ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отношение к женской половой роли. 3 страницаРодители воспринимают ребенка естественно, позволяю бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все. Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить НЕ О НЕМ, А С НИМ. Итак, все перечисленные виды отношений родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным явлением нарушенных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за исключением того, что на взаимоотношения родителей и проблемных детей накладывается отпечаток специфичности данного ребенка. Как показал анализ литературы, эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей. Таким образом, родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бессознательно используют такие модели воспитания, которые закладывают фундамент невротизации детей. 6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью Как утверждает доктор психологии Т. Михаэлис (1989), на основе наблюдений повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой ребенок, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь, облегчить иногда крайне тяжелые условия воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополучия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человеческой природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества ценны не только и не столько сами по себе, сколько как способ достижения особо значимых результатов» (Михаэлис, 1988, с. 5). Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно и тогда, когда он живет дома, и в силу глубины заболевания I или сложившихся жизненных обстоятельств ребенок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако, часто им не хватает знаний и умений, когда мешают ложные представления (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото). Как считают А. Р. Маллер и Г. В. Цикото (1988), максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тесная связь специальных учреждений с семьей, применение адекватной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномальным развитием, и целям их воспитания. Диагноз не должен вызывать у родителей панику или пессимизм, он должен побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оценке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним. Если возникают воспитательные проблемы с умственно отсталым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственного развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безопасности (Б. Спок, 1990). Не следует думать, что умственно отсталый ребенок — это несчастный ребенок! Наоборот, их отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неуместны. Умственные нарушения не означают эмоциональных нарушений. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказаться эмоционально неграмотным. Б. Спок (1992) полагает, что ребенку необходимо, чтобы его любили и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы умственно отсталых людей, знают, насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть. Б.Спок (1990) советует родителям; «Поверьте, умственно отсталый ребенок такой же, как все остальные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Учите его делать все то, что он старается постигнуть!»
Общество и родители детей с тяжелыми интеллектуальными отклонениями обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их постепенному приобщению к жизни. Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить и, родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. наблюдается в основном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях мозга. Е.С.Иванов и Д.Н.Исаев (2000) отмечают, что отношение родителей к диагнозу «умственная отсталость» у их ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на указанную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к «состоянию паники, трагической обреченности». Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсутствия которой оказываются не способными рационально помогать ребенку. Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или дочери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умственной отсталостью. Многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса. Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протяжении жизни переживает серию критических состояний, обусловленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта, особенно сильно переживаются родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть больного семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограниченной возможности ребенка к обучению. Ранее за рубежом, и в частности в США, общество ориентированию родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, например с болезнью Дауна, непосредственно в родильном доме с целью, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция — к воспитанию ребенка и семье. Это определяет хроническую стрессовую ситуацию даже в семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях мужья склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них. М.Мастюкова, А.Г. Москвина, 1991). Иногда психологическая обстановка в семье может ухудшиться, и у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным заболеванием могут появиться эпизодически или наблюдаться достаточно стойко различные осложняющие расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50 % и выше, и крайне неблагоприятное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов его семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним родителей и специалистов. Так, у тяжело умственно отсталых детей, особенно в периоде полового созревания, могут возникать разнообразные состояния декомпенсации в виде повышенной психомоторной расторможенности, расстройств влечений в виде сексуальной расторможенности, агрессивного поведения и т п. Известны ситуации, когда у родителей формируются, так называемые, рентные установки. И тогда они не только не заинтересованы в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребенка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки. Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации как самого ребенка, так и его родителей. Следовательно, все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными признаками; -родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы); — личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздражение, горечь, неудовлетворенность; — семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются; — социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается; -«особый психологический конфликт» (Ч.Шефер, Л. Керн 2000) возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка. Многие родители основную роль в преодолении отклонении в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным. Поэтому родители не должны забывать и о собственном самообразовании, т. к. помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представлениями о его болезни (Г.А.Калюжин, М.П.Дерюгина, 1993). А. Р. Маллер (1996) приводит данные об обратной зависимости между такими переменными, как степень умственной отсталости ребенка и уровень коэффициента интеллекта родителей. Часто это заботливые, терпеливые, добрые люди. Они имеют высшее и среднее специальное образование. Рождение ребенка изменяет жизнедеятельность семьи. Однако, любовь и вера в него, творческая сила и резервные возможности личности, позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути. Какими же качествами должны обладать родители детей-инвалидов, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ребенка, его психическое состояние? На наш взгляд, это следующие ключевые черты: родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей; родители должны строить свои отношения к ребенку на успешности, что определяется родительской верой в его силы и возможности;
родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти из атмосферы похвалы; родители должны развивать самостоятельность своего ребенка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать постепенно свою помощь ему до минимума. Помощь детям с нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка- инвалида и огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности и воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа включает обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Необходимо, чтобы родители оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность у ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно насущные проблемы своих детей и своей семьи. Исследуя характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов, В.М.Сорокин 1998) отмечает, что устойчивым компонентом отдаленных эмоциональных переживаний является экзистенциальный кризис, про- являющийся в остром чувстве несамореализованности. Исходным пунктом последнего является ощущение неполноты чувства материнства, его незавершенности и бесконечности («дети так и остаются детьми»). В случае нормального развития первоначальная симбиотическая связь ребенка и матери постепенно сменяется все усиливающейся автономией взрослеющего сына или дочери, что высвобождает время и силы родителей для реализации личных мотивов (профессиональный рост, получение образования, общение с друзьями, поездки, посещение театров, музеев, собственные увлечения). В процессе воспитания ребенка — инвалида избыточная первоначальная симбиотическая связь не только со временем не ослабевает, но в ряде случаев даже усиливается. Умственно отсталый ребенок всегда вносит определенную степень напряженности в отношения между супругами. Это определяет необходимость психологической коррекционной работы в таких семьях. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широкий кругозор и круг интересов. Для более успешного развития ребенка важен не только благоприятный психологический климат семьи, но и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, чтобы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стеснялась своего больного ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь (Е. М. Мастюкова, А. Г Московкина, 1991). Необходима совместная со специалистами работа по поиску «рациональных путей социальной адаптации детей», забота «об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое соответствовало бы реальным возможностям молодого человека». Для успешного семейного воспитания умственно отсталого ребенка важно помнить слова Т.Вейса (1992), который говорил, что не только окружающие влияют на такого ребенка, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь, конечно на семью. Исходя из недостаточной изученности проблем семьи, имеющей ребенка с разной степенью умственной отсталости, нами поставлена цель исследовать особенности взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта, а также выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состоянием ребенка. Для осуществления этой цели необходимо изучить: семью, воспитывающую ребенка с умственной отсталостью; социально психологические проблемы, влияющие на благополучие семьи; стили семейного воспитания в семье умственно отсталого ребенка; влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка и его социализацию; своеобразие взаимоотношений родителей и детей с нарушением интеллекта.
6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью
Для проведения исследования были выбраны 2 группы учащихся 8 -10 лет с разной степенью умственной отсталости, обучающихся во вторых классах специальной (коррекционной) школы-центра диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербурга и их семьи. Первая группа ~ дети с легкой степенью умственной отсталости (16 человек) и их семьи; вторая группа — дети с умеренной степенью умственной отсталости (19 человек) и их семьи. Для составления представления о семьях детей и изучения личности учащихся были использованы следующие методы: анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, таблиц эмоционально-личностного развития конкретных детей, медицинских сведений, карт индивидуального развития; изучение продуктов деятельности (результаты детского творчества и учебной деятельности); беседы с учителями и воспитателями учащихся; наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей. Предварительный сбор информации об особенностях учащихся и их семей позволил нам составить общую характеристику контингента испытуемых. Дети первой группы, в основном, гиперактивные, легко возбудимые. Испытуемые второй группы имеют проблемы в межличностном общении со сверстниками. У некоторых учащихся отмечаются элементы агрессии, состояния аффективного возбуждения или, напротив, реакции замыкания, ухода в себя. Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризуются, в основном, как проблемные. Около 2/3 от общего числа семей материально нуждаются. Из 35 изучаемых семей: 5 — многодетные, 14 — неполные (причем в одной родитель — отец), 1 - опекунская семья. Третья часть всех семей являются асоциальными (злоупотребление алкоголем), с низким уровнем общей культуры. В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее или среднее специальное образование и только 3 человека - высшее. Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их воспитания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психологического климата семьи и родительских установок и позиций по отношению к детям позволяет определить тип межличностных отношений, существующий в семье между родителями и ребенком. Для изучения типов межличностных отношений родителей с детьми использовали тест- опросник родительского отношения к детям.(ОРО) Л.Я. Варга и В. В. Столица. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе письменного самоотчета родителей в специальных бланках для регистрации ответов. Перед заполнением теста- опросника родителям давалась подробная инструкция о порядке и правилах работы (Приложение 1.6). Анализ полученных в исследовании результатов (по опроснику А. Я. Варга и В. В. Столица) позволил нам выявить типы родительского отношения к детям, имеющим разную степень умственной отсталости. В первой группе испытуемых преобладает авторитарная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику» (табл. 26). Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально-желательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье. Приведем пример авторитарно-родительского отношения к ребенку Родители стыдятся проявления низких интеллектуальных способностей ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует его держать в жестких рамках. Во второй группе Детей также наиболее выражена авторитарность родителей по отношению к детям (37,1% случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21% опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвержению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиоти-ческим отношениям к ребенку Чрезмерная гиперопека вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка (табл. 26). Приведем пример семьи, где доминирует инфантилизация ребенка. Пример 2. Яна Б., 10 лет. Диагноз: умеренная умственная отсталость. Семья полная. Родители с низким образовательным уровнем, отец — инвалид. Яна — поздний ребенок в семье. Это объясняет стремление оградить ребенка от травмирующих жизненных проблем. Мать часто «идет на поводу» у дочери, чрезмерно опекая ее и быту. Однако родители четко осознают неуспешность ребенка, считают, что другие дети потешаются над их незрелой дочерью. Испытывая досаду к ребенку из-за ее неумелости, открытости для дурных влияний, несерьезности интересов и мыслей дочери, родители не доверяют ей и строго контролируют все ее действия. Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку с умственной отсталостью позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особенность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1% детей второй грунт Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В межличностных отношениях заметно стремление инфантилизировать ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ребенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаимоотношениях исследуемых нами семей. У 18,7% родителей первой группы и 21,1% второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степенью умственной отсталости у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается увеличение симбиотических отношений к ребенку (15,6%). Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям, в основном, затрагивают связь «мать — ребенок», так как из 35 опрошенных родителей почти все, за исключением четырех, были матери. Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняются отношения роди те лей к таким детям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком.
6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью
Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стреотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступки. Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить тип воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных родителей воспитания на психическое и личностное развитие детей и оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений родителей с ним, возможно при обращении к самому объекту воспитательных воздействий. Субъективное восприятие своей семьи ребенком позволяет выявить те взаимоотношения, которые вызывают тревогу у него, определить место и роль ребенка в семье. Изучению этого аспекта была посвящена данная часть исследования. Для выявления субъективной характеристики взаимоотношений в семье, особенностей восприятия учащимися членов своей семьи и определения места ребенка в ней нами был использован тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфмана. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и беседы после рисования. Исследование проводили индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке. Проследив наличие у ребенка необходимого оборудования, исследователь предлагал короткую инструкцию: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-либо заняты». Во время рисования фиксировали последовательность рисования, высказывания ребенка, его мимику, жесты. По законченному рисунку с ребенком проводили беседу по следующей схеме: Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи? Где работают и учатся члены семьи? Как в семье распределяются домашние обязанности? Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи? Анализ рисунков семьи детей (по тесту «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана) проводили с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретацию рисунков осуществляли по пяти симптомокомплексам: благоприятная семейная ситуация; тревожность ребенка; конфликтность в семье; чувство неполноценности в семейной ситуации; враждебность в семейной ситуации. Исследование рисунков умственно отсталых детей показало преобладающую конфликтность и тревожность в семейных отношениях. При анализе рисунков и по результатам беседы у 51,6% исследуемых детей выявляется конфликтность, тревожность и эмоционально неоднозначно окрашенные отношения с членами их семей. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перерисовывали их, забывали нарисовать какую-нибудь часть тела, начинали изображать «недруга» в последнюю очередь, при- Проиллюстрируем это на примерах рисунков детей. На рисунке Саши Ц. из первой группы изображена вся семья девочки, хотя мать с отцом находятся в разводе. Девочка рисует себя рядом с папой и сестрой, держит их за руки. Маму Саша изображает в другой стороне рисунка и отделяет от себя, папы и сестры несуществующей собакой. Таким образом, по рисунку Саши определяется конфликтность девочки с матерью (рисунок 26). Показательным в наличии конфликтности в семье является и рисунок Алеши Ш., из второй группы. На рисунке мальчика отсутствуют мать и отец. Себя Алеша изображает неадекватно большим, по сравнению со старшим братом (рисунок 27). Анализ рисунков детей и беседы с ними позволяют судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, умении улавливать симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологический климат в семье. Так, 31,4% всех испытуемых учащихся в своих рисунках показали наличие тревожности в семейных межличностных отношениях. В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает высказать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Изображение на рисунке себя непропорционально маленького, неподвижного и отсутствие «Образа — я» свидетельствует о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности. Общая деятельность всех членов семьи обычно характер и хорошую, благоприятную семейную ситуацию. Лишь 8,5% исследуемых детей в своих рисунках отображают такой характер взаимоотношений в семье. Большинство учащихся в общей деятельности соединяют лишь несколько членов семьи или вообще их автономизируют. По данным анализа рисунков, враждебность в семейных взаимоотношениях ни один ребенок не отмечает. В полных семьях ребенок акцентирует внимание на членах семьи, редко изображая внешний мир предметов. Мир не обозначен как отчужденный, происходит взаимопроникновение мира семьи и внешнего мира, семья входит в него как элемент всей системы. Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей из неполных семей. Дети из неполной семьи стремятся заполнить поле рисунка, тем самым заполняя вакуум в своем семейном окружении. Дополнительные элементы присутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный характер. Происходит разделение внутреннего мира семьи и внешнего, «другого» мира, который далек и отчужден. Проявляющаяся тенденция к дистантности, изоляции может быть основой формирования проблем взаимоотношений во взрослом. Анализ исследования рисунков семьи свидетельствует о том, но в большинстве семей (83%) характер взаимоотношений вызывает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Родители не способны справляться с возрастными проблемами психического и личностного развития детей. Они настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притязаний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается, родительская, и, что особенно страшно, материнская грубость, командный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми. Таким образом, причины нарушений в поведении и развитии обследуемых нами детей во многом определены особенностями отношений к ребенку в семье и стилю их воспитания. Главная функция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации умственно отсталого ребенка исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологи ческой нагрузки, которая не должна превышать его возможностей. Незнание или нежелание родителями знать основные закономерности психического развития своих детей, приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, пагубно влияет на его эмоционально-личностное развитие. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|