Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Взвешенный коэффициент предпочитаемых (отвергаемых) женских портретов (КР±), отражающий эмоциональное отноше­ние к женской половой роли. 3 страница




Родители воспринимают ребенка естественно, позволяю бывать ему везде, не обращая внимания на взгляды и замечания. Ребенок чувствует себя уверенно, счастливо, воспринимая себя таким, как все.

Б. Спок (1990) подчеркивает, что ребенок будет счастливее, его не жалеют, относятся к нему естественно, тогда семья начинает говорить НЕ О НЕМ, А С НИМ.

Итак, все перечисленные виды отношений родителей к детям с проблемами в развитии, в общем, являются своеобразным явлением нарушенных стилей воспитания, выделенных психологами в отношении «родители - нормальный ребенок»: гиперопека, гипоопека, эмоциональное отвержение, гиперсоциализация, за ис­ключением того, что на взаимоотношения родителей и проблем­ных детей накладывается отпечаток специфичности данного ре­бенка. Как показал анализ литературы, эта специфика заключается в том, что неправильный стиль общения со стороны родителей, может усугубить имеющуюся проблему развития детей.

Таким образом, родители часто из-за большой любви к детям, которая не подкрепляется знанием основных закономерностей их психического развития, допускают грубые ошибки в воспитании, травмирующие детей, деформирующие их психику. Родители бес­сознательно используют такие модели воспитания, которые закла­дывают фундамент невротизации детей.

6.4. Социально-психологическая характеристика семей, воспитывающих детей с умственной отсталостью

Как утверждает доктор психологии Т. Михаэлис (1989), на основе наблюдений повседневного ухода за собственным проблемным ребенком, ситуация, когда в семье рождается такой ребенок, вовсе не безнадежная, и родители, и специалисты, если будут знать как, могут оказать и ему, и себе большую помощь, облегчить иногда крайне тяжелые условия воспитания и обучения ребенка с нарушением в развитии. Он отмечает, что «свойственное многим родителям стремление к самопожертвованию ради счастья и благополу­чия детей естественно. Но оно не должно быть бестолковым. Здесь, как и в других случаях максимального проявления черт человече­ской природы, чрезвычайно важно найти разумный способ их приложения с пользой для дела, поскольку возвышенные качества цен­ны не только и не столько сами по себе, сколько как способ дости­жения особо значимых результатов» (Михаэлис, 1988, с. 5). Роль родителей детей с нарушениями в развитии трудно и тогда, когда он живет дома, и в силу глубины заболевания I или сложившихся жизненных обстоятельств ребенок находится в специальном учреждении. Многие родители прилагают просто усилия, чтобы создать благоприятные условия для развития своего ребенка. Однако, часто им не хватает знаний и умений, когда мешают ложные представления (А. Р. Маллер, Г. В. Цикото).

Как считают А. Р. Маллер и Г. В. Цикото (1988), максимально возможное развитие может быть достигнуто только при соблюдении ряда условий. К ним относятся: возможно более раннее начало коррекционной работы, благоприятная семейная обстановка и тес­ная связь специальных учреждений с семьей, применение адекват­ной программы и методов обучения, соответствующих реальному возрастному периоду и реальным возможностям детей с аномаль­ным развитием, и целям их воспитания.

Диагноз не должен вызывать у родителей панику или песси­мизм, он должен побуждать к осознанию истинного положения ребенка, критической оценке его состояния и принятию мер по дальнейшему воспитанию и уходу за ним.

Если возникают воспитательные проблемы с умственно отста­лым ребенком, то причины этого не низкий уровень его умственно­го развития, а ошибочные методы обращения с ним. Если родители стыдятся странностей своего ребенка, им, возможно, трудно будет любить его в той мере, чтобы он чувствовал себя спокойно и в безо­пасности (Б. Спок, 1990). Не следует думать, что умственно отста­лый ребенок — это несчастный ребенок! Наоборот, их отношение к людям проникнуто сердечностью и нескрываемой радостью. И всякие высказывания типа «бедные, несчастные дети» неумест­ны. Умственные нарушения не означают эмоциональных наруше­ний. В то же время высокоинтеллигентный человек может оказать­ся эмоционально неграмотным.

Б. Спок (1992) полагает, что ребенку необходимо, чтобы его лю­били и ценили за его привлекательные качества. Те, кто наблюдал группы умственно отсталых людей, знают, насколько естественны, дружелюбны и симпатичны большинство из них, когда в семье их любят такими, какие они есть. Б.Спок (1990) советует родителям; «Поверьте, умственно отсталый ребенок такой же, как все осталь­ные дети. Наблюдайте за ним, чтобы понять, что доставляет ему удовольствие. Учите его делать все то, что он старается постигнуть!»

 

Общество и родители детей с тяжелыми интеллектуальными отклонениями обязаны делать все возможное, чтобы не только удовлетворять их материальные потребности, но и окружать вниманием и любовью, способствовать их постепенному приобщению к жизни.

Чем меньше ребенок, тем больше иллюзий удается сохранить и, родителям относительно его дальнейших успехов в развитии. наблюдается в основном в тех случаях, когда речь идет о тяжелых поражениях мозга. Е.С.Иванов и Д.Н.Исаев (2000) отмечают, что отношение родителей к диагнозу «умственная отсталость» у их ребенка далеко не однозначное. Реакцию семьи на указанную проблему можно классифицировать по определенным проявлениям Тяжесть, которая ложится на плечи родителей, часто приводит к «состоянию паники, трагической обреченности». Из-за дезорганизации они сами нуждаются в психотерапевтической помощи, без отсутствия которой оказываются не способными рационально по­могать ребенку.

Часть родителей отказывается признавать диагноз. Это может быть результатом неадекватного оценивания состояния ребенка или следствием опасения испортить будущее своему сыну или до­чери «ярлыком» умственной отсталости. Эта проблема имеет социальные корни и связана с отношением общества к людям с умствен­ной отсталостью. Многие родители маленьких детей с болезнью Дауна и другими тяжелыми отклонениями в развитии в первую очередь обеспокоены тем, сможет ли ребенок обучаться в массовой школе. Когда дети подрастают, родители начинают понимать и принимать преимущества и необходимость специального (коррекционного) обучения. Однако это не избавляет семью от стресса.

Семья, имеющая ребенка с умственной отсталостью, на протя­жении жизни переживает серию критических состояний, обуслов­ленных субъективными и объективными причинами, это чередование «взлетов» и еще более глубоких «падений». Семьи с лучшей психологической и социальной поддержкой легче преодолевают состояния. При тяжелых нарушениях интеллекта, особенно сильно переживаются родителями наступление совершеннолетия ребенка. К сожалению, специалисты часто недооценивают тяжесть больного семейного кризиса по сравнению с более ранними, связанными с установлением диагноза, и констатацией крайне ограни­ченной возможности ребенка к обучению.

Ранее за рубежом, и в частности в США, общество ориентированию родителей на отказ от ребенка с врожденными пороками развития, например с болезнью Дауна, непосредственно в родильном доме с целью, чтобы мать не успела к нему привыкнуть. В последнее время отмечается обратная тенденция — к воспитанию ребенка и семье. Это определяет хроническую стрессовую ситуацию даже в семьях, которые на первый взгляд кажутся вполне благополучными. У родителей, как правило, возникает чувство безнадежности, понижается самооценка, может появиться дисгармония супружеских отношений. Такие семьи чаще распадаются. В этих семьях мужья склонны винить жену в рождении больного ребенка даже в тех случаях, когда достоверно знают, что причина кроется в них. М.Мастюкова, А.Г. Москвина, 1991).

Иногда психологическая обстановка в семье может ухудшиться, и у ребенка с отклонениями в развитии наряду с его основным заболеванием могут появиться эпизодически или наблюдаться достаточно стойко различные осложняющие расстройства. Высокая частота этих осложнений, до 50 % и выше, и крайне неблагоприят­ное их влияние на общую адаптацию как ребенка, так и членов его семьи, обусловливают необходимость особого внимания к ним ро­дителей и специалистов. Так, у тяжело умственно отсталых детей, особенно в периоде полового созревания, могут возникать разно­образные состояния декомпенсации в виде повышенной психомо­торной расторможенности, расстройств влечений в виде сексуаль­ной расторможенности, агрессивного поведения и т п.

Известны ситуации, когда у родителей формируются, так назы­ваемые, рентные установки. И тогда они не только не заинтересо­ваны в пересмотре диагноза, но и требуют повышения социального статуса ребенка, семьи, ожидая от общества только материальной поддержки.

Все перечисленные реакции носят неконструктивный характер и могут выступать препятствием на пути адаптации как самого ре­бенка, так и его родителей.

Следовательно, все семьи, воспитывающие детей с нарушением психического развития, характеризуются определенными призна­ками;

-родители испытывают нервно-психическую и физическую нагрузку, усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отно­шении будущего ребенка (это можно обозначить как нарушение временной перспективы);

— личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям родителей, и, как следствие, вызывают у них раздраже­ние, горечь, неудовлетворенность;

— семейные взаимоотношения нарушаются и искажаются;

— социальный статус семьи снижается — возникающие проблемы затрагивают не только внутрисемейные взаимоотношения, и приводят к изменениям в ее ближайшем окружении; родители стараются скрыть факт нарушения психического развития у ребенка и наблюдения его психиатром от друзей и знакомых, соответственно круг внесемейного функционирования сужается;

-«особый психологический конфликт» (Ч.Шефер, Л. Керн 2000) возникает в семье как результат столкновения с общественным мнением, не всегда адекватно оценивающим усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

Многие родители основную роль в преодолении отклонении в развитии отводят медикаментозному лечению. Но необходимо при этом помнить, что даже самое лучшее медикаментозное лечение является эффективным лишь при правильном семейном воспитании и проведении родителями целой системы специальных упражнений. Воспитание ребенка с отклонениями в развитии является коррекционным. Поэтому родители не должны забывать и о

собственном самообразовании, т. к. помочь больному ребенку можно лишь тогда, когда обладаешь достаточными знаниями и представ­лениями о его болезни (Г.А.Калюжин, М.П.Дерюгина, 1993).

А. Р. Маллер (1996) приводит данные об обратной зависимости между такими переменными, как степень умственной отсталости ребенка и уровень коэффициента интеллекта родителей. Часто это заботливые, терпеливые, добрые люди. Они имеют высшее и сред­нее специальное образование. Рождение ребенка изменяет жизне­деятельность семьи. Однако, любовь и вера в него, творческая сила и резервные возможности личности, позволяют найти родителям нужное направление в их нелегком пути.

Какими же качествами должны обладать родители детей-инвалидов, чтобы их любовь стала силой, формирующей характер ре­бенка, его психическое состояние? На наш взгляд, это следующие ключевые черты:

родители должны иметь веру в жизнь, внутреннее спокойствие, чтобы не заражать своей тревогой детей;

родители должны строить свои отношения к ребенку на ус­пешности, что определяется родительской верой в его силы и воз­можности;

 

родители должны четко знать, что ребенок не может вырасти из атмосферы похвалы;

родители должны развивать самостоятельность своего ребен­ка и поэтому для его же блага (по возможности) сокращать посте­пенно свою помощь ему до минимума.

Помощь детям с нарушением интеллекта требует социально-педагогической поддержки их семей. Развитие ребенка- инвалида и огромной степени зависит от семейного благополучия, участия родителей в его физическом и духовном становлении, правильности и воспитательных воздействий. В связи с этим необходимо проводить целенаправленную работу с родителями, в первую очередь, с матерями больных детей. Эта работа включает обследование внутреннего состояния матерей, выявление наиболее трудных в психологическом плане моментов в жизни семей, оказание консультативной и практической помощи. Необходимо, чтобы родители оставались один на один со своей бедой, чтобы инвалидность у ребенка не становилась только личным делом семьи. Родители детей-инвалидов должны поверить в свои силы и активно совместно насущные проблемы своих детей и своей семьи.

Исследуя характер длительных эмоциональных переживаний родителей, воспитывающих детей-инвалидов, В.М.Сорокин 1998) отмечает, что устойчивым компонентом отдаленных эмоциональных переживаний является экзистенциальный кризис, про-


являющийся в остром чувстве несамореализованности. Исходным пунктом последнего является ощущение неполноты чувства мате­ринства, его незавершенности и бесконечности («дети так и оста­ются детьми»). В случае нормального развития первоначальная симбиотическая связь ребенка и матери постепенно сменяется все усиливающейся автономией взрослеющего сына или дочери, что высвобождает время и силы родителей для реализации личных мо­тивов (профессиональный рост, получение образования, общение с друзьями, поездки, посещение театров, музеев, собственные ув­лечения). В процессе воспитания ребенка — инвалида избыточная первоначальная симбиотическая связь не только со временем не ослабевает, но в ряде случаев даже усиливается.

Умственно отсталый ребенок всегда вносит определенную сте­пень напряженности в отношения между супругами. Это определя­ет необходимость психологической коррекционной работы в таких семьях. Опыт показывает, что семейная ситуация остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более широ­кий кругозор и круг интересов.

Для более успешного развития ребенка важен не только благо­приятный психологический климат семьи, но и сохранение актив­ных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром. Важно, что­бы семья не замыкалась в своем горе, не уходила «в себя», не стесня­лась своего больного ребенка. Сохраняя контакты с социальным окружением, родители способствуют как социальной адаптации своего ребенка, так и гуманизации общества, формируя у здоровых его членов правильное отношение к больному ребенку, сочувствие и желание оказывать ему помощь (Е. М. Мастюкова, А. Г Московкина, 1991).

Необходима совместная со специалистами работа по поиску «рациональных путей социальной адаптации детей», забота «об их будущем, воспитании, образовании, трудоустройстве, которое со­ответствовало бы реальным возможностям молодого человека». Для успешного семейного воспитания умственно отсталого ребен­ка важно помнить слова Т.Вейса (1992), который говорил, что не только окружающие влияют на такого ребенка, но и сам ребенок в значительной степени влияет на окружающих, в первую очередь, конечно на семью.

Исходя из недостаточной изученности проблем семьи, имею­щей ребенка с разной степенью умственной отсталости, нами по­ставлена цель исследовать особенности взаимоотношений родите­лей и детей с нарушением интеллекта, а также выявить зависимость между характером взаимоотношений в семье и психическим состо­янием ребенка.

Для осуществления этой цели необходимо изучить:

семью, воспитывающую ребенка с умственной отсталостью;

социально психологические проблемы, влияющие на благо­получие семьи;

стили семейного воспитания в семье умственно отсталого ребенка;

влияние взаимоотношений в семье на развитие личности ребенка и его социализацию;

своеобразие взаимоотношений родителей и детей с наруше­нием интеллекта.

 

6.5. Исследование межличностных отношений в семьях, имеющих детей с умственной отсталостью

 

Для проведения исследования были выбраны 2 группы учащих­ся 8 -10 лет с разной степенью умственной отсталости, обучающих­ся во вторых классах специальной (коррекционной) школы-центра диагностики и интегрированного обучения № 34 Санкт-Петербур­га и их семьи. Первая группа ~ дети с легкой степенью умственной отсталости (16 человек) и их семьи; вторая группа — дети с умерен­ной степенью умственной отсталости (19 человек) и их семьи.

Для составления представления о семьях детей и изучения лич­ности учащихся были использованы следующие методы:

анализ личных дел учащихся, дневников наблюдения, таблиц эмоционально-личностного развития конкретных детей, меди­цинских сведений, карт индивидуального развития;

изучение продуктов деятельности (результаты детского твор­чества и учебной деятельности);

беседы с учителями и воспитателями учащихся;

наблюдение за взаимоотношениями родителей и детей.

Предварительный сбор информации об особенностях учащих­ся и их семей позволил нам составить общую характеристику кон­тингента испытуемых.

Дети первой группы, в основном, гиперактивные, легко возбу­димые. Испытуемые второй группы имеют проблемы в межлично­стном общении со сверстниками. У некоторых учащихся отмеча­ются элементы агрессии, состояния аффективного возбуждения или, напротив, реакции замыкания, ухода в себя.

Семьи учащихся, участвующих в обследовании, характеризу­ются, в основном, как проблемные. Около 2/3 от общего числа се­мей материально нуждаются. Из 35 изучаемых семей: 5 — многодетные, 14 — неполные (причем в одной родитель — отец), 1 - опе­кунская семья. Третья часть всех семей являются асоциальными (злоупотребление алкоголем), с низким уровнем общей культуры. В основном, в изучаемых семьях родители имеют среднее или сред­нее специальное образование и только 3 человека - высшее.

Особенности отношений родителей к ребенку и стиль их вос­питания могут быть причиной нарушений в поведении и развитии ребенка. Изучение психологического климата семьи и родитель­ских установок и позиций по отношению к детям позволяет опре­делить тип межличностных отношений, существующий в семье между родителями и ребенком.

Для изучения типов межличностных отношений родителей с детьми использовали тест- опросник родительского отношения к детям.(ОРО) Л.Я. Варга и В. В. Столица. Текст опросника состоит из 61 утверждения. Метод тестирования проведен на основе пись­менного самоотчета родителей в специальных бланках для регист­рации ответов.

Перед заполнением теста- опросника родителям давалась под­робная инструкция о порядке и правилах работы (Приложение 1.6).

Анализ полученных в исследовании результатов (по опроснику А. Я. Варга и В. В. Столица) позволил нам выявить типы родительс­кого отношения к детям, имеющим разную степень умственной отсталости. В первой группе испытуемых преобладает авторитар­ная гиперсоциализация детей и отношение родителей к ребенку как к «маленькому неудачнику» (табл. 26).

Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родители его либо эмоционально отвергают, либо начинают авторитарно следить за социальными достижениями ребенка и требовать от него успеха. Социально-же­лательное отношение родителей к своему ребенку выявлено только в одной семье.

Приведем пример авторитарно-родительского отношения к ребенку


Родители стыдятся проявления низких интеллектуальных способностей

ребенка, жалеют его, считая его незрелым для данного возраста. Чтобы мальчик вырос приспособленным к жизни, по их мнению, следует его держать в жестких рамках.

Во второй группе Детей также наиболее выражена авторитар­ность родителей по отношению к детям (37,1% случаев). Родители стараются навязать во всем ребенку свою волю. 21% опрошенных родителей досадуют на неуспешность и неумелость ребенка и столько же родителей близки из-за этого к эмоциональному отвер­жению своих детей. В трех семьях родители стремятся к симбиоти-ческим отношениям к ребенку Чрезмерная гиперопека вызвана тревогой за неумелого и неприспособленного к жизни ребенка (табл. 26).

Приведем пример семьи, где доминирует инфантилизация ре­бенка.

Пример 2. Яна Б., 10 лет. Диагноз: умеренная умственная отсталость.

Семья полная. Родители с низким образовательным уровнем, отец — инвалид. Яна — поздний ребенок в семье. Это объясняет стремление оградить ребенка от травмирующих жизненных про­блем. Мать часто «идет на поводу» у дочери, чрезмерно опекая ее и быту. Однако родители четко осознают неуспешность ребенка, считают, что другие дети потешаются над их незрелой дочерью. Испытывая досаду к ребенку из-за ее неумелости, открытости для дурных влияний, несерьезности интересов и мыслей дочери, родители не доверяют ей и строго контролируют все ее действия.

Итак, анализ выявленных типов родительского отношения к ребенку с умственной отсталостью позволяет отметить некоторые особенности межличностных отношений в семье. Первая особен­ность заключается в том, что в исследуемых семьях, имеющих детей с нарушением интеллекта, доминирует авторитарная гиперсоциализация детей родителями. Жесткий контроль за поведением ребенка выявлен у 43,7% семей первой и 37,1% детей второй грунт Вторая особенность характеризуется приписыванием родителями своему ребенку личной и социальной несостоятельности. В меж­личностных отношениях заметно стремление инфантилизировать ребенка. Он представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Часто родители испытывают к ре­бенку досаду, раздражение, не доверяют ему. Такое родительское отношение выявляет третью особенность в межличностных взаи­моотношениях исследуемых нами семей. У 18,7% родителей пер­вой группы и 21,1% второй отмечается эмоциональное отвержение своего ребенка как «маленького неудачника» в жизни, который не добьется успеха из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. В отличие от родителей детей с легкой степе­нью умственной отсталости у родителей детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью отмечается увеличение симбиотических отношений к ребенку (15,6%).

Необходимо отметить, что рассматриваемые нами типы родительского отношения к детям, в основном, затрагивают связь «мать — ребенок», так как из 35 опрошенных родителей почти все, за исключением четырех, были матери.

Таким образом, с возрастанием степени отклонения в интеллектуальном недоразвитии детей усложняются отношения роди те лей к таким детям. Родители идут по пути либо гиперопеки, либо эмоционального отвержения ребенка как «неудавшегося человека», либо инфантилизации или симбиоза с ребенком.

 

6.6 Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка с умственной отсталостью

 

Отношение родителей к детям представляет собой систему разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стреотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступки. Диагностика психологического климата в семье и взаимоотношений родителей с детьми позволяет выявить тип воспитания ребенка, а также возможность прогнозировать влияние тех или иных родителей воспитания на психическое и личностное развитие детей и оценить, насколько благоприятна для ребенка существующая в семье система взаимоотношений родителей с ним, возможно при об­ращении к самому объекту воспитательных воздействий. Субъ­ективное восприятие своей семьи ребенком позволяет выявить те взаимоотношения, которые вызывают тревогу у него, определить место и роль ребенка в семье. Изучению этого аспекта была посвя­щена данная часть исследования.

Для выявления субъективной характеристики взаимоотноше­ний в семье, особенностей восприятия учащимися членов своей семьи и определения места ребенка в ней нами был использован тест «Кинетический рисунок семьи» (КРС) Р. Бернса и С. Кауфма­на. Тест КРС состоит из двух частей: рисование своей семьи и бесе­ды после рисования.

Исследование проводили индивидуально с каждым ребенком, в спокойной обстановке. Проследив наличие у ребенка необходи­мого оборудования, исследователь предлагал короткую инструк­цию: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы все ее члены были чем-либо заняты». Во время рисования фиксировали после­довательность рисования, высказывания ребенка, его мимику, жесты. По законченному рисунку с ребенком проводили беседу по сле­дующей схеме:

Кто нарисован на рисунке, что делает каждый член семьи?

Где работают и учатся члены семьи?

Как в семье распределяются домашние обязанности?

Каковы взаимоотношения ребенка с остальными членами семьи?

Анализ рисунков семьи детей (по тесту «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана) проводили с учетом формальной и содержательной характеристики изображения. Интерпретацию рисунков осуществляли по пяти симптомокомплексам:

благоприятная семейная ситуация;

тревожность ребенка;

конфликтность в семье;

чувство неполноценности в семейной ситуации;

враждебность в семейной ситуации.

Исследование рисунков умственно отсталых детей показало преобладающую конфликтность и тревожность в семейных отно­шениях. При анализе рисунков и по результатам беседы у 51,6% исследуемых детей выявляется конфликтность, тревожность и эмо­ционально неоднозначно окрашенные отношения с членами их семей. Эти дети во многих случаях использовали штриховку при изображении «нелюбимых» членов семей, часто стирали и перерисовывали их, забывали нарисовать какую-нибудь часть тела, начинали изображать «недруга» в последнюю очередь, при-
чем как можно дальше, в стороне от себя. Часто дети «отгоражива­ются» в своих рисунках от членов семьи, с которыми конфликтуют, мебелью, вещами или рисуют их в другом помещении. В таких си­туациях явно выступают отношения отдаленности, отчужденности детей от родителей. В обеих обследуемых группах общий процент таких детей превалирует над остальными: от 37,5% до 66,6%, при­чем увеличение процента конфликтности в семьях происходит па­раллельно с углублением интеллектуальной недостаточности в развитии детей.

Проиллюстрируем это на примерах рисунков детей.

На рисунке Саши Ц. из первой группы изображена вся семья девочки, хотя мать с отцом находятся в разводе. Девочка рисует себя рядом с папой и сестрой, держит их за руки. Маму Саша изоб­ражает в другой стороне рисунка и отделяет от себя, папы и сестры несуществующей собакой. Таким образом, по рисунку Саши опре­деляется конфликтность девочки с матерью (рисунок 26).

Показательным в наличии конфликтности в семье является и рисунок Алеши Ш., из второй группы. На рисунке мальчика отсутствуют мать и отец. Себя Алеша изображает неадекватно большим, по сравнению со старшим братом (рисунок 27).

Анализ рисунков детей и беседы с ними позволяют судить об осознании ребенком и оценивании своего одиночества в семье, умении улавливать симпатии и антипатии к себе со стороны членов семьи, оценивать психологический климат в семье. Так, 31,4% всех испытуемых учащихся в своих рисунках показали наличие тревож­ности в семейных межличностных отношениях.

В рисунках дети могут выразить то, что им трудно бывает выска­зать словами, то есть язык рисунка более открыто и искренне передает смысл изображенного, чем вербальный язык. Изображение на рисунке себя непропорционально маленького, неподвижного и отсутствие «Образа — я» свидетельствует о переживании ребенком чувства неполноценности в семье, его депрессивности.

Общая деятельность всех членов семьи обычно характер и хорошую, благоприятную семейную ситуацию. Лишь 8,5% исследуемых детей в своих рисунках отображают такой характер взаимоотношений в семье. Большинство учащихся в общей деятельности соединяют лишь несколько членов семьи или вообще их автономизируют. По данным анализа рисунков, враждебность в семейных взаимоотношениях ни один ребенок не отмечает.

В полных семьях ребенок акцентирует внимание на членах семьи, редко изображая внешний мир предметов. Мир не обозначен как отчужденный, происходит взаимопроникновение мира семьи и внешнего мира, семья входит в него как элемент всей системы.


Проведенное исследование показало своеобразие рисунков детей из неполных семей.

Дети из неполной семьи стремятся заполнить поле рисунка, тем самым заполняя вакуум в своем семейном окружении. Дополнительные элементы присутствуют почти всегда, при этом они несут более абстрактный характер. Происходит разделение внутреннего мира семьи и внешнего, «другого» мира, который далек и отчужден. Проявляющаяся тенденция к дистантности, изоляции может быть основой формирования проблем взаимоотношений во взрослом.

Анализ исследования рисунков семьи свидетельствует о том, но в большинстве семей (83%) характер взаимоотношений вызы­вает у детей тревожность и конфликтность с членами семьи. Роди­тели не способны справляться с возрастными проблемами психи­ческого и личностного развития детей. Они настойчиво стремятся «создать» идеальный образ ребенка, проявляя при этом излишнюю требовательность и нетерпимость, завышенный уровень притя­заний в отношении возможностей детей. В семьях отмечается, родительская, и, что особенно страшно, материнская грубость, ко­мандный, агрессивный стиль взаимоотношений с собственными детьми.

Таким образом, причины нарушений в поведении и развитии обследуемых нами детей во многом определены особенностями отношений к ребенку в семье и стилю их воспитания. Главная фун­кция семьи заключается в том, чтобы в социальной адаптации ум­ственно отсталого ребенка исходить из его возможностей. Родители такого ребенка должны научиться регулировать степень психологи ческой нагрузки, которая не должна превышать его возможностей. Незнание или нежелание родителями знать основные закономерности психического развития своих детей, приводит к нарушению социализации, дискомфорту психического состояния ребенка, па­губно влияет на его эмоционально-личностное развитие.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных