавателем, напишите анализ по плану.

План анализа:

1) Выходные данные, адресат.

2) Структура издания. Постоянные разделы.

3) Иллюстрация, полиграфия.

4) Рекомендации к чтению.

5) Воспитательное значение журналов.

6) Собственные впечатления.

 

* Дополнительный материал: познакомьтесь с сайтом журнала «Мурзилка»: www.murzilka.org.

1) Оцените информационную насыщенность сайта.

2) Назовите разделы сайта, их содержание.

3) Оцените оформление сайте, его доступность и понятность посетителю.

4) Выскажите собственные впечатления о сайте.


Приложение 1

1) На дыхание:

a. Встать. Плечи развернуть, голову держать прямо. Одну руку положить на диафрагму, другую – на ребра. Глубокий вдох на счет «раз», задержка дыхания и выдох плавным счетом от 1 до 5.

b. И.П. то же. На счет 1-2 – глубокий вдох, на счет «раз» задержка дыхания и на выдохе плавный счет вслух от 1 до 10. Затем добрать воздух и продолжать счет до 15, еще добрать и считать до 20, 25 и 30. Считать надо спокойно, ровно, не снижая голоса, так, чтобы в легких всегда оставался запас воздуха.

c. И.П. то же. Глубокий вдох на счет от 1 до 3, задержка воздуха на счет «раз», медленный, плавный выдох на звуках «ф», «с», «ш» сначала по отдельности, а затем вместе.

2) На голос:

a. Сесть, плечи развернуть, голову держать прямо. Сделав глубокий вдох произнести плавно и протяжно поочередно согласные звуки [м], [л], [н]: ммм… ллл… ннн…

b. И.П. то же. К согласным звукам поочередно прибавить гласные и, э, а, о, у, ы, произнести плавно и протяжно:

Мми, ммэ, мма, ммо, мму, ммы;

Лли, ллэ, лла, лло, ллу, ллы;

Нни, ннэ, нна, нно, нну, нны.

c. И.П. то же. Произнести звуки ми, мэ, А, мо, му, мы, делая короткие паузы между ними. Сначала произнести равномерно, затем – убыстряя к концу, в третий раз – замедляя.

3) На дикцию:

a. Артикуляционная гимнастика: для губ, языка, нижней челюсти;

b. Вдох, пауза, на выдохе с короткими паузами после каждого звука произнести с энергичной артикуляцией сначала беззвучно, затем, постепенно убыстряя темп шепотом, тихо, громче и громко звуки: [а, о, у, ы, и, э], [е, я, ё, ю].

c. К каждому гласному звуку присоединяется согласный: бэ, ба, бо, бу, бы, би.

Произнесение скороговорок:

Ткет ткач ткань.

Проворонила ворона вороненка.

Осип охрип, Архип осип.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка губа была тупа.

Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

 


Приложение 2

Виды русских народных сказок

1. Сказки о животных 1) Название: «Заюшкина избушка» «Зимовье зверей» «Кот, петух и лиса» 2) Основная идея: Ум (смелость, трудолюбие) побеждают силу (лень). 3) Главные герои: а)традиционно положи-тельные (мышь, заяц, петух и т.д.) б) традиционно отрица-тельные (лиса, волк, медведь и т.д.) в) человек может присутствовать, но не бывает главным героем. 4)Художественные особенности: а) антропоморфизм; б) кумулятивность; в) антитеза; г) закон троекратного повторения; д) в основе сказок лежит диалог (очень мало описания); е) присутствуют стишки, песенки, приговорки. 5) Характеристика языка: Язык простой, доступный, эмоциональный, встречаются слова из устной народной поэти-ческой речи, устаревшие.   2. Волшебные сказки 1) Название: «Гуси – лебеди» «Морозко» «По-щучьему веленью» 4) Основная идея Острая борьба добра и зла (добро побеждает зло) 5) Главные герои: Чаще всего люди. А) традиционно положительные (Иван, царь, Василиса) б)традиционно отрица-тельные (нечистая сила) в) животные – волшебные помощники 4)Художественные особенности: а) волшебство присутст-вует обязательно; б) антропоморфизм; в) закон троекратного повторения г) антитеза; д) сюжет более развернутый (много-событийность); е) волшебные помощники (чаще всего животные); ж) волшебные предметы; з) много описания (внешний портрет, местность, интерьер, чувства) 5) Характеристика языка: Язык красочный, яркий, описательный, встречаются постоянные эпитеты, устойчивые выражения (Пример: Скоро сказка сказывается, Но не скоро дело делается.) Встречаются сказочные заклинания. 3. Сказки сатирико-бытовые 1) Основные темы: а) круг семейных отношений б)социальная несправедли-вость в) «людские пороки». 2) Название: «Каша из топора» 6) Основная идея: Высмеивается глупый, жадный, осуждается несправедливость. 7) Главные герои: Крестьяне, батраки, купцы, попы, кузнецы и т.д. 5) Художественные особенности: а) юмор; б) сатира; в) диалог; г) яркие события.  

Изобразительно-выразительные средства, используемые в русской народной сказке

Композиционные Стилистические
Антитеза – прием противопостав-ления, с помощью которого главный герой получает углубленную характеристику (герой – «лжегерой», герой – злонамеренные представители иного мира). Ретардация – замедление действия путем многократных повторов, концентрирует внимание слушателя на определенном моменте. Троичность – субъектная организация повествования; специфическое соотношение сил – 2:1 Параллелизмы: «…долго они ехали, коротко ли…» Символика: невеста-лебедь Гиперболы: «…и рос он не по дням, а по часам…» Тавтологии: «диво-дивное» Сросшиеся синонимы: грусть-тоска Постоянные эпитеты: серый волк Повторные приставки: повыжжено-поломано Уменьшительные и увеличительные суффиксы: головушка, избушка, глазищи

Приложение 3

Медведь – липовая нога (современный вариант)

Жили-были старик со старухой.

Посеяли они репку. Вот повадился медведь репку у них воровать. Старик пошел посмотреть и видит: много репы нарвано да разбросано кругом.
Воротился он домой и рассказывает старухе.

А она ему говорит:

— Да кто же репу нарвал? Если бы люди, так унесли бы. Наверное, это медведь проказит! Поди-ка, старик, покарауль вора!

Старик взял топор и пошел караулить на ночь. Лег под плетень и лежит. Вдруг приходит медведь и давай таскать репу — нагреб целое беремя и полез через плетень.

Старик вскочил, бросил в него топором и отрубил ему лапу. Сам убежал, спрятался.
Заревел медведь и ушел на трех лапах в лес.

Старик взял отрубленную лапу, принес домой:

— На, старуха, вари.

Старуха ободрала медвежью лапу, варить поставила, шерсть с кожи общипала, на кожу села и начала шерсть прясть.

Старуха прядет. А медведь сделал себе липовую ногу и пошел к старику со старухой.

Вот медведь идет, нога поскрипывает, он сам приговаривает:

— Скырлы, скырлы, скырлы,

На липовой ноге,

На березовой клюке.

Все по селам спят,

По деревням спят,

Одна баба не спит —

На моей коже сидит,

Мою шерсть прядет,

Мое мясо варит.

Старуха услышала это и говорит:

— Поди-ка ты, старик, запри дверь, медведь идет...

А медведь уже в сени вошел, дверь отворяет, сам приговаривает:

— Скырлы, скырлы, скырлы,

На липовой ноге,

На березовой клюке.

Все по селам спят,

По деревням спят,

Одна баба не спит —

На моей коже сидит,

Мою шерсть прядет,

Мое мясо варит.

В те поры старик со старухой испугались.

Старик спрятался на полати под корыто, а старуха — на печь, под черные рубахи. Медведь влез в избу, стал искать старика со старухой да и угодил в подполье.

Тут собрался народ, и убили медведя.

Медведь

(из сборника А.Афанасьева)

Жил-был старик да старуха, детей у них не было. Старуха и говорит старику: «Старик, сходи по дрова».

Старик пошел по дрова; попал ему навстречу медведь и сказывает: «Старик, давай бороться». Старик взял да и отсек медведю топором лапу; ушел домой с лапой и отдал старухе: «Вари, старуха, медвежью лапу». Старуха сейчас взяла, содрала кожу, села на нее и начала щипать шерсть, а лапу поставила в печь вариться.

Медведь ревел-ревел, надумался и сделал себе липовую лапу; идет к старику на деревяшке и поет:

Скрипи, нога,

Скрипи, липовая!

И вода-то спит,

И земля-то спит,

И по селам спят,

По деревням спят;

Одна баба не спит,

На моей коже сидит,

Мою шерстку прядет,

Мое мясо варит,

Мою кожу сушит.

В те поры старик и старуха испугались. Старик спрятался на полати под корыто, а старуха на печь под черные рубахи. Медведь взошел в избу; старик со страху кряхтит под корытом, а старуха закашляла. Медведь нашел их, взял да и съел.

 

Теремок

(из сборника «Воронежские народные сказки и предания» А. И. Кретова)

Терем-теремок, он не низок, не высок. Жила в нем муха-горюха. Шла по полю лягушка и нашла на теремок.

- Терем-теремок, кто в этом тереме живет?

- Я - муха-горюха. А ты кто?

- Я - лягушка-квакушка. Пусти меня ночевать.

- Входи.

Шла мышка-норушка и нашла на теремок.

- Терем-теремок, кто в этом тереме живет?

- Я - муха-горюха, я - лягушка-квакушка. А ты кто?

- Я - мышка-норушка. Пустите меня ночевать.

- Входи.

Шел петух, на все село певух:

- Рано встаю, песни пою, людям время говорю. Терем-теремок, кто в тереме живет?

- Я - муха-горюха, я - лягушка-квакушка, я - мышка-норушка. А ты кто?

- Я - петух - на селе певух. Пустите меня переночевать.

- Входи.

Шел по полю еж и набрел на теремок.

- Терем-теремок, кто в тереме живет?

- Я - муха-горюха, я - лягушка-квакушка, я - мышка-норушка, я - петух - на селе певух. А ты кто?

- Я - еж. Меня голой рукой не возьмешь. Пустите меня ночевать.

- Входи.

Когда еж вошел, стали они обсуждать, кто что умеет делать.

Муха говорит:

- Я летаю, плохой воздух собираю.

- А я, лягушка, могу пироги печь.

- А я, мышка, могу муку молоть.

- Я, петух - на селе певух, в полночь встаю, людям время говорю. Я за пирогами слежу, время тоже скажу.

- А я, еж, меня голой рукой не возьмешь, буду ворота сторожить. Пронюхала лиса, что в теремке есть петух: «Надо проникнуть туда и поживиться».

- Стала она спрашивать:

- Терем-теремок, кто в этом тереме живет?

- Я - муха-горюха, я - лягушка-квакушка, я - мышка-норушка, я - петух - на селе певух, я - еж, меня голой рукой не возьмешь.

- Пустите меня ночевать.

- Кто ты есть?

- Я - лисичка-сестричка.

Но они ей дверь не открыли.

Пошла лиса искать себе кума-волка, чтобы проникнуть в теремок. Встретились они с волком, и лиса ему рассказала про тот теремок, что есть там пожива - петушок. Волк обрадовался. И они пошли.

Пришли, стали опрашивать:

- Терем-теремок, кто в тереме живет?

- Я - муха-горюха, я - лягушка-квакушка, я - мышка-норушка, я – петух - на селе певух, я - еж, меня голой рукой не возьмешь. A ты кто?

- А я - волк, зубами щелк. Пустите меня.

- Таких-то мы не пускаем.

Значит, они пошли искать кума мишку. И они втроем пошли к теремку. Пришли и стали спрашивать:

- Терем-теремок, кто в тереме живет?

- Я - муха-горюха, я - лягушка-квакушка, я - мышка-норушка, я - петух- на селе певух, я - еж, меня голой рукой не возьмешь. А ты кто?

- Я - миша-медведь, не умею песни петь. А если вы не научите, по уху получите. Откройте мне дверь!

Но они его не пустили.

Лиса, волк и медведь переговорились и решили силой взять теремок.

Волк становится к двери, лиса - за волком, а медведь будет давить. Лиса - она и есть лиса. Как только медведь разбежался, она сразу в сторону отскочила. Медведь волка больно надавил - аж ребра захрестели. Но дверь как была, так и есть на месте. Мишка-медведь сказал:

- Полезу я под дверь лапой. Я их всех сгребу.

Ну, и он полез под дверь. А еж-сторож подкатился ему под лапу, миша и взревел не своим голосом, А они скорее с крыши лить ему воды в рот.

Миша выпростал свою лапу и так стукнул в дверь - аж закачался теремок. Они все в один голос:

- Подожди, Миша, не стучи, опрокинешь тесто в печи.

Лиса, волк и медведь ушли ни с чем. А жители теремка собрались и устроили на радостях пир на весь мир. Я там была, вино пила, по бородке текло, а в рот не попало.

 

Теремок

(современный вариант)

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка! А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка!

— Я, лягушка-квакушка!

— А ты кто?

— А я зайчик-побегайчик.

— Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

— Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— А ты кто?

— А я волчок-серый бочок.

— Иди к нам жить!

Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:

— Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

— Я, мышка-норушка.

— Я, лягушка-квакушка.

— Я, зайчик-побегайчик.

— Я, лисичка-сестричка.

— Я, волчок-серый бочок.

— А ты кто?

— А я медведь косолапый.

— Иди к нам жить!

Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.

— Да ты нас раздавишь.

— Нет, не раздавлю.

— Ну так полезай!

Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.

Принялись они брёвна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

 

Курочка Ряба

(современный вариант)

Жили-были дед да баба. Была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко, не простое - золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком задела, яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет: - Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!

 

Курочка Ряба (Черниговский вариант сказки в обработке А.Н.Толстого)

Жили-были дед да баба,

У них была курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Пестро, востро, костяно, мудрено,

– Посадила яичко в осиное дупелко,

В кут, под лавку.

Мышка бежала, хвостом вернула,

Яичко приломала.

Об этом яичке дед стал плакать,

Бабка рыдать, вереи хохотать,

Курицы летать, ворота скрипеть,

Сор под ногами закурился,

Двери побутусились, тын рассыпался,

Верх на избе зашатался…

А курочка ряба им говорит:

– Дед, не плачь, бабка, не рыдай,

Куры, не летайте,

Ворота, не скрипите, сор под порогом,

Не закуривайся,

Тын, не рассыпайся,

Верх на избе, не шатайся,

Снесу вам еще яичко:

Пестро, востро, костяно, мудрено,

Яичко не простое – золотое.

 


Приложение 4

1) Тренировка добора воздуха:

Представим, что едем на лыжах, в руках лыжные палки. Ноги вместе. Слегка попеременно отталкиваясь палками, скользим все быстрее. На счет: раз! Два! (вслух) – оттолкнулись, сначала одной, потом другой рукой, слегка приседая. На счет: три, четыре – (мысленно) – вдыхаем, при этом продолжаем отталкиваться. Счет: пять, шесть – вслух, семь, восемь – мысленно.

А теперь непрерывно, без пауз считаем все цифры вслух, убыстряя бег, ускоряя движение, глубже приседая, быстрее считая. Дыхание при этом не задерживаем. Автоматически берем вдох.

2) Упражнение «гекзаметр»:

возьмите одно произведение фольклора и прочитайте вслух на одном дыхании без пауз одну строчку. Затем, также без пауз, на одном дыхании читайте две строчки – эту же и следующую и т.д.

Березонька скрип, скрип,

Моя доченька спит, спит…

Моя доченька уснет –

Ее сон унесет,

Унесет ее в садок,

Под малиновый кусток,

А малинка упадет,

Дочке в ротик попадет.

Малинка сладенька,

Спи, дочка маленька,

Березонька скрип, скрип,

А доченька спит, спит…

3) Наращивание слов в предложении.

Весна красна, на чем пришла?

На жердочке.

На жердочке, на бороздочке.

На жердочке, на бороздочке, на овсяном колосочке.

На жердочке, на бороздочке, на овсяном колосочке, на пшеничном пирожочке.

4) Произносить считалочку в умеренном темпе, равномерно распределяя выдох на порции по три слова.

Как на горке, на пригорке (вдох)

Стоят тридцать три Егорки (вдох)

Один Егорка, два Егорка (вдох)

Три Егорка, четыре Егорка (вдох)

- Чтение стихотворений.

Среди белых голубей (вдох)

Вот летает воробей (вдох)

Откликайся, не робей (вдох)

Вылетай – А, воробей!

 

Приложение 5

1) Заочная экскурсия – является важнейшим средством изучения биографии. Заочная экскурсия вызывает интерес учеников, содействует развитию их творческого воображения, непринужденно знакомит со сложными вопросами.

Чтобы заочная экскурсия реализовала возможности, заложенные в ней, необходима углубленная работа по ее подготовке. Составление сценария заочной экскурсии – дело сложное, кропотливое и длительное. Подготовка заочной экскурсии требует ознакомления с мемуарами и другими документами эпохи, с письмами, дневниками и произведениями писателя. Тщательно должен быть отобран и подготовлен зрительный материал. Рисунки, картины, различные кадры и планы, фотографии – все это поможет оживить прошлое, сквозь современный облик мысленно увидеть черты времени, в которое мы погружаемся. Очень важен и звуковой фон экскурсии (любимые произведения писателя, романсы, написанные на стихи поэта).

Следует помнить, что:

- положительным качеством заочной экскурсии является работа творческого воображения учащихся;

- заочную экскурсию возможно проводить тогда, когда учащиеся уже знакомы в какой-то мере с творчеством и личностью писателя;

- для заочной экскурсии опасна излишняя детализация;

- заочная экскурсия должна дать представление об облике писателя, показать «жизнь лица», отражение характера и мыслей в портрете;

- учащиеся должны понять, какие стороны характера вызваны обстановкой его жизни.

Примером биографии поэта, подготовленной в виде заочной экскурсии, может являться путешествие в Михайловское.

2) Хронологическая таблица – сведения о писателе, представленные в формате дата / событие. Лучше оформлять в виде таблицы, например, биография В.А.Жуковского:

Дата Событие
29 января 1783г Родился в селе Мишенском, в 3 верстах от города Белёва, Тульской губернии. Отцом его был помещик Аф. Ив. Бунин, матерью - пленная турецкая девушка. От своего восприемника, бедного дворянина Андрея Григорьевича Жуковского новорожденный получил свое отчество и фамилию.
1794 г. Был исключен из тульского народного училища «за неспособность». После этого проживал в Туле, в семье своей крестной матери Юшковой, одной из дочерей Бунина. Общество Жуковского составляли исключительно девочки, что способствовало еще большему развитию природной мягкости его характера.
1797-1801 гг. Поступает и учится в московском благородном университетском пансионе.
1798г. В пансионе возникает особое литературное общество - Собрание, первым председателем которого становится Жуковский.
1797 - 1801 гг. напечатаны: "Майское утро" (1797), "Добродетель" (1798), "Мир" (1800), "К Тибуллу" (1800), "К человеку" (1801)

 

3) Интересный случай из детской и взрослой жизни писателя – данный вид рассказа об авторе чаще всего используется на вступительных занятиях при знакомстве с новым писателем в начальной школе.

Примером рассказа является отрывок из биографии И.А.Крылова.

И.А.Крылов поселился с родителями в Твери в 1774 году. Несмотря на материальные затруднения, Крылов с детских лет приобщился к наукам, языкам, музыке. Его любимым инструментом стала скрипка. За несколько лет юный Крылов добился виртуозного мастерства, познал историю европейского музыкального искусства.

А.К.Жизневский писал: "Как сын бедных родителей, Крылов рано познакомился с действительною жизнью, рано начал сталкиваться с людьми. С детства любил он бродить по городу, все закоулки и улицы Твери были ему известны, и всюду он имел товарищей. Он посещал народные сборища, торговые площади, качели и кулачные бои, где толкался между пёстрою толпою".

В Твери у юного Крылова зародилась любовь к театру. Он смотрел драматические представления, шедшие в Тверской духовной семинарии, ходил на диспуты, бывал там, где звучал хор, играл духовой оркестр.

Художественная атмосфера столицы, её насыщенный событиями музыкальный мир увлекли молодого Крылова.

Талант И.А.Крылова был поразительным. Он писал трагедии, комедии, басни, любовные стихотворения и оперные либретто.

4) Яркое слово о писателе – воспоминания современников и других талантливых людей о писателе. Данный вид биографий чаще всего используется учителями средней школы, но возможно подбирать рассказы и для учеников начальной школы. Например, воспоминания внука К.И. Чуковского Евгения Чуковского: «Слово Дед здесь всюду написано с большой буквы, потому что так писали в его доме с тех пор, как он стал Дедом.

Когда мне было четыре с половиной года, Дед стал учить меня грамоте. Букваря у него не было, и никаких книжек он мне не давал. Зато на столе возвышалась прекрасная пишущая машинка Smith Premier модели 1916 года.

Из нее торчали черные и белые кнопки. Черные сверху, белые снизу. Потому что большие буквы располагались отдельно от маленьких.

И Дед начал мое обучение с помощью этого великолепного инструмента.

Сначала он сообщил мне, что буквы делятся на гласные и согласные. И, шлепая пальцем по клавишам, показал, как выглядят А, Е, О, У и даже Э оборотное.

Через несколько дней настала очередь согласных. Только букву Я да букву Ы Дед от меня утаил. Я выучил всю азбуку без этих букв. И пустил свои знания в ход.

Первое в моей жизни послание было адресовано бабеньке и гласило: «Еа пошол гулеать».

 


Приложение 6

Ф.И.Тютчев

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

 

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё — простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

 

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле…

- Почему осень названа «первоначальной»?

- Сколько по времени примерно продолжается золотая осень?

- Опишите картину золотой осени.

- Что значит «день хрустальный».

- Лучезарный – это какой вечер?

 

- Какой художественный прием использован при описании сенокоса?

- Какую картину видит лирический герой после сенокоса?

- Что напоминает лирическому герою волос паутины?

- Почему борозда названа праздной?

 

- Представьте следующую строку: «Пустеет воздух, птиц не слышно боле…». Почему герой не слышит пения птиц, если они еще не улетели в теплые края?

- Как вы понимаете строку «…чистая и теплая лазурь…»?

 

Словесное рисование.

Прочитав стихотворение Ф.Тютчева, я представила картину бабьего лета со всей красотой обряженных в золотистые уборы деревьев, густыми серебристыми облаками и стройностью журавлиного клина, который держит путь в южные края. Осень еще не вступила в свои права, однако ее приближение ощущается с каждым дуновением ветра. Эта удивительная пора в народе именуется бабьим летом – последним теплым подарком природы, которая готовится к зимней спячке. В по-летнему жарких днях уже, тем не менее, чувствуется явственное дыхание осени. О ее приближении свидетельствует «паутины тонкий волос», который блестит в борозде давно уже убранного поля, а также необыкновенный простор и тишина, которыми наполнен воздух. Даже «птиц не слышно боле», как это бывает ранним летним утром, так как пернатые создания заняты подготовкой к предстоящим холодам. Это время – период подведения итогов и переосмысления жизненных ценностей.


Приложение 7

Н.А.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

В августе, около Малых Вежей,

С старым Мазаем я бил дупелей.

Как-то особенно тихо вдруг стало,

На небе солнце сквозь тучу играло.

Тучка была небольшая на нем,

А разразилась жестоким дождем!

Прямы и светлы, как прутья стальные,

В землю вонзались струи дождевые

С силой стремительной... Я и Мазай,

Мокрые, скрылись в какой-то сарай.

- Почему рассказчик оказался около Малых Вежей?

- Как изменилась погода?

- Где спрятались от дождя герои?

 

Дети, я вам расскажу про Мазая.

Каждое лето домой приезжая,

Я по недели гощу у него.

Нравится мне деревенька его:

Летом ее убирая красиво,

Исстари хмель в ней родится на диво,

Вся она тонет в зеленых садах;

Домики в ней на высоких столбах

(Всю эту местность вода понимает,

Так что деревня весною всплывает,

Словно Венеция).

- Что мы узнали о деревне, где проживает Мазай?

- Почему рассказчик сравнивает деревню с Венецией? Для чего дома в ней построены на высоких столбах?

 

…Старый Мазай

Любит до страсти свой низменный край.

Вдов он, бездетен, имеет лишь внука,

Торной дорогой ходить ему - скука!

За сорок верст в Кострому прямиком

Сбегать лесами ему нипочем:

- Что мы можем сказать о самом Мазае?

- Что значит выражение «торная дорога»?

 


Приложение 8

Рецензия — это письменная работа, посвящённая критике того или иного творческого объекта, будь то рассказ, картина или фильм. Рецензия может быть как объективной (научная рецензия, основанная на научных фактах и не подлежащая сомнению), так и субъективной, основанной на личных впечатлениях, например, о прочитанном произведении.

Пример рецензии на произведение Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».

Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» (1792), безусловно, стала новым словом в русской литературе. Тема произведения - любовь крестьянской девушки к дворянину – была, конечно, не нова и много раз использовалась до Карамзина, но у этого писателя она получила принципиально новое решение.
Трагическая история бедной Лизы, соблазненной и обманутой богатым аристократом Эрастом, раскрывается писателем, прежде всего, в психологическом, нравственном ключе. Головной идеей произведения становится мысль автора о том, что и «крестьянки любить умеют».
Карамзин заставляет читателя сопереживать своей «чувствительной» героине, помогает ему ощутить всю сложность ее душевного мира. Автор описывает Лизу как «прекрасную, любезную» девушку, которая рано осталась одна со «старушкою матерью» на руках. Чтобы не умереть с голоду, героине пришлось узнать, что такое тяжелая работа. Она «трудилась день и ночь - ткала холсты, вязала чулки, весною рвала цветы, а летом брала ягоды - и продавала их в Москве».

Именно в Москве Лиза нашла свое счастье, которое обернулось для нее настоящей трагедией. Карамзин описывает город как нечто противоположное чистому существу деревенской девушки, ее наивному и светлому взгляду на мир. В связи с этим пророческими становятся слова матери Лизы: «Ты еще не знаешь, друг мой, как злые люди могут обидеть бедную девушку! У меня всегда сердце бывает не на своем месте, когда ты ходишь в город…»

Совсем не знающая жизни героиня полюбила молодого дворянина Эраста. Молодой человек оказался очень настойчивым, но, в то же время, добрым, ласковым, внимательным. А этого так не хватала Лизе и ее больной матери! В конце концов, старушка благословила любовь дочери: «Ах, Лиза! Как он хорош и добр! Если бы жених твой был таков!»

Но мир зла - мир расчета и циничности – разрушил эти светлые отношения. Эраст, в очередной раз проигравшись в карты, решил жениться на богатой вдове. Он утверждал, что все также любит Лизу, но обстоятельства, увы, сильнее его.

Удар, нанесенной бедной героине, был настолько силен, что бедная девушка не смогла оправиться от него. И даже мысль о судьбе ее бедной матери не остановила героиню – настолько сильно было не желание умереть, не видеть ничего в этом мире, который потерял все свои краски после предательства Эраста: «Мне нельзя жить, - думала Лиза, - нельзя!.. О, если бы упало на меня небо! Если бы земля поглотила бедную!..». Исполнив в последний раз свой дочерний долг - передав матери деньги, Лиза бросается в пруд и погибает.

Нужно отметить, что, показывая гибель Лизы, автор отказывается от исследования причин ее несчастья, полагая, что в мире господствуют законы зла и несправедливости. История бедной девушки ценна, с его точки зрения, уже тем, что она располагает читателя к состраданию.

Таким образом, повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом сентиментального произведения в русской литературе. В ней автор на первый план вывел эмоциональную жизнь своих героев, их чувства и переживания. Кроме того, здесь наблюдаются начатки психологического анализа героев, обусловленность их характера средой.

 


Приложение 9

Заповеди детским поэтам К.И.Чуковского

1) «…стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность».

2) «…сюжет поэмы для малых детей должен быть так разнообразен, подвижен, изменчив, чтобы каждые пять-шесть строк требовали новой картинки».

3) «…словесная живопись должна быть в то же время лирична».

4) Повышенная музыкальность поэтической речи. Стихи должны быть текучими и плавными. Не допускайте большого скопления согласных в одной строчке.

5) Рифмы должны быть близко друг от друга (парные рифмы, изредка – перекрёстные). Почти во всех стихотворениях, сочинённых малыми детьми, рифмы находятся в ближайшем соседстве. Ребёнку гораздо труднее воспринимать те стихи, рифмы которых несмежны.

6) Не нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что маленького ребёнка по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий.

7) Речь строится на глаголах.

8) Поэзия должна быть игровой. Вся деятельность детей складывается в форме игры. С помощью игры они познают мир. Дети играют не только вещами, но и словами.

 

Приложение 10

Аннотация — это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, отдельного произведения.

Пример аннотации.

Фролов И. Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества // Философия и политика в современном мире. — М.: Наука, 1989.-С. 44–60. Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации. В статье рассматриваются пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

 


Приложение 11






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных